Конспект по литературному чтению(2 класс). Е.И.Чарушин «Медвежонок»
специалист в области арт-терапии
План-конспект урока литературного чтения
Урок во II классе п о рассказу Е.И.Чарушина «Медвежонок» (программа В.Г.Горецкого и др., учебник М.В.Головановой, В. Г. Горецкого «Наше русское слово» для II кл., ч. 2)
Цель: освоение художественной идеи рассказа Е.И.Чарушина «Медвежонок».
формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
формирование умения целостно воспринимать образ персонажа как элемент, служащий раскрытию авторской идеи;
использование приема оправдания большого количества глаголов действия для освоения идеи произведения;
формирование навыка чтения;
5) развитие воображения, памяти и речи учеников.
Оборудование: учебник М.В.Головановой, В.Г.Горецкого
«Наше русское слово» для II кл. (ч. 2), репродукции иллюстраций Е.И.Чарушина.
— Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть. ( Проверяют. Садятся.)
Этап проверки домашнего задания
Сейчас мы проверим, как вы выучили стихотворение. Какое стихотворение вы учили? Васильев Вова?
(Стихотворение Константина Бальмонта «Трясогузка»).
Хорошо. Прочитает нам Маркина Катя.
Теперь Андрюшкина Света.
Ребята, у кого удачнее получилось передать настроение стихотворения? (У Светы.)
Хорошо. Света, пять. Остальные — по четверке.
Этап подготовки к восприятию
(На доске — репродукции иллюстраций художника Е.Чарушина.)
Ребята, посмотрите на эти репродукции. Что объединяет их? (На них изображены животные, их детеныши.)
— Как художник относится к животным? (Они нравятся художнику.)
Какая иллюстрация понравилась и почему? (Называют и объясняют в основном тем, что на них изображены забавные зверюшки.)
— Е.Чарушин был не только художником, но и писателем. С одним из его рассказов мы сейчас познакомимся. Этот рассказ называется «Медвежонок». Я буду читать, а вы следите по тексту. (Учитель читает, дети слушают и следят по книгам.)
Этап выявления особенностей восприятия
Понравился ли вам рассказ? Что понравилось? ( Да, очень понравился. Медвежонок был смешной. )
Как вам показалось, это смешной рассказ? ( Смешной. Не очень.)
Какими автор описывает медвежат в начале рассказа, как они выглядят, какой у них характер? ( Зачитывают по тексту. )
— Почему медвежонок, упавший вместе с метлой, которая его больно стукнула, продолжает крепко за нее держаться? ( Он был упрямый. Он испугался. Он не понял, что случилось. )
Этап постановки учебной задачи
— Итак, нам было трудно ответить на вопрос, смешной ли это рассказ. Одни считают, что с медвежат ами происходят очень смешные истории, другие говорят, что для медвежат их приключения заканчиваются не так уж весело. Попытаемся выяснить, как все обстоит на самом деле.
Этап перечитывания и анализа текста
Как относится рассказчик к медвежатам? Докажите свои слова текстом. ( Он называет их ласково: «медвежишко», «мишка», в конце рассказа говорится, что он хотел купить медвежонка.)
Что ему в них нравится? (Ему нравится то, что они смешные, маленькие, глупенькие.)
— Как вы думаете, от чьего имени ведется рассказ и почему вы так решили? (От имени маленького ребенка, потому что он хотел купить медвежонка.)
— Вспомните медвежонка, который лез на потолок клетки. Чем он привлек внимание рассказчика? Прочитайте. (Он очень упорный, упрямый («вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок. »).
— Почему медвежонок полез на потолок, если ему так трудно? Зачем другой медвежонок полез по метле вместо того, чтобы есть вместе со всеми кашу? (Они непоседливые, любопытные)
— Перечитайте эпизоды с молочной кашей, про медвежонка, который лез на потолок. Что необычного вы заметили? Какие слова автор использует больше других? Для чего? (Больше всего слов, обозначающих действие, потому что автор хочет показать, что медвежата очень непоседливые, ни секунды не стоят на месте.)
