Рассказ про казаков для 3 класса

Сказки

История казачества (доклад) кратко


История казачества.
О казаках, слышали, наверное, все жители бывшего СССР, с ними связано много историй, легенд и приданий. Теорий о том, как они появились великое множество. Казаки- это социальная группа, объединившая славян с татарами, осетинами, башкирами и другими народами в военное сословие, которое имело свои законы, права и привилегии.

В 1489 году впервые упоминаются казаки, они указывали дорогу королю Польши, когда он совершал поход на татар, тогда же отряды вооруженных казаков нападают на татарскую стражу у Днепра и грабят купцов. С тех пор хан периодически жалуется на казаков.

2.Согласно восточной гипотезе казаки появились после нашествия татаро-монгол. Черкесы, заселяющие часть территории Кубани, и бродники, проживающие на границе Киевской Руси, объединились в один, от них и пошли казаки.

В последнее время, после проведения археологических исследований, популярной стала теория, согласно которой народ, именовавшийся казаками, проживал на территории реки Дон в 8-9 вв.

Казаков можно разделить вольных и тех, кто несет службу. До начала 18 века казаки приравнивались к так называемым «служивым по прибору» (так называли стрельцов и пушкарей), главное их отличие заключается в станичной организации и в системе правления. Поселения казаков появились на Дону, позже они начали селиться в степях и у рек, такие поселения называли «войском». Казаки занимались охотой, рыбалкой, разводили скот. Близость к воинственно настроенным соседям приносила военные трофеи, казаки часто совершали набеги. На общих собраниях решались важные вопросы, исполнительная власть была сосредоточена в руках кошевого атамана, которого ежегодно переизбрали. На время ведения военных действий, а также походов вся власть принадлежала походному атаману, его приказы не оспаривались, им подчинялись беспрекословно, все военные трофеи являлись общей собственностью.

Первоначально казачества считались независимыми, но существовали в союзе с Москвой, откуда получали помощь финансовую и военную. Казаки защищали границы России с юга и востока, участвовали в военных действиях. Не всегда отношения Москвы с казаками можно было назвать радужными: казаки поддержали крестьянские восстания, они оказали содействия Лжедмитрию, который заявил права на престол, но, несмотря на имеющиеся разногласия, во время проведения собора слово атаманов сыграло решающую роль- царем избрали Михаила Романова. В 16 веке украинские казаки несли службу в Речи Посполитой, охраняя ее границы и полтора века были зависимы от Польши. С приходом к власти Екатерины Великой, часть казаков приняло решение уйти на территории, принадлежавшие Турции, другие были переселены на Кубань.

Позже казаки продвинулись на территории Северного Кавказа и Сибирь, осваивая необжитые земли. В 17 веке российский трон сумел добиться от казаков присяги на верность престолу, со временем казачество утратило свои демократические права и завоевания. При Петре казаки утратили возможность самим выбирать атамана, теперь он назначался верховной властью. После того, как был подавлен Пугачевский бунт, который состоялся при поддержке казаков, Екатерина разрушила Запорожскую Сечь. При Павле Первом казачьи офицерские сравнялись с военными, и им даровались дворянские титулы, после чего атаманом над казаками стали назначать наследников престола, через 11 лет утвердили первый строевой устав. В 1910 году казаки стали подчиняться Главному штабу и вплоть до октябрьской революции были опорой царского престола и защищали государственность.

После свержения монархии казачество поддержало Белое движение, из-за чего потом подвергалось массовым репрессиям. Лишь с приходом Сталина были сняты все ограничения, по которым была ограничена служба казаков в Красной Армии. В период Великой Отечественной Войны казаки активно участвовали в военных действиях и героически защищали Родину часто ценой собственной жизни.

Сегодня казаков можно встретить на территории России и зарубежья, более 7 миллионов человек считают себя казаками и их потомками и, как и многие столетия назад, живут по заповедям Христа.

Источник

Беседа с детьми 3-5 классов. Донские казаки

Цель:
-создать условия для накопления и расширения знаний школьников о культуре и истории казачества посредством использования различных видов деятельности;
-воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:
— знакомить детей с культурными традициями и бытом казачества;
-развивать у детей интерес к истории Донского края, приобщать дошкольников к национальной культуре казачества;
— воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с фотографиями и картинками.

