НОД «Летательные аппараты».
Нина Александровна Волкова
НОД «Летательные аппараты».
Рассказ педагога «Летательные аппараты».
Задачи. Рассказать детям о профессиях лётчик, бортпроводник, военный лётчик. Вызвать интерес детей к авиаконструкторам, создателям летательных аппаратов. Формировать представления детей о летательных аппаратах, их строение, назначении (пассажирский, транспортный, военный). Воспитывать чувство гордости за достижения российских авиаконструкторов.
Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.
Рассказ педагога.
Презентация «Летательные аппараты: самолёты и вертолёты».
— Дети, с давних пор мечтали люди о полётах в небе. В сказках рассказывается об удивительных коврах–самолётах. Самолёт, значит сам летает. Но на таком самолёте некомфортно летать: холодно и сыро. Сейчас люди летают на самолётах – удивительных домах с крыльями, моторами. Дети, из каких частей состоит самолёт? (ответы детей).
— Фюзеляж – это тело самолёта, его корпус. В нём живут люди, перевозят грузы. Два крыла удерживают самолёт в небе. Хвост самолёта, его оперение, помогают в управление самолётом в полёте. Шасси, колёса, нужны на земле: разбежаться для взлёта или приземлиться. Двигатели создают силу, с помощью которой самолёт отрывается от земли и летит в небе. Дети, кто придумал самолёты? (предположения детей).
— Дети, самолёты придумывают и конструируют авиаконструкторы. Жил да был в России Андрей Николаевич Туполев, знаменитый русский авиаконструктор, генерал-полковник. Он сконструировал много самолётов военных и пассажирских. Поэтому многие самолёту России называют «Ту». Дети, я вам расскажу о пассажирских самолётах России. Вот пассажирский самолёт Ту-204. Он перевозит пассажиров. Пассажиры по специальной лестнице поднимаются в салон самолёта. В самолёте пассажиров встречают бортпроводники. Бортпроводники – это женщины и мужчины, которые помогают пассажиром во время полёта и отвечают за безопасность пассажиров. Поэтому все пассажиры должны слушаться бортпроводников, выполнять все их указания. В салоне самолёта кресла, в которых сидят пассажиры. При взлёте и посадке самолёта пассажиры обязательно пристёгиваются ремнями безопасности. Во время полёта пассажиры отдыхают, кушают, спят в креслах самолёта. Дети, кто из вас летал в самолёте? (ответы детей).
— Самолёт ведут опытные лётчики. Самолётом управляет не один лётчик, а экипаж. Командир самолёта – это первый пилот. Есть ещё второй пилот, бортмеханик, радист и штурман. Кабина экипажа в носовой части самолёта. Здесь кресла для членов экипажа, рычаги управления и компьютеры. Дети, как вы думаете, каким должен быть лётчик? (предположения детей).
— Лётчик, пилот – это человек, который умеет управлять воздушным транспортом. В лётчики принимают только здоровых, умных и ответственных людей. У лётчика крепкое здоровье, чтобы вести самолёт и днём, и ночью. Лётчик умеет читать показания различных приборов, знает иностранные языки. Лётчик отвечает за жизнь и здоровье пассажиров самолёта. Дети, как вы думаете, какой характер у командира самолёта? (предположения детей).
— Командир самолёта человек терпеливый, выслушивает все просьбы пассажиров. Строгий, наказывает нарушителей правил поведения в самолёте.
— Дети, пассажиров перевозят пассажирские самолёты, а какие самолёты перевозят грузы? (предположения детей).
— Сергей Владимирович Илюшин – знаменитый русский авиаконструктор. В честь его назван транспортный самолёт Ил-76. Пассажирские самолёты перевозят пассажиров. Транспортные самолёты перевозят грузы. В транспортном самолёте нет кресел, иллюминаторов. В транспортном самолёте есть большие люки, через которые загружают груз. Другие транспортные самолёты Ил 76 помогают пожарным тушить пожары. Внутри самолёта цистерны с жидкостью. Дети, авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев создал самолёт-амфибию. Самолёт, который может садиться на воду. В честь Бериева назвали самолёт Бе-200. Это уникальный самолёт. Такого самолёта нет в других странах. Самолёт Бе-200 взлетает как с земли, так и с водной поверхности. Самолёт Бе-200 охраняет моря и леса от браконьеров, тушит пожары, перевозит экспедиции (пассажиров и грузы, спасает людей.
Зрительная гимнастика «Полёт».
