Краткая биография Максима Горького для детей
Максим Горький – творческий псевдоним драматурга, писателя и прозаика Алексея Максимовича Пешкова. Краткая биография Горького показывает как человек, не поддавшись обстоятельствам, создаёт себя сам.
Биография Горького кратко, самое главное
Алёша Пешков родился в 1868 году в городке Канавино. Оставшись сиротой в 11 лет, пошёл работать. Много читал. Путешествовал, два раза эмигрировал из страны, но неизменно возвращался. Написал 61 литературное произведение. Поддерживал революционные взгляды. Лечился всю жизнь от туберкулёза. Скончался летом 1936 года.
Детство и отрочество
Отец выхаживал четырёхлетнего, больного холерой Алёшу. Мальчик выжил, но Максим Савватиевич сам заразился и умер. Мать писателя овдовев, вернулась в отчий дом. Снова вышла замуж, поручила сына своим родителям. Дед был строгим, скупым и религиозным человеком. Бабушка Акулина Ивановна – единственная, кто любил маленького Лёшу. Благодаря её заботам Алексей проникся любовью к народным сказкам и песням. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам. В конце лета 1879 года умерла мать писателя. Дед разорился, отправил внука зарабатывать себе «на хлеб» самостоятельно.
Работал Алексей «мальчиком» в магазине обуви, мыл посуду на пароходе. Был ловчим птиц, продавал иконы, ремонтировал ярмарочные здания. Овладевал творческими профессиями: учился иконописи, был статистом в театре. Когда мальчик служил на пароходе, повар — Михаил Смурый, отставной офицер, пробудил у него интерес к чтению. Позже Горький писал, что сопротивление окружающей среде формирует человека, создаёт его.
Юность, начало литературного творчества
Горький работал сторожем, когда не стал учащимся Казанского университета. Первые рассказы были изданы после путешествия, в котором писатель пешим ходом пришёл на Кавказ. Эмигрировал в 1906 году в Америку, переехал на остров Капри в Италии. Писал книги, наполненные революционными идеями.
«Макар Чудра», — первая книга, в которой автор именует себя как М. Горький. «Очерки и рассказы» стали популярны в стране и за её пределами. Краткие сказки Алексей писал для детей, устраивал для них праздники.
Драматург демонстрирует отношение к жизни через глубокомысленные произведения, которые изучают школьники в 11 классе: «На дне», «Мещане». Завершающим романом в биографии писателя, стала жемчужина его творчества — «Жизнь Клима Самгина», которую Горький писал целых одиннадцать лет и так и не закончил.
Личная жизнь
В 1896 году женился на корректоре газеты Екатерине. Вскоре родили двух детей: сына Максима и дочку Катю. Писатель воспитывал крестника, который был ему как сын. Любовь быстро прошла. Семья держалась на родительских обязательствах супругов. После смерти дочери брак распался. Бывшие супруги остались друзьями.
А. П. Чехов, друг Горького, познакомил его с Марией Андреевой, театральной актрисой. Хотя, официально свои отношения влюблённые не оформляли, но прожили вместе 16 лет. После революции Мария была активным партийным работником, времени на семью не оставалось, супруги быстро разошлись.
Горький, завёл новый роман, продлившийся 13 лет с Марией Будберг. Новая возлюбленная была сильно моложе писателя и не хранила ему верность.
Интересные факты
Горький 5 раз выдвигался на получение звания лауреата премии Нобеля.
Был знаком с Марком Твеном.
Самоучка-Горький владел искусством скорочтения — 4000 слов /мин.
Был очень устойчив к алкоголю, мог много пить и не пьянеть.
После смерти писателя его мозг передали в научный институт для исследования.
Максим Горький (1868–1936)
Максим Горький (1868–1936)
Русский писатель Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) родился в 1868 году в семье столяра-краснодеревщика и мещанки. Детство писателя прошло в доме деда. Он обучал внука по церковным книгам, а бабушка пела народные песни и рассказывала сказки.
Рано потеряв отца, подростком работал грузчиком, пекарем. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Всё образование Горького – это ремесленное училище, в остальном жажду знаний он утолял самостоятельно, будучи практически во всём «самоучкой». Тяжёлая работа и ранние лишения преподали будущему писателю хорошее знание жизни и заронили мечту о переустройстве мира. Эту мечту он пытался воплотить в течение всей своей жизни – и своими поступками, и в своих произведениях.
После Октябрьской революции Горький активно участвовал в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство «Всемирная литература». В годы Гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие учёные, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.
В 1921 году Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулёз). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868 – 8 июня 1936)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868 – 8 июня 1936) 1«Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…» Эти слова взяты из письма, которых Максим Горький написал много; тысячи людей очень разных, коллеги-писатели, народовольцы, большевики и меньшевики,
Максим Горький [Речь на пленуме Моссовета]*
Максим Горький [Речь на пленуме Моссовета]* Речь на пленуме Моссовета 31 мая 1928 года1Я не буду рассказывать биографию Горького. Вкратце биографию Горького знает каждый ребенок. А подробно? Я бы все равно не смог рассказать об этой богатейшей, бесконечно содержательной и
Максим Горький. Литературно-общественная характеристика*
Максим Горький. Литературно-общественная характеристика* Максим Горький играет в истории русской литературы исключительную роль не только по своему первоклассному таланту, по высокохудожественной форме и значительному содержанию своих многочисленных произведений,
Максим Горький [Предисловие к собранию сочинений]*
Максим Горький [Предисловие к собранию сочинений]* Сорокалетний юбилей писательской деятельности Максима Горького1 был отпразднован во всем Союзе как событие чрезвычайной важности. Он был ознаменован многими почестями со стороны пролетарского государства и
Максим Горький (1868–1936)
Максим Горький (1868–1936) Русский писатель Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) родился в 1868 году в семье столяра-краснодеревщика и мещанки. Детство писателя прошло в доме деда. Он обучал внука по церковным книгам, а бабушка пела народные песни
Максим Горький
Максим Горький Алексей Максимович Пешков, вошедший в мировую литературу под псевдонимом Максим Горький, был очень талантливым человеком. Это был писатель-самоучка: не имея возможности получить систематическое образование, он всю свою жизнь жадно учился сам. Богатый
Максим Горький (1868–1936)
Максим Горький (1868–1936) 80. Песня о Буревестнике Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы. В
Грушницкий, Максим Максимыч и другие
Грушницкий, Максим Максимыч и другие Сюжет повести «Княжна Мери» развертывается через противостояние Грушницкого и Печорина в их притязаниях на внимание княжны Мери. В любовном треугольнике (Грушницкий, Мери, Печорин) Грушницкий играет сначала роль первого любовника,
Глава Шестая МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Глава Шестая МАКСИМ ГОРЬКИЙ В 1898 г. вышел в свет двухтомник «Очерков и рассказов» М. Горького.принес ему широчайшую известность не только в России, но и за границей. В 1900 г. (к этому времени было опубликовано уже четыре тома сочинений молодого литератора) критик М. Меньшиков
ГОРЬКИЙ Алексей Максимович ПЕШКОВ 16(28).III.1868, Нижний Новгород — 18.VI.1936, Горки, под Москвой
ГОРЬКИЙ Алексей Максимович ПЕШКОВ 16(28).III.1868, Нижний Новгород — 18.VI.1936, Горки, под Москвой Пожалуй, не было в русской литературе фигуры более мифологической, чем Максим Горький. Сначала миф о нем был сложен в конце XIX века, затем уже в советские времена. Начнем с последнего
1.Воспоминания М. Горького о Леониде Андрееве, только что появившиеся во французском переводе, написаны с тем же мастерством, что и воспоминания о Толстом. Заметки эти могут удивить и
Максим Кантор. Учебник рисования
Максим Кантор. Учебник рисования «ОГИ», Москва Странно, каким образом этот роман – настоящий собор: огромный, почти необъятный, многоярусный и богато убранный – выстроил один человек, и притом за относительно короткий промежуток времени. Еще страннее то, что, хотя по
27. Максим Горький «Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)»
27. Максим Горький «Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» Максим Горький был одним из самых знаменитых писателей Советского Союза, «буревестником революции» и «великим пролетарским писателем». Горький был окружен официальными славой и почетом, считается основателем
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Рассказ М. Горького «Бабушка»»
I. Организационный момент.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
— У меня в руках логотип, к какой дате он приурочен? (год семьи)
— Наше государство заботится не только о самых маленьких членах семьи, но и старшем поколении. О тех кто много трудился, имеют большой опыт, пользуются уважением.
— Об одном из членов семьи, мы сегодня познакомимся из произведения М. Горького, а называется оно «Бабушка».
На доске появляется запись:
Знакомство с биографией М.Горького
III. Работа над лексическим значением слов
— Перед тем, как читать произведение М.Горького, объясните значение слов: поджарый, отрепье. (Ответы учащихся)
— Отрепье –потрёпанная, поношенная одежда, лохмотья. Запомните это слово – отрепье.
