Рассказ про северного оленя для детского сада

Сказки

Конспект занятия «Северный олень»

Хамида Абудалипова
Конспект занятия «Северный олень»

Цель: расширить знаний детей о северном олене.

Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты, Обобщить представление детей о значении и роли оленей для человека;

: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, Воспитывать любовь и уважение к животным. Формировать знания о коренном населении,их образе жизни; Развивать связную речь детей, любознательность;

Воспитывать любовь к родному краю, поселку вызывать чувство гордости за него. Поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Предварительная работа: разучивание стихотворения “Северный олень”, песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины “Северные олени” (серия “Домашние животные”, чтение мансийской сказки “Гордый олень”, подвижные игры

Олени и пастухи”, “Ловля оленей”, “Важенка и оленята”.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Север, а куда попробуйте отгадать. (послушайте песню) 2 Слайд

В-ль: Правильно ребята. А что такое Тундра? (ответы детей, объяснения воспитателя)

Отгадайте ребята, какое сейчас время года в Тундре? (пришла девушка белянка, побелела вся полянка)

-А как вы думаете какая зима? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)

— Какой снег зимой? (легкий, пушистый, блестящий, хрустящий, чистый, мокрый, рыхлый)

А давайте с вами посмотрим на Тундру издалека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба»

Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правила игры: Навести глазок подзорной трубы и назвать его, выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине (словарная работа: чум, нарты, ягель)

В-ль: Давайте с вами поговорим о самом распространенном жителе Тундры.

«Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.

Кто бежит к нам с ветром споря, это северный … (олень)» 3 слайд

Как появился северный олень? Об этом существует ряд легенд. Согласно одной из них олени вышли из головы Ягун- ики, духа реки Юган, когда он стал «создавать» рыб, перекаты, боры… Северные олени отличаются от других своих собратьев тем, что рога есть как у самок, так и самцов. У этих животных широкие копыта. Которые, позволяют им не проваливаться в снег (показ следа копыт).

Рассматривание картины «Олениха с олененком», «Лось»

-Что нарисовано на этой картине? (олениха с олененком)

-Что делает олениха (наклонила голову и ест ягель — олений мох)

-Что делает олененок? (он стоит рядом и смотрит на нее)

-Чем отличается олениха от олененка (ответы детей)

-Чем похожи олениха и олененок?

-Что еще изображено на картине (оленья упряжка, на ней ездят жители севера)

У оленя дом большой,

Он глядит свое окошко

Заяц по лесу бежит

Дверь к нему стучит:

“Стук-стук дверь открой

Там в лесу охотник злой

Олени эти не простые, а северные (показ картины северного оленя). Этому благородному животному обязаны своим существованием все северные народы нашей планеты. 5-6-7 слайды Северный олень даёт им пищу, шкуру для одежды и является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья. Шерсть у этого животного длинная, густая, и волнистая. Северные олени довольно крупное животное. В длину оно достигает 2 метра, а в высоту 1 метр. Северные олени всегда остаются дикими животными в неволе они становятся более ручными, но маленький недосмотр хозяина – и гордый красавец вновь дичает. 8- сдайд

Северные народы целиком зависят от оленей, и как правило, вся их жизнь проходит вместе с оленями. Они кочуют вслед за оленями по пастбищам и постоянно заботятся о местах богатой пищей для оленей. На севере богатым человеком считается не тот, у кого много денег, а тот у кого больше оленей.

Шкура с ног оленя имеет самый прочный мех, поэтому из нее шьют зимнюю обувь – кисы. (рассматриваем настоящие кисы)

Из костей оленя делают орудия производства, полозья для нарт (рассматривание картин)

Рога, кости, хвост и зубы оленя идут на лекарство

Как у всех народов у коренных жителей есть разные праздники. Особое событие – «Праздник молодого оленя».

Мы уже говорили, как проходят эти праздники.

Сейчас мы с вами поиграем в игру:

Волки и олени.

— Как охотятся волки? У нас несколько ребят будут волки, а остальные олени, которым нужно убежать от волков.

*словесная – подвижная игра.

• Проходит игра 2 раза.

