Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны»
Мы живем на планете Земля, которая такая большая, что рассмотреть ее можно, только если подняться высоко-высоко в космос. Для того чтобы иметь представление как выглядит наша планета, были придуманы карты и глобусы, которые являются уменьшенной копией нашего мира. Присмотревшись внимательнее, вы поймете, насколько интересен и разнообразен окружающий мир.
Что такое материк?
Если взглянуть на глобус, то можно увидеть на синем фоне окрашенные в желтые, коричневые и зеленые цвета участки – это материки, то есть участки суши с горами, равнинами, реками и озерами. Есть всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Особенности материков
Евразия является самым большим материком и разделяется на две части, одна из них называется Европа, а другая – Азия. Здесь расположилась самая большая страна – Россия, самые высокие горы под названием Гималаи и самое глубокое озеро Байкал. На Юге Евразии очень тепло, а на Севере есть самый холодный населенный пункт на Земле – Полюс холода Оймякон.
Африка располагается на экваторе и считается самым теплым материком. Здесь находится огромная пустыня Сахара, растут деревья баобабы и густые тропические леса. В Африке есть знаменитый вулкан Килиманджаро, а также крупные озера: Виктория, Танганьика и Чад, протекает одна из самых длинных рек Нил.
В Северной и Южной Америках много крупных рек и озер. В Северной Америке находится одна из самых больших рек мира Миссисипи, а в Южной Америке протекает самая длинная и полноводная на Земле река Амазонка.
Австралия отличается большим количеством пустынь. Мелкие реки и озера во время летней жары высыхают, но Австралия богата подземными водами. Здесь живут такие уникальные животные, как кенгуру, коала, утконос, ехидна, и растут бутылочные деревья и эвкалипт.
Материк, на большей площади которого никто не живет – это Антарктида. Здесь находится Южный полюс – самая холодная точка Земли. Единственными местами, пригодными здесь для жизни, являются прибрежные зоны. Там вместо растений и деревьев можно найти только мхи, лишайники и водоросли, а из животных встречаются тюлени, пингвины и буревестники.
Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны».
Роль материков в окружающем мире
Материки играют важную роль в жизни людей и наземных животных, так как предоставляют огромную территорию, защищенную от воды.
Что такое океан?
На глобусе видно, что большая часть Земли окрашена в синий цвет. Так обозначается вода. Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
Особенности океанов
Тихий океан считается самым большим. В нем находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина.
Атлантический океан меньше Тихого, он имеет вытянутую форму и славится очень высокими волнами.
Индийский океан намного теплее других, даже в его самой северной части.
Северный Ледовитый океан находится на северном полюсе, большая его часть покрыта толстым слоем льда и снега.
Южным океаном называют воды, омывающие Антарктиду.
Роль океанов в окружающем мире.
Все пять океанов вместе образуют один мировой океан. Это огромное пространство для жизни водоплавающих животных. Вода с поверхности океана испаряется и приносит нам дожди, совершая круговорот воды в природе.
Надеемся, что данная статья будет полезной Вам и Вашему ребенку при выполнении домашнего задания во 2 классе, по предмету «Окружающий мир», теме «Материки и океаны».
Доклад-сообщение «Океан»
окружающий мир, география
Океан – это водоем огромных размеров. Современные ученые насчитывают в мире 5 океанов: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый и Южный. Все они входят в состав Мирового океана, который занимает 71% всей поверхности планеты.
Тихий океан
Это самый большой и глубокий океан в мире. Его площадь (вместе с морями) составляет более 178 млн кв. км. В нем содержится половина всех запасов воды на Земле. Тихий океан находится между Северо-Ледовитым океаном и Южным. Омывает Азию, Австралию, Южную и Северную Америку. В нем находится самая глубокая точка на планете – Мариинскй жёлоб (10 994 м). Тихий океан благодаря своим размерам находится во всех широтах, а его климат разнообразен.
Через океан проходит линия смены даты – это условная линия, по разные стороны от которой календарные даты различаются на сутки. То есть при ее пересечении можно попасть в календарный завтрашний день или в прошлый.
