Рассказ про горные породы 3 класс

Сказки

Доклад-сообщение Горные породы

На нашей планете в недрах земли огромное количество ископаемых, их принято называть горными породами. В основном горные породы состоят из совокупности минералов, которые находятся в земной коре.

К горным породам относят не только твердые тела, но и воду, природный газ и нефть.

Термин «горные породы» ввел в 1798 году геолог В.М. Севергин. Данный термин обобщил все известные на тот момент науки по изучению земной коры и пород, которые в ней есть.

Горные породы часто классифицируют по составу:

Существует три класса горных пород.

Магматические горные породы

Название пошло от того, что данный класс горных пород образуются с магмы. Такие породы обычно очень твердые и находятся глубоко в земле, где преобладают высокие температуры.

К данному классу породы относят гранит, который составляет самый больший процент встречаемых на Земле горных пород.

Гранит образуется не в чистом виде, в его составе очень много цветных и драгоценных металлов.

Если магма застывает в недрах земли, то порода образуется с крупными кристаллами, если же она выливается наружу и застывает на поверхности, то данная порода имеет мелкую кристаллическую структуру.

Осадочные породы

Данный вид пород образуется в основном на поверхности земли. Образование происходит в то время, когда осадки собираются на дне водоема или на суше, под действием сил земного притяжения.

Осадочные породы делят на три подвида:

Химические

Такие породы образуются в основном на дне водоема с калия и соли. Как раз эти породы и называют калиевыми солями, которые мы часто используем в промышлености.

Органические (органогенные)

Данный подвид пород образуется с остатков растений и животных на дне водоема. Такие осадки могут собираться миллионы лет, прежде чем образовать породу.
Органические осадочные породы составляют 70% всей поверхности земли.
К ним относят известняки, горючие породы и фосфориты.

Обломочные

Такие породы обрели свое название, за счет того, что они образуются с обломков различных пород. В основном такие породы образуются с мелкого дробления пород, они часто используются в промышлености, а точнее в строительстве. К таким породам принято относить песок, щебень, гальку и глину.

Метаморфические породы

Если обобщить, то метаморфические породы это видоизменения в осадочных и магматических породах. Такие породы возникают вследствие высокого давления или перепадов температур.

Картинка к сообщению Горные породы

Популярные сегодня темы

Бородинское поле – место, известное каждому русскому человеку. Здесь место воинской славы России, хоть многие историки особенно современные спорят по этому поводу. Шевординский редут является

В этом докладе описаны основные факты о созвездии Водолей, включая размеры, положение на небе и историю.

Узорное ткачество возникло много тысяч лет назад. В древности люди плели одежду из тростника, травы, кусков шкуры животных. Первые станки для тканья изобрели за 6 тысяч лет до нашей эры.

Астероидами называются небольшие небесные тела, которые находятся в постоянном движении вокруг орбиты. У каждого из астероидов имеется неправильная форма. И напоминают они камень.

Каждый житель России слышал о городе Сергиев Посад. Когда только произносишь его название в голове представляет тихое и богом хранимое место, где множество храмов и монастырей.

На берегу моря или пресного водоема легкий ветер заставляет нас чувствовать запахи, которые исходят от водорослей. Водоросли бывают не только зеленого цвета. 3 основные группы цветов использу

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Горные породы » (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация составлена по материалам ИНТЕРНЕТА учителем начальных классов МБОУ «СОШ №24» г. Кемерово Аксёновой В.Я.

Работа с учебником с. 5

Этот материал тебе знаком, но в нём есть новые сведения. Прочитай и расскажи, что ты узнал нового.

Поверхность, по которой мы ходим, твердая. Она нас выдерживает. Поверхность Земли состоит из особых ГОРНЫХ ПОРОД

Работа с учебником с. 6

Рассмотри рисунок на с.6 и опиши неживую природу.