— Дорогие ребята прежде я вам расскажу о происхождении донских казаков, прослушайте этот стих:
**********************
Прядка милая родного с детства леса.
Показалась в грустном нежном сне.
Из чужбины шёл домой повеса –
Задержался в дальней стороне.
Над землёю солнышко восходит –
Жёлто-белый с бахромою круг.
Глупость с возрастом из головы уходит.
Степь родимая и ковыли вокруг.
Погулял по свету, порезвился,
Показал не раз свой твёрдый нрав.
Но вот как-то разом отрезвился,
Пряный запах вспомнил степных трав.
Вольница донская, жизнь казачья
Маревом ложится по степи.
На чужой сторонке грусть съедала,
Путь на Родину казак решил найти.
Россыпь перламутровых ракушек,
К берегу причаленный баркас.
Дон от ветра из белёсых рюшек
Нежною прохладой манит нас.
А за Доном лес стоит стеною,
Обрамляя меловой хребет.

— Что вы поняли из этого стихотворения? (….)

Время возникновения донского казачества точно не определенно. Историки до сих пор не придут к одной точки зрения. Большая часть специалистов склоняется к тому, что истоки донского казачества нужно искать в древнем славянском населении (13-15 в.в.)
История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей российского государства. «Граница породила казачество, а казаки создали Россию» так говорил великий русский писатель Л.Н.Толстой.
Казаки очень верующие люди, они исповедовали христианство и чтили его православные традиции. Основным культурным отличием донского казачества являлось то, что они народ со своей культурой, историей и памятью. Для казаков общее дело всегда было выше личных интересов. Казаки всегда служили одному государству – Святой Руси, служили народу и Государю.

Читайте также:  Рассказ о сталинграде во время войны

В 1552 году донские казаки участвовали в Казанском походе, поле которого Иван Грозный отдал казакам за это Дон. Отсюда и пошло название – донские казаки.
Ростовская область – это бывший Дон, территория на которой проживало донское казачество с многовековой традицией демократического самоуправления.

-Ребята эти вещи могут рассказать нам о жизни казаков их быте, традициях и многом другом.

Атаманское кресло 1844 года, которое, хотя и не принадлежало Платову, но на коем любили сиживать другие атаманы.

— Кто знает как называлось жилище донских казаков? «Казачий курень».
Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.
— Когда в семье рождался мальчик ему, сразу же приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».
-Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.
— Казачья еда была еще и очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. По будням казаки питались простой пищей. На столе постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство, а также особое положение, которое отводилось столу в доме.
— А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?(ответы учащихся)

— Казаки строго соблюдали старые обычаи. Так младенца крестили на седьмой день. Христианское крещение означало вход ребенка в мир. При крещении дети получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.

-Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

-Безмерное почитание гостя у казаков.

-Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

-Донской казак в быту.

— Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

— Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Источник

Казачьи сказки

Елена Ерилкина
Казачьи сказки

Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.

Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.

Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.

Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.

ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.

-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;

-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

-воспитывать потребность жить по законам справедливости,

толерантности и добра.

А вот одна из сказок,которую мы сочинили:

КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.

А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.

Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит!

Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.

-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;

-развивать мышление, аналитические способности;

-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить

подбирать пословицы к тексту;

-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.

Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку,и получилась настоящая книга:

А вот и сами сказки:

Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась.Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.

Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка,вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался.Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.

Читайте также:  Рассказ с фразеологизмом два сапога пара 2 класс

Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.

Если голова цела, то на ней должна быть папаха.

В стремя ногой – расстанься с головой.

Казак с конём и ночью, и днём.

Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.

Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.

Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

-Та я зараз,- говорит старуха.

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается,цыбарку подхватила и к нему:

-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.

И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.

Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.

И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.

Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.

Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.

Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.

Закончив проект,я увидела результат: дети заинтересовались казачьей сказкой. Они с удовольствием и гордостью показывали нашу книгу и инсценировку сказки «Козёл-грамотей». А это хороший стимул для дальнейшей работы.

Календарно-тематическое планирование НОД блока «Родом из Донского края» в подготовительной группе Данное планирование разработано по программе «Родом из Донского края» «Родом из Донского края» ОКТЯБРЬ Тема:Дон-казачий край! Примерное.

Развивающая игра «Сложи рыбку» В процессе подготовки к открытому занятию «Гулянье в казачьей станице», с детьми был проведен ряд занятий по ознакомлению детей с природой.

Источник

Кто такие казаки?

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Происхождение казачества

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

Читайте также:  Рассказ про андрия из тарас бульба кратко

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

Унтер-офицерские (младшие) чины:

Обер-офицерские (старшие) чины:

Штаб-офицерские (главные) чины:

Генеральские (высшие) чины:

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

Поэзия

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Познавательное и интересное