Рассказ про мальчика и собаку друзей

Сказки

Мальчик и собака

***
Тогда они спросят Его: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так-как вы не сделали этого одному из братьев Моих меньших, то не сделали Мне» (Матфея 25:44-45)

***
Серый мохнатый пес уткнулся носом в ладошку мальчика и лизнул ее языком. Ладошка была грязной, но она принадлежала самому лучшему человеку на свете. Две судьбы связала тонкая нить. Связала ненадолго, всего на несколько месяцев, но память об этой дружбе останется в душе у мальчика на много лет.
Бездомная собака когда-то имела дом, но старую постройку снесли, а в новую, благоустроенную квартиру Дымку не взяли. В тот день круто изменилась ее судьба. Она долго бродила по улицам небольшого провинциального городка, ища на помойках остатки пищи. Шерсть ее грязными сосульками свисала с худых боков и была блеклой и некрасивой.

Однажды на окраине города Дымка заметила мальчика, сидящего на лавочке у старого трехэтажного дома. Мальчик был неопрятным, светлые волосы торчали во все стороны, но в глазах его мелькнули: сначала любопытство, затем жалость. В ладошке он держал баранку с маком. Дымка остановилась напротив Ромки и с интересом наблюдала, как мальчик с аппетитом уплетает румяный калачик. Весело болтая ножками, Ромка отломил кусок баранки и бросил собаке. Дымка на лету схватила угощение и завиляла хвостом. Так и началась дружба бездомной собаки и мальчика из неблагополучной семьи.
Ромка не был бездомным. Он жил в однокомнатной квартире на третьем этаже старого обшарпанного дома вместе с матерью. Молодая женщина работала посменно, а когда приходила домой, обычно нетрезвая, ей было уже не до сына. Заботилась о Ромке соседка по лестничной площадке, баба Вера.

В детский сад мальчика никто не водил, поэтому Ромка и Дымка всегда были вместе. Спали они на одном диванчике в углу комнаты. Осенью Ромке должно было исполниться семь лет, но к учебному году его никто не готовил. На вопрос бабы Веры о школе, молодая женщина равнодушно махнула рукой и сказала, что учиться Ромка пойдет в следующем году. Баба Вера не стала спорить. Здоровье ее было неважным, но мальчика она любила и заботилась о нем как могла, понимая, что другой бабушки у него никогда не было и не будет.

Сетуя на непутевую мать, баба Вера часто называла ее «Шалава», иногда добавляя «горемычная». Ромка не знал, что означают эти два слова, но догадывался, что это что-то нехорошее. Мать Ромки не всегда была такой. Росла она без родителей и замуж вышла за парня, с которым выросла в детском доме. Но счастье ее было недолгим, через два года муж умер. Ромка отца своего не помнил, но глядя на фотографию улыбчивого мужчины, он был уверен в том, что его отец был добрым человеком. Родных у молодой вдовы не было, и поддержать ее в горе было некому. Женщина все чаще прикладывалась к бутылке, ища утешение в горькой жидкости.

Когда Ромка пришел к бабе Вере с новым четвероногим другом, женщина охнула, взмахнула руками и сокрушенно произнесла: «Сиротинки вы мои!». Теперь у бабы Веры было двое подопечных. Собака относилась к пожилой женщине с уважением, но любила Дымка настоящей собачьей любовью только Ромку.

Иногда бабе Вере удавалось уговорить Ромку помыться. Она стирала его запачканную одежду, которую когда-то носили ее внуки, и одевала его во все чистое. Наблюдая за Ромкой и собакой из окна, баба Вера вздыхала, крестила сморщенной рукой обоих, приговаривая: «Господи! Спаси и сохрани!».

Так прошло лето. Холодный осенний ветер забирался под одежду, косой дождь нещадно мочил землю и людей, спешащих по своим делам. В сентябре баба Вера заболела и ее забрала к себе старшая дочь. Ромка и собака начали голодать. Мальчик стеснялся просить еду, но его выручала Дымка. Она жалобно скулила и ластилась к прохожим. Некоторые из них, жалея голодную собаку, давали ей немного еды. Особенно везло, если кто-то выходил из продуктового магазина и кидал собаке булочку или печенье, а однажды бросили сосиску. Дымка аккуратно подбирала с земли еду и несла ее Ромке. Они честно делили добычу пополам.

Однажды, в дождливый сентябрьский день в подъезд дома вошла незнакомая женщина и открыла квартиру бабы Веры. Сложив в черную сумку немного вещей, женщина вышла на лестничную площадку и грустно посмотрела на мальчика и собаку. На вопрос о бабушке, женщина тяжело вздохнула и ответила, что баба Вера уехала далеко, на свою родину, и сюда уже не вернется. Ромка и собака с грустью посмотрели женщине вслед. Мальчик сел на корточки и уткнулся носом в мохнатую шею собаки. Они долго сидели на лестнице, мальчик вытирал грязными ладошками слезы и тихо всхлипывал. Дымка облизала языком его соленые щеки и гавкнула, приободряя своего маленького друга.

Однажды пьяный мужчина запнулся о Дымку и больно ударился головой об угол стола. Громко ругаясь, мужчина схватил собаку за шкуру на спине и потащил ее к балкону. Ромка понял, что сейчас произойдет что-то ужасное и испугался за своего друга. Он заплакал и в бессильной ярости закричал: «Дядя, отпусти Дымку! Отпусти ее!» Маленькими кулачками мальчик колотил мужчину по ногам и спине. Пьяная мать что-то буркнула, проснувшись от шума, и отвернулась к стене. Собака жалобно скулила, пыталась укусить своего мучителя за руку, и ей это удалось. Грубо выругавшись, мужчина швырнул собаку с балкона. Взвизгнув, Дымка глухо ударилась о землю. Встать на лапы она уже не смогла.

