Рассказ про елочку красавицу в зимнем лесу

Сказки

Елочка. сказка для детей

Родилась в лесу Елочка. Никто ее не садил. Она сама проросла во мху на сырой земле из семечка прошлогодней еловой шишки. Вначале Елочка была тоненьким росточком. Но через несколько лет из росточка выросло деревце, зелененькое, пушистое. Только маленькую Елочку в большом лесу никто еще не приметил.
Повсюду росли деревья: высокие ели и сосны, березы и рябины, осины и дубы. На лесных лужайках цвели ромашки и колокольчики, фиалки и незабудки, краснели ягодки земляники, порхали бабочки и стрекозы, прыгали кузнечики.
Однажды к тому месту, где росла Елочка, подошел молодой человек. Это был лесник. В руках он держал два саженца. Это были близнецы, тоже елочки, только с веточками не зеленого, а голубого цвета. Лесник заметил маленькую зеленую Елочку и решил посадить рядом с ней своих близняшек. «Пусть, мол, растут вместе. Им будет веселее!» Посадив деревца в землю, лесник ушел. Так рядом с малышкой и поселились две сестрички.
Шло время. Все три деревца росли и хорошели. Наша знакомая Елочка поблескивала на солнышке своими зелеными веточками, а близняшки – голубыми. Как-то бежал по лесу Зайчик. Увидел близняшек. Понравились они ему. Помахал он серым хвостиком, погладил самые маленькие голубенькие веточки и мило улыбнулся во весь свой заячий рот:
– Эти веточки похожи на мой хвостик. Такие же мягкие и пушистые. Интересно!
Попрыгал Зайчик вокруг голубых красавиц и убежал. А следом за ним пришла Лиса.
– Ах, какие славные голубые елочки растут в нашем лесу! – похвалила она сестричек. – Жаль, что они еще маленькие, а то б я в теньке под ними посидела.
Еще много кто из зверей пробегал по тропинке рядом с елочками. И все смотрели на близняшек, замечая их красоту. А на зеленую Елочку никто внимания не обращал.
«Почему я не такая как они?» – думала малышка и понуро склоняла зеленую верхушечку вниз, к земле. Ей было очень обидно! От огорчения и от того, что ее никто не замечает, зеленая Елочка вдруг стала колючей-колючей, как Ежик!
А наутро, когда солнышко чуть-чуть осветило лес, к Елочке подлетел Соловушка. Он хотел сесть на ее зеленую верхушку и утреннюю песенку спеть, только сделать это лесной певец не смог. Потому что больно уколол свою лапку.
– Зачем ты колешься? Ведь я к тебе с добром, с песней. Хочу рассказать всем, какая ты красивая: пушистая, зелененькая и хорошо пахнешь!
– Правда? – удивилась Елочка. – Ты считаешь, что я красивая?
– Конечно! – пропел Соловушка, летая вокруг и восхищенно глядя на нее.
– Тогда, почему все хвалят близняшек за их голубые платьица. А меня, за мое, зелененькое, еще никто, кроме тебя, не похвалил?
– А ты не обижайся, что на них не похожа. Твой зеленый наряд красив по-своему. Вон, какая ты пушистая! А вырастешь, целая стайка синичек сможет укрыться от зимней стужи в твоих густых веточках.
От таких добрых слов Соловушки Елочка словно расцвела. Еще больше распушилась, а ее иголочки стали мягонькие-мягонькие! Уселся Соловей на верхушку зеленой красавицы и песенку запел. О том, как хорошо в лесу, сколько вокруг растет больших и малых деревьев. И как они все красивы, сколько пользы и добра приносят жителям леса. Слушали эту песенку сосны и ели, березы и рябины, дубы и осины и понимали, какой чудо-певец, доброй души молодец, живет рядом с ними.
Много лет прошло с тех пор. Все три елочки выросли и превратились в высокие взрослые деревья. Летним днем под ними часто прячутся от зноя лисички и зайчики, ежики и мышки, бабочки и жучки. А зимой в густые ветви забираются синички и воробушки, чтобы укрыться от мороза.
Голубые ели давно подружились со своей зеленой соседкой. Как же иначе? Ведь они всегда рядом, и если что случится, смогут помочь друг дружке: заслонить от холода или дать добрый совет.
Как-то весной шел по лесу старый человек. Это был тот самый лесник, который когда-то давно посадил близняшек рядом с Елочкой. Посмотрел старик на три высокие ели, подошел к каждой, дотронулся до самых маленьких веточек, лапочек, что только-только вылупились из почек, улыбнулся и сказал:
– Какие же нежные и мягонькие эти ваши веточки! Словно я потрогал детские пальчики! А какими вы стали большими и стройными! Живите долго-долго, милые земные создания, и радуйте всех своей красотой!
Старик пошел дальше, вглубь леса, туда, где росли другие деревья, тоже когда-то посаженные им. А голубые ели с благодарностью смотрели ему вослед. Ведь этот человек подарил им жизнь!
В лесу вдруг стало тихо-тихо. Может быть, от того, что все деревья подумали о том, как прекрасно, что они живут на свете, что у них есть свой лес, свои братья и сестры. И, хотя, все они – разные, но, все же, каждое дерево по-своему прекрасно. Ведь в каждом деревце заложена своя доброта, своя красота, свое очарование.

