Рассказ про камень 1 класс окружающий мир

Сказки

Природа Мира

Камни встречаются на нашей планете повсеместно. Они сильно отличаются друг от друга не только размерами и формой, но и свойствами – цветом, прочностью, твердостью.

Что такое камни? Происхождение камней

Камни – это твердые тела, относящиеся к неживой породе. Чаще всего камни образуются из других камней. Например, если сбросить камень с большой высоты, то он разобьется на много камней поменьше.

Но есть и иной способ их формирования. При извержениях вулканов из глубин Земли на поверхность выбрасывается лава – раскаленное до огромной температуры вещество. При его остывании как раз и образуются камни.

Типы камней

Все камни можно разбить на три большие группы. В первую группу входят драгоценные камни. Они применяются при изготовлении украшений. Это алмаз, сапфир, рубин. Такие камни красивы и редко встречаются в природе. Важно отметить, что драгоценные камни могут использоваться и в промышленности. Например, алмаз применяют как режущий материал, ведь он является самым твердым веществом в природе.

Вторая группа – это полудрагоценные камни. Они значительно дешевле драгоценных, но также используются при изготовлении предметов роскоши. К ним относят хрустать и кварц. Из хрусталя делают люстры, посуду и другие предметы интерьера.

Самые распространенные камни включают в третью группу – поделочные камни. Они используются в быту, прежде всего в строительстве. Примерами таких камней являются гранит и мрамор.

Разрушение камней

Камни кажутся очень прочными и твердыми телами. Однако даже они постепенно разрушаются. Проще всего раздробить камень, сильно ударив по нему или сбросив его с высоты. Но в природе есть ещё несколько причин, вызывающих разрушение камней.

В первую очередь это колебания температуры. Известно, что многие вещества, в том числе и камни, при нагреве увеличиваются, а при охлаждении сжимаются. При этом камни на солнце прогреваются неравномерно – солнечная сторона сильнее. В результате одна часть камня расширяется и пытается расширить другую часть камня, которая не нагрета. Этот процесс может привести к образованию очень маленьких трещин – микротрещин. Если камень очень много раз охладился и нагрелся, то трещины сильно вырастают и постепенно разрушают камень.

Если камень находится вблизи воды (на берегу реки или моря), и постоянно обкатывается волнами, то он будет менять форму. Многие замечали, что камни на пляжах гладкие и ровные. Это следствие воздействия воды – она разрушает камень, причем различные выступы разрушаются быстрее. Можно сказать, что вода буквально полирует камень.

Иногда вода и температура действуют заодно. Если вода попала в трещину на камне, то при низкой температуре она превратится в лед. Известно, что при замерзании вода расширяется, то есть лед начнет давить на стенки трещины и будет расширять ее.

Разрушает камни и ветер. Он действует почти также как вода, однако, так как воздух значительно легче воды, то и процесс разрушения более длительный. Если в воздухе много частиц пыли, то он быстрее разрушает камень.

Отличие камней от металлов

Не всякий твердый объект в природе – это камень. Встречаются ещё и металлы. Например, из камня делают мостовую (это вид покрытия городских улиц), а из металлов – люки канализации. Но чем металлы и камни отличаются?

Оказывается, металл можно расплавить (для этого его надо сильно нагреть) и залить в какую-нибудь форму. После остывания мы получим новый металлический объект, причем свойства материала сохранятся. Подобный процесс называется литьем и используется в промышленности для изготовления деталей. А вот камни отливать нельзя. Некоторые камни просто сгорают при нагреве, а другие – слишком сильно меняют свойства. У металлов есть много других отличительных свойств, которые изучаются уже на уроках физики и химии.

Подведение итогов

Камни делятся на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Разрушаются камни от воздействия температуры, воды и воздуха.

Источник

Урок окружающего мира в 1-м классе «Красивые камни в нашем доме»

Ход урока

I. Организационный момент.

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

II. Новый материал.

1. Давайте вспомним, чем человек украшает свое жилище.

Камни – дети самой Земли. (Слайд 2). Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то голубую бирюзу, то зеленый малахит. Держите!

Любуйтесь! Каждый камень по своему красив и интересен.

Камни с древнейших времен играют огромную роль в жизни людей. В истории человечества был даже каменный век – время, когда наши предки все делали из камня: орудия труда, охоты, предметы быта.( Слайд 3)

— Как образовываются камни?

— Что вы думаете об этом?

— Камни рождаются по разному. (Слайд 4)

Другие камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камни.

М.В.Ломоносов (Слайд 5)

— Ребята, кому известен этот человек?

Читайте также:  Рассказ про свою семью 1 класс окружающий мир

Это Михаил Васильевич Ломоносов. Он первым в России обратил внимание на историю образования камней, на то, какие бывают камни. Ломоносов обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. Он внимательно изучал их и составил перечень камней России. Сейчас в природе насчитывается около 3000 видов камней. Мы с вами познакомимся с малой их частичкой.