Горные породы Речная галька Морская галька Песок Известняк Глина Гранит Мрамор Каменная соль Базальт Каменный уголь

При извержении из недр Земли расплавленных горных пород образуются магматические породы. Это — гранит, андезит, базальт, габбро, перидотит. Раскаленная масса поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает. 1. Магматические Отвесная горная стена, сложенная магматической горной породой базальт. Базальт черного цвета. Базальты также занимают огромные площади дна океанов. Это ценный строительный и облицовочный материал.

При извержении вулкана раскаленные огненные потоки магмы вырываются из глубин Земли

Потоки магмы изливаются на поверхность Земли и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ ПОРОД

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ГРАНИТ БАЗАЛЬТ

Работа с учебником с. 7

Прочитай текст и выскажи предположение: почему их называют осадочными горными породами?

2. Осадочные Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей. Образуются известняк, песчаник, гипс, глина, гравий, торф, уголь, нефть. Мелкие обломки кварца превращаются в песок — строительный материал и сырье для стекла. Количество песка в мире огромно. И широко его применение. Каменный уголь — важное полезное ископаемое. Используется в качестве топлива.

Большая часть земной поверхности покрыта слоем осадочных пород Известняк Каменный уголь Торф

Каменный уголь образовался из остатков древних гигантских растений, папоротника

Этапы образования каменного угля

Образование торфа Мох сфагнум

Вывод: Поверхность Земли состоит из особых горных пород, большинство из которых твердые. Образование горных пород происходило по-разному. Горные породы делятся на МАГМАТИЧЕСКИЕ и ОСАДОЧНЫЕ.

ВЫВОДЫ: Поверхность Земли состоит из особых горных пород, большинство из которых твердые. Образование горных пород происходило по-разному. Горные породы делятся на МАГМАТИЧЕСКИЕ и ОСАДОЧНЫЕ.

3. Метаморфические Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические. Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор, железная руда, сланцы. мрамор Железная руда сланцы

Работа в тетради для самостоятельной работы с. № 1 с.2

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Интернет – ресурсы: http://www.look.com.ua/pic/201209/1024×768/look.com.ua-13886.jpg

Номер материала: ДБ-871561

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Читайте также:  Почему рассказ был назван автором не бал а после бала хотя описание бала

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги

Время чтения: 1 минута

В России выросло число обучающихся во вторую смену

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Класс: 3

Цели: повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли; познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов; о видах горных пород; о происхождении магматических и осадочных пород. Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматия. «Классный календарь погоды», образцы полезных ископаемых из школьной коллекции (гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть). Коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции, лупы, презентация «Горные породы».

Ход урока

1. Работа с «Дневником наблюдений».

2. Работа с новым материалом.

1) Работа в парах. Проблемный вопрос

Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы?

Прочитайте 1 абзац параграфа «Горные породы» и найдите ответ с соседом на поставленный вопрос, выделите те сведения, которые до этого вам были неизвестными. Проводится беседа.

Верхняя граница точно не определена. Высоко над землёй атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, т. е. поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород большинство, из которых твёрдые.

2) Работа с рисунком.

Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. (На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней).

3) Работа с презентацией.

Показ образцов горных пород и рассказ о них.

Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь – это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоёмов, вся твёрдая часть земли до глубины 30-40 километров и более.

Большинство горных пород твёрдые, но есть жидкие горные породы (ртуть, нефть) и газообразные (природный горючий газ).

Показ образцов горных пород. Вы, может быть, видели по телевизору или читали об извержениях вулканов? (ответы ребят)

На земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара.

Действующие вулканы служат как бы окнами вглубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываются глубинное расплавленное вещество Земли – магма. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой.

При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы с огромной силой вырываются из глубины недр Земли. Они изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ (вулканических) ПОРОД. К ним относятся ГРАНИТ и БАЗАЛЬТ.

А, вот каменный уголь, известняк и торф образовались по-другому.

Бурные реки, которые образующиеся при разрушении гор. Реки впадают в море, вместе с речной водой в море впадают камни, песок и глиняные частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом сотни тысяч и миллионы лет накапливаются громадные толщи осадков на дне океанов и морей. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют ОСАДОЧНЫМИ, потому что образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет накапливается огромное количество скелетов и образуется горная порода – известняк.

Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает глина и песок. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.

А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.

Оказывается, вначале мел был животным. В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, эти существа опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из их панцирей. Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом. Различные изменения на Земле превращали морское дно в сушу. Слои мела, находившиеся на морском дне, были подняты над поверхностью моря. Наиболее рыхлые участки были размыты водой, оставив высокие меловые скалы.

После пульверизации, промывки и фильтрации из мела получают белый порошок, который применяется для добавления в замазку, краску, лекарства, бумагу, зубную пасту и различную пудру!

Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных, образуется чёрный ил. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.

В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на ¾ состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо. На нём могут работать даже электростанции.

Рассмотрите кусочки торфа с помощью луп. Что вы заметили? (веточки, песчинки)

3. Закрепление.

— Почему каменный уголь, известняк и торф называются осадочными горными породами?

Читайте также:  Рассказы дурова о животных слон бэби

Работа с учебником стр. 7-8.

4. Итог.

— Выделите две группы горных пород. (Магматические или вулканические и осадочные) Слайды №19,20.

— Приведите примеры вулканических и осадочных пород.

Слайд №21. (фото хранение нефти)

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

– Что на уроке понравилось, запомнилось?

5. Домашнее задание.

В хрестоматии прочитать рассказ «Какого цвета уголь?».

Источник

Урок с презентацией по окружающему миру на тему «Горные породы» (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Горные породы.docx

Тема: Горные породы.

повторить и углубить знания учащихся, связанные с общими представлениями детей об атмосфере Земли;

познакомить с первоначальными сведениями о горных породах как о природных телах, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли, дно океанов;

о видах горных пород;

о происхождении магматических и осадочных пород.

развивать наблюдательность, внимание.

воспитывать стремление бережно относиться к предметам неживой природы.

Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматия. «Классный календарь погоды», образцы полезных ископаемых из школьной коллекции (гранит, базальт, каменный уголь, известняк, торф, нефть). Коробочки для индивидуального отбора образцов из общей школьной коллекции, лупы, презентация «Горные породы».

1. Работа с «Дневником наблюдений».

2. Работа с новым материалом.

1) Работа в парах. Проблемный вопрос

Знаете ли вы, где проходит граница атмосферы?

Прочитайте 1 абзац параграфа «Горные породы» и найдите ответ с соседом на поставленный вопрос, выделите те сведения, которые до этого вам были неизвестными. Проводится беседа.

Верхняя граница точно не определена. Высоко над землёй атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство. Нижней границей атмосферы считают поверхность Земли, т. е. поверхность водного пространства и поверхность суши. Поверхность суши, по которой мы ходим, состоит из особых горных пород большинство, из которых твёрдые.

2) Работа с рисунком.

Рассмотрите рисунок в учебнике, опишите неживую природу, составляющую поверхность Земли, по которой мы ходим. (На рисунке показан берег реки, хорошо виден слой песка, глины и камней).

3) Работа с презентацией.

Показ образцов горных пород и рассказ о них.

Речная и морская галька, песок, глина, известняк, гранит, базальт, каменный уголь – это горные породы. Как правило, они залегают в земле большими массами. Из горных пород сложены равнины, дно водоёмов, вся твёрдая часть земли до глубины 30-40 километров и более.

Большинство горных пород твёрдые, но есть жидкие горные породы (ртуть, нефть) и газообразные (природный горючий газ).

Показ образцов горных пород. Вы, может быть, видели по телевизору или читали об извержениях вулканов? (ответы ребят)

На земле насчитывается несколько тысяч вулканов. Одни из них действующие. Они дымятся, грохочут, извергаются. Их активность может длиться часы, дни, недели. Из вулканического кратера вырываются огонь, пепел, горячие газы, потоки расплавленной жидкой массы, летят огненно-красные камни, вырываются клубы водяного пара.

