Рассказ про северных оленей для дошкольников

Сказки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с северным оленем»

Дора Барабанская
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с северным оленем»

Испокон веку представители северных народов преклонялись оленю как божеству. И это не случайно. Данное домашнее животное для северян являлось единственным средством существования. От забитого оленяничего не оставалось неиспользованным: мясо и потроха шли в пищу, шкура и лапы на одежду, сухожилия на нитки, рога и копыта на украшения.

Тема: Знакомство с северным оленем.

Программное содержание: Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида оленя, повадках и приспособлении к среде обитания тундры (сезонные изменения, способы защиты,их предназначение: кормит, одевает, обувает, какую пользу приносит людям, средства передвижения. развивать ловкость, быстроту, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать любовь и уважение к животным.

Словарная работа: стадо, лишайник, ягель, кухлянка, торбаза,важенка.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Северный олень», песен об оленях, отгадывание загадок, рассматривание картины «Северные олени» (серия «Домашние животные», чтение мансийской сказки «Гордый олень», подвижные игры

«Олени и пастухи», «Ловля оленей», «Важенка и оленята».

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы снова пришли в гости в музей Арктики. Отгадайте загадку о крупном животном Арктики. Послушайте,

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвет. – Кто это?

Правильно, отгадали. Сегодня мы поговорим о северном олене – украшением нашей родной тундры. Северный олень, а по- якутски «таба», хорошо знаком всем ребятишкам Якутии. Одни его видели только на картинках, другие дети общаются с ними в каждый день, например, в далеких улусах. Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.

Посмотрите, вот такой ягель (показываю). Ребята, когда олень ходит по мягкой почве или снегу, копыта раздвигаются в стороны, поэтому он более крепко стоит на ногах, устойчив и не падает. Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет? (ответы детей). Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Существуют два вида оленей: дикие и домашние. Дикие олени сами по – себе кочуют по тундре. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

— для чего оленям копыта, как совок?

— чем питаются северные олени?

Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь

и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед.

Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

Ребята, встали и делаем физкультминутку.

У оленя дом большой,

Он глядит свое окошко

Заяц по лесу бежит

Дверь к нему стучит:

«Стук-стук дверь открой

Там в лесу охотник злой

В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая (показ картин).

Ребята, есть добрая традиция у народов Севера, белый олень считался у них священным животным. Приносил людям счастье. Ему никогда не обрубали рога. Рождение белого олененка в стаде отмечали большим праздником. Каждый год весной проводятся праздник «Слет оленеводов». Пастухи – оленеводы соревнуются на оленьих упряжках. На выставке мастерицы украшают оленей, шьют украшение под седло, украшение на голову оленя. Давайте, мы с вами украсим нашего оленя. Ребята, придумайте кличку для оленя.

(Дети предлагают свои варианты). А теперь, из них выберем самую лучшую, ласковую кличку.

Воспитатель: В тундре ходят оленята,

Рядом с ними важенки.

Поиграем – ка, ребята,

Будете спасать оленя,

Будете его кормить

И уздечку на хорее,

Прыгнув высоко, ловить!

Я немного рассказала вам, какие у нас будут игры. Чтобы победить в них, надо быть ловкими и много знать. Прежде чем играть ответьте на мои вопросы.

* Как называется в стаде оленя, у которого родятся оленята? (Важенка.)

* Кто в стаде оленей вожак? (Бык.)

Читайте также:  Положительные качества жилина из рассказа кавказский пленник

Дети отвечают на вопросы.

Молодцы, ваши ответы правильные и сейчас мы поиграем в игру «Важенка и оленята».

