Рассказ про сосну для детей 1 класса
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят смело в небеса.
Шумят сосновые леса,
Как будто шепчут, что когда-то
Скользили по морям фрегаты,
Бриз надувал их паруса.
Их нес с собою бег волны,
А строили их из сосны!
Сосна стройна и красива. Словно стрелы, уходят ввысь прямые сосновые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки солнечного света. Внизу сосновая кора — грубая и шершавая, серо-коричневая, а наверху тонкая, золотисто-оранжевая. Кажется, что стволы сосен загорели, посмуглели на теплом солнышке.
Светло и весело летом в сосновом бору! Земля покрыта плотным ковром из высохших прошлогодних иголок. Возле старых пней белеют звездочки кислицы, а среди островков мха видны гладкие темно-зеленые листья черники и брусники. Пахнет разогретой смолой, поблескивающей на стволах янтарными бусинами или сбегающей густыми полупрозрачными ручьями.
Сосновую смолу в народе называют живицей, потому что она обладает способностью заживлять древесные раны.
Воздух в сосновых лесах особенный — сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов и других полезных для человека элементов.
Как дышится легко в бору сосновом!
Он кажется смолистым срубом новым:
По гладким веткам белки скачут ловко;
Стволы, как медь, горят по вечерам,
И дятла ярко-красная головка
Мелькает в сосняке то здесь, то там.
Недаром народ примечает: «В березняке — жениться, а в сосновом лесу — веселиться».
Сосны больше других деревьев любят яркий солнечный свет, а вот к почве они неприхотливы: растут на сухих песках и на моховых болотах, на голых меловых склонах и на гранитных скалах.
У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются на ветках парами.
Осенью более старые побеги, которым два или три года, сбрасывают пожелтевшие иголки. А хвоинки на молодых ветках остаются ярко-зелеными и не опадают. Поэтому про сосну люди говорят: «Зимой и летом одним цветом».
Зимой кроны сосен зеленеют на фоне пасмурного облачного неба, среди заснеженных полей и лесов.
Весной у сосны распускаются почки и появляются молодые побеги. На них можно заметить светло-желтые грозди шишечек. В этих шишечках созревает пыльца, весенний ветер разносит ее по лесу. Пыльца попадает на другие шишечки, растущие на конце побега, и именно из этих крохотных зернышек потом вырастает сосновая шишка.
Как выглядит сосна? Где растут сосны?
Почему в сосновом бору легко дышится?
Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Как переносится по лесу сосновая пыльца?
Шишка растет долго — два года, вначале она зеленая, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой.
И косолапому мишке, и проворной ловкой белочке, и пестрому дятлу, и клесту, и лосю, и бурундуку очень нравятся вкусные и питательные сосновые семена. Белки запасаются шишками на долгую зиму, прячут их в свои дупла. Медведи отъедаются ими перед тем, как залечь спать в берлогу, а клесты и дятлы пируют всю зиму, вылу щивая из шишек семена.
Весной, когда тает снег и журчат ручьи, шишки раскрываются. Выпавшие семена летят по ветру и быстро-быстро вращаются, как маленькие пропеллеры. Помогает им крутиться полупрозрачное крылышко. Оно замедляет падение, и семечко улетает далеко от старой сосны.
Какие звери и птицы любят лакомиться сосновыми семенами?
Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм.
Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
Вы, конечно, видели красивые украшения из янтаря. А знаете ли вы, что янтарь — это окаменевшая смола деревьев, которые росли на земле миллионы лет назад.
Когда-то на берегах Балтийского и Белого морей был теплый и влажный климат. Здесь шумели непроходимые тропические леса. «Сильные бури ломали ветви, рушили деревья, молнии частых гроз зажигали пожары, в их горячем дыхании, под палящими лучами солнца, в сыром буреломе тропических лесов обильно выделялась и накапливалась смола различных деревьев, главным образом вечнозеленых сосен. Рождался янтарь. Многочисленные насекомые садились на блестящую смолу и тонули в ней». Так писал о рождении янтаря академик А.Е. Ферсман в своей замечательной книге «Рассказы о самоцветах». Красота янтаря с глубокой древности и до наших дней привлекает людей. Цвет его бывает то золотисто-желтым, то коричневым, то вишнево-красным. Янтарь полупрозрачен, иногда в нем заключены листочки и стебли растений, лепестки цветов, и даже насекомые — комары, паучки, мухи.
Из янтаря делают не только женские украшения, но и подсвечники, кубки, шкатулки, и даже картины.
В XVIII веке для Екатерининского дворца умельцы-мастера, резчики и художники создали знаменитую во всем мире янтарную комнату. Ее стены были облицованы мозаикой из крупных кусков полированного янтаря желтовато-коричневого цвета, украшены пейзажами из разноцветных драгоценных камней, вставленных в янтарные рамы. Фигуры, вырезанные из янтаря, стояли вдоль стен.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны Екатерининский дворец был разрушен, янтарная комната разграблена и вывезена в Германию.
До сих пор ее не удалось найти. Но художники-реставраторы в наши дни пытаются по рисункам воссоздать это удивительное творение русских мастеров.
Почему сосна считается целебным деревом? Как называется окаменевшая смола сосны? Что делают люди из янтаря?
