Образ Маши Мироновой в повести “Капитанская дочка”
Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» играет большую роль. Это олицетворение всех самых лучших качеств русской женщины: доброта, смелость, преданность, способность любить.
Внешняя характеристика
А. С. Пушкин дает своей героине следующую портретную характеристику: круглолицая, румяная девушка, у которой были светло-русые волосы, зачесанные за уши. Внешность Маши непримечательна, однако деталь «уши, которые у ней так и горели» указывает на то, что девушка сразу влюбилась в Петра Гринева, который приехал в Белогорскую крепость. Одета Маша Миронова была «просто и мило». Петр Гринев не сразу обратил внимание на девушку. Это говорит о том, что его привлекла не внешность Маши, а ее внутренние качества.
Семья
Маша Миронова росла в любящей семье. Отец девушки Иван Кузьмич – комендант Белогорской крепости. Он отличается смелостью и храбростью. Эти качества Маша взяла именно у своего отца. Мать героини Василиса Егоровна была настоящей хозяйкой, она привила дочери любовь к труду.
Воспитание Маши Мироновой происходило так, что всю свою жизнь девушка жила в крепости, почти ни с кем не общаясь. Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, крепостная Палашка, попадья и солдаты – единственные, с кем общалась Маша Миронова.
Внутренние качества
В ходе общения Петр Гринев влюбляется в Машу Миронову, понимая, что она является доброй, милой, нежной и великодушной девушкой. Его привлекает то, что Маша всегда честна с ним, она искренна в своих словах и поступках.
Героиня является скромной девушкой. Она очень трудолюбива и хозяйственна. Это ценится родителями Петра Гринева, у которых Маша оказалась после своего спасения от Швабрина. Но больше родителей Петра удивило то, что такая скромная девушка оказалась сильной духом. Узнав о том, что ее возлюбленный оказался под арестом, она сразу же отправляется к императрице, даже не зная, как она выглядит. Машей управляло желание добиться справедливости. Боязливая и трусливая девушка не боится пожертвовать всем, что у нее есть, ради спасения своего любимого и обретения с ним счастья. Это действительно оценилось Екатериной II, которая поспособствовала освобождению Гринева. Благодаря силе духа, твердости своего характера Маша Миронова смогла обрести счастье рядом с Петром.
Такой финал повести «Капитанская дочка» говорит об авторском отношении к образу Маши Мироновой. Писатель дарит своей героине счастье, подчеркивая ее положительные черты характера. Маша Миронова – идеальный женский образ.
Образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»: описание, внешность, характер (Марья Ивановна)
Маша Миронова и Екатерина II. Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова |
Маша Миронова является одной из главных героинь знаменитого романа «Капитанская дочка» Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»: описание внешности и характера героини.
Образ и характеристика Маши Мироновой в романе «Капитанская дочка»
«. дочь заслуженного воина, погибшего за отечество. » (глава XII)
«Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою. » (глава III)
«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. « (глава III)
« Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило.» (глава XII)
«. увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. « (глава V)
«Милый голосок Марьи Ивановны раздался из‑за дверей. » (глава XII)
«Незаметным образом я привязался к доброму семейству. » (Гринев о семье Мироновых, глава IV)
« Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию. Ин быть по-твоему! Провожу ее, ангела божия, и рабски буду доносить твоим родителям, что такой невесте не надобно и приданого». » (слуга Савельич о Маше, глава XIII)
«Милая, добрая Марья Ивановна. « (слова Петра Гринева, глава V)
«Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. » (глава III)
«. похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. » (глава XIV)
Маша настолько мила, что ее нельзя не полюбить.
«. нельзя было ее узнать и не полюбить. » (глава XIV)
«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности. » (глава V)
«. Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. » (глава XII)
« Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. » (глава XIV)
«Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» Тут она заплакала и ушла от меня. » (Маша дает Петру свободу, если он встретит другую девушку, глава V)
«Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце. » (слова Маши, глава XIII)
«. Смела ли Маша? – отвечала ее мать. – Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. » (глава III)
«Состояние бедной беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников. » (глава IX)
«У ней не было на свете ни одного родного человека. » (глава XII)
« Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. » (о родителях Гринева, глава XIV)
«Прощай, ангел мой, – сказал я, – прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. » (Гринев о своих чувствах)
«. Милая Марья Ивановна! – сказал я наконец. – Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить. » (Петр Гринев о Маше)
«Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. » (глава XIV)
«. матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке. » (глава XIV)
«Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.» (глава XIV)
«Я приехала просить милости, а не правосудия.» (Маша о себе, глава XIV)
«– Вы просите за Гринева? – сказала дама с холодным видом. – Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
– Как неправда! – возразила дама, вся вспыхнув.
– Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. – Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.» (Маша рассказывает императрице свою историю, глава XIV)
«Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».» (слова императрицы, глава XIV)
Императрица Екатерина II берет сироту Машу Миронову под свою опеку, чтобы таким образом отплатить долг погибшему капитану Миронову. Вероятно, императрица дает Маше приданое, которого у нее не было:
«Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние. » (глава XIV)
Кроме того, Екатерина II лично пишет письмо к отцу Гринева, в котором оправдывает его сына Петра Гринева и хвалит капитанскую дочку Машу Миронову за ее ум и сердце:
«В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.» (глава XIV)
Вскоре Маша Миронова и Петр Гринев женятся, у них рождаются дети:
«Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. » (глава XIV)
Это был цитатный образ и характеристика Маши Мироновой (Марьи Ивановны Мироновой) в романе «Капитанская дочка» Пушкина: описание внешности и характера героини.
Маша Миронова
Маша Миронова. Актриса Ия Арепина. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Маша Миронова – ключевой женский образ повести «Капитанская дочка». Эта скромная, милая девушка – единственная дочь коменданта крепости капитана Миронова и его жены Василисы. На ее долю выпадает множество испытаний, под влиянием которых меняется ее характер. Но одно в ней остается неизменным – доброта, верность, жертвенность и бесконечная женственность. Прообразом Маши стала Марья Васильевна Борисова, дочь дворянина Василия Григорьевича Борисова. Пушкин встретил эту девушку во время рождественского бала 1829 года. Некоторые черты ее характера легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.
Описание героя
Внешность, характеристика личности
В облике Маши нет ничего эффектного и броского, того, что сразу приковывает взгляд и производит впечатление. Скорее наоборот, она обладает средней, типовой, чисто славянской внешностью – круглое румяное лицо, светло-русая коса: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Вместе с тем, она необыкновенно мила, особенно поражает ее нежный, почти ангельский голос. Перед теми, кто узнаёт ее ближе, раскрывается ее духовная красота и богатство внутреннего мира. В этом заключена та притягательная сила, которая исходит от этой обыкновенной на первый взгляд девушки.
Маша представляет собой воплощение женственности. Ее чуткое сердце и впечатлительная натура остро реагируют на любую обиду. Грубоватое замечание Василисы Егоровны: «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» доводит ее до слез.
Этим она отличается от своей матери. В ней отсутствует то бабье мужество, которое присуще Василисе Егоровне. Когда начинается осада Белогорской крепости, звуки стрельбы и пушечных выстрелов вызывают у Маши обморочное состояние. Расправа Пугачева над ее родителями заканчивается для нее нервной горячкой. При одном взгляде на Пугачева (убийцу ее родителей) она лишается чувств. Любое волнение вызывает у нее слезы, голос ее срывается и начинает дрожать, в такие моменты Гринёва накрывает волна особенной нежности к этой слабой, впечатлительной девушке и острое желание быть ее защитником.
В то же время, в определенных ситуациях Маша способна проявить твердую волю. Примером служит ее отказ выйти замуж за Швабрина, хотя такое предложение для бедной девушки было более чем выгодным. Однако она решительно отвергает его ухаживания и подарки, так как врожденная проницательность позволяет ей увидеть в этом человеке его низкую и подлую натуру. Даже полюбив всем сердцем Гринёва, Маша не может переступить через моральные устои и не соглашается выйти за него без благословения его родителей.
Семья
Малой Родиной Маши была Белогорская крепость. Там прошло ее детство, там же она вступила в пору юности. За всю свою жизнь она никогда не покидала ее пределы, ее ближайшее окружение – это родители, Иван Игнатьевич и семья отца Герасима. В свое время она овладела русской грамотой, и с тех пор ее книгами были Священное писание и молитвенник, ничего другого она не читала. Все ее дни проходили в хлопотах по хозяйству и занятиях рукоделием, то есть в том, чем и должна заниматься девушка из семьи с патриархальным укладом.
«Они не могли ей дать светского лоска и блестящего воспитания, да они и не горевали о том; зато они окружили ее атмосферой честной бедности и несложных, но возвышенных и твердых взглядов на жизнь и людей, что имело на Марью Ивановну самое благотворное влияние». Девушка жила теми же идеалами, которые составляли основу жизни ее родителей, унаследовав от них самые лучшие черты. Слова проповедей, которые она слышала в Белогорской церкви, навсегда определили ее мировоззрение и сделали ее истинной христианкой. Родители же закрепили в ней это настроение, прививая ей те добрые и вечные истины, на которых вовеки держалась святая Русь.