IV. Первичное восприятие текста.
-А теперь давайте знакомится с произведением Горького «Бабушка». Готовы слушать? Я буду читать, а вы будете слушать и смотреть. (Чтение произведения учителем с показом сюжетных картинок. Последний слайд не показывается.)
Сюжетные картинки остаются до конца урока.
V. Анализ литературного произведения
-Понравилось произведение? Что заинтересовало вас больше всего?
— К какому жанру относится данное произведение, по каким признакам вы это определили? (небольшой сюжет, реальные действующие лица, действие происходит в реальной жизни)
— Назовите главных героев этого произведения (лес, бабушка, мальчик)
-Предлагаю перейти к анализу этого произведения, для этого разделим этот текст на маленькие микротемы, кусочки. И могут нам в этом эпизоды диафильма.
— Посмотрите на первый слайд. Найдите в тесте предложения, соответствующие этому эпизоду. Кто хочет прочитать вслух?
— Какова главная мысль данного отрывка? Как М.Горький изобразил лес?
— Найдите и подчеркните в тексте слова и выражения, в которых передано отношение писателя к природе. (видишь невероятно много, хочется видеть всё больше, идти всё дальше)
— Как называется вид изобразительного искусства, изображающий красоту природы. (пейзаж)
— А если этот пейзаж написан не красками и не карандашами, а словами, как мы может назвать этот пейзаж? (словесный пейжаз)
После анализа первой микротемы учащимся предлагается выполнить задание на карточке.
VI. Работа с карточкой.
— Вспомните, какими лесными ягодами был расшит «ковёр»? (мох был расшит брусникой, костяникой, клюквой.)
— Знаете ли вы, как они выглядят? Давайте обратимся к рисунку.
— Опишите с опорой на рисунок, как выглядит костяника (брусника, клюква).
После выполнения задания учащимися, идёт групповая проверка.
— Все ли лесные ягоды можно есть? (ответы учащихся)
— А знаете ли вы, что ягоды лесного ландыша – очень красивые, так и хочется их съесть. Но на самом деле они очень ядовитые, и есть их ни в коем случае нельзя. Какие ядовитые лесные ягоды вы знаете?
Дети (примерные ответы)
— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
VII. Анализ произведения
— Давайте обратимся ко второму слайду. Найдите отрывок в тексте, соответствующий этому слайду.
— Какой смысл вложил М.Горький в выражение «Бабушка точно хозяйка и родная всему вокруг»?
— Как автор показал это? (Всё видит, всё хвалит и благодарит)
— Какой прием использует автор? (Сравнение).
— Почему Горький сравнил бабушку с медведицей, а не например, с львицей? (медведь – символ русского леса).
— Как вы думаете, почему слово Земля автор пишет с заглавной буквы? (Для мальчика бабушка самая умная, самая добрая на этом свете)
— Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?
— Что изображено на третьем слайде? Найдите в тексте описание данного эпизода.
— Найдите слова и выражения, подтверждающие описание волка.
— Обратите внимание на лексику данного отрывка. Преобладают глаголы, причём действия «выбежал», «взглянула», «прыгнула», «бросилась». Каково их предназначение? (показать молниностность действия).
— Назовите основную мысль данного отрывка, эпизода?
— Скажите пожалуйста, почему на месте последнего слайда стоит вопросительный знак? Обоснуйте свой ответ (Произведение не закончено).
VIII. Творческое задание по группам.
— Пофантазируйте и напишите окончание данного произведения.
После выполнения задания учащиеся читают свои варианты завершения рассказа.
IX. Анализ произведения
— А хотите узнать, как М. Горький закончил своё произведение?
— Как вы понимаете выражение «тихой милостыней»?
— Почему бабушка накопленные деньги раскладывала «тихой милостыней»? (Она много трудилась, собирая дары леса – лес «бесплатно» даёт дары – бабушка делится с другими)
— Назовите основную мысль данного отрывка.
X. Подведение итогов.
— Что хотел донести до нас в своем произведении М.Горький?
— Назовите тему и основную мысль данного произведении.
— Назовите ключевые слова каждой части.(Лес, медведица (хозяйка), волк, милостыня)
XI. Домашнее задание
— Напишите небольшое сочинение на тему (по выбору)
Максим Горький
краткая биография
Роль и место в литературе
Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.
Происхождение и ранние годы
Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).
Дом деда Горького Каширина
Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.
Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.
Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».
Образование
Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.
Творчество
Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.
В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.
В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.
Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».
В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.
Основные произведения
Памятник писателю в Москве
Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.
В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.
В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.
Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным для социалистического реализма.
Последние годы
После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.