Рассказ про маки и сына на войне

Сказки

Рассказ про маки и сына на войне

Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Читайте также:  Профессия флорист рассказ для детей

Источник

Литература. 7 класс (2 часть)
Живое пламя

Живое пламя

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку 1 и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел.
А щеки горят, будто маков цвет.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

— Ты маков посеял? — подступилась ко мне тетя Оля. — Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

— Квасу налить? — предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. — Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнатку, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

— Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Да, сгорел. — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Читайте также:  Сказки есенина с матом

Примечания

1 Завалинка — земляная насыпь вдоль наружных стен дома.

Вопросы и задания

Источник

Краткое содержание Е. Носов «Живое пламя»

Произведение Е. Носова «Живое пламя» в кратком содержании рассказывает о юноше и его размышлениях. Молодой человек метафорично сравнивает цветение ярких маков и человеческую жизнь, вспоминая о погибшем сыне своей соседки — женщины, сдающей ему комнату в деревянном доме.

Основные персонажи

Главный герой — рассказчик, повествующий читателю о собственных раздумьях по поводу жизни и смерти. Он живет в частном доме тёти Оли, арендуя у неё комнату. Именно Ольга Петровна натолкнула его на такие суждения.
Кроме того, в рассказе Носова упоминается о сыне женщины, погибшем на войне. Переживания матери трагично умершего юноши приводят автора к описываемой в рассказе метафоре.

Очень краткий пересказ

Произведение можно разделить на несколько условных глав, структурирующих повествование по смыслу:

Через два дня рассказчик вышел на улицу и увидел, что лепестки опали. Взяв один из них в руку, он стал всматриваться. В эту минуту подошла Ольга Петровна и сказала, что у мака короткая жизнь, зато проживает он её без оглядки, и что с людьми бывает то же самое. Эта фраза является ключевой, так как в ней заложена основополагающая идея произведения.

Краткое содержание рассказа

События рассказа «Живое пламя» разворачиваются в огороде близ дома тёти Оли. Она предлагает квартиранту помочь ей в работе на участке. Соседи разговаривают, общаются, вместе проводят время, занимаясь бытовыми делами. Главный герой поинтересовался у женщины, почему та не сеет маки вместе с другими цветами. Она отвечает, что сажает их вместе с овощами, ибо отцветает растение быстро, а после портит вид своим внешним обликом.

Молодой человек все же кидает семена на клумбу, в самый её центр. Тётя Оля решает оставить три мака среди остальных цветков, уступив арендатору.

После мужчина, от лица которого ведется повествование, уезжает на две недели и вновь возвращается домой. По приезду тётя Оля угостила юношу домашним квасом — любимым напитком её сына. К тому времени клумба уже расцвела, и в ее середине красовались три маковых головки. Автор сравнил их с факелами, которые при одном прикосновении способны опалить руку.

Яркие маки представляют собой метафору короткой, но полной героизма жизни

Женщина, посмотрев на бутоны, заметила, как они похожи на жизнь некоторых людей. Рассказчик стал осмыслять эту метафору и размышлять по поводу событий, произошедших с сыном соседки.

Спустя некоторое время главный герой переехал в другой конец города, но изредка все же навещал старую знакомую. Приходя в гости, он видел клумбу, сплошь усеянную красными маками. Некоторые растения уже увядали, а другие только наливались цветом — это было сделано специально, дабы не дать погаснуть «живому огню».

Основная идея рассказа

Краткий пересказ произведения подводит читателей к ключевой мысли автора: лучше прожить яркую, полную событий, хотя и короткую жизнь, нежели тянуть долгое, но лишенное смысла существование. Иными словами, человека можно сравнить с красным маком, цветущим всего несколько дней, но поражающим своей красотой и яркостью.

У тёти Оли возникают постоянные воспоминания о её умершем сыне Алексее. Он погиб в бою, направив горящий самолёт в сторону вражеской техники. Горящие бутоны алых маков заставляют её гордиться героическим подвигом сына, скорбя о его потере.

Источник

«Живое пламя» Е. И. Носов Кратко

Евгений Иванович Носов
Рассказ «Живое пламя» Краткое содержание

Евгений Иванович Носов в рассказе «Живое пламя» с помощью описываемой метафоры приводит читателя к мысли, насколько коротка человеческая жизнь. Также он намекает на то, что самое главное – прожить жизнь полноценно, с пользой для других.