— Страшен ли медвежонок, который «страшно ворчит»? Почему? Давайте прочитаем о нем еще раз. Как и почему именно так его описывает рассказчик? («Облапит», наверное, значит, что он крепко держит бутылку с молоком. Если его представить, то получится смешная картинка. Нет, он не страшный.)
Не напоминают ли они вам кого-нибудь? Приведите примеры из текста.
(Они напоминают маленьких детей (примеры).
— Попробуйте теперь ответить на вопрос: смешной или серьезный этот рассказ по настроению, которое он у нас вызывает? Почему нам смешно и жалко медвежат одновременно? (Потому что они маленькие, забавные, как дети, и такие же беззащитные, потому что еще ничего не знают об окружающем мире.
— Как вы думаете, зачем Чарушин написал этот рассказ? Что он хочет сказать нам? (Нужно любить животных, заботиться о них. Чтобы мы были добрее и внимательнее. Чтобы мы думали, задумывались и не обижали животных.)
Этап постановки домашн его задания
Выпишите в тетрадь по чтению все слова, обозначаю щие признаки предметов, с помощью которых описаны медвежата. Составьте письменный портрет-описание одного понравившегося вам медвежонка.
Медвежата — Чарушин Е.И.
Однажды охотники принесли из леса двух медвежат. Прасковья Ивановна оставила их у себя, кормила их из соски. Медвежата стали подрастать и сильно баловаться в доме. Хозяйка выпустила их жить во двор, они и там много бед наделали. Пришлось хозяйке просить приезжего человека забрать их в зоопарк.
Медвежата читать
Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той.
В самом непроходимом лесу эти Малые Сосны. Дремучий кругом лес. Ели мхом обросли. Сосны в самом небе ветви раскинули. Осинник в сырых местах, как частокол, наставлен. И вся чаща в трухлявой валежине, в сырости. Не продерёшься через неё. Только лосям длинноногим и ходить тут, через валежник перешагивать.
Принесли охотники после охоты из лесу двух медвежат. Принесли их в деревню, к Прасковье Ивановне в избу, сунули под лавку. Там и стали они жить.
Прасковья Ивановна сама им соски сделала. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпочками заткнула.
Вот и лежат медвежата с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься — всё подальше да подальше.
Благополучно растут медвежата, ничего себе.
Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу — кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали, — вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежишко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И крыльями бил, и клювом, и шпорами порол.
Медвежишко, бедняга, орёт, не знает, что ему и делать, как спасаться. Лапами, как человек, глаза закрывает и орёт. Еле его спасли. Еле его от петуха отняли. На руки взяли, а петух кверху прыгает. Как собака какая. Ещё долбануть хочет.
Дня три после того не сходил с тулупа медвежишко. Думали, уж не подох ли. Да ничего — сошло.
К весне подросли, окрепли медвежата.
А летом уж куда больше кошки стали — с маленькую собаку.
Такие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут, то ухват спрячут, то из подушки перо выпустят. И под ногами всё вертятся, вертятся, мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
Стала она их гнать из избы: играйте, мол, на улице. Озоруйте там сколько влезет. На улице большой беды вам не натворить. А от собак лапами отмашетесь или залезете куда повыше.
Живут медвежата целый день на воле. В лес бежать и не думают. Им Прасковья Ивановна стала как мать-медведица, а изба — берлогой. Если обидит или напугает их кто-нибудь, они сейчас в избу — и прямо к себе под лавку, на тулуп.
— Вы что там, озорники, опять наделали?
А они молчат, конечно, — сказать не умеют, только друг за друга прячутся да глазами коричневыми хитро посматривают.
Шлёпнет их хорошенько Прасковья Ивановна, знает уж: что-нибудь да натворили. И верно.
Часа не пройдёт — стучатся в окно соседи, жалуются:
— Твои, Ивановна, звери всех цыплят у меня разогнали, по всей деревне собирай их теперь.
— Овцы в хлев не идут, боятся. Это мишки твои овечек напугали.
— Да скоро ли их от меня кто возьмёт? Нету у меня с ними терпенья.
А в город не так-то легко выбраться. Ехать надо километров шестьдесят.
Если весной ехать — распутица не пускает: не дороги, а реки грязевые. А летом работа держит — тоже не уедешь. Так и живут медвежата.