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего: Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Оленята малые,

играющие оленята свободно бегают по тундре,наклоняются: едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированной ОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с декоративными птицами» Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе Ознакомление с окружающим миром, художественное творчество.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомство с военной техникой» Цель: Совершенствование представлений детей о видах транспорта. Задачи: 1)Расширять представлениядетей о военной технике. 2)Познакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы «Знакомство с грузовой машиной» Программное содержание: 1. Познакомить детей с грузовой машиной. 2. Учить детей называть и показывать основные части машины. 3. Учить детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Повар» МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе №1 на тему «Повар» Программные задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе «Знакомство со свойствами снега» Тема: «Знакомство со свойствами снега». Программное содержание: Младший возраст Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.

НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Знакомство с календарём» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №71» Конспект НОД по ознакомлению.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство со свойствами бумаги и ткани» Открытая образовательная деятельность ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ» Вторая младшая.

Источник

Конспект по развитию связной речи. Рассказывание по картинке «Северные олени»

Софья Муха
Конспект по развитию связной речи. Рассказывание по картинке «Северные олени»

1. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине с опорой на имеющиеся знания о внешнем виде и жизни животных (северных оленей);

2. Развивать умение подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных;

3. Активизировать использование в речи антонимов (сильный-слабый, маленький-большой);

4. Упражнять детей в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами.

Материал: Картина «Северные олени».

Ход занятия:

На стенде- картина «Северные олени»

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку. Кто на ней нарисован? (Олениха и оленёнок). Что делает олениха? А оленёнок? (Олениха наклонила голову и ест олений мох; оленёнок стоит рядом и смотрит на неё).

Сравнить олениху и оленёнка. Чем они отличаются? (У оленихи и оленёнка шерсть серая, но у оленёнка шерсть тёмная, а у оленихи-светлая. У оленёнка рожки маленькие и слабые, поэтому он ещё не может сам добывать себе пищу, а у оленихи-крепкие, сильные рога, она ими разгребает снег, находит корм-мох и ягель). Олениха большая и сильная, а оленёнок (маленький и слабый). Чем похожи олениха с оленёнком? (шерсть у них густая и тёплая, на ногах копыта). Что ещё изображено на картинке? (вдалеке стая оленей, возле оленей птичье гнездо (назвать детёнышей). Теперь придумайте рассказ о жизни северных олений, о малыше оленёнке и его маме-оленихе. Подумайте, как вы начнёте рассказ, что скажите потом, чем закончите рассказ. Не забудьте придумать название своему рассказу.

После двух рассказов педагог даёт им оценку.

Если рассказы детей будут сводиться к описанию внешнего вида животных, можно предложить образец рассказа. («Послушайте какой рассказ придумала девочка из другой группы».)

«Жили-были на севере оленёнок со своей мамой оленихой. Оленёнок был совсем маленький, у него и рожки были маленькие, только немножко выросли. Он не уверенно стоит на своих слабых ножках. А у оленихи большие ветвистые рога, красивая голова, на длинной шее. Она наклонилась, ест ягель,и показывает малышу: «Ешь, это вкусно». Вырастешь большой и у тебя будут такие же большие и красивые рога и стройные, крепкие, длинные ноги!.»

Читайте также:  Рассказ о дяде хвост из рассказа муму

Воспитатель: Сейчас вы все станете маленькими оленятами. Покажите свои рожки. Как оленята идут по снегу? Как они наклоняются, чтобы сорвать ягель? Покажите, как разгребают снег копытом.

Послушайте загадку: «Кто на своей голове лес носит? (Олень). Почему вы так думаете? (Дети отвечают).

Игра «Детёныши жителей северного полюса»

Олень-оленёнок, белый медведь- белый медвежонок, морж-моржонок, пингвин-пингвинёнок, морской котик-морские котёнок, тюлень-тюленёнок, снежный барс-снежный барсик, полярная сова-полярный совёнок.

Игра «У оленя дом большой». Игра на скорость. Как можно быстрее и точнее показывать соответствующие действия со словами.

