Сочинение Елочка в зимнем лесу
Песню «В лесу родилась елочка» любят все. Ее можно петь одному и хором. И под нее можно водить хоровод. В этой короткой песне про елочку написано очень много. Как она росла в лесу и была зимой и летом зеленая. Елочка относится к вечнозеленым растениям. Это такие растения, у которых осенью не облетают листья или иголки. Иголки елки называются хвоинками. Длина их колеблется от 1 до 2,5 сантиметров. Хвоинки елки живут около 6 лет, а потом на их месте вырастают новые. На елке растут шишки, которые могут достигать в длину до 15 сантиметров. Шишки начинают появляться после того, как елочке исполнится 2 года. Большое скопление елок называется ельником. Елки живут от 200 до 300 лет и могут вырасти очень высокими, иногда высота елки достигает более 50 метров. Елки или ели используются в декоративном садоводстве, их часто наряжают в разных странах на Рождество и Новый год. В России главную елку наряжают в Кремле, а в Америке – в Рокфеллер-центре Нью-Йорка.
В разных странах елки наряжают по-разному. В Финляндии вешают украшения, сделанные своими руками и флаги разных стран. Немцы любят шары и разные фигурки щелкунчика. В Швеции елку устанавливают не дома, а во дворе и украшают фигурками животных, особенно любят козлов. В Англии вешают много ярких гирлянд. В Америке, кроме игрушек, на елку принято вешать конфеты, мандарины и другие съедобные украшения.
Ствол елки прямой, ветви расположены ярусами или одна над другой. Ветви более высокого яруса короче нижнего, поэтому елочка имеет форму конуса. Елка – очень стройное и красивое дерево. Красивое и зимой, и летом. Но зимой она особенно привлекательна, потому что на ее ветвях лежит снег. Ведь белый снег на темно-зеленой елочке – это очень красиво. Так ее укутывает дед Мороз, чтобы она не замерзла. Это поется в песне. А метель каждый вечер поет ей колыбельную. И елочке вовсе не скучно в лесу и зимой, и летом. По ветвям ее прыгают белки, под ней прячутся зайцы. Иногда пробегают голодные серые волки.
Елки, которые растут в лесу, называются натуральными или живыми. Есть еще искусственные. Раньше, когда еще не придумали искусственные елки, на Новый год рубили очень много натуральных. Их ставили в ведро с песком, с водой или просто в деревянную крестовину. Но в крестовине елка быстро осыпалась. А в ведре с водой могла стоять очень долго. В одной семье елка простояла месяц, и на ней стали расти новые иголки, а на кончиках веток появились очень маленькие шишечки. Было жалко выкидывать живую елку, и ее оставляли еще и еще. Так она простояла до Восьмого марта. В мишуре и с украшениями. Но потом пришлось выбросить.
Раньше искусственные елки очень сильно отличались от натуральных. Теперь же можно купить искусственную елку, которую ни за что нельзя отличить от натуральной. И это очень здорово. Ведь все растения – живые, и елочка – тоже живая. Пусть растет долго-долго. В своем ельнике среди своих подруг.
Елочка в зимнем лесу
Популярные сочинения
В басне «Слон и Моська» И.А. Крылов описывает, как по улицам напоказ водили Слона. Было много зевак, наблюдавших за животным, но особенно шумно вела себя Моська.
В нашем городе много парков, цветов и деревьев. Я здесь родилась и люблю этот город. Мне нравится гулять по городу, особенно летом после дождя. Я скучаю по нему, уезжая надолго.
Сочинение на тему Елочка в зимнем лесу
В любое время года лес прекрасен. Но особый шарм он приобретает зимой. Зимний лес – особенный. Постепенно деревья наряжаются в белоснежные шубки. На их ветках качаются красногрудые снегири. Сверкающие сугробы скрипят под ногами. Все переливается и блестит от касания лучиков солнца. Я очень люблю прогулки на лыжах по лесу. Когда легкий морозец слегка щиплет нос и щеки. Прохладный и свежий ветерок бодрит. Умиротворенность и тишина природы завораживают, они дают насладиться спокойствием. Это самое лучшее время, для размышлений.
