Что значит выражение «душа ушла в пятки», и при чем здесь лапти
Душа в пятки
Автор: Дмитрий Сироткин
Фразеологизм «душа в пятки» — о настоящем испуге.
Когда мы чувствуем себя в большой опасности.
Далее рассматриваются значение и происхождение, синонимы-антонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Душа в пятки (ушла) – сильный испуг
Фразеологизмы-синонимы: страшно, аж жуть, волосы встают дыбом, волосы на голове шевелятся,поджилки трясутся, мороз по коже дерет, кровь леденеет в жилах, мурашки по спине бегают
Фразеологизмы-антонимы: море по колено, сам черт не брат
В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:
Происхождение фразеологизма
Следует признать, что сколько-нибудь глубокого объяснения происхождения этого фразеологического оборота мне найти не удалось. Обычно ссылаются на фрагмент из «Иллиады» Гомера, Гомер в «Илиаде», описывающий нападение троянского героя Гектора на греческих воинов: «Дрогнули все, и у каждого в ноги отвага упала…». Конечно, это важный источник, но он свидетельствует о наличии схожих выражений еще в древности, но не дает ответ о происхождении нашего фразеологизма.
Краткий обзор высказываний на эту тему показывает, что возможны две интерпретации самого явления «душа в пятки ушла»:
Как показывает практика, бывает и так, и так, но что считать «правильным» вариантом — непонятно.
Предложения из произведений писателей
Ну, говорю им, не трусить. А у них уж душа в пятки ушла! так и трясутся! (Ф. Достоевский, «Записки из Мертвого дома») — кстати, цитаты Достоевского
Перед обедом им опять показали тревогу в батарейной палубе, но у них от этого, кажется, душа в пятки ушла. (И. Гончаров, «Фрегат «Паллада»») — кстати, цитаты Гончарова
Я человек отнюдь не трусливый, я сколько раз участвовал в сражениях на суше и на глазах весьма почтенных, заслуженных генералов отличался своей храбростью, и чинами перегнал весьма многих товарищей, но когда мы сцеплялись, один корабль с другим и начинался грабёж другого корабля, у меня каждый раз душа уходила в пятки. (Р. Стивенсон, «Мастер Баллантрэ»
У канцлера (то есть главного министра) душа ушла в пятки, но он с невозмутимым видом взял лежащий перед ним листок бумаги и написал синим карандашом: «Хорошо, пусть будет война», — и протянул записку иностранному послу. (Я. Корчак, «Король Матиуш Первый»)
Уже давно замечаю, что как будто не совсем в порядке мои, так сказать, сердечные делишки, а вот нынче утром и совсем сдрейфил: схватило, понимаете ли, так, что душа в пятки ушла. Пустяки, конечно, но все же почел за благо явиться перед ваши пресветлые очи… (И. Бунин, «Алексей Алексеевич») — кстати, цитаты Бунина
Пятый курс, потом государственные — при одном этом слове мне становилось холодно и что-то катилось от головы к ногам, очевидно, душа уходила в пятки. (В. Каверин, «Открытая книга»)
Да я прям не знаю… Он мне все мозги запудрил с этим морем. Я уж и не знаю, как теперь… Вроде, так-то, охота, а у самой душа в пятки уходит — боюсь.(В. Шукшин, «Печки-лавочки») — кстати, цитаты Шукшина
Я позвонила, попросила Якова Добрынина. А мне мужской голос сказал, что его нет, и я спросила, когда он будет, а мужской голос на это ответил, что на этот вопрос ответа нет. Я поперхнулась, сердце ушло в пятки. (Л. Петрушевская, «Время ночь»)
Итак, фразеологизм «душа в пятки ушла» напоминает нам о нашей животной природе, которая проявляется в неконтролируемой реакции на опасность, угрожающую нашей жизни.
Далее вы можете ознакомиться с цитатами про душу, или с фразеологизмами про душу и с фразеологизмами про пятки, а также с отдельными фразеологизмами:
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
LiveInternetLiveInternet
Так изобразил похоронную процессию и погребение немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий. Он опубликовал в 1647 году записки, содержащие много интересных и ценных сведений о России.
Впервые на туфли необычного вида, найденные при раскопках подмосковных курганов, обратил внимание известный отечественный археолог Артемий Владимирович Арциховский. Исследователя прежде всего удивил нетрадиционный крой обнаруженной обуви. Все найденные в погребениях туфли принадлежали к типу так называемой мягкой конструкции: сшитые из очень тонкой кожи, они не имели никакого приспособления для крепления к ноге. От обычных моделей туфли отличались и характером шва, прошитого тонкой нитью, переметочным, то есть обметочным, швом, а проходил он вдоль или поперек подошвы. И второе. На ней не было ни малейших следов износа.
Позднее такая же обувь неоднократно попадалась археологам не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, Твери и других городах. Конечно же ученые не могли не обратить внимания на то, что подобная обувь встречается лишь при исследовании некрополей. В жилых кварталах ее не находили. Вывод однозначен: это погребальная обувь. Обнаруженная в разных городах, она абсолютно одинакова. Такую обувь историки назвали ритуальной, поскольку она представляла собой один из атрибутов погребального обряда. И раскопки подтверждают, что в старину для покойников шили особую обувь, потому-то ее крой и отличался от кроя бытовых моделей.
Почему для погребения использовали специальную обувь? Может быть, она несла в себе некий символ? Когда зародилась традиция хоронить покойников в таких туфлях и как они назывались? На эти и другие вопросы пытаются ответить московские археологи.
Начнем с очевидного. Предназначенная для похорон обувь абсолютно непригодна для каких-то бытовых нужд. Отсюда и особый ее крой: к нему подходили не с рациональной точки зрения, а с определенными представлениями людей о смерти и потустороннем мире.
Князь Владимир крестил Русь в 988-989 годы. Однако принятое русичами православие еще довольно долго выражалось больше во внешних формах, в то время как мировоззрение человека продолжало строиться на многочисленных языческих верованиях и традициях. Особенно ярко это проявилось в погребальном обряде, отличавшемся консервативностью.
Изначально сакральный смысл погребального обряда, обеспечивающего связь с потусторонним миром, имеющим зеркальное (по отношению к земному миру) отображение, подразумевал определенную последовательность магических действий. Но со временем сакральное поведение выродилось, превратившись лишь в ритуальное действо — обряд сохраняется, но подлинный его смысл теряется. В частности, ритуальный обряд, когда покойному закрывают глаза, издревле совершался в соответствии с представлениями о слепоте умерших. В наши дни, конечно, мало кто об этом знает.
Свершив омовение усопшего, его затем переодевали в специальную «одежду мертвых», которая должна быть новой, не соприкасавшейся с живым телом. Шили ее без узлов, на живую нитку. При шитье иголку держали левой рукой, в направлении «от себя», то есть к покойнику. Все это подчеркивало непригодность погребальной одежды для повседневного бытия, обозначало «инакость» (зеркальность) загробного мира. По этой же причине обувь сшивали переметочным швом, проходящим по оси подошвы, поскольку для загробного мира не годился крепкий тачной шов, спрятанный в толще кожевенного листа.
Ритуальная обувь имела, по-видимому, еще одно значение. В религиях древних индоевропейцев стопа воспринималась как особый орган тела, в котором обитала душа. В представлениях славян она помещалась в особой «навьей» косточке. Отсюда же в славянской мифологии и значение слова «навь» — душа покойного. Отголоски этих верований сохранились в известной поговорке: «душа ушла в пятки».
Два вида ритуальной обуви и выкройки к ним, воспроизведенные исследователями. Как видим, второй вариант раскроя предполагает шов на подошве башмаков.
Смерть царевны Анны, дочери Ивана Грозного. Миниатюра из Царственного Летописца.
На миниатюре Лицевого летописного свода изображено погребение Дмитрия Донского в 1389 году
Но почему, однако, в погребениях наряду с ритуальной обувью встречается и бытовая? Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку археологи, обнаруживающие и фиксирующие следы тех или иных действий, не всегда могут объяснить их причины. Исследуя погребальный обряд, особенно трудно установить истину, поскольку рациональная основа в данном случае полностью исключается — в силу вступает иррациональное мифологическое сознание. Приведу лишь такой пример.
Археологи находили в некоторых античных погребениях рыбьи кости и считали их остатками ритуальной пищи. Так продолжалось до тех пор, пока не обнаружили не известные до того строки эпитафии, сочиненной греческим поэтом Гегесиппом (вторая половина III века до н.э.):
С рыбою вместе в сетях извлекли из воды рыболовы Полуизъеденный труп жертвы скитаний морских. И оскверненной добычи не взяв, они с трупом зарыли также и рыб под одной грудой песка. Все твое тело земле, утонувший, чего не хватало, То возместили тела рыб, пожравших тебя.
И все стало ясно: вместе с утопленником, выловленным сетями, хоронили и попавшихся в сети рыб.
Или другой пример: встречающиеся на христианских кладбищах погребения, ориентированные лицом на запад. Объясняя сей факт, можно предлагать самые разные версии, если не знать Священного Писания, где, в частности, говорится, что в день Страшного суда священники должны встать лицом к своей пастве.
Анализируя сведения, содержащиеся в этнографических источниках Воронежской и Курской губерний, понимаешь, что многие различия в наборе погребальных предметов — украшений, головных уборов, одежды и обуви — определяли также возраст усопшего, его социальное и семейное положение. Например, молодых замужних женщин в соответствии с их семейным положением хоронили в головных уборах — платках или кичках — и надевали шубку, подпоясав ее шнурками. И эта одежда должна быть новой. Незамужних девушек нередко хоронили в наряде невесты, чтобы «на том свете» они могли обрести супруга. И тогда на похоронах «играли свадьбу».
