«Последний день Помпеи» – трагедия, написанная кистью Брюллова
Мир знает немало ярких портретов, интересных образов и пейзажей, запечатлённых на картинах, но настоящей редкостью являются картины, пронизанные драматизмом и движением. Именно таким можно назвать творение Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Источником вдохновения для создания этой картины стали исторические события, произошедшие за много столетий до рождения художника. Несмотря на это, воображение Брюллова и его высокое мастерство сотворили истинный шедевр, наполненный динамикой, эмоциями и множеством образов. Какой же он – «Последний день Помпеи»?
Знакомство Брюллова с Италией
В декабре 1799 года в семье скульптора французского происхождения родился седьмой ребёнок, которого назвали Карл. Братья мальчика в дальнейшем стали живописцами и архитекторами, однако именно Карлу Брюллову судьба представила возможность прославиться благодаря своим шедеврам.
В июле 1827 года художник впервые посетил Неаполь, он побывал около вулкана Везувий, что и стал причиной трагедии, развернувшейся в далёкой древности. На тот момент история о гибели целого города находила отражение в творениях многих именитых мастеров.
Когда в 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре приступил к археологическим раскопкам, произошло открытие Помпеи, что была погребена под вулканическим пеплом и застывшей лавой. В начале XIX века появляются опера и роман, посвящённые этой трагедией.
Карл Брюллов. Дагерротип из собрания Эрмитажа
История написания картины
Оказавшись на месте раскопок, Брюллов и предположить не мог, что история Помпей отразится в его творчестве, хотя не отметить особой атмосферы этого места он не мог.
«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», – именно так писал Брюллов в своих заметках.
Я не сомневаюсь, что это жуткое ощущение и породило идею написать работу, посвящённую Помпеям. Решив приступить к созданию полотна, посвящённого этой непростой исторической теме, живописец детально изучал археологические источники. Более того, в самом творении Брюллов несколько отходит от привычного ему стиля, склоняясь к романтизму.
Его картина рассказывает о трагедии не одного человека, а целого народа, города, заживо погребённого разрушительной мощью Везувия. В построении композиции заметны традиционные особенности классицизма.
Эскиз картины
Брюллов, что было ему свойственно, старается заключить каждый небольшой сюжет в визуальный треугольник. Это помогает вникнуть в историю каждого персонажа. В процессе написания картины художник старался стоять лицом к вулкану, чтобы тот был виден на холсте (ведь именно он являлся причиной трагедии).
Для образов картины «Последний день Помпеи» Брюллов использовал не только вымышленные портреты. Во время той судьбоносной поездки в Неаполь он познакомился с княгиней Юлией Самойловой, которая впоследствии была изображена в трёх образах.
Искусствовед Галина Леонтьева в своих очерках о Брюллове отмечает, что тогда, отправляясь в поездку, ни сам живописец, ни его спутница и представить не могли, что “это нечаянное путешествие приведёт художника к самой высокой вершине его творчества — созданию монументального исторического полотна «Последний день Помпеи»”. В 1833 году работа над полотном была завершена.
Из Франции Брюллов отправил работу в Санкт-Петербург, где была преподнесена императору Николаю I, а затем размещена в Эрмитаже. Сегодня же она находится в Государственном Русском музее.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Описание картины – Герои «Последнего дня Помпеи»
Далеко не все знаменитые картины наполнены таким количеством интереснейших “живых” образов, какие продемонстрировал нам Брюллов в своём творении.
Левая часть полотна открывает нам историю нескольких людей у гробницы Скавра. Рядом с ними – женщина, в глазах которой застыл ужас. Возле неё находится художник с красками в ящике, что поставил на голову, – это автопортрет Брюллова.
Ближе к центру мы видим семейную пару с детьми. Мужчина пытается укрыть жену и малышей от разрушительной силы природы, но становится ясно, что все эти усилия не принесут результата.
В глубине картины – римский жрец, что пытается спасти ценные ритуальные предметы. Всадник с трудом удерживает коня, что поднялся на дыбы. Неподалёку от него можно увидеть испуганного жениха, что пытается привести в чувство свою невесту, на голове которой виден венок роз.
Особенно пронзительными и драматичными мне кажутся образы двух сыновей, что несут своего старого отца на руках. Возле них мы видим юношу, что умоляет свою мать подняться и бежать от этого ужаса. Интересно, что в нём Брюллов показал Плиния Младшего, который действительно сумел спастись из обречённого города.