Больше всего я люблю гулять в хвойном лесу. Величественные сосны, всегда зеленые елочки – главные зимние красавицы. Я считаю, что елочки необходимо беречь. Рубить можно лишь те, которые разрешает лесник. Он профессионал своего дела. По моему мнению самые лучшие хвойные деревья – живые, которые растут в лесу. В отличие от искусственных они настоящие, и пахнут хвоей. В новогодние праздники именно живое дерево создает атмосферу счастья и радости, заставляет верить в чудеса. Самое приятное, это утром искать подарочки под новогодней красавицей.
Мы принесли зеленую красавицу к себе домой. Она заняла почетное место в центре большой комнаты. Запах хвои распространился на весь дом. Отец достал с антресолей пыльный ящичек, в котором лежали украшения специально для зимнего деревца. Это были разноцветные шарики, светящиеся переливистые гирлянды, крупные красные бусы, блестящая мишура и струящийся дождик, из всего этого самым главным была горящая звезда. Моё любимое занятие – это развешивание шариков. Лучше всего их цеплять сверху вниз. От макушки и до низа размер шаров должен увеличиваться. В это время мама вешает мишуру и дождик. И наконец, всей семьей мы цепляем последнее украшение – красная звезда. После всего процесса сердце наполняется радостью и гармонией.
Я хочу, чтоб каждый человек, прежде чем рубить елочку, задумался о том, что массовая вырубка хвойных лесов приводит к обнищанию природных ресурсов, а также оставляет негативный отпечаток на экологии. При этом страдает и погибает флора и фауна. Если каждый человек будет помнить об этом, вырубать только те деревца, которые разрешается, то этот мир станет чуточку лучше.
Вариант №2
Во-вторых, елки очень полезные. Вечнозеленые леса снимают усталость, лечат органы дыхания и повышают иммунитет человека в целом. Подтверждение сказанному может служить тот факт, что санатории и профилактории стараются строить в хвойных лесах.
В-третьих, хвоя, почки и шишки просто кладези витаминов не только для животных, но и для человека. В те времена, когда погибали целые экспедиции от такой страшной болезни, как цинга, сибиряки даже и не догадывались об этом, так как употребляли в пищу молодую хвою. Хвоя не уступает аптечным витаминам, а даже превосходит их, потому что в ней содержатся только натуральные вещества.
А какое вкусное варенье из шишек! Когда мы дома начинаем часто болеть, мама достает эфирное масло хвои и зажигает специальную лампу. Капает несколько капелек и повсюду распространяется запах леса. И простуды как не бывало!
Кто-то скажет, что необязательно срубать елочку в лесу. Есть специальные питомники, где выращивают деревья на продажу к Новому году. Конечно, это так. Но разве не лучше посадить саженцы елок, сосен, лиственниц, кедров в настоящем лесу, где они будут не только радовать человека свои видом, но и приносить пользу животным и птицам?
Вот птица клест. Она питается семенами еловых шишек и строит гнезда на елях. Или белки, которые тоже очень любят шишки, особенно спелые.
Еще психологи доказали, что вид зеленого дерева в зимнем лесу способствует избавлению от депрессии и просто улучшает настроение.
В заключении хочу сказать: не надо думать, что елочке плохо в зимнем лесу. Оставьте ее там приносить пользу всему живому. Чем больше будет деревьев, тем чище будет воздух. А если хочется праздника, можно нарядить живую ель в лесу или в парке, или перед своим домом. И празднично, и дерево останется живым.
Подснежник занесен в Красную книгу и охраняется законом, в целях сохранения этого исчезающего вида. Не обязательно срывать цветы, чтобы увидеть их прелесть. Особенно это касается подснежников.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире.
Ум и безумия – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга, а значит и данная проблема своей актуальностью соответствует всем временным эпохам.
Астафьев, является непревзойденным мастером своего стиля, которому удается в очень сжатых рассказах, передать очень огромный смысл, который понятен всем: детям и взрослым, а это свидетельствует
Сочинение про елочку в зимнем лесу
Самым необходимым и главным атрибутом Нового года была и остается всегда новогодняя ель. С ее появлением в доме как раз и воцаряется праздничная атмосфера и настроение.
