Сообщение о синонимах
Плиз для 5 класса
Ответ оставил Гуру
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: смелый – храбрый, темный – мрачный, внезапный – неожиданный, неглубоко – мелко и др. Цель синонимов – это повышение выразительности речи, избавление речи от однообразия.
Нельзя утверждать, что синонимы полностью тождественны по значению: каждый синоним имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов: красный – алый – багряный – багровый.
Синонимы одного слова образуют синонимические пары (быстро – стремительно) и синонимические ряды, где одно слово (первое) является доминантой, т.е. имеет более общее значение, оно нейтрально по стилистической окраске и общеупотребительно: упасть, свалиться, шлепнуться, грохнуться, полететь, загреметь и др.
Синонимы помогают показать разницу в оттенках значения многозначного слова, т.к. каждое значение многозначного слова входит в разные синонимические ряды: свежий – свежая рыба (неиспорченная) // свежий хлеб (мягкий) // свежая газета (сегодняшняя) // свежее белье (чистое) // свежий ветер (прохладный) // свежий человек (новый).
Кроме того, синонимы – это признак богатства языка. Они используются для выделения смысловых оттенков и для повышения образности и художественной изобразительности речи и др.: Какое же оно (море) серое? Оно лазурное, бирюзовое, изумрудное, голубое, васильковое. Оно – синее-пресинее. Самое синее на свете (Б. Заходер).
Как правило, синонимами являются слова одной части речи, но есть и синонимы грамматические, например, синонимия деепричастного оборота и придаточной части СПП: Когда я проходил мимо этого дома, я встретил его – Проходя мимо этого дома, я встретил его.
Для того чтобы подобрать синонимы к словам, необходимо иметь значительный словарный запас – особенно это касается синонимических рядов. Можно пользоваться и таким способом: представить тот признак или объект, к которому нам нужно подобрать синонимы, и через ассоциации выстроить цепочку: лихая година (война, беда, печаль и др.) – сложное, тяжелое, трагическое, опасное время // лихой гонщик (скорость, стремление и др.) – смелый, самоотверженный, целеустремленный. Тем не менее, чем больше Вы читаете и слушаете, тем легче Вам будет поободрать синоним к слову.
Если у Вас возникли трудности, а задание нужно сделать незамедлительно, Вы можете поободрать к словам синонимы онлайн. Наш репетитор ответит на Ваши вопросы, «натолкнет» на мысль, поможет определиться с кругом значений рассматриваемого слова и составить синонимический ряд.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Доклад: Что такое синонимы, как они появляются в языке, каковы их функции в речи.
Доклад: Что такое синонимы, как они появляются в языке, каковы их функции в речи.
План:
1. Что такое синонимы, и их различия.
2.Свойства синонимов.Разновидность.
3.Появление в языке, история.
4. Речь и синонимы. Функции синонимов.
Что такое синонимы, как они появляются в языке, каковы их функции в речи.
. Каждое слово синонимического ряда должно быть синонимично не только основному, но и всем остальным словам данной группы.
Часто в синонимах наблюдаются очень незначительные различия.
2.2 Синонимы и омонимы, как разные слова, в том или ином отношении одинаковые, следует чётко ограничивать от вариантов одного и того же слова.
Вариантами слова можно считать образования, имеющие одинаковый морфемный состав, и различия между которыми настолько незначительны, что в целом не нарушают единства лексической единицы.
Можно выделить семантические, грамматические, фонетические, акцентологические и орфоэпические варианты слова.
Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, определяет особое внимание к выбору нужного слова синонимического характера, особенно при письменном общении.Необходимо выбирать наиболее образные, ёмкие и уместные в данном контексте слова, точнои выразительно передающие высказываемую мысль, искать и находить «единственно возможные слова» (Л. Н. Толстой) для выражения данного содержания.
4.
Синонимы могут употребляться с разными стилистическими целями:
1).Стремление избежать тавтологии(повтора)
2).Намерение говорящего подчеркнуть, развёрнуто выразить то или иное понятие.
