Михаэль Шумахер биография. Состояние здоровья, последние новости
Конец декабря 2013 года ознаменован очень печальными событиями для фанатов Формулы 1. После аварии на горнолыжном склоне во Франции, в больнице боролся за жизнь тяжелораненый Михаэль Шумахер – семикратный чемпион Формулы-1 СМИ всего мира пристально следят за состоянием здоровья гонщика.
Краткая биография
Михаэль Шумахер – сын каменщика Рольфа – фаната автомобильных гонок. Родился 3 января 1969 г. Когда малышу исполнилось 4 года, в 1973 году, отец переделал газонокосилку в маленький карт с педалями, установив на него двигатель мотоцикла. Оказалось, что единственное место, где маленький Майкл может безопасно ездить – это ипподром в Керпене.
Вот так все и началось. Однако быстро выяснилось, что нужны деньги, чтобы развить страсть и талант самого молодого члена местного картинг-клуба в истории. Рольф заработал дополнительные деньги на ремонте картингов, а мать Шуми работала в буфете на треке. Однако со временем оказалось, что даже этого недостаточно. Тогда местные предприятия вступили в игру, чтобы поддержать молодого игрока.
Несколько лет спустя, подросток выиграл чемпионаты Германии и Европы по картингу среди юниоров. К сожалению, в то время преуспевающий водитель не мог рассчитывать на программы развития, поэтому после окончания школы начал работать механиком.
Талант юноши быстро развивался, он продвигался к более мощным сериям, таким как немецкие Формулы Ford или Формула 3, чтобы позже связать себя с Mercedes и начать профессиональную карьеру, на этот раз за рулем гоночных автомобилей. Интересно, что молодой гонщик, еще до начала гонки в Ф1, принял участие в 24-часовой гонке LeMans, в которой финишировал на пятом месте.
Достижения
После одной гонки Формулы-1, спонсируемой Mercedes, в команде Иордании в сезоне 1991 года, Шумахер стал гонщиком Бенеттона. Получив два титула чемпиона мира в 1994-1995 годах, Шумахер перешел в Ferrari, выиграв в этой команде еще пять чемпионских титулов в 2000-2004 годах. После 2006 года завершил карьеру гонщика Формулы-1, выступая затем в Ferrari в качестве советника. По ходу сезона 2009 года Шумахер согласился заменить травмированного Фелипе Массе, однако отменил свое возвращение из-за травмы шеи. В 2010 году он вернулся в Формулу-1, подписав трехлетний контракт с Mercedes. После 2012 окончательно ушел из Ф-1.
Шумахер является обладателем большинства рекордов Формулы-1, включая титулы чемпиона мира, победы в самых быстрых кругах, гонки, выигранные за один сезон. Согласно официальному сайту Ф-1 – статистически лучший гонщик.
Вне трассы – посол ЮНЕСКО и представитель безопасности водителей. Участвовал в благотворительных мероприятиях, жертвуя на благотворительность десятки миллионов долларов.
Мифы и факты
В 1991 году во время Гран-при Бельгии Шумахеру удалось дебютировать в «Королеве автоспорта». Это произошло благодаря Mercedes, который заплатил 150 000 долларов Эдди Джордану в обмен на то, чтобы он дал парню шанс. Здесь стоит опровергнуть несколько мифов:
Последние известия
29 декабря 2013 года, за несколько дней до своего 45-летия, во время катания на лыжах во Франции Мерибель, Шуми ударился головой о камень. Он был немедленно доставлен в больницу в Гренобле, где врачи описали его состояние как критическое, но им удалось сохранить жизнь известного водителя.
Вся информация о состоянии здоровья Михаэля Шумахера держится в секрете и тщательно охраняется его семьей. Однако иногда появляются сообщения о том, что происходит с бывшим водителем.
Недавно о здоровье Шумахера спросили его друга и бывшего партнера команды – Фелипе Масса. Тот попросил уважать частную жизнь 51-летнего гонщика, сказав только, что ситуация нелегкая, добавив, что «мечтает и молится», чтобы немец почувствовал себя лучше и снова появился на трассе.
В течение семи лет большая часть информации о том, может ли бывший чемпион вообще восстановиться – это догадки или сообщения от семьи, которые, к сожалению, не дают много ответов. Журналисты предпринимали различные попытки узнать что-либо. Были постыдные попытки (когда журналист, замаскированный под священника, ворвался в больницу) проникнуть в учреждения, где его лечили, многие редакции получили иски от семьи за публикацию предположений.
Шумахер, последние новости: Михаэлю предстоит еще одна сложная операция. Врачи хотят использовать новую технику для восстановления моторики знаменитого водителя. По словам специалиста в области лечения стволовыми клетками, врачи могут восстановить всю нервную систему 51-летнего Шумахера. «Основным шагом будет удаление кровеносных сосудов из его сердца, которые затем перенесут в мозг. Я не буду скрывать, что это рискованная операция», – сказал Филипп Менаш.