— Ребята посмотрите на доске белый ватман, представьте себе, что это белый снег Крайнего Севера.

На столе, на бумаге нарисованы северные олени. Вырежьте, пожалуйста каждый своего северного оленя и наклейте на панно Крайнего Севера. И у нас с вами получиться стадо диких северных оленей.

-Ребята, а давайте мы нарисуем для оленихи с олененком ягоды, которыми они любят полакомиться (дети рисуют северные ягоды, по окончании работы рассматривают рисунки и рассказывают про ягоду, ее вкус, пользу).-рассказ 3-4 детей.

Читайте также:  Рассказ о матрешки на русском языке

Воспитатель: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.

А для вас, ребята, я приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве. Сейчас вы подкрепитесь витамином С, а за одно и поиграем в игру «Клюквоеды» и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщиться, ведь эта ягоду очень кислая!

Занятие завершается шуточной игрой.

Источник

«Знакомство с северным оленем» НОД в старшей группе

Джазова Фатима Хасановна,

МБДОУ»ДС «Ёлочка» ЯНАО г Новый Уренгой

Задачи:Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры, расширять представление детей о жизни животных в условиях крайнего севера.Формировать представления о северном олене, как об основе жизни на Ямале.Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к его природным богатствам.

Предварительная работа: Подвижные игры «Ловля оленей»? «У оленя дом большой» рассматривание иллюстрации, чтение худ.литературы.

Словарная работа:Ветвистые рога, оленевод, кочуют, стадо,

Воспитатель: Ребята,я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь.

Он для всех хороший друг

в тундре, где Полярный круг.

Есть рога и тёплый мех,

что зимой так греет всех.

Возит нарты далеко,

с ним на Севере легко.

Ищет ягель целый день.


Воспитатель: Правильно.

Ребята, а кто был на празднике народов Севера?

Вы видели на празднике северных оленей?

Какие они? Как выглядит северный олень?

Рассматривание:Ребята, что вы можете рассказать об олене? Какой он?

Ребята посмотрите, какие интересные, красивые рога у оленя. Какие они?

Северные олени используют рога в качестве орудия труда, откапывая ими снег, чтобы добывать себе еду.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Воспитатель:Правильно, кожа оленя покрыта мехом, летом мех тонкий и короткий бывает, а зимой покрывается длинным и густым мехом. Северный олень хорошо переносит мороз, за счет плотного волосяного покрова, который не пропускает холодный ветер.Окрас светло-серый зимой, летом с коричневым оттенком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему олени не проваливаются в снег?

Воспитатель:Ребята, посмотрите какие копыта у оленя толстые,

Какие бывают олени?

Воспитатель: Дети, как вы думаете чем отличается дикий олень от домашнего?

Дети: Они живут и кочуют по тундре, сами добывают себе пищу, а домашние олени живут около людей.

Воспитатель: Правильно. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре.Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает человек.

Воспитатель: Как называют человека, который присматривает за оленями?

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран и сравним изображения 2 оленей: дикого и домашнего

Дети описывают оленей: Они очень похожи. У северного оленя вытянутое приземистое тело. На шее короткая, не всегда заметная грива, морда удлиненная. Окраска летом бурая, зимой серая. Маленькие оленята одноцветные. Рога есть и у самцов, и у самок. Они очень длинные, тонкие.

Воспитатель: Дикие олени выше и несколько крупнее.

А сейчас поиграем в игру

Игра-физминутка «У оленя дом большой»

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте дальше знакомиться с северным оленем.

Воспитатель: Ребята, чем питаются северные олени? Кто знает?

Воспитатель: Зимой олени тундры переходит на ягель – лишайник, который еще называют «олений мох». Они грызут свои рога, пьют морскую воду. У них очень развито обоняние, они могут обнаружить пищу, которая находится под снегом на глубине более метра. Но на откапывание пищи у этих животных уходит много сил, поэтому они всегда стараются уйти в более малоснежные районы, т. е кочуют.

Воспитатель:Ребята, а как называют человека, который присматривает за оленями?

