Рассказ про перелетные птицы для детей

Сказки

Сказка о перелетных птицах «На озере»

Роголева Елена Геннадьевна
Сказка о перелетных птицах «На озере»

На дальнем озере, среди зелёных камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси, пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру, ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.

По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.

Любили птицы свое озеро, далеко не улетали.

Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки.Молодые утки и гуси закричали:

— Смотрите, как много бабочек! Ловите их!

Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.

— Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.

С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.

Заволновались молодые птицы.

— Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!

— Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!

— Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы. – Куда? Почему? Мы не хотим!

Сказано-сделано. Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером, помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак, а за ней ровным клином остальные птицы. Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.

Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере, холодно и печально…

Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро, на свою любимую родину.

Вопросы по сказке.

— Любили птицы своё озеро или нет? Как они там жили?

— Почему птицы улетели со своего любимого озера?

— Как называют птиц, которые улетают в теплые края?

— Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?

— Почему птицы возвращаются обратно?

— Назовите других перелетных птиц, которых вы знаете.

Конспект НОД в подготовительной группе «Водоплавающие птицы. Утка» Цель: «Познание»- Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Сформировать знания об особенностях внешнего вида.

Мои первые стихи Летнее настроение я выразила в своем творчестве «Мои первые стихи» и посвящаю их своему сыну. Утонуло лето в зонтиках цветов,распевают.

Источник

Рассказ о перелетных птицах для детей

Ахметзянова Оксана
Рассказ о перелетных птицах для детей

Конспект составила: Ахметзянова Оксана Васильевна ДС №4 «Сказка «Перелетные птицы»

Рассказ про перелетных птиц.

Стали дни холодней.

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется.

Нет в цветах благовонья

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это,давайте вспомним,что служит им кормом.

Правильно,все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли,стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету.

А вызнаете,какие заботливые родители ласточки-касатки? Они улетая за добычей,привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Один конец волоса они наматывают на лапку,а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами,причем они поедают таких гусениц,которых другие птицы не едят,ведь среди гусениц есть и волосатые,и ядовитые,а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи,когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма,поэтому вынуждены улетать в теплые края. Значит,что страшнее птицам зимой-холод или голод?Конечно же,голод. Ведь оседлые птички,которые живут у нас постоянно-воробьи,вороны,голуби-переносят зимние холода. А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны:могут и насекомых поклевать,но основная их пища-семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном,зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью,надеясь на помощь людей.

Прилет птиц идет по строгим правилам:первыми возвращаются,которые улетели последними осенью,последними-те,что улетели первыми.

Первые вестники весны-грачи. За ними прилетают скворцы,зяблики. Недаром говорят про грачей,что они «на крыльях весну приносят».Обычно они прилетают к середине марта,вслед за ними скворцы и жаворонки. Еще в полях лежит снег,и только по буграм и склонам зачернеют проталины,как в теплый солнечный день польется с небес знакомая песня полевого жаворонка. На улицах городов и сел приветствуют возвращение весны скворцы.

Загадки про птиц.

Эта птица никогда не строит

Соседкам яйца оставляет

и о птенцах не вспоминает. (Кукушка).

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

из травы и глины. (Ласточка).

Хочет- прямо полетит,

хочет-в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

а весной в полях поет. (Жаворонок).

Верный страж и друг полей,

первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц,

чистит пашню от червей. (Грач).

«День птиц» — тематическое занятие для дошкольников о перелетных и зимующих птицах. Цель: знакомство с праздником – Днем птиц; создание атмосферы радости, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания участвовать.

«Встречаем перелетных птиц». Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе «Встречаем перелетных птиц» Конспект НОД по познавательной деятельности в средней группе. Программное содержание: Формировать представление.

Картотека песен о перелетных птицах для дошкольников Песня «Скворцы» Музыка Н. Лукониной. Слова Л. Чадовой. Для детей 5 лет. 1. Мы повесили весной На дворе скворечник. Прилетай же к нам, скворец,.

Картотека стихотворений о перелетных птицах О чем поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили! — Мы выжили! — Мы живы, живы мы! Автор: В. Берестов Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь.