Потеря родителей
Смерть родителей стала для Маши страшным ударом, но не поколебала ее стойкость. В этом она оказалась похожей на свою мать. Даже в заточении, куда ее силой поместил присягнувший Пугачеву Швабрин, она продолжала стоять на своем, отказываясь выйти за него замуж. Божьим даром она посчитала свое освобождение Петром Гринёвым. Его родители, к которым она приехала, приняли сироту, как родную дочь. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту». Они полюбили ее за кротость характера и верность их сыну. Свою преданность Петру она доказала после его ареста по подозрению в пособничестве Пугачеву. Отбросив все страхи, она поехала в Петербург, надеясь получить аудиенцию у царицы. «Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».
Маша и Швабрин
Любовь Швабрина к Маше не вызывала у нее ответного чувства. Девушка насквозь видела подлую сущность Алексея и не испытывала к нему ничего, кроме отвращения. Осознав, что заполучить Марью Ивановну законным путем ему не удастся, он заключил ее под стражу, надеясь, что заточение сломит ее волю. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Однако даже в таких невыносимых условиях Маша не изменила своего решения.
Отношения Маши и Гринева
Совсем по-иному складывались отношения Маши с Гринёвым. Сначала девушка не произвела на него особого впечатления. Она казалась ему самой обыкновенной, скромной, немного забитой. Василиса Егоровна называла ее трусихой, а Швабрин и вовсе хотел выставить Машу в его глазах легкодоступной и легкомысленной дурочкой. Но для Петра Андреевича было важным самому составить представление о человеке, поэтому он не поверил Швабрину. Общаясь с девушкой, он понял, что в ней нет ничего от того образа, который пытался представить ему Швабрин. Постепенно между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, превратившаяся вскоре в настоящее глубокое чувство.
Еще больше укрепила чувства молодых влюбленных дуэль, после которой Пётр сделал девушке предложение. Но в письме, которое Гринёв получил от отца, был отказ в благословении этого брака. Петра очень огорчило это известие, Маша же приняла его покорно, решив, что сам Бог препятствует их союзу, а идти против его воли ей не представлялось возможным.
Несмотря на несогласие родителей, молодые продолжали встречаться. После смерти супругов Мироновых у Маши остался только один близкий человек – Пётр. С риском для жизни он вызволил Машу из заточения Швабрина, за что тот оклеветал его, представив предателем императрицы. Только благодаря Маше, Гринев избежал решения суда. Ее любовь оказалась настолько сильной, что она решилась на немыслимый для себя поступок – прошение за Петра перед императрицей. Ей удалось так расположить к себе государыню, что та не только простила ее жениха, но и написала письмо старому Гринёву, в котором сообщала, что с его сына сняты все обвинения.
Роль героя в произведении
А.С. Пушкин сумел создать образ, ставший примером для многих девушек и женщин. Маша – образец настоящей, верной подруги, которая может преодолеть любые испытания ради любимого мужчины. В ее характере органично переплетаются бесконечная мягкость и женственность с силой воли и твердостью. Несмотря на врожденную доброту и скромность, эта девушка способна отстоять не только свою честь, но и честь возлюбленного. Она готова принести в жертву свою любовь ради того, чтобы Пётр женился на девушке, которую одобрят его родители, потому что в первую очередь хочет счастья не для себя, а для любимого.
Маша оказала необыкновенно сильное влияние на Гринёва. Во многом благодаря ей, Пётр из юного барчука превратился в смелого и решительного взрослого мужчину, способного нести ответственность не только за себя, но и за других. Ему по-настоящему повезло встретить в жизни такой идеал, каким была Марья Ивановна Миронова.
Развитие героя по мере сюжета
В первое знакомство с героиней перед читателем предстает застенчивая девушка, фактически бесприданница, и это положение еще больше смущает ее. Постепенно истинный характер Маши раскрывается. Оказывается, что она не только умеет горячо и самоотверженно любить, но и способна постоять за свои принципы. Испытание любовью, которому подвергает ее автор, она выдерживает с честью. Своего благополучия она достигает не сразу, перед этим ей приходится выдержать множество ударов судьбы: ранение Петра на дуэли, запрет его родителей на брак с ней, домогательства Швабрина, гибель любимых родителей. Пугачевский бунт, который так внезапно ворвался в тихую жизнь Белогорской крепости, вопреки всему не разъединил сердца двух влюбленных, а наоборот, только укрепил их любовь.
Для героини равнозначны понятия долг и верность. В этом она очень похожа на своего отца – тихого и спокойного человека, который в критический момент своей жизни проявил верность офицерскому долгу и императрице. Скромная и робкая Маша тоже никогда не помышляла о подвигах, но когда на кону оказалась ее честь, она была готова скорее умереть, чем поступиться своей совестью. От испытания к испытанию эта девушка становится только сильнее, и к концу повествования читатель видит перед собой вполне зрелую и сильную личность.