Воспитатель: Правильно. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Подвижная игра «Ловля оленей»

Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;

Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Оленеводы берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» оленеводы стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?

Дети: У них теплая шерсть, и к зиме они толстеют.

Воспитатель: Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют.

Читайте также:  Рассказ христова детка вагнер краткое содержание

Воспитатель:Как называется в стаде олениха,

Воспитатель: Кто в стаде оленей вожак?

Воспитатель: как называют детенышей оленей

А сейчас поиграем в игру “Важенка и оленята”.

По залу разложены обручи. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит в углу.

Бродит в тундре важенка,

Играющие оленята свободно бегают по залу, наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова “Волк идет!” оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой

Воспитатель: Оленя называют бродягой Севера, потому что он постоянно кочует по тундре в поисках корма. Нередко в пути их застает пурга.Олени предпочитают местности, где много мха и альпийских трав, которые составляют их пищу. Олени совершают ежегодные путешествия, весной из лесов в тундру, а летом, когда там появляются тучи комаров, они бегут обратно в леса. Такие переселения совершаются большими стадами.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у оленей есть враги?

Дети: Есть, самый страшный зверь для оленя это волк.

Воспитатель: Главные враги северного оленя в тундре – это волки. Они буквально идут по пятам за стадом, нападая на молодых, еще не окрепших, и на старых особей. Волки, как правило, охотятся на них стаей.

Воспитатель: Как вы думаете, кто еще может навредить оленям?

Воспитатель: Человек осваивает тундру, разрабатывает новые месторождения газа и нефти, но страдает от этого олени. Техника портит растительность тундры. А олень не может существовать без корма.

Воспитатель: Олени как тропу натоптали, так там и будут ходить. В них сохраняется этот инстинкт дикой жизни. Наша задача сегодня — не нарушать эти тропы. А чтобы не нарушать эти тропы люди придумали поднять трубу газа над тропой, или поместят глубже в землю.

Воспитатель: послушайте стихи, которые для вас приготовили Света и Саша

Любите родную природу

Ведь эта же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Воспитатель:Ребята,наверное, нет на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь коренных жителей в суровом климате севера невозможна.

Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Ямала.

Давайте беречь и охранять нашу природу. Ведь от нас с вами зависит как будут в ней жить животные.

Подведение итогов.

Дети обсуждают, что им понравилось и почему.

Литература:

Н. М.Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа:

Источник

Конспект НОД по развитию речи «Северные олени» для детей старшей группы

Наталья Мустайкина
Конспект НОД по развитию речи «Северные олени» для детей старшей группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельности на тему:

«Северные олени»

для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативно развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине

— учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием);

Развивающая:

ГСР: упражнять в образовании названии предметов с уменьшительными суффиксами;

ЗКР: добиться отчётливого произношения слов со звуками Ц, Ч в быстром и медленном темпе.

Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор;

Воспитывать чувство уважения друг к другу.

Тип: Обучающее, закрепление знаний, умений и навыков.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Форма работы с детьми: совместная деятельность, фронтальная, индивидуальная.

Ягель – мох, который служит кормом северным оленям.

Олениха – мать оленёнка;

Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя;

Оборудование: картина «Северные олени», картинки с изображением животных, лист бумаги на каждого ребёнка, звуковые сигналы, звукозапись «Тундра».

Демонстрационный материал: картина «Северные олени», картинки с изображением животных.

Раздаточный материал: лист бумаги на каждого ребёнка, звуковые сигналы.

1.Словесный метод: беседа; вопросы по картине, педагогическая оценка, пояснение.

1.Наглядный: демонстрация (рассматривание) картин.

2.Практический: упражнения (в составление рассказов и загадок).

3.Игровой: игровая ситуация «Путешествие на Север», дидактическая игра «Найди друзей», «Подзорная труба».

I. Вводная часть (3 мин.)

1. Приветствие гостей

2. Путешествие на Север

II. Основная часть (20 мин.)

1. Рассматривание картины «Северные олени«.

2. Вопросы по содержанию.

3. Рассказы детей, их оценка.

4. «Греемся» – физкультминутка.

6. Возвращение в группу

7. Работа со звуками Ц, Ч.