— Дети, есть самолёты, которые защищают нашу Родину. Это военные самолёты. Знаменита Россия военными самолётами: истребителями, бомбардировщиками. Самолёты-истребители уничтожают воздушные цели противника. Истребитель МиГ назван в честь авиаконструкторов Микояна и Гуревича. Истребитель Су назван в честь авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. В честь авиаконструктора Сухового назван и бомбардировщик. Бомбардировщик – это военные самолёт, который уничтожает цели, на земле, воде или под водой, бомбами или ракетами. Но самый знаменитый российский бомбардировщик Ту-160. Сверхзвуковой самолёт, летающий очень быстро, быстрее звука. Военные лётчики называют этот самолёт ласково – «белый лебедь». Каждому самолёту Ту 160 дают собственное имя. Это бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец». Дети, как вы думаете, какими должны быть военные лётчики? (предположения детей).
— Военный лётчик – ответственная и опасная профессия. Военные лётчики работают командой, экипажем. Они управляют самолётами, выполняют приказы командиров. Военные лётчики сильные, занимаются спортом. Военные лётчики умные, разбираются в сложной технике. Сообразительные, в сложной ситуации принимают верные решения. Военные лётчики смелые, защищают нашу Родину. Военные лётчики управляют самолётами заправщиками и самолётами разведчиками. Учатся летать молодые лётчики на учебно-боевом самолёте Як-130. Назван Як в честь русского авиаконструктора и педагога Александра Сергеевича Яковлева. — Дети, лётчики управляют не только самолётами, но и вертолётами. Вертолёт – это летальный аппарат, летающий с помощью винтов. В России летают вертолёты Ми, сконструированные авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Миль и вертолёты Ка, сконструированные авиаконструктором Николаем Ильичом Камовым. Лётчики на вертолётах перевозят пассажиров и грузы. Пожарные с вертолёта тушат пожары. Спасатели на вертолётах спасают людей.
— Дети, самолёты и вертолёты – это летательные аппараты. Летательные аппараты придумали и сконструировали авиаконструкторы. В России много знаменитых авиаконструкторов. Каких авиаконструкторов вы знаете? (ответы детей).
— Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Илюшин, Георгий Михайлович Бериев, Павел Осипович Сухой, Артём Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Михаил Леонтьевич Миль, Николай Ильич Камов.
— Дети, самолёты и вертолёты перевозят пассажиров и грузы, охраняют нашу Родину, наши моря и леса. Поднимают в небо самолёты и вертолёты лётчики. Дети, что вы можете рассказать о профессии лётчик? (ответы детей).
Первые летательные аппараты
Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?
Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.
китайский воздушный змей в форме дракона
Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.
Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.
фото — полёты Лилиенталя
К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.
До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.
китайские воздушные фонарики
Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.
Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.
первый полёт на воздушном шаре
Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.
дирижабль Ренара и Кребса
Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.
самолёт Можайского (модель)
Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.
Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.
первый полёт самолёта братьев Райт
Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.
В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.
История воздушного транспорта для детей
С давних времён люди мечтали о полёте. Они смотрели на птиц и хотели, когда-нибудь, тоже оторваться от земли и взмыть в воздух. Самые предприимчивые и умные пытались мастерить летательные аппараты.
Древние летательные аппараты
У учёных есть сведения, что один из первых аппаратов, умеющих летать, был создан в 4 веке до начала нашей эры в древней Греции человеком по имени Архит Тарентский. Его изобретение было сделано по образу и подобию птицы и пролетело примерно 200 метров.
Ещё одно удачное изобретение было сделано в Китае. Точные сведения не дошли до современных учёных, но они предполагают, что Лю Бан смастерил бумажного воздушного змея или планер, способный пролететь небольшое расстояние. Это было в III веке.
Позже, в 559 году, в государстве Северной Вэй, был запущен воздушный змей с одним пассажиром, который, кстати, пролетев некоторое расстояние, достаточно удачно приземлился.
В Испании был учёный по имени Аббас ибн Фирнас. Который в 853 году смастерил крылья из ткани, натянутой на деревянную основу. Для того, чтобы проверить, работает ли изобретение, он прыгнул из окна Великой Мечети, но не полетел, а плавно спустился вниз по воздуху. Крылья лишь не дали ему разбиться. Через 25 лет 65-и летний Аббас ибн Фирнас улучшил своё изобретение. Также он сделал возможность управлять крыльями и поворачивать ими в воздухе. Полёт учёного на обновлённом аппарате увенчался успехом. Он парил над землёй около одиннадцати минут и смог без травм приземлиться в ту же точку, откуда взлетел.
