Рассказ про мать из тараса бульбы

Сказки

Жена Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» (характеристика, описание)

Жена Тараса Бульбы.
«Сыны мои, сыны мои милые!
что будет с вами? что ждет вас?»
Художник А. Герасимов

Жена запорожского казака Тараса Бульбы является одной из второстепенных героинь повести «Тарас Бульба» Гоголя.

Жена Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» (характеристика, описание)

«. Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, – и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. «

«. У меня три хутора, половина табунов отцовских – мои, все, что принесла отцу мать моя, что даже от него скрывает она, – все мое. » (Андрий рассказывает о своей матери)

«. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой.»

«. А где стара?? (Так он обыкновенно называл жену свою.) Живее, стара, готовь нам есть; путь лежит великий. «

«. Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. «

«. бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. «

«. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, – и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. «

«. говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. «

«. Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. «

«. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда. «

«. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. «

«. дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом), ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться. » (старушка заступается за сына)

«. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. «

«. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. «

«. говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. – И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них. «

«. Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку. «

Источник

Образ и характеристика жены Тараса Бульбы — героини повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Образ жены Тараса Бульбы дан в первой главе повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Характеристика этой героини поможет полнее раскрыть черты характера главного героя произведения.

Внешность

Жена Тараса Бульбы — второстепенный персонаж повести. Это пожилая женщина, худощавая, бледная. Когда-то прекрасное её лицо сейчас было в преждевременных морщинах, что свидетельствовало о нелёгкой судьбе этой немолодой женщины.

Характер

Жена Тараса Бульбы — добрая женщина. Она жалеет сыновей, которым не удастся отдохнуть дома после учёбы, так как отец решил отправить их в Запорожскую Сечь. Но всё же она отнеслась к решению Тараса Бульбы покорно, так как он приучил её подчиняться ему.

Она рачительная хозяйка. Об этом свидетельствует добротная хата, в которой «всё было чисто, вымазано цветной глиною», мебель и вещи были аккуратно расставлены и развешены.

Взаимоотношения Тараса Бульбы с женой

Тарас Бульба относился к своей жене строго и пренебрежительно. Говорил он с ней резко, сурово, называл её старухой, а чаще — старо́й.

То, что Гоголь не сообщил имя жены главного героя, сделало её образ обобщённым. Участь этой женщины, во всём подчиняющейся мужу, — это доля всех женщин того нелёгкого времени. Типичность отношения Тараса Бульбы к жене и типичность её судьбы подчёркивается автором: «…она была жалка, как всякая женщина того удалого века».

Любовь мужа к ней быстро прошла, и он покидал её «для сабли, для товарищей, для бражничества». Он возвращался домой в год на 2–3 дня, а иногда не появлялся несколько лет. Когда Тарас был дома, жена «терпела оскорбления, даже побои» и не смела перечить мужу, так как законы того времени не позволяли это делать.

Эпоха, показанная в этой повести, требовала от мужчин твёрдости и даже жестокости, которые были несовместимы с нежностью к жене и детям.

Отношение к сыновьям

Не видя со стороны мужа любви, жена Тараса Бульбы всю свою любовь, все чувства, всю нежность обратила в одно материнское чувство. Она очень любила своих сыновей и надеялась, что вернувшись из Киева с учёбы, они дома отдохнут, погуляют. Узнав о скорой разлуке с ними, мать не смогла удержаться от слёз. Всю ночь она не спала, плакала, смотрела на своих ненаглядных спящих сыновей, расчёсывала их кудри и желала, чтобы ночь эта тянулась как можно дольше.

Утром мать со слезами стала готовить всё, что нужно к завтраку. Когда муж и сыновья уже готовы были уехать, она обняла Остапа и Андрия и, рыдая, надела им на шеи две небольших иконы. Она благословила сыновей, попросила не забывать её и прислать «хоть весточку о себе». Расставаясь с ними, бедная женщина испытывала глубокое страдание, отчаяние, душевную боль и беспомощность. Душа её была полна ужасных предчувствий.

Заключение

Характеристика жены Тараса Бульбы показала не только характер и судьбу этой женщины, но и некоторые черты характера главного героя повести. Судьба её типична для женщин, живших в «трудное, бранное время».