Очень краткий пересказ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»

Эта история о летнем отдыхе, о цветах и о сиюминутности человеческой жизни. Оказывается, цветок – как человек: живет в полную силу, не задумываясь ни о чем. Но вот, мгновение, вспыхнул — и сгорел! Зато жизнь в полную силу прожита…

Читайте также:  Рассказ танкиста тишину осторожно разворошил дядя филя

Список и краткая характеристики героев рассказа «Живое пламя»

Главные герои рассказа:

Краткое содержание рассказа «Живое пламя» подробно

В то самое лето я отдыхал на съемной квартире тети Оли. Это был маленький деревянный домик. Тетя Оля была большой любительницей цветов: каждый год она по весне высаживала разные сорта. Маков почему-то не сажала. Когда я ее спросил, отчего она не сажает маки, она ответила, что это – овощ, и место ему с картошкой и огурцами. «Пыхнул – и сгорел», — отвечала она.

Когда я помогал тети Оле по огороду не утерпел и украдкой сыпанул горсть маков. Она тут же заметила и выполола почти все, только три росточка оставила, меня пожалела.

Через пару недель я отлучился в город по делам. Вернувшись, был рад домашнему квасу и прохладному чистому домику. Портрет погибшего сына тети Оли, Алексея, все также смотрел со стены строгим взглядом. Он был летчиком и погиб в самом расцвете лет.

А клумба цвела. Расцвели и маки. Полыхали они три дня, а потом сгорели, осыпались. И тетя Оля задумалась: какая же короткая у мака жизнь! Но зато – полная силы. «И у людей так бывает», — вспомнила тетя Оля о своем сыне, которого сбил фашист.

С тех пор прошло время. Я больше не снимаю эту квартиру, но иногда навещаю тетю Олю. А она переосмыслила свое отношение к макам. Теперь она стала высаживать их целую клумбу, не давая сгореть до конца этому живому огню в течение всего лета.

Кратко об истории создания произведения «Живое пламя»

Война часто становится предметом описания Евгения Носова. И это неслучайно: когда ему было 16 лет, фашисты оккупировали его родной город. Вскоре юноша ушел воевать. Он не понаслышке знал о том, что чувствует осиротевшая семья или мать, потерявшая сына. Все, что автор прочувствовал, он описал в своих произведениях о Великой Отечественной войне. Рассказ «Живое пламя» описывает горе матери, потерявшей единственного сына.

Источник

Краткое содержание «Живое пламя»

Главные герои: рассказчик (квартирант тети Оли), Ольга Петровна (хозяйка дома)

Автор: Носов Е.И. | Дата публикации: 1957 | Форма произведения: рассказ | Жанр: лирический | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |

Темы: война и мир, героизм, жизнь и смерть, материнство, патриотизм, самопожертвование, смелость и трусость

Тетя Оля

Повествование ведется от лица мужчины, который снимает комнату в доме доброй и отзывчивой женщины Ольги Петровны.

Своего единственного сына тетя Оля потеряла на фронте. Он погиб, будучи еще совсем молодым человеком, в воздушном бою при таране фашистского самолета. Его портрет в красивой раме висит на стене той комнаты, где проживает рассказчик.

Клумба

Иллюстрация к рассказу. Художник Сергей Бордюг

Вернувшись из двухнедельной командировки, он увидел посреди сада огромное яркое разноцветное пятно. Это была та самая клумба, в центре которой, словно пламя костра алели посаженные им маки.

Прошел день. Подойдя к клумбе, мужчина с удивлением обнаружил отсутствие огненного макового цвета. Бутоны пожухли и начали осыпаться. Ольга Петровна, тоже наблюдавшая за этой картиной, с грустью сказала, что человеческая жизнь так же скоротечна, как и жизнь маковых бутонов. Говоря об этом, она, конечно же, имела в виду своего рано ушедшего из жизни сына.

Как призналась позже Ольга Петровна, она тоже очень любит маки и выращивала бы их, если бы они не навевали на нее тоску о сыне.

Живое пламя

Прошло время, и главный герой переехал от Ольги Петровны на другую квартиру. Он продолжал навещать ее и с каждым приходом удивлялся, насколько разрослась маковая клумба. На смену увядшим цветкам распускались новые, целью которых было не дать погаснуть «живому огню».

Глядя на это чудо, Ольга Петровна словно ощущала живую ниточку, связывающую ее с прошлым, в котором еще жив был ее сынок Алеша, который, подобно маковому цветку, прожил яркую, хоть и короткую жизнь.

Источник

Познавательное и интересное