Точная дата планируемой операции не известна, и результаты операции не могут быть предсказаны. Как сообщают итальянские СМИ, сам Михаэль Шумахер осознает и полностью свою ситуацию. Тем не менее, он не может делать какие-либо движения сам и требует ухода от своей семьи.
Михаэль Шумахер
Биография
Имя этого легендарного пилота уже давно стало нарицательным, а его фирменный стиль вождения безуспешно пытаются повторить тысячи последователей во всех уголках планеты. Его титулы, рекорды и награды можно перечислять часами, а достижения внушают искреннее восхищение. Речь, конечно же, о звезде автогонок «Формулы-1» Михаэле Шумахере.
Детство и юность
Он родился в 1969 году в немецком городе Хюрт-Хермюльхайм. Отец Рольф Шумахер управлял городской трассой картинга. Мама Элизабет работала в школе. Интерес к гонкам у Михаэля от папы. В 4 года мальчик впервые сел за руль карта, а в 5 лет уже гонял по трассе, как заправский пилот. Позднее, помимо картинга, парень увлекся восточными единоборствами — дзюдо и карате.
Биография Михаэля Шумахера с 10 лет — это история побед на городских и региональных чемпионатах гонок на картах. Хобби Михаэля постепенно переросло в профессию. В 14 лет парень получил лицензию гонщика, что дало ему право выступать на чемпионатах мирового уровня.
Младший брат звезды Ральф Шумахер тоже посвятил жизнь автогонкам. Он начал карьеру на корте спустя 10 лет после Михаэля и тоже добился успехов. Громкой победой Шумахера-младшего стала главная награда на 4-м этапе чемпионата мира в 2001 году.
Интересно, что в молодости братья стали первыми родственниками в истории «Формулы-1», кто поднялся на пьедестал вместе. Им это удалось дважды.
Гонки
Профессиональная карьера Михаэля Шумахера стартовала в 1984 году. По 1987-й парень выигрывает ряд европейских и немецких чемпионатов серии «Формула Кениг». С этого времени ему начали предлагать контракты многие крупные компании.
Дебютный заезд спортсмена на «Формуле-1» оказался успешным: он пришел к финишу седьмым, что для новичка было отличным результатом. Перспективного автогонщика заметил директор «Беннетона» Флавио Бриаторе и переманил в свою «конюшню». Здесь он получает прозвище Солнечный мальчик за лучезарную улыбку и ярко-желтый комбинезон.
В 1996 году Михаэль Шумахер соглашается сотрудничать с Ferrari и подписывает контракт на участие в гонках на их автомобилях. А спустя 2 года пилот завоевал вторую позицию на гоночных машинах McLaren.
В 2000 году гонщик становится обладателем третьего чемпионского титула. В 2001-м ему присуждают четвертый, а летом 2004-го обладатель нескольких титулов становится чемпионом в 7-й раз. В истории гонок «Формулы-1» это рекорд.
В 2005 году Солнечный мальчик впервые пережил провал. Лидерство в чемпионате получила команда «Рено», уверенно обогнавшая «Феррари». Чемпионский титул завоевал пилот «Рено» Фернандо Алонсо. Михаэлю Шумахеру неожиданно досталось только 3-е место.
В 2006 году Алонсо снова победил. Шумахер объявил, что уходит из спорта по окончании сезона, но остался работать в «Феррари» в качестве эксперта. Вскоре спортсмен подписал 3-летний контракт с командой «Мерседес-Бенц», но в 2010 году уступил напарнику Нико Росбергу, впервые за историю карьеры в «Формуле-1» заняв только 9-ю ступеньку. В октябре 2012-го Михаэль Шумахер собрал пресс-конференцию, на которой официально объявил об уходе и окончании карьеры.
Личная жизнь
Знакомство спортсмена с будущей супругой Коринной Бетч состоялось на шумной вечеринке, куда красавица пришла вместе с парнем, тоже гонщиком Хайнцем-Харальдом Френтценом. Михаэль влюбился в эту яркую блондинку с первого взгляда. Понравился пылкий парень и девушке.
Пара начала встречаться. С женитьбой молодые люди не тянули — 1997 году узаконили отношения.
Личная жизнь Михаэля сложилась счастливо. Любимая жена в 1997 году родила девочку, которую пара назвала Джина-Мария. А 2 года спустя появился сын Мик. Ради семьи Коринна оставила конный спорт, которым занималась ранее.
Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер (род. 1969) – немецкий автогонщик «Формулы-1». Является 7-кратным чемпионом мира и обладателем множества рекордов «Формулы-1»: по числу побед (91), подиумов (155), побед за один сезон (13), быстрых кругов (77), а также чемпионских титулов подряд (5).
После завершения карьеры, в конце 2013 г., в результате несчастного случая получил черепно-мозговую травму головы.
В биографии Шумахера есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Михаэля Шумахера.
Биография Шумахера
Михаэль родился 3 января 1969 г. в немецком городе Хюрт-Хермюльхайм. Он рос и воспитывался в семье Рольфа Шумахера и его супруги Элизабет, работавшей в школе.