Характеристика образа жены Тараса Бульбы, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Источник

Жена Тараса Бульбы

Мать обоих молодых казаков, жена старого Бульбы, «стара», как он сам называет её, обрисована в повести вскользь, чертами, свойственными эпохе, когда женщина почиталась не за человека, а за существо низшее, ни к чему не годное. Автор даже не сообщил в повести ее имени, желая этим подчеркнуть ничтожное положение женщины в среде и эпохе, из которой почерпнут сюжет. Сама по себе она не играет в повести никакой роли, а выведена лишь, как мать казаков, как мать рыцарей; только с этой стороны женщина в рассматриваемую эпоху имела значение.

Читайте также:  Рассказ алексина подумаешь птицы краткое содержание

Жена Тараса Бульбы

Это тихая, загнанная женщина, обреченная с одной стороны на вечное одиночество в своей семье, с другой — на вечную боязнь потерять мужа и сыновей в битве, а в мирное время угадывать и исполнять все малейшие желания и движения своего властолюбивого и упрямого мужа. Она ни о чем не смеет просить мужа, не то что спорить с ним. Когда подгулявший Тарас воспылал воинским духом и, объявил, что на другое утро уезжает с сыновьями на Сечь, стал колотить горшки и фляжки, бедная старуха печально сидела на лавке, не смея возразить; взглянув на своих сыновей, с которыми предстояла ей такая скорая разлука, она не Могла удержаться от слез, и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горя, которым были наполнены глаза ее и судорожно сжатые губы.

Даже в таком деле, как любовь и ласка к детям, «стара» не имела права обнаружить своей самостоятельности. Она была лишена суровыми условиями и понятиями того века даже того естественного права, которого мудрая природа не лишила и диких зверей. Ее ласки Тарас прерывает суровым восклицанием: «Полно, полно выть, старуха. Казак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай … » Бедная старуха была, казалось, вся соткана из любви к детям и покорности к мужу. Ничего другого в ней заметить нельзя. Это была личность без прав, без голоса, всецело подчиненная воле своего господина — мужчины.

Единственною областью, где женщине представлялась относительная свобода, была религия. Молиться за своих детей «стара» могла сколько угодно. В этом отношении ни Тарас, ни кто-нибудь другой не моли помешать ей; она и молилась и пользовалась удобным случаем, чтобы с есаулами Тарасова полка, уходившего в поход позже, отправить благословление своим сыновьям. Оставаясь дома, «стара» мысленно летела за своими сыновьями и мужем и все время душою была с ними. Можно думать, что когда не стало ее дорогих сыновей и мужа, не стало на свете и ее: в такую тесную связь и зависимость была поставлена условиями века жизнь этой женщины от жизни мужчин.

Источник

Образ мамы в рассказе Тарас Бульба

Честь, по моему мнению, — это осознание собственного достоинства и соблюдения в жизни моральных принципов, которые ты считаешь правильными. Человек чести никогда не соврет, всегда соблюдает обещаний, никогда не обижает слабого, защищает беззащитных. Такой человек уважает себя и окружающих, на нее можно положиться. Она является образцом для подражания.

Завоевать честное имя значительно сложнее, чем его потерять. За все свои поступки человек отвечает лично — неприятностями, угрызениями совести, отношением к себе и уважением окружающих. А если потеряешь доброе имя, как его восстановить? Думаю, почти невозможно. Поскольку человеческое мнение о тебе уже изменен, ты сделал это собственноручно, и доверия к тебе уже нет.

Недаром в народе считается, что сохранить честь — это сохранить жизнь, потому что, потеряв ее, ты заплямовуєш свою душевную сущность, а значит, теряешь радость жить. Не иметь уважения своих знакомых — значит не жить, а существовать.

Мы должны жить честно и достойно, не забывая про свое высокое звание человека, которое ко многому обязывает — не заплямовуваты себя грязными мыслями и дурными поступками, соответствовать своему высокому призванию человека на земле.

Родился в Царстве Польском (Российская империя), в Варшаве 22 июля 1878 года[4]в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846—1896) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). Корчак вспоминал: «Меня назвали в честь дедушки, а дедушку звали Герш (Гирш). Отец имел право назвать меня Генриком, ведь сам он получил имя Юзеф. »[5]. В ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер. У Генрика была младшая сестра Анна.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевной болезни. Теперь отца приходилось время от времени помещать в специальные клиники. Его содержание в клиниках стоило дорого, и со временем семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета, одновременно обучался на подпольных высших курсах[6]. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересовался школами и детскими больницами.