— А где мы можем получить информацию о камнях?

Давайте откроем учебник на стр.60 и проверим наш ответ.

2. Работа по учебнику.

Рассмотрите изображения камней. Назовите камни.

— По каким признакам они различаются? (По цвету, форме, размеру, узорам, твердости.)

— А на каком уроке мы объединяем предметы по этим признакам?

Минерал в горной породе, как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

На физической карте отмечены места нахождения минералов и горных пород.

Селенит (Слайд7)— это “родственник” того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Мягкий. Природный гипс красив, но селенит красивее.

Он красив своими переливами. Камень как будто пронизан лунным светом, поэтому его иногда называют лунным камнем, но это название не верное. У Древних греков богиню Луны звали Селена. В нашей стране селенит добывают в Пермской области. Камень может быть желтого, розовато-белого цвета с незначительными вкраплениями бежевого цвета.

В Ильменском заповеднике он находится под охраной.

Добывается она в Дагестане и Прибайкалье. Очень ценится голубая бирюза. (Слайд 9)

3. Физкультминутка.

— А теперь мы побегаем по камешкам.

По каменной дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По камешкам побежим,
До лужайки добежим (рисуем круг руками)
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

4. Практическая работа.

На Mac Book Pro у детей в Перволого изображены сундуки с названиями камней. Отдельно находятся камни. Надо распределить камни по сундукам.

— А для чего нужны красивые камни?

Вернемся к нашим учебникам стр.61.

Рассматриваем картинки и слайды (12-19).

-Давайте посмотрим, что сделано из гранита.

— А где еще используется гранит?

— Найдем изделие из селенита.

— Малахит. Кто знает этого писателя? А какие произведения он написал?

— В классе у нас есть волшебный столик. Он появился с помощью ваших родителей.

Сейчас мы посмотрим, какие изделия есть в вашем доме и для чего они нужны.

III. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению.

— О каких камнях мы сегодня говорили, нам помогут вспомнить загадки.

Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

В нем застыл зеленый камень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений. (Янтарь)

IV. Самооценка урока.

— Дети оценивают свою работу на уроке при помощи цветных звездочек.

Присмотритесь к камням вокруг себя. Поищите их специально. Интересные камни наверняка найдутся во дворе, на даче, в сквере, на берегу реки или моря.

Полюбуйтесь ими и оставьте для своей коллекции несколько камешков.

Обязательно побывайте в музее, где можно познакомиться с камнями.

Источник

Проект 1 класс Азбука минералов и камней

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

АЗБУКА КАМНЕЙ И МИНЕРАЛОВ подготовил Сысоев Сергей

Вещество в недрах земли почти полностью состоит из минералов — природных химических соединений. В зависимости от давления и температуры они имеют различный состав. В настоящее время на планете известно около 6 тысяч видов минералов, но ученые постоянно находят и описывают их новые виды.

Номер материала: ДБ-1265076

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты

Время чтения: 2 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Данные цифрового портфолио ученика будут раскрываться лишь с его согласия

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Рассказ о любом мастере своего дела

Источник

Камни – как разрушаются? (окружающий мир, 1 класс)

На нашей планете очень много различных камней, которые отличаются между собой по формам, размерам, окраске, свойствам. Это величественные горы и мелкозернистый песок, природные ископаемые и драгоценные самоцветы. На первый взгляд камни кажутся очень крепкими и прочными, но даже они подвержены разрушению.

Что такое камни?

Все камни представляют собой твердый минеральный материал, который покрывает собой практически всю поверхность Земли, в том числе и подводную ее часть.

В самом начале своего формирования наша планета состояла из огня, воды и каменных пород. Из огнедышащих вулканов извергались потоки лавы, могучие горы сталкивались, нещадно разрушая друг друга. В результате крупные и малые куски откалывались от молодых скал и катились вниз, сметая все на своем пути. Так камни наполнили собой весь земной шар.

Камни – это твердые тела, объекты неживой природы. Они могут быть маленькими и большими, с гладкой и грубой поверхностью, правильной и абстрактной формы.

Все природные камни делят на 3 обширные группы:

Рис. 2. Алмаз – самый прочный в мире камень.

Как разрушаются камни

Камни склонны к разрушению под действием внешних факторов.
К ним относят:

Рис. 3. Трещины в скалах.

С ветром в трещины скал могут попадать семена растений, которые прорастают прямо в горной породе. Разрастающиеся корни постепенно расширяют трещины и разламывают камни.

У подножия скал всегда можно найти россыпи мелких камней. Воздействие ветра – самый слабый фактор, поскольку разрушение камня происходит в течение многих сотен и тысяч лет.

