Рассказ про гармонь для 3 класса

Сказки

Гармонь

Гармонь – распространенный народный инструмент, который является ярчайшим представителем семейства ручных гармоник. С греческого языка гармонь означает «созвучный», «гармоничный», «стройный». Инструмент относят к язычковым, клавишным, пневмоническим, потому что звук извлекается посредством работы меха, который находится между разделенными частями корпуса, которые обычно называют левой и правой частью. На аккордеоне справа находятся клавиши, а у гармони кнопки, в этим и заключается основное различие, также профессионалы отмечают варианты настройки звучащих элементов в «розлив».

Нужно отметить, что существует обширное понятие – гармонии, так называют все гармоники ручного типа, которые не относятся прямым образом к баяну и аккордеону. Об этих инструментах сегодня и пойдет речь.

История

Существуют различные версии происхождения гармони, но по одной из них первый подобный инструмент был сконструирован в Германии в конце XVIII века, изобретателя звали К. Бушман. Также немалой популярностью пользуется версия о русском происхождении. Считается, что наибольший вклад в развитие инструмента на пространстве СНГ внес академик Мирек, который занялся доработкой гармони в 1783 году. При этом был заимствован новый метод извлечения звука, который изобрел Ф. Киршник в Чехии, мастер, который изначально специализировался на починке, конструкции и реконструкции органов. По сути устройство элементарно: металлический язычок, который вибрирует под действием потока воздуха. Многое зависит от толщины язычка, его положения, а также материала, из которого он изготовлен.

Конструкция

Конструкция у всех видов гармоний схожа: левый и правый полукорпус, левое клавишное поле служит для аккомпанемента, верхний ряд кнопок – бас, нижние кнопки – готовые аккорды. На правой части играется мелодия. Меховая камера, расположенная между частями корпуса служит для нагнетания воздуха, который воздействует на язычки, которые звучат в зависимости от того, как контролирует кнопки и мех музыкант. Разумеется, при игре многое зависит от исполнителя.

На некоторых инструментах имеются переключатели, чтобы играть слева не аккордами, а нотами более нижнего регистра. Каждая фирма, каждый мастер – изготавливают специфические инструменты, поэтому такое большое различие в форме, строению и особенностях звучания различных гармоний. В наше время применяются электронные технологии, которые позволяют встроить в гармонь «целый оркестр», чаще всего информацию обрабатывает компьютерный процессор и устройство в целом является только наполовину акустическим. Такие инструменты пользуются немалой популярностью, благодаря своим замечательным звуковым качествам.

Музыкальные особенности гармонии

Интересно, что все европейские и русские гармони можно разделить на две большие группы по звукоизвлечению. Дело в том, что при растяжении мехов язычок может издавать один звук или два – в зависимости от направления движения камеры – на растяжение или на сжатие. Отметим, какие гармошки относятся к первому типу, где направление движения полукорпусов не имеет значения:

Второй тип сложней в использовании, но это не значит, что такие гармонии меньше распространены – наоборот, в некоторых городах и областях используются только они, перечислим основные из них:

Тульская гармонь, «тальянка», саратовская

Тульскую хроматическую гармонь по официальной версии изобрел Н. Белобородов и Л. Чулков, сейчас имеется фабрика «Тульская гармонь», где можно купить инструменты как лично, так и заказом через интернет. Данные инструменты востребованы и пользуются большой популярностью, благодаря своим качествам: возможности инструмента широки – и он может быть использоваться для занятий в музыкальной школе, в училище, в консерватории. Второе место по востребованности в народе занимает тальянка, сокращенно от «итальянка», на правой клавиатуре всего 15 или менее кнопок, а на левой три, издающие колокольный звон. Уникальность инструмента заключается в том, что аналогов в мире не существует. Другая интересная гармонь Саратовская, она также считается народной и вряд ли где ещё можно найти такую конструкцию, она также имеет кнопки с колокольчиками, но это вариативно.

Детская гармошка

Источник

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Саратовская гармонь»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Районная научно-практическая конференция «Первые открытия» обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений Заводского района г. Саратова Мир моих увлечений. Саратовская гармошка. Выполнила: ученица 3 «Г» класса МОУ «СОШ № 84» Стебенева Ксения Классный руководитель: Паламарчук Е.Ф.

Давайте познакомимся Меня зовут Стебенева Ксения, мне 9 лет, я учусь в МОУ «СОШ № 84», в 3 «Г» классе. Мой девиз: «Все то, что неизвестно – ужасно интересно!»