В 1903—11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов[7] и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

23 марта 1905 года получил диплом врача. В качестве военного врача принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с различными воспитательными учреждениями. Он проходит стажировку также во Франции, посещает детский приют в Англии.

Источник

Тарас Бульба — краткое содержание и анализ

В творчестве и судьбе писателя Николая Гоголя особую роль сыграли два географических региона — имперская столица, город Санкт-Петербург, и Украина, в те годы именовавшаяся Малороссией. Николай Васильевич — уроженец украинских земель, а конкретнее — Миргородского уезда.

Теме родного края посвящен цикл произведений писателя, который так и именуется «Миргород», в него входит повесть «Тарас Бульба». В небольшом по объему литературном произведении автор развернул эпическое полотно: история одной семьи на фоне судьбы и трагедии целого народа — запорожского казачества.

Очень краткий пересказ сюжета повести

В центре повествования — запорожская семья Бульба. Отец Тарас, полковник, и двое его сыновей — Остап и Андрий. Отучившись в Киеве, дети возвращаются домой, и Тарас берет их с собой в военный поход на Польшу. Запорожское войско осаждает город Дубно.

На Сечь нападают татары. Казаки решают разделиться, часть воинов продолжают поход, другие отправляются оборонять родину. Войско Тараса Бульбы отступает в борьбе с поляками. Остап оказывается в плену. Враги подвергли его казни. Тарас тайком пробирается на площадь и становится свидетелем гибели сына.

Время и место действия

Действие повести «Тарас Бульба» разворачивается в реалиях украинской истории, ориентировочно в XVI – первой половине XVII вв. Исторический период в тексте не конкретизируется, используется лишь общий контекст эпохи. Это было время, когда землями на территории Украины владели шляхтичи, то есть знатные поляки.

Читайте также:  Рассказ о берлине на немецком языке с переводом 8 класс

В Приднепровье жили вольные украинские люди — казаки, в разные годы здесь существовали военно-административные образования, известные под общим названием Запорожская Сечь. Некоторые исследователи считают, что основой и источником вдохновения для автора могли послужить события 1637–1638 гг.

Упоминания конкретных географических названий указывают на место действия.

Хортица — это остров в водах Днепра, ныне входящий в состав города Запорожье, исторически — один из центров Запорожской сечи, острог здесь был основан ещё в 1555 году.

Дубно — украинский город, ныне относящийся к Ровенской области, в XVII столетии контролировался поляками.

Часть событий происходит в столице польского государства, Варшаве, в тексте также фигурирует город Краков.

Персонажи повести Тарас Бульба и их краткая характеристика

Главные герои

Ему присущи ответственность и чувство долга. Он суров, местами даже жесток, но справедлив. Тарас силен телом и духом, могуч и умен. Родина и честное имя для него важнее родственных уз. Желает видеть своих детей настоящими бравыми казаками, такими же как он сам.

Другие персонажи

Содержание повести подробно по главам

Глава первая

Остап и Андрей возвращаются домой из Киева, закончив учебу в бурсе. Отец и мать встречают их. Тарас по-доброму подтрунивает над сыновьями. Учеба — это хорошо, но чтобы возмужать и не стать неженками, его хлопцы должны испытать себя в бою. Тарас решает отправить сынов в предстоящий поход на Польшу. Сослуживцы одобряют эту идею. Вдохновленный Тарас отправляется вместе с детьми.

Жена Тараса грустит, пытается его отговорить, она соскучилась по детям и не желает снова их отпускать. Женщина привыкла к своей роли атаманской супруги. Постоянное ожидание мужа – её судьба, а теперь ещё и сыновья идут по его стопам. Она надеется, что Тарас передумает и отложит поход, но муж стоит на своём. По утру жена и мать провожает родных со слезами, бросившись на последок обнимать их с не свойственной её годам прытью.

Глава вторая

Герои отправляются в Запорожскую Сечь. Едут молча. Каждый погружен в думы. Тарас вспоминает о военных победах прошлых лет, о боевых товарищах, о тех, кого уже нет в живых и о тех, кто встретит его с сыновьями по прибытию. Думал, как он представит им своих молодцов, как будет хвастаться и гордиться ими.