Ромка выбежал из подъезда и бросился к собаке. Подняв ее на руки, он потащил Дымку в заброшенный дом. Собака не могла ходить, передние лапы ее были сломаны. От удара о землю у нее серьезно пострадали внутренние органы. Дымка тяжело дышала, из ее пасти вырывались хриплые звуки. Ромка лег рядом с собакой на кучу старого тряпья и накрыл ее ветхим одеялом. Мальчик гладил Дымку по голове, надеясь, что она поправится. Но к утру собака затихла и уже не дышала.

Мальчик нашел небольшое углубление около завалившегося забора и положил в него мертвую собаку. Руками и палкой разгребая слипшиеся комья, Ромка присыпал Дымку землей и сел рядом с маленьким холмиком. Кулачками растирая крупные слезы по лицу, мальчик мысленно прощался со своим верным другом, и очень жалел о том, что он не успел вырасти и не смог защитить ее.
Ромка решил пойти на железнодорожную станцию, сесть на поезд, и поехать к бабе Вере. Он пообещал Дымке, что обязательно вернется сюда, когда будет большим и сильным. Тогда этот злой дядя уже не будет обижать слабых, он просто не сможет этого сделать, Ромка не позволит ему.

Глубоко вздохнув и прислонившись спиной к старому забору, Ромка закрыл глаза. В квартире у бабы Веры на стене висела небольшая картина с морским пейзажем. Бескрайнее море было синим и спокойным. На высокому берегу, утопая в пышной зелени, уютно расположились одноэтажные белые домики. Солнечный свет касался каждого листочка, каждой травинки. Бабушка говорила, что в этом краю она родилась, и когда-нибудь она обязательно вернется на свою родину. Там очень тепло, много солнца, и там растет самый вкусный в мире виноград.
Ромке приснилось, что он приехал к бабушке. Она встретила его на вокзале, и маленькие ручки мальчика крепко обняли суховатую фигуру пожилой женщины. Морщинистая рука легла на голову смелого путешественника и погладила его непослушные светлые волосы. Теперь все будет хорошо, обязательно будет!

Где он сейчас, этот маленький человек? Как сложилась его судьба?
Можно лишь с уверенностью сказать, что этот малыш не забудет своего четвероногого друга. Возможно, что когда-нибудь он вернется в свой городок, чтобы навестить Дымку.
Надеюсь, что Ромка встретит много неравнодушных людей, которые помогут ему выжить и стать настоящим человеком. За неопрятной одеждой и недетским взглядом они увидят ребенка, который ничем не отличается от других детей. Просто ему выпала нелегкая судьба. Но он ни в чем не виноват.

«Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Он скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матфея 25:37-40)

Источник

Сочинение по картине Широкова Друзья от имени мальчика 7 класс

Он очень умный, чуткий, добрый и внимательный. Мы любим, бегать по утрам, играть и гулять в парке. Я его выгуливаю два раза в день, летом можем целыми днями находиться на улице. Ему нравится на даче, там очень тихо и спокойно. Вместе ходим на рыбалку, рыба ему тоже нравится. В нашем доме у него есть свой уголок. Каждый раз, когда я возвращаюсь домой, он радостно встречает меня своим лаям.

Дети во дворе очень любят его. Он в свою очередь отвечает им взаимностью. Без повода не кидается на людей, а однажды он даже спас ребенка от хулиганов. Когда он с нами, родители спокойны за своих детей. Ему нравится, когда его гладят и приносят всякие вкусности. И даже играет с нами в футбол.

Если мне становится плохо или просто хочется выговориться, я всегда могу на него положиться. Мы всегда поддерживаем друг друга и готовы выслушать. Иногда я прошу у него совета или помощи. В такие моменты я просто сажусь возле него и рассказываю о своих переживаниях. Мы можем «говорить» часами. Я разговариваю с ним обо всем. Он лежит, приподняв ухо, и слушает. Он как будто понимает все, сопереживает мне.

С другом мне очень повезло. Он занимает особое место в моем сердце. Наша дружба на всю жизнь.

Рассказ от имени мальчика для 7 класса

Он очень добрый и внимательный, а иногда мне кажется, что он как будто живет на этом свете очень много лет, потому что его глаза выражают очень мудрый взгляд. Нам очень нравится гулять вместе и просто проводить время вдвоем. Дома мы ему сделали его собственный уголок, в котором он обычно спит и проводит время. Во дворе его тоже все полюбили. Он постоянно играет с нами в футбол и вообще не бросается на людей. Он очень дружелюбный. Я люблю угощать его чем-то вкусным, потому что он любит, когда ему дают всякие вкусности, также он любит, когда его гладят.

Если мне хочется погрустить или выговориться, то он непременно побудет со мной. Иногда я просто с ним разговариваю. Я понимаю, что он не может мне ответить, но он лежит и слушает меня, приподняв одно ухо. В такие моменты я чувствую себя значительно легче, да и ему безусловно становится не так одиноко.

Вчера мы очень долго гуляли, а сегодня он весь день лежал и был какой-то слабый и грустный. Он ничего не делал, даже не ел и не пил. Мы отвезли его к ветеринару, который сказал нам, что он просто перегрелся на солнце и теперь ему нужен отдых и уход. Я сижу весь день и разговариваю с ним, приношу ему воду и еду. Я постелил нам одеяло на полу, чтобы ему не было прохладно. Мне было страшно за него, потому что я знаю, что кроме меня у него никого нет, но все будет хорошо, потому что я рядом с ним и он не один. Я глажу его и говорю ему, “ничего страшного, ты просто перегрелся. Подождем немного и ты поправишься, и мы снова будем с тобой играть, гулять и ходить в лес. Дружок, друзья для этого и нужны, они поддержат тебя в любой ситуации”. Он опять приподнял ухо и слушает меня. Он точно понимает все, что я говорю.

Я считаю, что мне очень повезло с моим другом! Он занимает особое место в моей жизни. Наша дружба очень крепкая и я могу смело назвать его моим лучшим другом, потому что без него я не был бы таким счастливым! Я уверен, что наша дружба на всю жизнь!

Популярные сегодня темы

Мария Владимировна Вишняк – один из выдающихся художников современности. В своих картинах она продолжила традиции классической живописи. Ее полотна пленяют зрителей очарованием и простой тех предметов, которые она использует для их создания

Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».

Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника

В центре картины изображена большая ваза с яркими цветами. Огромные красные пионы сразу привлекают к себе внимание, ведь большинство цветов в вазе – желтые. Множество зеленых листьев оживляет букет.

Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов

Источник

Как собака друга искала

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было.

Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который ничего не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

— Давай, — согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

— Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится.

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

Читайте также:  Сказки теремок слушать для детей

— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.

Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

— Ах ты, такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

— И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем.

Пошла она к медведю:

— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла.

Медведь перепугался и ну бранить собаку:

— Перестань, перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

— Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым.

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

— Человек, давай дружить, вмести жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы.

Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

Источник

Как собака друга искала — русская народная сказка

В сказке читателю рассказывается о том, почему собака не смогла подружиться ни с зайцем, ни с волком, ни с медведем. Только с человеком нашла она общий язык…(пересказ К.Т.Самородова)

Как собака друга искала читать

Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга найти. Такого, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

— Давай, — согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:

— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

— Что же! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.

Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

— Ах ты, такая-разэтакая. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Распрощалась собака с волком и пошла к медведю:

— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.

Наступила ночь. Легли они спать. А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

— Перестань, — говорит. — Придет человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела! —думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку.

— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает — дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Источник

Сочинение — рассказ с элементами описания по картине Е. Н. Широкова «Друзья» (разработка урока)

Вопрос на засыпку: Что за порода собаки у мальчика в руках? Ответ ищите в готовом сочинении.

«Дружба, воспетая в красках».

Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.

Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.

На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.

Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями.

Картина Е.Н. Широкова «Друзья» названа так не случайно, ведь на ней изображена искренняя дружба. Только друзьями в нашем случае стали собака и человек, хотя это вполне реально.

На полу лежит одеяло, на нем сидит мальчик, а у его ног – собака. На парне надета темно-синяя майка, серые брюки, и такого же цвета сандали. На ногах синие носки. Мальчик грустно смотрит на собаку и гладит её по спине. Его четвероногий друг положил голову на передние лапы и смотрит вперед. Мне кажется его взгляд тоже понурым. Возможно пес болен.

У собаки черная шёрстка, а лапы белого цвета. Его тело абсолютно расслаблено, одно ухо поднято вверх, возможно, он слушает, что ему говорит мальчик. Мальчик сейчас поддерживает его, уделяя как можно больше внимания. Стоит заметить, что и хозяин обеспокоен грустью четвероногого друга, ведь его лицо так же не выражает радости. Именно в этом и заключается настоящая дружба, в поддержке в минуты трудностей и болезней.

Рассматривая данное полотно, мне стало жаль и собаку и мальчика. Мне захотелось помочь им обоим, чтобы они стали счастливыми. Надеюсь, что у них все будет хорошо.

Сочинение по картине Друзья Широкова 7 класс

1.Какие они, настоящие друзья

Самыми преданными из всех животных чаще всего оказываются собаки. Они никогда не убегут от вас в трудной ситуации, не променяют вашу заботу, они подобно людям нуждаются в нашем внимании. Дружба между человеком и собакой описана во многих литературных, музыкальных и кинематографических произведениях. И всегда поражает верность этого животного. Именно такая истинная дружба изображена на репродукции картины «Друзья» Широкова.

Основную часть полотна занимают фигуры главных героев: мальчика и его четвероногого друга. Посреди комнаты лежит коричневый плед. Он весь в складках, возможно до этого ребенок и животное играли на нем. Сейчас же наши герои изображены задумчивыми. Юноша одет в синюю футболку, серые брюки, сандалии и носки, можно предположить, что на улице последние деньки лета. Глаза мальчика опущены и устремлены на животное.

Пес, мирно поджав лапы, лежит у ног хозяина. Одно ухо его опущено, другое приподнято, для того, чтобы слышать, о чем говорит мальчик. Ребенок одной рукой опирается о пол, другой гладит спину собаки. Черная шерсть щенка лосниться при дневном освещение, что говорит о хорошем уходе мальчика за ним. Глаза пса открыты и смотрят в даль, взгляд его печален, возможно, это связано с рассказом хозяина.

Эта картина мне очень понравилась. Я давно мечтаю о таком же верном товарище, с которым я буду делить печали и радости, который будет встречать меня из школы. Здорово, что у этого мальчика есть такой замечательный друг.

Вариант сочинения для 7 класса.

Главные персонажи картины Широкова «Друзья» — это мальчик и пес. Они находятся на диване укрытым багряным покрывалом, оно помято, но никому до этого нет дела. Тусклая стена серых тонов…

Видно, что собака почему-то печальная это видно по унылым глазам, а парень робко сидит рядышком и гладит ее, как бы успокаивая или утешая. У черной, как земля, собаки всего четыре белые пятнышки на лапах, будто она одета в носочки. Одно ухо прижато к голове, а другое стоит и вслушивается во что то, будто ждет какой-то, так важен для него звук, стук голос.

На этом полотне изображены до воли теплые отношения между мальчиком и животным что полностью оправдывает название картины. У друзей все радости и проблемы общие, так и здесь мальчик разделяет печать любимого пса и просто сидя рядом – поддерживает его, ведь четвероногий друг ничего не может произнести. Четко видно их переживание друг за друга и волнение, что очень большая редкость в нынешнее время.

Художник писал картину более темными цветами, наверное, что бы подчеркнуть ту боль, что на сердцах героев и обратить внимание зрителей на то, что не только человеку может быть плохо.

Я считаю, что эта картина была создана для того, что бы донести до человечества, насколько важны в нашей жизни четвероногие друзья. Они не придадут, не уйдут не сделают больно.

Сочинение по картине Друзья Широкова от лица мальчика

Сегодня я пришел из школы раньше обычного. Последний урок литературы отменили. Я спешил домой, чтобы скорее сделать уроки и отправиться на улицу. Тем более мне нужно было обязательно выгулять собаку. Обычно, когда я подхожу к двери квартиры, то уже слышу радостный лай Джека, но сейчас было тихо.