Детство и юность
Любовь к гонкам у Михаэля проявилась еще в раннем возрасте. Его отец руководил местной трассой картинга. К слову, карт – это простейший гоночный автомобиль без кузова.
Когда Шумахеру едва исполнилось 4 года, он впервые сел за руль. Спустя год, он прекрасно ездил на картах, участвуя в местных гонках.
В то время биографии Михаэль Шумахер также занимался дзюдо, однако позже решил сосредоточиться исключительно на картинге.
В 6-летнем возрасте мальчик выиграл свой первый клубный чемпионат. С каждым годом он заметно прогрессировал, становясь более опытным гонщиком.
Михаэль и Ральф Шумахеры
Согласно правилам Германии, лицензию гонщика разрешалось получать лицам достигшим 14 лет. В связи с этим, Михаэль получил ее в Люксембурге, где лицензию выдавали на 2 года ранее.
Шумахер участвовал в разных ралли, на которых занимал призовые места. В период 1984-1987 гг. юноша победил на нескольких международных чемпионатах.
Стоит заметить, что младший брат чемпиона, Ральф Шумахер, также стал автогонщиком. В будущем ему достанется главная награда на четвертом этапе чемпионата мира 2001 г.
Интересен факт, что в молодости братья Шумахеры оказались первыми родственниками в истории «Формулы-1», которые выиграли соревнования. При этом, они сделали это дважды.
Гонки
После ряда ярких побед на разных чемпионатах, Михаэлю удалось пробиться на «Формулу-1». Его первый заезд оказался достаточно успешным. Он финишировал седьмым, что для дебютанта считается прекрасным результатом.
На Шумахера сразу же обратили внимание многие команды. В результате, директор «Беннетона», Флавио Бриаторе, предложил ему совместное сотрудничество.
В скором времени Михаэля прозвали «Солнечным мальчиком», за его искрометную улыбку и желтый комбинезон.
В 1996 г. немец подписал контракт с «Ferrari», после чего начал выступать в гонках на машинах этой марки. Через пару лет он завоевал 2-ю позицию на болидах «McLaren». К тому времени он уже дважды становился чемпионом мира «Формулы-1» (1994,1995).
В период 2000-2004 гг. Шумахер 5 раз подряд становился обладателем чемпионского титула. Таким образом 35-летний гонщик оказался 7-кратным чемпионом мира, что было первым случаем в истории гонок «Формулы-1».
Сезон 2005 г. оказался для немца провальным. Чемпионом стал пилот «Рено» Фернандо Алонсо, тогда как Михаэль завоевал только «бронзу». В следующем году Алонсо вновь выиграл чемпионат.
Неожиданно для всех Шумахер заявил, что завершает профессиональную карьеру. После окончания сезона, он продолжил сотрудничать с «Феррари», но уже в качестве эксперта.
Позже Михаэль подписал 3-летний контракт с «Мерседес-Бенц». В 2010 г., впервые в своей спортивной биографии, он занял только 9-е место на «Формуле-1». Осенью 2012 г. Шумахер публично объявил, что окончательно уходит из большого спорта.
Личная жизнь
Со своей будущей женой, Коринной Бетч, Михаэль познакомился на одной вечеринке. Любопытно, что на тот момент девушка встречалась с другим гонщиком по имени Хайнц-Харальд Френтцен.
Шумахер сразу же влюбился в Коринну и в результате смог добиться ее расположения. Между ними завязался роман, который завершился свадьбой в 1995 г.
Со временем у пары родились девочка Джина-Мария и мальчик Мик. Позже дочь Михаэля начала заниматься конным спортом, тогда как сын пошел по стопам отца. В 2019 г. Мик стал пилотом «Формулы-2».
В декабре 2013 г. в биографии Михаэля Шумахера произошла страшная трагедия. На горнолыжном курорте Мерибель он получил серьезную травму головы.
Во время очередного спуска спортсмен намеренно выехал за границу трассы, продолжив спуск по не обкатанной местности. Он разбился, споткнувшись о камень. От неминуемой смерти его спас шлем, который раскололся от мощного удара о выступ скалы.
Гонщика срочно доставили на вертолете в местную клинику. Изначально его состояние не вызывало опасений. Однако в ходе дальнейшей транспортировки самочувствие пациента резко ухудшилось.
В результате, Шумахера срочно доставили в больницу, где подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Вслед за этим медики провели 2 нейрохирургические операции, после чего ввели спортсмена в состояние искусственной комы.
В 2014 г. после курса лечения Михаэля вывели из комы. Вскоре его перевезли домой. Интересен факт, что на терапию было потрачено около 16 млн евро. По этой причине родственники продали дом в Норвегии и самолет Шумахера.
Процесс выздоровления мужчины протекал очень медленно. Болезнь негативно повлияла на его общее физическое состояние. Его вест уменьшился с 74 до 45 кг.
