Рассказ про искусство на белорусском языке

Сказки

Белорусское искусство

История национального искусства неразрывно связана с судьбой людей. Искусство – подвижное, изменяющееся течение, оно переживает периоды как бурного развития, так и спокойного, когда внутри запасаются силы для нового бурного всплеска. Оно никогда не повторяет себя. Время позволяет по-новому заглянуть в прошлое, оценить его, сравнить с современностью и внести в нее изменения, открыть что-то ранее не увиденное.

Белорусское искусство никогда не развивалось изолированно. В далеком и недавнем прошлом и, конечно, сейчас, оно сталкивалось и сталкивается с различными национальными школами, знало работу иностранных мастеров, наконец, знало воздействие разных идеологических и политических концепций. Обозначенные условия, факторы, были также причинами неравномерного развития художественной практики, обеспечивали ускорение, или замедление процессов ее развития, ставили на первое место, или делали второстепенными отдельные виды и жанры искусства.

Периодизация истории белорусского искусства предполагает следующие периоды в его развитии: искусство первобытного строя на территории Беларуси, искусство древних белорусских княжеств, искусство второй половины XIII – XVI вв., искусство XVII в., искусство XVIII в., искусство первой половины – середины XIX в., искусство второй половины XIX в. – начала XX в., искусство 1918-41 гг., искусство 1941-45 гг., искусство 1945-60 гг., искусство 1970-х – 2000-х гг. Такое разделение происходит по многим причинам: от исторически обоснованных изменений в обществе до появления новых материалов и технологий.

Искусство первобытного строя на территории Беларуси складывается из трех этапов – каменного века (палеалит, мезалит, неолит), эпохи бронзы и эпохи железа. Этот довольно длительный период охватывает время с XX тысячелетия до н.э. по IX в. н.э. Именно в первобытную эпоху складываются религиозные верования человека, возникают первые формы его художественной деятельности, формируются будущие приемы и технологии. В это время искусство, отображало окружающий мир, имело синкретический характер и объединяло несколько функций: эстетическую, религиозную, утилитарную.

Период искусства древних белорусских княжеств продолжался с IX до середины XIII вв. В его начале появляются первые государственные формирования – княжения, а затем и княжества, что окончательно утвердило феодальные отношения в обществе. Но самым важным фактором в это время стало принятие христианства, которое пришло на смену язычеству. Именно христианство принесло коренные изменения в искусство, новые формы и образы. Возникает мурованная культовая архитектура, получает развитие монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра, христианская символика приходит в скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Однако языческое влияние и соответственные формы искусства пропадали постепенно, они вливались в христианские идеи и образы.

Со второй половины XIII в. белорусские земли начали входить в состав Великого княжества Литовского, а их искусство, достаточно развитое для своего времени, значительно повлияло на общегосударственное. Вместе с православной получает распространение католическая конфессия Важные изменения отмечаются в градостроительстве, замковой и культовой архитектуре, появляются первые портретные изображения, а в начале XVI в. возникает книгопечатание. Это было короткое время развития готической и ренессансной культур.

Важнейшими общественными и конфессийными событиями XVII в., которые оказали влияние на белорусское искусство, стали: появление Речи Посполитой и возникновение униатской конфессии. Это случилось в результате объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства в одно государство и решений Брестского собора. На смену ренессансу приходит новый художественный стиль – барокко. Его эстетика, формы и образные решения отмечаются во всех жанрах искусства. На протяжении столетия складывается национальный вариант этого стиля. Важное значение в формировании направлений развития культуры начинает играть городское население.

Особенностью искусства XVIII в. стали всевозрастающие кризисные явления в обществе, которые привели к разделу Речи Посполитой и присоединения белорусских земель к Российской империи. В этом столетии завершилось влияние стиля барокко, прошло короткое время существования рококо, наконец, в конце столетия возник классицизм. Такие бурные изменения в стилистике отчетливо отразились в художественной практике, ее составе, формальных решениях. Именно XVIII столетие принесло в белорусскую культуру, как и в культуру всей Речи Посполитой, разнообразные западноевропейские и восточные мотивы.