Я быстро открыл дверь, собаки нигде не было видно. Я не стал снимать сандалий, только сбросил рюкзак и куртку, прошел в свою комнату, Джека там не было. Я нашел его в комнате брата, пес успел стащить с кровати красное покрывало, и сейчас мирно лежал на нем посреди комнаты. Но что-то было не так…

Джек был абсолютно здоров, блестящая черная шерсть, мокрый нос, только глаза какие-то особенно печальные. Я присел рядом с ним, оперившись одной рукой о пол. Позвал его тихонько: «Эй, Дружище!», Джек не повернул головы, только поднял одно ухо. Он прекрасно слышал, что я говорю с ним, я уверен, что он понимал меня, ведь собаки — умные животные. Но что-то тревожило его в эту минуту. Тогда я начал гладить его спину, медленно вел пальцы по его шерсти, ощущая выпирающие лопатки, позвонки.

Пес продолжал лежать все так же. Его огромные золотые глаза пристально смотрели в окно, на минуту мне показалось, что взгляд его буквально застыл. В такие моменты человек обычно плачет, этого я ждал и от Джека, а еще, чтобы он рассказал мне о том, что его так тревожит. За окном светило солнце, слышались голоса птиц, а он о чем-то грустил. Я тоже стал грустить вместе с ним. Возможно, Джек уже начал скучать по ушедшему лету, а может его расстроило то, что утром я так быстро собрался в школу, что не успел с ним поиграть. Ведь обычно именно Джек приносит мне рюкзак и ботинки к порогу, когда я ухожу, а сегодня я торопился, так как проспал. И сейчас мне стало стыдно вдвойне и перед учительницей, к которой опоздал на урок и перед лучшим другом, который так ждет моего внимания.

Дружба — это особые отношения между людьми, построенные на бескорыстии, доверии, симпатии, общих интересах и взаимном уважении. Настоящий товарищ никогда не предаст, он первым протянет руку помощи в трудных ситуациях и не отвернётся от человека даже в том случае, если весь мир будет против него.

Но не только людям знакомо это бесценное чувство. Крепкая дружба способна возникнуть между человеком и его четвероногим питомцем. Тёплым взаимоотношениям людей и животных посвящено немало книг и фильмов. Нашла эта тема своё отражение и в живописи. Ярким примером, характеризующим товарищество между ребёнком и собакой, является картина замечательного уральского живописца Евгения Широкова «Друзья».

Творчество Евгения Николаевича

Сегодня картины Широкова можно увидеть в 15 российских музеях, включая знаменитую Третьяковскую галерею. Произведения художника относятся к так называемому суровому стилю живописи. Это течение возникло в 50-60-х годах прошлого столетия. Сюжеты произведений, написанных в суровом стиле, реалистически воспевали трудовые будни простых людей. Кисти Широкова принадлежат картины «Хлеб фронту», «Мальвы», «Баллада о земле», «Посреди России», портреты Дмитрия Кабалевского, Виктора Астафьева, Юрия Гагарина, Сергея Миронова и других известных людей. Есть у живописца и свой собственный автопортрет. К числу самых узнаваемых произведений мастера относится его работа «Друзья», написанная в 1979 году.

Стиль живописи

Он считается ярким представителем «сурового стиля» живописи. Это особое направление в социалистическом реализме, крайне популярное на рубеже 50-60-х годов.

Данный стиль характеризуется тем, что мастера пытаются воспеть судьбы современников, как правило, простых людей — рабочих, студентов. Особое внимание они уделяют их силе воли, энергии. Художники «сурового стиля» живописи воспевают романтику трудовых будней. Их полотна максимально лаконичны и обобщены. Выразительности удается достичь за счет плоскости цвета, а также линейных контуров фигур.

Некоторые считают «суровый стиль» настоящей советской Реформацией в искусстве. Это новый тип взрослого и ответственного героя, который обладает собственным опытом и знаниями, искренней верой в свое дело, имеет мощную внутреннюю мотивацию, поэтому не нуждается в дополнительных стимулах со стороны партии или церкви. К этому стилю можно отнести и картину Е. Широкова «Друзья».

Читайте также:  Рассказ по английскому языку про хобби танцы

История создания

Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. История создания таким образом, имеет жизненные корни. Ведь искренние и тёплые взаимоотношения между человеком и животным не такая уж и редкость. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

Описание картины Е. Широкова «Друзья» следует начинать с характеристики её главных героев. На переднем плане полотна изображены мальчик-подросток и его пёс: они расположились рядом на красно-коричневом тёплом покрывале, расстеленном на полу комнаты. То, что живописец поместил ребёнка и собаку в центральную часть холста, указывает на равноценность этих двух персонажей. Широков Евгений Николаевич не прорисовывал картины, благодаря чему всё внимание зрителей сосредоточено на мальчике и его четвероногом друге.

Значение дружбы

Размышляя над этой картиной, многие справедливо замечают, что не существует на свете человека, который был бы равнодушен к дружбе. Человека, который бы в ней не нуждался. Ведь друг — это самое родное и близкое существо.

Интересно, что не обязательно им должен быть человек. Особенно в моменты одиночества и депрессии люди зачастую находят родственные души в братьях наших меньших. Такую же ситуацию мы можем наблюдать на картине «Друзья» Широкова.

Это тот случай, когда человек и собака нашли друг друга, уверены, что каждый сию минуту придет другому на помощь. Найти такого друга тяжело, особенно в детстве. Так что дружба с животными особенно распространена среди подростков. Так человек может реализовать такую важную потребность в общении. Именно такую ситуацию мы можем увидеть на картине Е. Н. Широкова «Друзья».