Действующие вулканы служат как бы окнами вглубь Земли. Во время их извержений на поверхность выбрасываются глубинное расплавленное вещество Земли – магма. Магма, излившаяся на поверхность Земли, называется лавой.

При извержении вулкана раскалённые огненные потоки магмы с огромной силой вырываются из глубины недр Земли. Они изливаются на её поверхность и остывают. Это приводит к образованию ГОРНЫХ МАГМАТИЧЕСКИХ (вулканических) ПОРОД. К ним относятся ГРАНИТ и БАЗАЛЬТ.

А, вот каменный уголь, известняк и торф образовались по-другому.

Бурные реки, которые образующиеся при разрушении гор. Реки впадают в море, вместе с речной водой в море впадают камни, песок и глиняные частички. Они опускаются на дно моря.

Так год за годом сотни тысяч и миллионы лет накапливаются громадные толщи осадков на дне океанов и морей. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют ОСАДОЧНЫМИ, потому что образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.

В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет накапливается огромное количество скелетов и образуется горная порода – известняк.

Вокруг мелких озёр и болот растёт множество деревьев. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает глина и песок. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь.

Там, где из болот отводят воду, где их осушают, обнажаются залежи торфа, одной из разновидностей горючих полезных ископаемых. Его образование начинается ещё до того, как появилось болото. На дне озера накапливаются остатки отмирающих растений и животных, образуется чёрный ил. Торф способен гореть именно потому, что в нём присутствуют углеводороды.

В болотах растения разлагаются почти без доступа кислорода. Через несколько лет такого процесса образуется коричневая смешанная масса веточек, корней и листьев. Если из этой массы удалить воду (торф на ¾ состоит из воды), высушить, разрезать на брикеты, то получим неплохое топливо. На нём могут работать даже электростанции.

Рассмотрите кусочки торфа с помощью луп. Что вы заметили? (веточки, песчинки)

— Почему каменный уголь, известняк и торф называются осадочными горными породами?

Работа с учебником стр. 7-8.

— Выделите две группы горных пород. (Магматические или вулканические и осадочные) Слайды №13,14.

— Приведите примеры вулканических и осадочных пород. Слайды №15,16.

Слайд №17. (фото хранение нефти)

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

– Что на уроке понравилось, запомнилось?

5. Домашнее задание.

В хрестоматии прочитать рассказ «Какого цвета уголь?».

Источник

3 класс. Окружающий мир. Горные породы

3 класс. Окружающий мир. Горные породы

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Боль­шин­ство гор­ных пород твер­дые, но есть и жид­кие. К ним от­но­сят­ся нефть, ртуть, при­род­ный и го­рю­чий газ

А как про­ис­хо­ди­ло об­ра­зо­ва­ние гор­ных пород? Это про­ис­хо­ди­ло по-раз­но­му. Вы, на­вер­ня­ка, слы­ша­ли об из­вер­же­нии вул­ка­на. При его из­вер­же­нии рас­ка­лен­ные, ог­нен­ные по­то­ки осо­бо­го ве­ще­ства – магма – с огром­ной силой вы­ры­ва­ют­ся из недр земли. Они из­ли­ва­ют­ся на ее по­верх­ность и осты­ва­ют. Магма при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию маг­ма­ти­че­ских гор­ных пород. Магма яв­ля­ет­ся «мамой» для мно­гих маг­ма­ти­че­ских пород, к ним от­но­сят­ся гра­нит и ба­зальт. Об­ра­зо­ван­ные мил­ли­о­ны лет назад маг­ма­ти­че­ские гор­ные по­ро­ды хо­ро­шо видны на скло­нах гор­ных уте­сов.