Источник

Сочинение Елочка в зимнем лесу

Песню «В лесу родилась елочка» любят все. Ее можно петь одному и хором. И под нее можно водить хоровод. В этой короткой песне про елочку написано очень много. Как она росла в лесу и была зимой и летом зеленая. Елочка относится к вечнозеленым растениям. Это такие растения, у которых осенью не облетают листья или иголки. Иголки елки называются хвоинками. Длина их колеблется от 1 до 2,5 сантиметров. Хвоинки елки живут около 6 лет, а потом на их месте вырастают новые. На елке растут шишки, которые могут достигать в длину до 15 сантиметров. Шишки начинают появляться после того, как елочке исполнится 2 года. Большое скопление елок называется ельником. Елки живут от 200 до 300 лет и могут вырасти очень высокими, иногда высота елки достигает более 50 метров. Елки или ели используются в декоративном садоводстве, их часто наряжают в разных странах на Рождество и Новый год. В России главную елку наряжают в Кремле, а в Америке – в Рокфеллер-центре Нью-Йорка.

В разных странах елки наряжают по-разному. В Финляндии вешают украшения, сделанные своими руками и флаги разных стран. Немцы любят шары и разные фигурки щелкунчика. В Швеции елку устанавливают не дома, а во дворе и украшают фигурками животных, особенно любят козлов. В Англии вешают много ярких гирлянд. В Америке, кроме игрушек, на елку принято вешать конфеты, мандарины и другие съедобные украшения.

Ствол елки прямой, ветви расположены ярусами или одна над другой. Ветви более высокого яруса короче нижнего, поэтому елочка имеет форму конуса. Елка – очень стройное и красивое дерево. Красивое и зимой, и летом. Но зимой она особенно привлекательна, потому что на ее ветвях лежит снег. Ведь белый снег на темно-зеленой елочке – это очень красиво. Так ее укутывает дед Мороз, чтобы она не замерзла. Это поется в песне. А метель каждый вечер поет ей колыбельную. И елочке вовсе не скучно в лесу и зимой, и летом. По ветвям ее прыгают белки, под ней прячутся зайцы. Иногда пробегают голодные серые волки.

Читайте также:  Рассказ про канаду и снег олени

Елки, которые растут в лесу, называются натуральными или живыми. Есть еще искусственные. Раньше, когда еще не придумали искусственные елки, на Новый год рубили очень много натуральных. Их ставили в ведро с песком, с водой или просто в деревянную крестовину. Но в крестовине елка быстро осыпалась. А в ведре с водой могла стоять очень долго. В одной семье елка простояла месяц, и на ней стали расти новые иголки, а на кончиках веток появились очень маленькие шишечки. Было жалко выкидывать живую елку, и ее оставляли еще и еще. Так она простояла до Восьмого марта. В мишуре и с украшениями. Но потом пришлось выбросить.

Раньше искусственные елки очень сильно отличались от натуральных. Теперь же можно купить искусственную елку, которую ни за что нельзя отличить от натуральной. И это очень здорово. Ведь все растения – живые, и елочка – тоже живая. Пусть растет долго-долго. В своем ельнике среди своих подруг.