На искусство начала – середины XIX в. повлияли условия нахождения белорусских земель в составе Российской империи: свертывание униатства, смена конфессийных приоритетов. Главными стилями этого периода были классицизм и романтизм, а также стилевые течения неоготики и необарокко, которые обуславливали развитие архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладных искусств. Случились важные изменения в градостроительстве, культовой и дворцовой архитектуре. В станковой живописи получили распространение исторический батальный и бытовой жанры, ранее почти неизвестные. Художники обращались также к портрету, пейзажу, натюрморту.

Период второй половины XIX – начала XX вв. стал новым качественным этапом в развитии белорусской архитектуры. Ее стилистика обозначалась течениями эклектики и стилизованности, а в конце XIX в. – стилем модерн. В искусстве этого времени значительно место занимала историко-национальная, социальная, проблематика, тема патриотизма, утверждались демократические идеалы.

Революционные события 1917 г. дали начало новому периоду в белорусском искусстве, который завершился в 1941 г. В своем развитии искусство этого времени было неровным. 1920-е гг. обозначены поиском новых пластических и смысловых решений, параллельно с которыми продолжали развиваться реалистические тенденции и художественное осмысление революционных идей главным образом в массово-агитационных формах. В связи с разделом до 1939 г. белорусских земель на западную и восточную части их искусство имело некоторые отличия, связанные с различными государственными порядками этих территорий.

Искусство периода Великой Отечественной войны – отдельная страница в истории национальной культуры. Сложные условия работы белорусских мастеров в оккупации, в тылу и на фронте поставили на первое место агитационно-массовые формы искусства, графику, репортажный рисунок, портретную живопись, пластику.

В первые послевоенные десятилетия перед белорусскими архитекторами стояли задачи восстановления разрушенных городов, поиск новых градостроительных решений. Мастера изобразительного искусства обращались к событиям военного времени, они переосмысливали страницы героического прошлого, революционные события, восхваляли мирное строительство, современные им явления, работали над портретными и пейзажными произведениями.

Читайте также:  Рассказ о известном спортсмене на немецком

Искусство 1970-х – 2000-х гг. складывается из двух взаимосвязанных этапов. Один из них – время до распада Советского Союза, второй – с 1991 г. по наши дни. Каждый из них имеет свои особенности и требует внимательного осмысления, поскольку многие из событий, случившихся в данную эпоху, можно будет адекватно оценить только через некоторое время, сопоставляя и сравнивая с недавним и далеким прошлым.

Источник

Рассказ про искусство на белорусском языке

Беларускiя народныя казкi (на белорусском языке)

БЕЛАРУСКIЯ НАРОДНЫЯ КАЗКI

КАТОК ЗЬ ПЕЎНIКАМ ДЫ ЛIСКА

Жылi-былi каток i пеўнiк. Збудавалi яны хатку пры лесе.

Кажа раз каток пеўнiку:

Ажно прыбягае лiска пад акенца ды просiць:

— Пеўнiк, пеўнiк, адчынi! Памяла мне пазыч. Прыехалi госьцi з Замосьця, няма чым печ вымесьцi, пiрагi пячы.

— А я не маню, каб я жыла. Ну, калi ня верыш, дык падай мне памяло праз аконца, галубок!

Адчынiў пеўнiк акенца i дае ёй памяло, а лiска не за памяло, а за яго ды наўцекi.

Стаў пеўнiк галасiць:

Мяне лiска схапiла,

Зубамi крыльцы шчамiла,

Ды нясе мяне ў цёмныя лясы,

Шкада стала коцiку пеўнiка. Ён, як мага ў пагоню пагнаўся. Лiсiцу дагнаў, за валасы надраў, пеўнiка адабраў.

I ў другi раз прыбягае лiска.

— Пеўнiк, пеўнiк, адчынi! Пазыч мне лапату, прыехалi госьцi з Замосьця, няма чым пiрагi ў печ садзiць.

— Не, не, пеўнiчку, далiбо не абману.

Дык пеўнiк, як добры дурань, адчынiў дзьверы i дае лапату, а лiска за пеўнiчка i ў ногi.