Отношение автора к герою
Маша Миронова – один из самых любимых образов Александра Сергеевича, женский идеал, сотворенный им же самим. Та теплота, с которой он описывает семью капитана Миронова, говорит о том, что его героиня могла появиться только у таких родителей – хранящих патриархальные ценности, по-христианскому добрых и благородных людей. Эту чистосердечную и высокоморальную девушку он награждает простым русским именем Маша, которое так соответствует ее естественности. В ней нет ничего выдающегося и оригинального, она просто милая девушка. Но в ее облике сквозит какая-то неповторимая гармония возвышенности и привлекательности, словно она рождена для того, чтобы нести в этот мир свет и любовь.
Пушкин намеренно подвергает героиню испытаниям и страданиям, потому что уверен, что она выдержит всё, раскрыв перед читателем дополнительные, самые лучшие качества души. В награду за это он дарит ей заслуженное счастье в виде прекрасной и вечной любви.
Прототипы
Существует официальная версия, что прототипом Маши Мироновой стала Мария Васильевна Борисова. Отец ее был помещиком в Тверской губернии, но рано умер. Поэтому его дочь воспитывал Павел Иванович Вульф – владелец села Павловское Старицкого уезда Тверской губернии. По воспоминаниям, Борисова «была очень красива, имела выразительные глаза и черные волосы. Воспитана она была просто». После знакомства с ней в 1829 году Пушкин так описывал ее в письме к своему другу А. Вульфу: «При сей верной оказии доношу вам, что Марья Васильевна есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море, и что я намерен на днях в нее влюбиться». В общении она была простая и наивная, но Пушкина восхищали ее честность, гордость и твердость характера. Все эти качества и легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.
Экранизации героя
Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!
В поисках актрисы для главной роли режиссер остановил свой выбор на Ие Алексеевне Арепиной. К тому моменту зрители уже знали ее по фильмам «Большая семья», «Илья Муромец», «Борец и клоун». Каплуновский увидел в ней настоящую пушкинскую героиню – деликатную и очаровательную, покоряющую своей чистотой и светлостью. Роль в «Капитанской дочке» стала самой звездной для молодой актрисы, сыгравшей в этом фильме вместе с уже известными Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. После выхода фильма героиней Арепиной восхищался весь мир, ее Маша Миронова и сейчас продолжает оставаться одним из лучших классических образов советского кино.
Арепина смогла передать всю чистоту своей героини в сочетании с необыкновенным обаянием. Маша в ее исполнении словно сошла со страниц пушкинской повести, чтобы влюбить в себя зрителя. Вместе со Стриженовым они представляли великолепный дуэт, полностью передающий дух пушкинской эпохи. Ия Алексеевна до конца жизни гордилась этой ролью и с достоинством называла себя единственной русской «капитанской дочкой».
История Маши Мироновой (по «Капитанской дочке» А. Пушкина)
Пушкин приступил к работе над романом “Капитанская дочка” в начале 1833 года. Осенью 1836 года окончательно обработанный текст романа был представлен в цензуру и через некоторое время напечатан в “Современнике”.
Замысел “Капитанской дочки” мог возникнуть, когда Пушкин еще писал “Дубровского”. Здесь также должна была идти речь о дворянине, связавшем свою судьбу с взбунтовавшимся народом. Впрочем, мы речь поведем о замечательном женском характере этого произведения — о Маше Мироновой.
Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: “Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою”.
Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала последнему про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: “Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!” Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчету.
На дуэли со Швабриным Гринев был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринев признается ей в любви, после чего “она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью”. Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринев не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как ее чувства по-прежнему были очень сильны.
После захвата крепости Пугачевым родители Маши были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьей, забрал Машу и посадил под замок, надеясь тем самым получить ее согласие выйти замуж за него. К счастью, ей удается отправить письмо Гриневу с просьбой об освобождении: “Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь”.
Гринев не оставил ее в трудную минуту и приехал вместе с Пугачевым. У Маши состоялся разговор с Пугачевым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: “Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше умру, если меня не избавят”. После этих слов Пугачев все понял: “Выходи, красная девица; дарую тебе волю”: Маша видела перед собой человека, который был убийцей ее родителей, и, наряду с этим, ее избавителем. И вместо слов благодарности “она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств”.
Пугачев отпустил Гринева с Машей, сказав при этом: “Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!” Они поехали к родителям Гринева, но в дороге случилось так, что Гринев был вынужден оставить свою любимую на время (воевал в другой крепости), а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринева хорошо приняли Машу: “Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить”. Любовь Гринева к Маше уже не казалась его родителям “пустою блажью”, они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.
Вскоре Гринева арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной во всех несчастьях Гринева. “Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти”.
Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринева, что “вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность”. В Царском Селе, гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринева, и дама обещала помочь. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринева, сказав при этом: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”.
Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки — простой русской девушки, трусливой по натуре, как говорила ее собственная мать, но нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха.