Рассказ про мальку 3 класс учебник

Сказки

Рассказ «Малька провинилась» В. Белов стр 70

1. Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод. Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Обрати внимание, как описывает автор негодование Лидии.

Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков? Как ты считаешь, что изменилось бы в рассказе?

Малька — небольшая дворняжка, родила в доме Лилии (её хозяйки) двух щеночков.

Автор рассказывает, как он уловил крики, когда пришёл к Лидии взять молоко.

Она очень сильно ругала свою собачонку, возмущалась, называла её плохими словами.

Такое негодование передают восклицательные и вопросительные предложения, в которых отражён весь гнев Лидии.

Она не могла остановиться, упрекала и угнетала своего питомца.

Собачка чувствовала себя виноватой, ведь хорошо понимала, что разозлило ее хозяйку.

Когда автор хотел посмотреть на новорождённых, Малька чуть было его не укусила.

Она защищала своих детей.

Если заменить эпизод предложенным предложением, то читатель не сможет ощутить и понять, то моральное состояние, которое переживала Лидия.

Ведь именно монолог хозяйки показывает её негодование и злость на Мальку.

Каждое слово, фразы наполнены негативными эмоциями, неуважением и горечью.

2. Опиши встречу рассказчика с Малькой на тропе. Ответь на вопросы:

Как выглядела Малька?

Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал?

Подумай, почему Малька получила такую кличку.

Когда автор встретил кривоногую собачонку, то увидел, как она уверенно и деловито бежит по тропе, при этом одна.

Оказывается, собачка была очень любящей и верной матерью.

Она, несмотря на ругань хозяйки, бегала кормить своего дитя.

Малька не знала ни страха, ни усталости.

Каждый день преодолевала большие расстояния ради благополучия сыночка.

Рассказчик был изумлён таким поведением маленького существа.

Несмотря на свою природную слабость, она показывала неимоверную духовную силу, самостоятельность, самоотверженность и материнские качества, которые присущи далеко не всем.

Я думаю, что собачку так назвали из-за её небольших размеров.

Других вариантов причин такой клички у меня нет.

Возможно, в жизни собачки были какие-то истории, в результате которых она получила это имя, но автор об этом не упоминает.

3. Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Лидия – вредная, хотя в душе добрая.

Она сначала сильно ругала, обзывала и унижала собачку, а потом переживала, чтоб щенятам нашлись хозяева.

Мои симпатии принадлежат Мальке и автору.

Малька – собачонка, вызывающая сочувствие и жалость к себе.

Она верная, самоотверженная и любящая мама.

Она смелое и ответственное животное.

Автор–повествователь истории, который с трепетом относится к Мальке и жалеет дворняжку.

4. Как заканчивается рассказ? Почему?

Конец произведения — мнение автора о Мальке.

Он восхищается её смелостью и добрым сердцем, которое наполнено материнской любовью.

Писатель подчёркивает, что далеко не каждая мать на такое способна.

Я считаю, что это главная мысль, которую писатель хотел донести своему читателю.

Каждый человек должен взять за пример черты этой собачки.

Все мы обязаны заботиться о своих родных, оберегать их, несмотря ни на какие препятствия.

А поведение хозяйки — пример того, как поступать нельзя.

Ведь животные тоже имеют чувства и их надо уважать.

Маленькие размеры и внешняя беззащитность не являются причиной, чтоб пренебрежительно относится к питомцу.

Источник

Белов Василий рассказ «Ещё раз про Мальку»

Читательский дневник по рассказу «Ещё про Мальку» Василия Белова

Автор: Белов, Василий Иванович

Название произведения: «Ещё про Мальку»

Главные герои: Малька, Автор.

Второстепенные герои: Федя.

Характеристика главных героев:

Автор — внимательный, добрый, отзывчивый человек.

Малька — отважная и легкомысленная.

Готова на всё, ради своего щенка.

Характеристика второстепенных героев:

Федя — добрый и отзывчивый.

Отважный и рассудительный.

Помог бедной собаке спастись.

Краткое содержание произведения «Ещё про Мальку»

В деревне, где жила Малька, наступила весна.

Речка, через которую Малька бегала кормить своего щенка, стала разливаться.

Однажды утром автор не узнал реку.

Она широко разлилась и снесла мостки, по которым бегала Малька.

Храбрая собака поплыла, но течение сносило её.

Читайте также:  Рассказ маска роль художественной детали в рассказе

Она могла погибнуть, если бы не Федя.

Тот на лодке подплыл к Мальке и вытащил собаку.

Все удивлялись силе материнской любви собаки.

План для пересказа произведения:

4. Из последних сил.

6. Возвращение домой.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Ещё раз про Мальку»:

Главная мысль произведения в том, что мать всегда стремится к своему ребёнку, чтобы помочь ему чем только возможно.

Основная идея рассказа в том, что материнская любовь сильнее страха смерти.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас верности и бесстрашию.

Учит пытаться найти выход из любой ситуации.

Учит верности, любви, преданности, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе Белова «Ещё про Мальку» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, продолжение истории уже хорошо нам знакомой собаки, я подумала о том, что никто не любит нас сильнее наших матерей.