Экспедиция мореплавателя Магеллана впервые пересекла Тихий океан. Путешествие заняло 4 месяца. Во время пути океан был очень спокойным, поэтому ему дали название Тихий. На самом деле он самый неспокойный из всех океанов.
Тихий океан – это дом для половины всех морских животных на планете. В нем обитают рыбы, млекопитающие, планктон. Даже живут древнейшие рыбы, которые не встречаются нигде больше. На дне — беспозвоночные, вблизи берегов – коралловые рифы.
Атлантический океан
Атлантический — занимает второе место по величине среди океанов. Его площадь составляет 91,66 млн кв. км. Расположен он между Северной и Южной Америкой, Европой и Африкой. Название он получил в честь персонажа древнегреческой мифологии Атласа.
В Атлантическом океане находится Гольфстрим — самое крупное течение, которое влияет на климат в Европе. Атлантический океан проходит также, как и Тихий, через все широты, поэтому его климат отличается в зависимости от географического положения.
Флора и фауна океана богата разнообразными водными растениями и морскими животными. Здесь можно встретить моржа, длиннорылого продельфина, ламантинов (морских коров), китов, черепах и многих других.
Индийский океан
Индийскому океану находится в южном полушарии Земного шара. Площадь Индийского океана – более 76 млн кв. км. Его воды омывают 4 континента: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида.
На его климат влияет географическое расположение. В северной части океана образуются устойчивые ветра (муссоны).
Фауна и флора Индийского океана очень разнообразна. Можно встреть моллюсков, ракообразных, известковых губок, каракатицы, креветки, разнообразную рыбу, в том числе рыбу-меч. Здесь обитают киты, морские слоны и тюлени. В тропической части преобладает планктон.
Серверный ледовитый океан
Находится он в Северном полушарии, почти вся его площадь покрыта ледниками. К нему прилегают острова, моря и архипелаги. Его площадь – более 14 млн. кв. км.
Суровый климат Серного ледовитого океана не способствует жизни флоры и фауны. Здесь могут выжить только приспособленные к холоду организмы: животные – моржи, тюлени и киты; на берегах в скалах строят свои гнезда птицы. Основным рационом для птиц и животных является рыба.
Южный океан
Этот океан располагается в Южном полушарии, его воды омывают Антарктиду. Его площадь — 20 млн кв. км. Особенностью океана является большое количество айсбергов (более 200 тыс.). Климат океана очень суров: низкая температура, сильный ветер. Погода обусловлена близким расположением к Антарктиде и наличием ледяного покрова.
Официально Южный океан появился только в 2000 году, до этого времени он существовал только условно и состоял из вод Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
В Южном океане можно встретить китов, морских котиков, тюленей, морских леопардов – самых больших хищников.
Доклад-сообщение на тему Океаны 2, 5, 6, 7 класс
Природа сотворила много всего уникального, и на первом месте, конечно же, океаны. Их на нашей планете насчитывают всего 4, они покрывают большую часть всей поверхности Земли. Это удивительные места, где много разных ресурсов и представителей животного мира. Все океаны имеют разграничения, которые представлены материками. Самый большой среди всех Тихий океан. Вся его площадь занимает половину площади всего имеющегося мирового океана. Он хорошо расположился в южном и северном полушариях. К Тихому океану относятся многие моря и острова. Он расположился так удачно, что захватил почти все климатические пояса. Поэтому здесь наблюдается разнообразие климата, есть теплые и холодные зоны. Почти все основные течения этого океана всегда проходят по кругу. Океанское дно настолько неодинаковое, что здесь наблюдаются разнообразные хребты, многие равнины и подводные горы. Здесь расположена глубокая точка – Марианская впадина. Ее глубина достигает целых 11 километров. В океане обитают многие рыбы, растут различные водоросли, плавают моллюски и кораллы. Именно с глубин Тихого океана добывается большое разнообразие рыбы, используемой в приготовлении пищи.