Яшчэ мацней стаў крычаць пеўнiк:

Мяне лiска схапiла,

Зубамi крыльцы шчамiла,

Ды нясе мяне ў цёмныя лясы,

Чуць толькi пачуў коцiк пеўнiкаў крык. Бегчы ды бегчы, бегчы ды бегчы насiлу дагнаў лiску зь пеўнiкам. Калi-ж узлаваўся каток, як стаў лiсiцу за патылiцу драць! Пусьцiла лiсiца пеўнiка ды ходу.

Прывёў коцiк пеўнiка дахаты.

Назаўтра йзноў кажа яму:

— Сяньня я пайду яшчэ далей. А ты-ж глядзi, не ашукайся. Бо калi йзноў паслухаеш лiскi, дык яна цябе зьесьць.

Лiска пад акном пiльнавала. Як толькi каток адыйшоўся, яна йзноў пад аконца прыбегла.

— Пеўнiк, пеўнiк, адчынi! Ехалi баяры, рассыпалi проса, няма каму пазьбiраць! Iдзi памажы.

А лiска хiтра сьмяецца ды кажа:

Крычэў, крычэў пеўнiк, але коцiк яго ўжо не пачуў.

Прыходзiць коцiк дамоў, а ў хатцы нiкога няма, i аконца адчынена. Здагадаўся коцiк, што лiска такi схапiла пеўнiка.

Горка стала коцiку. I пачаў ён у дарогу зьбiрацца, пеўнiка ратаваць. Надзеў боты-скараходы, да боку шаблю прычапiў, узяў з сабою скрыпачку й пайшоў.

Iшоў ды iшоў, iшоў ды iшоў, сустракае зайчыка.

— Зайчык, зайчык! Цi ня бачыў ты лiскi бягучы, пеўнiка нясучы?

Сеў каток каля нары, на скрыпцы зайграў ды й запяяў:

Дылi, дылi, скрыпачка,

А ў лiскi новы двор,

Тры дачкi на выбор.

Лiска перапынiла работу на кухнi. Пасылае старэйшую дачку Чучалку:

— Паглядзi, Чучалка, што там за панiч пад варотамi пяе?

Дылi, дылi, скрыпачка,

А ў лiскi новы двор,

Тры дачкi на выбор.

Пасылае лiска сярэднюю дачку Пачучалку.

— Схадзi, паглядзi, Пачучалка, чаму гэта Чучалка так забавiлася, мабыць, дужа важныя панiчы прыехалi?

Дылi, дылi, скрыпачка,

А ў лiскi новы двор,

Тры дачкi на выбор.

Адна тая Чучалка харошая,

Другая Пачучалка прыгожая

Лiска аж аблiзнулася, так спадабалася ёй каткова песьня.

Тады ў хату лiсчыну ўбег ды закрычэў:

— Гэй, ты, старая лiсiца! Дзе пеўнiка падзела?

— А мой-жа ты, сакалочак! А мой-жа ты каласочак! А я й повiдам ня бачыла, а я й почутам ня чула!

Але коцiк яшчэ мацней крыкнуў:

Спалохалася лiсiца. Пеўнiка аддала, а сабе дачок забрала.

З тэй пары разумнейшы стаў пеўнiк. I сталi яны з коцiкам дружна жыць.

А лiска й дагэтуль сватоў чакае. Нiхто яе дачок замуж не бярэ, бо дужа-ж яны хiтрыя.

Быў раз дзед, а ў таго дзеда баран. I захацеў той дзед зарэзаць свайго барана. Толькi пачаў рэзаць, трошкi бок абадраў, а баран усхапiўся ды ўцёк i схаваўся ў лiсiную норку.

Прыйшла лiса ў норку, ажно там нехта сядзiць. Спужалася лiсiца i пытаецца:

А баран ёй адказвае:

Лiсiца спужалася i пабегла ваўка прасiць.

