Презентация для дошкольников «Расскажите детям о ели»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Расскажите детям о ели Задачи: расширять знания детей о ели, привлекать внимание детей; развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками; воспитывать любовь к природе. подготовила Яшина Светлана Владимировна, воспитатель МБДОУ № 87 «Золушка» г. Калуги
Ель является одним из главных символов Нового года и Рождества. Нередко ель становится темой детских песен: В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зелёная была.
Такую елочку из-за цвета хвоинок называют «голубой».
Ель цветёт весной, её плоды – шишки.
Живая изгородь из ели очень густа и практически непроходима. Часто используется для создания ветрозащитных полос, особенно вдоль дорог.
Семена служат кормом лесным птицам (дятел, клёст)
и грызунам (мышь, белка).
Еловые ветви называют «лапами», а ломаные ветви (использующиеся как настил) — «лапником».
Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.
Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (А. Рождественская)
Ее всегда в лесу найдешь — Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.
Номер материала: ДБ-561724
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сообщение-доклад Ель (где растет, виды, описание) 2, 3, 5, 7 класс
Ель относится к семейству сосновых. Это – вечнозеленое дерево, символ Нового Года. Ель может вырастать в высоту до пятидесяти метров, а жить до трехсот лет. В США растет ель, возраст которой – восемьсот пятьдесят два года.
Существует около сорока пяти разновидностей высоких елей. Из них можно отметить следующие: восточноевропейская или обыкновенная, сибирская, восточная, корейская, аякская, тянь – шаньская, ель Глена, канадская, красная, сербская, голубая.
Невысокие ели называются карликовими. Карликовые ели нашли широкое применение в области ландшафного дизайна и часто используются в украшении дома и интерьера. Различают следующие виды карликовых елей: ель Пуш, ель Нидиформис, ель Нана, ель Биалобок.
Ель размножается с помощью разнополых шишек. Когда семена созревают, шишка падает на землю и уносится ветром, иногда очень далеко. Размножаться ель начинает после пятнадцати лет роста.
Ель является не только декоративным растением, она находит широкое применение в различных областях. Используется кора ели, древесина, хвоя и шишки.
Древесина ели является очень «музыкальной» и обладает способностью «удерживать» звук. Скорость распространения звука в ели в пятнадцать раз больше распространения звука в воздухе. Раньше на Руси из ели делали гусли, а сейчас делают деки для виолончелей, скрипок и гитар. Для этого выбирают дерево без завитков и сучков. Так как раньше дома строили из ели, то реставраторы ищут на развалинах старых домов куски ели, который будут использовать при реставрации: считается, что такая ель с возрастом приобрела еще бОльшую музыкальность. Ель пытались заменить другим деревом, но второго такого «музыкального» дерева не нашли.
Вторая большая область ели – это лесохимическое производство. Из нее делают картон, бумагу, целлюлозу, получают скипидар. Из коры получают дубильные вещества, которые используют в промышленности для дубления кож и в медицине.
Из хвои выделяют эфирные фракции и летучие масла, которые используются с парфюмерной промышленности и медицине.
Ель находит большое применение в декоративном садоводстве и паркостроении. Часто ельники высаживают вдоль дорог для защиты от ветра. Орехи из шишек служат кормом для птиц и зверей.
Во многих странах ель наряжают на Новый Год. В Америке украшают елку задолго до католического Рождества. Украшают, в основном, съедобными украшениями: мандаринами, конфетами и красно-белыми леденцами в честь Иисуса Христа.
В Германии елки светятся и переливаются. Украшают их шарами, гирляндами, фигурками Санта Клауса.
В Финляндии берегут деревья, поэтому предпочитают наряжать искусственные елки самодельными украшениями.
Во многих странах на Новый Год наряжают не елку, а другие деревья: в Китае – мандариновое или апельсиновое дерево, в Мексике – пальму, в Африке – баобаб. Часто в азиатских странах наряжают не дерево, а грабли, чтобы в новом году «огрести» побольше богатства.
Доклад №2
Всего количество разновидностей елей составляет более 50 видов. Распространена ель по всему северному полушарию, встречается в Северной Европе и Америке, а так же во многих городах России.