Найденные в погребениях ритуальные туфли можно соотнести с упоминавшимися в письменных источниках калигами (от латинского сaliga), то есть мягкими кожаными туфлями. Изначально такой обувью пользовались странствующие монахи. Кроме того, в калиги обувались принимающие монашеский сан перед чином пострига, что указывает на ритуальное значение такой обуви. К XVI веку относятся и первые упоминания калиг в качестве погребальной обуви монахов.
Известный исследователь И. С. Вахрос, ссылаясь на Кормчую книгу, предполагает, что уже с XV века в калигах могли хоронить не только представителей духовенства, но и высокопоставленных светских лиц. А с первой половины XVII века калиги используют при погребении усопших мирян: «А денег его издержано от могилы да от гробу рубль, калиги купил, дал 4 алтын». Очевидно, в это время калиги изготавливались не только из кожи, но и из других материалов, которые не сохраняются в земле. С первой половины XVIII века обувание покойников в калиги становится обычным явлением.
Почему же крой калиг так отличался от бытовых моделей того же времени? Ответ на вопрос историки нашли в исследованиях погребального обряда финноязычного населения Северо-Запада России. В частности, в среде финноугорских народов отмечено стремление к архаичности погребальной одежды и обуви. Если покойника обували в сапоги или башмаки, то из них выдергивали железные гвозди, а северные корелы отрывали каблуки. По мнению исследователей, в результате этих действий погребальная обувь приводилась в соответствие с обувью ранее умерших родственников, с которыми человек должен соединиться в потустороннем мире.
В силу явной консервативности погребального обряда примитивный крой погребальной обуви можно считать своеобразным подражанием обуви предков.
Рецепты домашней выпечки с фото — пошаговые мастер-классы
Самостоятельное создание ситуации: У Х-а
душа в пятки уходит
. Именная часть неизм. Глагол не употр. в повел. накл. В роли грамматич. основы предлож. Порядок слов-компонентов нефиксир.
«Странный крик», — сказал Максим. «Странный — не знаю, — возразил Зеф, — но страшноватый. Ночью как начнут орать по всему лесу, душа в пятки уходит»
. А. и Б. Стругацкие, Обитаемый остров.С ним [с Елиным] я снова переживаю свои первые армейские месяцы, когда <…> находишься в страшном напряжении, словно зверь, попавший в чужой лес; когда можно закричать от того, что из дому снова нет писем, когда от жестокой шутки немногословного «старика»
душа уходит в пятки
<…>. Ю. Поляков, Сто дней до приказа.
Станционное начальство храброе, когда перед ним безбилетный пассажир, — но когда перед ним разъярённая толпа извозчиков с железными ломами в руках, то у этого начальства душа уходит в пятки
и оно прячется. А. Рыбаков, Тяжёлый песок.
Да я прям не знаю… Он мне все мозги запудрил с этим морем. Я уж и не знаю, как теперь… Вроде, так-то, охота, а у самой душа в пятки уходит
— боюсь. В. Шукшин, Печки-лавочки.
Пятый курс, потом государственные — при одном этом слове мне становилось холодно и что-то катилось от головы к ногам, очевидно, душа уходила в пятки
. В. Каверин, Открытая книга.
Сколько раз душа уходила
у него
в пятки
, сколько раз на волоске висел он, оберегая эти крохи, пока, наконец, не одолели его другие, более его голодные и смелые. С. Терпигорев, Оскудение.
Всё заняло несколько секунд. Однако Гриша успел пережить все фазы сильнейшего испуга. Его прошиб холодный пот, спина покрылась гусиной кожей, засосало под ложечкой. Потом душа ушла в пятки
, а глаза вылезли на лоб. Ф. Незнанский, Грязные игры.
Сиди уж. Герой! У самого, небось, душа в пятки ушла
. — У кого? У меня? Мне только на станции сидеть неохота, а то бы ему… сказал несколько слов. В. Шукшин, Печки-лавочки.
Однажды, убирая мастерскую, [я] решился и стянул кольцо колбасы, запрятал в снег под окном… Уходя домой, полез в снег — нет колбасы. Тут у меня душа ушла в пятки
: выгонит Дегтярёв. А. Кузнецов, Бабий яр.
Ночью, когда все спали, вдруг явственно щёлкнул замок входной двери — у меня душа ушла в пятки
. (Реч.) — Стою я с подружками в уголку и вижу, подходит к нам новенький, весь с иголочки офицерик. И как я его завидела, так
сердце
у меня
в пятки ушло
: уж так-то он мне с первого взгляда показался, полюбился. С. Шуртаков, «Мама, это я…»
Я позвонила, попросила Якова Добрынина. А мне мужской голос сказал, что его нет, и я спросила, когда он будет, а мужской голос на это ответил, что на этот вопрос ответа нет. Я поперхнулась, сердце ушло в пятки
. Л. Петрушевская, Время ночь.
Единственное, что испортило поездку, была встреча с серым бараном, который словно нарочно её подстерёг: он выпучил глаза, разбежался — и бац под колено — даже сердце в пятки ушло