Фрагменты картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Спутница художника, Юлия Самойлова, была изображена в трёх ипостасях – разбившейся женщины, упавшей с колесницы, женщины с кувшином и матери, что привлекает двух своих дочерей.
Все герои картины создают невероятное ощущение реалистичности происходящего. Зритель сопереживает каждому из участников этой трагедии, ведь кажется, что через мгновение тьма и пепел поглотят весь город, написанный на полотне.
Фрагменты картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Тот самый Плиний Младший, ставший свидетелем событий в Помпеях, позднее писал о них:
«Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти».
Всё это мы видим на картине Брюллова «Последний день Помпеи», что переносит нас в далёкий 79 год, когда крупный и процветающий римский город навсегда исчез с лица земли, оставшись в истории и произведениях искусства.
«Последний день Помпеи» Брюллова, или личные истории во время большой катастрофы. Разбираем детали
Брюллову пришло в голову нарисовать такой необычный сюжет после посещения раскопок Помпеи (неожиданно, согласен).
Карл Брюллов – «Последний день Помпеи», 1833
На создание картины ушло целых 6 лет, с 1827 до 1833. Однако непосредственно написание картины заняло 11 месяцев, остальное время художник готовил эскизы и дорабатывал идеи.
Картина поражает масштабом. Даже просто своей величиной – 4,56 на 6,51 метра, это вам не шутки, а очень даже уютная студия))
Полотно уникально для того времени – Брюллов использует черты, характерные и для классицизма, и для романтизма. Сюжет из античности и рельефные тела – это явный классицизм. Но на фоне катастрофы мы видим личные истории жителей, большое количество живых и волнующих цветов, обилие эмоций героев картины – это явный романтизм. Брюллов ярко продемонстрировал очевидный переход живописи в новый век, но при этом он уважает традиции.
Брюллов лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.
Мать успокаивает своих дочерей. Еще одна маленькая деталь от художника: во время извержения многие птицы умирали прямо на лету. Как, например, щегол на картине, он в правой части:
На одной из улиц было найдено колесо от повозки и драгоценности вокруг. Так в сюжете художника появился эпизод гибели богатой помпеянки. В центре картины лежит полуобнаженная молодая женщина, которую пытается привести в чувство ребенок (символ падения старого мира и зарождения нового) – это противопоставление жизни и смерти в лучших традициях романтизма.
Тут у нас колесо колесницы, из которой выпала богатая аристократка, разбросанное золото и бедный ребенок:
Противопоставление христианского и языческого священников явно не в пользу последнего:
Сын не согласен и старается силой и словами уговорить ее продолжить бежать с ним.
Слева от них другие сынки несут своего батю подальше от лавы и разрушений. И обратите внимание на интересный контраст: мощный и жилистый воин сопоставляется юному и нежному юноше.
Две семьи и неудавшаяся новая семья:
Еще одна интересная группа персонажей у нас в левой части картины.
Столпотворение у входа, подбирание монет и голова художника под ящиком с красками:
Вместе с Юлией художник бродил по разрушенным Помпеям, их роман длился 16 лет с перерывами, в перерывы они обычно женились на ком-нибудь и разводились. На картине можно насчитать целых четыре Юли:
Брюллов очень круто играет с цветом. По сути, всю картину освещают только молнии и вулканическая лава. И это задает драматичный тон событиям. Помимо этого, удачное решение с освещением картины дает ей движения и даже некоторую скульптурность.
Безусловно, разрушения и изображение стихии театральны. Однако многие вулканологи отмечают достоверность событий на картине и дают землетрясению 8 баллов по мощности.
Разрушения на заднем плане картины:
Картина получала хвалебные отзывы от многих известных людей того времени: Иванов (автор «Явление Христа народу»), Гоголь, Лермонтов, Вальтер Скотт и другие поражались шедевру Брюллова.
А Пушкин даже посвятил стихотворение картине и изобразил в своем черновике один драматический момент (да, сегодня у нас тут одна драма). В Санкт-Петербурге показывали картину всем желающим, но младший брат Брюллова был при смерти и не мог сам сгонять посмотреть. Тогда его друзья отнесли к картине, чтобы он мог оценить работу своего брата.