Конспект занятия «Поговорим о птицах, живущих у нас» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия «Поговорим.

Читайте также:  Проверочная работа 2 класс по литературному чтению сказка мудростью богата

«Наши пернатые друзья». Рассказ для детей Рассказ о ласточках Мы с детьми, на занятии говорили о перелетных птицах. И я им рассказала рассказ, про ласточек. У моих родителей частный.

Рассказ для детей старшего возраста «История старой шали» Когда то давно, еще с прошлой моей группой, проходил у нас проект «Мой дом». Тогда мы, взрослые и дети, обсуждали, что же мы все вкладываем.

Стихи к международному Дню перелетных птиц «Улетают птицы в теплые края» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Осень правит балом, улетают птицы в теплые края. Прощальный крик журавлей в небе, навевает грусть. Завтра.

Стихи о перелетных птицах 1. Журавли. Над землей слышны вдали, птичьи голоса. Прилетели журавли, и пришла весна. День и ночь летели птицы, до родной земли. Долгий.

Источник

Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет

Евгения Гайдайчук
Конспект занятия «Перелетные птицы весной» для детей 5–6 лет

Перелетные птицы весной Детям о птицах

Оживает природа весной, все расцветает. Слышны трели, чириканье и пение птиц. Они радуются теплу, солнышку. С наступлением весны перелетные птицы возвращаются в родные края. Они начинают строить гнезда и выводят птенцов.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дорогее в детский сад, школу послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже на улице поиграть в словесные игры, которые помогут развить речь ребенка, обогатить словарный запас.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела 41 градус. Чтобы они могли остаться на зиму и были активными, им нужно много корма. А пищи для насекомоядных птиц зимой нет. Поэтому они улетают в теплые края осенью.

Главная причина отлета птиц — холод и отсутствие пищи.

Весной появляются насекомые, тает снег, уже можно отыскать семена прошлогодних растений, личинки жуков и птицы возвращаются домой.

Птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются в родные края, называютя перелетными.

Грачи. Еще снег не сошел полностью, а грачи уже вернулись и важно расхаживают по полям.

Грач похож на ворону, но у него клюв более тонкий и прямой. Оперение черное, с фиолетовым отливом.

Грачи всеядны. Собирают на полях злаки, плоды и семена растений, могут есть дождевых червей, мелких грызунов. Гнездятся колониями, строят гнезда высоко на деревьях.

Уничтожая жуков и их личинок, клопов, гусениц, грачи приносят огромную пользу садоводам и огородникам.

За грачами прилетают скворцы и жаворонки.

Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. В сезон размножения окраска клюва меняется на желтый. Оперение черное, как у самца, так и у самки, с фиолетовым, зеленым оттенком. Зимой на перьях появляются белые крапины. Хвост и крылья у скворца короткие.

Скворцы всеядны: питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.

Скворцы интересно поют, могут подражать звукам другим птицам и животным: издают скрип, дребезжание, могут блеять как овцы и лаять, как собаки.

Гнездо строят оба родителя. Самка откладывает 4-6 голубоватых яиц.

Когда скворцы прилетают домой,начинают искать место для гнездования: дупло, старый скворечник.

В школах дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.

Жаворонок. Прилетает рано весной.

Полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, оперение живота белое, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле.

Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо.

Зяблик. Очень красивая птичка и поет хорошо.

Прилетает в конце марта.» Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».

У самца оперение яркое (особенно весной). Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.

Питается зяблик насекомыми. Гнездится в лесах и парках. Взрослые птицы заботятся о птенцах, кормят их и предупреждают друг друга об опасности тревожным позывом.

В апереле прилетают и другие перелетные птицы: дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.

В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.

Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет.

У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный.

Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек. Помню в моем детстве у нас в сарае было гнездо ласточки. Она каждую весну возвращалась и высиживала своих птенцов.

Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.

Соловей. Маленькая, певчая птичка.

»Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».

Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Зимует он в Африке. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах.

Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.

Дрозд, варакушка- насекомоядные птицы.

Иволга. Большая птица, красивая, с желтым оперением. Поет иволга очень красиво, как флейта.