Елочка в зимнем лесу

Популярные сочинения

В басне «Слон и Моська» И.А. Крылов описывает, как по улицам напоказ водили Слона. Было много зевак, наблюдавших за животным, но особенно шумно вела себя Моська.

В нашем городе много парков, цветов и деревьев. Я здесь родилась и люблю этот город. Мне нравится гулять по городу, особенно летом после дождя. Я скучаю по нему, уезжая надолго.

Источник

Сочинение про елочку в зимнем лесу

Самым необходимым и главным атрибутом Нового года была и остается всегда новогодняя ель. С ее появлением в доме как раз и воцаряется праздничная атмосфера и настроение.

Каждый год для новогодней ели мы покупаем какие-нибудь новые наряды. Все зависит от предстоящего года и, конечно, от настроения при выборе в магазине. Но в основном мы заранее продумываем весь наряд нашей елочки.

Самым интересным и долгожданным для детей является именно украшение новогодней ели. Вот так и я прошу всегда у родителей быть главной при этом действии. На самой верхушке нашей ели всегда устанавливается звезда. Она уже как традиция новогоднего праздника в моей семье, и ее мы никогда не меняем из года в год. У нас звездочка красного цвета с подсветкой. Ну, а потом всегда по-разному мы наряжаем новогоднюю красавицу. Но обязательно развешиваем светящуюся гирлянду, на которой много режимов свечения. Без нее елка будет не совсем нарядной и сказочной. Всевозможные бусы, мишура, разноцветные шары и фигурки попадают на новогоднюю ель. А под самой елкой у нас стоят фигуры Деда Мороза, Снегурочки и символа года.

Вот когда главный атрибут предстоящего праздника полностью готов, можно уже каждый день заглядывать под елочку в ожидании подарков. И самое интересное и забавное в том, что все члены семьи без исключения делают это, надеясь на какое-то волшебство и свершения чуда. А сколько радости и бурных эмоций, когда эти подарки находятся. И, разумеется, много фотографий у этой новогодней красавицы, чтобы вспоминать ее волшебство.

Сочинение 2

Мне всегда говорили, что Новый год ассоциируется с подарками, снеговиком, речью президента и веселыми разговорами за общим столом. Конечно же именно так, все это и сопровождает столь чудесный праздник, но знаете, что создает столь сказочную атмосферу? Елка! Самая обычная ель, которую мы ставим в главной комнате и украшаем самыми различными игрушками.

Как-то раз в моем доме перед самым праздником появилась живая ель, она стояла посреди зала и, раскинув своим пушистые ветви, упиралась своей верхушкой в самый потолок. Такая большая и величественная, она сразу же превзошла все предыдущие елочки, конечно, куда им, искусственным заменам, до этой красавицы? Честно говоря, мне всегда казалось, что стоит мне зайти в зал, она сразу же приветственно качает своими веточками.

Конечно же ее надо было нарядить! Иначе это была бы не новогодняя елка, а просто дерево, располагающееся около праздничного стола. Достав со шкафа большую коробку с украшениями. Тут есть все, и старые игрушки, на которых уже отколупывается краска, но их жалко выбросить, ведь это память, и стеклянные шары, разных цветов и размеров, и какие-то снежинки, бусы, дождики, фигурки и прочее.

Сам процесс украшения всегда считался семейным. Все, от мала до велика, собирались перед этим растением и вешали на него все, что находили в заветном коробе, иногда даже приходят друзья и помогают нам с этим делом. Порой мы делаем для нее игрушки сами, некоторые из них аккуратные, некоторые нет, но какая разница, если все это сделано с душой? Правильной, разницы нет.

Проходит время, игрушек в коробке уже нет, но надо же, только посмотрите, как преобразилась елка! Шары висят на ней, блестят тут и там фигурки, задорные олени, полненькие снеговики, белоснежные снежинки, бантики, ленты, карамельки и множество других деталей, которые завершают ее вид, все это свисает с ее пушистых ветвей, или наоборот, плотно прилегает к иголочкам. Но этот еще не все сюрпризы. Папа, как и обычно, величественно подходит к розетке и втыкает в нее гирлянду, мама подскакивает и выключает свет, так загадочно и лукаво улыбаясь. В приятном полумраке, начинают мигать разноцветные огоньки, пестреют и завершают образ.

