Рассказ про мажор и минор

Сказки

Музыкальные лады: мажор и минор

Лад организовывает музыкальные звуки вокруг главной ноты – тоники. Известно большое разнообразие ладов, но мажор и минор самые популярные и распространённые. При прослушивании композиций, написанных в них, можно заметить, что мажор, в сравнении с минором, звучит более радостно. Несмотря на это, множество весёлых композиций выполнено в миноре.

Мажор – это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие. Основной признак: третья ступень отстоит от первой на большую терцию.

Минор – это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие. Его отличие – третья ступень отстоит от первой на малую терцию.

Ступени музыкального лада

Мажор и минор имеют по семь ступеней, и у каждой из них есть собственное название и отдельная функция:

Первую, четвёртую и пятую из них называют главными, другие считаются побочными.

Известно три вида мажора и минора:

Мелодические лады распространены не так сильно, как натуральные и гармонические разновидности.

Строение

Для тонового строения этих двух ладов характерно:

Лады с таким строением наиболее часто употребимы в европейской музыкальной культуре.

Как определить ладовое наклонение

Многих начинающих музыкантов интересует, как отличить мажор от минора. Заметное различие заключается в общей окраске их звучания и атмосфере. Нужно слушать произведение очень внимательно, обычно мажорное исполнение воспринимается человеческим слухом как «светлое», «весёлое», а минорное – «лирическое» или даже «грустное».

Письменно первый обозначается словом dur, а второй – moll. При записи тональности это слово прибавляется к названию тоники (C-dur, e-moll).

Стоит также уделить внимание ключевым обозначениям. Кроме того, важно упражняться в различении наклонений на слух, выделять трезвучия. Помогает в этом и игра на музыкальном инструменте: необходимо сыграть ту ноту, которая на большую терцию выше, чем тоника. Если этот звук соответствует общему мотиву песни, есть вероятность, что композиция написана в мажорном ладу.

Для скорейшего запоминания разработано немало специальных упражнений. Они помогают одновременно с изучением теории, тренировкой мастерства игры на инструменте и вокальными навыками.

Источник

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор

Онлайн уроки фортепиано, урок 7

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)

Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.

В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Источник

Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Обучение детей распознаванию музыкальных ладов.

Мастер- класс на тему: «Мажор и минор в музыке

Образовательная область «Музыка»

1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.

2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание»

Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация»)

Учить детей читать модель (мнемотаблицу). («Познание»)

Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности. («Познание»)

Вид детской деятельности:

Оборудование: магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.

Пассивный словарь: регистр.

Активный словарь: мажор, минор, композитор, певец, припев.

Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие, дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией. А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть

Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки», в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.

Минор и мажор.

Тихо музыка звучит,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Читайте также:  Сказки небольшие про сороку

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка – минор.

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит,

Он хохочет, не ворчит.

Мы с вами часто слушали музыку, различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.

Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны»

(Ответы детей) беседа о характере пьесы

Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)

Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении.Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко.

Какое у них настроение?

Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение).

Музыкальный руководитель:

Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.

Исполняется песня «Зимушка»

слова и музыка Г. Вихаревой

Муз. политра №5.2008 стр. 25

1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу

В белом сарафане, В гости мы позвали

Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным

И коньки, и сани. Елку забросали.

Припев: Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!

Всё белым-бело. Мы тебя дождались.

Дворик наш любимый Мы еще не выросли,

Снегом замело. Мы не наигрались!

Музыкальный руководитель:

А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное.

Слова и музыка Т. В Бокач

1. По дорожке весело

И к нарядной ёлочке

2. Под зелёной ёлочкой

Ёлка машет ветками:

3. Мы тебя погладим все,

Музыкальный руководитель:

Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.

Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)

Музыкальный руководитель:

Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся

Музыка и слова Г. Вихаревой

Муз. политра №5/08 стр. 31

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез,

4. Лыжи с палками возьмем

И кататься в лес пойдем.

Музыкальный руководитель: А сейчас вставайте парами.

Музыка Д. Львова – Компанейца

Музыкальный руководитель: Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.

Музыка и слова М. Картушиной

После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку. Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.

Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.

Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания», дети под музыку выходят из зала.

Фотоотчет осеннего развлечения «Старик-Боровик и Мажор-Мухомор в гостях у Осени» Есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается.

Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга» Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга»Программное содержание: Знакомить детей на занятии.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук» Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Мастер-класс на тему: «Масленицы дочки» Мастер класс на тему: «Масленицы дочки» Как и обещала, продолжаю мастер класс по изготовлению дочек Масленицы. Принцип изготовления дочек.

Мастер-класс на тему «Ритмодекламация» Мастер- класс на тему «Ритмодекламация» «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи» (Я. А. Коменский).

Мастер-класс на тему «Роспись пряников» Пряник — хорошо известное всем мучное кондитерское изделие, которое любят как взрослые, так и дети. Роспись пряников — увлекательный и творческий.

Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток» Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток» Прошла масленичная неделя. Наступил долгожданный переломный момент в природе.

Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда» В нашей группе проходила тематическая неделя на тему «Посуда». На занятии по аппликации решили сделать поделку методом обрывания бумаги.

Источник

Что такое мажор и минор? От «Свадебного марша» к «Похоронному» и обратно

Если вы не умеете играть на каком-либо музыкальном инструменте — всё равно хотя бы раз в жизни испытали непреодолимую тягу потрогать струны гитары или постучать по клавишам фортепиано. Вряд ли получилось что-то пристойное, ладное. Если вы продолжили мучить инструмент, слушатели наверняка возмутились: «Эй, в ладу ли ты с самим собой, дружок? Может, хватит?».

Слово «лад» в русском языке означает стройность, мир, порядок, согласие. И к музыке это слово имеет самое прямое отношение. Для того, чтобы из клавиш или струн извлечь нечто благозвучное, нужно знать, что звуки любой мелодии находятся между собой в определённых отношениях, живут в ладу.

Читайте также:  Рассказ кафки превращение как воплощение художественного метода писателя

Музыкальный термин «лад» — это объединение звуков, тяготеющих друг к другу, и различных по высоте. Такие объединения, лады, бывают разные. Для европейской музыки наиболее характерны лады мажор и минор.

Попробуйте сыграть от «до» только по белым клавишам 7 нот подряд — у вас получилась гамма до-мажор. Слышите, как звучит мажор? Бодро, радостно. А теперь попробуем сделать тоже самое от ноты «ля» по белым клавишам. Звучание имеет совсем иную окраску — грустную, печальную. Это минорный лад, гамма ля-минор. Контраст мажора и минора — очень важное средство для создания музыкального характера.

Давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений — звуками. У художников есть две группы красок — тёплые тона и холодные. А для музыканта краска — это лад. Если мажор, значит произведение звучит ярко и радостно, если минор — задумчиво, углублённо.

Посмотрите на картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»! Губы сами растягиваются в улыбку — какое буйство красок, как сочно выписаны образы! Как мажорно написана картина! А теперь обратите внимание на васнецовскую «Алёнушку». Совсем другое настроение — минорное: печаль, тоска, безнадёжность. Зритель сразу чувствует — здесь произошла драма.

Словосочетание «быть в миноре», «минорное настроение» довольно часто употребляется и в разговорной речи. Так говорят о человеке, который предаётся грусти, хандрит, унывает, находится в депрессивном состоянии. «Что-то ты сегодня в миноре», — могут заметить друзья, если вы не принимаете участие в беседе, не улыбаетесь, не реагируете на шутки.

Слово «мажор» употребляется не только как музыкальный термин. Во Франции в конце 18 века во времена Директории появилось новое поколение молодёжи — дети нуворишей, тех самых, что «из грязи, да в князи», их называли мажорами. Прошло больше двух столетий, и слово снова всплыло в том же значении. Мальчики и девочки — мажоры, золотая молодёжь, беспечно прожигают жизнь при попустительстве богатых и влиятельных родителей.

Ярким примером различия музыкальных произведений, написанных в мажорном и минорном ладах, являются «Свадебный марш» Мендельсона и «Похоронный марш» Шопена. Неудивительно, что эти произведения у всех на слуху — они исполняются практически на всех свадьбах и похоронах. Для широкой публики сведения о творчестве этих великих европейских композиторов на этом и заканчиваются.