Источник

Конспект занятия для детей средней группы «Рассказывание по картине «Северные олени»

Анастасия Сидлярук
Конспект занятия для детей средней группы «Рассказывание по картине «Северные олени»

Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по развитию монологической речи на тему рассказывание по картине «Олени» в средней группе «Непоседы»

Цель: развитие монологической речи посредством составления небольших описательных рассказов по картине «Олени»

Образовательные: формировать умение составлять описательные рассказы о северных оленях с помощью воспитателя

Развивающие: развивать связную речь детей, мышление, память, внимание, восприятие

Воспитательные: воспитывать желание воспроизводить текст по иллюстрациям, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, не перебивать, помогать составлять рассказы сверстнику, воспитывать любовь к животному миру

Предварительная работа: знакомство с выставкой книг “Животный мир Севера”, сюжетное рисование “Северный олень”, Чтение рассказа: Б. Житкова «Рассказы о животных».

Обогащение: оленёнок, олежка, чум, ягель

Активизация: копыта, шерсть, олень, олениха, зайцы, куропатки, мох

Оборудование: сюжетная картина «Олени»

Раздаётся стук в дверь. Захожу в костюме Незнайки в группу. «Здравствуйте ребята, а куда я попал? Что это у вас? А чего у вас так холодно на улице, где же вы живёте?

Ой, как интересно. Я к вам пришёл не просто так. Мне в школе коротышек дали домашнее задание. Эту картину, а я не знаю что это за звери, сказали что нужно отправиться на Север чтобы узнать. А ещё попросили составить рассказ, а я не знаю, что изображено на картине и как она называется. Помогите мне, пожалуйста, составить рассказ по картине.

Но прежде чем мы составим рассказ, мы должны рассмотреть картину.

Посмотрите, пожалуйста, на картину, вы знаете, кто на ней изображён?

Посмотрите на картину, о чём она?

Как мы можем ее назвать?

Кого вы видите, опишите оленя.

Что делает олень?

Какой олень?

Что у оленя на голове? Рога, какие? На что они похожи?

Правильно, олень большой, могучий, рога у него большие, рогами он защищается от врагов

Кого ещё вы видите на картине

Что делает олениха?

Посмотрите внимательно, олениха больше или меньше папы оленя?

Опишите олениху. Какая она?

Кто ещё изображён на картине?

Умницы, а что делает оленёнок?

вы знаете, что на ногах у оленя?

А вы знаете, для чего оленю нужны широкие копыта?

Верно, а ещё он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм

Вспомните, а чём ещё питаются олени?

Правильно, они питаются мхом и ягелем, они очень любят эту пищу

Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

А как вы догадались?

Пришло время отдохнуть, пойдёмте на ковер, я предлагаю встать в круг. Сейчас я включу музыку, и мы с вами потанцуем.

Включаю песню «У оленя дом большой»

Отдохнули, теперь садимся на стульчики

Дети, а вы помните о том, что нужно составить рассказ?

Посмотрите ещё раз на картину.

Я вам предлагаю попробовать рассказать об оленях.

Можно я начну рассказывать?

Картина называется «Олени». На ней изображены олени. Олень отец большой, важный, суровый, он защищает свою семью

У оленя на голове рога, рога большие, ветвистые коричневого цвета, они похожи на ветки деревьев, он стоит, смотрит вдаль, нет ли волка поблизости

Кто хочет выйти и рассказать об оленихе и олешке вместе со мной?

Олениха меньше оленя, она

Олениха добывает еду для оленёнка, дальше продолжает ребёнок

Какой хороший и содержательный рассказ, кто хочет выйти и попробовать рассказать весь рассказ целиком?

Молодцы ребята, у всех были замечательные рассказы, вы хорошо рассказали о семье оленей.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? Кому помогали?

Что вы узнали нового про оленей?

Спасибо за то, что помогли Незнайке придумать название картины и узнать что на ней изображено. Вы сегодня были умничками, очень меня порадовали, тем что много знаете про северных оленей.

Читайте также:  Рассказы о море для детей дошкольного возраста

Конспект НОД. Рассказывание по картине «Репка» Рассказывание по картине «Репка» Цель: учить детей составлять рассказы по картине, воспитывать умение правильному построению предложения,.

