Рассказ про ремесла 3 класс

Сказки

Презентация к уроку окружающий мир «Ремесленники» (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Р1 Е 2 Т 3 С 4 Л 5 У 6 М 7 Е 8 Ф9 О10

1.Лапти были основной летней обувью жителей деревни. 2. Помещики – богатые землевладельцы. 3. Трудился крестьянин только в поле. 4. Дворянин-землевладелец, владеющий поместьем – это помещик. 5.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина. 6. В крестьянском хозяйстве не было разделения труда на мужской и женский. 7.Крепостной крестьянин являлся собственностью хозяина. 8.Царя звали Иваном, который подписал документ об освобождении крестьян? 9. Вид сельскохозяйственного орудия, похожий на вилку, называют лопатой. 10.Крепостное право отменили в 1861году.

Ремесло –изготовление изделий ручным, не фабричным, домашним, кустарным способом, без современных сложных машин

Ремесленник –человек, который занимается ремеслом, то есть изготавливает изделия ручным способом, без применения сложных машин

Богородские и Сергиева Посадские игрушки

Тест 1. Как называется труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели? А) Промысел; Б) Ремесло; В) Ярмарка; 2. Как называется ремесло по изготовлению драгоценных камней, колец, браслетов? А) Строительное; Б) Скорняжное; В) Ювелирное. 3. Как называют человека, который занимается ремеслом? А)Гончар; Б) Ремесленник; В) Кузнец.

4. Убери лишнее слово: А) Каравай; Б) Подкова; В) Пряник. 5. Как в старину называли плотников? А) Древоделы; Б) Топоры; В) Сувениры. 6. Артель – это А) разновидность ремесла Б) объединение ремесленников 7.Соедините продукт ремесла и его название: Деревянная посуда гончарное Глиняная посуда обработка дерева Кольца и броши обработка шерсти Сапоги ювелирное Серьги и бусы башмачное

Домашнее задание на выбор: 1. Узнать, кто из родственников или знакомых владеет каким-либо ремеслом-провести мини-исследование 2. Подготовить рассказ об одном из ремесел, не изученных на уроке 3. Составить кроссворд по теме урока

Номер материала: ДБ-1434276

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»

Время чтения: 1 минута

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок по окружающему миру для 3 класса «Народные ремёсла»

специалист в области арт-терапии

Предмет. Окружающий мир.

Тема. Народные ремёсла.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: познакомить с народными ремёслами.

Воспитывающая цель: Дать первичные сведения о ремёслах;

Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину, за людей труда.

Создать условия для формирования УУД:

— Расширять представления учащихся о ремёслах

-Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы.

— Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы

— Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в группах и микрогруппах (поисково-исследовательская деятельность)

— Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения;

— Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

— Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания;

— Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр презентации, сообщение ранее неизвестных фактов, и исследований)

Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах;

Усилить мотивацию к изучаемому предмету.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места. Дети садятся группами

Весь урок сопровождается презентацией.

Работа с пословицами.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока (3мин)

-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Кубани и познакомимся с вами, а вот с чем? Вы узнаете, выполнив первое задание.

-Что такое пословица?

-Найдите слово, которое повторяется в каждой пословице. (чтение пословиц, их толкование)

-Догадались, о чём мы на уроке будем говорить с вами?

Ученики сами подходят к тому, каких знаний им не хватает, и что они будут изучать

Дети высказывают различные мнения.

Читают по очереди и объясняют смысл пословиц

— Сегодня речь на уроке пойдёт о ремёслах.

1.Кто считает, что уже достаточно знает о ремёслах – поднимите жёлтый сигнал.

-Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).

— Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

Читайте также:  Рассказ о генерале платове из рассказа левша

-Давайте выясним значение слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».)

Организуется работа в группах : учащиеся совещаются, находят значение слова «ремесло» в словарях и зачитывают.

Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.

В каждой группе на парте лежит словарь С.И.Ожегова

4.Поиск решения проблемы

Определить профессию мастера – ремесленника по его изделию ( рисунки изделий в тетради)

-Дети находят нужную страницу, разглядывают рисунки, совещаются и дают свои ответы

Использование дополнительного материала (тетради «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.стр.20)

-Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани – на берегу Азовского моря. –

-Покажите на карте территорию Краснодарского края, Атамань

Один ученик показывает на карте территорию Краснодарского края, Атамань

Карта Краснодарского края

— Вы сидите группами, каждая группа представляет мастерскую ремесленника

— Давайте повторим особенности групповой работы.

(Составление правил работы в группах с опорой на условные значки)

— Для успешной работы вашей группы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.

— Вы должны внимательно слушать и оценивать работу другой группы. По окончанию урока, мы установим, какая группа работала лучше всех.