В художественной литературе употребление синонимичных слов в одном контексте может быть подчинено определённым синонимическим задачам, связанным с сознательной словесной «игрой».:
«Он подошёл. он жмёт ей руку. смотрят
Его глазелки в ясные глаза.» (А. Блок)
Могут использоваться в соответствии с требованиями ритма и рифмы.
«Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу придаться вновь
Раз изменившим сновиденьям.» (Баратынский)
В художественной и публицистической литературе не редко используются антонимизация синонимов, превращение их из названий одного и того же в наименования как бы казных явлений. Пример: эпиграмма Вяземского «Двуличен он!»
«Двуличен он! Избави боже:
Напрасно поклепал глупца.
На этой откровенной роже
Нет ни единого лица.»
несмотря на то, что синонимов очень много, целый ряд слов не имеет синонимов. В первую очедь это различные термины.
Урок русского языка в 5 класс «Синонимы»
специалист в области арт-терапии
Урок русского языка в 5 классе
Ты должен слово нужное найти,
а не его троюродного брата
Цели : Вспомнить и закрепить понятие «синонимы». Установить, зачем они нужны и как используются в речи.
Предметные : повторить и закрепить понятия, «синонимы»; «многозначные» и «однозначные» слова, «лексическое значения слова», учиться подбирать синонимы к словам, узнать назначение синонимов, их функции в речи, учиться употреблять в своих высказываниях; повторить орфограммы: безударная проверяемая гласная в корне слова, написание падежных окончаний имён существительных, написание личных окончаний глаголов.
развитее речи, логического мышления, умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, учиться работать в группе, создавать устные монологические высказывания, самостоятельно делать выводы, пользоваться различными словарями: толковыми, словарями синонимов;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
владение различными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, адекватно использовать мимику, жесты в процессе речевого общения;
применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждения актуальных тем.
Личностные : воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, воспитание чувства взаимовыручки, коллективизма, уважительного отношения к людям.
Оборудование : компьютер, проектор, ученические тетради, карточки с заданиями, толковые словари, словари синонимов.
1. Учитель неожиданно для ребят после приветствия начинает рассказывать свой «сон»
Сегодня мне приснился один герой сказки о животных. Идёт он навстречу и вслух говорит: «Это ж надо так перехитрила, провела, объегорила, одурачила, околпачила, облапошила, да просто надула, оставила с носом, обвела вокруг пальца, оставила в дураках и без хвоста.
— Как называется эта сказка? (« Волк и Лиса»)
— О чём говорит волк? Что с ним произошло? Как он высказывает свою досаду? Какие слова употребляет? Что это за слова? Как они называются? (Синонимы)
— А что такое синонимы? Вы уже немного знакомились с этим понятием в начальной школе. (Дети дают свои определения).
— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Что мы должны будем узнать, чему научиться? (Дети формулируют тему урока, определяют цели: синонимы и как они используются в речи.)
2.Ребята записывают тему урока и читают в учебнике определение понятия «синонимы».
Учитель предлагает слова разных частей речи, а ребята устно подбирают к ним синонимы.
Например: большой, красивый, метель, смелый, идти, говорить, мороз, дом, быстро и др.
3.А если мы сами не можем подобрать синонимы к слову, что поможет в этом случае? (Словарь).
Учитель обращает внимание детей, что у них на партах есть толковые словари и словари синонимов.
(Дети рассматривают, как строится словарная статья в словаре синонимов.)
4.А нужны ли нам синонимы?
-Может, оставить по одному слову, да и хватит, раз они обозначают одно и то же, а отличаются только оттенками значений и употреблением в том или ином стиле речи?
— Давайте посмотрим, сможем ли мы обойтись без синонимов? (Класс делится на две группы, и каждая получает карточку с предложением.)
Издали доносилась печальная песня и своим печальным мотивом навевала печаль.
С этим бедным человеком случилась беда.
Тёмная глубина тёмного леса пугала путников, которые в темноте боялись сбиться с пути.
Забавные рассказы забавного старика забавляли его внуков.
Утки быстро перелетали с места на место, быстро махая своими крыльями.
Среди пугливых животных самые пугливые – это пугливая лань и пугливый заяц.
— Нравятся вам эти предложения? Почему? Что надо сделать?
Например: Среди боязливых животных самые робкие – это пугливая лань и трусливый заяц.)