Михаэль Шумахер сегодня
Сейчас чемпион по-прежнему продолжает лечение. Летом 2019 г. знакомый Шумахера по имени Жан Тодт заявил, что здоровье больного идет на поправку. Также он добавил, что мужчина даже может смотреть гонки «Формулы-1» по телевидению.
Через пару месяцев Михаэль был перевезен в Париж для дальнейшего лечения. Там ему была проведена сложная операция по пересадке стволовых клеток.
Хирурги утверждали, что операция прошла успешно. Благодаря ей у Шумахера якобы улучшилось сознание. О том, как будут развиваться события дальше покажет время.
История одного гонщика: Михаэль Шумахер
«Красный барон», «солнечный мальчик», «шуми» — все это об одном гонщике, чье имя уже давно стало нарицательным. Михаэль Шумахер, новый герой рубрики «история одного гонщика».
«Если ты злишься, когда побеждает твой друг, скорее всего, это значит, что у тебя нет друзей». — Михаэль Шумахер.
Как и у большинства гонщиков, карьера Михаэля началась с картинга. В возрасте 4 лет Шумахер уже сидел за рулем карта, построенного его же отцом Рольфом, который, к слову, являлся управляющий местной трассы в Хюрт-Хермюльхайме.
В 5 лет мальчик уже участвовал в любительских чемпионатах по картингу, где одержал много побед. Спустя 9 лет в руках у Михаэля была его первая гоночная лицензия, и он продвинулся до профессиональных турниров. С 1984 по 1987 ему удалось одержать победу в нескольких немецких и европейских картинговых чемпионатах.
Спустя 3 года после ухода из картинга Шумахер уже стал чемпионом «Формулы-3» в Германии. В следующем, 1991 году Михаэль поехал в японской «Формуле-3000», правда закончил сезон лишь на 12 месте.
Немногие знают, что в 1990 и 1991 годах Шумахер принимал участие не только в формульных чемпионатах, но и в гонках на выносливость, как член молодежной программы Mercedes Junior. Вместе с Карлом Вендлингером он дважды становился победителем кузовных этапов, впервые в 1990 году в Мексике и второй в 1991 Японии.
Дебют в F1
В 1991 году, во время выступления в «Формуле-3000» и гонках на выносливость, Шумахер дебютировал и в королевских гонках. Его первой командой стала «Джордан» под руководством Эдди Джордана. Он позвал Михаэля заменить на Гран-При Бельгии попавшего в тюрьму пилота Бертрана Гашо.
Интересно, что менеджер Шумахера смог убедить Эдди в том, что его подопечный отлично знает трассу в Спа, поскольку родился неподалёку от неё, хотя на самом деле гонщик ни разу в жизни по ней не ездил. Но владелец команды поверил и дал молодому Михаэлю возможность провести перед Гран-При Бельгии только одни тесты, которые прошли под дождем в Сильверстоуне. Несмотря на это, уже через неделю в Бельгии Михаэль квалифицировался седьмым, а на следующий день, в гонке, смог с самого начала пробиться на 5 место, после чего сошёл из-за проблем со сцеплением.
Выступление в «Беннетоне» и первое чемпионство
Звезда дебютанта загорелась очень ярко, но не на долго. Однако и этого короткого свечения хватило для того, чтобы директор команды «Беннетон» Флавио Бриаторе заметил юного Шумахера и позвал к себе уже на следующий этап в Монце, где гонщик, кстати, занял 5 место, обогнав своего напарника, на тот момент уже 3-кратного чемпиона мира Нельсона Пике.
После Гран-При Италии Михаэль участвовал ещё в 4 гонках в 1991 году, дважды финишировав в очковой зоне и дважды сойдя с дистанции.
В 1992 году Шумахер провел уже полный сезон за «Беннетон», завоевав свою первую победу в карьере F1 в той самой Бельгии. По итогам сезона он занял третье место, обогнав легендарного Айртона Сенну на 3 очка в личном зачете.
В 1993 гонщик остался с командой «Беннетон» и одержал лишь одну победу в Португалии. По итогам сезона заняв 4 место. В 7 из 16 этапов Шумахер сошел из-за проблем с машиной, но в каждой гонке, доведённой им до финиша, он занимал место на подиуме.
Первая победа в чемпионате пришла к Михаэлю в 1994 году. К последней гонке сезона он обгонял своего ближайшего соперника Деймона Хилла всего на одно очко. Во время финального этапа в Австралии гонщики столкнулись. После того как Шумахер вылетел с трассы, но смог вернуться, Хилл думал, что спокойно проедет мимо него, но у Михаэля были другие планы. В результате аварии оба гонщика сошли и у немца оказалось преимущество в одно очко.
В следующем году Шумахер закрепил за собой звание чемпиона. Его ближайшим преследователем вновь стал Деймон Хилл, но на этот раз Михаэль отыграл у него 33 очка.
Контракт с Ferrari
На следующий сезон в 1996 году Михаэль Шумахер подписывает контракт с Ferrari. На тот момент команда была первой среди вторых и не выигрывала чемпионат в личном зачете на протяжении 17 лет. Их болиды при этом страдали от постоянных технических поломок и от нехватки скорости.
Несмотря на внутренние проблемы в команде, Шумахер в свой дебютный сезон в красном болиде смог одержать три победы и занять бронзовую строчку в протоколе чемпионата.
Для Ferrari Михаэль стал «птицей Феникс». Благодаря ему команда объединилась ради одной цели — победа Шумахера в чемпионате.
В 1997 году удача отвернулась от команды, после столкновения Шумахера с Жаком Вильневом, гонщика полностью исключили из протокола чемпионата и дисквалифицировали до конца сезона. На следующий год «Красный барон» вернулся, навязав серьёзную борьбу лидирующим на тот момент пилотам McLaren. На последней гонке сезона должна была решиться судьба титула и Шумахер имел все шансы забрать его в свою копилку, но не смог сделать этого, уступив пояс лидера Мике Хаккинену.
1999 год ознаменовался для Михаэля серьёзной травмой. На Гран-При Великобритании пилот сломал ногу и выбыл из гонок на 6 этапов. Единственное, что смог сделать Шумахер в этом сезоне, это помочь своей команде завоевать кубок конструкторов, впервые с 1983 года.
Начало второго тысячелетия ознаменовалось в «Формуле-1» третьим чемпионским титулом Шумахера. За 17 этапов в копилке гонщика оказалось 9 побед и за одну гонку до конца сезона он досрочно стал чемпионом.
В период с 2001 по 2004 год Шумахер 4 года подряд становился чемпионом мира. Его болид и команда доминировали по ходу всех четырех сезонов, не оставляя шансов соперникам.
К 2005 году в копилке гонщика было рекордной количество чемпионских титулов и все было бы хорошо, если бы не Renault. Рекорд Хуана Мануэля Фанхио был давно пройден, но после 2004 года дело до чемпионства больше так и не дошло.
В 2005 и 2006 годах чемпионом F1 становился Фернандо Алонсо из Renault.
Уход из «Формулы-1»
10 сентября 2006 года Шумахер объявил, что по окончанию сезона уйдёт из спорта. Так оно и случилось. Стоит отметить, что полностью Ferrari немец все же не покинул, хотя и освободил место в пелетоне. Михаэль помогал команде в качестве эксперта и иногда тестировал машины.
Вторая эра Шумахера
29 июля 2009 года Ferrari объявила о возвращении легендарного гонщика на трек. Михаэль должен был сменить травмированного Фелипе Масса на Гран-При Европы, но не смог этого сделать из-за сохранившихся после падения с мотоцикла в начале года проблем с шеей. Официально гонщик вернулся в королевские гонки к началу сезона 2010 года в составе команды Mercedes, но не снискал той же славы и успехов, как несколько лет назад. Поражение за поражением, штрафы и сходы давили на Михаэля. В итоге за 3 сезона Шумахер не завоевал ни одной победы и занял 9, 8 и 13 места в личном зачете.
4 октября 2012 года перед началом этапа в Японии Михаэль собрал всех и сказал о том, что уходит из «Формулы-1» и возвращаться не намерен, поскольку не чувствует полной уверенности в успехе, а просто кататься по трассе не в его стиле.
Травма на горнолыжном курорте
29 декабря 2013 года перед Новым годом Шумахер вместе со своим сыном и друзьями приехал на горнолыжный курорт Мерибель в Альпах. В процессе съезда с горы Михаэль выехал на неподготовленный участок склона и через 20 метров споткнулся о камень. Он упал и ударился правой стороной головы об выступ скалы. На нем был одет шлем, который в момент удара раскололся. Вертолетом гонщик был доставлен в ближайшую больницу в Мутье. Позже его перевезли в госпиталь Гренобля. Первые известия с места инцидента говорили о том, что травма не критичная и что Михаэль находится в сознании, но во время транспортировки у него случился коллапс и врачи были вынуждены совершить экстренную посадку, чтобы подключить гонщика к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
По открытой информации, Михаэль Шумахер был помещён в состояние искусственной комы, из которой врачи вывели его в июне 2014 года. После этого Михаэль приступил к длительному курсу реабилитации.
На сегодняшний день
Информация о том, в каком состоянии Шумахер сейчас тщательно скрывается его семьей. После того, как гонщика перевезли в его поместье на берегу Женевского озера родственники легендарного спортсмена не разглашают информации о его здоровье. Последнее, о чем официально было известно, это то, что гонщик прикован к инвалидному креслу и не может говорить.
Многие болельщики и поклонники лучшего гонщика на планете до сих пор не теряют надежду на то, что он еще сможет выйти в свет и показать всем свою белоснежную улыбку. Мы присоединяемся ко всем тёплым словам, сказанным в адрес Михаэля за все эти годы ожидания и желаем ему окончательного выздоровления.
«Михаэль сам выбирал подарки для механиков». Бесценные истории о характере Шумахера
Рассказаны его менеджером.