Описание ребёнка

Подросток, нарисованный на полотне, ничем не отличается от других мальчишек советской эпохи. Он темноволосый, смуглый, на вид ему около 14 лет. На герое картины тёмно-синяя летняя футболка, такого же цвета носки, серые брюки и простые открытые сандалии. Уличная одежда указывает на то, что он недавно пришёл откуда-то и ещё не успел переодеться. Художник Широков изобразил мальчугана в сидячем положении со скрещенными ногами. Одной рукой он опирается на пол, другой — гладит своего пса.

Лицо у подростка очень грустное: опущенные вниз глаза и надутые губы указывают на то, что он сильно расстроен. Неизвестно, какие события испортили настроение хозяину собаки. Возможно, его обидели сверстники или наказали родители, а быть может, он получил в школе плохую отметку и теперь боится признаться в этом маме с папой.

Художник Широков

Он появился на свет в 1931 году на Урале, в небольшом поселке под названием Касли. Окончил художественное училище в Свердловске. То, что он свяжет свою судьбу с живописью, решил еще в юности. После продолжил образование в Ленинграде. В Северной столице он в 1958 году получил диплом художественно-промышленного училища имени Мухиной. После этого поселился и жил в Перми. Работал в местном государственном институте искусств и культуры.

Верный пёс

Единственным, кому может поведать мальчуган о своих проблемах, является его четвероногий питомец. Для ребёнка собака — это не просто домашнее животное. Она — верный друг, который хоть не умеет разговаривать, но всегда понимает и поддерживает своего хозяина. По мальчика видно, насколько он любит своего пса. Животное, как и подросток, является главным героем картины «Друзья». Е. Н. Широков изобразил его на переднем плане вместе с мальчиком, благодаря чему внимание зрителей достаётся обоим персонажам в равной степени.

Неизвестно, какой породы собака на картине. Она среднего размера, с короткой чёрной шерстью и белыми лапами. По ухоженному внешнему виду животного можно судить о том, что о нём достойно заботятся. Его чёрная шерсть блестит на свету, а плед, на котором он лежит, чистый и опрятный. Продолжая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует отметить, что пёс такой же грустный, как и его хозяин. Мальчик нежно гладит своего питомца по спине и делится с ним самым сокровенным. Четвероногий друг, хоть и лежит в спокойной позе, но вовсе не думает засыпать. Он внимательно поднял одно ухо и слушает мальчугана. По грустным глазам животного видно, что ему полностью передалось настроение подростка. Хоть собака не может утешить своего хозяина словесно, она искренне сочувствует ему.

Общение друзей

В тёмных и спокойных тонах написана картина «Друзья». Е.Н. Широков не использовал при создании своего шедевра ярких красок, дабы ничем не отвлекать внимания окружающих от эмоций, которые испытывают главные герои. Вся картина пронизана грустью, однако тоски при знакомстве с ней у человека не возникает, ведь она воспевает верную дружбу. По сюжету видно, что мальчуган неразлучен со своим любимцем и привык делиться с ним любыми проблемами. Издавна известно, что домашние животные — самые лучшие психологи, и после общения с ними людям всегда становится легче на душе. Вероятнее всего, мальчик выговорится своему верному псу, и проблема, испортившая ему настроение, уже не будет казаться ребенку неразрешимой. Чувствуя поддержку со стороны четвероногого друга, он сможет достойно справиться с любыми невзгодами, выпавшими на его судьбу.

Смысл произведения

Делая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует постараться раскрыть весь её глубокий смысл. На полотне живописец изобразил не просто расстроенного мальчика и его собаку. Он мастерски смог передать всё то, что заключается в понятии «дружба». Бескорыстному и верному псу всё равно, кто его владелец. Ему неинтересно благосостояние и положение в обществе этого человека. Всё, что необходимо животному, — ласка и забота. Чувствуя хорошее отношение к себе, собака никогда не предаст своего хозяина. К сожалению, во взаимоотношениях между людьми встретить такую искренность, честность и бескорыстие получается нечасто.

Когда друг — это пес

Лучшим другом героя этого полотна стал пес. Зритель обязательно заметит, что между человеком и собакой на картине Е. Н. Широкова «Друзья» как будто проскальзывает некая связь, невидимая глазу. Появляется твердая уверенность, что они никогда не предадут и не бросят друг друга, а останутся верными на долгие годы.

Собака, будучи всегда рядом, защитит юношу в трудную минуту опасности, готовая пожертвовать ради него собственной жизнью. И таких примеров из истории мы знаем немало.

Описание картины Е. Широкова «Друзья» в школе

Полотно, изображающее трогательную дружбу мальчика и пса, знакомо всем ученикам средних классов. В соответствии со школьной программой дети должны с помощью учителя проанализировать картину, а затем написать по её сюжету сочинение. Изучение этого позволяет не только развить у подрастающего поколения художественное чутьё, но и сформировать такое важное человеческое качество, как умение дружить.

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» часто встречается в школьной программе. по картине? Как написать текст от имени мальчика и от первого лица? Обо всем этом расскажем в статье, предоставив примеры работ.

по картине?

Чтобы написать сочинение по картине, нужно в первую очередь ориентироваться на то, что изображено на ней. Конечно, как и в каждом сочинении, здесь должна быть вступительная часть, основная и заключительная.

Во вступительной части можно написать краткие сведения о художнике, интересные факты создания произведения или описать общую концепцию метким афоризмом. Например, если писать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья», то уместно будет использовать высказывания о дружбе и преданности.

Основная часть тоже зависит от сюжета. Так, если на полотне нарисованы:

Закончить сочинение можно размышлениями о том, чем понравилась или не понравилась картина. Можно написать о том, какими приемами пользовался автор, чтобы добиться желаемого эффекта, или же описать актуальность изображенного действия в современных реалиях.

От имени персонажа

Чтобы описание картины не показалось простым занятием, в школьной программе его немного усложнили. Поэтому часто приходиться ломать голову над тем, как написать сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика, что на ней нарисован. Это действительно сложное задание, ведь только художник знает все о своем персонаже.