Сыновья думали о другом: вспоминали годы, проведенные в Киеве. На учебу они прибыли, будучи двенадцати лет от роду. Остапу обучение не давалось, да и не охоч он был до наук. Он предпринял несколько попыток побега из учебного заведения. Отцу пришлось пригрозить сыну тем, что отправит его в монастырь.

Андрий в учении был способнее, в проделках проявлял изобретательность. С восемнадцати лет сердце его жаждало любви, он втайне мечтал о женщинах. Однажды увидел красавицу панночку, и был сражён её прелестью. Смелый парень однажды пробрался к ней в покои. Девушка испугалась, но, заметив остолбенелость бурсака, бояться перестала и посмеялась на ним. Полячке прислуживала татарка, которая помогла Андрию покинуть дом после дерзкого проникновения. Он видел её ещё раз в костёле и раз — вскользь. Направляясь в Сечь, Андрий вспоминал о красавице.

Наконец добрались до места. Остров Хортица — конечная точка пути. Здесь было шумно. Народ веселился, звучала музыка. Тарас встречает старого приятеля, беседует с ним.

Глава третья

Сечь изображается как «беспрерывное пиршество». Описывается здешний разношерстный контингент. Среди казаков и былые вояки, и неучи, и те, кто получил образование. Общими чертами столь разных людей были лишь патриотизм и православная вера.

Остап и Андрий вливаются в общество, где царит праздник. Тарас не доволен, ведь он желал испытать ребят в бою, а не в пьянке. Нужно срочно организовать поход на турков. Кошевой отказывается развязывать войну, потому что с султаном заключён мир. Происходит ссора. Тарас страшно упрям, не привык, чтоб ему перечили и желает, чтобы всё случилось именно так, как он задумал. В результате действующий кошевой оказывается свергнутым. На эту должность избирают нового человека — старого приятеля Бульбы по имени Кирдяга.

Глава четвертая

В это время обнаруживается повод для войны. Прибывшие на пароме на остров люди сообщают о бесчинствах, что учиняют поляки-католики над православными христианами. А жиды арендуют церкви, и если им вперёд не уплатишь, нельзя «обедню править».

Народ возмущен. Звучат призывы к возмездию. Казаки готовы подняться на бунт. Поляков и иноверцев, живущих в Сечи, отлавливают. В числе схваченных оказывается еврей по имени Янкель. Это знакомый брата Траса Бульбы, спасший его из плена. В благодарность за спасение родственника Тарас оставляет Янкеля в живых, и он присоединяется к отряду.

Глава пятая

Казаки идут с боем по польской земле, занимают часть территории, их воинская слава распространяется по округе. Остап и Андрий крепнут в боях, набираются мужества. Тарас Бульба гордится сыновьями. Они уже не похожи на вчерашних бурсаков. В Остапе он видит будущего полковника. Сын демонстрирует черты хладнокровного, смекалистого и смелого вояки. Андрий же сражается совсем иначе, он действует под влиянием эмоций и порой решается на то, на что не пошел бы самый смелый воин.

Ночью все отдыхают, лишь Андрия сон не берет. Он гуляет, любуется природой, а когда задремал, увидел склонившуюся над ним женщину. Это татарка, служанка его незабвенной красавицы. Она рассказывает казаку о бедственном положении девушки, которая вынуждена голодать и отправила её на поиски Андрия, чтобы попросить немного еды. Не сомневаясь ни секунды, юноша решает помочь любимой, вытащив из-под спящего брата мешок с припасами. Проснувшийся отец предостерегает его, говоря, что женщины до добра не доведут. Андрий не слушает его и следует за татаркой через подземный ход.

Глава шестая

Андрий оказывается в городе. Он очарован красотой католического собора. Дубно вымирает. На улицах казак встречает голодающих людей. Всё, что можно было употребить в пищу, уже съедено. Воевода велел крепиться и ждать подкрепления. Вот-вот должны прибыть два польских войска.

Андрий и панночка встречаются и не могут налюбоваться друг на друга, оказавшись во власти чувств. С момента их последней встречи панночка изменилась, похорошела. Даже голод и бледность «не помрачили её красоту». Когда девушка принялась за хлеб, Андрей просит её быть осторожной, иначе, после долгого голодания можно умереть. Словами не описать чувств и эмоций, которые испытывала эта влюбленная пара. Полячка сетует на то, что судьба свела её с любимым на пороге смерти. Андрий готов на всё ради красавицы, он не думает ни о родине, ни об отце и брате. Ради любви он отрекается от них.

