Как мальчик Женя научился говорить букву Р — Чарушин Е.И. Рассказ.
Как мальчик Женя научился говорить букву Р читать
Мальчик Женя не умел говорить букву «р».
— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».
А он говорит: «палоход».
А Женя говорит: «талакан».
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
Женя тоже каркнул — только получилось: «клллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
— Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
Так хорошо «ррр» получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «ррррр».
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал — не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
— Я «рры» научился говорить!
— А ну, — говорят ребята, — скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
Это Женя хотел сказать «Павел», да спутал.
Вот как обрадовался!
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка / 5. Количестов оценок
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Другие рассказы Чарушина
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Е. Чарушин» Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Ольга Вячеславовна Надуева
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Е. Чарушин» Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Конспект урока обучения грамоте 1 класс (послебукварный период)
Тема: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
1.Предметные:продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные:способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
2. Развитие речевого аппарата.
Девиз: Говорю неторопливо, очень четко и красиво.
Голову поднимем выше и легко,легко подышим:
— спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);
— надуваем воздушный шар;
Чтение скороговорок и чистоговорок:
1)Как на горке, на пригорке,
Раз – Егорка, два – Егорка, три –Егорка.
2)Муха – горюха села на ухо.
Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).
-Какое стихотворение дома читали? («Читалочка»)
— Постарайтесь при чтении передать радость.
4. Постановка целей и определение темы урока.
1) Инсценировка стихотворения.
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 1. Ну а как же!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
— Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м], [н], [р], [л])
— Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
— Прочитай название текста.
-Сегодня мы поговорим о звуке[р]и букве «эр», познакомимся с рассказом Е. Чарушина.
5. Работа по теме урока
1) Чтение слогов-слияний.
— Буквы живут очень дружно,часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова.
ра ро ру ры ри ре ря рю
— Назови слова, в которых есть «ре». (Карета, реки, крепкий.).
— Назови слова, в которых есть «рю». (Рюкзак, Хрюша, брюки.).
— Назови слова, в которых есть «ря». (Зарядка, ряд, моряк.).
3)Измени слова так,чтобы каждое обозначало несколько предметов: зверь — звери… (Слайд 1-8)
Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь.
3) Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине
4) Чтение текста учителем и подготовленными учениками.
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны:
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
(Дети шагают, размахивая руками, как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем, садятся на корточки, руки под щёку — засыпают.)
7. Продолжение работы по теме урока
1) Работа над произведением.
Чтение слов с доски с пометкам.
2)Ответы на вопросы:
— О ком был этот рассказ?
-Какой звук не выговаривал Женя? (Р-р-р)
-Как ребята к этому относились?
— Как вы можете помочь одноклассникам или знакомым детям, которые не могут правильно произносить звуки?
— Прочитайте задание, которое вам предложили авторы учебника к тексту.
3) Словарная работа
-Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай.
-Прочитай,как правильно произносить эти слова:
-Запомни их написание.
4) Выборочное чтение – чтение по ролям
-Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)
-Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].
-От радости, как он произнес слово «Павлуша».
-Почему? (научился выговаривать звук)
-Так, кто обучил мальчика?
5) Ответ на вопрос учебника.
-Какую ошибку допустил писатель Е. И. Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р ], а не букву эр.)
6)Чтение отрывка,к которому можно подобрать пословицу:
Недаром говорится, что дело мастера боится.
…Полчаса кричал Женя по вороньи…)
Вывод: Трудом можно добиться успеха.
Повторное чтение названия рассказа.
-Как еще можно назвать рассказ?
(Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: Если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)
-Исправьте ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.
— Какие задания вам понравились на уроке.
— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.
9. Обобщение. Итог урока.
-Какое произведение читали на уроке?
-Кто автор рассказа?
-Какой звук не мог выговаривать Женя?
-Научился ли мальчик произносить звук [р]?
-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]
— Молодцы, ребята! У вас всё получилось дружно! Урок окончен!
Как научить ребёнка говорить букву «Р» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ БУКВУ «Р» Буква Р» считается самой сложной для произношения. Согласно статистическим исследованиям дети учатся.
Конспект урока ИЗО во 2 классе для обучающихся с ОВЗ Конспект открытого урока ИЗО, проведенного во 2 классе для обучающихся с ОВЗ II четверть 6 урок Тема урока: Откручивание кусочка пластилина.
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Звук [Щ], буква «Щ» Конспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: Звук [щ], буквы Щ, щ. Цель: Создать условия для формирования умения четко произносить.
Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.
Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Письмо буквы П» Тема: Письмо буквы ПЦель: 1. Формировать умение писать прописную П, каллиграфический навык. 2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.
Учимся правильно говорить букву «Р» Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна.