Мир моих увлечений В детской школе искусств я учусь играть на Саратовской гармонике и пою в фольклорном ансамбле «Виноградье». Саратовская гармоника была когда то визитной карточкой нашего города. Но ее незаслуженно забыли.

В Саратовской гармонике меня заинтересовало ее название. Почему именно Саратовская? Оказалось, ее назвали так потому, что первым мастером гармонных дел стал саратовец, Николай Геннадьевич Корелин. Его называли «Страдивари Саратовской гармоники».

Как изготавливали Саратовскую гармонику? Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения.

В чем секрет Саратовской гармоники? Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов. Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос. И сегодня можно встретить гармоники, сделанные в конце 19 века, в отличном состоянии. Сергей Есенин с саратовской гармошкой

Век XX.В ногу со временем.

Читайте также:  Распечатать сказку хаврошечка черно без картинок

Все артели и мастерские делавшие гармонику в 1920-е годы объединили под общим крылом, в артель «Саратовская гармонь». В 1968 году артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но…, фабрики той нету уж и следа.

Век XXI. Возрождение. Однако саратовская гармоника не умирает, она просто не может умереть. Ведь она осталась в сердцах тысяч людей, однажды ее услышавших и полюбивших на всю жизнь! В 2008 году саратовская гармоника стала народным символом Саратовской области, победив в акции «Гордись, Саратов!»,набрав 400 000 голосов.

Сейчас Саратовская гармоника по-прежнему любима народом. Стоит её услышать вживую хоть раз и вы вряд ли останетесь равнодушным к её тембру, силе звучания и звону колокольчиков. На ней просто невозможно сыграть грустную мелодию.

Сохраним народный символ земли Саратовской! Спасибо за внимание

Номер материала: ДБ-344173

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию

Время чтения: 2 минуты

В России создадут «белый интернет» для школьников

Время чтения: 1 минута

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

«Родимый и далекий» — плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» — у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» — в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России — не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. Подробнее об истории гармошки — Наталья Летникова.

География и биография

Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно, Россия. Извлекали звуки под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку, в разных концах света. Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось.

Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Киршника, жившего тогда в России. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием — гармоника. По-русски — гармонь или гармошка.

Издают звуки в гармошке планки — металлические рамки с закрепленным металлическим язычком. Чем массивней язычок, тем ниже звук. Крепятся планки при помощи парафина к рейке, установленной на целой системе воздушных каналов. Воздух подается, когда музыкант нажимает на кнопки или клавиши и разводит меха.

Тульская гармонь

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Прямо по соседству с самоварами. В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов — в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» — первая в России.

Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке, откуда привез чудо заморское — пятиклапанную гармошку. Сначала мастер скопировал образец, а затем дошло дело и до массового производства.

Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков — по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники туляков — братьев Киселевых получили награды. Именно тульские гармошки полюбились и на родине — за неповторимое камерное звучание. Не подкачала и эстетическая сторона — слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства.

Источник

Исследовательская работа «Русская гармонь-душа народа»

специалист в области арт-терапии

МОУ «Расховецкая основная общеобразовательная школа»

Тема: «Русская гармонь-душа народа»

обучающаяся 1 класса

МОУ «Расховецкая основная

Руководитель Скорых С.А.

Глава 1.История возникновения гармони 5

Глава 2. Виды гармошек 6

Глава 3.Деревенская гармонь – символ России 7

Глава 4. Гармонь в современной жизни 9

Список используемой литературы 12

Что для нас значит музыка? Никто на этот вопрос однозначно ответить не может. Для одного – это просто мелодия, для другого – музыкальная поэзия, а третий и вовсе не знает. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа, во все времена слушалась с удовольствием.

Читайте также:  Рассказ про планету нептун для 2 класса

У меня есть дедушка – гармонист-самоучка. Он необыкновенно одаренный человек, так как умеет играть на многих музыкальных инструментах: на баяне, на аккордеоне, на гармони. Дедушка очень серьёзно увлечен музыкой. Он постоянно что-то играет, ни один праздник в нашей семье не обходится без его выступлений.

Я тоже с малых лет интересуюсь музыкой. Моя мама рассказывала, что мне было всего несколько месяцев, а дедушка уже играл для меня на гармошке. Я считаю, что это мой дедушка привил мне любовь к народной музыке и песням.

«В моих руках — душа России, кусочек русской старины.

Когда продать гармонь просили, я отвечал: «Ей нет цены»

Как нет цены у глаз бездонных, у звёзд, у солнца, у луны,

У одержимых и влюблённых, у Веры нашей и страны!

Бесценна музыка народа, что в песнях Родины живёт,

Её мелодией природа, как тот бальзам на сердце льёт.

Не хватит золота и денег, чтобы гармонь мою купить,

И тот, чей слух она заденет, не сможет без неё прожить».

У каждого народа есть своя особинка, свое «родимое» пятнышко. У испанцев — коррида, в Италии — макароны, в Аргентине — футбол, а у россиян. В этом знаменитом ряду — перезвон колоколов, чистота русских берез, золото ржаного поля, шум дождя, плач гонимых ветром журавлей. И все же главное место отводится русской песне, пляске и гармони.

Народная музыка, народные музыкальные инструменты, баян и гармонь, всегда благотворно влияли на души людей. Они в жизни русского народа были больше, чем просто музыкальные инструменты. Баян и гармонь, можно смело сказать, считались нашими культурными и национальными символами. Прежде они были накрепко связаны с жизнью народа: и в праздниках, и в буднях, и на войне.

Объектом данной исследовательской работы является музыкальный инструмент гармонь.

Предмет исследования: какую роль гармонь сыграла в истории моей страны.

Цель моего исследования: собрать материал о гармони, какой вклад внёс этот инструмент в историю моей страны.

Для достижения цели моего исследования мне пришлось решать следующие задачи:

• изучить историю возникновения и развития гармони;

• познакомиться с фотографиями, документами;

• рассказать о своей работе одноклассникам;

• исследовать: знают ли историю гармони мои одноклассники и ученики старших классов.

В ходе работы я использовала следующие методы исследования:

• метод интервью (информация была получена в ходе беседы с родными, знакомыми).

• анализ документов (изучены Интернет-сайты, публикации о гармони).

Практическая значимость моей работы – формировать в себе и своих ровесниках национальное самосознание, необходимость соблюдения народных традиций в повседневной жизни

Глава 1.История возникновения гармони

Никто на этот вопрос точно ответить не может, «науке это не известно». Бытует мнение, что гармошка пришла в Россию из Германии. Однако абсолютно точно это нельзя утверждать, поскольку гармошки существовали в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Австрии, и в Италии, и во Франции, и даже в Англии.

Она быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре, и своими «игрушечными” по тем временам размерами.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Не пожалев за нее сорока рублей восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку». Привезя домой — в Чулкову слободу на окраине Тулы — драгоценную покупку, мастер решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая гармонь. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России, что привело уже в начале второй половины XIX в. к возникновению ее кустарного производства в ряде других областей (Новгородской, Вятской, Саратовской, Рязанской, Тверской, Вологодской и др.) и превратило в народный общерусский инструмент. Гармошка очень быстро стала исконно русским народным инструментом. Ее звучный голос пришелся по душе россиянам, простота обучения игре на ней, и самое главное, небольшая цена и маленькие для того времени размеры гармошки были по карману простым людям.

Глава 2. Виды гармошек

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки.

Глава 3.Деревенская гармонь – символ России

Русская гармонь. Сколько же миллионов судеб людских связано с ней. Сколько же радости и печали шло с тобой неразрывно через долгие годы. Гармонь была «Звездой» всенародной военной эстрады. Лидия Русланова дала 1120 концертов, исполняя под гармонь русские народные песни. В труднейшие годы войны, в самых экстремальных условиях гармонь, русская песня включала в человеке потаенные силы, будоражила кровь и помогала начисто погасить чувство страха. Ветераны вспоминают, что всю войну только на песнях, на частушках и выжили. А какие частушки исполняли под гармонь, какие пляски танцевали? Это и «Барыня», «Рассыпуха», «Цыганочка», «Русская песня», а легендарная «Катюша» подымала раненых бойцов в бой и так далее. Играть в России на гармони стали активно в конце XIX века. В Туле существует музей русской гармони, коллекция которой насчитывает 3140 экспонатов. Кроме самих гармошек, аккордеонов и баянов, это и пластинки, фотографии, афиши, картины, письма известных музыкантов, — все, что связано с историей развития этого чудесного инструмента. Два самых знаменитых советских маршала — Жуков и Буденный стали известными почитателями русской гармошки. Буденный прекрасно играл на гармони, а в городе Шахтерске даже хранятся пластинки с его записями.