Неудачные попытки изобретателей
Не только удачи составляли историю изобретения летательных аппаратов, но и безуспешные попытки.
Самым неутомимым и в то же время неудачливым в сфере изобретения аппаратов для полёта был Леонардо да Винчи. С конца 1400 и по начало 1500 года он трудился над многими своими детищами.
Так в 1487 году он создал первый свой аппарат по подобию птицы. Для того, чтобы привести в движение крылья, нужно было находиться в лежачем положении и работать руками и ногами. Леонардо да Винчи даже прилагал инструкцию, в которой было написано, что приземляться нужно в озеро. Но изобретение было не способно подняться в воздух.
Ещё одним интереснейшим, но провальным его проектом, являлась первая модель вертолёта. Выглядела она следующим образом: на деревянном диске в вертикальном положении стоял винт с тканью, расположенной вокруг него кольцами. Предполагалось, что аппарат, приводимый в движение человеком, будет взлетать вверх по прямой.
Современные летательные аппараты
С конца 18 века в Европе начали активно изобретать аппараты, способные пролететь больше 1 километра. Первый из них был похож на птицу из-за приделанных на крылья перьев. Это было нужно для того, чтобы аппарат мог удержать равновесие во время полёта. Также у него был прямой хвост и место для пилота, который силой ног приводил весь механизм в движение.
Ещё одно не менее интересное изобретение в том же веке было придумано и смастерено братьями Монгольфье, это был воздушный шар. Перед тем, как официально запустить его на глазах у свидетелей, изобретатели много экспериментировали и работали над ошибками и просчётами. Наконец, в 1783 году 5 июня, впервые публично был запущен в воздух воздушный шар. Он пролетел около 128 метров. Его основная часть была сделана из холста и обоев, которые братья взяли с фабрики, принадлежащей их семье.
В том же году они проводили ещё одно испытание своего изобретения, но уже с пассажирами. В корзину посадили утку, петуха, барана и отправили их в полёт. На большой высоте случилась авария, купол шара прорвался. К счастью, он стал снижаться плавно, и животные не пострадали.
Осенью всё того же года на изобретении братьев Монгольфье впервые полетели люди. Их было двое – Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Они взлетели на 915 метров и плыли по воздуху 9 километров, пока не приземлились. Путешествие продлилось 25 минут.
Ещё одна интересная идея летательного аппарата принадлежала Джорджу Кейли. В 1816, 1817 и 1837 годах он опубликовал схемы и инструкции, по которым можно было создать способный к полёту дирижабль.
Уильям Сэмюэл Хенсон и Джон Стрингфеллоу занимались разработкой аппарата, который был первым экземпляром больше всего похожим на современные самолёты. Дело в том, что они предложили использовать паровой двигатель в авиации (следует напомнить, что в других летательных аппаратах подобного рода, использовалась только физическая сила человека). Их летательный аппарат имел крылья с небольшими сгибами, прямой хвост и кабину, рассчитанную на 12 человек, к сожалению, из-за недостатков конструкции он не полетел.
Огромный шаг в истории авиации совершили братья Райт. Сначала они ставили удачные эксперименты на планёрах без пилота. Это нужно было для изучения того, как ведут себя крылья при полёте. Затем протестировали их и изучили детально около 38 видов. Братья выбрали только самые подходящие варианты и продолжили изучение. Они добавили своему изобретению руль, который проверяли на практике при помощи около 1000 полётов. И, наконец, приняли решение строить большой планёр для полёта в нём человека. Также при его создании братья Райт добавили бензиновый мотор и пропеллер. В 1903 году «Флайер-1» был готов. На нём совершили 4 удачных полёта, самый длинный составлял 60 метров в длину.
С 1930 года по всему миру началась разработка реактивного двигателя. А в 1975 году уже летали сверхзвуковые пассажирские самолёты.
Изучение принципов и условий, при которых возможен полёт, было сложной задачей (особенно первые века до и после нашей эры) и заняло больше тысячи лет. Но, несмотря на это, люди достигли немалых высот в искусстве создания летательных аппаратов.