Со стороны семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер мог показаться холодным, отчужденным и даже немного надменным. Однако каждому, кто с ним работал — затягивал ремни безопасности, проектировал машины, закручивал болты на колесах и приносил ему утренний кофе — немец внушил фанатичную любовь, верность и преданность.
Одним из немногих людей, из первых рук знающих, в чем заключался секрет, является Сабина Кем. Ей было 29 лет, когда она впервые взяла интервью у Михаэля на Гран-при Германии 1994 года. Шесть лет спустя она вошла в ближайший круг Шумахера, приняв предложение о работе на должности главы пресс-службы гонщика. Теперь же она и вовсе ведет его дела в качестве менеджера. Она с удивлением обнаружила, что Михаэль оказался совсем не тем «стальным пилотом», образ которого он с уверенностью транслировал миру. Именно об этом Сабина и рассказала в новом выпуске подкаста Beyond The Grid.
Каким был Шумахер в 1994 году
«Я впервые встретила его на «Хоккенхаймринге» на Гран-при Германии того сезона. Тогда я работала журналисткой, а местная гонка имела большое значение: впервые немецкий гонщик наконец получил шанс сразиться на титул «Формулы-1». В то время в Германии это было чем-то невообразимым. Когда я впервые его встретила, он произвел впечатление отстраненного, замкнутого и осторожного человека. Но мне понравилась общая сцена «Ф-1» с точки зрения журналиста: на ней присутствовали разные персонажи, и Михаэль Шумахер являлся одним из выдающихся — его качества были заметны уже тогда.
Самое смешное наблюдение того периода: интервью с британской прессой давались ему проще, чем с немецкой. Думаю, когда пытаешься объяснить что-то на родном языке, то всегда углубляешься в очень конкретные детали, в то же время на чужом языке рассказывать получается проще, потому что не удается вдаваться в настолько подобные нюансы. Поэтому мне казалось, что его интервью на английском звучат сильнее: ведь на немецком он старался выражаться настолько точно, что в конце концов история просто не выходила. Всем был очевиден его мощный характер, но его не так-то просто было раскрыть. В последующие годы все осталось неизменным.
Михаэль в медиа и в личной жизни был совершенно разным — словно два человека в одном. Он всегда хотел именно такого разделения: показывать всем гонщика-личность, за которой наблюдают и следуют, но при этом всегда стремился сохранить некоторую конфиденциальность и отказывался раскрывать, что в ней. Просто в какой-то момент он осознал, что ему нужна эта личная жизнь, чтобы нормально отдыхать: ведь когда ты постоянно находишься в центре внимания — а Шумахер так или иначе боролся за титул с 1994 по 2006 год, или 12 лет подряд — постоянная публичность сильно утомляет. Михаэль довольно быстро понял, что ему нужно разделять профессиональную и личную жизни, и выполнил идею в фирменном систематичном стиле.
В личной жизни он был очень добродушным, наслаждался жизнью, радостями, временем с друзьями, делал что-то, над чем потом вся его компания дружно смеялась. Нужно понимать, что он происходил из небогатой семьи, где от него не ждали непременного перехода в «Формулу-1», так что он с детства, с самого начала картинга привык к мысли, что ему постоянно нужно показывать хороший результат, чтобы просто остаться в кокпите. По-моему, он так никогда и не избавился от этой мысли».
Именно семья помогала ему отдыхать от гонок
«2000 год был очень трудным с точки зрения давления и разочарования от предыдущих сезонов, и я даже не знаю, что было бы с Михаэлем, если бы он не выиграл тогда чемпионат. Он правда очень много работал в том году. Когда я попала на другую сторону паддока, то увидела множество вещей, которые журналисты обычно не знают. Мне задавали сотни и тысячи одинаковых вопросов каждый гоночной уик-энд. Надеюсь, я не была такой и в моих интервью с ним что-то было, раз Михаэль решил и дальше работать со мной. Кстати, когда я работала журналистом, то занималась не только «Формулой-1», но и писала про олимпийские виды спорта. Впервые со мной связался менеджер Шумахера Вилли Вебер — он не хотел раздувать историю из предложения, и потому сперва спросил, не хочу ли я поработать с Ральфом Шумахером, чтобы сохранить тайну. Я отказалась.
Когда Михаэль все-таки выиграл на «Сузуке» в том году, я никогда даже не могла представить себе такого эмоционального взрыва. Не от него, не от меня, а от всей команды. Когда он пересек финишную черту, люди в гараже буквально зарыдали. Только когда я увидела это, то осознала в полной мере, как же много титул для них значит и настолько долго они к нему шли. Практически все механики плакали, смахивали слезы, и при этом стыдились своих эмоций и пытались их спрятать — я никогда не видела чего-то более трогательного. Этот момент оказался намного значительнее, чем все, что я себе представляла, и он навсегда останется в моем сердце.