Каждый год для новогодней ели мы покупаем какие-нибудь новые наряды. Все зависит от предстоящего года и, конечно, от настроения при выборе в магазине. Но в основном мы заранее продумываем весь наряд нашей елочки.
Самым интересным и долгожданным для детей является именно украшение новогодней ели. Вот так и я прошу всегда у родителей быть главной при этом действии. На самой верхушке нашей ели всегда устанавливается звезда. Она уже как традиция новогоднего праздника в моей семье, и ее мы никогда не меняем из года в год. У нас звездочка красного цвета с подсветкой. Ну, а потом всегда по-разному мы наряжаем новогоднюю красавицу. Но обязательно развешиваем светящуюся гирлянду, на которой много режимов свечения. Без нее елка будет не совсем нарядной и сказочной. Всевозможные бусы, мишура, разноцветные шары и фигурки попадают на новогоднюю ель. А под самой елкой у нас стоят фигуры Деда Мороза, Снегурочки и символа года.
Вот когда главный атрибут предстоящего праздника полностью готов, можно уже каждый день заглядывать под елочку в ожидании подарков. И самое интересное и забавное в том, что все члены семьи без исключения делают это, надеясь на какое-то волшебство и свершения чуда. А сколько радости и бурных эмоций, когда эти подарки находятся. И, разумеется, много фотографий у этой новогодней красавицы, чтобы вспоминать ее волшебство.
Сочинение 2
Мне всегда говорили, что Новый год ассоциируется с подарками, снеговиком, речью президента и веселыми разговорами за общим столом. Конечно же именно так, все это и сопровождает столь чудесный праздник, но знаете, что создает столь сказочную атмосферу? Елка! Самая обычная ель, которую мы ставим в главной комнате и украшаем самыми различными игрушками.
Как-то раз в моем доме перед самым праздником появилась живая ель, она стояла посреди зала и, раскинув своим пушистые ветви, упиралась своей верхушкой в самый потолок. Такая большая и величественная, она сразу же превзошла все предыдущие елочки, конечно, куда им, искусственным заменам, до этой красавицы? Честно говоря, мне всегда казалось, что стоит мне зайти в зал, она сразу же приветственно качает своими веточками.
Конечно же ее надо было нарядить! Иначе это была бы не новогодняя елка, а просто дерево, располагающееся около праздничного стола. Достав со шкафа большую коробку с украшениями. Тут есть все, и старые игрушки, на которых уже отколупывается краска, но их жалко выбросить, ведь это память, и стеклянные шары, разных цветов и размеров, и какие-то снежинки, бусы, дождики, фигурки и прочее.
Сам процесс украшения всегда считался семейным. Все, от мала до велика, собирались перед этим растением и вешали на него все, что находили в заветном коробе, иногда даже приходят друзья и помогают нам с этим делом. Порой мы делаем для нее игрушки сами, некоторые из них аккуратные, некоторые нет, но какая разница, если все это сделано с душой? Правильной, разницы нет.
Проходит время, игрушек в коробке уже нет, но надо же, только посмотрите, как преобразилась елка! Шары висят на ней, блестят тут и там фигурки, задорные олени, полненькие снеговики, белоснежные снежинки, бантики, ленты, карамельки и множество других деталей, которые завершают ее вид, все это свисает с ее пушистых ветвей, или наоборот, плотно прилегает к иголочкам. Но этот еще не все сюрпризы. Папа, как и обычно, величественно подходит к розетке и втыкает в нее гирлянду, мама подскакивает и выключает свет, так загадочно и лукаво улыбаясь. В приятном полумраке, начинают мигать разноцветные огоньки, пестреют и завершают образ.
Новогодняя ёлка – нечто прекрасное, нечто, что помогает нам проникнуться духом Нового Года.
Сочинение про ёлочку
Жизненный рассказ Макса Фрая о сельской школе и трогательном сочинении ученицы про природу. Пять за неожиданный финал и мораль! Не забывайте: лучший урок для ребенка – собственный пример.