Что мы узнали?

При изучении темы «Камни» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, что представляют собой камни, как они были образованы, чем отличаются между собой. Также мы выяснили, какие факторы влияют на разрушение камней.

Источник

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Красивые камни в нашем доме» УМК Перспектива

специалист в области арт-терапии

МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа»

Черемшанского муниципального района

Урок окружающего мира

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Фомина Лилия Михайловна

Урок окружающего мира в 1 классе.

Тема: «Красивые камни в нашем доме»

Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камни в изделии

Цели: научить отличать некоторые виды полудрагоценных камней, узнавать их в изделии

— формирование чувства гордости за свою Родину;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

— активное использование средств ИКТ для решения познавательных задач;

— овладение логическими действиями сравнения;

— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— знакомство с камнями;

— умение отличать камни и соотносить их с готовым изделием

презентация о полудрагоценных камнях, изделия из малахита, селенита, янтаря, гранита и бирюзы;

картинки для доски с предметами живой и неживой природы.

учебник с закладками на с. 60, 91,

картинки живой и неживой природы,

коробочка с камешками,

рабочая тетрадь с вырезанными камнями и расположенными на с. 46,

атласы – определители с закладкой на с. 16,

— Добрый день! Звенит звонок!

Не ленись, не отвлекайся!

За работу принимайся!

2. Актуализация знаний

— У меня на доске много различных картинок.

Как мы можем назвать одним словом все эти предметы? (Природа)

— На какие две группы мы можем их разделить? (Живая и неживая природа)

(Дети по очереди подходят и делят предметы на группы)

— Признаки живой или неживой природы я сейчас назову: уменьшается, увеличивается, разрушается, растворяется, размывается? (- Это признаки неживой природы)

— Сегодня мы будем говорить об одном из предметов неживой природы. Угадайте, о каком, вставив пропущенное слово в пословицу:

«Под лежачий…вода не течет». (камень)

— Как вы понимаете эту пословицу? (- Если будешь сидеть на месте и ничего не делать,

то в жизни ничего не добьёшься.)

3. Самоопределение к учебной деятельности, целеполагание

-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ:

-Кто догадался, что находится в моей коробке? (Камни)

— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (О камнях)

— Где можно увидеть камни? (Ответы детей)

— Вспомните название раздела, который мы изучаем (Наш дом и семья) (слайд 2)

— Сформулируйте тему нашего урока

«Красивые камни в нашем доме» (слайд 3 )

-А что бы вы хотели узнать о камнях? (Ответы детей)

Читайте также:  Рассказ овчаренко кто без языка а говорит

Что такое камни? (слайд 4)

Когда и как они появились?

Чем отличаются друг от друга?

Сведения о некоторых камнях.

Как человек использует камни в своей жизни

4. Выявление места и причины затруднения.

— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд 5)

— Рассмотрите и дайте им название.

— Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему? (Недостаточно знаний)

— Где мы можем найти информацию об этих камнях?

(спросить у взрослых, прочитать в книге. )

— Мы воспользуемся учебником. (Стр.60.)

— На какой вопрос мы ответили? ( Что такое камни?)

— Как образуются камни?

— Вспомните, чем служили камни первобытным людям?

— О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях. (картинка: море ч\б на камне) (слайд 6)

— Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк.

В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд 7,8)

— Как еще образуются камни? (картинка: вулкан ч\б на камне) (слайд 9)

— Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.

Общие сведения о камнях и их применении.

Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов .

В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря. (слайд 11 )

-Догадались, как называется этот камень? ( селенит ). Найдите его в учебнике. Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд 12)

Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд 14)

На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». Назовите его русское имя. ( бирюза ). Положите фишку на «камень счастья.»

Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.

— О каком камне идет речь? (Янтарь ). (слайд 16)

Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет.

Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд 17)

Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет

Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд 18)

Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы. (слайд 19,20)

Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.

Много камешков нашли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли,

Вот налево мы пошли,

Пёстрых камешков нашли,

А под горку мы пошли,

Белых камешков нашли,

С собой в школу принесли

7. Работа с дополнительной литературой.

— Найдите и запишите в клеточки названия камней.

— О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)

-Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе?

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

— А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45

— Возьмите конверт. Достаньте из него изображения камней и разместите их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей.

Встаньте те кто получил зеленый и желтый кружок. Вы молодцы! (слайд 21)

Создание условий мотивации к выполнению Д/З

Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова.

мультфильм «Серебряное копытце»

Д/З узнать как назывались эти камешки и в рабочей тетради на стр 47 нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока. (слайд 21,22)

Наш урок подходит к завершению

— О каких камнях говорили?

-Что понравилось? Оцените свою работу с помощью сигнальных кружочков.

Источник

Познавательное и интересное