Пришёл я как-то в Малые Сосны охотиться. Сказали мне, что мишки тут есть. Я и пошёл их поглядеть. Спрашиваю хозяйку Прасковью Ивановну:
— Где твои медвежата?
— Да на воле, — говорит, — балуются.
Выхожу на двор, смотрю во все углы — нет никого.
И вдруг — ох ты! — у меня перед самым носом кирпич летит.
Бац! С крыши свалился.
Отскочил я, гляжу на крышу. Ага! Вон где они сидят! Сидят мишки, делом заняты, разбирают трубу по кирпичику — отвалят кирпич и спустят его по наклону, по тесовой крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата голову набок наклонят и слушают, как шуршит. Нравится им это. Один медвежонок даже язык высунул от такого удовольствия.
Я скорей в избу: спасай, мол, Прасковья Ивановна, трубу-то!
Прогнала она их с крыши и нашлёпала хорошенько.
А в тот же день вечером пришли к ней соседи и тоже жалуются: мишки у трёх домов трубы разобрали, да мало что разобрали, а ещё и в трубы кирпичей навалили. Стали хозяйки днём печи топить, а дым не идёт куда надо, назад в избу валом валит.
Уж ничего не сказала Прасковья Ивановна, а только заплакала.
А как собрался я уходить с охоты, стала она меня просить.
— Сделай, — говорит, — милость, увези хулиганов моих. Сам видишь, каково мне с ними. Пока маленькие были — ребята как ребята. А теперь гляди, что выросло.
Взял я медвежат и повёл в город. Километра два на верёвочке вёл, а до леса дошёл — снял верёвочку. Они леса-то сами боятся, жмутся ко мне, отстать не хотят.
Лес им чужой, страшный.
Так двое суток мы с ними шли. Дошли до города. Тут я их опять на верёвочке повёл.
Собак сколько набежало, ребятишек, да и взрослые тоже останавливаются, смотрят.
Отдал я моих малососненских хулиганов в зоосад, а оттуда их прямо за границу отправили. Обменяли на зебру полосатую — африканскую лошадь.
Сочинения и рассказы о медведе
Сочинение № 1 на тему «Бурый медведь»
План сочинения
Зимняя спячка
Пришла осень. Начался листопад. С каждым днём всё холоднее и холоднее.
Лесные жители активно готовятся к зиме. Пора и бурому медведю готовиться к спячке. Для этого ему надо сделать себе удобную берлогу. Такую, чтобы никто не беспокоил его до самой весны. Накопленных запасов жира косолапому хватит на всю зиму.
Долго медведь искал уютное убежище и, наконец, нашёл яму под деревом. Там лежали сухие листья и ветки. Они будут служить косолапому периной. Медведь сделал себе уютную берлогу и лёг там. Он удобно устроился на боку, обхватив голову лапами. Укрывшись ветками, словно одеялом, косолапый уснул сладким сном.
Ударил мороз. Пошёл снег. Он покрыл землю и берлогу. Тепло медведю под снегом. Посасывая лапу, он будет спать до самой весны. Не зря о нём придумали загадку: летом наедается, а зимой высыпается.
Пробуждение
Долго продолжается зимняя спячка медведя. Сосёт он в тёмной берлоге мохнатую лапу. Спит косолапый, не слышит весенней тревоги. Не слышит, что мчатся и звенят ручьи, что прилетели и кричат вешние гости — грачи.
А время летит. Солнца лучи горячи. Добрались до медвежьей берлоги, по носу медведя щекочут. Аленький лучик колючий косолапого тревожит. Спать больше он не может, на бок другой повернулся, долго ворочался, долго кряхтел, хворостом хрустел и проснулся.
Вылез косолапый из берлоги. По лесу бродит — зимы не находит.
Далеко до зимнего сна, радует медведя весна.
Медведь весной
Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Проснувшийся в нём после долгой зимней спячки звериный аппетит не даёт покоя.
Немного пищи можно добыть ранней весной. Но медведь — хоть и хищник, но всеядное животное. В его кормовой рацион входит как животная, так и растительная пища. Он может питаться даже молодой весенней травой, так что не пропадёт.
Отправляясь в лес, нужно быть очень осторожным. Голодный медведь может напасть на человека.
Чтобы написать развёрнутое сочинение о медведе, добавьте в него описание этого зверя, его образ жизни и характер питания. В этом вам поможет статья Почему медведь зимой спит.
Сочинение № 2 на тему «Медведь — хозяин леса»
Описание медведя
Хозяин леса
Рассказы о медведях
Лесной гость
Жил на берегу реки старик. Однажды посмотрел он в окно и увидел большого медведя. За ним гналась стая волков. Могут его догнать.
Медведь быстро вскочил в двери, двери за ним сами закрылись. А он ещё и лапой держит.
Так и остался ночевать у старика лесной гость.
Случай в лесу
Мужик поехал зимою в лес за дровами. А в лесу бродил сердитый голодный медведь. Когда медведь увидел лошадь, он кинулся на неё. Лошадь испугалась и понеслась. Медведь упал в сани, а лошадь помчалась по дороге. Скоро лошадь прибежала с медведем в деревню и въехала на свой двор.
Обидчивый медведь
Осенью мимо нашего села часто проходят плоты. Это бригады сплавщиков возвращаются домой.
Как-то возле нашего села причалили два плота. Все ребятишки сбежались посмотреть на приезжих. На одном плоту стоял медвежонок.
Сплавщики сошли на берег. Вслед за ними по узкой доске бойко скатился медвежонок.
Один из мальчишек по имени Петька спросил: «Он бороться умеет?» Сплавщики засмеялись: «Попробуй».
Петька подошёл к медвежонку и поставил его на задние лапы. Медведь оказался смекалистый и сразу всё понял. Не успели мы глазом моргнуть, а Петька уже лежал.
Во второй раз Петька дал медвежонку подножку. Тот упал и обиделся. Заурчал, вытаращил глаза и всё хотел Петьке дать по голове.
Потом мы боролись с медвежонком по очереди. После каждой победы ему поднимали лапу и давали кусочек сахару. Мы поддавались ему нарочно. Уж очень он был обидчивый и самолюбивый.
Как белка помогла медведю
В лесу жил медведь. Однажды он лежал голодный под дубом. Рядом на высоте резвилась маленькая белочка. Бегала она по дубу и вдруг прыгнула на гнилой сучок. Сучок с треском сломался, и белочка упала прямиком в медвежьи лапы.
Медведь схватил добычу, но белочка умоляла отпустить её. Великан рассмеялся и откинул малышку прочь.
Через некоторое время рыженькая любительница орешков наткнулась на медведя в ловушке. Белочка не забыла доброту косолапого. Она перегрызла петлю и освободила его из плена.
Легенда о происхождении медведя
Медведь был грозным противником человека в лесистой полосе Европы. Для наших предков он был самым страшным зверем. Он мог становиться на задние лапы, чем очень напоминал человека.
Происхождение медведя от человека объясняет народная легенда. Когда-то Христос и апостолы проходили мимо мельницы. А мельник спрятался под мостиком, чтобы их напугать. Он надел кожух навыворот, неожиданно выскочил из-за своего укрытия и зарычал. Рассердился Христос и сделал так, чтобы он вечно ходил в той шкуре, сказав при этом: «Чтобы ты так ревел, пока светит солнце».
С того времени и появились на свете медведи.
Существуют и другие интерпретации данной легенды. Человек был обращён Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за нежелание впустить странника или монаха на ночлег; за то, что, будучи мельником, месил хлеб ногами, обвешивал и обманывал людей и т. д.
Дровосек и медвежата
Была в лесу пещера, а в ней маленькие медвежата. Однажды возле пещеры рубил дрова дровосек. Это увидела медведица и очень рассердилась, что он нарушает покой её жилища. Решила она незаметно напасть сзади на человека и перегрызть ему горло. Тут дровосек заметил, как из кустов вылез медвежонок и зацепился за иголку шиповника. Жаль стало человеку медвежонка, положил он топор и отцепил колючую иголку. Потом взял малыша на руки и отнёс к пещере, после чего снова принялся за работу.
Медведица всё это видела и передумала нападать на человека. Так доброе дело спасло дровосеку жизнь.
Н.И.Сладков рассказ «Медвежата», 2 класс школы для слабослышащих детей
специалист в области арт-терапии
Тема урока: Н.И.Сладков рассказ «Медвежата».
Цель: создать условиядля ознакомления с рассказом Н.И.Сладкова «Медвежата».
Обучающая. Упражнять в чтении и понимании прочитанного.
Воспитательные. Воспитывать любовь к чтению, как источнику познания окружающего мира, воспитывать любовь к природе.
Коррекционно-развивающие. Развивать умение работать с текстом, отвечать на вопросы.
Продолжать работать над закреплением правильной артикуляции звуков, пополнять словарь.
Развивать слуховое восприятие на примере организационных фраз.
-Прозвенел сейчас звонок,
+Диана, спроси у Вовы какой сейчас урок?
-Сейчас урок чтения.
+Саша, спроси у Ксюши который это урок?
-Будем выполнять речевую зарядку:
Б) будем читать слоги и слова:
В) будем читать словосочетания
Г) будем читать предложения
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
(Мы выполняли речевую зарядку.)
2. Сообщение темы урока.
-Молодцы. Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, нужно отгадать ребус. Что мы будем делать? (Отгадывать ребус)
-У вас на партах лежат карточки. Возьмите и решите его. (Дети выполняют)
-Как называется рассказ? (Медвежата) Кто автор рассказа? (Н.И. Сладков)
-Значит тема урока какая? (Н.И.Сладков рассказ «Медвежата»)
-Что такое рассказ? (Рассказ- это короткий текст, который описывает одно событие.)
-Оцените себя и поставьте оценку в оценочный лист.
Проверка домашнего задания.
Работа с предложениями.
2. Сообщение плана урока.
-Молодцы. Работать будем по плану:
1. Проверка домашнего задания.
2.Работа со словами.
3. Ответы на вопросы
4. Работа с предложениями.
5. Подведение итогов.
3. Работа над содержанием рассказа.
Первый пункт плана- Работа со словами.
-Чтобы начать работать с рассказом, нужно прочитать трудные слова.
(Читаем хором, индивидуально).
Муравейник – домик для муравьёв.
Медведица – мама медвежонка.
-У вас на парте лежат большие карточки. Соедините картинку и слово.
— Что мы будем делать? (Дети выполняют).
Муравейник
Медведица
Рукавичка
Медвежата
3. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом? (Прочитать рассказ выразительно). Как будем читать?
— Читаем эстафетой. Начинает Алёша.
-Молодцы. Оцените себя. Поставьте оценку в оценочный лист.
— Что мы будем делать?
-У вас на партах лежат розовые карточки. На них вопросы. У каждого свой вопрос.
-Вы читаете вопрос и отвечаете на него. Задание понятно?
(Дети отвечают каждый на свой вопрос).
-Оцените себя.Поставьте оценку в оценочный лист. Молодцы.
Вышел мишка из берлоги.
Раз и два поднял он ноги.
Сел, встал. Сел, встал.
Лапки за спину убрал.
И немножко потянулся.
Отдохнули, прямо сели
И к работе приступили.
6. Работа над содержанием(продолжение).
-Молодцы, ребята. Оцените себя. Следующий пункт плана- Работа с предложениями.
— Что мы будем делать?
-Читаем предложение и к нему подбираем нужную картинку. Работаем вместе.
(Дети выполняют). Проверяем.-Оцените себя.
-Оцените свою работу на уроке.
• Я молодец, мне всё понятно.
• Я доволен (довольна) своей работой,
но мне ещё нужно постараться.
• Я мог (могла) бы поработать лучше.
— Вот конверты. В них предложения. Вам нужно приклеить предложение к карточке и приготовить пересказ.
(предложения в конверте)
Медведица очень большая,
а медвежата- маленькие.
в берлоге в январе.
А первый раз вылезли
из берлоги в апреле.
медвежат сладким мёдом.
И ещё медвежата научились
9. Подведение итогов.
-Над каким рассказом сегодня работали? Кто автор?
-Посмотрите в оценочный лист и поставьте себе оценку за урок.
-Спасибо всем. Вы- молодцы.
Номер материала: ДБ-498625
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Просмотр телевизора ухудшает когнитивные функции
Время чтения: 3 минуты
Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.