Рассказ про кирилла и мефодия для детей 7 лет

Сказки

Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших

Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл

Откуда азбука пошла? /библиографический урок, для младших школьников, посвященный первоучителям Кириллу и Мефодию/

Можно ли представить жизнь без электричества? Конечно, трудно! Но известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучинах. А представьте себе жизнь без письменности. Кто-то из вас сейчас подумает про себя, ну и что же, вот было бы здорово: не надо писать диктанты и сочинения. Но тогда не будет и библиотек, книг, афиш, писем и даже электронной почты и «эсэмэс». В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.

Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь и еще будете изучать в старших классах.

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычны!

Надо создать для славян алфавит…

Именно благодаря трудам Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука.

Братья родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Мефодий был старшим сыном, и, выбрав путь военного, отправился на службу в одну из славянских областей. Его брат – Кирилл, родился на 7-10 лет позже Мефодия, и уже в детстве горячо полюбив науку, поражал учителей блестящими способностями. В 14 лет родители послали его в Константинополь, где он в короткий срок изучил грамматику и геометрию, арифметику, астрономию и медицину, античное искусство, хорошо овладел славянским, греческим, еврейским, латинским и арабским языками. Отказавшись от предложенной ему высокой административной должности, Кирилл занял скромное место библиотекаря в Патриаршей библиотеке и одновременно преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «философ». Его старший брат Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Будучи честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости, он ушел с военной службы и удалился в монастырь.

При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные богослужебные книги с греческого на славянский. Первой книгой написанной на кириллице стало – «Остромирово Евангелие», первыми словами, написанными при помощи славянской азбуки, была фраза – «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Кроме того буквами можно было обозначать и цифры. Всего в кириллице было 43 буквы.

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы без которых вполне можно было обойтись – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы.

А как вы думаете откуда произошло слово «АЗБУКА» — по названию первых букв алфавита, «аз» и «буки»; на Руси существовало ещё несколько названий азбуки – «абевега» и «буквица».

А почему алфавит называется алфавитом? Интересна история этого слова. Алфавит. Оно родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как «алфавит».

Славяне были очень рады: у других народов Европы (немцев, франков, бриттов) не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! «То было чудное мгновенье. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые» – записано в летописи тех времен.

Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись книги. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива: в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин «красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет и была очень дорогой. В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

Давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая. Да, ребята, это Ее Величество – Книга. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет. Первые книги были рукописные. На переписывание одной книги уходили месяцы, а иногда и годы. Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Там в посте и молитве трудолюбивые монахи переписывали и украшали книги. Собрание книг в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью.

Жизнь идет, и в середине XVI века появилось на Руси книгопечатание. Печатный двор в Москве появился при Иване Грозном. Руководил им Иван Федоров, которого называют первым книгопечатником. Будучи дьяконом и служа в храме, он пытался воплотить свою мечту – священные книги без писцов переписывать. И вот в 1563 году он приступил к набору первой страницы первой печатной книги — «Апостол». Всего он издал за свою жизнь 12 книг, среди них была полная славянская Библия.

Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

«Ученье – свет, а неученье – тьма», — говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

Читайте также:  Рассказ про кедр 1 класс окружающий мир

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. В год тысячелетия со дня создания славянского письма в России Священный синод принял постановление, в котором устанавливалось «каждогодное, начиная с сего 1863 года, в 11 (24)день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию». До 1917 года в России отмечали церковный праздник День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. С приходом советской власти был забыт этот великий праздник. В 1986 году он был возрожден. Этот праздник стали называть Днем славянской письменности и культуры.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

5. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена.(Петра 1)

9.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

10.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)

11.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

12.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

13.Какие слова были первыми написаны на славянском языке? (Вначале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог)

14.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)

Источник

Воспитательский час «Детям о Кирилле и Мефодии и славянской азбуке»

специалист в области арт-терапии

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные программы «Школа-интернат№10»

Детям о святых Кирилле и Мефодии и славянской азбуке

Детям о святых Кирилле и Мефодии и славянской азбуке

Чтобы написать письмо, надо знать слова. А слова составлены из букв. Буквы соединены азбукой. Наша азбука сейчас почти в том виде, в каком ее принесли на Русь святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский много книг, в основном религиозных, ввели богослужение на славянском языке. Претерпели за это много гонений от римских католиков: те не хотели, чтобы у славян была своя письменность. На это братья отвечали: «разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не ко всем должно прийти Слово Божией истины, и на том языке, на котором говорит человек?»

Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу «абевегедешку», азбуку. Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: «Азбуку учат, во всю избу кричат».

Детям о святых Кирилле и Мефодии и славянской азбуке.

— Познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с трудом Кирилла и Мефодия – учителей славянских.
— Первое знакомство со славянской азбукой.
— Выявить и пополнить знания детей об истории русского языка.
— Показать сходство и особенности церковнославянского и русского языков.
— Сформировать понятие «священный язык». Развить чувство любви и уважения к родному языку и русской культуре.
— Развивать речь, память, мышление.

Подготовка и оборудование.
• Поместить на доске икону святых братьев Кирилла и Мефодия.

• Подготовить для каждого ученика ксерокопию церковнославянского алфавита, где были бы указаны написание, название и произношение всех букв.

• Подготовить ксерокопии Азбучной молитвы в «переложении» В.Я.Дерягина.

• Для наглядных пособий и реквизита можно использовать «древние» свитки, буквы славянской азбуки, изготовленные из картона. Для оформления классной комнаты могут быть подготовлены большие стилизованные «старинные» свитки с древними славянскими письменами (например, словами их азбучной молитвы), плакаты с изображением букв славянской азбуки.

• Подобрать иллюстративный материал: современные издания богослужебных книг (Псалтирь, Часослов и др.), а так же фотографии и иллюстрации древних книг, рукописей, свитков.

Правильно. Со временем, в ходе развития языка, некоторые буквы утратились, а вот новые не прибавились. Таким образом, алфавит преобразовался в современный русский. Аз, буки, веди. Именно с этих букв мы начнем наше первое знакомство с церковнославянской азбукой. Каждая буква церковнославянского языка не только передает соответствующий ей звук, но и имеет свое особое имя.
показывает карточки с буквами:
Букву А зовут Аз, что значит по-русски «Я». Так в священно книге Библии называет Себя Бог – Аз.
Букву Б зовут Буки, то есть «буква».
Имя буквы В – Веди, в переводе – «знай».
У буквы Г имя Глаголь, то есть «говори».
Букву Д называют Добро, по-русски это означает «хорошо».
Произнесите эти первые церковнославянские буквы по их именам.
Обучающихся хором читают : Аз, буки, веди, глаголь, добро.

— Знаете, что у нас получилось? Азбуку знай и говори хорошо.

За такой просветительский труд святых братьев Кирилла и Мефодия стали называть равноапостольными. Ведь они, подобно апостолам, просвещали славянские народы, неся им Слово Божие. В древности церковнославянскую грамоту изучали с благоговением. Заучивали наизусть правила, тексты молитв, упражнялись в чистописании. Последнему придавалось особое значение. Кое-как писать не позволялось, это считалось выражением непочтительного отношения к священному языку, на котором мы обращаемся к Богу. В древних книгах и без того красивые заглавные буквы церковнославянского языка часто украшали замысловатым орнаментом или рисунком. Посмотрите сюда! Учитель показывает иллюстрации древних книг. Все книги были рукописные, а писать было раньше нелегко. Поэтому профессия писца была в почете, грамотного человека называли ученым. К книгам относились очень трепетно. На них надевали кожаные обложки, украшали драгоценными камнями. Их очень ценили, и не только потому, что они дорого стоили, а еще потому, что большинство из них использовали в богослужениях: Священное Писание, Евангелие, Псалтирь. Кстати, знаете ли вы, что основным учебником тогда была Псалтирь? Да-да, именно эта богослужебная книга! В церкви такое отношение к книгам сохранилось и сегодня. Вы, возможно, видели в церкви Евангелие – какое оно красивое! Как торжественно выносит его священник и читает! Постараемся и мы перенять это благоговейное отношение к церковнославянскому языку и его изучению.
— Давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового и интересного, то мне скажете, кем и когда была создана церковнославянская азбука?
Ответы обучающихся.
В девятом веке свв. Кириллом и Мефодием.
Теперь запишем это в тетради: В девятом веке свв. братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука. Почему возникла необходимость ее создания?
Ответы обучающихся.
Нужно было перевести богослужение на понятный людям язык.
— Потому что необходимо было перевести богослужебные книги на славянский язык. Какая азбука была взята за основу славянской азбуки?
Ответы обучающихся.
Греческая.