Новогодняя ёлка – нечто прекрасное, нечто, что помогает нам проникнуться духом Нового Года.

Сочинение про ёлочку

Жизненный рассказ Макса Фрая о сельской школе и трогательном сочинении ученицы про природу. Пять за неожиданный финал и мораль! Не забывайте: лучший урок для ребенка – собственный пример.

«В середине восьмидесятых мне довелось учительствовать в сельской школе. Школа находилась в поселке Таватуй, в Свердловской области.

В поселке жили работники лесничества и железнодорожные рабочие. Там не было бани, магазина, кино и прочей индустрии разврата. Зато были школа-восьмилетка и библиотека.

Однако, не следует думать, будто население поселка Таватуя жило исключительно интеллектуальными радостями. Чего не было, того не было.

Население прекрасно справлялось с отсутствием бани и магазина, катаясь на лыжах, санях, тракторах и электричке в соседний поселок. В свободное от культпоездок время, оное население жизнерадостно пьянствовало.

Местная молодежь в количестве трех незамужних девиц (мальчики, отслужив в армии, домой обычно не возвращались) раз в неделю, на выходные, уезжала в город Свердловск и получала там культурную жизнь по полной программе. Поэтому в библиотеке до моего появления была всего одна читательница: учительница Таня. Она ждала из армии жениха, и поэтому по вечерам ей было нечем заниматься.

Детей в школе было, понятно, мало. В четвертом классе у меня было пять учеников, в шестом – трое, в седьмом – одиннадцать, в восьмом – шесть. Первый класс учила заневестившаяся читательница Таня, второй и третий – безымянная тётенька, которая ездила на работу из закрытого города без названия, а в пятом русский язык и литературу вела директор школы Таисия Андреевна, которая тянула на себе все гуманитарные предметы, какие только можно придумать. Дома она выращивала лимоны и апельсины в кадках. У нее был цветной телевизор, что автоматически делало ее духовным лидером поселка. Слово Таисии Андреевны было законом, почище решений партии и сельсовета.

Читайте также:  Рассказ про тюльпаны 2 класс окружающий мир

Еще в школе были математик Александр Григорьевич и его жена, тоже Александра, которые поделили между собой все более-менее точные науки; Александр Григорьевич как-то справлялся еще с географией и физкультурой.

Других педагогических кадров в нашей школе не было.

Дети в поселке Таватуй, надо сказать, были очень хорошие. Добрые, симпатичные, с изрядным воображением. Кроме, разве что, некоторых восьмиклассниц, которые достигли преждевременной зрелости, и были уже вовсе не дети, а маленькие тётки.

С прочими детьми была только одна проблема: почти все они едва читали по слогам. О том, как они писали, лучше не вспоминать даже. Почти никак они не писали, честно говоря. В такой ситуации нужно было что-то срочно придумывать.

Приходилось читать им вслух некоторые программные тексты, маленькими отрывками, потом обсуждать и анализировать прочитанное, объяснять поведение героев с точки зрения детского житейского опыта. Эти дети, надо сказать, почти всегда меня изумляли свежестью подхода. Например, объяснили мне, что Татьяна осталась со своим стариком потому, что он «наверное, не пьёт и не бьёт ее, а с Онегиным ещё неизвестно, как повернётся».

Поскольку сразу стало ясно, что писать сочинения эти дети не могут, пришлось изобрести жанр «устного сочинения». Пусть, – думалось мне, – хоть говорить свободно и интересно научатся, это даже полезнее, чем писать. Поэтому раз в неделю, мы с детьми рассказывали друг другу сказки и истории на разные темы. С маленькими классами это очень легко: каждый успеет выступить, никому не обидно.

Замечательную в своем роде историю рассказала рыжая девочка Наташа, дочка школьной уборщицы. Она училась в шестом классе, писала огромными младенческими буквами наскальные надписи в тетрадках, читала даже не по слогам, а по буквам и, при всем при том, обладала живым умом и ангельским взором. Вот её история, почти дословно: очень уж она меня тогда потрясла.