Для роста северного дерева нужны определенные условия, такие как: тень, влага и умеренная температура. Из-за того, что эти хвойные растения не солнцелюбивые, молодые елочки часто получают ожоги. Влага и умеренный климат влияют особое значение, так как ели плохо переносят засушливые сезоны и высокие температуры, что сказывается на их росте.
Эти хвойные размножаются семенами, которые легко всходят. Шишки открываются в начале декабря, семена выпадают и ветром разносятся на огромные расстояния. Весной семя всходит и начинается жизнь нового росточка.
Еловые посадки чаще всего можно заметить в лечебно-оздоровительных местах, так как в составе хвои есть специальные вещества, которые очищают воздух.
Из этих растений делают множество различных бытовых вещей. Мягкая древесина используется в создании бумаги, ненатурального шелка и пороха.
Шишки тоже не бесполезны. Зачастую плоды елей задействуют в народной медицине, в них немалое количество эфирных масел и минеральных веществ.
Ели у всех с детства ассоциируются с Новым Годом. Множество столетий она являлась символом нового периода в жизни. В старину, из-за своего вечнозеленого окраса, ель сравнивали с молодостью и бессмертием.
Самое обычное и привычное нам растение, оказывается, имеет огромное количество интересных и полезных качеств.
2, 3, 5, 7 класс по биологии
Популярные темы сообщений
Мангуст – небольшой хищный зверек из семейства мангустовых ( выделено из сем. виверровые). Размером он чуть больше кошки (40-60 см), мордочка заостренная, тело длинное и гибкое, на лапах по 5 пальцев, когти невыдвижные. Ноги у него такие короткие,
Так сложилось в процессе эволюции, что человек – единственное разумное существо на планете. То есть человек находиться на самой высшей ступени развития, из-за способности мыслить и разговаривать,
Сегодня туристические походы набирают большую популярность. Турпоход — это мероприятие как групповое, так и индивидуальное, основанное на передвижении различным путем по маршруту в определенных целях.
Занятие по ознакомлению с природой «Хвойные деревья: сосна и ель»
Елена Ордина
Занятие по ознакомлению с природой «Хвойные деревья: сосна и ель»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
«ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ ЕЛЬ И СОСНА»
• Продолжать знакомить детей с деревьями
• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
• Развивать умение сравнивать, находить различия и сходства между деревьями в строении стволов, расположения веток и различии хвои, шишек и семян.
• Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах, развивать органы чувств, обоняния, осязания и зрительное восприятие
• Воспитывать бережное отношение к объектам природы и желание сохранять их живыми в ней.
• Продолжать учить детей отвечать разными типами предложений
Сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева,запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.
Взгляните на картинки. На какой из них изображена сосна? А на какой ель? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом дальше мы пойдём
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам сесть за стол и сравнить ветки ели и сосны.
Воспитатель: У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь, покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.
(по длинным иголкам, веточка у сосны толще, чем у ели,у сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки,иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной,у сосны иголки длиннее, а у ели – короче,ветка елочки колючая,почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть,у сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие. Потрогайте веточки, какие они?
Почему веточки колючие? (Колючие иголочки.)
Посмотрите, как на веточках много иголочек.
Какого цвета иголочки? (Зеленые.)
Потрогайте осторожно иголочки, какие они? (Маленькие, острые, колючие.)
Да, иголочек у них много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку.
Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками). У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки. Сравните шишки сосны и ели.
Еловая большая, сосновая – маленькая.
Еловая шишка не колючая, сосновая – да.
Шишка еловая овальной формы, а сосновая – круглой.
Вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?
(Иголки – это их листики.)
Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели (Хвоя.)
Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Положите веточку себе на ладошку, накройте ладонью и слегка потрите. Что почувствовали?
Воспитатель: Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.
Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Из хвойных деревьев добывают эфирные масла (показать, которые используются для косметики. Запах имеет яркий аромат. Ребята вам нравится аромат? Что про него можно сказать, какой он (сильный, яркий, приятный, резкий).