«В середине восьмидесятых мне довелось учительствовать в сельской школе. Школа находилась в поселке Таватуй, в Свердловской области.
В поселке жили работники лесничества и железнодорожные рабочие. Там не было бани, магазина, кино и прочей индустрии разврата. Зато были школа-восьмилетка и библиотека.
Однако, не следует думать, будто население поселка Таватуя жило исключительно интеллектуальными радостями. Чего не было, того не было.
Население прекрасно справлялось с отсутствием бани и магазина, катаясь на лыжах, санях, тракторах и электричке в соседний поселок. В свободное от культпоездок время, оное население жизнерадостно пьянствовало.
Местная молодежь в количестве трех незамужних девиц (мальчики, отслужив в армии, домой обычно не возвращались) раз в неделю, на выходные, уезжала в город Свердловск и получала там культурную жизнь по полной программе. Поэтому в библиотеке до моего появления была всего одна читательница: учительница Таня. Она ждала из армии жениха, и поэтому по вечерам ей было нечем заниматься.
Детей в школе было, понятно, мало. В четвертом классе у меня было пять учеников, в шестом – трое, в седьмом – одиннадцать, в восьмом – шесть. Первый класс учила заневестившаяся читательница Таня, второй и третий – безымянная тётенька, которая ездила на работу из закрытого города без названия, а в пятом русский язык и литературу вела директор школы Таисия Андреевна, которая тянула на себе все гуманитарные предметы, какие только можно придумать. Дома она выращивала лимоны и апельсины в кадках. У нее был цветной телевизор, что автоматически делало ее духовным лидером поселка. Слово Таисии Андреевны было законом, почище решений партии и сельсовета.
Еще в школе были математик Александр Григорьевич и его жена, тоже Александра, которые поделили между собой все более-менее точные науки; Александр Григорьевич как-то справлялся еще с географией и физкультурой.
Других педагогических кадров в нашей школе не было.
Дети в поселке Таватуй, надо сказать, были очень хорошие. Добрые, симпатичные, с изрядным воображением. Кроме, разве что, некоторых восьмиклассниц, которые достигли преждевременной зрелости, и были уже вовсе не дети, а маленькие тётки.
С прочими детьми была только одна проблема: почти все они едва читали по слогам. О том, как они писали, лучше не вспоминать даже. Почти никак они не писали, честно говоря. В такой ситуации нужно было что-то срочно придумывать.
Приходилось читать им вслух некоторые программные тексты, маленькими отрывками, потом обсуждать и анализировать прочитанное, объяснять поведение героев с точки зрения детского житейского опыта. Эти дети, надо сказать, почти всегда меня изумляли свежестью подхода. Например, объяснили мне, что Татьяна осталась со своим стариком потому, что он «наверное, не пьёт и не бьёт ее, а с Онегиным ещё неизвестно, как повернётся».
Поскольку сразу стало ясно, что писать сочинения эти дети не могут, пришлось изобрести жанр «устного сочинения». Пусть, – думалось мне, – хоть говорить свободно и интересно научатся, это даже полезнее, чем писать. Поэтому раз в неделю, мы с детьми рассказывали друг другу сказки и истории на разные темы. С маленькими классами это очень легко: каждый успеет выступить, никому не обидно.
Замечательную в своем роде историю рассказала рыжая девочка Наташа, дочка школьной уборщицы. Она училась в шестом классе, писала огромными младенческими буквами наскальные надписи в тетрадках, читала даже не по слогам, а по буквам и, при всем при том, обладала живым умом и ангельским взором. Вот её история, почти дословно: очень уж она меня тогда потрясла.