Классный час «Крылатая» история летательных аппаратов
специалист в области арт-терапии
Внеклассное мероприятие во 2 классе
на тему: « Крылатая» история летательных аппаратов
Цель: рассмотреть историю изобретения и использования летательных аппаратов
сообщить как зарождалась мечта человека о полете в небо;
изучить историю изобретения различных летательных аппаратов от воздушного змея до современных реактивных двигателей;
способствовать развитию познавательных способностей детей, а также умению работать в группе, развитие внимания, воображения, мышления;
расширить представление школьников о космосе, космонавтике;
воспитывать культуру общения,эстетический вкус детей;
Оборудование: музыкальное сопровождение, презентация, кроссворд, мяч, воздушные шары, бумага, трафареты ракет, фрагмент видеозаписи,звёздочки,раскраски.
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Нина Леонидовна. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие, но куда именно, догадайтесь сами.
Распахать его нельзя,
А камней на нем не счесть.
1 слайд ( Небо и звезды и надпись темы занятия)
Но сначала хочу задать вам вопрос. Какой праздник отмечается 12 апреля?
Да, 12 апреля день космонавтики. Этому событию и посвятим наше мероприятие « Крылатая история летательных аппаратов»
2 слайд (12 апреля – день космонавтики)
Легенда о Дедале и Икаре
С глубокой древности человек мечтал о полете. Небо восхищало и манило к себе. Люди считали, что если создать крылья, подобные птичьим, из какого-либо легкого, но прочного материала, то двигая ими, можно полететь. Известно предание Древней Греции о Дедале и его сыне Икаре. В этой истории описывается, как Дедал, искусный мастер, архитектор и ваятель, построил для Миноса, царя острова Крита, знаменитый лабиринт Минотавра. Желая вырваться из плена, Дедал искал способ совершить побег с острова. Для этой цели он сделал крылья из перьев, скрепленных воском и вместе с сыном Икаром хотел совершить перелет в Сицилию. Для Икара полет закончился трагически:, он поднялся слишком высоко, лучи солнца растопили воск, и Икар упал в море. Люди запомнили этот полет, и с тех пор в их сердцах жила мечта о покорении неба.
В своих мечтах люди давно оторвались от земли и парили в небе, словно птицы.
— Какие летающие предметы встречаются в сказках? (ковёр-самолёт, летучий корабль, сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги)
4 слайд (воздушный змей)
Самый древний летательный аппарат
Мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым первым летательным аппаратом на Земле. Впервые воздушный змей зародился в Древнем Китае примерно в IV—III вв. до нашей эры. Основу змея составляла рама из бамбука. Рама обтягивалась бумагой или шелком.
В воздух поднимались огромные полотнища, по форме напоминающие голову дракона, на конце которых крепился длинный пушистый хвост. Отсюда, по-видимому, и пошло название этого удивительного летательного аппарата – змей.
Змеи были привязными. Использовались они в военных целях для сигнализации, а также как развлекательное средство во время праздников. Часто им придавали форму птиц или сказочных животных. Змеи имели достаточно крупные размеры, были способны поднимать различные предметы и даже человека.
5 слайд (воздушные шары)
3. Но люди всё-таки нашли способ оторваться от земли. Они сделали большой шар с корзиной для пассажиров и наполнили его горячим дымом. Это был воздушный шар братьев Монгольфье . Первые воздушные шары появились на сто лет раньше первых самолетов.
В1783 г (Франция) в присутствии большой толпы зрителей шар поднялся в небо.
На шаре братьев Монгольфье были запущены в воздух баран, петух и утка. Животные находились в клетке. Полет продолжался восемь минут, шар пролетел четыре километра. Путешествие окончилось благополучно. Но полёт на шаре полностью зависел от ветра. Это неудобно.
Конкурс «Полёт на шаре » 3 пары детей. Наполнить шар воздухом, перевязать нитью.
Снова задумались люди Чтобы такое сделать, чтобы можно было лететь против ветра? И придумали дирижабль, что в переводе с французского обозначает «управляемый». Он был оснащён воздушным рулём и винтами.
Первым создателем дирижабля был французский инженер Ж, Менье. Но у него были свои недостатки: он был слишком велик и летел с малой скоростью. Дирижабли использовались как в мирных целях – для перевозки пассажиров, так и во время первой и второй мировых войн.
В настоящее время дирижабли используют в рекламных целях, для наблюдения за дорожным движением.
7-8 слайд (планеры, дельтопланы)
Планер – это летательный аппарат с неподвижными крыльями. Был создан в начале 20 века немецким инженером Отто Лилиенталь.
Оригинальные конструкции планеров были созданы О.К. Антоновым и др. Разновидностью планера являются дельтапланы.