Итак, «Похоронный марш» Шопена. Прекрасное, трагическое, возвышенное воплощение скорби! Эта музыка заставляет сердце плакать, призывает осознать, что это — прощание навсегда. говорил, что, когда он слышит эту музыку, какое-то умиление сжимает горло, и почти сладкие слёзы выступают на глазах. «Похоронный марш» является третьей частью сонаты для фортепьяно си-бемоль минор номер два, написанной 1837 году.

Фредерик Шопен (1810 — 1849), великий польский композитор и пианист, был и сам похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез под звуки своего «Похоронного марша». По его предсмертному желанию был также исполнен «Реквием» Моцарта, композитора, которого он любил и ценил выше всех других.

Автор «Свадебного марша» — выдающийся немецкий композитор, дирижёр, пианист и педагог Феликс Мендельсон-Бартольди (1809−1847). Однажды король Пруссии Фридрих Вильгельм Четвёртый, которому очень понравилась музыка Мендельсона к трагедии Софокла «Антигона», в приватной беседе пожелал, чтобы композитор писал больше музыки к литературным произведениям. Желание короля чудесным образом совпало с интересами самого музыканта. К уже написанной увертюре для пьесы «Сон в летнюю ночь» по одноимённой комедии В. Шекспира, он дописал ещё 10 частей, превратив её в сюиту. Сюита — музыкальная форма, которая состоит из самостоятельных, контрастных частей, объединённых, тем не менее, общим замыслом.

Первое исполнение музыки к комедии состоялось в 1843 году в Потсдамском дворце и прошло с большим успехом. «Свадебный марш» — седьмая часть этого произведения. В этом году исполняется 170 лет со времени премьеры пьесы, своеобразный юбилей.

Настоящую популярность «Свадебный марш» Мендельсона приобрёл после того, как прозвучал на исторической свадьбе принцессы Виктории, наследницы британского престола, и кронпринца прусского Фридриха в 1858 году. В России «Марш» исполняется во время свадебной церемонии в момент появления пары молодожёнов. Он звучит всего 4 минуты, но придаёт необычайную торжественность и праздничность этому важному событию в жизни каждого человека. В Западной Европе и США во время церемонии бракосочетания по традиции звучит «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера.

Часто говорят, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос, из плюсов и минусов, из горя и радости. Наверное, можно сказать и так: наша жизнь — это чередование мажора и минора. И только от нас самих зависит, что выбрать — жизнь-праздник или жизнь-похороны.

Источник

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Клоуны Мажор и Минор»

Млада Сидорова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Клоуны Мажор и Минор»

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«Клоуны Мажор и Минор»

Тема: «Мажор и минор»

Лексическая тема: «Дорожная азбука»

Тип занятия: интегрированное, сюжетно-игровое, комплексное.

Цель: Развитие восприятия и понимания ладовой и жанровой основы музыки, умения передавать их в различных формах исполнительской деятельности. Закрепление знаний о правилах дорожного движения.

Образовательные задачи:

Развивать умение различать ладовую окраску и жанр музыкального произведения, передавать его словесно и через исполнительскую деятельность;

Читайте также:  Рассказ о физическом явлении с придаточными сравнительными

Закрепить понятия «мажор» и «минор»;

Дальнейшее формирование исполнительских навыков;

Закрепление знаний по безопасности на дороге.

Воспитательные задачи:

Воспитание слуховой и исполнительской культуры;

Привитие основ безопасности жизнедеятельности;

Воспитание социально-коммуникативных качеств личности.

Развивающие задачи:

Развитие слухового внимания, ладового чувства и чувства ритма детей;

Развитие координации и выразительности движений, ловкости, быстроты реакции и ориентации в пространстве;

Развитие воображения и образного мышления детей.

Здоровьесберегающие задачи:

Повышение двигательной активности детей через музыкально-ритмическую и игровую деятельность;

Создание позитивной атмосферы общения детей и взрослых, способствующей психологическому комфорту каждого ребёнка, укреплению его физического и психического здоровья.

Материально-техническое обеспечение:

Куклы-клоуны Мажор (улыбающийся) и Минор (грустный);

Набор дорожных знаков;

3 сигнала светофора;

Дидактическая игра «Светофор» с использованием ИКТ;

Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр.

Ход занятия:

Песенка-приветствие:

Детский сад увидел я-

Детский сад увидел я,

Дидактическая игра «2 клоуна» (на различение лада)

Ребята! У нас в гостях 2 клоуна – Мажор и Минор (домик).