За основу была взята греческая азбука.
Чем отличаются буквы церковнославянского языка от букв русского языка?
Ответы обучающихся.
У букв славянского языка есть имена.
Подведение итогов:
Сегодня мы узнали историю создания славянской письменности, познакомились со славянскими буквами, совершили целое путешествие в историю русского языка.

Предложить ребятам нарисовать любую понравившуюся букву, украсив ее красивым орнаментом или сделать красивую обложку, подобную древним обложкам.

Источник

Конспект занятия «Славянская письменность. Братья Кирилл и Мефодий» (подготовительная группа)

Марина Катакова
Конспект занятия «Славянская письменность. Братья Кирилл и Мефодий» (подготовительная группа)

Цель. Познакомить детей с появлением письменности. Рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии и раскрыть значение их просветительного подвига. Показать главную книгу христиан Евангелие. Рассказать о красоте русского языка. Воспитание у детей уважение к подвижникам, людям науки. Воспитание чувства уважения к своему Отечеству, бережного отношения к родному языку.

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, дорогие мои, ребята! Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Читайте также:  Прочитать рассказ после бала краткое содержание

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

А записать и донести до нас «дела давно минувших дней» помогла славянская азбука, которую около двух тысячелетий назад придумали братья Кирилл и Мефодий из далёкого греческого городка Солоники.

2. Слушаем. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (Показ слайда). Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Это первые шаги человека к созданию письменности. (Показ слайда). Надписи делались на камнях, скале, на доске.

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Кирилл (Константин). Происходили они из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование.

Мефодий, как и отец, стал военным. Император отправил его в славянское княжество – в Словению. Мефодий не только управлял княжеством, но и встречался с местными жителями, интересовался их обычаями и через некоторое время так овладел языком, что никто бы его не отличил от славян. Вскоре Мефодий отказался от воинской службы, так как император жестоко расправлялся с христианами, а иконы сжигались и выбрасывались в море.

А младшего брата – Константина, военная служба не привлекала. Его с детства привлекали книги. Все книги в школьной библиотеке прочитал юноша. После смерти жестокого императора на престол вступил его сын – Михаил. Ему всего было 2 года, поэтому до его совершеннолетия государством управляла его мать – Феодора. Константин был приглашен ко двору, чтобы быть примером прилежания и любви к наукам Михаила. Михаил в дальнейшем получил от Константина больше пользы чем от лучших профессоров. Константин мог бы стать богатым человеком при дворе, но он стремился не к богатству материальному. Юноша принимает сан священника, становится простым библиотекарем при храме Святой Софии, а потом уходит в монастырь на гору Олимп, где был его брат Мефодий и проводит время в молитве к Богу, занимаясь только книгами. (В монашестве Константину дают имя Кирилл).

Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Прошли годы. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Мечта создать славянскую азбуку не покидала Кирилла. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Попросив у Бога благословения, стали братья составлять азбуку. Много месяцев трудились они над созданием Азбуки для славян. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита. Азбуку они придумали, чтобы перевести Евангелие (слово Божие) на славянский язык. И долгое время Евангелие на Руси было первой книгой, по которой дети учились читать.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. (Показ слайда). Название азбуки «Глаголица» происходит от слова глагол, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита. (Показ слайда).

