Мультимедийное путешествие по Нижегородскому кремлю
Наталья Климова
Мультимедийное путешествие по Нижегородскому кремлю
Мультимедийное путешествие по Нижегородскому кремлю.
Цель: обобщить знания детей о Нижегородском кремле.
— Продолжать знакомство детей с достопримечательностями родного города.
— Углублять и закреплять знания детей о Нижегородском кремле, его башнях.
— Воспитывать интерес с истории своего города.
Материал: Мультимедийная презентация «Нижегородский кремль». Аудиозапись «Волгари» в исп. Олега Митяева.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, как появился наш город, рассматривание иллюстраций, открыток, прогулки с родителями по Нижегородскому кремлю.
Ребята, сегодня мы отправимся в интересное и познавательное путешествие по древним стенам Нижегородского кремля. Предлагаю вспомнить, как называлось место, на котором был построен Нижегородский кремль. (Дятловы горы). Кто приказал строить кремль на Дятловых горах? (Князь Юрий Всеволодович).
«Нельзя без волнения говорить об одной из самых красивых крепостей Древней Руси – Нижегородском кремле, – писал художник Илья Глазунов. – Он и теперь поражает нас величавой простотой, могучим размахом стен и суровыми неприступными башнями, выдержавшими на своем веку семнадцать вражеским осад. Ни разу) вражеская нога не ступала внутрь нижегородской крепости.»
Перед вами, ребята, план нижегородского кремля. Кремль имеет 13 башен. Руководил постройкой Нижегородского кремля мастер Петр Френчушко Фрязин» – так называют летописи инженера, который руководил постройкой этого необыкновенного сооружения. Ощущение мощи стенам придает почти стометровый – не имеющий аналогов в России – перепад высот между нижней и верхней частью. Кремлевские стены достигали 15-18 метров. Это уже позднее нараставший с обеих сторон культурный слой, подсыпка земли стали скрадывать их настоящие размеры. Четыре с половиной метра белого камня – толщина их – делали оборону предельно надежной. Сами башни имели высоту до 33 метров, соединялись «гульбищами» – крытыми галереями по стенам. 5 башен из 13 имели ворота с парой мощных запускных решеток.
Первая остановка. Здесь вы видите Дмитровскую башню. У её основания расположилась выставка военной техники.
Другое предание объясняет необычное название Коромысловой башни иначе. Да, женщина с коромыслом лежит под основанием башни. Существовал такой древний обычай – чтобы надежно стояли крепостные стены, в момент закладки первых камней полагалось принести жертву, а уж судьба сама ее выберет, сама приведет к яме. Надо только дождаться, кто первым окажется возле неё – верь, птица, человек. И все, что при нем будет, положить рядом…Так и получилось, что первой рано утром подошла к яме молодая нижегородка с ведрами и коромыслом.Все женское любопытство: не было вчера ямы, и вдруг появилась. Что такое?. Плакали строители, замуровывая женщину, но ничего не поделаешь…Зато стоял Нижегородский кремль крепко – на страх врагам. Больше никогда его не брали ни приступом, ни долгой осадой. Вот такие грустные предания и обычаи бывали на наших землях.
Воспитатель – Предлагаю вспомнить, что находилось у стен кремля?
Предполагаемый ответ – Ярмарка.
Предлагаю вам ребята поиграть в хороводную игру «Где был Иванушка?»
Продолжаем путешествие по кремлю дальше. Перед нами Кладовая башня кремля. Кладовая башня — служила складским местом. Также называлась Круглой, Цейхгаузной (цейхгауз — нем. военная кладовая) и Алексеевской — рядом находилась Алексеевская церковь.
Продолжаем путешествие. Сейчас мы находимся у стен Никольской башни. В память о том, как служил раньше ров, архитекторы нашего века перебросили через Зеленский съезд небольшой пешеходный мост к Никольской башне – именно там, где от моста начиналась древняя дорога из Нижнего в Москву. Никольская башня находилась по соседству с посадской церковью Николая Чудотворца. В честь которой и названа башня. В башню ведёт пешеходный мост над Зеленским съездом, построенный в 1980-е гг.
Перед нами Тайницкая башня. Рассказывают, именно под ней, в одном из глубоких казематов, начинался тайный подземный ход, который был построен на случай беды. Вел он за Почаинский овраг, на соседнюю гору, в ту пору уже обжитую. Это место – называло оно Петушково – было под охраной мощного земляного вала. В 80-х годах прошлого века перед строителями, работавшими в этом уголке кремля, в самом деле открылась круто уходившая вниз полость, потолок которой еще поддерживала сгнившие деревянные столбы.Краеведы не рискнули обследовать ее: земля была готова обвалиться в любой момент, ход был замурован, для этого потребовалось несколько десятков возов.
Следующая башня – это Часовая башня. Она называется так по установленным на ней в 16 веке часам.
Мы с вами добрались до Ивановской башни. Ивановская башня находилась по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи. Стала называться по названию церкви – Ивановская.
Следующая остановка у Белой башни. Белая башня — названа по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. Более позднее название 17- 18 века — Симеоновская, по Симеоновскому монастырю, находившемуся рядом с ней внутри кремля. Круглая 4-х ярусная башня.
Зачатьевская (Зачатская) башня (была разрушена оползнем в 18 веке, сейчас полностью восстановлена. Названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю. Иногда упоминается как Живоносновская башня (по церкви и монастырю в честь Живоносного источника) или Белая (по аналогии с соседней). Это двухъярусная квадратная башня с воротами.
Перед нами Борисоглебская башня — названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, стоявшей ниже Кремля, у берега Волги. К 1622 году была заново перестроена. В результате постоянных подвижек грунта башня разрушилась, и была окончательно разобрана в 1785 году. В 1966 году были откопаны остатки Борисоглебской башни, а в 1972 году башня была вновь возведена на первоначальном месте.
Ребята, какая река протекает под стенами кремля? (Волга). Предлагаю прослушать песню Олега Митяева «Волгари».
Перед нами Георгиевская башня — названа она так, потому, что находилась она по соседству с посадской Георгиевской церковью. Квадратная 4-х ярусная башня, до 17 века у неё были подъёмные ворота.
В настоящее время на территории Нижегородского кремля находится стела в память о всех погибших в Великой Отечественной войне, где горит Вечный огонь. Здесь находится здание Нижегородского правительства, концертный зал, Архангельский собор.
Наше путешествие по Нижегородскому кремлю подошло к концу.
— Какой самый главный и древний памятник в нашем городе?
— На каком месте был построен Нижегородский кремль?
— Как вначале выглядел кремль? Из какого материала он был построен?
— Сколько башен в Нижегородском кремле? (13)
— Вспомните и назовите их.
— Все ли башни одинаковые? В чём их разница? (Круглые и квадратные).
— Назовите круглые башни.
— Назовите квадратные башни.
— Какие башни выходят на площадь Минина и Пожарского?
— На какой башне установлен герб нашего города?
— Какая башня служила хранилищем?
— В какой башне хранили боеприпасы?
— Название какой башни, связано с легендами?
— В названии какой башни была тайна?
— На какой башне кремля были установлены часы?
— Подумайте и спросите меня, что бы вы хотели узнать о Нижегородском кремле?
Моё путешествие (фоторепортаж) Сегодня я хочу рассказать о ещё одной экскурсии,на которую мы отправились во время отдыха в Нячанге. Это поездка в Тихую Бухту. Путь в бухту.
Фоторепортаж «Осеннее путешествие» «Осенние путешествие» Фоторепортаж. Время падающих листьев пришло снова! Как много света и цвета в последние осенние дни! Приглашаю вас,.
«Путешествие в космос» Фотоотчет. В этом году мы отмечаем 55-летие полета первого человека в космос. Такое событие не обошло вниманием и наш детский сад. В своей группе, мы.
Фотозарисовка «Прогулка по Кремлю. Мои впечатления» Приглашаю на прогулку в историко – культурный Музей – Заповедник «Московский Кремль». Московский Кремль – главная достопримечательность.
Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля
Марина Водопьянова
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с историей возникновения Нижегородского кремля
Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы
с историей Нижегородского кремля
Тема. «История возникновения Нижегородского Кремля».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания и строительства Нижегородского кремля, его значения в обороне города.
2. Развивать память, внимание, мышление, связную речь.
3. Воспитывать интерес к историческим объектам родного города.
Форма организации. Группа детей.
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Предварительная работа. Прогулки детей с родителями по Нижегородскому кремлю, рассматривание книг и иллюстраций в уголке патриотического воспитания, изготовление макета Нижегородского кремля.
Словарная работа. Кремль, крепость, белокаменный, князь, известняк, башня, бойницы, подкоп, ров, зенитные пулеметы, штурм.
Оборудование. Мультимедийная презентация, макет Нижегородского кремля.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, вы уже знаете, что Нижний Новгород город является одним из древнейших городов в России. В нем сохранились старинные здания и постройки. Есть в нашем городе и такие достопримечательности, благодаря которым Нижний Новгород развивался, процветал, находился под постоянной защитой. Как вы думаете, что к таким достопримечательностям относится? (Ответы детей). Сегодня на занятии мы будем говорить о Нижегородском кремле».
Вопросы на повторение пройденного материала: «Вспомните, кто является основателем нашего города? На каком месте князь основал Нижний Новгород? Почему он выбрал это место?»
Просмотр мультимедийной презентации
Воспитатель: «Основателем Нижнего Новгорода является князь Юрий Всеволодович. Он основал Нижний Новгород на возвышенностях, расположенных в месте их слияния рек Волги и Оки. Это место помогало увидеть, кто и с чем перемещается по рекам, вовремя заметить врага. Людям было удобно иметь реку рядом с жилищем. Вода нужна была людям для питья, приготовления пищи, для ухода за домашними животными. По реке можно было перевозить груз».
Воспитатель: «Возведение Нижнего Новгорода началось с постройки высоких стен крепости. Зачем нужно было выстраивать крепость? (Ответы детей). В старину на Руси были очень неспокойные времена. На Русь часто нападали кочевники. Сами князья постоянно вели между собой войны. Поэтому города требовалось защищать. Люди строили церкви, дворцы, терема, дома и окружали их высокими стенами и башнями. Здесь жил князь, его дружина и богатые люди».
Вопрос: «Из какого материала на Руси выстраивали стены крепости и другие постройки?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Дома и стены крепости люди строили из дерева. Это был самый доступный строительный материал, потому что людей окружали непроходимые леса. С каждым разом население росло, приходилось строить новые дома. Места внутри крепости уже не хватало. И люди начинали строить дома за крепостными стенами. Здесь чаще жили бедные люди. Крепость стала уже находиться внутри города и получила название – кремль. Когда людям угрожала опасность, все жители уходили в кремль и сражались оттуда с врагами».
Сравнение крепости и кремля: «Чем отличается кремль от крепости?»
Воспитатель: «Кремлем мы называем укрепленный стенами и башнями город. А крепостью является простое боевое сооружение».
Решение проблемной ситуации: «Какая опасность могла угрожать деревянному кремлю? Каким строительным материалом можно было заменить дерево?»
Воспитатель: «Деревянные укрепления часто поджигали враги. После пожара кремль выгорал дотла и его приходилось строить заново. Поэтому было принято решение о строительстве каменного кремля. Впервые белокаменный кремль был построен при князе Дмитрии Константиновиче».
Вопрос: «Из какого строительного материала построили белокаменный кремль? (Ответы детей)
Воспитатель: «Белокаменный кремль был построен из известняка. Его привозили большими глыбами. Требовалось очень много сил, чтобы обтесать известняк и поднять его на высоту. Со временем белокаменный кремль начал стареть, разрушаться и терять свою красоту. Его снова решили изменить».
Вопрос: «Каким сейчас мы видим Нижегородский кремль?» (Ответы детей)
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И к занятью приступите.
Рассматривание макета Нижегородского кремля
Воспитатель: «Почему Нижегородский кремль можно назвать крепостью? (Ответы детей)
Воспитатель: «У Нижегородского кремля очень высокие стены, через которые трудно перебраться. В стенах кремля есть бойницы – это отверстия в стене для оборонительной стрельбы. Через них защитники крепости стреляли в нападавших врагов. Стены кремля соединяются с башнями».
Дидактическое задание «Сосчитайте количество башен Нижегородского кремля».
Обследование башен: «Все ли башни одинаковые? Чем они отличаются? Сколько круглых башен в кремле? Сколько квадратных? Зачем нужны башни?»
Рассматривание схемы Нижегородского кремля
Воспитатель: «Кремль занимает много места. Его расположение напоминает многоугольник. Как вы думаете, как можно войти в кремль? (Ответы детей). В кремль можно войти через ворота. Как расположены ворота в кремле? (Ответы детей). Ворота находятся в стенах и башнях кремля. Так было сделано для того, чтобы жители могли укрыться за стенами крепости, когда к их домам подступал враг».
Решение проблемной ситуации «Какими способами враги могли пробраться в кремль?»
Воспитатель: «Враги часто пытались сделать подкопы к стенам кремля. Поэтому для защиты кремля около его стен был вырыт ров. Он заполнялся грунтовыми водами и не давал врагам возможность сделать подкопы».
Воспитатель: «Много веков Нижегородский кремль служил защитой городу. Во времена Великой Отечественной войны на верхних площадках трех башен (Тайницкой, Северной и Часовой) были установлены зенитные пулеметы. Кремль защищал воздушное пространство города от немецкой авиации».
Вопрос «Какое значение имеет Нижегородский кремль в современном мире?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Много раз Нижегородский кремль подвергался осадам и обстрелам. Но ни разу не был взят штурмом. Сейчас он является важным историческим местом, украшением нашего города. Отсюда открываются бескрайние заволжские дали и речные просторы».
Воспитатель: «Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что нового и интересного вы узнали о Нижегородском Кремле? Захотите ли вы его посетить и почему?»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: «Овощи» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.
Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности «История возникновения денег» для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.
Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Башни Московского Кремля» Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей своего города, познакомить детей с историческими особенностями развития Москвы.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.
Конспект занятия по краеведению «Маленькие экскурсоводы об истории Нижегородского кремля»
Мария Соколова
Конспект занятия по краеведению «Маленькие экскурсоводы об истории Нижегородского кремля»
Маленькие экскурсоводы рассказывают про Нижегородский кремль
Ход мероприятия:
Предварительная работа: индивидуальные беседы с родителями воспитанников на тему «Как помочь ребенку рассказать об истории Кремля»; подборка стихотворений нижегородцев о Нижегородском кремле; изготовление дидактической игры «Нижегородский кремль. Создайте сами»; беседы с детьми в группе об истории города, просмотр презентаций «Красота города на Стрелке. Башни Нижегородского кремля», разработка маршрута экскурсионной прогулки, домашнее задание – приготовить поговорки и пословицы о дружбе.
Ход мероприятия:
Участники экскурсионной прогулки собираются у стелы Георгия Победоносца на территории Нижегородского кремля
Воспитатель приветствует собравшихся Коротко воспитатель оговаривает правила поведения в Кремле и условия предстоящей прогулки, останавливаясь на нравственных нормах поведения и общения. (Никто не перебивает говорящего, не нарушает маршрута прогулки, дети не покидают родителей)
Воспитатель обращает внимание детей и родителей на стелу и спрашивает, что же видят дети, спрашивает, кто такие предки и похожа ли была их жизнь на нашу.
Дети стоят полукругом так, чтобы видно было стелу Георгия Победоносца.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Рассказ Насти о своем генеалогическом дереве «Все мои ближайшие предки – нижегородцы».
Родители рассказывают о предметах быта, которые резко отличают современный век от столетий второго тысячелетия, чтобы наглядно показать детям, как движется история.
Воспитатель предлагает вопрос родителям: «Наш город называется Нижний Новгород. Если следовать правилам словообразования в русском языке, то как должны называться жители нашего города? (Нижненовгородцы)
Родители высказывают свои предположения.
Воспитатель благодарит за интересный рассказ и предлагает пройти к Дмитровской башне.
Воспитатель благодарит Ваню и его маму за содержательный рассказ и предлагает пройти по мостовой вдоль Арсенала и во время движения по булыжному покрытию порассуждать, зачем же в давние времена люди мостили дорогу булыжниками?
Все подходят к Пороховой башне
Дети высказывают свои предположения, воспитатель хвалит каждого ребенка за его рассуждение.
Дети высказывают свои предположения, воспитатель хвалит каждого ребенка за его рассуждение.
Воспитатель предлагает детям задать этот вопрос своим родителям. Под гул рассуждений все продвигаются к Пороховой башне кремля через ворота.
После рассказа о Пороховой башне воспитатель загадывает детям загадку:
Стоят три старушки,
Вздохнут они, да охнут,
Вблизи все люди глохнут. (Пушка)
Дети не только дают ответ, но и объясняют содержание загадки.
Вопрос родителям: на что был похож пистолет «Рука смерти», если рассуждать логически? (У этого пистолета было пять выходных стволов, как пять пальцев у руки)
Затем вся группа продвигается к Георгиевской башне, к Чкаловской лестнице.
Дети рассуждают на заданную тему, затем читают стихи нижегородских поэтов.
Стихотворение рассказывает Руф:
Влажным ветром пахнуло немного, легким дымом, травою сырой…
Наташа рассказывает стихотворение
Поседевшие Дятловы горы…
Родители отвечают на вопрос: «Какое еще «птичье» имя связано с Дятловыми горами? (Скворец)
Воспитатель отмечает хорошее чтение стихов и приглашает пройти к Кладовой башне кремля.
Воспитатель предлагает подумать, почему башня называется кладовой – потому ли, что там был найден клад, или потому, что там что-то клали, складывали.
Все останавливаются у Никольской башни и родители отвнчают на загадку.
У Никольской башни воспитатель предлагает детям понаблюдать, чем эта башня отличается от тех, какие дети уже видели.
Родители вместе с детьми осматривают внутреннее устройство башни, трое ворот, рассказывают детям, как они работали, и кто приводил их в действие.
Воспитатель благодарит рассказчика и предлагает двигаться дальше, к Коромысловой башне.У башни воспитатель загадывает детям загадку:
Трудно нести воду с колодца,
Воду несет – руки свободны.
Плечи несут полнехоньки ведра.
Этот предмет с загадочным смыслом.
Есть два крючка у (коромысла)
Дети отвечают на загадку, объясняя ее смысл.
Воспитатель благодарит рассказчиков и предлагает всем прогуляться до Тайницкой башни.
Детям предлагается подумать о происхождении слова «тайницкая».
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает подумать,почему эту загадку он загадывает именно около Тайницкой башни:
Где встречается такое,
Что земля над головою?
Родителям предлагается вспомнить, как назывался предмет, заменяющий современный электрический утюг? (Рубель)
Воспитатель хвалит тех, кто рассуждал над загадкой особенно активно и приглашает пройти к Северной башне.
Воспитатель обращает внимание, что до следующей башни рукой подать.Просит детей ответить на вопрос: что значит «рукой подать?»
Дети рассуждают над заданным вопросом. Историюо Часовой башне рассказывает Алеша: «Часовая башня не совсем обычная. Она как бы спрятана в углу кремлевской стены. Как только поднималось рассветное солнышко над Нижним, просыпался часовой, поднимался на башню, осматривал город. Часовой был важным человеком, потому что в городе было тогда всего двое часов – в кремле и на Спассо-Преображенском соборе. Жил часовой рядом с башней. У часов был красивый звучный бой».
Воспитатель предлагает родителям и детям собраться в круг, взяться за руки и поиграть в игру «Дружить так дружить»: родители и дети проговаривают пословицы и поговорки о дружбе. Выигрывает тот, кто скажет свою поговорку последним.
Воспитатель обращает внимание детей и родителей на вид, открывающийся на город от Северной башни, спрашивает детей, что значат слова «полюбоваться городом».
Воспитатель объясняет детям, что если все сейчас зайдут через ворота за Северной башней внутрь кремля, то всех ожидает приятный сюрприз.
Детям и родителям предлагается дидактическая игра «Собери кремль»
На свободной поляне все коллективно выкладывают Нижегородский кремль, заполняя его жителями и характерными предметами быта. (Дид. игра выполнена в виде плоскостного конструктора из стен, разборных башен, фигурок людей и предметов быта древнего кремля.)
Дети и родители, помогая друг другу, успешно выстраивают на траве нижегородский кремль и любуются собственным творением.
Воспитатель обращает внимание детей, что сегодня они увидели не все башни Нижегородского кремля, называет оставшиеся башни, показывает, где они находятся.
Воспитатель сообщает, что дружная экскурсия подошла к концу, спрашивает детей и родителей, что им запомнилось больше всего, еще раз благодарит маленьких экскурсоводов за интересные рассказы и желает удачног
Занятие в старшей группе «Башни Нижегородского кремля» Конспект занятия Тема: «Башни Нижегородского кремля» Цель: Обобщить и уточнить знания о Нижегородском кремле. Задачи: 1. Закрепить знания.
Конспект занятия «Башни Московского Кремля» Конспект занятия «Башни Московского Кремля». Цели занятия: расширит представления детей об истории Московского Кремля, строительстве Кремля;.
Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.
Макет каменного Нижегородского кремля для ознакомления с Нижегородским кремлем в прошлом Все больше внимания стало уделяться патриотическому воспитанию детей. Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое.
Проект «Маленькие истории в моей большой семье» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА 1. ВВЕДЕНИЕ Полное название проекта: «Маленькие истории в моей большой семье» Автор проекта: воспитатель высшей.
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе «Как известно от Кремля начинается Москва…» Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Как известно от Кремля начинается Москва…» Цель: Закреплять и расширять.
НОД «Маленькие истории о Великой войне» Фронтовые письма (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: формирование представлений о солдатских письмах Великой Отечественной Войны. Задачи: • Познакомить детей с различием современных писем.