Рассказ про синонимы антонимы и омонимы

Сказки

Доклад На тему: «Омонимы. Синонимы. Антонимы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ УНИВЕРСИТЕТ

На тему: «Омонимы. Синонимы. Антонимы»

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению. (Катастрофа, крушение, крах.)

Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – разговорное, просторечное).

а) абсолютные – одинаковые по лексическому значению и стилистической окрашенности (лексика – лексикология);

б) стилистические (опыт – нейтральное, эксперимент – книжное);

в) смысловые: идти – шагать;

г) однокоренные (неграмотный – безграмотный) и разнокоренные (смелый– храбрый).

Функции синонимов в речи:

а) замещение (чтобы избежать повторов: мальчик, Петя, он, школьник…);

б) уточнение (Полились алые, потом красные потоки молодого света);

в) экспрессивно стилистическая (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).

Стилистическая функция синонимов выражается:

а) с точки зрения употребления в том или ином стиле (растратить – нейтральное, растранжирить – разговорное);

б) с точки зрения отношения к современному языку (вместе – совр., вкупе – устар.);

в) с точки зрения экспрессивно эмоциональной (наказание – нейтральное, возмездие – книжное).

Синонимы, указывая на одно и то же понятие и имея одинаковое лексическое значение, различаются своей экспрессивной окрашенностью, закреплённостью за определённым стилем, частотой употребления.

Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно лексическим значением и экспрессивной окрашенностью.

по обозначаемым ими предметам [синонимы «скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист» отражают разные моменты в развитии театра и разное отношение к профессии актёра (ср. следующий пункт)];

по социальной оценке обозначаемого предмета (синонимы «жалованье — зарплата» отражают разное отношение к получаемому за труд вознаграждению);

по применимости в том или ином стиле речи (синонимы «конь — лошадь» стилистически не всегда обратимы; в стихе «куда ты скачешь, гордый конь?» подстановка синонима «лошадь» произведёт комический эффект — «куда ты скачешь, гордая лошадь?»);

по этимологическому значению, которое может придавать одному из синонимов особую окраску (синонимы «смелый — бесстрашный» связывают общее понятие храбрости в первом случае с «дерзанием», «решимостью», во втором — с «отсутствием страха»; поэтому эти синонимы в известном контексте могут быть применены как слова, противоположные по значению, как антонимы);

по наличию или отсутствию переносных значений: так, в известной эпиграмме Батюшков эпическому стихотворцу:

«Какое хочешь имя дай

Твоей поэме полудикой

„Пётр Длинный“, „Пётр Большой“, но только „Пётр Великий“

использовано отсутствие у первого из синонимов «большой — великий» переносного значения.

Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению (правда – ложь).

Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления).

Антонимы чаще всего называют:

– качественные признаки (добрый – злой);

– действия, состояния, оценки (приходить – уходить);

– количественные признаки (много – мало);

– временные или пространственные признаки (зима – лето, южный – северный).

В отличие от синонимов, антонимический ряд антонимов состоит из двух слов (плохой – хороший).

По морфемному составу антонимы бывают разнокоренные (злой – добрый, хороший – плохой) и однокоренные (грамотный – неграмотный).

– как выразительное средство создания контрастных образов в художественной литературе и газетной публицистике («Ты богат, я очень беден». );

– в качестве оксюморона (сочетание несочетаемых понятий): «скупой рыцарь»;

– в пословицах и поговорках (Мягко стелет, да жестко спать);

– в заголовках произведений («Отцы и дети», «Война и мир»).

Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые одинаковы по звучанию и написанию, но различны по значению (кок – род прически, кок – повар на судне).

Отличайте омонимы от многозначных слов: в многозначных словах значения связаны между собой, омонимы же – разные слова, между которыми нет ничего общего.

Существуют различные разновидности омонимов:

– лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);

– омоформы (мой руки – мой пиджак);

– омофоны (леса – лиса);

– омографы (мУка – мукА).

Омофоны – одинаковые по звучанию, но разные по написанию слова (скосить луг – посадить лук).

