Части тела человека, строение (2 класс, окружающий мир)
Человеческий организм имеет очень сложное строение: все части тела, все органы и системы связаны между собой и слаженно выполняют свою работу. Несмотря на то, что изучению организма посвящено много лет, он по-прежнему остается полным тайн и загадок. Все знания о строении тела человека собраны в отдельную науку – анатомию.
Внешнее строение
Части тела человека, которые видны невооруженным глазом, представляют собой внешнее строение человека:
Рис. 1. Строение тела.
Все тело человека покрыто кожей, которая надежно защищает внутренние органы от неблагоприятных факторов, сохраняет температуру на нужном уровне. Под кожей располагается жировая прослойка, затем – мышцы и кости, которые соединены между собой при помощи сухожилий.
Тело человека покрывает также волосяной покров: на голове волосы гораздо более густые и длинные, чем на других участках тела.
Внутреннее строение
Внутри организма, невидимые глазу, расположены внутренние органы, каждый из которых имеет большое значение для всего организма.
В голове, надежно защищенный крепкой черепной коробкой, находится мозг – важный орган, который управляет работой всего тела. Его можно сравнить со сверхмощным компьютером, который днем и ночью, без устали контролирует работу всех остальных органов и систем.
Рис. 2. Головной мозг.
С головным мозгом соединен спинной мозг, расположенный вдоль позвоночника. Она также очень важен для слаженной работы всего организма.
От головного и спинного мозга ко всем клеткам тянутся нервы – тончайшие белые нити, которые передают нужную информацию.
Нервы – это наши верные помощники, которые предупреждают об опасности. Например, если человек случайно дотронется до раскаленного утюга, то нервы за долю секунды передадут тревожную информацию в мозг, а тот даст команду резко одернуть руку. Этот процесс происходит так быстро, что человек даже не успеет сильно обжечься.
С помощью этого органа человек может дышать. Он похож на две светло-розовые губки, состоящие из миллиона крошечных пузырьков. Во время вдоха легкие расширяются, наполняясь воздухом. В это время кислород поступает в кровь и разносится по всему организму, а углекислый газ, в свою очередь, из крови попадает в легочные пузырьки и при выдохе выходит наружу. Так происходит процесс дыхания.
Сердце можно сравнить с мотором, который без устали пропускает через себя литры крови, бегущей по сосудам. Ярко-красный цвет крови говорит о том, что она насыщена кислородом, и она течет по сосудам, которые называются артерии. Кровь, насыщенная углекислым газом, имеет темный цвет и течет она по венам.
Пережеванная и проглоченная пища первым делом попадает в желудок, где начинает перевариваться при помощи желудочного сока. Однако этого недостаточно для полного усвоения еды, и спустя время ее остатки попадают в кишечник – длинный извилистый туннель длиной около 8 метров, который очень компактно свернут в животе. Здесь происходит заключительный этап пищеварения.
Печень – это универсальный орган, который может одновременно решать много важных задач: очищает кровь от болезнетворных микроорганизмов и токсинов, восстанавливает запасы крови, регулирует тепло, является «кладовой» питательных веществ.
Что мы узнали?
При изучении темы «Строение тела человека» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, как устроен человеческий организм. Мы выяснили, что части тела, видимые глазу, составляют внешнее строение тела, а все органы и системы – внутреннее.
Строение тела человека
Внешнее строение
Части тела человека, которые видны невооруженным глазом, представляют собой внешнее строение человека:
Рис. 1. Строение тела.
Все тело человека покрыто кожей, которая надежно защищает внутренние органы от неблагоприятных факторов, сохраняет температуру на нужном уровне. Под кожей располагается жировая прослойка, затем – мышцы и кости, которые соединены между собой при помощи сухожилий.
Тело человека покрывает также волосяной покров: на голове волосы гораздо более густые и длинные, чем на других участках тела.
Внутреннее строение
Внутри организма, невидимые глазу, расположены внутренние органы, каждый из которых имеет большое значение для всего организма.
В голове, надежно защищенный крепкой черепной коробкой, находится мозг – важный орган, который управляет работой всего тела. Его можно сравнить со сверхмощным компьютером, который днем и ночью, без устали контролирует работу всех остальных органов и систем.
Рис. 2. Головной мозг.
С головным мозгом соединен спинной мозг, расположенный вдоль позвоночника. Она также очень важен для слаженной работы всего организма.
