Окружающий мир 1 класс 1 часть Кто такие птицы стр. 36 – 37
1) Вспомните, каких птиц вы знаете. Рассмотрите рисунок. Какое из этих животных птица?
Я знаю очень много разных птиц — голубь, ворона, скворец, орёл, пингвин, страус, куропатка.
Отличительной чертой птиц является наличие перьев, поэтому на этом рисунке птица только одна — это курица.
2) Изучите по рисунку строение тела птицы. Найдите указанные части у других птиц, изображённых в учебнике. Чем покрыто тело всех птиц?
Тело любой птицы состоит из следующих частей — голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги и клюв.
Эти части тела мы видим у голубя, есть они и у курицы, совы, дятла, утки и других птиц, изображённых в учебнике.
Тело всех птиц покрыто перьями, это их отличительная черта.
3) Практическая работа. Рассмотрите птичьи перья. Изучите их строение.
Перья разных птиц различаются по форме, цвету и размеру, но все они состоят из трёх основных частей.
Строение птичьих перьев для 1 класса
Очин — часть пера птицы, лишённая волосков. Этой частью перо крепится к телу птицы.
Стержень — главная опорная часть пера птицы. По стержню растут волоски.
Опахало — волоски (бородки) пера птицы
4) Назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Проверьте себя с. 90
Назовём птиц, обозначенных на рисунке. Слева на стволе дерева сидит Дятел. Правее его сверху находится Воробей, а ниже его Утка. Ещё дальше показана Сова. А справа на рисунке видим Ласточку и Синицу.
5) Устно опишите одну из птиц по плану:
б) Размеры (большая, средних размеров, маленькая);
в) Окраска оперения;
г) Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста).
Описание птицы Дятел по плану для 1 класса
Название: дятел.
Размер: средний
Окраска оперения: чёрно-белая, на голове красная шапочка, красное пятно есть и на грудке
Особенности строения: у дятла очень крепкий клюв, которым он долбит древесину, добывая личинки жуков. Хвост длинный и прочный, на него дятел опирается. Когда сидит на дереве. На голове имеется хохолок.
6) Придумайте сказочную историю по этому рисунку.
Сказочная история по рисунку на стр. 37 для 1 класса
Однажды Муравей-вопросик решил полетать на дельтаплане. Он разбежался с горки, оттолкнулся и полетел.
В это время, мимо пролетала стая уток, которые спешили в тёплые края, ведь уже наступила осень. Утки заметили Муравья и удивились. Они подумали, что это такая птица, которая тоже летит на юг.
Крайняя утка повернулась к Муравью-вопросику и спросила, не хочет ли он присоединиться к стае и лететь в тёплые края вместе с ними. Но муравей рассмеялся и ответил, что он, к сожалению, не птица, а летает потому, что много знает и умеет строить дельтапланы.
Утка разочарованно прокрякала и полетела дальше. А муравей стал снижаться и вскоре приземлился на лугу.
Домашнее задание
1. Кто такие птицы?
Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями.
2. Назовите основной признак птиц.
Основной признак птиц — наличие оперения.
3. Приведите примеры птиц.
Примеры птиц: Сова, дятел, курица, утка, синица, воробей, голубь, ворона, галка, ласточка, стриж, орёл, коршун, страус.
4. По какому плану мы описывали птицу?
Описывая птицу, мы называли её название, указывали её размеры и цвет оперения, также мы рассказывали про отличительные черты птицы, форму её клюва, хвоста, крыла, глаза.
Где зимуют птицы? Доклад, 1 класс, окружающий мир
Материал для доклада по окружающему миру 1 класс: «Где зимуют птицы?». Текст написан грамотным языком, структурирован, разделен на логические части и абзацы. Подготовлен практикующим педагогом.
Материал для доклада по окружающему миру 1 класс: «Где зимуют птицы?». Текст написан грамотным языком, структурирован, разделен на логические части и абзацы. Подготовлен практикующим педагогом.
Где зимуют птицы?
Все мы радуемся приходу весны, когда природа оживает после зимней спячки, расцветает буйными красками и наполняется прекрасными звуками пенья птиц. С ранней весны и до конца лета мы встречаем птиц и слышим их трели повсюду: в полях, в лесах, в горах и на водоемах. Но вот приходит осень и кроны деревьев окрашиваются в золотистый цвет, день становится короче, а температура воздуха понижается. Безмятежное чириканье птиц сменяется тревожными криками и скоро большими стаями они полетят в теплые края.
Голуби, воробьи, синицы – это оседлые птицы. Они не мигрируют в теплые страны, потому что способны найти себе пропитание даже зимой. Но большинству пернатых представителей других отрядов с наступлением осени становится холодно, поэтому они улетают в теплые края.
Почему одни улетают, а другие остаются зимовать в своих гнездовьях? Куда улетают зимовать птицы?
Кочующие птицы
К этому виду пернатых относятся: щеглы, чижи, снегири. Они улетают в очень сильные морозы, но при относительно теплой зиме могут остаться в своей области обитания. Синицы, свиристели, ореховки кочуют, например, при недостаточном урожае семян хвойных растений.