У каждого из них свой характер, своё настроение. Минор вечно грустит и вздыхает. Мажор всегда весел и жизнерадостен.

Прослушайте музыкальный фрагмент и определите, какой клоун первым появится из этого домика.

Слушание: Моцарт Квартет №1, П. Чайковский «Юмореска».

Дети определяют характер музыки и выбирают соответствующего клоуна.

Клоун двигается в соответствии с характером музыки.

Психогимнастика «Грустный и весёлый клоун»

Давайте встанем по кругу и подвигаемся так, как грустный клоун…

А теперь, как весёлый…

Весёлый клоун пляшет

Повторение танцевальных движений

боковой приставной с выставлением пятки в парах,

прыжки с вынесением ног вправо-влево в парах,

дробный шаг в парах.

Записка клоуна. Повторяем дорожные знаки

Интересно, почему же грустит наш минор?

Ребята, у грустного клоуна в кармане какая-то записка. Давайте прочтём:

«Попав в большой и шумный город,

Я растерялся и пропал.

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под колёса мне не угодить?»

Давайте поможем Минору. Как правильно переходить дорогу? (ответы детей)

Всем пешеходам следует запомнить 4 правила движения:

1. Ходить только по тротуару

2. Когда шагаем парами,

Не покидай колонны.

Дружно песню запевай,

В ногу весело шагай!

Ходьба парами под песню «Вместе весело шагать»

3. Переходить улицу можно только там, где есть знак перехода – «зебра»

Помни ты про переход!

4. Улицу переходят только возле светофора.

(Повторение значения сигналов светофора)

Ритмическое упражнение «Дорожный знак»

(воспитатель показывает смену движений сменой цвета светофора)

А чтобы запомнить правила окончательно, давайте разучим песенку про уличное движение!

Разучивание песни С. Насауленко «Песенка про уличное движение»

— звонко, упруго, весело, ритмично.

Вот мы и рассказали Минору о правилах поведения на дороге. Теперь он, наверное, перестанет грустить, как вы думаете?

Ой, а Мажор предлагает нам поиграть с волшебным светофором. Хотите? Тогда внимание на экран…

Дидактическая игра «Светофор» с использованием ИКТ – на различение жанров музыки (песня, танец, марш)

(дети определяют жанр каждого фрагмента и изображают их в движении)

9. А теперь мы с вами вспомним танец, который начали разучивать к 9 мая под весёлую песню фронтовых шофёров «Путь-дорожка». Давайте его станцуем!

Танец «Путь-дорожка фронтовая»

10. Наше занятие подошло к концу. Я хочу проверить, как вы запомнили правила…

Игра «Я, мои друзья»

1. Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

2. Знает кто, что красный свет –

Это значит, хода нет?

3. Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

4. Кто из вас, ребята, знает,

Что ходить по тротуару

Нужно с правой стороны?

Подведение итогов:

«Как звали наших сегодняшних гостей? Какой характер у мажора? А у минора? Чему мы сегодня научили нашего Минора? А чему нас научил Мажор, какие 3 жанра мы запомнили?»

Прощание. Выход детей из зала под музыку.

Прикреплённые файлы:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В гостях у художника» Тема: В гостях у художника Цель: расширять представления детей о художниках, об изобразительном искусстве; развивать художественное восприятие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №1 «Колокольчик» Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Цирк» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Цирк» Цель: развитие познавательных интересов, потребности.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Математическая сказка» Цель: использовать информационно-коммуникационную технологию для развития компьютерной грамотности, активизации внимания и познавательного.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя Россия» Цель: закрепить знания детей о символике страны: герб, гимн, флаг; о природе России, о народных умельцах, композиторах, поэтах, о русских.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Весну спасаем!» Цель: Формирование представлений знаний детей о характерных признаках весны, развитие представлений о птицах, животных, цветах, а также.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Тема:»Путешествие в сказку» Цель: Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству, в частности к русским народным сказкам.

Конспект интегрированного занятия «Зоопарк» в подготовительной группе Задачи: 1. Формировать у детей умение создавать образ, задуманный в движении, опираясь на ранее полученные знания. 2. Совершенствовать навыки.

Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста при переходе на ФГОС. Дидактическая игра «Мажор и Минор» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» р. п. Юрты Дидактическая игра по тематике: «Формы.

Источник

Познавательное и интересное