Первое, что нужно сделать, это попытаться понять его настроение, а потом представить себя на месте героя. В качестве сюжетной завязки можно описать ситуацию, которая вызвала то или иное настроение. Например, в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» можно написать, что мальчик с кем-то поссорился, поэтому и грустит. В основной части описать то, что изображено на картине, но от имени ее героя. К примеру, использовать такие вводные, как: «В моей комнате…», «Я вижу…», «Передо мной…» и т. д.

От первого лица

Немного легче выполнить сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от первого лица. Основная суть такого задания — показать свой личный взгляд на произведение. Поэтому стоит использовать такие вводные, как:

Здесь главное помнить, что в этом задании ключевую роль играет личное местоимение «Я». Даже в сочинении по картине Е. Широкова «Друзья» основное место займут размышления автора о том, как он видит дружбу.

Характеристика композиции

Для того чтобы написать толковую работу, необходимо составить план сочинения по картине Широкова «Друзья». Классический выглядит так: биография художника, описание композиции и сюжета, психологические особенности. На них остановимся поподробнее.

Вообще, стоит отметить, что творчество этого автора отличается особенной психологической выразительностью. Яркий пример — полотно, которому посвящена эта статья. Композиция картины выстроена таким образом, что оба героя находятся в самом центре полотна. Поэтому зритель их на психологическом уровне воспринимает, как равноценных персонажей.

Грусть подростка, который одной рукой опирается о пол, а другой гладит собаку, явно передалась его питомцу. Это может быть неудача в школе, например, плохая отметка, или фиаско в любовных делах. Из-за неразделенной любви в подростковом возрасте переживают практически все. А могут быть неприятности в семье, ссоры с родителями или десятки других подобных причин. Об этом нам остается только догадываться.

Пример 1: Что думает мальчик?

Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» от имени мальчика можно представить следующим образом:

«Сегодня, впрочем, как и всегда, обо мне забыли. Иногда мне кажется, что я невидимка. Те, кого звал раньше друзьями, больше не обращают на меня внимание. Из окна я слышу, как они играют в футбол и веселятся. Наверное, человеческой дружбе свойственно заканчиваться.

Снова вокруг меня серые стены, на кухне из крана тихо капает вода. Я уселся на красную собачью подстилку, чтобы не так остро ощущать свое одиночество. Странно, я помню, как принес его еще совсем щенком, а сейчас у него такая красивая, блестящая и гладкая шерсть, что хочется прикоснуться. Моя собака. Единственное существо, что всегда рядом. Вот даже сейчас он оттопырил ухо и готов выслушать все, что я ему скажу. Если бы люди умели так же.

Возможно, завтра все будет по-другому и в моей жизни настанет новая эпоха. Но сегодня — это сегодня. Дружок, давай еще немного так посидим, а потом гулять пойдем. Без твоей поддержки я бы уже давно упал духом».

Пример 2: От первого лица

Что касается сочинения по картине Е. Широкова «Друзья» от своего имени, то здесь писать несколько проще. Ведь автор точно знает, о чем он сам думает.

«В жизни люди редко замечают тех, кто их поддерживает. И часто этим кем-то может быть вовсе не человек. Не зря говорят, что собака — друг человека. На картине Е. Широкова «Друзья» показано безмолвное единение двух душ. И не имеет значения, что один из этих двоих — пес.

Мне кажется, что особенной эту картину делает задний фон: серое полотно с нарисованной в левом верхнем углу линией, которая показывает, что это стены. Думаю, художник специально обделил вниманием интерьер, чтобы показать, насколько тесна связь между друзьями. Они словно находятся в другом, своем собственном мирке. А там у них все делится поровну: и радость, и горе, и мысли. Я уверен, в своем мире они могут разговаривать друг с другом, это только на полотне изображен мальчик с собакой, а в месте, где соединяются их души, это два равноценных друг другу товарища. Думаю, об этом и хотел сказать автор».

Вот так создаются сочинения по картине: немного понимания происходящего и все готово.

Е. Н. Широков, ныне профессор государственного институту искусств и культуры в Перми, знаменит среди своих студентов. Дело даже не в том, что он – один из выдающихся представителей «сурового стиля». Дело даже не в грустно-романтичном характере его работ, навеивающих на зрителей впечатления будничных забот и монументальных характеров, а в его особом таланте.

Имя этого живописца в свое время (1960-1980 гг.) было у всех на слуху, он стал живым художественным символом Перми. Его полотен ждали, как сегодняшних премьер блокбастеров. Да и, по сути дела, они были своего рода экшенами, только из области живописи. Зрители и коллеги, искусствоведы и партийные деятели того времени – равнодушных к творчеству Е. Широкова не было. Картины перепечатывались в журналах, становились обязательной атрибутикой советского дома.

Поражает то, как не словом, не делом, а кистью Широков смог донести до тоталитарной власти, «повернутой» на коммунизме и народу, на который старательно вешали ярлык труженика силу изобразительного искусства. О нем писали и будут писать – Википедия, периодика, местная и региональная. Его студенты будут с восторгом слушать лекции, а зрители в очередной раз восторгаться картиной «Друзья».

О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, в его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст.

Кстати, Широков не единственный, кто рисовал животных и детей. Если вы вспомните Мурильо, то увидите восторженного ребенка из 16 века, радующегося общению со своим четвероногим другом. Здесь же – мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, темно-синие штаны и сандалии.

Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Черная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шелковая, передает всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.

Читайте также:  Рассказ со всеми временами английского языка

А еще у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова. И пес, и хозяин грустны. Но первый переживает о печалях человека, а не о своих. Животные могут слушать, понимать и сочувствовать – вот что зритель видит на полотне. И в этом заключается их преданная дружба человеку.

Скорее всего, мальчик рассказал ей что-то печальное из своей жизни. Собака загрустила вместе с ним, приняла его эмоции, как свои. Мы можем только догадываться, что произошло со школьником на самом деле: друзья не позвали его гулять, получил он «двойку» или был наказан родителями за проступок. Видно только одно – в жизни этого ребенка произошла несправедливость, спасти от которой может только общение с животным.

Примечательно, что задний фон картины художник четко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть на чем они сидят, то зрители нисколько не удивится. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришел именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно.