Перелетные птицы
К перелетным птицам относятся: ласточки, стрижи, зяблики, жаворонки, иволги, малиновки и другие. Эти пернатые питаются гусеницами, личинками и прочими насекомыми, которые зимой полностью исчезают. Причем из тайги или тундры мигрируют почти все виды птиц, а из леса лишь половина.
Выбирая место для зимовки, большинство разновидностей птиц предпочтут условия и корм, аналогичные тем, которые были на родине. Так, степные обитатели выберут степь, луговые – поля или луга, лесные поселятся в лесных местностях.
Перелеты занимают большое количество времени и пернатым надо делать остановки, чтобы отдыхать и питаться. Поэтому, маршрут к месту будущей зимовки содержит всевозможные повороты, изгибы и стоянки, чтобы двигаться по привычной местности. Если на пути следования попадается пустыни, стаи пересекают их как можно скорее.
Чтобы определить места зимовки птиц, орнитологи их окольцовывают. Благодаря этому методу, мы знаем, что скворцы выбирают побережье Средиземного моря, лебеди – Великобританию и Грецию, дрозды – Францию, Италию, Португалию. Трясогузки отправляются в Африку или Азию, а журавли – в Египет. В Азербайджане, Киргизии даже есть заповедники для зябликов и гусей из-за большого их скопления в зимний период.
Итак, из-за недостатка питания некоторые представители птиц с наступлением холодов покидаю родные места. Но куда бы ни улетали пернатые осенью, они обязательно ранней весной вернутся в свои родные края.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Птицы наших лесов — Снегирев Г.Я.
Рассказы о пернатых жителях наших лесов, про их главные особенности и привычки: чем отличаются ворон и ворона, кто высиживает кукушат, где зимуют синицы, как вальдшнеп спасает птенцов…
Много разных птиц живёт в наших лесах. Одни, например синицы и дятлы, человека почти не боятся. Их можно увидеть в лесу в любое время года. А зимой они даже в городские парки прилетают. Другие птицы — глухари, ястребы, вороны — очень осторожны и пугливы. Чуть что — затаиваются в чаще или улетают. И не всякий может увидеть их: удаётся это только тому, кто умеет ходить по лесу.
Ворон
Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу.
Никогда не спутаешь ворону с лесным вороном. Ворона серая, а ворон чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что-нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — дикая птица лесных просторов.
Дятел
Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой «тррр-тррр-тррр!», — будто по пустой бочке кто-то стучит. Это весенняя песня дятла. Дятел сядет на сук сухого дерева, упрётся хвостом — и клювом по суку: «Тррр-тррр-тррр!»
Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья клювом и вытаскивает длинным языком из-под коры жуков-короедов, личинки.
Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. На дереве — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.
Зимой за дятлом летает стайка синиц, они кормятся около дятла. Дятел не все семечки выклюет из шишки — синицы доклюют. Дятел раздолбит трухлявое дерево, и синицам жучок или личинка останется.
Глухарь
Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь клюёт берёзовые почки, сосновые хвоинки.
Сычик
Сычик — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а сычик помогает сохранить урожай.
Синицы
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове…
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушки, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.
Вальдшнеп
Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть ночью. Как начнёт темнеть, вальдшнеп ходит по земле и кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сразу его ловит и глотает.
А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить вальдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не перенесёт, вальдшнеп не успокоится.
Кедровка
Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков и летит выше в горы, засовывает орешки в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю. Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса.
Зимородок
Неподвижно замер на ветке над водой зимородок. Мелькнула рыбка — зимородок нырнул, вынырнул и полетел с рыбкой в клюве в гнездо. Гнездо у зимородка — глубокая пещерка в речном обрыве, выложенная чешуёй и рыбьими косточками. Живёт зимородок у реки и рыбой питается. И птенцов выкармливает рыбой. Подрастут птенцы, сначала стрекоз начнут ловить, потом научатся неподвижно сидеть на ветке и ловить рыбок. А как замёрзнет речка, зимородки улетят на юг. Но весной снова над речкой мелькает, как клочок южного неба, зимородок.
Ястреб-тетеревятник
Как появится ястреб-тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник и задушит когтями. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Увидит гнездо утки — разорит.
Ястреб-тетеревятник прилетает днём в деревню и на глазах у людей душит кур. Ястреб-тетеревятник — бесстрашный лесной хищник.
Мы рассказали вам, ребята, только о некоторых птицах, живущих в наших лесах. Если вы научитесь быть наблюдательными, то обязательно познакомитесь с жизнью многих других лесных птиц.
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Что мы знаем о птицах?»
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Прочитайте слова: ворона, синица, пингвин, дятел, страус, воробей.
– Назовите одним словом? (Птицы.)
– А птицы – это кто? (Это животные, тело которых покрыто перьями, они откладывают яйца, летают (большинство)).
– Сегодня на уроке речь пойдет о птицах. Мы узнаем, какие бывают птицы, почему они улетают на юг?
Объяснение нового материала.