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «В уголке природы» Цель: Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение повторению рассказа по отдельному фрагменту картины вслед за педагогом. Формирование.

Конспект НОД «Приходи скорей, Весна, в наши северные края!» для детей подготовительной группы Цель: формирование у детей музыкально-эстетического вкуса и творческих способностей, вовлекая их в мир музыки и приобщая к музыкальной культуре.

Конспект НОД в средней группе в области «Речевое развитие». Тема «Рассказывание по картине «Зимние забавы». b]Интеграция образовательных областей:[/b] «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Рассказывание по картине «Ежи» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» Цель: помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Тема: «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»»Задачи. Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине; выстраивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Конспект по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Программное содержание: подвести детей к составлению.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Программное содержание. Подвести детей.

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Для детей средней группы. Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Цель: способствовать развитию связной.

Источник

Авторская северная сказка «Олененок Авка»

альфия пронина
Авторская северная сказка «Олененок Авка»

За морозами за трескучими

За вьюгами за певучими

За буранами да за снежными

Тундра лежит безбрежная.

Где зима круглый год живет, мается,

Лукоморьем страна называется.

Там проживает народ северный,

Добрый, дружный, в себе уверенный.

И не одно их поколение

Ловит рыбу и разводит стадо оленей.

И пасутся в тундре стада,

Так и было, и будет всегда!

А весной, когда снег заискрился

В стаде олененок на свет появился.

У оленихи с глазами лучистыми,

У оленя с рогами ветвистыми

Народился на свет олененочек

Озорной шаловливый ребеночек.

С носиком похожим на булавку

И назвали его Авка.

Разбивал Авка снежок копытцами,

Чтоб к заветному ягелю пробиться.

Окружен был Авка любовью, заботою

И тому, чему учили его мама и папа

Повторял он с охотою.

Но учеба стала Авке приедаться,

Ему хотелось бегать, резвиться, играться.

Он стал частенько маму не слушать,

Навострив свои маленькие ушки.

Убегал он подальше от стада в сторонку,

Любопытно было все олененку.

Однажды он так заигрался,

Отошел он и потерялся.

И не заметил, как от стада отстал он.

А над тундрою ночь опускалась,

Все темнее, темнее. Смеркалось.

Олененок тут испугался,

Он впервые без мамы остался.

Тут олени в стаде заметили,

Что нет рядом Авки олененка

Шаловливого озорного ребенка.

Защемило у оленихи сердце тоской

И поникла она головой.

Ну, а олень с рогами ветвистыми

Бьет копытами сильными быстрыми.

Побежал он искать олененка

Шаловливого озорного ребенка.

Все вокруг белым-бело

И следы все замело.

Ночь прошла, забрезжил рассвет,

А ребенка родного все нет.

Старый мудрый олень из стада

Подошла к собаке мама олененка:

— Ты найди нам нашего ребенка!

Побежала собака по следу

И нашла олененка-непоседу!

Привела его к маме и папе,

Все стадо благодарно собаке.

Обняли они олененка

Шаловливого озорного ребенка.

Пожурили Авку, накормили,

Как вести себя объяснили:

«Чтобы не было беды,

Далеко от стада не ходи!»

Открытие фестиваля «Золотая сказка» В Алдане было открытие фестиваля «Золотая сказка». В этом году юбилейный фестиваль, вот уже двадцать лет он радует жителей Алдана. Почти.

Дидактическая одежда, которую воспитатели успешно применяют в работе с дошколятами – это адаптационно-дидактические юбки и фартуки – необычные пособия, которое привлекают внимание детей своей яркостью и.

Главному празднику нашей страны посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям, как прекрасна их страна, и заняться с детьми полезным.

Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста

Календарь праздников на МААМ

Ваши предложения
и пожелания

Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета

Источник

Познавательное и интересное