– применять правила делового сотрудничества

-выслушай мнение товарища

Буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

Поисково – исследовательский метод

-Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю группы предлагается достать из сундучка один предмет и определить название ремесла.

По одному участнику из группы предлагается достать из сундучка один предмет, посовещавшись группе, определяют, какую ремесленную мастерскую они будут представлять.

Сундучок с предметами

-Давайте выясним, что такое буклет?

Дети высказывают различные мнения, разглядывая буклет.

— Это печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет — путеводитель по выставке.

5.Открытие новых знаний.(10мин)

Работа с текстом учебника

-Откройте учебники, внимательно прочитайте текст.

-Каждая группа достала из шкатулки предмет и получила буклет, где на одной из страничек написаны ключевые слова, вам нужно используя эти слова представить ремесло.

Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) совещаются и представляют ремёсла.

1 группа Искусство художественной обработки дерева.

Формы кубанской керамики.

Художественные произведения из металла.

«Окружающий мир 3 класс» автор Н. Ф. Виноградова

Буклет для каждой группы

1.Кто считает, что уже достаточно узнал о ремёслах – поднимите жёлтый сигнал.

Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).

Самопроверка и самооценивание

-Продолжаем наше путешествие по мастерским кубанских ремесленников.

-Установите соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание на карточках)

Чашка обработки дерева

Подковы Гончарное ремесло

Поднимите жетон красным цветом – задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой

Проектная работа в группах

Презентация и защита работы.

— Каждая группа получила конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламную страничку в вашем групповом буклете

1. выбрать нужную иллюстрацию из конверта

2. вписать название ремесла,

3.указать материал из которого изготавливается изделие,

5.приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской.

Группа делится на микрогруппы и каждый выполняет «свою» работу. Учащиеся работают с иллюстрациями и в ходе дискуссии создают рекламную страничку в буклете.

Выбирают, кто будет представлять рекламную страничку буклета всему классу.

буклеты, клей, иллюстрации с изображением изделий.

Дети отгадывают по жестам, чем занимается человек. (по очереди выбирается ведущий ) (2-3 чел)

7.Закрепление материала (2мин)

Самопроверка и самооценивание

Работают в буклете вставляют пропущенные буквы.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, раскрашивают жетоны

У каждого ученика буклет и жетоны

8.Первичный контроль (3мин)

Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,

Запрятана и тени садов она.

лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники

-Сегодня на уроке вы овладели поисково –исследовательским методом и можете продолжить открывать тайны кубанских ремёсел. Другими методами можно воспользоваться дома: посмотреть передачу про ремёсла, задать вопросы по телефону знакомым, найти информацию в Интернете, библиотеке. Для этого вам будет домашнее задание.

1.У каждого из вас на буклетах остались карточки установите последовательность изготовления этих изделий. Используя дома дополнительную информацию и поисково – исследовательский метод

Дети забирают домой индивидуальные буклеты и работают по ним дома.

1.Узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе. ( по выбору)

10.Рефлексия деятельности урока (2мин)

Что запомнилось сегодня на уроке?

-Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

-И в заключение урока мне бы хотелось, прочитать вам замечательные слова..

мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

Подводится итог. Самой активная группа вручаются эмблемы « Самая лучшая мастерская ремесленника.»

Читайте также:  Рассказ на тему как я провел лето в лесу

Дети выбирают соответствующий жетон и опускают в конверт.

Жё – задание выполнено с ошибкой

Кра – задание выполнено без ошибок

Раздаются конверты с названием мастерской ремесленника каждой группе, куда опускаются жетоны.

Источник

Что такое ремесло? Какие ремесла были на Руси. 3-й класс

Класс: 3

Предмет Окружающий мир

Тема Что такое ремесло. Какие ремёсла были на Руси.

Продолжительность 45 минут

Тип урока Урок – путешествие

Учебник Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова

Технологии Проблемное обучение

Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, историческая карта“ Древняя Русь”, учебник, кроссворд.

Цели урока Обучающая
– Познакомить с возникновением ремёсел и ремесленников.
– Раскрыть значение понятия “ трудовая деятельность людей”.

Развивающая
– Работать над развитием мыслительной деятельности через решение логических заданий.

Воспитательная
– Прививать интерес к профессиям, связанных со старинными ремёслами.
– Воспитывать чувство уважения к людям рабочих профессий.

Планируемый результат Усвоить новые понятия и уметь ими оперировать.

Домашнее задание Подготовить сообщение об истории любого ремесла.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Можно ли сравнить Древнюю Русь с той Россией, которую мы видим по телевизору, в журналах, газетах, фильмах?

Учитель: А нужно ли нам знать о том, чем занимались люди Древней Руси?

Учитель: Кто делает нашу Россию красивой, нарядной?

Учитель: Тогда вперёд, мы отправляемся на экскурсию в исторический музей Древней Руси, и хотя она от нас далеко, но во времена Интернета ничего невозможного нет. Путешествие не в реальный мир, а виртуальное по представлению.

Я приглашаю вас в музей “ Ремесло” и пройтись по его залам.

Сообщение темы урока.

Учитель: Итак. Что такое ремесло. Какие ремёсла были на Руси. Приложение№2 (Слайд №1)

Ваша задача: быть внимательными слушателями и активными зрителями.

Не забывайте о правиле поведения в музее: “ Соблюдайте тишину”.

Первый зал отражает маршрут нашего путешествия по музею. (Слайд №2)

Какие залы мы посетим?

Учитель: Наш первый зал – Карта. (Слайд №3)

Покажите на карте границу Древней Руси.

Дети: Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы; они селились по берегам рек, как Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря)

Учитель: Почему славяне селились по берегам рек?

Дети: Кругом непроходимые леса. Можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Учитель: Отличается ли территория России сегодня от территории Древней Руси?

Дети: Да, в наше современное время Россия занимает огромные пространства Земного шара, граничит со многими государствами. Есть возможность побывать в разных странах России, применяя воздушный, водный, наземный транспорт.

Учитель: Вы правы, ребята.

А теперь давайте остановимся в зале “ В поисках” и вспомним, как одевались славяне?

Повторение. (Слайд №4)

1 задание. Найди лишнюю вещь.

2 ряд (одновременно). Работа в парах. Кроссворд. (См. Приложение №1).

Учитель: В каком столбике ответ для первой строки? (8)

В каком столбике ответ для второй строки? (9)

В каком столбике ответ для третьей строки? (8)

Верные ответы: 1 строка – повязка (кусок ткани, повязываемый волоса); 2 строка – душегрея (женская одежда); 3 строка – порты (брюки)

Учитель: Всегда ли одежда славян выглядела так, как современная одежда?

Дети: Нет, со временем одежда менялась, потому что люди выбирали удобную, практичную одежду?

Деревянные дома возводили:

1) плотник; 2) каменщик; 3) строитель.

Деревянный крестьянский дом называется:

6) хоромы; 7) терем; 8. изба

Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

4) палата; 5) сруб; 6) клеть.

Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома:

1) завалинка; 2) фундамент; 3) ров.

Учитель: Произошли ли изменения в современной России?

Дети: Сейчас каждый человек имеет участок земли, обрабатывает его, выращивает овощи, фрукты.

Физкультминутка. (Слайд №5)

Учитель: В непроходимых лесах и топких болотах могли жить только выносливые люди.

Многие из них отличались физической силой.

Стать сильными нам помогает спорт, поэтому в следующем зале мы отдохнём.

Работа по теме. (Слайд №6)

Учитель: Мы продолжаем своё путешествие в зале “ Град исторических терминов”.

С отменой крепостного права люди получили свободу и возможность уйти от помещиков, стали обрабатывать земли. Ходил человек из села в село, из одной деревни в другую – плотничал. Это его труд или ремесло. Где сарай построит, где баньку сложит. Все инструменты при нём. За работу деньги платят, но чаще накормят, пригреют, хлеба, молока дадут. После трудного дня сядет на крыльцо отдохнуть, а руки опять работы требуют.

Так у человека появилось профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом или ремесло.

Учитель: Как назвать человека, который занимается ремеслом?

Учитель: Ремесленник – это человек, который занимается профессиональным ремеслом.

Сначала ремесленник работал один, но это было не очень выгодно, потому что одному трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады – артели. Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по сёлам, городам в поисках заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили в одном селе или городе.

(Переход к слайду 7)

Как память, об этом сохранились названия улиц Гончарная, Кирпичная, Кожевенная.

Учитель: Как вы думаете, о чём говорят названия этих улиц?

Дети: На улице Гончарной изготавливали посуду из глины, на Кирпичной производили кирпич, на Кожевенной обрабатывали кожу; делали, починяли обувь, изделия из кожи.

Читайте также:  Рассказ о творчестве поэтов декабристов

Учитель: А какие названия улиц сейчас можно встретить?

Дети: Степная, Молодёжная, Выборная, Пушкина, Некрасова, Советская, Рабочая.

Учитель: Действительно, в наше время очень много улиц, связанных с каким – то событием.

(Переход к слайду № 6)

Учитель: Итак, с какими новыми историческими терминами мы познакомились?

Задание. Дополните предложения:

1. Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом – называется… (ремеслом).

2. Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется….. (ремесленником).

3. Одному было не выгодно работать, тогда мастера стали объединяться в …(артели).

4. Артели, которые ходили по сёлам, городам в поисках заказов, называются………. (странствующими).

Слова в скобках появляются на экране.

Учитель: Из года в год ремесло развивалось. (Слайд №8)

Мы подходим с вами к залу “ Ярмарочная площадь”.

Здесь познакомимся с некоторыми видами ремёсел, благодаря которым трудовая деятельность Древней Руси преображалась.

Учитель: Возьмёт чурку – глядь – уже не кусок дерева, а голова коня. И стали забавные игрушки получаться, что детишки просили сделать каждому. И так пошли гулять по свету деревянные игрушки, доставляя радость всем. (Слайд № 9)

А какое это ремесло, догадались?

Дети: Обработка дерева.

Учитель: Какое же хозяйство без посуды. Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды, плетёнку обмазывали сырой глиной. Могло случиться, что такая плетёнка попадала в костёр. Прутья обгорали, а глина стала твёрдой, как камень. А дальше – всё просто – люди стали лепить посуду из глины, используя гончарный круг.

Как вы думаете, о каком ремесле говорится? (Слайд № 10)

Дети: О гончарном ремесле.

Учитель: Люди уважали кузнеца – ведь он делал ножи, гвозди, подковы. Кузнеца уважали, но и побаивались. Кузница находилась в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение, не иначе кузнец с нечистой силой знается. Сапожник, портной пользовались металлическими инструментами.

Учитель: Давайте просмотрим видеозапись работы кузнеца. (Слайд № 11)

Учитель: Какими инструментами пользуется кузнец?

Дети: Клещи, молоток.

Учитель: Опишите его работу?

Дети: Кузнец всю работу выполняет в верхонках. Разжигает огонь, накаляет скобу до красноты и на наковальне выбивает молотком нужную форму.

Учитель: Догадались, какое ремесло?

Дети: Обработка металла.

Учитель: Как вы считаете, трудная ли эта работа?

Дети: Да, нужно быть выносливым, сильным?

Учитель: А сколько выдумки в работе у кружевниц: ночные сорочки, украшения на подушки, кайма для покрывала.

Как называется это ремесло? (Слайд № 13)

Дети: Кружевное ремесло.

Учитель: Каким качеством надо обладать, чтобы сделать такие изделия?

Дети: Талантом, терпением.

(Перейти к слайду № 7)

Дети: Обработка дерева, гончарное ремесло, обработка металла, кружевное ремесло.

Учитель: А какие ещё ремёсла существовали, прочитайте схему в учебнике на с. 131.

Дети: Ювелирное ремесло, производство продуктов питания, обработка шерсти, обработка льна, строительные ремёсла.

Учитель: Каким вы представляете мастера, который делает все эти ремесленные изделия?

Дети: Трудолюбивым, умелым, талантливым человеком, потому что он трудится на благо своей семьи, пользуется всем тем, что сделает.

Учитель: Прочитайте пословицу и объясните её смысл.

Труд облагораживает человека.

Дети: Когда человек трудится, он должен получать удовольствие, радость. Труд приносит пользу. Сделанными вещами можно пользоваться, любоваться.

Учитель: Из данных слов составьте вторую пословицу о труде?

Дети: Под лежачий камень вода не течёт. (На экране появляется пословица в исправленном виде)

Учитель: О каком качестве человека говорится в пословице?

Дети: О трудолюбии. И только тогда, когда будет трудиться человек, у него будет и пища на столе, и тепло в доме, и различные предметы, необходимые для работы.

Учитель: Какие ещё пословицы о труде вы знаете?

Дети: Делу – время, потехе – час.

Кончил дело – гуляй смело

Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель: Сегодня в России можно увидеть множество изделий в различной технике исполнения. Люди постигают всё новое.

И мы попадаем в последний зал “ Зал итогов”.

Наш урок хочу закончить стихотворением: (Слайд № 16)

Времена теперь другие
Как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине – слава нашей стороне!

Рефлексия урока.

Учитель: Каким ремеслом вы бы хотели заниматься после нашего урока, если у вас появилась сейчас, в данный момент, такая возможность?

Домашнее задание: подготовить сообщение об истории любого ремесла.

3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины. 4. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины. 5. Женская одежда, которая грела не только душу. 8. Что носили зимой на руках? 10. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.

1. Кусок ткани, повязываемый волоса. 2. Как раньше назывались брюки? 6. Короткая, чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда на лямках, согревала не только душу, но и тело. 7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине. 9. Обувь, плетенная из лыка.

По горизонтали: 3. Волосник. 4. Шуба. 5. Телогрея. 8. Рукавицы. 10. Пуговица.

По вертикали: 1. Повязка. 2. Порты. 6. Душегрея. 7. Сарафан. 9. Лапти.

Источник

Познавательное и интересное