— Какой мы можем сделать вывод из этого задания?
(Синонимы нужны, чтобы избегать повторов и разнообразить свою речь.)
5. А зачем мы используем синонимы?
Послушайте отрывок из очерка И. С. Соколова-Микитова «В горах Кавказа» (На экране высвечивается текст, один ученик читает.)
Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя.
На ярком фоне снега отчётливо видна была его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.
Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.
— Найдите, какие слова использует автор, называя героя отрывка. Выпишите их.
(Медведь, зверь, мишка, косолапый, топтыгин)
— Посмотрите в словаре синонимы к слову «медведь», допишите к тем, что вы нашли в тексте.
— Какое ещё слово встретилось в качестве синонима к слову «медведь» в словарной статье? (Хозяин)
— Какие пометы вы встретили около синонимов?
( мишка-(разг.), топтыгин-(разг.), хозяин-(разг.) ).
— Какой вывод можно сделать из этого задания. Зачем нужны синонимы?
( Синонимы связывают предложения в тексте, как бы пронизывают, «прошивают» весь текст, усиливая связи не только предложений, но и его смысловых частей.)
— О чём говорят пометы, которые встречаются в словаре?
(Слово используется в данном стиле (стилистическая помета))
— Почему к слову «медведь» вы выписали синоним «зверь»?
( В данном тексте оно будет являться синонимом.)
Учитель сообщает ребятам о контекстуальных синонимах.
6.Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку
— Что значат слова американского писателя Марка Твена: «Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата»?
— Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие, точные.
На экране два варианта одного текста. Посмотрите и прочитайте.
(Дети читают оба варианта)
В ручку яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила…
Пёс на яблочко стремглав
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
И кусочек проглотила…
Пёс на яблочко стремглав
Проглотил его, свалился
— Кто автор этих строк?
— Из какой сказки взяты отрывки?
— Какой вариант выбрал А.С.Пушкин?
(В первом варианте было слово «ломотик», которое Пушкин заменил синонимом «кусочек», потому что царевна не резала яблоко ножом, а кусала.)
(Слово «сердился»» из первого варианта Пушкин заменил синонимом «озлился», которое более точно передаёт состояние пса, в нём больше враждебности.)
— Какой вывод делаем из этого задания? Зачем ещё нужны синонимы?
(Синонимы нужны для более точного содержания, синонимы дают возможность разграничить оттенки смысла, точнее назвать похожие свойства.)
7. А теперь – минута отдыха
Закройте глазки, расслабьтесь и представьте картину, которую изобразила поэтесса Г. Граубина в отрывке из стихотворения «В утреннем лесу»:
От сырости ёж. тся цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Др. жит изумрудная капля
В з. лёной ладошке ольхи.
-Перепишите четверостишье (оно перед вами на экране), вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните.
-Назовите в этом четверостишье синонимы. (Зелёная, изумрудная.)
— Найдите лексическое значение слова изумрудная в словаре.
(Изумрудная – не просто зелёная, а похожая на драгоценный камень,
переливающаяся в лучах солнца.)
— Как изменится текст, если заменить слово изумрудная его синоним «зелёная»?
(Капля сольется с листом, её не будет видно, не будет дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки.)
— Зачем ещё нужны синонимы?
(Чтобы нарисовать словами яркую картинку, создать образ.)
(На экране высвечивается загадка.)
Шли двое. Остановились.
Один другого спрашивает:
-А почему она белая?
-Потому что зелёная?
— О чём они вели разговор? (О смородине.)
— В этой загадке встретилось слово «зелёная». В каком значении употреблено оно в этом тексте? (Неспелая.)
— Какой вывод делаем?
(Слово «зелёный» имеет разные лексические значения, оно многозначное.)
— Слово «зелёный» входит в два синонимических ряда, оно многозначное, в каждый из синонимических рядов оно может входить только в одном из своих значений.
9.Подведём итоги урока
— Что вы делали на уроке? Что узнали? Чему научились? Какие выводы сделали?
(Повторили, что такое синонимы, узнали, что они необходимы, так как
а) помогают избежать повторов;
б) связывают предложения в тексте;
в) делают речь яркой, выразительной;
г) более точно позволяют передать содержание, разграничивают оттенки смысла.