Черновик Александра Пушкина с рисунком:
Ну и закончу пост словами великого классика:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Жанр и история создания картины
В основе сюжета лежит история о трагической гибели древнеримского города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувий, в августе 79 года до н. э. В 1748 году на месте трагедии французские археологи начали проводить раскопки. Открытие древнего города стало настоящей сенсацией. Спустя некоторое время вышел в свет роман английского писателя Бульвер-Литтона, посвященный трагическим событиям.
В 1827 году Карл Брюллов, проживавший в Италии, посещает место раскопок. Он не подозревает, что эта поездка станет судьбоносной. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, он решает создать монументальное полотно, которое покажет трагедию человека и невозможность противостоять силам природы.
В течение нескольких лет художник тщательно готовится к работе. По письмам древнего историка Плиния младшего, ставшего очевидцем происходившего, он изучает традиции и обычаи Древней Италии и знакомится с подробностями катастрофы. Источником вдохновения живописца стала опера итальянского композитора Джованни Пачини, посвященная гибели великого города.
Создавая наброски для будущего полотна, автор надевал на натурщиков костюмы артистов, участвующих в спектакле. Работая над картиной, Брюллов проявил себя не только как последователь традиционного классического жанра. Он активно развивал романтическое направление, его особенностями являются:
Народ стал главным героем картины. Это было новаторством в русской романтической живописи. Он был изображен несколько идеализированно, без какой-либо социальной характеристики, как народ вообще. На полотне он выглядит как единый образ. Позже художник разовьет этот стиль в бытовой живописи, которая будет более естественной и приближенной к реальной жизни.
Работа над картиной продолжалась в течение шести лет. В 1833 году художник представил ее публике. Полотно вызвало всеобщее восхищение и хвалебные отзывы. Летом 1934 года картину привезли в Россию. Ее успех был ошеломляющим. Критики отмечали мощность и смелость полотна, а поэты посвящали хвалебные оды. Изложить кратко историю создания картины можно в эссе или сочинении по картине.
Описание «Последний день Помпеи»
Картина Карла Брюллова, описание которой поражает своей драматичностью, гармонией и совершенством, вызывает у зрителя бурю эмоций. Художник располагает персонажей группами, объединенными общей трагедией и неотвратимостью происходящего. Каждая из них представляет отдельную историю. Такое многоголосие и большое количество персонажей не нарушает целостности картины, напоминающей финал грандиозного спектакля, объединенного одним сюжетом.
В левой части полотна на заднем плане небольшая группа горожан столпилась на ступеньках гробницы Скавра. Испуганными глазами на зрителя смотрит женщина. Ее взгляд полон ужаса. За ней стоит художник. Он держит в руках ящик с кистями и красками. Он пытается спасти самое ценное — только краски имеют для него значение. Живописец вместе со всеми переживает страшную трагедию. Прототипом античного художника стал сам автор произведения. Брюллов поместил на полотно автопортрет.
Чуть ближе находится семейная пара. Герои пытаются спасти своих детей от потока лавы. Женщина бережно прижимает к себе маленьких дочерей. Рядом с ней стоит христианский священник. Он понимает неотвратимость происходящего и вверил свою судьбу в руки Господа. Языческий римский жрец пытается спасти их храма ритуальные ценности. Таким образом автор показывает падение язычества и начало христианской эпохи в античном мире.
Справа на втором плане виден всадник на вставшем на дыбы коне. Чуть поодаль от него молодой человек держит на руках свою невесту. На голове юной девушки венок из роз.
Двое мужчин ведут под руки немощного старика. Это их отец, которого они пытаются спасти от стихии. Рядом юноша упрашивает мать подняться и бежать дальше. Этот юноша — римский историк Плиний младший, который спасся из горящего города и описал происходившие страшные события в своих трудах.
Центральной частью композиции является испуганный маленький мальчик, сидящий около тела умершей матери. Он символизирует гибель старого мира и зарождение нового. Он — противостояние смерти, отчаянию и ужасу.
Описание картины «Последний день Помпеи» выражает главную тему полотна: самое важное в мире — человек, его красота, разум и величие.
Краткий рассказ необходим для анализа содержания полотна при подготовке доклада, реферата или сообщения о творчестве великого художника.
Выразительные средства
Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.
С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.
Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.
Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.
Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.
Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.
Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:
Фигуры героев выглядят объемными. Брюллов изображает людей почти со скульптурной точностью. Этого он добивается благодаря удачному сочетанию света и тени.
Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Человек всегда стремится к прекрасному, такова его суть. А еще он жадно изучает прошлое, извлекает из него уроки, работает над ошибками, ибо без этого невозможно будущее. Примером такого сочетания искусства и истории является картина «Последний день Помпеи», написанная гениальным художником в 1830-1833 годах. Что на ней изображено, как работал живописец и что хотел передать, мы рассмотрим в нашей статье.
Несколько слов об авторе
Картина «Последний день Помпеи» была написана в первой половине девятнадцатого столетия Карлом Брюлловым. Рожденный в Санкт-Петербурге в семье академика-скульптора, он с детства проникся страстью к искусству. Учился у лучших мастеров того времени, много путешествовал, часто посещал Италию, где жил и работал.
История одного шедевра
История картины «Последний день Помпеи» нам известна, поэтому мы с радостью поделимся ею с читателем.
Как мы упоминали ранее, Брюллов часто посещал Италию, где много работал. К слову, на этой земле он и умер, там нашло последнее пристанище его тело. В 1827 году живописец посетил раскопки древнеримского города, расположенного под Неаполем. Поселение похоронила лава Везувия, который внезапно проснулся. Этот момент как раз и запечатлела картина.
Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. И лишь немногим удалось спастись. Зато вулкан оказал человечеству неоцененную услугу – он как бы законсервировал жизнь того времени, сохранив в первозданном виде жилища знати, стенные росписи, мозаичные полы, картины, цветы. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.
Подготовка к работе
Картина «Последний день Помпеи» была написана Брюлловым после тщательного изучения той эпохи. Художник несколько раз посещал раскопки, пытаясь запомнить расположение зданий, каждый камешек. Он читал труды древних историков, в частности работы Плиния Младшего, очевидца трагедии, изучал костюмы в музеях и предметы обихода. Это позволило ему реалистично отобразить жизнь итальянского общества времен извержения вулкана, а также передать чувства людей, которые вот-вот погибнут от стихии.
Отверженный труд
Наконец, Брюллов решил, что он готов к титанической работе, и приступил к написанию полотна. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4,5 х 6,5 метра. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Рассмотрим полотно, условно разделив его на две части.
Правая сторона картины
Картина Брюллова «Последний день Помпеи» очаровывает своим совершенствам, бурей эмоций, драматичностью и гармонией красок. В правой части художник изобразил группу людей, объединенных общим горем. Это молодой парень и мальчик, которые несут на руках больного отца, юноша, который пытается спасти мать, но она приказывает бросить ее и бежать самому. Предположительно, что тем самым юношей является Плиний Младший, который донес до нас печальную историю Помпеи.
Картина «Последний день Помпеи» изображает также пару: молодой человек несет на руках невесту и всматривается в ее лицо – жива ли она? За ними виднеется вздыбившийся конь с всадником на спине, падающие дома, декорированные статуями. А над несчастными людьми простилается темное от дыма и пепла небо, тучи, прорезанные молнией, поток огненной лавы.
Левая часть шедевра
Продолжаем наше описание картины «Последний день Помпеи». Слева Брюллов изобразил ступеньки, ведущие к гробнице Скавра. На них собралась еще одна группа людей: женщина, смотрящая прямо на зрителя, художник с красками в ящике на голове, мать с двумя девочками, спокойный христианский священник, языческий жрец с драгоценностями под мышкой, мужчина, накрывающий плащом жену и маленьких детей.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Брюллов мастерски подобрал цвета, которые помогли ему изобразить картину очень реалистично. На холсте преобладают оттенки красного – одежда людей, зарево, цветы на голове невесты. В центре холста художник использовал зеленоватые, голубоватые и желтоватые тона.
Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Это принцип условности, с помощью которого живописец показывает, что человек является самым прекрасным созданием на Земле. Бросается в глаза, что многие персонажи картины в минуты опасности думают не только о себе, но и о других.
Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.
Вместо заключения
Картина, созданная гением искусства, одновременно прекрасная и страшная. Да, человек бессилен перед стихией, которая не знает преград в своей мощности. Однако он может и должен оставаться Человеком с большой буквы. Не все способны на это, но к этому следует стремиться. Такие противоречивые чувства охватывают каждого, кто смотрит на холст с изображением последних дней древнего города. А увидеть знаменитое полотно сегодня может каждый, посетив Государственный Русский музей.