Атлантический океан – второй по величине среди всех имеющихся. Его береговая линия представлена как внутренними морями, так и заливами. Самое крупное течение здесь – это Гольфстрим. Именно присутствие Гольфстрим влияет на формирование климата в странах Европы. Самой глубокой впадиной является – Пуэрто-Рико. В океанских водах растут водоросли, и водятся разные виды планктона. На третьем месте после Атлантического океана идет Индийский океан. Его территория занимает южное полушарие. Из-за удобной расположенности этого океана в теплых широтах, возникающие влажные муссоны определяют весь основной климат стран Восточной Азии. В океане различается разнообразный рельеф, с хребтами и котловинами. Самая глубокая точка этого океана – Яванская впадина. Последний среди имеющихся океанов – Северный Ледовитый океан. Среди всех на нашей планете, он занимает небольшую площадь. Расположился он в северной части нашей планеты. К Северному Ледовитому океану примыкают моря, острова и архипелаги. Почти вся его поверхность покрыта дрейфующим льдом. Только лед у берегов суши хорошо к ней примерз. Из-за своего расположения в северных широтах, в океане наблюдается достаточно холодный климат. Когда в летний период начинает в большом количестве таять лед, это приводит к снижению солености воды в океане. Так как в океане большую часть времени господствует холод, животный и растительный мир достаточно беден. В этом океане приспособились выживать лишь устойчивые к холоду организмы. Здесь водятся тюлени, киты и моржи. Около берегов и на крутых скалах живут и строят свои гнезда птицы. Мелкая рыба составляет основной рацион многих животных.
Конечно, все имеющиеся границы между всеми океанами можно назвать условными. Их отличает лишь разная соленость воды и температура. Но все они объединены между собой в целый Мировой океан, с его удивительными жителями.
Доклад Океаны сообщение
Океан – огромный водоём, который входит в состав Мирового океана. В Мировой океан также входят моря. Он составляет 71% поверхности Земли.
Тихий океан – самый большой и глубокий в мире водоём. Его средняя глубина чуть меньше 4 километров, но самая большая в Тихом океане глубина является также самой большой в мире, её название – Марианский жёлоб. Первый европеец увидел Тихий океан в 1513 году и назвал его Южным морем. Но во время кругосветного путешествия Фернана Магеланна в 1520 году, когда он на своих кораблях проплывал Тихий океан в течении 4 месяцев у экипажа не было проблем с бурями и штормами, поэтому океан стали называть Тихим.
Южный океан – часть Атлантического, Индийского и Тихого океанов, которая омывает всю Антарктиду. Выделяется, как пятый океан с 2000 года, хотя впервые был показан на карте в 1650 году.
Атлантический океан уступает своими характеристиками лишь Тихому. Он омывает: Европу, Африку, Южную и Северную Америки. Название океана происходит от могучего титана Атланта, который в греческой мифологии держал на своих плечах небесный свод. Интересно, что 16% акватории океана занимают заливы и проливы.
Индийский океан – третий среди всех океанов, занимает пятую часть водной поверхности планеты Земля. История этого океана очень древняя. Еще в середине IV тысячелетия до нашей эры жители Египта вели торговлю с обитателями Индии через Красное море, Индийский океан.
Северный Ледовитый океан – самый маленький в мире. Омывает Северную Америку и Евразию. Считается самым неизученным океаном в мире, хотя с середины ХХ века Арктика становится интенсивно исследуемым уголком Земли. Моря заполнили 70% площади Северного Ледовитого океана. В этом океане присутствует огромное количество ледников. Ледники являют собой самые большие запасы пресной воды, поэтому значимость Северного Ледовитого океана для человечества невозможно переоценить.
Вариант №3
Все океаны и моря земли объединены в мировой океан. Он занимает более 70% земной поверхности. Четыре океана находятся на планете Земля: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Самым большим океаном считается Тихий океан. Находится он в двух полушариях: северном и южном.
Индийский океан не такой большой и глубокий по сравнению с Тихим и Атлантическим океанами. Большей частью он расположен в южном полушарии.
Яванский жёлоб является самым глубоким местом в Индийском океане. Его глубина превышает семь километров. Вода в океане достаточно прозрачная, потому что в него впадает очень маленькое количество пресноводных рек.
Самым маленьким считается Северный Ледовитый океан. Его площадь составляет более 15 миллионов километров квадратных. Расположен он в Арктике и является самым холодным океаном.
В Северный Ледовитый океан впадает много пресноводных рек, поэтому вода в нем не такая солёная, как в остальных океанах.
Океаны выполняют важную роль в обеспечении кислородом всего земного шара, который вырабатывается планктоном. Океаны и леса называют «легкими» планеты.
Океаны оказывают огромное значение на изменения в климате. Поэтому необходимо следить за экологией океанов: не загрязнять воды и не уничтожать их флору и фауну.
Наука не стоит на месте. Таким образом в 2000 году учёные выяснили, что на нашей планете существует пятый океан. Назвали его Южный. Воды этого океана окружают Антарктиду.
2, 3, 4, 5, 6, 7 класс, по географии
Океаны
Популярные темы сообщений
Лесная куница – это небольшой зверек, который живет в лесах на всей территории Европы и на западе Азии. У лесной куницы продолговатое тело и короткие лапки. Длинный и пушистый хвост ей нужен для того,
Правильная осанка у человека, означает, то, что он полностью здоров и не имеет проблем со спинной. Возможными причинами нарушения ее, могут быть вызваны переутомления позвоночника, а также из-за длительного и неправильного положения
«Мировой океан» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: «Мировой океан» 2 класс
Евразия Африка Австралия Южная Америка Северная Америка Антарктида
Океаны Земли Современные ученые подразделяют Мировой океан на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Итак. Мировой океан подразделяется на: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
ТИХИЙ ОКЕАН (ВЕЛИКИЙ ОКЕАН) Самый большой океан на Земле. Расположен между материками Евразией, Австралией, Северной и Южной Америкой, Антарктидой.
Омывает материки: Северную Америку, Южную Америку, Африку и Евразию, на юге Антарктиду Атлантический океан Второй по величине Океан после Тихого океана.
Индийский океан Третий по размеру океан Земли Омывает : на севере Азию, на западе Африку и на востоке Австралию.
Северный ледовитый океан Наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.
Географическое положение Северного Ледовитого океана Океан почти полностью расположен севернее полярного круга. Приблизительно посередине океана находится Северный полюс. Почти со всех сторон он окружен северными рубежами материков: Евразии и Северной Америки.
Льды являются домом для многих обитателей. Каких именно?
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ ТЮЛЕНИ КАЙРА ПОЛЯРНАЯ ЧАЙКА ГАГАРКА ТУПИКИ
Белый медведь – царь северных морей.
Чистик Кайра Крачки
Сельдь Морской окунь
Морской окунь Треска Белуха ь
Ледоколы – проводники северных морей
Номер материала: ДБ-1128394
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году
Время чтения: 3 минуты
На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны
Время чтения: 2 минуты
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 2
Цель: формировать у учащихся представление о Мировом океане.
Подготовка: дети в группах готовят сообщения по темам: «Моря», «Реки», Озёра», «Подземные воды».
Оборудование: карта полушарий, карта России (демонстрационные и раздаточные), электронная презентация «Мировой океан», карточки со словами «водоём», «океан», «море», «река», «озеро», «подземные воды», «солёные», «пресные», памятка «Оцени работу в группе».
I. Организационный момент
Учитель. Доброе утро, дети и наши гости! Желаю всем сохранить доброе и бодрое настроение до конца урока.
II. Повторение изученного материала
Учитель. Отгадайте загадку. «Я и туча, и туман, я ручей и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу».
Дети: Вода.
Учитель. Вода – самое удивительное, полное тайн вещество. Давайте вспомним её свойства, и она пригласит нас в путешествие. Я читаю задание, вы работаете в группах, заполняете кроссворд. (Приложение 1).
1. Свойство воды, благодаря которому мы видим то, что находится в воде. (Прозрачность)
2. Состояние воды в природе при температуре ниже 0 градусов. (Твёрдое)
3. На цветках, на траве серебрится на заре. (Роса)
4. Состояние воды, при котором она поднимается вверх. (Газообразное)
5. Свойство воды, способность растворять некоторые вещества. (Растворитель)
6. Живёт в небе, гулять пойдёт, ноги на землю спустит. (Дождь)
7. Состояние воды, в котором вода течёт. (Жидкое)
8. Бел, как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, весной побежал. (Снег)
9.Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывёт. (Облако)
Учитель. Проверка. Назовите состояния воды.
Дети: Твёрдое, газообразное, жидкое.
Учитель. Назовите свойства воды.
Дети: Прозрачность, растворитель.
Учитель. Назовите природные явления, осадки.
Дети: Роса, дождь, снег, облако.
Учитель. Капитаны, оцените работу группы по памятке.
III. Сообщение темы, целей урока
Учитель. Благодаря своим свойствам вода – самое распространённое вещество на Земле. Скажите, где, в чём хранится вода на Земле? (Ответы детей)
Учитель.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
– Как думаете, что будем изучать? (Ответы детей)
Слайд 1. Мировой океан
Учитель. Как думаете, что такое мировой океан? (Ответы детей)
Учитель. Это водная оболочка Земли, которая покрывает большую часть её поверхности – три четверти, или почти 70 %.
Учитель. Отгадайте загадку, назовите самый большой водоём.
На доску прикрепляю карточку со словом «ВОДОЁМ».
Много рек, озёр, морей он в себя вобрал.
Ты подумай и ответь, что за великан? (Океан)
На доску прикрепляю карточку со словом «ОКЕАН».
Учитель. Покажите на карте полушарий и назовите все океаны.
Дети: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие по мировому океану.
Слайд 2. «На свете нет ничего лучше путешествий!» Воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн, хотя сам так нигде и не побывал. Мы не просто путешественники, а ещё учёные – исследователи. Поставим перед собой цели.
IV. Работа по теме урока
Учитель. А теперь – в путь! Закройте глаза, послушайте звуки, определите, куда мы попали.
Звучит музыка моря.
Остановка 1
Учитель. Белые барашки по синему лугу гуляют. (Море и волны)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
На доску прикрепляю карточку со словом «МОРЕ».
Слайд 4.
Сообщение детей первой группы
Море – это часть Мирового океана, отделённая от океана сушей или подводными возвышенностями.
Самое крупное и глубокое море – Филиппинское, в Тихом океане. Его площадь 5 миллионов 726 тысяч квадратных километров, наибольшая глубина 10265 м. Самое маленькое – Мраморное, в Атлантическом океане. Его площадь 12 тысяч квадратных километров. Морями называют и крупные озёра: Каспийское, Аральское, Мёртвое.
Моря, омывающие Россию: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево, Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское, Каспийское, Японское, Охотское, Берингово море.
В океанах можно наблюдать красивое и опасное явление – айсберги. Встречаются айсберги высотой в десятки и сотни метров. Но над водой мы видим небольшую часть, а подводная часть может быть более 400 метров. Крупнейшее в истории мореплавания катастрофа – гибель огромного лайнера «Титаник» в 1912 году произошла в результате столкновения с айсбергом.
Слайд 5.
Учитель. Как вы думаете, какая вода в айсбергах: пресная или соленая?
Дети: Пресная.
Учитель. Откуда в солёных морях пресная вода?
Дети: Громадные льды сползают с материка Антарктиды, с острова Гренландия.
Учитель. Подведем итог. Где побывали? Что узнали? (Ответы детей)
Остановка 2
Учитель. Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)
На доску прикрепляю карточку со словом «РЕКА».
Слайд 6.
Сообщение детей второй группы
Река – это водный поток, текущий в выработанном им русле. Реки бывают горные и равнинные.
Слайд 7. Строение реки.
ИСТОК – начало реки. РУСЛО – углубление в почве, по которому течет река. ПРИТОК – река, впадающая в другую реку. У реки есть БЕРЕГА: правый и левый. УСТЬЕ – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Скажите, на каком берегу стоит мальчик: на левом или на правом? Почему?
Дети: Мальчик стоит на правом берегу реки. Нужно встать по направлению течения реки, с правой стороны будет правый берег, с левой стороны – левый.
На горных реках встречается зрелищное явление: «Речка бежала, с горы упала». (Водопад)
Слайд 8.
Самый высокий водопад в мире – Анхель в Южной Америке. Его высота 1054 метра. В России самый высокий – Илья Муромец на Курильских островах.
Самая длинная река – Нил в Африке, его длина 6671 километр. Слайд 9.
Самая водоносная – Амазонка в Южной Америке, у нее 500 притоков. Слайд10.
В России самые крупные реки – Енисей, Лена, Обь, Волга. Енисей – самая многоводная река. Лена – река в Восточной Сибири, длина 4400 километров. Судоходна. Слайд 11.
Обь – крупная река в Западной Сибири. Длина 3650 километров. Слайд 12.
Волга – самая крупная река в Европе. Имеет 200 притоков, на Волге построены электростанции, судоходна. Слайд 13.
Учитель. Назовите реку, на которой стоит наш город.
Дети: Нейва. Слайд 14.
Учитель. Нейва берёт начало на восточном склоне Среднего Урала, в верховьях имеет ряд озёр и водохранилищ, впадает в реку Ница, а Ница – в Обь. Длина Нейвы 294 км. На реках люди создают искусственные водоёмы – пруды, перегораживая реки плотинами. Большие пруды называют водохранилищами.
– Где побывали? Что нового узнали?
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Остановка 3
Учитель. Стоит корыто, полно воды налито. (Озеро)
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро)
На доску прикрепляю карточку со словом «ОЗЕРО».
Сообщение детей третьей группы
Слайд 15
– Озеро – это впадина на поверхности суши, заполненная водой. Чем отличается река от озера?
Дети: У озера округлая форма, нет правых и левых берегов, вода не течёт, нет истока и устья.
– Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 376 тысяч квадратных километров. Самое соленое озеро – Мертвое море. Почему оно так названо? Да потому что в нем нет живых существ, лишь бактерии. Озеро Балхаш интересно тем, что в западной части вода пресная, так как туда впадает река, а в восточной части озера вода соленая, так как туда не впадает река.
На доску прикрепляю карточки со словом «СОЛЁНЫЕ», «ПРЕСНЫЕ».
– Самое глубокое озеро – Байкал. Глубина его 1620 метров. Слайд 16.
Учитель. Где побывали? Что узнали?
Остановка 4
Учитель. Мы путешествовали и узнали о воде, которая находится на земле. А как вы думаете, есть ли вода под землей?
Сообщение детей четвертой группы
Под землей скрыты большие запасы воды. В Западной Сибири ученые обнаружили огромный подземный водоем с теплой водой. Он больше Черного и Каспийского морей, вместе взятых. Под пустыней Сахара найдено огромное озеро.
На доску прикрепляю карточку со словами «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ».
В некоторых местах подземная вода, растворив в себе вещества, становится целебной. Особенно много минеральных источников на Кавказе. В Свердловской области самая известная минеральная вода – Обуховская.
Особенно удивительна горячая подземная вода, бьющая фонтанами. Слайд 17.
Гейзер – это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара.
В нашей стране гейзеры есть на Камчатке. Гейзер «Большой» действует через каждые 20 минут, выбрасывает столб воды на высоту 12 метров. Другой камчатский гейзер «Великан» выбрасывает столб воды на высоту до 30 метров. Его сопровождают оглушительные взрывы. Это повторяется через каждые 5 часов.
V. Обобщение
– Итак, мы выслушали выступления всех групп ученых-исследователей.
Капитаны, оцените работу в группе.
– Надо объединить полученные знания в схему. Я даю каждой группе листок со схемой «Мировой океан», надо вставить пропущенные названия, используя слова на доске. (Приложение 2).
Проверка: Слайд 18.
VI. Домашнее задание
Учитель. Вода – бесценное богатство нашей Земли. Но люди не всегда бережно его используют. Учёные подсчитали, что каждый год в водоёмы всего мира попадает столько вредных отходов, что ими можно было бы заполнить 10.000 товарных поездов. За год в море выливается от полутора до двух с половиной миллионов тонн нефти. Это приводит к загрязнению воды и гибели животных. Кроме загрязнения, люди часто нерационально используют очищенную воду: не закрывают кран, принимают ванны вместо душа и т.д.
Домашнее задание: придумайте и нарисуйте плакат, посвящённый охране воды.
VII. Итог урока. Рефлексия
– Встаньте, пожалуйста, те, кто уходит с урока с хорошим, солнечным настроением, …кто – с переменным …, а кто – с пасмурным.