Однажды папка шел со станции и нес мамке чекушку. Сам он выпил еще в магазине, с друзьями, поэтому устал и решил поспать. Лег, поспал, потом встал и пошел домой. Мамка спрашивает: где чекушка? Посмотрели – нет чекушки! Мамка тогда его чуть-чуть прибила, но не больно. Мамка вообще добрая, больно не бьется. Потом спрашивает: ты где валялся? Папка говорит: под ёлочкой спал, когда со станции шёл. Они тогда пошли обратно, к станции, искать чекушку. Смотрели под всеми ёлочками – нет чекушки. Пошли они обратно. Мамка поплакала, папку опять прибила, но не очень больно, потому что она вообще добрая. Потом стали опять искать чекушку. Поискали, поискали и нашли! Но не под ёлочкой, а под сосенкой!
Я, понятно, хлопаю глазами, поспешно стараюсь придумать добрые слова для ребенка, рассказавшего такую историю. И тут Наташа кладет меня на лопатки. Добавляет назидательно:
Вот как важно любить и знать родную природу! Если бы папка знал, чем отличается ёлочка от сосенки, они бы чекушку сразу нашли! И мамка его второй раз не побила бы!»
© Макс Фрай, «Сказки и истории», 2004
Сочинение про Новогоднюю елку
Новый Год — волшебная пора. Это самый сказочный праздник, когда сбываются все мечты и желания, когда все беды отступают и все неприятности становятся нипочём. Особенную изюминку этому торжеству придаёт новогодняя ёлка, которую наряжают как настоящую лесную царевну.
Каждый год, в начале декабря становится вопрос о том, где же взять ель. Кто-то идёт в лес и приносит оттуда пышную, зелёную красавицу, кто — то покупает её в специальных местах, а некоторые используют искусственную, которая не уступает настоящей. Ей приготовлено самое почётное место в доме. Для убранства главной героини праздника из шкафа достают ёлочные украшения: разноцветные шарики, блестящая мишура, разные зверушки, сказочные герои, и, конечно, верхушка. Она — особенная. Большая, красивая и выглядит так, будто сделана из самого чистого льда.
Чуть позже приходит черёд самого ответственного дела — преображения ёлки. Это не так просто, как кажется поначалу. Нужно иметь смекалку, чтобы составить красивую композицию из всех декораций. Нельзя допускать пробелов и нельзя вешать в одно место слишком много всего. Нужно учитывать, подходят ли игрушки по цвету и размеру. Здесь ли их место или нужно перевесить.
После того, как новогодняя красавица украшена, нужно позаботиться о пространстве вокруг неё. Для этого есть фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Не нужно забывать о плющевых защитниках, которые займут почётный караул, чтобы охранять подарки, которые в полночь принесёт Дедушка Мороз.
Когда все приготовления закончены, можно насладиться своими трудами. Ведь произошло настоящее чудо. За короткое время обычная ель стала новогодней принцессой, которая принесёт в дом счастье, радость и много — много подарков.
Однако, жаль, что это не навсегда. Через какое — то время сказка закончится. От подсохшей ёлки придётся избавится. Лучший способ это сделать – отнести её в пункт переработки древесины. Там она ещё не раз сможет принести пользу. В этот момент многим становится грустно. Ведь это значит, что наступили обычные серые будни. Вот — вот дети пойдут в детские сады и школы, а взрослые на работу. Но волшебство никогда не заканчивается. И если весь следующий год люди будут весёлыми, добрыми и немного поверят в сказку, то лесная красавица обязательно вернётся в их дома и займёт своё почётное место.
Сочинение на тему Новогодняя елка
Сочинение про Новогоднюю елку 3 класс — описание
Я проснулся рано утром. Я так ждал этого дня! Сегодня мы с папой пойдем в лес за елкой.
Скоро наступит Новый Год, и нам нужно подготовить зеленую красавицу к празднику.
На улице сильный мороз, поэтому я оделся потеплее. Пробираясь сквозь деревья и кустарники мы с папой шли в самую глубь леса. Тишина, только слышно, как хрустит снег под ногами.
И вот мы вышли на опушку леса. Елочек здесь было очень много. Мы с папой выбрали самую пушистую и красивую елочку, срубили ее и отправились
Дома нас ждал горячий чай. Согревшись, мы начали украшать елочку. Блестящие, яркие игрушки, сверкающая гирлянда, разноцветный переливающийся дождь: все это стало настоящим украшением для нашей елочки.