Однажды папка шел со станции и нес мамке чекушку. Сам он выпил еще в магазине, с друзьями, поэтому устал и решил поспать. Лег, поспал, потом встал и пошел домой. Мамка спрашивает: где чекушка? Посмотрели – нет чекушки! Мамка тогда его чуть-чуть прибила, но не больно. Мамка вообще добрая, больно не бьется. Потом спрашивает: ты где валялся? Папка говорит: под ёлочкой спал, когда со станции шёл. Они тогда пошли обратно, к станции, искать чекушку. Смотрели под всеми ёлочками – нет чекушки. Пошли они обратно. Мамка поплакала, папку опять прибила, но не очень больно, потому что она вообще добрая. Потом стали опять искать чекушку. Поискали, поискали и нашли! Но не под ёлочкой, а под сосенкой!

Я, понятно, хлопаю глазами, поспешно стараюсь придумать добрые слова для ребенка, рассказавшего такую историю. И тут Наташа кладет меня на лопатки. Добавляет назидательно:

Вот как важно любить и знать родную природу! Если бы папка знал, чем отличается ёлочка от сосенки, они бы чекушку сразу нашли! И мамка его второй раз не побила бы!»

© Макс Фрай, «Сказки и истории», 2004

Сочинение про Новогоднюю елку

Новый Год — волшебная пора. Это самый сказочный праздник, когда сбываются все мечты и желания, когда все беды отступают и все неприятности становятся нипочём. Особенную изюминку этому торжеству придаёт новогодняя ёлка, которую наряжают как настоящую лесную царевну.

Каждый год, в начале декабря становится вопрос о том, где же взять ель. Кто-то идёт в лес и приносит оттуда пышную, зелёную красавицу, кто — то покупает её в специальных местах, а некоторые используют искусственную, которая не уступает настоящей. Ей приготовлено самое почётное место в доме. Для убранства главной героини праздника из шкафа достают ёлочные украшения: разноцветные шарики, блестящая мишура, разные зверушки, сказочные герои, и, конечно, верхушка. Она — особенная. Большая, красивая и выглядит так, будто сделана из самого чистого льда.

Чуть позже приходит черёд самого ответственного дела — преображения ёлки. Это не так просто, как кажется поначалу. Нужно иметь смекалку, чтобы составить красивую композицию из всех декораций. Нельзя допускать пробелов и нельзя вешать в одно место слишком много всего. Нужно учитывать, подходят ли игрушки по цвету и размеру. Здесь ли их место или нужно перевесить.

После того, как новогодняя красавица украшена, нужно позаботиться о пространстве вокруг неё. Для этого есть фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Не нужно забывать о плющевых защитниках, которые займут почётный караул, чтобы охранять подарки, которые в полночь принесёт Дедушка Мороз.

Когда все приготовления закончены, можно насладиться своими трудами. Ведь произошло настоящее чудо. За короткое время обычная ель стала новогодней принцессой, которая принесёт в дом счастье, радость и много — много подарков.

Однако, жаль, что это не навсегда. Через какое — то время сказка закончится. От подсохшей ёлки придётся избавится. Лучший способ это сделать – отнести её в пункт переработки древесины. Там она ещё не раз сможет принести пользу. В этот момент многим становится грустно. Ведь это значит, что наступили обычные серые будни. Вот — вот дети пойдут в детские сады и школы, а взрослые на работу. Но волшебство никогда не заканчивается. И если весь следующий год люди будут весёлыми, добрыми и немного поверят в сказку, то лесная красавица обязательно вернётся в их дома и займёт своё почётное место.

Сочинение на тему Новогодняя елка

Сочинение про Новогоднюю елку 3 класс — описание

Я проснулся рано утром. Я так ждал этого дня! Сегодня мы с папой пойдем в лес за елкой.
Скоро наступит Новый Год, и нам нужно подготовить зеленую красавицу к празднику.

На улице сильный мороз, поэтому я оделся потеплее. Пробираясь сквозь деревья и кустарники мы с папой шли в самую глубь леса. Тишина, только слышно, как хрустит снег под ногами.

И вот мы вышли на опушку леса. Елочек здесь было очень много. Мы с папой выбрали самую пушистую и красивую елочку, срубили ее и отправились

Дома нас ждал горячий чай. Согревшись, мы начали украшать елочку. Блестящие, яркие игрушки, сверкающая гирлянда, разноцветный переливающийся дождь: все это стало настоящим украшением для нашей елочки.