Лебеди. Изящная птица. Крупная.

Улетают осенью в Африку и возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.

Цапля. Длинноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.

У нас в Тирасполе возле собора есть озеро, где живут лебеди.

Первыми в теплые края улетают насекомоядные птицы, потом зерноядные позже всех утки, гуси, когда замерзают водоемы.

Читайте также:  Рассказы о суворове алексеева для читательского дневника

Кукушка. Известная птица. Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.

Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Любимое блюдо — мохнатые гусеницы. Уничтожая их, кукушка помогает природе.

Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Яйца кукушки по размерам и окраске похожи на яйца птиц, в чьи гнезда она их подкидывает.Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника.

Когда появляется кукушонок, он может выбрасить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.

Перелетные птицы. Игры и задания

Познакомив детей с перелетными птицами, для закрепления знаний и названий птиц, можно поиграть в игры. Предлагаю игры, которые помогут развить речь ребенка.

Источник

Сказка «Перелётные птицы»

Екатерина Кузнецова
Сказка «Перелётные птицы»

Сказка «Перелётные птицы»

Цель: формирование знаний и представлений о живой природе.

Задачи.Образовательные: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, продолжать изучать роль птиц в природе, значение их в жизни человека.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, выносливость и эстетическое восприятие природы, умение подражать пению птиц, устанавливать причинно-следственные связи, нырять под воду и доставать предметы со дна.

Воспитывающие: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Жили-были на одном болоте Журавль и Цапля. Жили они дружно, ходили, друг к другу в гости.

Вот однажды Журавль пригласил Цаплю на чай. Вместе с Цаплей прилетела на чай Мудрая Сова. Беседуя за столом, Журавль сказал: «Цапля мы с тобой одного рода! Ты, так же как и я живешь на болоте и ловишь лягушек, улетаешь в тёплые края. Мы с тобой очень похожи!

Тут вступила в разговор Сова: «Заметьте, не смотря на то,что вы одного рода вы имеете ряд отличий:

У тебя Журавль шея длинная, а у Цапли.

У тебя Журавль хвост длинный, а у Цапли.

У тебя Журавль клюв средний, а у Цапли.

Сова: А ещё помимо вас существуют и другие птицы, которые тоже не зимуют, а улетают в тёплые края.

Журавль: А почему они улетают в тёплые края?

Сова: Им не холодно, у них достаточно пера, которое их согревает. У них пропадает еда с наступлением холодов. Эти птицы питаются насекомыми и лягушками, которые в холодное время года уходят в спячку.

Цапля: Мудрая Сова, а скажи, как же называют таких птиц?

Сова: Таких птиц называют перелетными. Своё название они получили, потому что перелетают из одного места в другое, затем возвращаются.

Журавль: Значит, кроме нас с тобой Цапля есть и другие перелетные птицы Интересно, что это за птицы?

Совы: Вы узнаёте, отгадав мои загадки.

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

В небе осенью курлычут,

За собою в небо кличут.

Долго манят нас вдали.

В чужие гнёзда эта птица,

Подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка.

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день.

Весной прилетает птица.

Журавль: А где же эти птицы живут, когда прилетают?

Вторые строят себе гнезда на деревьях. Это грачи, жаворонки, ласточки.

А есть птички, которым нужен определенный домик.

Цапля: А как называется этот домик?

Сова: Вот отгадайте мой ребус

Это скворечник. Весной люди развешивают на деревья скворечники. Скворечник должен быть не крашенный, висеть окошечком на южную сторону.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Сова: А вы знаете, почему птицы весной строят гнёзда и заселяются в скворечники?

Сова: Именно весной они создают себе семью и ждут появления деток-птенчиков.

Цапля: Очень интересно как же называют птенчика у каждой птички?

Сова:Вот давайте подумаем вместе и попробуем назвать:

Цапля: Да Сова ты рассказала очень много интересного. Я не знала, что существует так много переплётных птиц, которые живут рядом с нами.

Журавль: Я понял, что перелетные птицы могут жить около болот и озёр. Значить они могут плавать?

Каких птиц вы можете к ним отнести?

