Рассказ про горные породы для детей

Сказки

Рассказ про горные породы для детей

Летом мы неизбежно становимся ближе к природе. Вот мы идем по улице или по берегу реки, а под ногами… трава, песок и камни, которые так любят собирать дети. Лето — отличное время, чтобы увлечь ребенка новой темой и рассказать о камнях. Ведь даже неприметные гальки таят в себе немало историй.

Золото дураков

Многие минералы выглядят похоже. Прозрачный кварц можно ошибочно принять за алмаз, а пирит прозвали золотом дураков, потому что он тоже желтый с металлическим блеском. Точно определить минерал можно, выяснив его твердость, цвет черты, блеск и спайность.

Твердость. Твердость минерала определяется его устойчивостью к царапанию и измеряется по шкале от 1 до 10. Твердость талька — 1.

Цвет черты. На шероховатой поверхности минерал оставляет цветную черту. У киновари она красновато-бурая.



Вот такую красную черту оставляет киноварь. Иллюстрации здесь и далее из книги «Как объяснить ребенку географию»

Блеск. Блеск — это то, как минерал отражает свет. У аурипигментов на свежих сколах блеск перламутровый, на старых — жирный.

Спайность. Некоторые минералы, например, слюда, легко раскалываются на кристаллы или пластинки. Это свойство называется спайностью.

Рождение минералов

Земная кора сложена из множества видов горных пород, которые состоят из минералов. Часть минералов (самородные элементы) состоит из одного химического элемента, но большинство — из двух и более.

Среди самородных металлов чаще других находят медь, серебро и золото — они образуют в горной породе. Сера и другие самородные неметаллы встречаются в отложениях вокруг вулканов.


Посмотрите, какие они красивые!

Как образуется песок и щебень

А вы знали, что песок — это мелкие крупицы камней?

Геологические отложения бывают разных типов, которые зависят от пород, их образовавших. Например, выветрившийся гранит со временем превращается в кварцевый песок и глину. А еще отложения различаются по размеру частиц.

Когда вода переносит обломки, самые тяжелые из них опускаются на дно, а более легкие движутся дальше. Так происходит сортировка по размеру.


Вот такая трансформация: из гальки в песок

Знакомство под ногами

Те самые камни и гальки, которыми малыши любят набивать карманы, оказывается, очень интересны и разнообразны. Это осадочные горные породы, которые образуются из гальки, песка и глины. Галька становится конгломератом, песок — песчаником, а глина — глинистым сланцем.

Знакомьтесь, это конгломерат, состоящий из круглых галек, и неприметный роговик:

А вот алевролит, состоящий из ила, и пестрая брекчия:

Мел под микроскопом и окаменелости

Осадочные горные породы часто содержат остатки животных и растений, попавшие в отложения до их превращения в породу. Ткани и кости организмов постепенно замещаются минералами и, окаменев, хорошо сохраняются. Окаменелости рассказывают нам о жизни в глубокой древности и помогают геологам определять возраст породы.

Некоторые осадочные породы почти полностью состоят из окаменелостей. Например, известняк-ракушечник — из ископаемых морских раковин, мел — из микроскопических панцирей морского планктона, уголь — из спрессованных частей растений.

Если увеличить мел в тысячу раз с помощью электронного микроскопа, мы увидим, что он состоит из кокколитов — пластинок панциря одноклеточных планк тонных водорослей кокколитофоридов, живших в доисторических океанах.


Так выглядит мел под микроскопом. Перекрывающие друг друга пластинки из карбоната кальция — кокколиты — когда-то были панцирем планктонной водоросли.

Кристаллы

Существует около 5000 видов минералов. По строению кристаллической решетки они делятся на шесть основных групп — сигоний.

Кубическая решетка. Кристаллы пирита — соединения железа и серы — имеют идеальную кубическую форму.

Тетрагональная решетка. Кристаллы с такой структурой выглядят как прямоугольные призмы с наклонными гранями на концах. Среди них циркон, образующийся в расплавленной породе.

Гексагональная решетка. Эти кристаллы обычно образуют шестигранные призмы, часто с заостренными концами. На фотографии )справа) — апатит.



Слева направо: пирит, циркон, апатит

Моноклинная решетка. Такие кристаллы похожи на прямоугольную призму со скошенными концами. На фото ортоклаз — разновидность полевого шпата.

Орторомбическая решетка. Кристаллы с такой решеткой напоминают прямоугольные коробки, вытянутые вдоль одной из сторон. На фото (в центре) — топаз.

Триклинная решетка. Триклинные кристаллы, например аксинита, формой напоминают параллелепипед.