Книги на Руси были очень дорогими.Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд. Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Современные книги печатают на специальных машинах, в типографиях. Эта книга написана от руки чернилами. Написана очень давно. Тогда люди еще не изобрели машин для печатания книг. Поэтому книгу нужно было заново переписывать.

Много веков прошло, многое изменилось на Руси. На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри, где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли монахами. (Показ слайда). Грамотных людей тогда было немного, поэтому труд писца был почетным.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Для написания книг использовали пергамент. Его изготавливали из кожи животных. Позже изобрели бумагу и страницы книг стали делать из бумаги. Для переплета использовали тонкие доски, которые обтягивали кожей или дорогими тканями. Писцы старались делать работу очень хорошо, с молитвой, с любовью. Книгу украшали рисунками, красивыми заглавными буквами, причудливыми орнаментами с позолотой и застежками.

Кирилл создал славянскую азбуку, получившую название кириллица. Кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Сначала у себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык книги, открывали училища для славян. Братья обучили местных священнослужителей совершать богослужение по славянски. На Руси стали строиться храмы. Кирилл освещал их. Братья переходили с одного места на другое, научая народ славянскому языку.

Посмотрите по внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (44 буквы). Показ слайда.

— Буква Аз. Назовите слова, которые начинаются с неё? (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

— А теперь Буки, вспомните, сколько вкусных слов начинаются с этой буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

— А теперь назовите их по порядку, что получилось? (Азбука.)

-Буква Глаголь, а что она обозначает? Как вы думаете, ребята? (Верно, глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать).В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

— Буква Добро. Доброта – лучшая черта характера человека. А что значит быть добрым?

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта о цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Мудрая буква Мыслете и приготовила вам загадки. Отгадайте их.Отгадывание загадок:

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

От рожденья все немые.

Сейчас заговорят. (Буквы)

3. Первая книжка для малышей.

Учит — мучит, а научит — радует. (Азбука)

4. Своею статью все пригожие,

Читайте также:  Сказки фильмы список лучших 2020

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы? (Мы – славяне)

Недаром я собой горжусь,

Ведь – я начало слова «Русь».

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым…

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах,которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

Звучит колокольный звон.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

В Москве установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию. (Показ слайда) Скульптор В.Клыков с неугасимой лампадой: и надписью «Они служили свету Христову».

В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

— Чем человек отличается от животного? (Внешними признаками. Человек — существо мыслящее. Главное его отличие от животного заключается в том,что он имеет: язык (речь, историю, культуру, веру в Бога).

— Как мы можем узнать о том, как жили наши предки, какие пели песни, какие события происходили в их жизни? (Из древних книг, надписей и рисунков на стенах пещер).

— На каком языке говорили наши предки?

— Кто впервые придумал для них азбуку?

— Зачем славянам нужно было изобретать азбуку? (Просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки.Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом и всем нужна грамота).

— Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

— Как называется первая азбука? (Кириллицей).

— А почему она так называется? (По имени Кирилла, одного из создателей).

— Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

— На каких языках были написаны святые книги?

— Почему славяне не могли ими пользоваться?

— Чего ждали славяне от иноземных учителей?

— Каждый ли мог составить славянскую азбуку?

— Что для этого требовалось? (Быть умным, грамотным, поэтому Кирилл и Мефодий, греки по происхождению, и знали славянский язык.)

— Как называлась первая азбука? (Кириллица).

— Почему этот алфавит назвали кириллица? (по имени одного создателя).

— Сколько было букв в этом алфавите? (43 буквы, каждая из которых имела свое сложное название).

— Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33буквы).

— Алфавит мы изучаем по русской азбуке. Как произошло слово «азбука»? (Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ).

— Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали, всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас – на станках и машинах).

-Назовите древнюю форму книг, написанные на папирусе? (свиток).

— В какой стране изобрели бумагу? (Китай).

— Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Кору березы — бересту).

— На чём ещё писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

— Можно ли труд Кирилла и Мефодия назвать подвигом, геройством? (Люди оценили это также как и вы. Этих людей причислили к лику Святых.

— В чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия?

— Когда наша страна празднует День славянской письменности и культуры? (24 мая). В современном мире День славянской культуры и письменности – это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

— Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия).

— Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку).

– Для чего использовались эти книги (Для чтения, и для ведения церковной службы).

– Зачем им потребовались хорошие скорописцы?

– Много ли было книг в те времена? Можно ли сейчас все книги перевести с одного языка на другой и переписать их вручную за шесть месяцев?

— Как называлось орудие письма в старину. (Перо)

4. Обобщаем. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Братья эти взялись за трудное, но великое дело – создание славянского алфавита создателя. Святые, равно апостольские Кирилл и Мефодий как ученики Христа – апостолы несли свет людям. Наш народ всегда будет помнить своих учителей, великих мудрецов. Благодаря трудам святых равноапостольных Мефодия и Кирилла славяне услышали благую весть о Христе на своём родном языке.

Кирилла и Мефодия люди помнят и почитают. Каждый год 24 мая в нашей стране и в других странах люди отмечают День славянской письменности и культуры. Добрые дела народ всегда помнит. Русский язык, на котором мы с вами говорим, очень красивый. Русских писателей и поэтов знает и любит весь мир. Умные, красивые русские люди говорят красивым русским языком, дурные люди, употребляют плохие слова. Вы маленькие, чистые и красивые дети, говорите только красивые слова, берегите свой родной красивый русский язык!

5. Играем. Игра «Доскажи пословицу»:

Ум хорошо, а два (лучше).

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи – век (учись).

Повторенье – мать (ученья).

Ищешь трудность, находишь (мудрость).

Мудрость есть царица неба и (земли).

Кто хочет много знать, тому мало надо (спать).

Идти в науку – терпеть (муку).

Божьей волей свет стоит, наукой люди (живут).

Без муки нет и (науки).

Ничего не мыслить – век (киснуть).

6. Творим, рисуем, радуемся.Задание детям: создать свою буквицу, попробуем примерить на себя роль писцов. Вы сейчас будете работать, как братья Кирилл и Мефодий.

Ваша задача украсить буквицу с помощью штриховки, можете использовать различными вариантами штриховки. Каждый из вас получит букву. Вы должны будете раскрасить свою букву и нарисовать картинку и назвать слово, которое начинается с этой буквы.

7. Прощалочка. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Буквы учит нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Буква к букве – будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Конспект занятия «Страна футбола» (подготовительная группа) ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (подготовительная группа N1). МБДОУ-ЦРР-детский сад № 7 «Солнышко» г. Луховицы Инструктор.

Конспект занятия «День Матери» (подготовительная группа) Программное содержание. Познакомить детей с историей праздника «День Матери». Учить видеть заботу, ласку, теплоту мамы, оказывать посильную.

Конспект занятия по ФЭМП подготовительная группа МБДОУ №40 воспитатель Коломиец Галина Александровна. «Тема Остров Цифроград». Совершенствовать умение детей считать от 1 до 10 и обратно.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Деньги» Конспект занятия по математике Тема «Деньги» Цель: формировать у детей представление о деньгах. Задачи: • воспитывать речевую активность.

Конспект занятия «Русская матрешка» (подготовительная группа) Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке. Задачи: Образовательные: Знакомить детей с историей создания русской.

Конспект занятия «Служебные собаки» (подготовительная группа) Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Служебные собаки» Цель: продолжать активизировать познавательные.

Конспект занятия «Знакомство с буквой П» (Подготовительная группа) Цель: Знакомство с буквой П Задачи: 1. Закрепить ранее изученный материал, слова-предметы, слова-действия 2. Познакомить с буквой П, дать.

Источник

Познавательное и интересное