В город входят польские войска.

Глава седьмая

С вечера казаки пьянствуют и хмельные ложатся спать, став легкой добычей для врагов. Поляки перебили и пленили многих из них. Наутро кошевой собирает войска, отчитывает их за беспечное веселье. Решено совершить нападение на Дубно и отомстить за плененных товарищей.

Янкель сообщает Тарасу об Андрии. Он видел сына Бульбы в городе в польском одеянии. Отец поражён вестью. Ещё больше он потрясён новостью, что Андрий собирается жениться на дочери пана. Свадьба состоится после того, как предавший своих земляков жених поможет полякам выгнать их из города. Тарас зол. Он не верит жиду.

После битвы казаки хоронят павших товарищей, а тела поляков привязывают к лошадям. Тарас размышляет о предательстве младшего сына и желает отомстить панночке, из-за которой Андрий стал перебежчиком.

Читайте также:  Рассказ описание про первый снег

Глава восьмая

Из Сечи приходит недобрая весть о нападении татар, которые разграбили Хортицу и угнали многих в плен. Казаки собирают Раду, решая, что же делать. Необходимо возвращаться и спасти товарищей. В спор вступает Тарас. Дело с Дубно не окончено. Здесь тоже остались пленные. Речь Бульбы была услышана. Приняли решение разделиться. Кошевой с частью войска отправляется оборонять родину, а другая часть, во главе с Тарасом Бульбой, остается здесь.

Тарас угощает своих бойцов вином и взывает к борьбе за веру и свободу товарищей-земляков.

Глава девятая

Казаки понесли большие потери в бою и принимают поражение. Израненный Тарас падает без памяти.

Глава десятая

Старый Бульба жив. Его привезли в Запорожскую Сечь, где казак приходит в себя. Полтора месяца он оправляется от ран. В Сечи всё изменилось, стало другим и незнакомым. Тарас Бульба кручинится. Он просит Янкеля отвести его в Варшаву. Это очень рискованно, за голову полковника назначена большая награда. Спрятанный еврейским товарищем под грудой кирпичей, казак всё же отправляется в Польшу.

Глава одиннадцатая

Прибыв в Варшаву, Бульба узнает, что вызволить сына из плена не получится. Остап приговорен к казни, которая состоится завтра. Тарас пытается встретиться с сыном. Организовать свидание никак не удается. Переодетый в польские одежды Бульба, просит отвести его к месту казни.

Тарас затерялся в толпе на площади. Среди собравшихся автор выхватывает образ девушки, очень похожей на возлюбленную Андрия.

К месту экзекуции казаки шли «не боязливо, но с тихой горделивостью». Остап был первым в их рядах. Героя подвергли страшным пыткам, которые он выдержал «как исполин». Видя муки сына, Тарас приговаривает «Добре сынку, добре». В последних смертных муках Остап взывает к отцу «Где ты сейчас, слышишь ли ты меня?». «Слышу», — отвечает Тарас, чем обращает на себя внимание толпы, но успевает скрыться.

Глава двенадцатая

Страшная казнь ждала атамана — сожжение на костре. Уже привязанный к столбу, с прибитыми гвоздями руками, герой думал не об огне, смотрел он с высоты на ту сторону, где отстреливались казаки, и со всей силой голоса стал кричать им, как спастись от врагов. Языки пламени уже обжигали тело, а Тарас, прощаясь с товарищами, говорил им, что не найдутся на свете огни, муки и такая сила, которая пересилит русскую силу.

«Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!» — говорит Бульба перед смертью.

Анализ повести Тарас Бульба

Главная тема повести: запорожское казачество в борьбе за независимость родной земли.

Польское влияние и притеснение православной веры распространилось на Украине, где шяхтичи стали крупными землевладельцами. Паны насаждали свои законы и католицизм, тогда как население в большинстве своём было православным и не желало чужой веры.

Литературный герой Тарас Бульба и его товарищи по оружию ведут борьбу против посягательства на православную веру и обычаи своего народа.

Основная мысль произведения: успех освободительного движения казачества обусловлен любовью к Родине, верностью православной вере и долгу.

Украина, Запорожская Сечь — основополагающая ценность для главного героя повести. Родина — это не просто земля, территория, свободу и независимость которой следует отстаивать в боях, это определенный набор ценностей и идеалов. Именно за них сражаются герои, за ответ на вопрос «кто мы есть». На страницах книги поднимаются проблемы национальной и религиозной идентичности. Родина представляется как идея, а вера православная — одна из духовных основ народа: защищая веру, казаки защищают свою сущность.