От головного и спинного мозга ко всем клеткам тянутся нервы – тончайшие белые нити, которые передают нужную информацию.
Нервы – это наши верные помощники, которые предупреждают об опасности. Например, если человек случайно дотронется до раскаленного утюга, то нервы за долю секунды передадут тревожную информацию в мозг, а тот даст команду резко одернуть руку. Этот процесс происходит так быстро, что человек даже не успеет сильно обжечься.
С помощью этого органа человек может дышать. Он похож на две светло-розовые губки, состоящие из миллиона крошечных пузырьков. Во время вдоха легкие расширяются, наполняясь воздухом. В это время кислород поступает в кровь и разносится по всему организму, а углекислый газ, в свою очередь, из крови попадает в легочные пузырьки и при выдохе выходит наружу. Так происходит процесс дыхания.
Сердце можно сравнить с мотором, который без устали пропускает через себя литры крови, бегущей по сосудам. Ярко-красный цвет крови говорит о том, что она насыщена кислородом, и она течет по сосудам, которые называются артерии. Кровь, насыщенная углекислым газом, имеет темный цвет и течет она по венам.
Пережеванная и проглоченная пища первым делом попадает в желудок, где начинает перевариваться при помощи желудочного сока. Однако этого недостаточно для полного усвоения еды, и спустя время ее остатки попадают в кишечник – длинный извилистый туннель длиной около 8 метров, который очень компактно свернут в животе. Здесь происходит заключительный этап пищеварения.
Печень – это универсальный орган, который может одновременно решать много важных задач: очищает кровь от болезнетворных микроорганизмов и токсинов, восстанавливает запасы крови, регулирует тепло, является «кладовой» питательных веществ.
Что мы узнали?
При изучении темы «Строение тела человека» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, как устроен человеческий организм. Мы выяснили, что части тела, видимые глазу, составляют внешнее строение тела, а все органы и системы – внутреннее.
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель урока: ввести понятия «внешнее» и «внутреннее» строение человека, дать общее представление о строении тела человека и первоначальные представления о работе внутренних органов.
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного и введение в новую тему
В первой части учебника мы часто говорили о живой и неживой природе, о связях между ними, о явлениях природы, рассматривали сезонные изменения. Давайте вспомним, что относится к живой и неживой природе. (Слайд 2)
А теперь вспомним отличия живой и неживой природы. (Слайд 3)
3. Строение тела человека
Человек – это часть живой природы. К какой группе живой природы ближе всего он относится? Чем он (человек) отличается от представителей этой группы? (Мыслит). (Слайд 6)
Давайте рассмотрим строение тела человека на примере скелета. Скелет – это опора человека. О опорно-двигательной системе человека мы поговорим попозже. (Слайды 7,8)
Физкультминутка.
Я вам буду показывать упражнения, а вы будете называть части тела, которые мы приводим в движение.
4. Внутренне строение
Мы рассмотрели внешнее строение человека, а теперь перейдем к внутреннему. Одни органы снабжают организм информацией об окружающем мире, другие – энергией, питательными веществами, кислородом, третьи – защищают от вредных веществ, бактерий и вирусов, четвертые – выводят из организма ненужные вещества.
В здоровом организме все органы действуют слаженно. Согласует эту работу головной мозг. Он находится внутри черепа, который защищает его от внешних воздействий. В него стекается вся информация от всех органов чувств. Мозг узнает, что мы видим, слышим, чувствуем. Мозг принимает информацию, обрабатывает ее, и принимает решение. Все это происходит за доли секунды. Образно мозг разделен на разные участки, каждый из которых отвечает за свою область деятельности (лобовая часть – мыслительная деятельность, височные – слуховая, затылочная – зрение, теменная – движение и ощущения). Мозг – командный пункт, который управляет всем организмом. Повреждение одного из участков головного мозга ведет к сбою работы всего организма. (Слайд 10)
Следующий внутренний орган – легкие. Они располагаются в грудной клетке. Легкие отвечают за дыхание. Без воздуха человек может прожить всего несколько минут. Мы вдыхаем воздух, а в легких из него извлекается кислород, необходимый организму, который потом кровь разносит по всему организму человека. Легкие похожи на две губки розового цвета. Розовые они потому, что обильно снабжены мельчайшими кровеносными сосудами. У взрослого человека легкие вмещают до четырех литров воздуха. (Слайд 11)
Чтобы узнать, какой орган отвечает за то, чтобы кровь разнесла кислород во все клетки человеческого организма, мы познакомимся со следующим внутренним органом – сердцем.