Ребята, а давайте подберем красивые слова для описания ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая). А как мы можем описать сосну? (высокая, одинокая, могучая, смолистая).
Воспитатель; Правильно, молодцы. А теперь я прочитаю вам стихотворение Ирины Токмаковой о сосне:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Воспитатель: И правда сосны бывают очень высокими,могучими.
Воспитатель: А еще у меня есть про ель стихотворение Гончарова Николая
Какой бы лютый холод не был,
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Воспитатель: Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? Сколько их на территории садика?Зачем их посадили? (Ответы детей)
(запах очень полезен, поэтому полезно, особенно в теплую погоду после дождя и грозы погулять в сосновом бору. Воздух чистый, здоровый и полезный.)
Воспитатель: Давайте вспомним, в чем их сходство?
Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее. Напомните мне, пожалуйста, как можно назвать сосну и ель одним словом?
Дети: Вечнозеленые, хвойные.
Воспитатель: Мы много узнали о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. Молодцы! А из этих веточек мы с вами сделаем поделку потом.
И когда мы отправимся на прогулку, мы сможем и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой «Наш огород» ЧОУ «Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль» Интегрированное занятие по ознакомлению с природой во второй младшей группе №4.
Хрестоматия. «Деревья России. Ель» Ель. Ель (лат. Picea) – это вечнозеленое хвойное дерево, символ Нового года. Относится к порядку сосновые, семейству сосновые, роду ель.
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев.
Конспект НОД по ознакомлению с природой в детском саду Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не.
Конспект занятия по развитию речи «Хвойные и лиственные деревья» ХВОЙНЫЕ И ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. ЦЕЛИ: 1. Сопоставление деревьев — подготовка к составлению простейшего описания. 2. Закрепление представлений.
Занятие по ознакомлению с природой «Зимующие птицы» в младшей группе Ознакомление с природой. Младшая группа. «Зимующие птицы». Программное содержание: дать представление о понятиях «зимующие птицы», «кормушка».
Презентация к занятию по окружающему миру на тему «Хвойные и лиственные деревья» (подготовительная группа) Слайд 1. Хвойные и лиственные деревья Слайд 2. Воспитатель рассказывает, что все это листья, включая хвоинки. Вместе играют в игру «От.
Занятие по ознакомлению с природой «Подарим бумаге вторую жизнь» анятие в старшей-подготовительной группе «Подарим бумаге вторую жизнь!» Цели: 1. Сохранение и ответственное потребление природных ресурсов.
Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Живые цветы лета» ]Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе. «Живые цветы лета». Цель: формирование представлений о природе, основанных.
Занятие по ознакомлению с природой в средней группе «Перелетные и зимующие птицы» Занятие по ознакомлению с природой в средней группе «Перелетные и зимующие птицы». Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
Презентация к уроку
Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из леса прилетела сова и принесла какое-то письмо. Что же в нем? А, здесь загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Слайд 4
В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.
Слайд 5
Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:
Педагог. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?
Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.
Слайд 6
Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.
Слайд 10
Слайд 11
Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.
Слайд 12
Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.
Слайд 13
Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.
Слайд 14
Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.
Слайд 15
У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.
Слайд 16
Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Слайд 17
Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.
Слайд 18
У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.
Слайд 19
Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.
Слайд 20
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Слайд 21
Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.
Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.
Физминутка
Слайд 22
У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.
Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.
В пословице говорится:
“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.
Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.
В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.
У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.
Слайд 23
Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.
Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.
Слайд 24
У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.
Слайд 25
Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.
Слайд 26
Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.
Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.
В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!
В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.
Слайд 27
Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.
Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.
Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.
Слайд 28
К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.
Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.
Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.
Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.
Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.
Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.
Слайд 29
Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору.
Слайд 30
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.
Слайд 31
Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.
Слайд 32
Делают детские игрушки.
Слайд 33
Слайд 34
Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.
Слайд 35
Слайд 36
Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.
Слайд 37
На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.
С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.
Слайд 38
В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.
Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.
Слайд 39
Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.
Слайд 40
Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!
Слайд 41
Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.
Педагог. Наше занятие подошло к концу.
Слайд 42
Спасибо за внимание!
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.
3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.
5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.