Читайте также:  Почему кладовая солнца называется сказкой былью кратко

В советские годы в нашей стране было 22 фабрики по изготовлению гармони. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн гармонисты шли на фронт вместе со своими инструментами.

Огромное значение в годы войны для поддержания боевого духа русского воина играли русская песня, русский танец и русская гармонь. Их можно смело назвать символами Великой Победы. В самых экстремальных условиях они, словно генератор, включали в человеке потаенные резервы, будоражили кровь и помогали начисто погасить чувство страха.

Представьте: жестокая война, фронт. И полковая атака под гармонь: «Мы, русские, идём хозяевами по своей земле!» Рядом с мужчинами-воинами идут бесстрашно и спокойно девушки-санитарки в полный рост. Вот так ломают противника! И враг бежит.

Всю Великую Отечественную войну, от Ленинграда до Берлина, прошагала вместе с русским солдатом гармошка. Солдат на войне был уверен в Победе, потому что думал о грядущей встрече со своей гармонью так же, как о встрече с матерью, женой, любимой.

Пусть этот поразительный эпизод Великой Отечественной вдохновит на подвиги русских воинов нашего времени! Сейчас жестокая битва происходит в сфере культуры, миропонимания, мироустройства. Сердце народа, его духовные ценности, душа, воля народа, история, вековые традиции, культура — вот что уничтожают сейчас в первую очередь наши враги! Нам сегодня, как никогда, нужны наша воля, наша правда на нашей земле!

К сожалению, сегодня уже редко встретишь людей с гармонью в руках, а на нечастые посиделки с русским инструментом давно не спешит молодежь. А так хочется, чтобы звуки любимого русским народом инструмента никогда не смолкали и продолжали волновать сердца слушателей. Ведь у нашего народа есть прошлое, настоящее и будущее, многовековая история и культура. Нам есть что сохранять, развивать, ради чего жить.

Осваивать народную культуру необходимо не только для того, чтобы как нечто экзотическое и устаревшее показывать на сценах и выставках, а прежде всего для возвращения её в наш быт, в повседневную жизнь. Народную культуру в наше трудное время может спасти только сам народ — гениальный её создатель и хранитель. В этом убеждает меня само народное искусство, его поистине неистребимый, оптимистический дух, самоотверженная преданность родной земле.

Чтобы каждому из нас почувствовать себя русским, надо петь песни, которые пели наши предки. Только так мы объединимся в единое целое. А русская гармонь всегда была верной нашей подругой и вечной спутницей. Если такая сила у русской гармони, сохраним ее нашим потомкам.

А сколько гармонистов — самородков не сосчитать по всей России матушке. Русский народ придумал загадки о гармошке, о гармонистах. Хоть не хитрый инструмент, Но развеселит в момент, Вам знакомая немножко, Наша вятская (гармошка) Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь) На плече висит ремень, А под мышкой инструмент, Деревенский наш артист, Этот парень (гармонист).

Глава 4. Гармонь в современной жизни

«Играй, гармонь», называется телепередача, которая пользуется большим успехом у зрителей. С 1986 года на «Первом» канале транслируется эта телепередача. Ее создал удивительный человек, народный артист России Геннадий Дмитриевич Заволокин. Продолжателями дела своего отца стали его дети Анастасия и Захар Заволокины. Центр Геннадия Заволокина «Играй гармонь» ведет огромную работу в деле сохранения русских традиций и показывает высокий уровень мастерства умельцев игры на русских народных инструментах, воспитательный потенциал русской гармони, а также всех знатоков русской песни. В России существует уже 10-я Золотая десятка лучших гармонистов России. Это — настоящие подвижники народной культуры и непременные участники передачи «Играй, гармонь», которая считается национальной изюминкой народного творчества России. Виртуозные музыканты, обладают природным юмором, знают огромное количество песен, частушек, наигрышей, умеют выдать такие переливы на своей любимой гармошке, что публику и зрителей просто срывает с мест, и у сцены начинается перепляс, заводящий всех присутствующих.

В результате – в эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Простого человека-самородка Г. Заволокин поднял на большую высоту. Сельские артисты после участия в телепередачах становились профессионалами. Мой дедушка тоже принимал участие в областном конкурсе «Играй, гармонь!» и был награждён дипломами.

На семейных праздниках поют песни под гармонь

Смотрите ли вы передачу «Играй, гармонь»

Источник

Познавательное и интересное