В самом низу елочки висели крупные шарики, а ближе к макушке — сосульки и мелкие шарики. Около ствола елки можно найти избушку и маленького ежика. Я изучил каждую игрушку на елочке. Они были такие красивые и необычные. Блестящая мишура обвивала ветки дерева, а дождь струился от самой макушки до пола.

Наверху у елочки горела звезда.

В новогоднюю ночь наша елочка переливалась всеми цветами. Лампочки гирлянды

мигали, отражаясь в шариках, мишура тихо шуршала. Без новогодней елки не было праздника.

Именно она является символом Нового Года!

Праздник Новогодняя елка

Есть множество событий в жизни ребенка, которые приносят ему много радости. Это и просто выходные дни, когда можно беззаботно провести время с друзьями, и каникулы, когда есть достаточно времени, чтобы посетить новые места, и конечно «красные дни календаря» — праздники, когда обычно за праздничным столом собираются все родственники и близкие друзья.

Читайте также:  Рассказ о биологии как о науке
Любимые праздники ребенка

Самые любимые праздники для ребенка это конечно же день рождения и Новый год. День рождения мы любим за то, что получаем не только подарки, но внимание, которое всегда куда более ценно чем игрушки, даже самые желанные. В день рождения мы чувствуем невероятный подъем энергии и энтузиазм, ведь становимся еще на шаг ближе к взрослой жизни.

Хотя наши родители и говорят, что быть взрослым не так хорошо, как кажется нам, детям, и скорее всего они правы, но все же мы эдем того момента, когда сможем говорить на равных со своими учителями, наставниками и родителями.

Новый год 5 класс

Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда, и пускай эти слова многим покажутся банальными, это на самом деле так. В Новый год тоже получают подарки, что приносит много радости и удовольствия, особенно самым маленьким детям.

Малыши вообще намного больше любят этот праздник, чем старшие ребятишки и конечно же взрослые, ведь для них сказочных дух еще остается реальным. Дед Мороз, Снегурочка, живой Снеговик, которых они видели в мультфильмах, для них такие же привычные существа, как и обычные прохожие.

Описание Новогодняя елка 3 класс

Еще одно событие, которое неразрывно связано с этим праздником — это конечно же новогодняя елка. В эту пору простое дерево, которое мало может заинтересовать в обычное время, становится одним из главных атрибутов праздника.

Можно долго вспоминать историю появления этого дерева в нашей культуре, но история не может передать тех чувств, которые испытывает ребенок, когда в одно морозное утро, проснувшись он услышит запах хвои. Дети в этот день просыпаются не так как обычно: они не лежат подолгу в кроватях, а встают сразу, без каких либо промедлений. Они стараются как можно быстрее переодеться, чтобы начать облачать в праздничный наряд елку.

Конечно же, многие малыши чувствуют некоторое разочарование, ведь часто они не способны дотянуться до ветки, которая им так приглянулась для очередной игрушки. Но даже это все забывается, когда наконец включают гирлянды и елка начинает ярко сиять и переливаться.

3 класс, 5 класс, 4 класс.

LiveInternetLiveInternet

Сочинение про ёлочку

Жизненный рассказ Макса Фрая о сельской школе и трогательном сочинении ученицы про природу. Пять за неожиданный финал и мораль! Не забывайте: лучший урок для ребенка – собственный пример.

Иллюстрация: Thomas Kinkade

«В середине восьмидесятых мне довелось учительствовать в сельской школе. Школа находилась в поселке Таватуй, в Свердловской области.

В поселке жили работники лесничества и железнодорожные рабочие. Там не было бани, магазина, кино и прочей индустрии разврата. Зато были школа-восьмилетка и библиотека.

Однако, не следует думать, будто население поселка Таватуя жило исключительно интеллектуальными радостями. Чего не было, того не было.

Население прекрасно справлялось с отсутствием бани и магазина, катаясь на лыжах, санях, тракторах и электричке в соседний поселок. В свободное от культпоездок время, оное население жизнерадостно пьянствовало.

