Проект по музыке: «Оркестр русских народных инструментов. Что это?»
МКОУ Горбатовская СОШ
Выполнил: Сердинов Максим
МКОУ Горбатовская СОШ
Проект «Оркестр русских народных инструментов. Что это?»
I. Введение. Я учусь в четвёртом классе. На уроках музыки, где я показываю свои знания на твёрдую четвёрку, мы проходили тему «Русские народные инструменты». На этих уроках мы знакомились с инструментами, которые входят в состав русского народного оркестра, с составом оркестра, сами играли на инструментах, узнали героев былин и сказок, которые с волшебным мастерством играли на русских народных инструментах.
Мне эта тема близка, так как я живу в хуторе, у нас поют казачьи и русские песни, играют мелодии на балалайке, баяне, гармошке. У меня самого получаются исполнять военные песни. Для пополнения своего кругозора я решил узнать про оркестр русских народных инструментов, когда он образовался, кто был его руководителем, более подробно узнать про инструменты. Проделав эту работу, я ещё решил, и поучаствовать в конкурсе исследовательских проектов по музыке.
Цель проекта: познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов.
- узнать историю создания русского народного оркестра; выяснить историю музыкальных инструментов, входящих в состав русского народного оркестра. узнать, какие известные певцы выступали с оркестром.
1 этап: определение направления, темы, цели и задач проекта;
2 этап: поисковая работа (статьи в периодике, на сайтах интернета и т. д.);
3 этап: слушание музыкальных произведений, входящих в репертуар русского народного оркестра.
4 этап: посещение музыкальной школы.
5 этап: составление викторины «Народный оркестр русских инструментов».
Я не знаю имён тех людей, кто сочинял русские народные песни, мелодии, но я горжусь тем, что у нас такое наследство. Спасибо прабабушкам и прадедушкам, всем людям, которые сохранили и донесли до нас это творчество, а мы постараемся сохранить это богатство и донести до своих детей, чтобы не прервалась ниточка с прошлым.
И вот про одно из богатств нашего русского творчества я хочу рассказать, а именно про историю создания оркестра русских народных инструментов.
Идея создать оркестр народных инструментов принадлежит Василию Васильевичу Андрееву. Он был музыкантом, дирижёром, педагогом, виртуозом в игре на балалайке, и считается организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов.
Любил и не переставал изучать русское народное творчество, играл на разных народных инструментах. Именно Андреев усовершенствовал балалайку.
В 1887 году организовывает «Кружок любителей игры на балалайках», который состоял из 8 музыкантов. Первый концерт ансамбля состоялся в 1888 году. Европейскую известность «Кружку любителей» принесло выступление на Всемирной выставке в Париже, осенью 1889 года. А в 1896 году Андреев расширил состав ансамбля и к балалайкам прибавились домбры, гусли и другие инструменты. Так «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром.
Репертуар оркестра был очень богатым. В исполнении оркестра народных инструментов, русские песни, мотивы, услышали в Англии, Франции, Германии, США.
В годы гражданской войны оркестр выступает на фабриках и заводах, на фронтах.
В репертуаре оркестра насчитывалось около пяти тысяч произведений, среди них были русские народные песни, обработки песен и танцев, произведений русских и зарубежных классиков.
Уже к 1977 году в составе оркестра было 64 исполнителя, среди которых были и лауреаты различных конкурсов.
Какие же музыкальные инструменты сопровождали пение певцов и исполняли шедевры русской народной музыки?
В состав оркестра входило много музыкальных инструментов, хочу рассказать о некоторых из них. Начну с балалайки, вспомните, ведь оркестр берёт своё начало с «Кружка любителей игры на балалайках».
Балалайка – появилась на Руси очень давно, деревянный инструмент. Название «балалайка» встречается в письменах времён Петра Великого. Этот инструмент называют струнным щипковым, балалаечник кистью руки ударяет по струнам и мы слышим звонкий, весёлый, певучий голос балалайки.
Следующий инструмент домра – это древнерусский старинный музыкальный инструмент. Предком русской домры является египетский инструмент пандура. Исполнителями на домрах были скоморохи. Своим весельем развлекали народ. Наибольшее распространение имела в XVI – XVII вв.
Гусли – старинный русский инструмент. При игре гусли держат на коленях, защипывая струны пальцами обеих рук, они тоже относятся к щипковым инструментам. На Руси гусли были известны с IX века, вспомните певца – гусляра Садко, искусству которого подчинилась морская стихия.
Флейта – деревянный духовой инструмент, с высоким голосом. Звук возникает потому, что в отверстия, которые находятся с боку, вдувают воздух. Мне очень понравилось звучание флейты.
Ложки, сделаны из дерева, музыканты используют их в качестве ритмического музыкального инструмента. Раньше их использовали для сопровождения пения и танцев. Сейчас применяют в ансамблях и оркестрах русских народных инструментов.
Свирель – этот инструмент известен давно, ещё в XII веке. Звук свирели мягкий, не очень громкий. Усовершенствовав свирель в конце XIX века, ввёл её в состав музыкальных инструментов оркестра.