Слева направо: ортоклаз, топаз, аксинит

Еще больше историй о камнях в книге «Как объяснить ребенку географию».

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»

Алла Атаманюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»

Тема: Горы и горные породы. Атаманюк. А. Н.

Дата проведения занятия: __27.02.2015г

Для детей Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, кварцит, кремень, мел, графит, пемза, книга, карта (с портретом капитана Врунгеля на 1 части,, карточки с заданиями, сундук с предметами, материал для опыта, пластилин, лимон.

Для педагога Макет вулкана, сода, краска, вода.

Приоритетная образовательная область: «Познание»,

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель. Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.

Читайте также:  Рассказ о несвижском замке на белорусском

Задачи: 1. Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).

2. Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).

3. Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками.

4. Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в возможности изготовить вулкан и разбудить его. Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

5. Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).

Планируемые результаты (предпосылки Учебные Универсальные Действия):

1.Дети обогатят свои знания о неживой природе: в области географии, геологии, химии. Заинтересуются механизмом возникновения процессов, взаимодействием различных элементов между собой. Укрепят межличностные отношения.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Дети. (с её помощью находят путь, направление)

Дети. (Заклинание, которое разбудит вулкан)

III. Открытие детьми нового знания. Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по карте. Давайте посмотрим, есть ли на этом письме подсказки. А как нам до вулкана дойти подскажут стрелки. Посмотрите,к этой карте прилагается инструкция:1. Найдите озеро.

2. От него сделайте 5 шагов прямо и 6 шагов налево. Что нашел?

Это конверты с заданием: Соберите картинки и назовите все одним словом.

Дети: Смерч. Дождь. Радуга. Северное сияние. Вулкан.

Воспитатель: Правильно, это Природные явления. Найдите конверт, где написано это словосочетание. Что написано в этом конверте, Читаем.

Дети: «Сделайте 8 шагов налево, 3 шага прямо и откройте сундук.»

Воспитатель: Чтобы открыть сундук, надо отгадать что в нем лежит.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.

Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.

С ним разведчику легко,

За врагами наблюдать:

Враг таится далеко,

Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких предметов двумя глазами, чтобы они стали ближе.

Воспитатель:- Какая подсказка есть на этой части карты?Это задание: Попрыгайте на правой ноге по кочкам через болото. А потом, в ритме вальса преодолейте озеро.

Музыкальная пауза. Двигательная активность.

Воспитатель:- И пришли мы к Коллекции камней. Дети, из чего состоят горы.

Воспитатель:-А Названия каких гор вы знаете?

Дети. Кавказские, Уральские, Крымские.

Дети: (Горы, пещеры, ледники, горные реки, водопады, леса).

Воспитатель:-Мы сегодня рассмотрим Какими бываю камни?»

Воспитатель:-Опыт 1. «Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Объясните, почему.

Опыт 2. Э Выложи, камни в ряд –от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, Сколько камней у тебя на столе?

Воспитатель А ты выложи камни от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику)

Воспитатель: Внимательно рассмотреть самые круглые камни. Почему у них нет острых углов? Как они называется? (Галька).

Дети: (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок- острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

Дети (Кристаллики, трещины, узоры).

Воспитатель: Опыт 5 В одну руку возьмите камешек, в другую- пластилин. Сожмите обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)

Воспитатель: Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

Воспитатель:-Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

Воспитатель: Как называют камни, которыми можно писать?

Воспитатель: Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

Воспитатель: А эти камни образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл. В Черном море водится моллюск, который умеет делать маленькие жемчужинки. Мидия.

Воспитатель: Здесь есть камни,которые создали вулканы: базальт и пемза. Если, вулканические породы камней здесь, значит и где-то близко был вулкан. У кого на столе эти камни?

Воспитатель: А нет ли там записки-подсказки? И что же там написано?

Дети «От базальта 3 шага прямо, 1 налево, посмотреть вниз»

Воспитатель: Идите ищите…Нашли, вот он наш вулкан. Это макет вулкана.

— Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон) Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

— Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

— А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?

Читайте также:  Придумать рассказ остаться у разбитого корыта 2 класс короткий

— Что же делать, если мы найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан?

— Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (Заклинание которое разбудит вулкан)

— А вот и заклинание:

Нужно разбудить вулкан.

Ложкой мерной соды взять

С красной краской размешать.

Аккуратно, без обмана

Всыпьте в кратер у вулкана.

Вы затем лимон возьмите

И на части разделите.

Руки крепкие у вас

Будем сок давить сейчас.

Слейте жидкость из стакана

В жерло вашего вулкана.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Игровое занятие «Что такое горы?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Золотой ключик» Авторская разработка.