Омографы – одинаковые по написанию слова, но разные по значению и звучанию (отличаются ударением: древний зАмок – открыть замОк).

Омоформы – одинаковые по звучанию и написанию формы разных слов (лечу в Москву – лечу зубы).

Стилистические функции омонимов:

а) используются в разных стилях речи для повышения ее выразительности: Миру – мир (призыв);

б) часто используются для создания каламбуров (игра слов): Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. ();

Ежик выбежал из норки

И спросил у серой норки:

«Где вы были?» – «У лисички!»

«Что вы ели там?» – «Лисички!»

Омонимы (греч. homфnyma, от homуs — одинаковый и уnyma — имя), одинаково звучащие единицы языка, в значении которых (в отличие от значений многозначных единиц) нет общих семантических элементов. Словообразовательные и синтаксические показатели не являются решающими объективными критериями отличия омонимии от многозначности (см. Многозначность слова). возникают: вследствие звукового совпадения различных по происхождению слов например «рысь» (бег) и «рысь» (животное); в результате полного расхождения значений многозначного слова, например «мир» (вселенная) и «мир» (отсутствие войны, вражды); при параллельном словообразовании от той же основы, например «тройка» (лошадей) и «тройка» (отметка). (как и значений многозначных слов) определяется контекстом, однако отсутствие у О. общих семантических элементов делает невозможным совмещение их значений (за исключением непреднамеренной или преднамеренной двусмысленности текста, ср. каламбуры).Между многозначностью слова и О. существуют переходные случаи, квалификация которых затруднена, что заставляет некоторых лингвистов ограничивать понятие омонимии только первым из указанных типов и переносить понятие О. в область истории языка. Некоторые лингвисты считают все отдельные значения многозначных слов омонимами. Разграничение омонимии и многозначности важно прежде всего для лексикографической практики.

Читайте также:  Почему том эллис перестал сниматься в однажды в сказке

По отношению к словам, относящимся к одинаковым частям речи, в языкознании часто различают омонимию и полисемию. Омонимия — это случайное совпадение слов, в то время как полисемия — наличие у слова разных исторически связанных значений. Например, слова «бор» в значении «сосновый лес» и «бор» в значении «химический элемент» являются омонимами, так как первое слово — славянского происхождения, а второе возникло от персидского «бура» — названия одного из соединений бора. В то же время, например, слова «эфир» в смысле органического вещества и «эфир» в смысле «радиовещание и телевидение» лингвисты называют значениями одного слова, то есть полисемией, поскольку оба происходят от др.-греч. бἰиЮс — горный воздух.

Однако другая часть лингвистов проводит границу между полисемией и омонимией по-иному. А именно, если большинство людей видит в двух совпадающих словах общий оттенок смысла (как говорят лингвисты, «общий семантический элемент»), то это — полисемия, а если не видит, то это — омонимия, даже если слова имеют общее происхождение. Например, в словах

«коса» (инструмент) и «коса» (причёска) замечаемым большинством людей общим семантическим элементом является «нечто длинное и тонкое».

Наконец, некоторые лингвисты считают омонимами все отдельные значения многозначных слов. В этом случае полисемия является частным случаем омонимии.

Совпадающие слова, относящиеся к разным частям речи, все или почти все российские лингвисты безусловно относят к омонимам. Примером таких омонимов являются «течь» (протекать) и «течь» (протекание).

* Коса — у девушки на голове, коса — орудие для косьбы, коса — географическое название (Куршская коса).

* Ручка — пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка — человеческая рука, дверная ручка.

* Кисть — связка верёвок, кисть — руки, кисть — ягод (кисть рябины), кисть — кисточка (для рисования).

* Рысь — бег, рысь — животное.

* Тройка — лошадей, тройка — отметка.

* Мир — вселенная, мир — отсутствие войны, вражды.

* Вестовой — подающий весть, сигнал о чём-нибудь, вестовой — в армии: рядовой для посылок по делам службы.

* Балка — часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка — длинный овраг; балка и балка — лексические омонимы.