Воўк спужаўся ды ўцёк. Пайшлi яны зь лiсiцай ды к медзьвядзю, пачалi медзьвядзя прасiць:

Паслухаў мядзьведзь, пайшоў зь iмi да норкi, прыйшоў, ды пытаецца:

— А хто там? А баран яму:

Мядзьведзь спужаўся, ды ўцёк.

Паляцела пчолка зь iмi, прыляцела i пытаецца:

Баран спалохаўся, выскачыў з норкi, ды давай уцякаць.

Быў сабе вол, баран, гусак i пеўнiк. Надыходзiла зiма, дык вол кажа:

Дык тыя на яго як напалi:

— Ну, як сабе хочаце, а я сваё зраблю.

Як тыя пайшлi, вол паставiў хатку, нанасiў сена, саломы й ляжыць сабе, як пан.

Вось надыйшла зiма з марозам. Прыбягаюць да яго пеўнiк, баран i гусак.

— Пусьцi нас, дзядзька, у хатку, бойся Бога, такi мароз, мы памерзьнем!

А гусак падняў ножку й кажа:

Ано-ж прыходзiць воўк, адчыняе ад хаткi дзьверы, а баран гэтта як вытне яму раз лобам, як не паправiць; гусак давай шчыпаць, вол рагамi, а певень на печы спалохаўся i ўсё крычыць: «Ка-ка-рэ-ку». Воўк як не панясецца наўцекi да сваiх i кажа:

Читайте также:  Рассказ про зонт на английском

Источник

Изобразительное искусство

Об истории белорусского изобразительного искусства как о своеобразном синтезе художественных культур Древней Руси и Западной Европы можно говорить начиная со 2-й половины XIII – XIV вв. Белорусская иконопись и книжная миниатюра развивались под сильным влиянием искусства Византии и фольклорных традиций. Миниатюры Оршанского (XIII в.) и Мстижского (XIV в.) Евангелий свидетельствуют о высоком уровне развития искусства иллюминирования рукописных книг. К шедеврам эмальерного искусства относится крест, изготовленный в 1161 г. полоцким мастером Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой. С XVI в. в иконописи Беларуси под влиянием западноевропейского искусства изображения обретают объемность («Параскева Пятница», «Одигитрия Иерусалимская»); отчетливо проявляются народные бытовые черты (миниатюры Шерешевского Евангелия, икона «Рождество Богородицы» Петра Евсеевича из Голынца и др.). Получает развитие и портретная светская живопись. В XIV–XVI вв. формируются основные виды, жанры и техники графики. Расцвет белорусской гравюры (ксилографии и гравюры на меди) в XVII–XVIII вв. связан с именами М. и В. Вощанков, Ф. Ангилейки, А. и Л. Тарасевичей.

Средневековая скульптура развивалась под влиянием западноевропейской пластики и стилистики. Создаются яркие и оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства (плетеные из соломы царские врата, слуцкие пояса, изразцы С. Полубеса, уречско-налибокское стекло, кореличские гобелены). Складывается своеобразный вид ажурной резьбы («белорусская резь»).

Творчество многих художников XIX – начала XX в., выходцев из Беларуси, тесно связано с Россией, Польшей, Литвой и другими странами (В. Ванькович, братья А. и И. Горавские, Ю. Пен, И. Хруцкий, Ф. Рущиц, В. Бялыницкий-Бируля, Х. Сутин и многие другие).

На волне общественного энтузиазма, порожденного Октябрьской революцией 1917 г., происходят стремительные перемены в изобразительном искусстве. На короткое время центром искусства революционного авангарда становится г. Витебск, на художественном небосклоне которого ярко вспыхивают имена известных деятелей модернизма – М. Шагала, К. Малевича, В. Ермолаевой, Л. Лисицкого.

Спектр изобразительного искусства 1920-х гг. был достаточно широк: от экспрессионизма и супрематизма до ортодоксального реализма. Заметное место занимают поиски корней национального и новых средств выражения в творчестве М. Филиповича, М. Севрука, М. Станюты, Я. Дроздовича, А. Грубе. В предвоенные годы плодотворно работают живописцы И. Ахремчик, Е. Тихонович, скульпторы М. Керзин, З. Азгур, А. Бембель, графики А. Астапович, С. Юдовин, Е. Минин и др.