Цапля: утку, лебедя, гуся.

Сова: Да все правильно.

Цапля: А я поняла, что птички строят гнезда и заселяются в скворечники, создают семью и ждут появления потомства.

Сова: Ну, раз вы все так хорошо усвоили.Предлагаю вам ответить на мои вопросы:

1. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края (перелетные)

2. Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

3. Кто не высиживает своих птенцов (кукушка).

4. Птенец аиста (аистёнок).

5. О чем узнали Журавль и Цапля от Мудрой Совы перелётных птицах).

6. Сказка Г. Х. Андрерсена «Гадкий.»(утёнок).

7. Что строят люди птицам? (скворечник)

8. Куда вешают скворечник? (на дерево).

9. Кто лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

Журавль, Цапля и Мудрая Сова так засиделись за разговорами, что пора уже было, расходится по домам. Журавль поблагодарил своих гостей и сказал, что с нетерпением будет ждать следующей встречи.

Фотоотчёт «Перелётные птицы» в старшей группе В последнее время все чаще наблюдаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого.

Фотоотчёт о реализации проекта «Зимующие и перелётные птицы» Осень паутинки развевает, В небе стаи будто корабли – Птицы, птицы к югу летают, Исчезают в розовой дали…. (Асадов Эдуард) О проекте Тип.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Перелётные птицы» Тематическая карта занятия Образовательная область: «Развитие речи» Организованная образовательная деятельность: комплексное интегрированное.

Читайте также:  Рассказ про полину и олега продолжение

Источник

Птицы весной. Возвращение перелётных птиц

Весной у зимующих и перелётных птиц наступает самый важный период: они обзаводятся потомством. Как пернатые создают пары, что такое брачные ритуалы, из чего и где вьют гнёзда разные птицы? Ответы на эти и другие вопросы о весенних заботах птиц дети получат в познавательном рассказе от Академии Любознательности.

Ранней весной поведение птиц меняется. Суровые холода остались позади, пора позаботиться о продолжении рода, обзавестись потомством. Наступает время гнездования и поиск пары для создания семьи. Это самый важный период птичьей жизни!

Пернатые, пережившие зиму в родном краю – воробьи, синицы, галки, дятлы, свиристели заметно оживляются. Присмотритесь к воробьям: до весны их почти невозможно отличить друг от друга. В марте оперение самцов становится ярче, наряднее. Чтобы привлечь подруг, они обзаводятся чёрным «галстучком», головку украшают «платочком». Дружные стайки синиц и свиристелей разбиваются на парочки.

С приходом весны возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Теперь они снова могут найти корм: появляются первые насекомые, с каждым днём их становится всё больше. После мартовских оттепелей в снегу образуются проталины. На мокрой земле с осени осталось немало ягод и семян прошлогодних растений.

Перелёт начинается в марте и завершается после 10 мая. Каждый вид птиц прибывает домой в своё время.

Первыми прилетают грачи – вестники весны. Они долбят клювами землю, отыскивают червей и личинок. За ними следуют стаи скворцов. Их чёрное, как у грачей, оперение украшено белыми пятнышками.

В третьей декаде марта с небесной высоты раздаётся пение жаворонков. Небольшие птички размером чуть больше воробья звонкими трелями приветствуют весну. Вместе с ними или в начале апреля появляются зяблики, красивые птички в серо-голубых «шапочках». Следом прилетают чибисы с задорными хохолками.

Торопятся домой трясогузки. Хлопотуньи не боятся весеннего холода, отважно бегают по снегу и льду, потряхивают длинными хвостиками, ловят первых насекомых. Им надо поскорее свить гнёздышко в дупле, под крышей деревянного строения или кустах, чтобы прятаться от хищных коршунов.

К апрелю возвращаются дрозды, проплывают в небе журавлиные клинья. Чуть позже на оттаявших водоёмах появляются водоплавающие птицы: чайки, цапли, гуси и утки, прекрасные лебеди. Во второй половине месяца из южных стран прибывают пеночки, мухоловки, кукушки.