Трещотка – деревянный, ударный инструмент, состоит из связки деревянных пластинок, нанизанных на два шнура. При игре трещотку растягивают веером, двигают руками, тем самым заставляя, пластинки ударяться друг о друга. Раньше на них играли в основном женщины, сейчас трещотки входят в состав оркестра народных инструментов.
И конечно, какой народный оркестр может обойтись без баяна.
Работая над проектом, познакомился с историей создания оркестра русских народных инструментов, узнал, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра, их историю, какие известные певцы выступали с оркестром. В ходе работы посетил вместе со своим учителем музыкальную школу, где вживую услышал звучание музыкальных инструментов, сделал подборку русских народных песен, исполняемых оркестром русских народных инструментов, которые пришлись мне по душе и стали любимыми. Рассказал ребятам об оркестре имени и инструментах входящих в состав оркестра, провёл викторину «Народный оркестр русских инструментов», которую сам придумал, мой рассказ закончился танцами, мы весело провели время.
Цели и задачи, поставленные, мною в ходе работы над проектом выполнены.
Мы, потомки наших предков, должны беречь то, что нам досталось по наследству, а досталось нам много песен, стихов, былин, музыкальных произведений. И как бы им не было тяжело и трудно все шедевры искусства были сохранены, для того, чтобы мы были связаны с нашим прошлым. Нет прошлого – нет будущего. А я хочу, чтобы у меня и моих родных, друзей и у всего нашего народа было светлое будущее, а помогут нам в этом красота и искренность, доброта и душевность, которая заложена в произведениях искусства.
История оркестра русских народных инструментов
Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития красноречиво рассказывает о том, как изменялся его состав, возникали оркестровые группы, совершенствовалась партитура.
Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент — балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем.
В 80-х годах XIX в. богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра. Честь создания такого оркестра принадлежит замечательному русскому музыканту-патриоту — ревностному пропагандисту русской народной музыки — Василию Васильевичу Андрееву. На основе распространенных народных образцов он реконструировал балалайку, создав новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени, причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.
Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов Андреева. По его чертежам мастер Ф. С. Посербский изготовил семь балалаек различных размеров, охватывающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от ми контроктавы до ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.
Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя числа участников ансамбля (семь человек): балалайка пикколо (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава) и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый, аккомпанирующий инструмент — балалайку-контрабас (контроктава).
Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью и энтузиазмом встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки — в особенности. Честь и хвала вам, Василий Васильевич». Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 года, и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.
Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность, своевременность дела, начатого Андреевым. Но Андреев не считал его завершенным, он уже шел дальше. Он прекрасно понимал, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. Требовалось введение новых инструментов — с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов, — Н. П. Фомина,
B. Т. Насонова, Ф. А. Нимана.
В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер C.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры — малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева — теперь уже оркестра — на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи блестящим инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими. Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.
В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н. П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты — свирели и жалейки. Живой интерес к народному оркестру проявлял выдающийся русский композитор — основатель «могучей кучки» — М. Балакирев. По рекомендации Балакирева в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были его советы и в области репертуара.
Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыканты, критики обращали внимание только на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно — и всё. На самом деле процесс становления оркестра был гораздо сложнее, серьезнее, противоречивее. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменным до наших дней.
В процессе становления андреевского оркестра определялся и его репертуар, непосредственно связанный со своеобразным характером звучания оркестра, его выразительными и техническими возможностями. Основа репертуара, собственно, была определена сразу: русский народный оркестр призван был пропагандировать русскую народную музыку. Программы первых выступлений состояли из обработок народных песен и популярных мелодий, старинных вальсов и романсов. Со временем репертуар расширился за счет классической русской музыки. Весьма популярными у многочисленных слушателей и почитателей оркестра были отрывки, попурри из опер, национальный характер которых подчерки¬вался звучанием оркестра. О том, насколько хорошо удавалось оркестру исполнение русской классики, свидетельствуют высказывания многих современников. И наконец, появились партитуры для народного оркестра. В этом была заслуга Н. П. Фомина, создавшего обработки русских народных песен, которые являются образцами и в наши дни.
К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы — Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках.
Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах нашей страны: по образцу его коллектива стали создаваться кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом — там тоже начали возникать оркестры русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.
Советское правительство высоко оценило патриотическую дея-тельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.
Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами Культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.
С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным — от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.
В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего — флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русских народных оркестрах полностью.
Следует отметить три основных фактора, которые неизменно сопутствовали эволюции русского народного оркестра, поднимая его на всё более высокие ступени художественного мастерства. Развитие русских народных оркестров проходило под знаком постепенной профессионализации, повышения уровня исполнительства путем пополнения коллективов квалифицированными кадрами. Кроме того, в результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались и сами инструменты. Немалую роль в развитии оркестров русских народных инструментов сыграло творчество современных композиторов. Ими были созданы оригинальные произведения, в которых народно-песенная основа органично сочетается с современными гармониями и ритмами. Эти произведения оказывали и оказывают благотворное влияние на уровень оркестрового исполнительства, вызывая к жизни новые приемы и краски, определяя современный стиль игры.