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звук [К]. Буква «К» МОУ ИРМО Мамоновская СОШ Урок обучения грамоте 1 класс «Звуки [к],[к,]. Буква Кк.» Тема урока: «Звуки.
Презентация к уроку чтения «Е.Чарушин «Как мальчик Женя учился говорить букву Р»» (1 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Литературное чтение 1 класс
Без терпенья нет ученья. Для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение. Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться? Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она. Ворона
Проворонила ворона воронёнка. Не усмотрела, потеряла.
Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965)
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
Анималист – это художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы.
не-пра-виль-но не-вы-со-кий при-ле-те-ла по-лу-чи-лось по-смот-ре-ла на-кло-ни-ла при-щёлк-ну-ла
вы-го-ва-ри-вать по-лу-ча-ет-ся рас-ка-ты-ва-ет-ся об-ра-до-вал-ся то-ро-пит-ся ра-ду-ет-ся вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
Терпение и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто любит трудиться, тому дома не сидится. Корень учения горек, да плод сладок.
Женя не умел говорить [р]
Женя обиделся на друзей
Женя научился говорить звук [р]
Я «рры» научился говорить!
Теряйте на дороге Мешки и утюги, Когда устанут ноги, Теряйте башмаки. Теряйте и роняйте, Не велика беда. Но только не теряйте Надежды никогда.
Информационные источники Элементы спирали нарисованы автором при помощи фигур Microsoft Office PowerPoint 2010 Автор фонов Ольга Бор http://www.olgabor.com/ Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект») Загадка http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-voronu.html Ворона http://fotoparus.com/photogalery/animals/wild_animals/aves/21_PASSERIFORMES_CORVIDAE_Corvus_cornix/slides/animal_isolated_Corvus_cornix2010_1024_1333.jpg Ворона 1 http://www.anypics.ru/pic/201211/1024×768/anypics.ru-29003.jpg Вороны http://foto-index.ru/vorona/CRW_8524R1.jpg Чарушин Е. И. http://www.libkids51.ru/events/files/20161111-1.png
Информационные источники Рисунок Е. И. Чарушина https://img-fotki.yandex.ru/get/9255/157060903.16b/0_f1849_2cf53436_XXL.jpg Иллюстрация https://img-fotki.yandex.ru/get/6831/158428614.26/0_f6123_ef16b81_L.jpg Иллюстрация 1 https://img-fotki.yandex.ru/get/6742/158428614.26/0_f6124_6b2ff3a4_L.jpg Иллюстрация 2 https://img-fotki.yandex.ru/get/6821/158428614.26/0_f6125_c8d84573_L.jpg Иллюстрация 3 https://img-fotki.yandex.ru/get/6738/158428614.26/0_f6126_5bf88905_L.jpg
Номер материала: ДБ-1013329
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
Время чтения: 2 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Е. И. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Фокина Л. П. Е. Чарушин Как мальчик Женя научился говорить букву Р.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» Литературное чтение 1 класс Автор презентации: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2018
Без терпенья нет ученья. Для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение. Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться? Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она. Ворона
Проворонила ворона воронёнка. Не усмотрела, потеряла.
Евгений Иванович Чарушин (1901 – 1965)
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
Анималист – это художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. И в печати появляются его рассказы.
не-пра-виль-но не-вы-со-кий при-ле-те-ла по-лу-чи-лось по-смот-ре-ла на-кло-ни-ла при-щёлк-ну-ла
вы-го-ва-ри-вать по-лу-ча-ет-ся рас-ка-ты-ва-ет-ся об-ра-до-вал-ся то-ро-пит-ся ра-ду-ет-ся вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
Терпение и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто любит трудиться, тому дома не сидится. Корень учения горек, да плод сладок.
Женя не умел говорить [р]
Женя обиделся на друзей
Женя научился говорить звук [р]
Я «рры» научился говорить!
Теряйте на дороге Мешки и утюги, Когда устанут ноги, Теряйте башмаки. Теряйте и роняйте, Не велика беда. Но только не теряйте Надежды никогда.
Информационные источники Элементы спирали нарисованы автором при помощи фигур Microsoft Office PowerPoint 2010 Автор фонов Ольга Бор http://www.olgabor.com/ Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект») Загадка http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-voronu.html Ворона http://fotoparus.com/photogalery/animals/wild_animals/aves/21_PASSERIFORMES_CORVIDAE_Corvus_cornix/slides/animal_isolated_Corvus_cornix2010_1024_1333.jpg Ворона 1 http://www.anypics.ru/pic/201211/1024×768/anypics.ru-29003.jpg Вороны http://foto-index.ru/vorona/CRW_8524R1.jpg Чарушин Е. И. http://www.libkids51.ru/events/files/20161111-1.png
Информационные источники Рисунок Е. И. Чарушина https://img-fotki.yandex.ru/get/9255/157060903.16b/0_f1849_2cf53436_XXL.jpg Иллюстрация https://img-fotki.yandex.ru/get/6831/158428614.26/0_f6123_ef16b81_L.jpg Иллюстрация 1 https://img-fotki.yandex.ru/get/6742/158428614.26/0_f6124_6b2ff3a4_L.jpg Иллюстрация 2 https://img-fotki.yandex.ru/get/6821/158428614.26/0_f6125_c8d84573_L.jpg Иллюстрация 3 https://img-fotki.yandex.ru/get/6738/158428614.26/0_f6126_5bf88905_L.jpg
Выбранный для просмотра документ Фокина Л. П. Методические рекомендации к презентации.docx
Фокина Лидия Петровна Литературное чтение 1 класс
Методические рекомендации к презентации
Евгений Иванович Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»
Ребята, объясните смысл пословицы: Без терпенья нет ученья.