Суровым испытанием для Беларуси стала Вторая мировая война, унесшая жизни многих талантливых художников и скульпторов, погибли почти все произведения живописи, скульптуры, графики, памятники культуры и искусства. Тема войны и партизанского движения становится одной из ведущих в изобразительном искусстве Беларуси послевоенного периода. Стремление к документализму, сюжетному пересказу событий – характерные черты искусства 1940–1950-х гг. Пересмотр образно-пластических средств искусства, выработка нового социально-нравственного идеала начинается с 1960-х гг. Это нашло отражение в творчестве художников-живописцев Б. Аракчеева, М. Савицкого, В. Громыко, М. Данцига, Л. Щемелёва, В. Цвирко, Г. Ващенко, В. Стельмашонка; художников-графиков А. Кашкуревича, Г. Поплавского и др.

В конце 1980-х гг. белорусское изобразительное искусство становится более динамичным и разнообразным по тематике, активно заявляют о себе арт-дизайн, фотоискусство, компьютерная графика. Активизируется выставочная деятельность, проводятся совместные художественные акции с зарубежными художниками. Широкое обращение к народным традициям в тесной связи с современным изобразительным языком отмечается в творчестве А. Последович, Е. Лось, В. Савича, В. Славука, В. Басалыги. В картинах 1990-х гг. значительно больше живописной свободы, полета фантазии, поиска новых средств выразительности (В. Ольшевский, Н. Опиок, Н. Селещук, В. Товстик).

Прочным остается интерес к чисто живописным ценностям картины (А. Кузнецов, Н. Бущик, Л. Хоботов, В. Кожух, А. Ксендзов). Традиции авангарда начала ХХ в. витебской художественной школы развивают в своем творчестве Л. Русова, Н. Залозная, И. Тишин, А. Задорин и др.

Главное направление развития скульптуры связано с монументальными ее формами. Создаются скульптурно-архитектурные комплексы «Хатынь», «Курган Славы», «Крепость-герой Брест» и др. Наряду с мастерами старшего поколения плодотворно работают в 1960-1970-е гг. их молодые коллеги – Л. Гумилевский, А. Шатерник, С. Вакар, И. Миско, С. Селиханов и др.

Белорусская скульптура настоящего времени отличается стилевым разнообразием, многоплановостью пластического языка и стремлением к новой образной выразительности. Это направление творческих поисков представляет целый ряд художников разных поколений, работающих в монументальной, станковой, мемориальной и парковой пластике: А. Артимович, А. Ботвинёнок, Г. Буралкин, В. Слободчиков, А. Финский, А. Метлицкий, С. Горовая, С. Горбунова, А. Дранец, С. Бондаренко, В. Жбанов.

Высокий профессионализм и остроту изобразительного решения демонстрируют белорусские графики С. Баленок, В. Лукашик, Ю. Яковенко, М. Барздыко, В. Вишневский. В середине 1990-х – начале 2000-х г. в белорусскую графику пришли молодые авторы: П. Татарников, Ю. Алисевич, Р. Сустов, А. Басалыга и др. Многие представители белорусской школы графики получают положительные отзывы искусствоведов, завоевывают дипломы на книжных ярмарках и крупных художественных выставках. Значительны успехи белорусских плакатистов. В. Цеслер, С. Войченко, К. Хотяновский, А. Новожилов, Д. Сурский и другие получили целый ряд международных наград.

Декоративно-прикладное искусство Беларуси имеет собственный стиль, сочетающий традиции и новаторские поиски. Он начал складываться в 1960-е гг. и продолжает последовательно развиваться дальше. В области гобеленного ткачества широко известны имена В. Бартловой, А. Кищенко, Н. Пилюзиной, авторов монументальных гобеленов. В разные десятилетия свой творческий вклад в создание высокохудожественных изделий из керамики внесли художники-прикладники: Н. Байрачный, А. Зименко, Т. Соколова, В. Приешкина, Т. Васюк. Более 100 лет действует старейший в Беларуси стеклозавод «Неман». Он является центром гутного, цветного художественного стекла в стране.

Читайте также:  Сказки нового года для детей

В ХХI в. художественная школа Беларуси доказала свою способность к развитию, сохранила цельность, продолжила освоение прогрессивных элементов мировой культуры, расширение жанрово-видового спектра. Разнообразно и многопланово белорусское изобразительное искусство выходит на международную арену, свидетельством этому являются активизация зарубежных контактов, участие в многочисленных международных выставках и проектах, престижные дипломы.

Источник

ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ

ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ

На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета

Богатая культура Беларуси – самобытность, разнообразие стилей, форм, направлений.

История белорусской культуры

Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные архитектурные и художественные школы, создавались неповторимые музыкальные и литературные произведения.

Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой государства. Они хранятся в коллекциях крупнейших белорусских музеев, собраниях библиотек. Классика белорусской музыки и драматургии демонстрируется на театральных подмостках и в концертных залах.

Современная культурная жизнь Беларуси динамична и разнообразна. В стране проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей.

Все это интересно и доступно как для белорусов, так и для гостей страны.

Изобразительное искусство Беларуси

Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Республики Беларусь. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.

Музыка в Беларуси

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

Президентский оркестр Республики Беларусь

Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга

Государственный академический симфонический оркестр

Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы

Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И.Цитовича

вокальнай группа «Чистый голос»

вокально-инструментальный ансамбль «Песняры»

вокально-инструментальный ансамбль «Сябры»

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

«Белорусская музыкальная осень»

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Театр в Беларуси

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX вв. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:

кукольные театры

драматические театры

музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси. Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

Театральная жизнь Беларуси насыщенна яркими фестивальными событиями. Постоянную прописку в разных городах страны получили престижныетеатральные фестивали, на которые приезжают коллективы со всего мира. Среди самых известных форумов:

Международный театральный фестиваль «Белая вежа» (Брест)
Международный фестиваль театрального искусства «Панорама» (Минск)
Международный фестиваль студенческих театров «Тэатральны куфар» (Минск)
Международный молодежный театральный форум «M@art. контакт» (Могилев)
Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» (Минск)
Белорусский международный фестиваль театров кукол (Минск)

В рамках Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» проходит полюбившаяся публике программа «Театральные встречи».

Кино в Беларуси

Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» в 1926 г. создал режиссер Юрий Тарич. Во время Великой Отечественной войны белорусские документалисты одними из первых снимали репортажи с фронта.

Тема трагедии народа стала одной из главных в послевоенном творчестве режиссеров Беларуси. Особую нишу отечественные кинематографисты заняли вдетском кино. Мировое признание завоевало белорусское документальное кино.

Современное белорусское кино продолжает традиции предыдущих поколений, ищет новые пути развития. Отечественные фильмы завоевывают награды престижных кинофестивалей мира. Драма «В тумане» (режиссер Сергей Лозница), снятая международной группой по повести Василя Быкова, на 65-м Каннском кинофестивале в 2012 г. удостоена специального приза жюри Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.

В Беларуси осуществляется много совместных проектов с кинематографистами стран мира. На «Беларусьфильме» снимали фильмы Никита Михалков, Петр и Валерий Тодоровские, Дмитрий Астрахан, Александр Сокуров.

В Беларуси проходят крупные кинофестивали:

Минский международный кинофестиваль «Лiстапад» и конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» (Минск)

Республиканский фестиваль белорусских фильмов (Брест)

Международный фестиваль анимационных фильмов «Анимаевка» (Могилев)

Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм «Magnificat» (Глубокое)

Литература в Беларуси

Литература столетиями играла важную роль в культуре Беларуси.

Среди наиболее известных писателей и поэтов Беларуси:

Симеон Полоцкий

Якуб Колас

Максим Богданович

Трагическая история страны повлияла на то, что тема войны долгое время была ведущей в белорусской литературе.

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, – предмет национальной гордости белорусов.

Ежегодно в Беларуси проводится День белорусской письменности. Концепция праздника предусматривает отражение исторического пути письменности и печати в Беларуси, а также развитие белорусской литературы и культуры на современном этапе.

Источник

Познавательное и интересное