Читайте также:  Сказки народов севера ханты

Ка­мен­ный уголь, торф и из­вест­няк об­ра­зо­ва­лись по-дру­го­му. Рас­смот­рим ка­мен­ный уголь. Мил­ли­о­ны лет назад во влаж­ных, за­бо­ло­чен­ных джун­глях росли ги­гант­ские па­по­рот­ни­ки. В вет­вях мо­гу­чих де­ре­вьев вили гнез­да до­и­сто­ри­че­ские птицы, а у под­но­жия бро­ди­ли ди­но­зав­ры. От­пе­чат­ки этих рас­те­ний и жи­вот­ных уче­ные до сих пор на­хо­дят в пла­стах ка­мен­но­го угля. А как же эти древ­ние рас­те­ния пре­вра­ти­лись в ка­мен­ный уголь? Когда эти ги­гант­ские де­ре­вья по­ги­ба­ли, они па­да­ли на дно во­до­е­мов или во влаж­ную за­бо­ло­чен­ную кучку, их за­но­си­ло илом и пес­ком, по­гре­бен­ные на боль­шой глу­бине, без до­сту­па к воз­ду­ху под силь­ным дав­ле­ни­ем воды они спрес­со­вы­ва­лись и по­сте­пен­но пре­вра­ща­лись в пла­сты ка­мен­но­го угля

Сей­час мы по­зна­ко­мим­ся с тай­ной про­ис­хож­де­ния из­вест­ня­ка. Пра­ро­ди­те­ли из­вест­ня­ка – мель­чай­шие мор­ские су­ще­ства – имели из­вест­ко­вые ске­ле­ты, пан­ци­ри, были за­щи­ще­ны ра­куш­ка­ми. Уми­рая, они остав­ля­ли на дне морей огром­ные белые пла­сты, ко­то­рые за мил­ли­о­ны лет пре­вра­ти­лись в из­вест­няк. А еще через мил­ли­о­ны лет море от­сту­пи­ло. В ку­соч­ках из­вест­ня­ка можно раз­гля­деть ске­ле­ты древ­них мор­ских жи­вот­ных (рис. 7).

Торф со­сто­ит из остат­ков по­лу­сгнив­ших рас­те­ний (рис. 8). Об­ра­зу­ет­ся торф на бо­ло­тах из бо­лот­но­го мха – сфаг­ну­ма – и дру­гих рас­те­ний. От­ми­рая, рас­те­ния скап­ли­ва­ют­ся на бо­ло­тах. Из-за оби­лия воды в поч­вах болот очень мало воз­ду­ха, и по­это­му рас­те­ния до конца не сгни­ва­ют, из их остат­ков и об­ра­зу­ет­ся торф. Об­ра­зо­ва­ние торфа про­ис­хо­дит и в наши дни. За де­сять лет тол­щи­на тор­фя­но­го слоя ме­ня­ет­ся от 5 до 30 мил­ли­мет­ров.

Из­вест­няк, торф и ка­мен­ный уголь на­зы­ва­ют оса­доч­ны­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми. Все эти вод­ные по­ро­ды об­ра­зо­ва­лись на дне во­до­е­мов, куда осе­да­ли по­гиб­шие жи­вот­ные и рас­те­ния. Огром­ная масса воды да­ви­ла на остан­ки живых ор­га­низ­мов, как тя­же­лый пресс, и по­сте­пен­но осад­ки на дне во­до­е­мов пре­вра­ща­лись в оса­доч­ные гор­ные по­ро­ды. Боль­шая часть зем­ной по­верх­но­сти по­кры­та слоем самых раз­лич­ных оса­доч­ных гор­ных пород.

А какие гор­ные по­ро­ды можно уви­деть, гуляя по окрест­но­стям го­ро­да или села? Можно уви­деть реч­ную галь­ку, песок, глину, боль­шой валун, ку­со­чек торфа или ка­мен­но­го угля.

Про про­ис­хож­де­ния торфа или ка­мен­но­го угля мы уже по­го­во­ри­ли. А как об­ра­зо­ва­лись глина и песок?

Они об­ра­зо­ва­лись в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород. Глав­ная при­чи­на таких раз­ру­ше­ний – из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры в те­че­ние суток. Днем солн­це на­гре­ва­ет по­верх­ность скал, гор­ные по­ро­ды рас­ши­ря­ют­ся, а ночью охла­жда­ют­ся и сжи­ма­ют­ся. И так про­ис­хо­дит каж­дые сутки, из года в год, мно­гие ты­ся­чи, мил­ли­о­ны лет. На по­верх­но­сти скал об­ра­зу­ют­ся сна­ча­ла ма­лень­кие, а затем боль­шие тре­щи­ны, вода, ветер и рас­те­ния раз­ру­ша­ют гор­ные по­ро­ды, в тре­щи­ны по­па­да­ет вода, она за­мер­за­ет, и по­лу­ча­ет­ся лед, ко­то­рый давит на стен­ки тре­щин с очень боль­шой силой. Дож­де­вые и талые воды, по­па­дая в тре­щи­ны, вы­мы­ва­ют ча­сти­цы гор­ных пород, силь­ный ветер вы­ду­ва­ет из тре­щин мель­чай­шие ча­стич­ки. Раз­ру­ше­ние уси­ли­ва­ет­ся, в тре­щи­ны по­па­да­ет пыль, по­се­ля­ют­ся мик­ро­бы, ма­лень­кие жи­вот­ные, ветер за­но­сит се­ме­на рас­те­ний. Живые ор­га­низ­мы про­дол­жа­ют раз­ру­шать гор­ные по­ро­ды, рас­ши­ря­ют и углуб­ля­ют тре­щи­ны. Раз­ру­ше­ние гор­ных пород под вли­я­ни­ем из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов на­зы­ва­ет­ся вы­вет­ри­ва­ни­ем. Так по­сте­пен­но скала раз­ру­ша­ет­ся, и об­ра­зу­ют­ся об­лом­ки раз­ной ве­ли­чи­ны. Вода, ветер, лед ска­ты­ва­ют эти об­лом­ки вниз, по скло­нам, они стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом и раз­би­ва­ют­ся. По­то­ки воды пе­ре­но­сят их с места на место, пе­ре­ти­ра­ют друг друга и из­мель­ча­ют. Круп­ные об­лом­ки пре­вра­ща­ют­ся в мел­кий гра­вий, а мел­кий гра­вий – в песок и глину. Вот так мил­ли­ар­ды этих ча­сти­чек го­да­ми осе­да­ли на дне морей, оке­а­нов, озер. Под дав­ле­ни­ем новых слоев они уплот­ня­лись, из­ме­ня­лись и по­сте­пен­но пре­вра­ща­лись в слои галь­ки, песка и глины. По­это­му эти гор­ные по­ро­ды тоже на­зы­ва­ют оса­доч­ны­ми или об­ло­моч­ны­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми.

Любая гор­ная по­ро­да со­сто­ит из ми­не­ра­лов, од­на­ко неко­то­рые гор­ные по­ро­ды имеют в своем со­ста­ве толь­ко один ми­не­рал. На­при­мер, квар­це­вый песок со­сто­ит из од­но­го ми­не­ра­ла – квар­ца, а из­вест­няк со­сто­ит из каль­ци­та

В гра­ни­те можно уви­деть зерна сразу трех ми­не­ра­лов: по­ле­во­го шпата, квар­ца и слюды. На­зва­ние гра­ни­та про­изо­шло от слова «грана», что зна­чит зерно. Рас­смот­рим гра­нит более вни­ма­тель­но: мы видим белые по­лу­про­зрач­ные зерна с неров­ны­ми кра­я­ми, слов­но сма­зан­ные жиром, это зерна квар­ца. Цвет­ные, крас­ные и серые зерна, с ров­ны­ми бле­стя­щи­ми кра­я­ми – это по­ле­вой шпат. А то­нень­кие с чер­ным блес­ком пла­стин­ки, ко­то­рые можно ино­гда от­де­лить даже ног­тем, – это слюда.

Ми­не­ра­лы окру­жа­ют нас по­всю­ду. Скри­пит песок под но­га­ми – зна­чит, идешь по квар­цу, не мо­жешь вы­та­щить ногу из земли после дождя – это может быть глина. Сло­мал­ся гри­фель ка­ран­да­ша – рас­смот­ри его, он сде­лан тоже из ми­не­ра­ла, гра­фи­та. На­зва­ние этого ми­не­ра­ла про­изо­шло от слова «графо», что озна­ча­ет «пишу». На доске мы пишем мелом, мел – это тоже ми­не­рал, раз­но­вид­ность из­вест­ня­ка. Из него путем пе­ре­ра­бот­ки из­го­тав­ли­ва­ют из­весть, ко­то­рую ис­поль­зу­ют в стро­и­тель­стве для по­бел­ки стен и в сель­ском хо­зяй­стве для из­вест­ко­ва­ния почв.

Вы, на­вер­но, не раз ви­де­ли юве­лир­ные укра­ше­ния. Как пра­ви­ло, они укра­ше­ны дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми-ми­не­ра­ла­ми или са­мо­цве­та­ми: аме­ти­стом, ма­ла­хи­том, сер­до­ли­ком, ага­том, ян­та­рем. Сколь­ко су­ще­ству­ет видов ми­не­ра­лов на земле? Из­вест­но около трех тысяч раз­лич­ных видов. От­ли­ча­ют­ся они друг от друга тем, из каких ча­стиц атома и мо­ле­кул со­сто­ят и как эти ча­сти­цы рас­по­ло­же­ны. Боль­шин­ство ми­не­ра­лов имеют цвет и блеск. Одни ми­не­ра­лы имеют ме­тал­ли­че­ский блеск, дру­гие – стек­лян­ный, тре­тьи – ма­то­вый. Боль­шин­ство ми­не­ра­лов твер­дые и проч­ные, ми­не­ра­лы вхо­дят в со­став ме­тео­ри­та. Ми­не­ра­лы были об­на­ру­же­ны на Луне и Марсе.

Как еще че­ло­век ис­поль­зу­ет ми­не­ра­лы? Самой вы­со­кой твер­до­стью об­ла­да­ет алмаз. В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го языка его на­зва­ние обо­зна­ча­ет «непо­бе­ди­мый, непре­одо­ли­мый»

В да­ле­кие вре­ме­на слюду встав­ля­ли в окна домов вме­сто очень до­ро­го­го стек­ла, свет через такие окон­ца про­ни­кал с тру­дом, но в ста­ри­ну это была хо­ро­шая за­щи­та от хо­ло­да и дождя. В наши дни слюду при­ме­ня­ют в элек­трон­ной и ра­дио­про­мыш­лен­но­сти. Из мо­ло­той слюды из­го­тав­ли­ва­ют мяг­кий ма­те­ри­ал для крыш – ру­бе­ро­ид, ре­зи­но­вые из­де­лия, зо­ло­тые и брон­зо­вые крас­ки и чер­ни­ла.

В ка­ран­да­ше – гри­фель, он сде­лан из ми­не­ра­ла гра­фи­та, ко­то­рый пач­ка­ет руки, остав­ля­ет следы на бу­ма­ге, но у него есть уди­ви­тель­ней­шее свой­ство. Гра­фит вы­дер­жи­ва­ет тем­пе­ра­ту­ру в несколь­ко тысяч гра­ду­сов, а из­де­лия, из­го­тов­лен­ные из него, не пор­тят­ся даже при силь­ном охла­жде­нии.

Се­год­ня на уроке вы узна­ли, из чего со­сто­ят гор­ные по­ро­ды, по­зна­ко­ми­лись с раз­но­об­ра­зи­ем ми­не­ра­лов и с их прак­ти­че­ским ис­поль­зо­ва­ни­ем че­ло­ве­ком.

Источник

Познавательное и интересное