Для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение.
Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.
Нужно развивать в себе эти качества.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она. Ворона
Рассказ учителя о вороне.
Ворона уже настолько примелькалась на городских улицах, что мы не обращаем на нее никакого внимания. Эти птицы, предпочитающие черно-серые одежды, по осени буквально оккупируют деревья городских парков и дворов, шумно переругиваясь друг с другом из-за удобных веток. Поближе к местам обитания человека они перебираются, когда источники лесной пищи оскудевают настолько, что уже не в состоянии прокормить полчища этих крикливых птиц.
Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве. Несмотря на свою скандальность и сварливость, вороны – хорошие семьянины и заботливые родители. Создав семейную пару, они не расстаются уже никогда. В период гнездования, как и многие другие птицы, вороны строят себе гнездо. Они используют для строительства ветки различного размера, землю и глину. А на окончательную «отделку» жилища идут трава, пух, перья и любой другой подходящий материал. Пока самка высиживает птенцов, самец обеспечивает ее кормом, а сам при этом охраняет гнездо от внешних врагов. В случае опасности он будет яростно защищать гнездо от любого агрессора, даже превосходящего его силой и размерами.
После того, как птенцы вырастут и окрепнут, они, согласно птичьим законам, оставляют своих родителей и присоединяются к многочисленным вороньим стаям. В составе этих стай они все лето будут беззаботно добывать себе пропитание в лесу, а осенью переберутся поближе к городским строениям, чтобы вместе с людьми переждать суровые зимние времена.
Прочитайте скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
Что значит проворонила?
Не усмотрела, потеряла.
Как каркает ворона?
Я не случайно рассказала вам о вороне. Есть такой очень интересный рассказ, в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р].
Как вы думаете кто это?
Писатель, он писал для детей, возможно, он написал этот рассказ.
Евгений Иванович Чарушин.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был и интересным писателем и талантливым художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов, сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в загородках разводили кроликов.
И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
-Кто знает кого называют художником- анималистом?
Анималист – этохудожник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер.
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И в печати появляются его рассказы.
— Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Чтение рассказа учителем
Проверка первичного восприятия.
С кем произошла история?
Как звали мальчика?
Что он не умел делать?
Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?
Нам было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук [р].
Подготовка к чтению. Дети читают трудные слова.
Чтение рассказа детьми цепочкой (экран затемнить)
Как по- другому можно озаглавить этот рассказ?
Трудная буква. Обида. Упорный Женя.
Выберите пословицы, которые больше всего подходят к прочитанному рассказу:
Терпение и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
Кто не работает, тот не ест.
Корень учения горек, да плод сладок.
Какие черты характера мальчика вы бы могли назвать?
Упорство, настойчивость, лень.
Деление текста на части.
Мы прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.
Чтение 1 части от слов «Мальчик Женя не умел говорить …» до слов «Все ребята во дворе над ним смеялись».
Попробуйте к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.
Как вы думаете, как можно озаглавить эту часть?
Женя не умел говорить [Р].
Чтение второго отрывка от слов «Вот однажды..» до слов «Лежит он на крыше и тихонько плачет».
Какая картинка появилась у вас?
Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет.
Как можно озаглавить?
Женя обиделся на друзей.
Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
Как Женя учится у вороны говорить звук Р.
Чтение третьей части от слов «Вдруг на забор…» до слов «Так хорошо, словно куча камней…»
Озаглавьте третью часть.
Женя научился говорить звук [р].
Читаем последнюю заключительную часть.
Нарисуйте словесную картинку.
Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости.
Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.
Я «рры» научился говорить!
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
Какой вывод можете сделать по уроку?
В жизни человеку приходится и выигрывать и проигрывать.
Но важно, чтобы он не терял надежду и веру в собственные силы, в дальнейшую победу.
Когда устанут ноги,
Но только не теряйте
Игнатьева Т. В. Поурочные разработки по обучению грамоте:
1 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2017 (Серия «Учебно-методический комплект»)