Расположение героев полотна относительно друг другу, практически одинаковое выражение глаз передают самые теплые, искренние и дружеские чувства. Собака для мальчика – не просто домашний питомец, а друг, благодарный слушатель и советчик. И, если вы относитесь к литературно подкованным людям, то можно смело вспоминать Тургенева, сказавшего о том, что в животном и человеке «одна и та же жизнь».

Что касается колористических особенностей картины «Друзья», то все оттенки передают настроение мальчика и собаки. Задний фон окружает грязно-серая стена – лучшее подтверждение безрадостности и мрачности домашней атмосферы, подавленность ребенка и его угнетенное состояние. Кроме этого, серый фон несет и другую смысловую нагрузку – он становится отражением четкости фигур.

Красно-коричневый собачий коврик и желтый пол на фоне образов главных героев, выполненных темными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он ее ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения.

Холодные тона красок, используемые художником, выполняют еще одну функцию – они становятся контрастом для теплых душевных человеческих чувств.

Удивительно, но друзья здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашел среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрел в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые теплые чувства зрителей.

Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным.

Всего две фигуры на грязно-сером фоне: человек и животное – а мы уже видим практически хрестоматийный пример понятия «дружба». Это и взаимопомощь, и умение выслушать и поддержать в горе, и преданность, и желание быть нужным своему другу.

Мальчику на картине «Друзья» очень повезло: он нашел то, что находят немногие – преданное живое существо, которое будет не просто его любить, а и охранять, и оберегать. Черный пес на картине «Друзья» — это настоящий Полкан из русских сказок, который дарит свою привязанность только самым лучшим людям.

Сочинение — рассказ с элементами описания по картине Е. Н. Широкова «Друзья» (разработка урока)

Лисукова Е.Н. МБОУ «Песчанская СОШ»

Сочинение-рассказ с элементами описания по картине Е.Н. Широкова «Друзья». 7 кл.

1. познакомить учащихся с личностью и творчеством Е.Н. Широкова;

1. формировать речемыслительные умения;

2. учить выстраивать свои ответы в соответствии с законами речевой деятельности;

3. вырабатывать навык написания сочинения;

4. продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

5. повторить типы речи;

6. повторить употребление причастных и деепричастных оборотов в тексте.

1. создать мотивацию к изучению родного языка;

2. развивать умение следить за собственной речью;

3. воспитывать любовь к слову;

раздаточный материал, мультимедиа установка;

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня для работы на уроке вам понадобятся ручки, тетради для творческих работ, а также внимание, умение наблюдать и размышлять.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок развития речи. Мы будем создавать свой текст, писать рассказ по картине.

Урок мы начнем с проверки домашнего задания.

Вы должны были повторить типы речи. Какие типы речи вы знаете? (
Повествование, рассуждение, описание)
Какие признаки характерны для повествования? (В повествовании всегда можно проследить сюжет из нескольких фото)

Верно. А что отличает тип речи описание? (Всё, что описано, может быть запечатлено на одной картине, фотоснимке)

Правильно. Какой самый главный признак типа речи рассуждение? (Это размышление, выражение своей позиции, в котором можно проследить логику рассуждения, но его нельзя увидеть на фото)

Мы пишем сочинение по картине. Типы речи мы повторили, осталось увидеть картину. Когда вы готовились к сегодняшнему уроку, вы наверняка рассмотрели репродукцию картины, которая дана в учебнике. Кто изображен на этой картине?

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. (Мальчик и его пёс)

Ребята скажите, как называются картины, на которых изображен определенный человек или группа людей? (портрет)

Хорошо. А как называются художники, которые пишут портреты? (Портретисты)

Верно. Художник, с творчеством которого мы сегодня познакомимся, тоже является знаменитым портретистом. Евгений Николаевич Широков – наш с вами земляк (родился и вырос в городе Касли), современник, в своих работах он стремится зафиксировать самые особенные черты людей своего времени.

1) На этой репродукции изображен сам художник. Как называются работы, на которых автор изображает себя? – автопортрет. Так он сам себя видит.

2) Кто-нибудь узнает человека на этой репродукции? Давайте попробуем определить его деятельность, профессию?

Это писатель Виктор Петрович Астафьев, человек сложной судьбы, необычайно одаренный прозаик. С его произведениями вы подробно познакомитесь в старших классах.

3) Как вы думаете, кто изображен на этой репродукции? К какому роду занятий может относиться этот персонаж картины? Здесь изображен, как все, наверное, догадались, хоккеист.

Это только некоторые работы Широкова. Но портреты писали многие художники разных столетий. Давайте вспомним некоторые работы портретистов-классиков (слайды).

3) (И.Н. Крамской) Непросто узнать в этом молодом человеке, изображенном на полотне, начинающего писателя Л.Н. Толстого. Этот мастер художественного слова войдет в число величайших гениев мировой литературы.

Ребята, мы посмотрели несколько портретов кисти знаменитых художников. Чем от них отличаются портреты работы Е.Н. Широкова?

Его картины отличаются от «классических» статичных портретов, наполнены действием, на них запечатлены герои в какой-то определенный момент времени, в какой-то ситуации, за работой.

Портретисты-классики, авторы работ, которые мы увидели, стремились запечатлеть внешний облик человека, чаще всего это был известный, выдающийся талантом и умом деятель. Поэтому они изображены с атрибутами, которые бы подчеркнули их статус, положение в обществе. Главная задача художника того времени – написать портрет для того, чтобы потомки гениальных, выдающихся людей – мы с вами, могли представить то, как они выглядели. Т.е. человек – это его лицо, его облик, статус. Широков – наш с вами современник, пишет портреты людей не всегда известных, но увлеченных деятельностью. Для Широкова человек – это его работа, то чем он занимается, то, чему он отдает силы, время, жар души, эмоции, талант.

И картина, с которой мы сегодня будем работать − это необычный портрет, она заключает в себе сюжет и просто описать её будет недостаточно.

