Как рассказать о музее старинной одежды и национальных костюмов, 1 класс?
Окружающий мир 1 класс стр 16 задание 4. Если представится возможность, побывайте в музее и познакомьтесь со старинной одеждой, с национальными костюмами. Приготовься рассказать на уроке, что тебе особенно запомнилось.
Мне очень понравились национальные костюмы. Они очень яркие, красочные и поэтому очень красивые. В них чувствуется особенная энергетика. Национальные костюмы отображают душу народа. Они выполнены с элементами ручной работы, присутствует вышивка, различный декор.
Вот фото костюмов, которые мне понравились больше всего:
Периодически проходят выставки костюмов с фильмов «Сказочная мастерская»
Кроме одежды в музее можно полюбоваться на предметы быта наших предков.
Это прялки, самовары, и сундуки.
Кроме этого можно пригласить экскурсовода, который подробно расскажет об истории национального костюма, от том что значили узоры на сарафанах и косоворотках, а также для чего русские женщины делали куклы-обереги.
Если вы живете не в Москве и хотите посмотреть все своими глазами, то можно пройти вот на этот ресурс и совершить виртуальную экскурсию по музею.
Несмотря на суровость климата, животный мир холодных районов разнообразный и богатый.
В Арктике обитают белые медведи, полярные совы, песцы, лемминги, полярные зайцы, волки, россомахи, северные олени, овцебыки, снежные бараны, моржи, тюлени.
В Антарктике обитают пингвины, поморники, тюлени, морские котики, киты, альбатросы.
Удивительным животным Арктики есть северный олень. Это животное отлично приспособилось к обитанию в суровых арктических условиях и относительно неплохо переносит низкие температуры и заснеженность. Своими копытами северные олени достают из-под снега лишайники и веточки растений. Во многих северных районах оленей разводят как домашнее животное.
Все в природе взаимосвязано и одни живые организмы не могут жить без других.
Вот например бабочки и цветы. Что у них общего,кроме того, что они красивые?
Оказывается они участвуют в одной пищевой цепочке, и помогают друг другу жить и развиваться.
Бабочки питаются цветочным нектаром. Они садятся на цветки и собирают нектар.
Цветам нужно размножаться, а для этого должно произойти опыление. Но сделать его могут именно бабочки. Поэтому цветы привлекают бабочек сладким нектаром.
Без цветов бабочкам нечего было есть, без бабочек цветы бы не дали семян и погибли.
Отправитель это тот кто решил написать письмо, послать посылку
Опишем по плану рыбу под названием Сазан.
Самым оперативным источником информации сейчас оказался интернет, в котором происходящие события отражаются чуть ли не в реальном времени. Однако не всему, о чем пишут в интернете или говорят по телевизору следует верить.
В моей жизни роль средств массовой информации пока не так велика. Я смотрю выпуски новостей, просматриваю прогноз погоды, читаю некоторые обзоры на интересующие меня темы, пользуюсь интернетом для подготовки домашних заданий.
Но в мире, средства массовой информации играют необычайно важную роль, формируя общественное отношение к тому или иному событию.
Урок окружающего мира по теме «Когда появилась одежда?» 1-й класс
Класс: 1
Оборудование: карточки с понятиями („национальная”, „деловая”, „спортивная”, „рабочая”, „домашняя”), лапти, рубаха-косоворотка, Презентация.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, посещение краеведческого музея.
1. Организационный момент
2. Мотивация и целеполагание
– Муравьишка приготовил загадки к уроку.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый целых пять.
– Назовите все эти предметы одним словом (одежда)
– Зачем нам одежда?
– Какая бывает одежда?
– Когда появилась одежда?
После ответов детей зачитывается текст в рубрике „Что узнаем, чему научимся”
(Слайд 1)
3. Освоение нового содержания и его применение
а) – Когда мы с вами впервые встречаемся с одеждой? (ответы)
– Верно, с одеждой мы с вами встречаемся с самого рождения и на протяжении всей жизни. Она у всех разная.
– Какую одежду вы носили, когда были маленькими?
– А что такое одежда?
Одежда – это совокупность предметов, которые покрывают тело.
– Откройте учебник с.20-21.
– Муравью Вопросику стало интересно, когда появилась одежда. Чтобы вы ему ответили?
– На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в прошлое и познакомимся с историей одежды, а в конце урока поможем Муравью ответить на его вопрос.
б) Рассказывает подготовленный ученик
Итак, начинаем рассказ об одежде.
Заглянем мы в разные времена.
Расскажем о той, что нужна была прежде,
И как изменилась сегодня она.
– Какая одежда появилась первой? (первобытного человека)
– Из чего первобытные люди делали одежду? (из шкур животных)
– Как вы думаете, почему?
(Слайд 2)
Рассказывает подготовленный ученик
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
А каждый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
– Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Потом одежда стала еще и украшением. Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев. В шкуры животных люди стали одеваться много-много лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать.
в) – Рассмотрите второй рисунок. Из чего сделана одежда этого человека?
– Из чего человек делал ткани?
– Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани изо льна и хлопка, научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани.
(Слайд 3)
Рассказывает подготовленный ученик
Греция, Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.
г) – Шло время, одежда менялась. Рассмотрите следующие два рисунка.
– Опишите одежду женщин на этих рисунках.
– Опишите одежду мужчины.
– Много лет назад костюмы мужчин были совсем непохожи на современные. Мужчины носили длинные приталенные пиджаки – сюртуки и высокие шляпы с маленькими полями.
– Как называются такие шляпы? (Цилиндр)
(Слайд 4)
Рассказывает подготовленный ученик
Знать при дворе называлась придворною.
Носила костюмы с отделкой узорною.
Если б не эти костюмы, как знать,
Сумели бы знать отличить и узнать?
– В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.
Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.
(Слайд 5)
– Как называют человека в нарядном костюме и со шпагой?
– Как украшен костюм мушкетера? (Ответы)
Рассказывает подготовленный ученик
Костюм мушкетера: шпага и шпоры,
с перьями шляпа, но просим учесть:
не только костюм украшал мушкетера,
его украшали отвага и честь.
– Во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
– Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь)
– Из чего делали такую одежду? Почему?
Физкультминутка
(Слайд 6)
а) – Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?
– У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная. (Слово проговаривается хором) На доску вывешивается карточка со словом.
(Слайд 7)
– Какая национальная одежда у русских? (Ответы)
– Где недавно мы видели русскую женскую одежду? (При посещении музея)
– В нашей стране люди тоже носили разную одежду. Большая часть жителей Древней Руси занималась земледелием. Крестьяне носили одежду удобную для работы. Ткани они делали сами и одежда называлась домотканая. Умели прясть шерсть, вязать. Одежду украшали вышивкой. Ткани красили отварами коры, листьев растений. В музее мы с вами видели станок для изготовления тканей и домотканые сарафаны.
– Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а поверх надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрея. В основном одежда была украшена вышивкой. Для украшения нашивали ленты, бусины. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей. Их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом.
– Какую одежду носили мужчины?
– Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Рубаха была украшена вышивкой.
Показ рубахи-косоворотки.
– Наши далекие предки считали, что одежда оберегает от злых духов. Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим покроем и украшением. Украшением чаще всего служила вышивка. Были рубахи повседневные и праздничные.
(Слайд 8)
– Женщины зимой носили шубы, платки. Мужчины – овчинный тулуп, шапку.
– Какая обувь была в то время? (Ответы)
– Обувь была различная: носили сапоги, но в основном лапти. Лапти плели из тонкой части липовой коры – лыка. Из полосок лыка настоящие мастера могли сплести лапти, которые даже в дождливую погоду не промокали. Ноги обматывали куском ткани и обвязывали веревками. Лапти носили бедные люди.
Показ лаптей.
Физкультминутка
б) – Рассмотрите рисунки с.21, прочитайте, какая еще бывает одежда, в каких случаях ее используют.
На доску вывешиваются карточки со словами: деловая, спортивная, рабочая, домашняя
(Слайд 9)
– Назовите предметы домашней одежды; спортивной; рабочей; деловой.
– В какой одежде вы занимаетесь на уроке физкультуры? Почему в этой?
– Может быть у детей деловая одежда? Когда вы ее надеваете?
в) – Правильно ли поступит мальчик, если придет на спортивную площадку в школьной форме? Почему?
– Все ребята вышли на улицу убирать мусор. Девочка пришла в халате и в домашних тапочках. Что не так в ее одежде?
– Как нужно одеться в этом случае?
– Семья вечером расположилась у телевизора, чтобы посмотреть интересную передачу. Мальчик пришел в одежде хоккеиста. Соответствует ли его одежда этой ситуации? Почему?
2. Выводы и обобщения
– Помогите ответить Муравьишке на вопрос „Когда появилась одежда?”
3. Контроль и оценка достижений
Проводится с помощью блокам вопросов на с.21
I. Организационная часть урока
Проверить готовность учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с историей русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.
III. Объяснение нового материала. Презентация
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. (Слайд 3).
Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). (Слайд 4).
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. (Слайд 5).
Праздничная одежда, север России (Слайд 6).
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний (Слайд 7).
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии (Слайд 8).
У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.
В народе русский костюм описывают так:
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга. (Слайд 9).
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. (Слайд 11).
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (Слайд 12).
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. (Слайд 13).
Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу. (Слайд 14).
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей. (Слайд 15).
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. (Слайд 16).
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (Слайд 18).
Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины. Понева – древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.
Термин «понява» («понева», «понька») – общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.
Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна – конопли. Техника изготовления ткани была простейшая – полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.
Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» – это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.
Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».
Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье – это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».
Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом – «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.
Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами. (Слайд 19).
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной толщины. Носили их с сарафанами. (Слайд 20).
Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине6 ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» – петух, кика или кичка, сорока).
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» – яркими Селезневыми перышками.
Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.
Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» – концами назад. (Слайд 21).
Женские головные уборы. (Слайды 22, 23, 24).
Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны – низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы – косник из бисера. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля. (Слайд 25).
Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Свадьба – это старинный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. (Слайд 26).
Свадебные головные уборы. (Слайд 27).
Мужской костюм
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи. (Слайд 28).
Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний. (Слайд 29).
Мужская рубаха украшалась вышивкой. (Слайд 30).
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы. Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Дина их варьировалась от коленей до щиколотки. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы. (Слайд 31).
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. (Слайд 32).
Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.
IV. Практическая работа
Выполнить эскизы русского народного костюма. Выполнить аппликацию по изготовленному эскизу с использованием цветной бумаги, лоскутов ткани, бисера, тесьмы и т.д.
V. Подведение итогов и анализ урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего? Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.
Выставка работ учащихся. Определение лучших работ. Выставление оценок.