В самом низу елочки висели крупные шарики, а ближе к макушке — сосульки и мелкие шарики. Около ствола елки можно найти избушку и маленького ежика. Я изучил каждую игрушку на елочке. Они были такие красивые и необычные. Блестящая мишура обвивала ветки дерева, а дождь струился от самой макушки до пола.
Наверху у елочки горела звезда.
В новогоднюю ночь наша елочка переливалась всеми цветами. Лампочки гирлянды
мигали, отражаясь в шариках, мишура тихо шуршала. Без новогодней елки не было праздника.
Именно она является символом Нового Года!
Праздник Новогодняя елка
Есть множество событий в жизни ребенка, которые приносят ему много радости. Это и просто выходные дни, когда можно беззаботно провести время с друзьями, и каникулы, когда есть достаточно времени, чтобы посетить новые места, и конечно «красные дни календаря» — праздники, когда обычно за праздничным столом собираются все родственники и близкие друзья.
Любимые праздники ребенка
Самые любимые праздники для ребенка это конечно же день рождения и Новый год. День рождения мы любим за то, что получаем не только подарки, но внимание, которое всегда куда более ценно чем игрушки, даже самые желанные. В день рождения мы чувствуем невероятный подъем энергии и энтузиазм, ведь становимся еще на шаг ближе к взрослой жизни.
Хотя наши родители и говорят, что быть взрослым не так хорошо, как кажется нам, детям, и скорее всего они правы, но все же мы эдем того момента, когда сможем говорить на равных со своими учителями, наставниками и родителями.
Новый год 5 класс
Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда, и пускай эти слова многим покажутся банальными, это на самом деле так. В Новый год тоже получают подарки, что приносит много радости и удовольствия, особенно самым маленьким детям.
Малыши вообще намного больше любят этот праздник, чем старшие ребятишки и конечно же взрослые, ведь для них сказочных дух еще остается реальным. Дед Мороз, Снегурочка, живой Снеговик, которых они видели в мультфильмах, для них такие же привычные существа, как и обычные прохожие.
Описание Новогодняя елка 3 класс
Еще одно событие, которое неразрывно связано с этим праздником — это конечно же новогодняя елка. В эту пору простое дерево, которое мало может заинтересовать в обычное время, становится одним из главных атрибутов праздника.
Можно долго вспоминать историю появления этого дерева в нашей культуре, но история не может передать тех чувств, которые испытывает ребенок, когда в одно морозное утро, проснувшись он услышит запах хвои. Дети в этот день просыпаются не так как обычно: они не лежат подолгу в кроватях, а встают сразу, без каких либо промедлений. Они стараются как можно быстрее переодеться, чтобы начать облачать в праздничный наряд елку.
Конечно же, многие малыши чувствуют некоторое разочарование, ведь часто они не способны дотянуться до ветки, которая им так приглянулась для очередной игрушки. Но даже это все забывается, когда наконец включают гирлянды и елка начинает ярко сиять и переливаться.
3 класс, 5 класс, 4 класс.
LiveInternetLiveInternet
Сочинение про ёлочку
Жизненный рассказ Макса Фрая о сельской школе и трогательном сочинении ученицы про природу. Пять за неожиданный финал и мораль! Не забывайте: лучший урок для ребенка – собственный пример.
Иллюстрация: Thomas Kinkade
«В середине восьмидесятых мне довелось учительствовать в сельской школе. Школа находилась в поселке Таватуй, в Свердловской области.
В поселке жили работники лесничества и железнодорожные рабочие. Там не было бани, магазина, кино и прочей индустрии разврата. Зато были школа-восьмилетка и библиотека.
Однако, не следует думать, будто население поселка Таватуя жило исключительно интеллектуальными радостями. Чего не было, того не было.
Население прекрасно справлялось с отсутствием бани и магазина, катаясь на лыжах, санях, тракторах и электричке в соседний поселок. В свободное от культпоездок время, оное население жизнерадостно пьянствовало.