Проблематика

Патриотический пафос

Гоголь создал произведение, преисполненное патриотического пафоса. Он поднимает на щит героев прошлого, обращаясь к той эпохе, когда дух и исторический след запорожского казачества проявились особенно ярко. В повести запорожские казаки не отделяют себя от Руси. В последней речи главного героя звучат патетические слова о Русской земле, православной русской вере и неодолимой русской силе.

Гоголь описывает запорожское казачество на фоне народов, исповедующих другую веру – поляков и евреев. Созданный им образ противоречив, казаки не идеальны. В повести показаны жестокость, суровость нравов казацкого общества, но вместе с тем любовь к своей земле. Показанный в произведении патриотизм не имеет национальности, чувство любви и преданности родине свойственно любому народу.

Композиционное построение

Основная, кульминационная часть, неоднородна и включает в себя несколько фрагментов, переломные точки повествования – гибель двух сыновей Бульбы — Андрия и Остапа.

Характерная особенность произведения в том, что здесь присутствует два плана повествования – общий и частный. Исторические мотивы и судьба казачества — не просто фон для обрамления истории главного героя, это «внешняя сторона сюжета».

Литературные приёмы

Произведения Николая Васильевича Гоголя отличается выразительностью, яркостью, образностью речи. Во всей полноте мастерство художественного слова автора раскрывается в повести «Тарас Бульба». Текст колоритен: в нем присутствуют характерные для эпохи и местного наречия слова и выражения, такие как: честь лыцарская, ясновельможный пан, мазунчик. Патетика повести не исключает непревзойдённого гоголевского юмора, например: «шаровары шириною в Чёрное море».

Язык Гоголя часто поэтичен. В данном случае он сочетает приёмы, характерные как для прозы, так и для эпической поэзии. Тексту присуща некоторая былинность, фольклорность. Авторское изложение погружает читателя в эпоху, о которой рассказывается в книге, и создается ощущение, что написано произведение именно в те времена.

Кратко об истории создания «Тараса Бульбы»

Появлению произведения предшествовал долгий подготовительный период. Замысел создать историческую сагу появился у Гоголя в 1830-м году. Прежде чем сесть за перо, он изучал исторические источники и даже давал объявление с просьбой предоставить ему данные о событиях, происходящих на Украине в XVII в.

Тарас Бульба рассматривается как собирательный образ Запорожского казака, а сюжет повести – авторский вымысел. Однако, есть мнение, что у героев повести могли быть исторические прототипы — куренной атаман Охрим Макуха и его сыновья. Вероятно, Гоголь вдохновился историей реальных людей, и даже использовал её элементы в сюжете. Известно, например, что один из сыновей Макухи, так же, как и Андрий Бульба, перешел на сторону врага из-за возлюбленной.

Писателю работалось трудно, ему постоянно не нравилось то, что выходило у него из-под пера. Несколько раз он переписывал текст. Повесть вышла в двух редакциях.

Экранизации

Фильм 1909. Российская Империя

В фильмах мотивы повести Н. В. Гоголя воплощали кинематографисты разных стран во все периоды истории кино, начиная с первых лет его существования и заканчивая XXI веком. Первый немой фильм был выпущен в Российской империи в 1909 году.

Тарас Бульба. Фильм Дж. Ли Томсона

Позже, в первой половине прошлого века, фильмы сняли в Германии, Франции, Великобритании. Голливудская киноиндустрия прикоснулась к сюжету Гоголя в 1962 году. Снял картину американский режиссер Дж. Ли Томсон, образ Тараса Бульбы воплотил Юл Бриннер.

Тарас Бульба. Украинский фильм

В 2008 короткометражный фильм по мотивам Тараса Бульбы выпустили на родине писателя — в Украине.

Наиболее популярным стал современный российский фильм Юрия Бортко 2009 года выпуска. Этот режиссер прославился несколькими удачными экранизациями произведений русских классиков. На главную роль был приглашен выдающийся украинский актер Богдан Ступка. Остапа сыграл Владимир Вдовиченко, Андрия – Андрей Петренко. Имена этих артистов хорошо известны российскому зрителю.

Аудиокнига

Источник

Познавательное и интересное