4. Ахманова омонимов русского языка: Свыше 2000 словарных статей. — 3-е изд., стереотип.. — М.: Рус. яз., 1986. — 448 с.

Источник

Синонимы и антонимы. Омонимы

Урок 11. Русский язык 3 класс (ФГОС)

Конспект урока «Синонимы и антонимы. Омонимы»

Добрый день, друзья мои.

Сегодня наш урок снова будет посвящён словам. Мы с вами поговорим о том, что такое синонимы и антонимы и для чего они нужны. А ещё вы узнаете, что такое омонимы.

А сейчас я предлагаю вам прочитать одну маленькую историю.

Как-то поспорили три одноклассника. Чуть было не поссорились. Один из них сказал, что они – товарищи. Другой возразил: «Нет, не товарищи, а друзья!» А третий заявил, что они – приятели. Ребята долго спорили, да так яростно, что чуть не стали врагами.

Ну а кто же из них всё-таки был прав?

Всё дело в том, что спорить им было абсолютно не о чем. Ведь слова «товарищ», «друг», «приятель» близкие по значению. Они называются синонимами.

Синонимы – это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу близкие или одинаковые.

А вот слово «враг» имеет противоположное значение по отношению к словам «товарищ», «друг» и «приятель».

Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

У слова «враг» тоже есть свои синонимы, например «недруг», «неприятель». Как видите, слова «товарищ», «друг» и «приятель» между собой являются синонимами. Слова «враг», «недруг» и «неприятель» тоже между собой синонимы, а вот две эти группы слов друг другу являются антонимами.

Наверное, у вас возник вопрос: «Для чего нужны синонимы? Без них русский язык будет гораздо проще!»

Да, конечно проще. Но и намного беднее и скучнее. Давайте сейчас ещё раз прочитаем историю про одноклассников, которую я немного изменил.

Как-то поспорили три одноклассника. Чуть было не поссорились. Один из них сказал, что они – товарищи. Другой сказал: «Нет, не товарищи, а друзья!» А третий сказал, что они – приятели. Ребята долго спорили, да так яростно, что чуть не стали врагами.

Ну как, ребята, вы обратили внимание, что трижды повторяющееся слово «сказал» уже начало надоедать и даже раздражать. Избежать таких надоедливых повторов помогают синонимы. Они делают нашу речь разнообразнее, выразительнее.

А сейчас посмотрите на это слово. Подберём к слову «посадка» синоним. Можно сказать «приземление». А теперь подберём к нему антоним. Ну конечно, это взлёт. Ой, слышу-слышу! Кое-кто мне подсказывает, что слово «посадка» может обозначать не только момент приземления самолёта, но и вход пассажиров в транспортное средство – автобус, поезд, самолёт. А ещё бывает посадка деревьев. Нет-нет, деревья не садятся на траву или скамейку. Корни молодых деревьев погружают в подготовленную в земле ямку и засыпают их землёй. И это тоже называют посадкой.

Читайте также:  Рассказ по картинке 5 класс история древнего мира

Как видите, у слова «посадка» несколько лексических значений.

Так что, слово посадка – многозначное? Обычно многозначными называются слова, у которых в разных лексических значениях есть кое-что общее. Например, хвост животного и хвост самолёта.

Здесь слово «хвост» имеет разные значения, но объединяет их то, что все хвосты находятся сзади.

В нашем же случае слово «посадка» имеет совершенно разные значения. Что может быть общего между посадкой дерева и посадкой самолёта?

Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются омонимами.

Возьмём, например, слово «ключ». У него много значений, но есть такие значения, у которых между собой нет абсолютно ничего общего. Ключ, который что-то открывает, и ключ – струя воды, что выбивается из-под земли. Конечно, это омонимы.

Или, например, «норка» – хищный зверёк и «норка» – отверстие в земле. Это тоже омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие абсолютно разное значение.

Итак, пришло время подвести итоги. Сегодня мы с вами говорили о синонимах, антонимах и омонимах.

Для чего нужны синонимы и антонимы? Они делают нашу речь более понятной, образной и выразительной.

Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют похожее лексическое значение.

Например, идти – шагать, весёлый – радостный, работа – труд.

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Например, идти – стоять, весёлый – грустный, работа – отдых.

Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разные значения.

Например, «норка» (зверёк) и «норка» (отверстие в земле), «соль» (приправа к пище) и «соль» (нота).

Вот и все на сегодня, и я прощаюсь с вами. До встречи, друзья мои!

Источник

Русский язык

Слово и лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы

Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам

Перейти

Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com

План урока:

Слово, лексическое значение слова

Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.

Вспомни, что могут обозначать слова?

Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.

Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.

Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.

Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.

Однозначные и многозначные слова

Примеры посмотри на картинке.

Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?

Если затрудняешься, давай потренируемся.

Распредели слова в два столбика.

Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.

Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?

Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.

Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы

В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.

В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.

Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.

Подбери синонимы к следующим словам:

Вот что у тебя должно было получиться:

Подбери недостающее слово.

Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.

Подбери антонимы к словам:

А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?

Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.

Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.

Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.

Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.

Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.

Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.


Источник

Например, фразеологизмы могут быть такими:


Источник

Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.

Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.

Источник

«Слово в речевом общении. Синонимы, антонимы и омонимы в речи.» 3-й класс

Класс: 3

Предметные: Создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы, антонимы, омонимы;

— осуществлять самоконтроль

Личностные: Уметь проводить самооценку успешности
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: Уметь анализировать

Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать с таблицей;

оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения.

1. Введение. Актуализация темы.

2. Вводное слово учителя. Формулировка темы и цели урока.

Сегодня мы совершим путешествие по Стране Слов и узнаем, что делает нашу речь выразительнее и богаче. Давайте определим тему нашего урока.

Назовите тему урока.

Синонимы, антонимы и омонимы в речи (слайд 4)

Мы должны узнать что-то новое об этих словах, для этого проведем исследование.

Вы выступите в роли исследователей.

Объектом исследования: будет наша речь.

Предмет исследования: слова (слайд 5)

Исследование предполагает выдвижение гипотезы.

Гипотеза – это предположение, догадка.

Я ее начну, а вы закончите.

(будет понятной, точной, яркой, выразительной) (слайд 6)

Наша задача доказать эту гипотезу.

А для этого мы должны найти ответ на вопрос:

Для чего нужны в речи синонимы, антонимы и омонимы? (слайд 7)

3. Решение проблемной ситуации. Проведение исследования.

Исследование 1.Индивидуальная работа по карточке №1 (Приложение 3)

Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь.

(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

Сравним героев в этих текстах.Какие слова помогли это сделать?

Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?

Вернемся к нашему вопросу? Для чего же нужны в речи антонимы?

Они помогают раскрыть противоположные явления, придают ясность.

Aнтонимы имеются в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной.

Занимательная информация.

Уменя сегодня для вас есть ещё интересный познавательный материал.

Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

А самая маленькаярусская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?

Исследование 2. Анализ театральной минутки.

Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.

Какие слова будем исследовать далее? В этом нам поможет театральная минутка.

Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа “Овсянка” Н. Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

— Почему друзья сначала не поняли друг друга?
— Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).

Показ картинки птицы овсянки(использование веб-камеры).

Для чего нужны в речи омонимы? Омонимы нужны, чтобы понять речь собеседника, расширяют словарный запас.

Подбор синонимов к рисункам (слайды 8, 9)

Для чего нужны в речи синонимы? Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.

4. Подведение итогов.

— А теперь подведём итоги.

Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?

Самостоятельная работа с карточкой №2 (Приложение 3)

Самопроверка (слайды 10, 11, 12, 13)

2. Омонимы – это слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению.

Для чего нужны в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы? Раскрывают противоположные явления, придают ясность.

Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас.

Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства.

Какая учебная задача была поставлена на уроке?

“Хромое слово – кривая речь”, – гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.

5. Упражнения в умении распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте.

Использование интерактивной доски.Электронное приложение к учебнику “Русский язык” Л.Ф. Климановой (CD).

Источник

Читайте также:  Рассказы на английском языке про себя
Познавательное и интересное