Местная молодежь в количестве трех незамужних девиц (мальчики, отслужив в армии, домой обычно не возвращались) раз в неделю, на выходные, уезжала в город Свердловск и получала там культурную жизнь по полной программе. Поэтому в библиотеке до моего появления была всего одна читательница: учительница Таня. Она ждала из армии жениха, и поэтому по вечерам ей было нечем заниматься.
Детей в школе было, понятно, мало. В четвертом классе у меня было пять учеников, в шестом – трое, в седьмом – одиннадцать, в восьмом – шесть. Первый класс учила заневестившаяся читательница Таня, второй и третий – безымянная тётенька, которая ездила на работу из закрытого города без названия, а в пятом русский язык и литературу вела директор школы Таисия Андреевна, которая тянула на себе все гуманитарные предметы, какие только можно придумать. Дома она выращивала лимоны и апельсины в кадках. У нее был цветной телевизор, что автоматически делало ее духовным лидером поселка. Слово Таисии Андреевны было законом, почище решений партии и сельсовета.
Еще в школе были математик Александр Григорьевич и его жена, тоже Александра, которые поделили между собой все более-менее точные науки; Александр Григорьевич как-то справлялся еще с географией и физкультурой.
Других педагогических кадров в нашей школе не было.
Дети в поселке Таватуй, надо сказать, были очень хорошие. Добрые, симпатичные, с изрядным воображением. Кроме, разве что, некоторых восьмиклассниц, которые достигли преждевременной зрелости, и были уже вовсе не дети, а маленькие тётки.
С прочими детьми была только одна проблема: почти все они едва читали по слогам. О том, как они писали, лучше не вспоминать даже. Почти никак они не писали, честно говоря. В такой ситуации нужно было что-то срочно придумывать.
Приходилось читать им вслух некоторые программные тексты, маленькими отрывками, потом обсуждать и анализировать прочитанное, объяснять поведение героев с точки зрения детского житейского опыта. Эти дети, надо сказать, почти всегда меня изумляли свежестью подхода. Например, объяснили мне, что Татьяна осталась со своим стариком потому, что он «наверное, не пьёт и не бьёт ее, а с Онегиным ещё неизвестно, как повернётся».
Поскольку сразу стало ясно, что писать сочинения эти дети не могут, пришлось изобрести жанр «устного сочинения». Пусть, – думалось мне, – хоть говорить свободно и интересно научатся, это даже полезнее, чем писать. Поэтому раз в неделю, мы с детьми рассказывали друг другу сказки и истории на разные темы. С маленькими классами это очень легко: каждый успеет выступить, никому не обидно.
Замечательную в своем роде историю рассказала рыжая девочка Наташа, дочка школьной уборщицы. Она училась в шестом классе, писала огромными младенческими буквами наскальные надписи в тетрадках, читала даже не по слогам, а по буквам и, при всем при том, обладала живым умом и ангельским взором. Вот её история, почти дословно: очень уж она меня тогда потрясла.
Однажды папка шел со станции и нес мамке чекушку. Сам он выпил еще в магазине, с друзьями, поэтому устал и решил поспать. Лег, поспал, потом встал и пошел домой. Мамка спрашивает: где чекушка? Посмотрели – нет чекушки! Мамка тогда его чуть-чуть прибила, но не больно. Мамка вообще добрая, больно не бьется. Потом спрашивает: ты где валялся? Папка говорит: под ёлочкой спал, когда со станции шёл. Они тогда пошли обратно, к станции, искать чекушку. Смотрели под всеми ёлочками – нет чекушки. Пошли они обратно. Мамка поплакала, папку опять прибила, но не очень больно, потому что она вообще добрая. Потом стали опять искать чекушку. Поискали, поискали и нашли! Но не под ёлочкой, а под сосенкой!
Я, понятно, хлопаю глазами, поспешно стараюсь придумать добрые слова для ребенка, рассказавшего такую историю. И тут Наташа кладет меня на лопатки. Добавляет назидательно:
Вот как важно любить и знать родную природу! Если бы папка знал, чем отличается ёлочка от сосенки, они бы чекушку сразу нашли! И мамка его второй раз не побила бы!»
© Макс Фрай, «Сказки и истории», 2004