Казалось бы, щенок уже подрос, кормить его было необязательно, тем более что прямая дорога исчезла под волнами паводка.

Но верная Малька всё равно бежала, плыла к своему щенку.

Это интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось подметить очень важные особенности поведения собаки, делающие её похожей на человека.

Собаки точно так же любят и берегут своих детей, стремятся их защитить и готовы ради них рисковать жизнью.

Мне нравится храбрая и верная Малька, которая забывала о себе, когда думала о сыне.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о наших мамах.

Они так сильно любят нас, а мы всегда ли помним об этом?

Давайте не будем забывать матерей и любить их столь же сильно, как они нас.

Пословицы к произведению

Щенок у матери лаять учится.

Птица рада весне, а дитя матери.

Мать кормит детей, как земля людей.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Он бросил весло в лодку и рукой выхватил Мальку из ледяной воды.

Наверное, ещё немного бы, и она захлебнулась, потому что была еле жива.

— Матушка! — уговаривал её Федя. — Да разве дело?

Его, дурака, ещё и кормить!

Ведь большой уж, обормот, а ты всё бегаешь.

Словарь неизвестных слов:

Лава — настил через речку, мостки;

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Белова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Василий Белов — Малька провинилась: Сказка

Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?»

— Кривоногая! Шельма! — слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошел в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

— Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутенка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

— Сиди! — осадила ее Лидия. — Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому-то нужны…

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

— Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щененка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне, засыпанной снегом, речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава — это два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю, по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день — опять. Я удивился: куда это она бегает? Да еще каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

Читайте также:  Рассказ что я ем на завтрак обед и ужин на немецком языке

— Куда это Малька каждый день бегает?

— Да кормить! — весело пояснила Лидия. — Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я ее и в избе запирала, все впустую. Только отвернешься — готово дело. Была да нет, побежала кормить свое дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Источник

Малька провинилась

В. Белов

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? — подумалось мне. — Кого это Лидия так честит?»

— Кривоногая! Шельма! — слышался за дверью голос Лидии. — Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

— Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

— Сиди! — осадила её Лидия. — Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны.

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

— Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава — это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день — опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

— Куда это Малька каждый день бегает?

— Да кормить! — весело пояснила Лидия. — Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься — готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

Ещё про Мальку

Так Малька и бегала ежедневно в ту деревню. Она ни разу не забыла свою обязанность. Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась. Теперь, если и захочешь не по лаве, то не проберёшься на тот берег.

Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река разлилась, вода подступила к баням.

Широкое водное плёсо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши. Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло. Всё. Связь с тем берегом оборвалась, подумалось мне, проехать можно только на Фединой лодке. А как же Малька?

Читайте также:  Рассказ про пейзаж для детей

Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда-сюда. Везде одна вода, и лавы не было. Малька ступила в воду и вдруг поплыла. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды! Я с волнением глядел, что будет дальше. А что дальше? Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё быстрее. Сил у неё было немного, а течение сильное, и вот её несло по реке. Когда Мальку проносило мимо меня, я бросил ей какую-то дощечку. Но всё напрасно. Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду. Я закричал Феде, чтобы он выловил Мальку. Федя и сам видел, к чему идёт дело. Он поставил лодку поперек течения и подправил ее веслом, чтобы поймать собачонку.

— Ой, дура, куда сунулась, — приговаривал он. — Ну, матушка, давай, давай сюда!

Он бросил весло в лодку и рукой выхватил Мальку из ледяной воды. Наверное, ещё немного бы и она захлебнулась, потому что была еле жива.

— Матушка! — уговаривал её Федя. — Да разве дело? Его, дурака, да ещё и кормить! Ведь большой уж обормот, а ты всё бегаешь.

Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку.

— Беги, беги домой! — сказал он и обернулся ко мне. — Что значит животное.

И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности.

Источник

Урок литературного чтения «В.И. Белов «Еще про Мальку»». 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.

2. Речевая разминка (слайд №1)

Чтение стихотворения сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Чтение стихотворения наизусть.

Работа в группах (решение проблем):

1 группа: В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?

3 группа: Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите это на примере Мальки.

Вывод: по тому, как хорошо вы выполнили домашнее задание видно, что рассказ про Мальку вам понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим читать рассказы В.И.Белова.

4. Физкультминутка (слайд № 4)

Работа над новым материалом (слайд № 5)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, “Ещё про Мальку”. Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

Первичное восприятие произведения.

*Как вы думаете, почему В.И.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?

*Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да ещё и маленькую?

*Как повела себя Малька в минуту опасности?

Василий Иванович Белов в своих рассказах наделяет животных качествами человека, например у Мальки обострённое чувство материнства.

Подумай. (задания даны на слайде)

Хотите ещё почитать рассказы о Мальке, тогда рекомендую вам вот такие рассказы (слайд № 12).

5. Итог урока.

Слайд № 13. Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детёнышам.

*Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Поэты всех времён преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, её преданностью, её нежностью, заботливостью, теплотой сердечной (слайд № 14).

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: с.70–72 выразительное чтение, вопросы после рассказа.

Источник

Познавательное и интересное