Фотоотчет «Отпусти себя в горы!» Здравствуйте, мои дорогие Маамовцы! Сегодня вернулась из отдыха в Сочи и хочу поделиться своими впечатлениями. Конечно, были разные пляжи.

Конспект игры — занятия с песком с детьми раннего возраста «Горы бывают разные» Задачи: 1. Продолжать учить детей делать постройки из песка. 2. Развивать умение сравнивать объекты по высоте. Активизировать в речи детей.

Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.

Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной к школе группе. Образовательная область – познание,.

Отчёт методической работы за период с 1.09.2015 по 31.12.2015. года Отчёт методической работы период с 1.09.2015 по 31.12.2015. года За отчетный период с 01.09.2015 г. по 31.12.2015 г. в детском саду создана.

«Снова в горы». Мои впечатления Мы с мужем каждый год отправляемся в путешествие. В июле отправились в Крым. За 5 дней побывали почти во всех интересных местах. Впечатления.

Конспект занятия «Наши горы» в подготовительной группе Тема: Горы Осетии. Программное содержание: Закрепить знания детей о родном крае, о его природе, жизни людей. Воспитывать любовь у детей.

Источник

Доклад-сообщение Горные породы

На нашей планете в недрах земли огромное количество ископаемых, их принято называть горными породами. В основном горные породы состоят из совокупности минералов, которые находятся в земной коре.

К горным породам относят не только твердые тела, но и воду, природный газ и нефть.

Термин «горные породы» ввел в 1798 году геолог В.М. Севергин. Данный термин обобщил все известные на тот момент науки по изучению земной коры и пород, которые в ней есть.

Горные породы часто классифицируют по составу:

Существует три класса горных пород.

Магматические горные породы

Название пошло от того, что данный класс горных пород образуются с магмы. Такие породы обычно очень твердые и находятся глубоко в земле, где преобладают высокие температуры.

К данному классу породы относят гранит, который составляет самый больший процент встречаемых на Земле горных пород.

Гранит образуется не в чистом виде, в его составе очень много цветных и драгоценных металлов.

Если магма застывает в недрах земли, то порода образуется с крупными кристаллами, если же она выливается наружу и застывает на поверхности, то данная порода имеет мелкую кристаллическую структуру.

Осадочные породы

Данный вид пород образуется в основном на поверхности земли. Образование происходит в то время, когда осадки собираются на дне водоема или на суше, под действием сил земного притяжения.

Осадочные породы делят на три подвида:

Химические

Такие породы образуются в основном на дне водоема с калия и соли. Как раз эти породы и называют калиевыми солями, которые мы часто используем в промышлености.

Органические (органогенные)

Данный подвид пород образуется с остатков растений и животных на дне водоема. Такие осадки могут собираться миллионы лет, прежде чем образовать породу.
Органические осадочные породы составляют 70% всей поверхности земли.
К ним относят известняки, горючие породы и фосфориты.

Обломочные

Такие породы обрели свое название, за счет того, что они образуются с обломков различных пород. В основном такие породы образуются с мелкого дробления пород, они часто используются в промышлености, а точнее в строительстве. К таким породам принято относить песок, щебень, гальку и глину.

Метаморфические породы

Если обобщить, то метаморфические породы это видоизменения в осадочных и магматических породах. Такие породы возникают вследствие высокого давления или перепадов температур.

Картинка к сообщению Горные породы

Популярные сегодня темы

Бородинское поле – место, известное каждому русскому человеку. Здесь место воинской славы России, хоть многие историки особенно современные спорят по этому поводу. Шевординский редут является

В этом докладе описаны основные факты о созвездии Водолей, включая размеры, положение на небе и историю.

Узорное ткачество возникло много тысяч лет назад. В древности люди плели одежду из тростника, травы, кусков шкуры животных. Первые станки для тканья изобрели за 6 тысяч лет до нашей эры.

Астероидами называются небольшие небесные тела, которые находятся в постоянном движении вокруг орбиты. У каждого из астероидов имеется неправильная форма. И напоминают они камень.

Читайте также:  Сказки пушкина обложка книги картинки

Каждый житель России слышал о городе Сергиев Посад. Когда только произносишь его название в голове представляет тихое и богом хранимое место, где множество храмов и монастырей.