Тогда еще и прозвучало то самое знаменитое трогательное радиосообщение: «Поцелуйте Коринну за меня!» (жену Михаэля — прим. Sports.ru). Я абсолютно уверена, что все годы неудач в «Формуле-1», предшествовавшие тому моменту, вместе с долгожданной победой только усилили требовательность Михаэля. Он вырос как человек. Ему помогла и свадьба, и рождение детей.
Отдыхал ли он после завоевания первого титула за «Феррари»? Нет. В личной жизни он и так был довольно расслабленным и специально все делал медленно, чтобы переключиться с «Формулы-1». Но как только дело казалось отдачи, команды или гонок, он моментально забывал об отдыхе.
Семья безмерно помогала Михаэлю расслабляться. Он с Коринной всегда был замечательной парой, и со временем ничего не изменилось. Когда он приезжал домой, к ней и детям, «Формула-1» уходила на второй план. Семья заряжала его энергией. Но даже среди родных он оставался спортсменом и всегда стремился побеждать даже в семейных теннисных партиях.
У Коринны было много лошадей, она любила их и скачки. Михаэль не особо ими увлекался, но из-за страсти жены он тоже стремился погрузиться в этот мир. Помню, как он говорил после первого завершения карьеры, что раз Коринна посвятила столько времени его страсти, то теперь хочет посвятить свое время ее страсти».
Расставание и воссоединение с «Формулой-1»
«Конечно, уход из Скудерии дался трудно. Команда была его страстью. Дело не только в успехе: конюшня стала группой близких друзей и основывалась именно на личных отношениях. Но с 2004 года Михаэль постоянно жил в режиме «тесты-гонка-тесты-гонка-тесты-гонка» и так далее, причем он выполнял все тесты самостоятельно, поскольку всегда хотел иметь идеальные или близкие к идеальным шины. Такой режим оказался очень выматывающим. К концу 2006 года он мощно «наелся». Тот сезон выдался очень сложным для его физической формы, у него периодически возникали серьезные проблемы с шеей. Но мы не хотели, чтобы все об этом знали, потому что такая информация, очевидно, повлияла бы на развитие ситуации в чемпионате. Но нам стало ясно: в тот момент в самом деле пришло время для завершения карьеры.
Михаэль совершенно отошел от «формульных» дел, и я увидела его совсем другим. Когда он только объявил об уходе, то в самом начале 2007 года напрямую сказал: «Даже не звони мне ближайшие 6 месяцев. Я не доступен для любых предложений». Он определенно имел в виду именно то, что сказал. Он хотел побыть с семьей и друзьями. На самом деле его никогда не посещали мысли о возвращении — ему вполне нравилось жить вне гонок. Ответственность за повторное разжигание огня в Михаэле полностью лежит на Россе Брауне. Ну и помогли тесты, организованные, когда Шумахера позвали заменить травмированного Фелипе Массу в 2009-м. Михаэль съездил на них, и хоть тогда он и не мог пилотировать болид из-за повреждения, полученного после падения с мотоцикла, он ощутил, что все еще может гонять.
Но когда он вернулся, очень быстро стало ясно, что ситуация не располагает к его возвращению на первые места. В 2010-м ограниченные ресурсы команды разочаровывали Михаэля, но пришлось смириться и продолжить.. Мне кажется, Шумахеру слишком много пришлось заниматься внутренней борьбой и убеждением нужных людей ради увеличения вложений в команду и превращении «Мерседеса» в большую конюшню. Скорее всего, меня не назвать объективной, но я считаю, что Михаэль в самом деле стал одним из отцом современного успеха «серебряных стрел». Именно он убедил боссов концерна в мысли, что если уж они влезли в «Формулу-1», то должны войти в нее со всей силой. Когда он только вернулся, в самом начале жизни команды, ее будущее еще не определили. Ей управляли как середняком, а не топом. Думаю, Михаэль убедил нужных людей в бессмысленности существовавшей модели.
Уже в последний сезон Шумахера все стало намного лучше. Если бы он остался еще на год, то новый чемпионат оказался бы намного удачнее. Когда мы обсуждали это, я предложила ему остаться на 2013-й, но он отказался. Он не хотел тратить столько времени в ущерб семье, и это стало главной причиной второго завершения карьеры. Все знали, что в случае участия в еще одном сезоне он бы значительно улучшил статистику.
С точки зрения физической формы он был уже не так хорош, потому что за годы отдыха открыл в себе способность удерживать концентрацию и без зашкаливающего числа тренировок. Раньше он боялся немного расслабиться, потому что сомневался в себе, в умении концентрироваться при отсутствии постоянного напряжения. Михаэль насладился тремя сезонами в «Мерседесе» на более личном уровне. Ну и уровень давления был уже совсем другим».