Во время Великой Отечественной войны планеры применялись в десантных операциях, для снабжения партизан и вывоза раненых.
9 слайд (первые самолёты)
Изобретатели продолжали думать. На чём можно подняться в небо. Придумали самолёт. Первые самолёты были хрупкими и неуклюжими. Они с трудом отрывались от земли, не могли подняться высоко, летали медленно и только возле аэродрома
Первые самолеты приводил в движение бензиновый мотор, вращавший пропеллер.
В 1942 году в воздух поднялся первый самолет с реактивным двигателем. Его сконструировал немецкий инженер Мессершмитт.
10 слайд (современный самолёт)
Но прошли годы и самолёты стали более совершенными.
Современные самолеты оснащены навигационным оборудованием, разнообразными приборами, автоматической системой управления.
— Ребята, где и как человек использует самолёт?
Самолеты используются в военной и гражданской авиации. Гражданские самолеты используют для перевозки пассажиров, транспортировки грузов, для перевозки авиапочты, для тушения лесных пожаров, для обучения летного состава.
Конкурс «Полёт на самолёте» Сделать из листа бумаги самолёт и запустить его.
— А можно ли на самолёте добраться до луны или отправиться на другие планеты? ( ответы детей)
Снова задумались учёные и изобретатели: как бы создать такой аппарат? И тут они вспомнили про ракету, которую можно увидеть на праздничных фейерверках.
Конкурс « Лаборатория конструктора » 2 команды собрать ракету
Собранная ракета оказалась очень высокой, потому что состоит она из ступеней, которые ставятся друг на друга. Их может быть 2, 3 или 4.
В каждой ступени есть свои двигатели и свой запас топлива.
Такую ракету, с помощью которой корабль, словно по ступенькам, поднимается в космос, предложил создать Константин Эдуардович Циолковский. Он назвал её ракетным поездом.
12 слайд (К.Д..Циолковский)
Первая многоступенчатая ракета в Советском Союзе была создана под руководством академика Сергея Павловича Королёва.
13слайд (Королёв С.П.)
Она вывела первый искусственный спутник Земли на орбиту 4 октября 1957 года.
Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?
14 слайд (первый спутник)
Чтобы убедиться в этом, для полёта в космос стали готовить сначала собак.
Уже второй спутник вышел на орбиту с пассажиром на борту. Пассажира звали Лайка.
15 слайд ( собака Лайка)
— Так убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время. Но что они при этом чувствуют? Плохо им или хорошо? А главное, можно ли работать в космосе?
На все эти вопросы мог ответить только человек, побывавший на орбите.
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он стартовал с космодрома Байконур.
Мир был потрясён сообщением о том, что впервые в истории человечества был совершён полёт на космическом корабле с человеком на борту.
— Кто был этим человеком?
Ответы детей (Юрий Алексеевич Гагарин)
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (солнце)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (космонавт)
А называется.. земля
Корабль «Восток» был первым, очень маленьким космическим домиком. В нём мог жить всего один человек. А как будут чувствовать себя люди, если полетят вдвоём или втроём? Чтобы проверить это, построили корабли «Восход», «Союз», «Салют».
Летим, красота! Кругом звезды, планеты.
— А какие планеты вращаются вокруг солнца? Предлагаю вам сыграть в игру!
Кроссворд : Марс, Уран, Земля, Сатурн, Юпитер, Плутон, Нептун, Венера, Меркурий
Да, это вопросы, на которые мы должны дать ответ!
Я буду задавать вопросы по одному каждой из команд. За правильные ответы вы получите звезду. Вопросы:
1.Можно ли назвать Гагарина пионером? Почему?
2.Когда он полетел в космос?
3.На чём путешествовали баран, петух и утка?
4. Назовите космические корабли СССР и России. («Восход», «Союз», «Салют», «Восток»)
5. Кто еще до человека побывал в космосе?
6. Как назывался космодром, с которого стартовал Гагарин?
7. Назови самый первый летательный аппарат на земле.
8. Какой летательный аппарат был оснащён воздушным рулём и винтами?
11.Сколько времени длился полёт Юрия Гагарина? (108 минут)
12. Какие летательные аппараты ты знаешь?
Рефлексия:
Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь оно для вас было познавательным и увлекательным! Капитаны, посчитайте свои звёздочки.
В память о нашей сегодняшней встрече хочу преподнести каждому раскраску. Подведём итоги. Если вам понравилось и запомнилось путешествие возьмите красную звёздочку, не понравилось – синюю.