Рассказ про глаголы для 4 класса

Сказки

Рассказ про глаголы для 4 класса

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн.ч Ед. ч. Мн.ч
1-е -у(-ю) -ем (-ём) Иду, узнаю Идём, узнаём
2-е -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) Идёшь, узнаёшь Идёте, узнаёте
3-е -ет (-ёт) -ут (-ют) Идёт, узнаёт Идут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

Лицо Окончания Примеры
Ед. ч. Мн.ч Ед. ч. Мн.ч
1-е -у(-ю) -им Горю, научу Горим, научим
2-е -ишь -ите Горишь, научишь Горите, научите
3-е -ит -ат (-ят) Горит, научит Горят, научат

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

Особенности спряжения глаголов будущего времени

Читайте также:  Поэтом автором многих басен и текстов гимнов ссср и россии был
Число Лицо При употреблении одного глагола При употреблении двух глаголов
Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить
2-е (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить
3-е (Что сделает?) Поможет, наклеит (Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить
Множественное 1-е (Что сделаем?) Поможем, наклеим (Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить
2-е (Что сделаете?) Поможете, наклеите (Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить
3-е (Что сделают?) Помогут, наклеят (Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.

Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).

Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.

НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

Проверь себя, выполнив тест.

1. Что обозначает глагол?

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

Читайте также:  Рассказ о православном храме 4 класс

2. На какие вопросы отвечает глагол?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!

Источник

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. 4-й класс

Класс: 4

Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Закрепить знания о глаголе, проанализировать и осмыслить все признаки глагола, осмыслить морфологические признаки глагола П: закрепить знания о значении глагола в речи, совершенствовать умение делать морфологический разбор, закрепить навыки правильного письма Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению, интерес к русскому языку, умение работать в паре.
Цель урока Научиться делать морфологический разбор глагола, выделять его признаки.
Основные понятия, изучаемые на уроке Морфологический разбор,спряжение.
Средства ИКТ, используемые на уроке Компьютер,учебник, интерактивная доска.
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся
1 минута Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

Покажите в каком цвете вам хочется сейчас находиться. Карандаши (цвет настроения) Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи Длительность этапа Основные формы работы учителя и учащихся 5 минут Словарная работа.

Какой частью речи является это слово? Дети по очереди пишут на каждую букву словарное слово. 3 минута Поставьте этот глагол в форму 3 л ед.ч. и 2 л. ед.ч.

!Вспомним алгоритм написания без.окончаний глагола. 8 минут

Интерактивная доска Задание на доске:

Вы лета____( ),он влад________( ),

ты служ________( ),они ход_________

( ), мы скаж____( ), она плач___

( ). Чётко проговариваем!

Интерактивная доска. Повторение о глаголе

4 минуты Итак, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

Как вы думаете в каком виде работы нам необходимы эти знания?

В морфологическом разборе. Какая тема урока?

Морфологический разбор глагола. Рассказ о глаголе. 2 минуты ФИЗМИНУТКА

Я буду диктовать глаголы, а вы выполните действия

Если глагол наст.вр, то хлопните

Если глагол прош.вр, то подпрыгните

Если глагол в буд.вр., то топните

(Побегу, сбежал, бегает, обрадовал, постирает, загорает, засмеялся, пишет, скажет, говорил, разговаривает, прыгнул, прыгает, запрыгнет, удивилась, закричать) 3 минуты Мы сейчас что делали?

Давайте сделаем морфологический разбор глагола: хлопали Морфологический разбор.

Хлопали – морфологический разбор. 3 минуты По вариантам дети делают морфологический разбор глаголов:

II вариант: служишь Морфологический разбор. Работа с учебником.

10 минут А сейчас откройте учебник. Упражнение №289 Работа по учебнику. 4 минуты Письмо по памяти.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Источник

Читайте также:  Рассказ о перелетных птицах лебедях
Познавательное и интересное