8. Словесная игра «Большой – маленький»

III. Заключительная часть (2 мин.)

1. Подведение итогов

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Послушайте загадку

Есть у радости подруга

То куда- то вдруг уйдет, то внезапно возвратится,

Читайте также:  Профессия герасима и любима в рассказе налим

Пусть тоска ее боится.

Воспитатель: Улыбнемся друг другу, подарим улыбки нашим гостям и с хорошим настроением отправимся в путешествие на Север, а куда попробуйте отгадать (послушайте песню).

А давайте с вами посмотрим на тундру из далека, для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо.Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Игра «Подзорная труба»

Ход игры: Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

Воспитатель: (Воспитатель собирает детей около себя).

— А сейчас мы с вами отправимся путешествовать на самолёте в очень холодный край. Для этого нам надо одеться. Одеваем валенки, шубы, шапки, варежки. (Воспитатель проговаривает и имитирует движения, дети повторяют за ней).

— Заводим мотор и полетели (имитация движений).

Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.

Мы прилетели на Север, где живут. (поворачивает картину).

-Посмотрите внимательно на картину (пауза для рассматривания).

Рассматривание картины «Северные олени».

А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

Что нарисовано на этой картине? (олениха с оленёнком)

Что делает олениха? (наклонила голову и ест ягель – олений мох)

Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)

Сравните олениху с оленёнком.

Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у оленихи крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, (олениха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый)

Чем похожи, олениха и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)

— Как вы думаете, что с ними происходило до того, что изображено на картине?

— Какими словами можно начать свой рассказ?

— Подумайте, что может произойти с ними быть после?

(Поели, пошли в стадо; оленёнок захотел есть молоко, побегать, поиграть; вырос, стал оленем, помогал людям).

Ну – ка все потерли нос

Ни к чему нам бить баклуши

Быстро взялись все за уши

У кого не отлетели

С нами дальше полетели

По коленкам постучали!

По плечам похлопаем!

Воспитатель: А сейчас нам надо составить рассказ при оленуху и оленёнка.

Подумайте, как вы начнёте, о чём будете говорить вначале, середине, чем закончите.

— Пауза для обдумывания.

— Ответы 2-3 детей. Оценка

Воспитатель загадывает загадки.

Кто ходит в костяном пальто? (Черепаха)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)

Почему вы думаете, что это черепаха, ножницы?

Ч-черепаха. Какой звук слышится в начале слова?

Ножниц-цы. Какой звук я выделила?

Произнесите звук «Ц».

А теперь придумайте сами.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вы узнали интересного о тундре? С какими новыми словами вы познакомились?

Фотоотчет о поделках «Северные олени» *** «Олень — ветвистые рога, Куда ты мчишь, зовешь куда? Где Бог — свидетель, зверь-скакун И леса шум… Не уноси прекрасных ног, Я не.

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок» Цель:Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого характера по серии сюжетных картинок предложенных воспитателем. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Переделывание рассказа» КОНСПЕКТ занятия по развитию речи для детей старшей группы ТЕМА: «Переделывание рассказа в сказку». ЦЕЛЬ: • Учить детей отличать сказку.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по серии картинок» Задачи: • учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся.

Конспект НОД по развитию речи «Гостья Зима» для старшей группы Конспект НОД по развитию речи на тему: «Гостья Зима». Описательный рассказ по картинке используя метод моделирования. Старшая группа. Воспитатель.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР «Рыбы» РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема: Рыбы. Цель: Расширить и систематизировать знания и представления детей о различных видах рыб и их отличительных особенностях.

Конспект НОД «Северные ягоды» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познание», «Труд», «Здоровье», «Художественное творчество», «Художественная литература» Цель: Познакомить.

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «Лето» Цель: Уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках. Задачи: Активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД по развитию речи для детей младшей группы Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшей группы «Большая стирка» Программные задачи: учить детей.

Конспект занятия «Здравствуй, зима!» по развитию речи для детей старшей группы Программные задачи: систематизировать знания детей о зиме, о признаках зимы; образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным.

Источник

Познавательное и интересное