– Наступила зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Для них наступила суровая пора. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны. А вот птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
– А где же зимуют птицы?
(Звучат голоса птиц.)
Работа по учебнику на стр. 72.
– Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
– Как называются такие птицы? (Перелетные.)
– Как вы думаете, почему птицы покидают родные края?
– С наступлением осени и зимы солнце всходит позже, поднимаясь низко над землей. Земля получает мало тепла и света. Осенний перелет большинства птиц связан с исчезновением корма (понижение температуры осенью вызывает исчезновение насекомых, растений, служащих пищей многим птицам).
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
Работа по учебнику на стр. 72.
– Ребята, а каких птиц мы не назвали? Как называются такие птицы? (Зимующие или оседлые.)
– Ребята, а знаете ли вы что, существует наука, изучающая жизнь и повадки птиц – это орнитология. А люди, которые этим занимаются, – орнитологи.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
Гуль-гуль-гуль.
Знакомство с зимующими птицами.
– Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав их, узнаете, какие птицы остаются зимовать в наших краях.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь.)
По дереву – вниз головой! –
Бежит в одежде голубой…
(Поползень.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
(Ворона.)
Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
(Дятел.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Чтение стихотворения в учебнике на стр. 73.
– О каких повадках сорок говорится в стихотворении?
– Какие звуки издают сороки?
(Звучит запись голоса сороки.)
– Можно ли сказать о человеке “трещит, как сорока”? О каких людях так говорят?
– Скворец, ворона, ласточка, жаворонок, соловей. (Лишняя ворона, так как это оседлая птица, а все остальные перелетные.)
Чтение рассказа “Воробьи” в учебнике на стр. 74.
– Ребята, почему воробью понравилось в метро? А воробей – это дикая или домашняя птица?
– А знаете ли вы, что воробью во многих городах мира поставлены памятники?
– Самый известный и популярный конечно в Санкт – Петербурге, обитающий на Фантанке Чижик-Пыжик. Установлен в 1994 году на реке Фонтанке. Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами. По широко распространенному мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, студентов училища прозвали “чижиками-пыжиками”. Чиж – это птица отряда воробьинообразных. Памятник является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге. Его высота – 11 см, вес – около 5 кг. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть в Чижика-Пыжика монеткой, то желание обязательно сбудется.
г. Барановичи. Беларусь.
Осенью 2003 года в Барановичах появился памятник воробью. Городские власти установили его, чтобы прикрыть трубу, торчащую на центральной площади. Получилось красиво.
г. Ульм. Германия.
Символ города Ульма, воробей, когда-то, согласно легенде, помог строителям города. Как гласит легенда, сначала незадачливые строители возвели ворота в город, тогда стало непонятно, как же пронести через них бревна для строительства? Пока они гадали, один заметил, что умная птичка-воробей проносит соломинки боком, а не поперек.
Строители тоже стали проносить бревна в ворота не поперек, а боком, и город Ульм был построен! В благодарность жители города поставили памятник воробью, скульптура которого украшает крышу главного собора города. На улицах города, на стенах его домов множество самых разных воробьев из камня и металла, порой весьма удивительных и забавных.
г. Бостон США.
Похоже, что первый памятник воробью был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. До 1860 года в Америке воробьев не было. Их завезли из Англии специально для борьбы с гусеницами. Скромные птахи с честью справились с возложенной на них миссией, да так и остались жить на новом месте. Воробьи буквально спасли бостонцев от голода, когда на полях появились гусеницы невиданного доселе насекомого. Их было так много, что казалось, земля шевелится. Обжоры съели траву, листья на деревьях и добрались до садов. Ловкие птички в два счета расправились с вредителями и спасли сады и посевы хлебов.
г. Минск. Беларусь.
У входа на центральный рынок Минска воробей в кампании с доброй торговкой семечками радует людей.
г. Кемерово. Россия.
Эта небольшая каменная лужа с отражающимся в ней небом и стаей огромных воробьев, “слетевшихся на водопой”, находится в центре Кемерово в сквере Театра для детей и молодежи.
г. Токио
Эта стайка токийских воробушков так же греют душу, как и минская тетушка с семечками.
Сингапур.
На берегу реки Сингапур стоит тоже памятник воробью.
На березу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щеку)
И с кровати не встает (встать, развести руками в стороны).
Работа по учебнику на стр. 75.
– Рассмотрите рисунки, назовите птиц. Есть ли среди них домашние птицы?
Чтение рассказа “Кто обедал в птичьей столовой?” в учебнике на стр. 76.
– Какие птицы обедали в птичьей столовой? Что положили в кормушку?
Учащиеся наизусть читают стихи о птицах зимой.
А.Яшин “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Е.Благинина “Морозы”
Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков,
Галок, синиц.
У нас приготовлено
Все для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесем,
Беднягу дворнягу
От стужи спасем.
Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
– Ребята, а можем ли мы помочь птицам зимой? Чем мы можем помочь им? (Нужно делать кормушки). Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Можно воспользоваться подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
– А чем же можно кормить птиц?
– Ребята, наш урок подошел к концу.
– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали.