Рассказ про самовар 2 класс родной русский язык

Сказки

Технологическая карта урока русского родного языка 2 класс на тему » Самовар кипит-уходить не велит «

специалист в области арт-терапии

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Семянникова Н.Г.

2. Класс: 2 Дата: 7.11.19 Предмет: русский родной язык № урока по расписанию: 17

3.Тема урока: Самовар кипит-уходить не велит

— расширить знания учащихся о роли языка в жизни человека,

— обратить внимание на необходимость изучения родного языка,

— учить работать с текстом,

— развития творческого и образного мышления,

Воспитывающая: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

— патриотического воспитания; воспитывать познавательный интерес к прошлому

Тип урока: комбинированный

У учащихся будут сформированы:

• осознание роли речи в общении людей;

• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

• чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

• интерес к изучению языка.

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

• вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;

• пользоваться словарями, справочниками;

• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Обучающиеся будут знать:

• изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;

• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

Характеристика этапов урока

Содержание учебного материала

Цель этапа: включение учащихся

Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Проходите, погостите в нашей хате.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Запись числа и классной работы.

2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Читайте также:  Рассказ про карла ивановича из повести детство

Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.

1. А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку :

2. Самостоятельная работа. С. 64 ( слайд)

— Определи, о каком из самоваров идет речь в каждом предложении с пропущенным словом.

Организует подготовку к

повторению пройденных тем.

Отвечают на вопросы учителя.

3.Постановка цели и задач урока.

Тема нашего урока: Самовар кипит-уходить не велит

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.

Размышляют над темой урока и учебной деятельностью

Открытие новых знаний

Цель : умения решать учебно-познавательные задачи .

Традиции чаепития в России.

Послушайте текст. С 67

— Почему самовар называют символом русского гостеприимства?

2.Обсуждение прочитанной поговорки с 62

— Объясните, что означает поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят»

3. К каждой картинки подбери название самовара

4. Из истории языка и культуры с 68

Организует подготовку к

снятие физического и эмоционального напряжения.

Показывает упражнения, читает стихотворение

Выполнять физические упражнения

6.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Цель этапа : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

1 Работа с текстом с 69. «О слове чай»9 Приложение)

Верно ли поняли ребята, что означает слово чай в этом тексте?

Составь скороговорки с. 64

1. Самовар, самохвал, варить, недоварить

2. Самовар, варить, Варвара, варенье.

3.С.69 Работа с текстом

Объединитесь в группы по четыре человека. Каждый участник группы будет работать с одним из текстов. Порядок работы такой.

1.Прочитай текст и подготовь короткое устное сообщение о традиции чаепития.

2.Расскажи другим ученикам из группы, о чём удалось узнать из текста, и послушай сообщения одноклассников.

В сказках А. С. Пушкина встречается слово накладно. Прочитай отрывки из сказок. Объясни, что означает слово накладно в этих отрывках.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моём подворье,

Окажи своё усердие и проворье».

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

(«Сказка о золотом петушке»)

5. Есть версия, что у русского самовара был

«прадедушка» — сосуд, напоминавший чайник. Для чего он был нужен? Как назывался? Проведём маленькое «расследование».

Читайте также:  Рассказы для пересказывания в средней группе

1.Какие напитки считались традиционными на Руси?

Национальным русским летним напитком был квас, а зимним — сбитень, горячий напиток из пряных трав, подслащённый мёдом.

2.Как появилось слово сбитень?

Слово сбивать имеет два значения: 1) соединять, смешивать; 2) взбивая, взбалтывая, приготовить что-то.

Многие считают, что слово сбитень образовалось от глагола сбивать в значении «. », потому что напиток готовился в двух раздельных сосудах. В одном настаивался мёд, а в другом — травы, а потом содержимое сосудов смешивалось — «сбивалось».

3. Какие слова образовались от слова сбитень?

От слова сбитень образованы два слова: сбитенник и сбитенщик.

Рассмотри внимательно картинку, объясни значение обоих слов. Обрати внимание: на картинке есть подсказка. Теперь ты знаешь «прадедушку» русского самовара. Назови его.

Дает комментарий к

Контролирует выполнение работы.

Ученики выполняют задания

Высказывают свои предположения

7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу

Цель этапа : проверка умения самостоятельно работать с заданием.

В тексте нарушен порядок следования предложений. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке. Запиши его в тетрадь.

1.Его родиной считают Тулу.

2.Во всём мире знают русский самовар.

3.Там было много мастеров-самоварников.

4.Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.

5.Самовар — это символ доброго русского гостеприимства.

Дает комментарий к

8. Рефлексия Подведение итогов занятия)

Цель этапа : подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.

Чему учились? Что нового узнали на уроке? Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?

Подводит обучающихся к выводу

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Оценивают свои достижения

Цель этапа : проверка умения самостоятельно работать с заданием.

Видишь, вон где, на восток,

Словно светится зарница.

Чай, небесная светлица.

Что-то больно высока!» —

Так спросил Иван конька.

Семён: Чай, небесная светлица. Что это за чай? Индийский, цейлонский?

Вероника: Нет, это не напиток. Чай — это «как».

Саша: Чай — это «вот там».

Паша: Чай — это «возможно», «вероятно». В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина есть такие строчки: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна».

• Верно ли поняли ребята, что означает слово чай в этом тексте?

Читайте также:  Рассказы на тему страна детства житкова

Текст 1. Сахарная голова

Раньше расплавленный сахар заливали в формы, чтобы он остывал и твердел. Отлитый в виде конуса кусок сахара назвали сахарной головой.

Сахарные головы заворачивали в специальную плотную синюю бумагу. Она так и называлась — сахарная бумага.

Сахарная голова раскалывалась на большие куски. Потом эти куски раскалывали на мелкие кусочки специальными сахарными щипцами. Колотый сахар был очень твёрдым, почти как камень. Он растворялся медленно даже в горячей воде.

Раньше сахар был очень дорогим, поэтому купцы и крестьяне пили чай вприкуску. Они с одним сахарным кусочком выпивали несколько стаканов чая. Гость знал, что если чашку наливают доверху, то сахар можно брать только вприкуску, иначе хозяину такой приём обойдётся очень дорого.

Для питья чая вприкуску небольшой кусочек колотого сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту лёгкую сладость. Понятно, что звуки при таком питье были своеобразные, поэтому в дворянских семьях такой способ чаепития не был принят. (По И. Шеину)

Дворяне пили чай внакладку. Они растворяли кусочек сахарной головы в чае. Такой способ считался очень дорогостоящим. До второй половины 19 века сахар был очень дорогим продуктом, а на чашку чая его требовалось довольно много. В современном языке есть разговорное слово накладно, которое означает «невыгодно, дорого».

Для крестьян в 18 веке сахар был слишком дорогостоящим продуктом, и его экономили. Кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами и откусывали хлеб, прихлёбывая при этом чай, — этот способ назывался вдогонку. Когда целый ломтик хлеба был съеден, в руках оставался маленький кусочек сахара, который так и «не догнал» хлеб, и его съедали как настоящее лакомство. А ещё можно пить чай вприглядку — это без сахара, только глядя на сахар.

В тексте нарушен порядок следования предложений. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке. Запиши его в тетрадь.

1.Его родиной считают Тулу.

2.Во всём мире знают русский самовар.

3.Там было много мастеров-самоварников.

4.Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.

5.Самовар — это символ доброго русского гостеприимства.

Источник

Познавательное и интересное