Рабочие отношения с Сабиной
«Когда Михаэль решил вернуться в «Формулу-1» и подписать контракт с «Мерседесом», для меня это оказалось полной неожиданностью. Ранее у нас было несколько подобных разговоров, но он не проявлял никакого стремления к возвращению, но тот раз я хорошо запомнила. Он позвонил мне и сказал: «Сабина, я только что говорил с Россом. Может, ты подготовишь для меня список «за» и «против» моего возвращения?». Я ответила: «Кажется, в этом нет необходимости, потому что я по твоему голосу слышу, что ты уже все решил». «Нет-нет-нет, – сказал он. – Еще нет, но, может, ты поможешь». Я заявила, что в этом нет смысла — ведь я чувствовала, что он уже все решил. Его настроение всегда можно было уловить моментально.
Когда Михаэль собирался принять важное решение, он всегда хотел сперва выслушать все возможные нюансы и мнения. Он всегда обсуждал все вопросы с Вилли, он обсуждал их с Коринной, и также он говорил на их счет и со мной. Наши отношения не ограничивались схемой «я даю ему совет, а он ему следует»: он собирал мнения».
О характере Шумахера и его наследии
«Михаэль сильно влиял на свое окружение. Он втягивал друзей, знакомых, родных во всякие авантюры. Например, когда он поехал заниматься скайдайвингом в Дубае, то занимался этим весь день, втянул встреченного там Тимо Глока и меня. Ему просто нравилось смотреть, как другие веселятся. Он и сам любил веселиться и всегда пытался поделиться своими чувствами, никогда не забывая убедиться, что всем вокруг весело. Да, в какой-то мере это можно назвать навязчивостью. Но в этом и заключался весь Михаэль: если он начинал заниматься тем, что ему нравилось, он просто не мог остановиться. Не важно, о чем шла речь: скайдайвинг, картинг, тесты, гонки…
Помню, когда он катал тесты в «Феррари» по пятницам, механики постоянно приходили ко мне по вечерам и спрашивали полушепотом: «Ну сколько еще он будет ездить?». А я всегда отвечала: «Понятия не имею, судя по всему, до завтрашнего вечера». Когда тесты планировались всего на день, но регламент позволял продолжать, Михаэль всегда задерживался на подольше. Когда у него было ощущение, что он может сделать еще что-то, он всегда делал.
Он и правда жал руку каждому инженеру и механику после каждой гонки. Но он на самом деле наслаждался общением с командой и ребятами, просто потому, что если бы Михаэль не стал гонщиком, то без сомнений пошел бы в механики и работал бы в гоночной или обычной мастерской. Ему просто нравилось это дело. Он никогда не считал себя каким-то особенным и не ставил себя выше персонала. Поэтому механики всегда его любили и ценили его заинтересованность в их работе, а Михаэль спокойно разговаривал еще о семьях. У нас в офисе всегда был длиннющий список дней рождений — он хотел поздравлять каждого члена команды, и нам ежегодно приходилось его обновлять. Еще он всем дарил подарки и пару теплых слов на рождество и каждый год самостоятельно придумывал, кому что купить. Этот процесс казался ему очень важным: Михаэль осознавал собственную требовательность и хотел хоть как-то отблагодарить работавших с ним людей. Он всегда был приветливым, старался не показывать это за пределами команды, поскольку считал, что так он снизит свою конкурентоспособность. Он хотел казаться исключительно атлетичным и гордым человеком.
Как-то раз он рассказал мне, что при почти всегда перед испытанием чего-то нового у него присутствует плохое предчувствие, и потому он всегда стремится убедиться, что готов на все сто. Только после этого, только после первых успехов в любом деле у него появляется какая-то минимальная уверенность в своих действиях.
Мы почти никогда не говорили о его соперниках — в основном о команде и окружении. Михаэль просто никогда не готовился сражаться с определенными людьми — его больше волновал вопрос его собственной подготовки, а затем уже по остаточному принципу оставался интерес «что там на треке». Можно сказать, он даже старался как можно меньше говорить о конкурентах, чтобы не позволять им управлять его разумом.
Был ли Михаэль одиноким? Нет, вообще нет. У него была семья, с Коринной они очень давно уже вместе. Ну и он сохранил множество дружеских отношений еще с детства. Например, с Питером Кайзером, который сейчас помогает сыну Михаэля Мику, – он один из самых близких друзей семьи еще со времен занятия картингом в Керпене. И эти друзья постоянно говорят ему: «Эй, успокойся! Ты, может, и стал звездой, но ты все тот же парень из Керпена, так что заткнись!». Михаэлю это нравится, он знает, насколько ценны такие штуки. Именно поэтому я никогда не скажу, что он был или остается одиноким.
В чем его наследие? Он вошел в каждую квартиру Германии и всего мира. До него никто не воспринимал «Формулу-1» настолько всерьез, а он принес гонки и свое имя во все гостиные. В Германии к тому же больше ценят первопроходцев — остальные покорители тех же вершин воспринимаются как подражатели. Михаэль как раз оказался таким первым. Именно это ощущение удивления я хорошо запомнила в 94-м: всегда Германия ощутила это. «Вау, у нас, оказывается, есть чемпион «Формулы-1», теперь мы обязаны за ним следить!».