Местная молодежь в количестве трех незамужних девиц (мальчики, отслужив в армии, домой обычно не возвращались) раз в неделю, на выходные, уезжала в город Свердловск и получала там культурную жизнь по полной программе. Поэтому в библиотеке до моего появления была всего одна читательница: учительница Таня. Она ждала из армии жениха, и поэтому по вечерам ей было нечем заниматься.

Детей в школе было, понятно, мало. В четвертом классе у меня было пять учеников, в шестом – трое, в седьмом – одиннадцать, в восьмом – шесть. Первый класс учила заневестившаяся читательница Таня, второй и третий – безымянная тётенька, которая ездила на работу из закрытого города без названия, а в пятом русский язык и литературу вела директор школы Таисия Андреевна, которая тянула на себе все гуманитарные предметы, какие только можно придумать. Дома она выращивала лимоны и апельсины в кадках. У нее был цветной телевизор, что автоматически делало ее духовным лидером поселка. Слово Таисии Андреевны было законом, почище решений партии и сельсовета.

Еще в школе были математик Александр Григорьевич и его жена, тоже Александра, которые поделили между собой все более-менее точные науки; Александр Григорьевич как-то справлялся еще с географией и физкультурой.

Других педагогических кадров в нашей школе не было.

Дети в поселке Таватуй, надо сказать, были очень хорошие. Добрые, симпатичные, с изрядным воображением. Кроме, разве что, некоторых восьмиклассниц, которые достигли преждевременной зрелости, и были уже вовсе не дети, а маленькие тётки.

С прочими детьми была только одна проблема: почти все они едва читали по слогам. О том, как они писали, лучше не вспоминать даже. Почти никак они не писали, честно говоря. В такой ситуации нужно было что-то срочно придумывать.

Приходилось читать им вслух некоторые программные тексты, маленькими отрывками, потом обсуждать и анализировать прочитанное, объяснять поведение героев с точки зрения детского житейского опыта. Эти дети, надо сказать, почти всегда меня изумляли свежестью подхода. Например, объяснили мне, что Татьяна осталась со своим стариком потому, что он «наверное, не пьёт и не бьёт ее, а с Онегиным ещё неизвестно, как повернётся».

Поскольку сразу стало ясно, что писать сочинения эти дети не могут, пришлось изобрести жанр «устного сочинения». Пусть, – думалось мне, – хоть говорить свободно и интересно научатся, это даже полезнее, чем писать. Поэтому раз в неделю, мы с детьми рассказывали друг другу сказки и истории на разные темы. С маленькими классами это очень легко: каждый успеет выступить, никому не обидно.

Замечательную в своем роде историю рассказала рыжая девочка Наташа, дочка школьной уборщицы. Она училась в шестом классе, писала огромными младенческими буквами наскальные надписи в тетрадках, читала даже не по слогам, а по буквам и, при всем при том, обладала живым умом и ангельским взором. Вот её история, почти дословно: очень уж она меня тогда потрясла.

Однажды папка шел со станции и нес мамке чекушку. Сам он выпил еще в магазине, с друзьями, поэтому устал и решил поспать. Лег, поспал, потом встал и пошел домой. Мамка спрашивает: где чекушка? Посмотрели – нет чекушки! Мамка тогда его чуть-чуть прибила, но не больно. Мамка вообще добрая, больно не бьется. Потом спрашивает: ты где валялся? Папка говорит: под ёлочкой спал, когда со станции шёл. Они тогда пошли обратно, к станции, искать чекушку. Смотрели под всеми ёлочками – нет чекушки. Пошли они обратно. Мамка поплакала, папку опять прибила, но не очень больно, потому что она вообще добрая. Потом стали опять искать чекушку. Поискали, поискали и нашли! Но не под ёлочкой, а под сосенкой!

Я, понятно, хлопаю глазами, поспешно стараюсь придумать добрые слова для ребенка, рассказавшего такую историю. И тут Наташа кладет меня на лопатки. Добавляет назидательно:

Вот как важно любить и знать родную природу! Если бы папка знал, чем отличается ёлочка от сосенки, они бы чекушку сразу нашли! И мамка его второй раз не побила бы!»

© Макс Фрай, «Сказки и истории», 2004

Источник

Познавательное и интересное