Сердце – это мускульный мешок размером с кулак. Давайте сожмем и разожмем кулак. Долго ли мы сможем так делать? Наверное, нет. А сердце работает без отдыха и перерыва круглые сутки и многие годы. Оно похоже на насос, который гонит кровь ко всем уголкам человеческого тела, разнося не только кислород, но и питательные вещества, которые мы получаем из пищи. (Слайд 12)
Следующий внутренний орган организма человека – желудок. Его еще называют «внутренней кухней».
Желудок – главное отделение пищеварительной системы. Пища, попавшая в желудок, остается там на 4-5 часов и переваривается. Желудок трудится медленно, но основательно. Его стенки сжимаются, пищевая масса пропитывается выделяемым желудком желудочным соком. Если торопиться при еде, то в желудок попадают большие куски плохопережеванной пищи, что может привести к желудочным заболеваниям. (Слайд 13)
Из желудка пища попадает в кишечник. В желудке пища переваривается лишь наполовину, далее в длинном и извилистом коридоре кишечника из нее извлекаются питательные вещества, которые кровь разносит по всем клеткам организма. Стенки кишечника медленно сокращаются, выделяемые им особые вещества – ферменты – расщепляют остатки пищи.
Помощником для переваривания пищи является печень. Печень вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Так же в печени нейтрализуются все вредные для организма вещества. Кровь обязательно проходит через печень, очищаясь при этом.
(Слайд 14)
А теперь давайте познакомимся с последним органом, относящимся к выделительной системе – почками.
Почки – парный орган, расположенный симметрично слева и справа от позвоночника. Они похожи на две фасолины или два боба. Почки отвечают за регулирование количества воды и солей в организме. Помимо этого, почки удаляют попадающие в наш организм извне и скапливающиеся в нем после переработки пищи вредные вещества. Лишнюю воду, соли и вредные вещества они самостоятельно выводят из организма в виде мочи. (Слайд 15)
5. Итог урока
Повторение изложенного материала, ответы на вопросы по теме «Строение тела человека», зарисовывание схемы в тетради, для закрепления пройденной темы – кроссворд «Строение человека». Выставление оценок.
6. Домашнее задание: тесты стр. 146-149, тест № 37. (Слайды 16, 17,18)
Урок окружающего мира на тему «Строение тела человека». 2-й класс
Класс: 2
Здравствуйте, дети. Садитесь.
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут
Дневнички «пятерок» ждут.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран. Что вы видите?
Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?
Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.
Учитель: А что находится внутри машины?
Дети: Сиденья, руль, двигатель:
.Сообщение темы урока.
Учитель: А знаете ли вы, как устроен человек? Сегодня на уроке мы познакомимся с внешним и внутренним строением тела человека.Итак, тема нашего урока: «Строение тела человека».
Изучение новой темы.
Внешнее строение человека
Учитель: Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находятся грудь, спина, живот, потом руки и ноги. (показать на слайде).
А сейчас рассмотрим части тела подробнее. Погладьте по голове. (показать на слайде).
Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину, погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами. А теперь все дружно встали. Повторяем все движения.
Внутренне строение человека.
Учитель: Как же называют головной мозг?
Дети: Командный пункт.
Учитель: Какую работу выполняет головной мозг?
Дети: Управляет работой всего организма.
Учитель: В какой части тела располагается этот орган?
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат силуэты человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.
(Учитель прикрепляет к доске мозг).
Учитель: Какую работу выполняет сердце?
Дети: Сердце гонит кровь по кровеносным сосудам.
Учитель: Где находится сердце?
Дети: В груди, в левой стороне.
Учитель: Для чего нужны человеку легкие?
Дети: С помощью лёгких человек дышит.
Учитель: Где расположены лёгкие?
Дети: В груди по обе стороны сердца.
Учитель: Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте синим карандашом лёгкие на силуэте человека. (Учитель прикрепляет «лёгкие»)
Дети: Желудок перерабатывает пищу.
Учитель: Где расположен желудок?
Дети: В верхней части живота, с левой стороны.
Учитель: Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человечка «желудок» и раскрасьте желтым цветом. (Учитель прикрепляет «желудок» на доску)
Учитель: Тонкая кишка и толстая кишка составляют кишечник. Он тянется почти на 8 метров. Свернут так плотно, что полностью умещается в животе. Итак, что происходит в кишечнике?
Дети: Пища переваривается и впитывается организмом.
Учитель: Где находится кишечник?
Учитель: Какую роль в организме выполняет печень?
Дети: Она помогает переваривать пищу в кишечнике.
Учитель: Где находится печень?
Дети: С правой стороны в верхней части живота.
Учитель: Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом. (Учитель прикрепляет «печень» к доске).
Учитель; А кто знает, какой орган у нас самый горячий?(печень, от слова «печь»)
Учитель: Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
Физ. минутка для глаз.
Учитель: Ребята, а для чего нужно изучать строение тела?
Дети: Чтобы сохранять и укреплять здоровье.
Учитель: Наш гость Костя Косточкин следит за тем, чтобы все ученики каждый день выполняли зарядку, больше ходили пешком, не пропускали без причины уроки по физкультуре. Все эти занятия укрепляют здоровье человека. А сейчас я вам предлагаю выполнить физкультминутку.
Учитель: Ребята,. возьмите листочки. На листочках тест. Выберите правильный ответ. Букву правильного ответа впиши в таблицу. Какое слово у вас получилось? Прочитайте.
Учитель: Правильно. Молодцы. Листочки я у вас заберу, проверю и выставлю оценки за работу.
Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок)
Игра » КАК работает наш организм»(к доске выходят дети, им раздаются таблички с надписями «мозг», «легкие», «желудок» и т.д.).Дети показывают как работает наш организм днем, ночью. Что происходит, если перестает стучать сердце, перестает работать мозг и т.д)
Учитель: С чем вы познакомились на уроке?
Дети: С внешним и внутренним строением человека.
Учитель: Назовите части тела человека.
Дети: Голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), руки, ноги.
Учитель: Назовите внутренние органы человека.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
Учитель: Ребята, представьте, что вы ученые-биологи. Расскажите родителям о внешнем и внутреннем строении тела человека.
Презентация по окружающему миру «Организм человека»(2 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Строение тела человека.
Строение тела человека Рассмотрите схему и попробуйте её объяснить. Внешнее Внутреннее
К внешнему строению человека относятся следующие части тела: Голова Туловище Шея Верхние конечности Нижние конечности Грудь Живот Спина
Строение тела человека Внешнее Внутреннее Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги Части тела
Внутреннее строение. Тело человека внутри состоит из органов.
Работа по учебнику. С помощью рисунка на стр. 7 учебника познакомься с внутренними органами человека. Обрати внимание на их расположение.
Проверь себя. Головной мозг Лёгкие Сердце Печень Желудок Кишечник
Строение тела человека Внешнее Внутреннее Голова Шея Туловище (грудь, живот, спина) Руки Ноги Части тела Органы Головной мозг Лёгкие Сердце Печень Желудок Кишечник
Головной мозг. Головной мозг – это главный командный пункт организма. Всеми вашими мыслями, чувствами, движениями управляет мозг.
Лёгкие. Дыхание человека происхо- дит при помощи лёгких, которые находятся в груди. Лёгкие похожи на губку. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшают- ся в размере. Когда мы дела- ем вдох, лёгкие наполняют- ся воздухом и расширяются.
Сердце. Сердце находится в груди человека. Размером оно всего с кулак. Сердце – неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать всё тело.
Желудок – главное отделение «внутренней кухни». Желудок находится в верх- ней части живота (под рёбра- ми) с левой стороны. Когда в него попадает пища, он рас- тягивается. Чем больше пищи мы съе- даем, тем сильнее растягива- ется желудок. В желудке пища перераба- тывается, но лишь наполо- вину.
Кишечник. Из желудка пища отправляет- ся в длинное путешествие по извилистому кишечнику. Он тянется почти на 8 метров. Только после того как пища пройдёт этот путь, она превра- тится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Печень. Печень живёт с пра- вой стороны от желуд- ка в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступа- ет в кишечник и помога- ет переваривать пищу.
6) Какой орган «внутренней кухни» похож на извилистый лабиринт? 5) Этот орган называют «главным командным пунктом всего организма». 4) Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело 2) Как называют соседку желудка, находящуюся с правой стороны от него? 3) При помощи какого органа осуществляется дыхание? 1) Как называется главное отделение «внутренней кухни»?
Номер материала: ДБ-1170695
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.