На берегу моря или пресного водоема легкий ветер заставляет нас чувствовать запахи, которые исходят от водорослей. Водоросли бывают не только зеленого цвета. 3 основные группы цветов использу

Источник

Горные породы

Горные породы — это природные соединения минералов, их совокупности, содружества минералов. Строение породы определяется ее структурой, т. е. особенностями соединения минеральных зерен, их размерами, формой. Одни породы состоят из крупных кристаллических зерен; другие — из мельчайших кристаллов, видимых только в микроскоп; третьи — из стекловидного вещества; четвертые — комбинированные, когда на фоне мельчайших кристаллов или стекловидного вещества встречаются отдельные крупные кристаллы. Различают у горной породы и текстуру — ее сложение, или взаимное расположение и распределение слагающих породу минералов. Например, массивная текстура — никакого порядка в расположении минералов не замечается; слоистая — порода состоит из слоев (пластов) разного состава; сланцеватая — все минералы плоские и вытянуты в одном направлении (например, у гнейсов); пористая — пронизанная порами; пузырчатая — с пустотами от выделившихся газов. Преобладающие в породе минералы называют породообразующими.

По происхождению горные породы подразделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические (изверженные) образуются в результате затвердения магмы. Если расплав застывает на глубине, возникают интрузивные (глубинные) породы, при застывании лавы на земной поверхности — эффузивные (излившиеся). Интрузивные породы застывают медленнее, и поэтому структура у них полностью кристаллическая; у эффузивных она скрытокристаллическая, мелкозернистая или стекловидная. Каждой интрузивной породе соответствует эффузивная того же химического состава.

Магматические породы подразделяются по химическому составу, главным образом по содержанию в породе кремнекислоты — SiO2. Меньше всего SiO2 в породах, называемых ультраосновным и. Это тяжелые темные или магматические горные породы, богатые окислами железа и магния. Следующая группа — основные породы, тоже темного цвета (например, базальты). Эти породы содержат больше кремнекислоты; в них преобладают светлые минералы — диориты и сиениты интрузивные и соответствующие им эффузивные — андезиты и трахиты. Кислые породы больше чем наполовину состоят из кремнекислоты, ее избыток выделяется в виде кварца; цвета их светлые. Это граниты и гранодиориты интрузивные и соответствующие им эффузивные — липариты и кварцевые порфиры.

Осадочные горные породы обычно делятся на четыре группы по способу образования: обломочные — результат дробления, глинистые — действия коллоидов, хемогенные — химических процессов, биогенные — жизнедеятельности организмов. Для осадочных пород характерно залегание в виде пластов (слоев), линз и других геологических тел различной формы и размера. Со временем осадки уплотняются, цементируются и превращаются в осадочные горные породы.

Обломочные породы в зависимости от размеров частиц бывают крупно-, средне- и мелкообломочные. Глинистые породы состоят из тончайших коллоидных частиц. С примесью песка они называются суглинками, а если песка больше, чем глины, — супесью. К хемогенным породам принадлежат железные руды — бурый железняк и сидерит, отлагавшиеся в морях, озерах и болотах; марганцевые руды; бокситы — алюминиевая руда и др. Хемогенные известняки получаются при отложении углекислого кальция из водных растворов.

Типичные хемогенные породы — каменная, калийная соли и гипс. Известняки бывают и биогенными, если они возникли из известковых раковинок, скелетов, скорлупок водных животных и водорослей. Среди них обыкновенный пишущий мел — мелкозернистая однородная порода небольшой твердости, состоящая из известковых скелетов мельчайших одноклеточных водорослей и корненожек. Осадочных пород много, и они очень разнообразны. Земная поверхность, за исключением щитов, сплошь покрыта осадочным чехлом. Эти породы составляют 70% толщи земной коры. Местами, там, где подстилающий их кристаллический фундамент сильно прогнулся, толщина породы достигает 15—25 км.

Метаморфические горные породы — это породы, первоначально образованные как осадочные или магматические и претерпевшие изменения в недрах Земли под действием высоких давлений, температуры, а также раскаленных газов, горячих водных растворов. Для таких пород характерна кристаллическая структура, но, например, у гнейсов — сланцеватая и полосчатая текстура. Сланцеватой текстурой также обладают кристаллические сланцы. Кварциты возникают при перекристаллизации зерен кварцевого песка и песчаников. Интересны железистые кварциты, используемые в качестве железной руды (Курская магнитная аномалия, Кривой Рог). Известняки, подвергшиеся воздействию высоких температур, превращаются в мраморы различной окраски в зависимости от примесей.

Глинистые сланцы — продукт начальной стадии метаморфизации. Это плотная сланцеватая глинистая порода серого или черного цвета. Они мало отличаются от глины, но уже не размокают в воде и приобретают способность раскалываться на плитки. Образуются сланцы в результате уплотнения глин и их частичной перекристаллизации при погружении на глубину. Человек использует глинистые сланцы как кровельный материал.

Метаморфическим путем, т. е. в результате значительного преобразования обломочных и глинистых пород, возникают граниты. С процессами метаморфизации связаны месторождения многих полезных ископаемых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Познавательное и интересное