В состав современных оркестров русских народных инструментов входят следующие народные инструменты:
I. Домры
Домры трехструнные:
Домра пикколо
Малая домра
Меццо-сопрановая домра +
Альтовая домра
Теноровая домра +
Басовая домра
Контрабасовая домра +
Домры четырехструнные:
Домра пикколо+
Домра прима
Домра альт
Домра тенор
Домра бас
Домра контрабас
II. Балалайки
Балалайка прима
Балалайка секунда
Балалайка альт
Балалайка бас
Балалайка контрабас
III. Гусли
Гусли клавишные
Гусли щипковые
Гусли звончатые +
IV. Гармоники
Готовые баяны
Готово-выборные баяны +
Оркестровые гармоники (сопрано, альт, тенор, бас, контрабас)
Тембровые гармоники (флейта пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба)
Областные русские гармоники (ливенка, двухрядка, саратовская, бологовская, череповецкая)
V. Духовые инструменты
Рожки +
Свирели +
Жалейки +
Брёлки +
Кугиклы (кувычки) +
VI. Ударные инструменты
Народные:
Ложки +
Трещетки
Бубенцы и др.
Инструменты симфоничского орестра:
Литавры
Ксилофон
Треугольник
Бубен
Малый барабан и др.
Примечание. + Крестиками отмечены инструменты, редко включаемые в состав современных оркестров.
Рассказ про оркестр русских музыкальных инструментов
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом. К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры.
Что такое оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.
К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.
Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.
Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.
Популярные произведения для оркестра русских народных инструментов
В. Андреев. Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц». Эту композицию на тему народной плясовой Андреев написал после того, как в 1912 году побывал в творческой экспедиции в северных регионах России. Там юный балалаечник по имени Миша по просьбе Василия Васильевича так виртуозно и необычно сыграл популярную песенку, что своим исполнением вдохновил маэстро на создание эффектного произведения, помимо темы, включающего шесть задорных вариаций.
В. Биберган. Вальс «Посвящение В.В. Андрееву». Задушевная композиция, написанная современным российским композитором Вадимом Биберганом в стиле произведений выдающегося Василия Андреева. Этот вальс, созданный в 1983 году для кинофильма «Васса» и впоследствии ставший самостоятельным концертным произведением, всегда восторженно принимается слушателями.
А. Шалов. Концертные вариации на русскую тему «Валенки». Зажигательное произведение, в основу которого легла плясовая таборная песня, появившаяся и сразу ставшая популярной в первом десятилетии двадцатого века. Автором весёлой композиции является Александр Шалов – талантливый музыкант, виртуоз – балалаечник, создавший многочисленные обработки народных мелодий не только для любимого инструмента, но и народного оркестра.
Е. Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Эту проникновенную композицию, завоевавшую большую любовь аудитории, называют самым известным киновальсом. Она восхитительно звучит не только в исполнении симфонического, но и народного оркестра.
История
История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.
Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.
Постоянно размышляя об усовершенствовании народного инструмента, в следующем 1885 году Василий Васильевич впервые решился обратиться к настоящему скрипичному мастеру, каким был Владимир Васильевич Иванов. После упорных уговоров, концертная балалайка по заранее заготовленным чертежам, с корпусом из ценных пород деревьев, всё же была изготовлена. В конце 1886 года этот модернизированный инструмент, блестяще прозвучавший в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга, сразу превратил виртуоза – балалаечника Андреева в кумира, игрой которого восхищались посетители великосветских салонов. Но обрушившийся на Василия Васильевича успех не только обрадовал музыканта, но и озадачил. У многих слушателей его выразительное и темпераментное исполнение вызывало желание попробовать также, однако тут же возникал вопрос без ответа: где брать хорошие инструменты, на которых можно было бы обучать тех, кто изволил освоить «мужицкую балалайку». Василий Васильевич вновь сел за чертежи, но на этот раз обратился к Францу Станиславовичу Пасербскому – придворному мастеру – конструктору музыкальных инструментов. Так в 1886 году была изготовлена первая пятиладовая балалайка с врезными порожками, а в следующем году появился модернизированный двенадцатиладовый инструмент с хроматическим строем.
Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. Помимо этого был реконструирован, изначально принятый за домру инструмент, найденный в Вятской губернии. Далее после включения в состав ансамбля целого семейства подобных инструментов, изготовленных талантливым мастером C.И. Налимовым и усовершенствованных гуслей, было принято решение: коллектив, весьма разросшийся количественно, переименовать в «Великорусский оркестр». Однако на этом модернизация не закончилась. С 1897 года в оркестр стали вводить духовые народные инструменты, такие как жалейка, брёлка и свирель.
Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.
После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.
Интересные факты
Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Оркестр русских народных инструментов