Узнали, что одно и то же слово может входить в разные синонимические ряды.)
— если плохо или что-то не поняли, что-то не понравилось.
Сочините четверостишье или небольшой прозаический текст, в котором использовались бы синонимы.
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Синонимы»
Тип урока: Изучение новых знаний.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.
Задачи: научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову, употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III/ Лексическая работа.
— По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
— Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
— Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
— Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
— Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)
— Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)
— Прочтите, какие слова у вас получились.
(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение). Слайд № 2
IV. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
В сказке про Вини-Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини-Пуху:
— Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
— Не про что, а то, что едят.
Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь) Слайд № 3
— Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи)
Такие слова называются синонимами. Слайд № 4
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Мы будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
V. Изучение нового материала.
По-гречески часть «ним» означает «имя».
— Подберите синонимы к словам Слайд № 7
— Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают? Слайд № 8
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
— Посмотрите на экран. Что здесь изображено?
— Забор. А как ещё его можно назвать? (ограда, изгородь, загородка)
— Какой частью речи являются эти слова? (сущ.)
— Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его? (бодрый, радостный, неунывающий)
— Какой частью речи они являются? (прил.)
— Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться)
— Какое слово здесь лишнее? (печаль)
— Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи.
— Посмотрите на экран и скажите, что обозначают эти слова.
— Чем же они непохожи, чем отличаются? (оттенками лексического значения)
— Посмотрите на картинку. Кого вы видите там? (бегемота)
А сейчас поиграем в лото. (Приложение 1)
— Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются синонимы? Слайд № 17
Вывод: синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
— А теперь давайте дадим определение синонимам. Пополните свои словарики новым определением.
(Запись термина и его определения в словарик.) Слайд № 18
VI. Физкультурная минутка.
Работа со словарем.
— Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
— Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.
— Найдите слово «ГРОМКИЙ»
— Прочитайте словарную статью. Слайд № 19
Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой) Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
— Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.
— А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
— Рассмотрим данный текст. Слайд № 20
— Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)
— Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?
Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора
Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы?
Слайд № 21 (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов)
2. Заменить все слова синонимами. Слайд № 23-26
3. Работа с учебником. Упр. № 349 (самостоятельно)
Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова- синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
— По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
VII. Домашнее задание. Упр 354. Выписать 5 слов из словаря и подобрать к ним синонимы.
— Что же вы узнали на уроке о синонимах?
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнил ученик 5 кл.Розин С. Руководитепь работы Кочарян А. Ю.
I. Введение Обоснование выбора темы работы Объект исследования Предмет исследования Методы исследования Гипотеза II. Основная часть Роль синонимов в речи Из истории появления синонимов Исследование литературных текстов Результаты работы III. Заключение
Прибежали старые зайцы Сбежались маленькие зайчата Прибежали старые зайчихи
Цель: изучение синонимов. Задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме. 2. Исследовать, в каких жанрах используются слова-синонимы. 3. Уточнить цель использования синонимов в речи. 4. Составить словарик синонимов для учащихся начальных классов. Объект исследования: слова-синонимы. Предмет исследования: изучение синонимичной лексики использованной авторами в разных литературных жанрах. Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение. Гипотеза: мы предполагаем, что синонимы, вошедшие в наш словарик, помогут ребятам при описании героев произведений, явлений природы.
Синонимы – это слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу, относящиеся к одной части речи. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка: synonymos, что означает одноименный.
Бальдур шёл в лес, добывал медведя, цветы и шёл домой. Бальдур видел людей племени в болоте, добывал людей из болота. Люди говорили: «Хороший Бальдур», шли с Бальдуром, пели, плясали, Бальдур добывал оленя. Шли домой. Бальдур давал вождю медведя, оленя, цветы и говорил: «С Днём рождения, вождь».
ворчал ругался сердился
в стихотворениях Осинка. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. И. Токмакова
Вывод о роли синонимов в речи придают речи живость; помогают избежать однообразия; глубже раскрывают идею произведений; речь становится более убедительной и действенной;
Номер материала: ДВ-301069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.