Солнечный май время прилёта ласточек и стрижей. С приходом тепла пищи становится больше. Стремительные птицы хватают мошек, мух, комаров прямо в полёте. После середины мая возвращаются иволги. В перелесках и прибрежных зарослях появляются соловьи.

Продолжительность дня увеличивается, и активность птиц возрастает. Наступает брачный период, он начинается с токования. Самцы стремятся привлечь будущую подругу ритуальными песнями и танцами. Готовы победить соперников в честном турнире или драке за выбранный участок. У каждого вида птиц свои брачные песни.

Зяблик, раздувая красно-коричневый зоб, коротко выкрикивает «пинь-пинь» и «вичиу!». В трелях соловья можно различить щёлканье, свист, цыканье. Из лесу доносится «ку-ку», это самец кукушки приманивает подругу, которая отвечает ему «кли-кли-кли». В пении иволги звук «фиу-лиу» сменяется криком, похожим на визг кошки. Синички мелодично посвистывают «ци-ци-пи».

Тетерева и глухари проводят ритуальные соревнования. Самцы собираются на оттаявших полянках, где ходят кругами, распустив крылья и хвосты. Они издают булькающие звуки, показывают яркое весеннее оперение.

Наблюдая за ритуальным поведением самцов и прислушиваясь к их пению, самки выбирают самых активных и привлекательных партнёров.

После создания пары нужно позаботиться о жилье. Птицы ищут старые гнёзда и ремонтируют их, прежде чем отложить яйца. Если готовую «квартиру» найти не удаётся, они занимают естественные дупла, расщелины, ямки. Поползни и большие синицы любят селиться в дуплах, оставленных дятлами. Но многим парам приходится строить новые гнёзда.

Сначала подыскивают подходящее место. Оно должно быть незаметным, недоступным для хищников, чтобы птенцам не грозила опасность. У скворцов, воробьёв и дятлов поиском занимается самец. Если выбор подруге не понравится, придётся искать другой вариант. Дятел сначала показывает самке окрестности будущего жилья, а после одобрения выдалбливает дупло.

Большинство птичьих пар устанавливают границы своей территории и не пускают чужаков. Поэтому ранней весной нередко бывают драки, например, у задиристых зябликов. Они строят гнёзда в развилках стволов, маскируют кусочками коры и лишайником.

Жаворонки размещаются в поле, соловьиные пары в кустарнике у реки. Иволга и свиристель предпочитают гнездиться на вершинах деревьев рядом с водоёмами. Береговые ласточки вырывают норки в прибрежных обрывах. А городские лепят гнёзда из влажной глины под карнизами домов, скрепляя их слюной.

Дом для будущих птенцов должен быть прочным, тёплым и сухим, с мягким дном. Часто роли родителей распределяются: самец добывает строительный материал, самка его укладывает и вьёт гнездо. Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки и стебли травы, конский волос, ветки, земля.

Воробышки скатывают почти две тысячи крохотных комочков из глины и строят из них гнездо. Дрозды собирают в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Синицы-гаички выщипывают клювами дупло в мягкой полусгнившей древесине. Кукушки в жилье не нуждаются, они подбрасывают свои яйца другим птицам.

Гнёзда разных пернатых отличаются формой, местом расположения и материалом. У крапивников они круглые, как шар, у щеглов и зябликов чашевидные. Иволга вьёт гнёздышко на верхушке дерева. Оно похоже на корзиночку, висящую между ветками. Самые простые жилища из сучьев и крупных прутьев делают грачи с аистами.

В готовые гнёзда самки откладывают яйца и насиживают их до появления потомства. Часто будущие родители сменяют друг друга, поочерёдно ищут корм. Во время гнездования пернатых нельзя тревожить. Они могут испугаться и навсегда покинуть это место, тогда птенцы погибнут.

Предлагаем вам посмотреть вместе с малышом, как выглядят птицы, о которых мы рассказали, и послушать их пение. А затем попробуйте поиграть в занимательную «угадай-ку»! По этой ссылке можно скачать задание. Включите любую из птичьих песенок. Аудиотреки с пением птиц находятся здесь. Ребёнку нужно угадать, кто поёт, и показать на картинке.

Источник

Познавательное и интересное