Итак, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите число и тему сегодняшнего урока:

Тринадцатое февраля, «Сочинение-рассказ с элементами описания по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

Итак, сочинение-рассказ. Мы не случайно повторили все три типа речи в начале урока, так как для создания рассказа по картине вам понадобятся несколько типов. Как вы думаете, какие типы речи мы будем использовать? Обратите внимание на слово «рассказ» в теме, о каком типе речи речь? Найдите ключевые слова в теме. (Повествование и описание)

Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы должны подготовиться к сочинению, которое вы будете писать дома. Для этого нам нужно внимательно рассмотреть картину; заполнить таблицу, которая поможет в написании сочинения; составить план сочинения;

Давайте рассмотрим картину и выявим значимые детали, которые нам пригодятся. Найдем самое главное: что или кто образует сюжет картины? (Мальчик и его пес)

Что можно прочитать, вглядываясь в лицо мальчика? На какую деталь во внешности мальчика следует обратить внимание? (его настроение – грусть, тоску. Опущенный взгляд, поджатые ноги, рука лежит на боку у пса – либо он хочет его погладить, либо жалеет)

Каким вам представляется четвероногий друг мальчика? (опишите собаку). На что следует обратить внимание? (она черная, застывший взгляд. Она не смотрит на хозяина, лежит, поджав хвост)

Попробуйте подобрать сравнения и эпитеты к тому, что вы видите на картине. Запишем их в таблицу.

Какие тона использует художник, чтобы создать определенное настроение?

Обратите внимание на ФОН: какие цвета доминируют в его палитре? Какого цвета больше всего? (Серый, коричневый, светло-коричневый)

Обратите внимание на то, как написано слово «светло-коричневый». Объясните его написание, (сложное прилагательное, которое обозначает оттенок цвета).

Фон неяркий, что помогает нам сосредоточить внимание на героях.

Средство создания настроения у писателя – это слова, а средство создания настроения художника – это цвета, палитра, которую он выбрал для изображения.

Посмотрите, какие еще цвета использует автор? Какой цвет доминирует на полотне? Почему именно такие цвета? С какой целью художник использует эти цвета? Какое настроение создает картина?

Ребята, каждый цвет несет в себе определенный смысл, что-то символизирует. Не исключением является и цветовая палитра, которую использует художник. Так, синий

цвет принято считать цветом преданности, дружелюбия и независимости. Это ведь как раз о нашей картине.

– цвет загадочный, ведь мы не можем знать, о чем думает, о чем тоскует пес. Символизирует непознанное и скрытое.

− цвет жизненной энергии – а здесь – бордовый, приглушение, уединение.

цвет − символ чистоты и совершенства. Он включает в себя все цвета спектра и ассоциируется с добродетелью

− цвет созидания. Цвет оптимизма, свободы и побуждения к действию. Он проявляет скрытые возможности человека, помогает освободиться от страхов и депрессии.

Смотрите, как интересно с помощью значения цвета проникать в суть задумки автора, «читать» настроение картины.

Каковы взаимоотношения между мальчиком и его собакой? (дружеские, товарищеские, в лицах читается сострадание)

С описанием картины мы справились. Давайте подумаем, как вплести описание в повествование? Что могло произойти? Что так расстроило героев? Какая история могла стать основой сюжета нашего рассказа? Чтобы структурировать наши ответы, составим план. Первый пункт – то, что произошло, история, неприятная история (варианты).

Например:
Мальчик пришел из школы и увидел, что собака заболела, родители рассказали, что пса пришлось водить к ветеринару, он перенес операцию, пес влюбился, не ест, тоскует по другой собаке. Мальчика обидели в школе, он может об этом рассказать только псу, мальчик совершил неприятный поступок, о котором стыдно рассказывать кому-то, кроме собаки. Мальчику и собаке придется расстаться – переезжают в другой город, не могут взять пса, или расстаться ненадолго, за псом будут ухаживать соседи и это сцена прощания.
Мы придумали несколько вариантов сюжета. Но в любом рассказе должен быть повествователь, тот, кто ведет рассказ. От чьего лица можно написать рассказ по такой картине? (Мальчика, собаки)

От лица собаки рассказ получится неинтересным, поэтому будем писать рассказ от лица мальчика.

Иллюстратор изобразил кульминацию нашей истории, т.е. что-то было до того, как они оказались рядом, наверняка в трудную минуту любого из них. Именно в эту часть мы включим элемент описания. Что видел мальчик? (своего черного с белыми лапами пса)

Как вел себя пес? (внимательно слушал, приподняв ухо, игнорировал, не смотрел на мальчика)

Что чувствовал мальчик? (сопереживает другу, чувствует благодарность за поддержку, обещает, что скоро вернется)

О чем думает? Почему они оказались на этом месте, на полу? (мальчик хотел быть ближе к псу).

Мы придумали историю, описали состояние героев, их месторасположения. Чем мог закончиться наш рассказ? Грустная история может закончиться хорошо? (если пес болел – выздоровел, ему стало лучше от поддержки друга и они пошли гулять, пес простил мальчика за недостойный поступок, а мальчик обещал так больше не делать, мальчик вернулся из поездки и пес встретил его радостно, весело)

Открываем дневники, записываем: написать сочинение-рассказ по составленной таблице. Сочинения вы приносите на следующий урок. Обратите внимание, что репродукция картины «Друзья» есть в ваших учебниках.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы придумали множество вариантов развития действия, у каждого, в зависимости от истории будет свое название. Евгений Николаевич Широков назвал свою картину «Друзья».

Почему же картина называется «Друзья», а не мальчик и собака или еще как-нибудь? Дело в том, что когда случается что-то неприятное, то, что нас расстраивает или огорчает, мы всегда ищем поддержки у тех, кто нас понимает и поддерживает. У кого-то это мама, сестра, близкая подружка, настоящий друг… У мальчика – это собака, существо, которое поможет ему без слов. У собаки – это мальчик, его заботливый хозяин, и мальчик чувствует ответственность за своего питомца, ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Источник

Познавательное и интересное