ÐÑодажа полиÑÑилена пнд, ÑпаковоÑнÑй, пиÑевой, Ñнолен, hdpe. СÑавниÑе ÑенÑ
Презентация к уроку
Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из леса прилетела сова и принесла какое-то письмо. Что же в нем? А, здесь загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)
Слайд 4
В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.
Слайд 5
Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:
Педагог. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?
Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.
Слайд 6
Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.
Слайд 10
Слайд 11
Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.
Слайд 12
Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.
Слайд 13
Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.
Слайд 14
Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.
Слайд 15
У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.
Слайд 16
Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.
Слайд 17
Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.
Слайд 18
У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.
Слайд 19
Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.
Слайд 20
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.
Слайд 21
Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.
Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.
Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.
Физминутка
Слайд 22
У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.
Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.
В пословице говорится:
“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.
Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.
В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.
У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.
Слайд 23
Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.
Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.
Слайд 24
У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.
Слайд 25
Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.
Слайд 26
Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.
Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.
В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!
В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.
Слайд 27
Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.
Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.
Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.
Слайд 28
К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.
Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.
Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.
Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.
Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.
Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.
Слайд 29
Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору.
Слайд 30
В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.
Слайд 31
Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.
Слайд 32
Делают детские игрушки.
Слайд 33
Слайд 34
Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.
Слайд 35
Слайд 36
Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.
Слайд 37
На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.
С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.
Слайд 38
В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.
Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.
Слайд 39
Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.
Слайд 40
Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!
– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!
Слайд 41
Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.
Педагог. Наше занятие подошло к концу.
Слайд 42
Спасибо за внимание!
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.
3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.
5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.
специалист в области арт-терапии
МБОУ « Усть – Ижемская ООШ» дошкольные группы деревни Малое Галово.
по познавательному развитию
« Удивительное дерево – сосна»
Воспитанник детского сада Канев Иван
Леонидович ( подготовительная группа).
Руководитель: Филиппова Светлана Геннадьевна.
Глава 3. Лечебные свойства сосны. стр.-8-9
Список литературы стр.11
Для исследовательской работы мы выбрали тему « Удивительное дерево – сосна», так как этот материал представляет информационную ценность для детей, воспитателей и других людей, которые интересуются миром растений. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о таком удивительном дереве, как сосна.
Продолжительность проекта : краткосрочный ( 1 месяц).
Актуальность проекта : Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, сосна не исключение. Сосна является ценнейшим материалом в строительстве, изготовлении мебели, посуды, поэтому количество сосновых лесов на земле резко сокращается. А еще сосна – это аптека, используемая человеком с древнейших времен! Из хвои, почек, смолы изготавливают много лекарственных препаратов. Сосновый бор – самый настоящий лекарь Воздух в нем ( особенно после дождя) чистый, здоровый, полезный, так как сосна выделяет особые вещества, которые губительны для микробов.
Участие в нашем исследовательском проекте позволило расширить и систематизировать знания детей о сосне, которая растёт в наших лесах. Сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.
Развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и бережному обращению к живой природе.
1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сосны.
2. Выяснить, какое место занимает сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.
3. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи).
4. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о сосне.
4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно помогло развитию творческой активности ребёнка.
5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к сосне.
ПРОЕКТ: « Удивительное дерево сосна»
Руководитель проекта: Филиппова Светлана Геннадьевна.
Участники проекта: дети, родители.
Возраст ребёнка, на которого рассчитан проект: 5-7 лет.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Форма проведения: беседы, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность ребёнка.
Продолжительность: краткосрочный ( 1 месяц).
Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:
— Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о сосне?
Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.
Организация исследования в рамках проекта.
Деятельность по реализации проекта
✓ Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций сосны, шишек и его семян, использование интернет – ресурсов.
✓ Беседы « Шишки – вот орган размножения хвойных растений», « Сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства сосновой смолы», « Сосновый бор – богатство России», «Полезные свойства сосновой смолы и соснового масла».
✓ Экскурсии в хвойный лес, наблюдения за соснами на территории детского сада.
✓ Изучение народных примет о тайнах сосны.
✓ Обобщение результатов проекта.
✓ Обсуждение и составление рассказа « Сосна – удивительное дерево»
✓ Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.
✓ Составление лозунгов о защите сосны всеми участниками проекта.
Тема: « Сосна –удивительное дерево».
Выполнили исследование: Канев Иван и Филиппова Светлана Геннадьевна (воспитатель ).
Мы стремимся вызвать у своих воспитанников интерес к обследованию шишек и семян хвойных растений. Дети учатся различать шишки по внешнему виду, отличать их своеобразие и красоту. Учатся определять, кто кормится шишками, (например, белка отгрызает чешуйки и оставляет стержень, а дятел расщепляет чешуйки, не отрывая их от стержня).
В ходе исследовательской деятельности дети получают только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов, так как мы основываемся на естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Исключительно большая роль в проведении такой работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного направления. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемой теме.
План работы по теме «Шишки»:
Беседы: «О хвойных деревьях», «Необыкновенные шишки», «Когда созревают шишки», «Как животные помогают хвойным деревьям»
Познавательные сообщения: «Какой бывает лес», «Шишки», «Кого накормила сосна?»
Продуктивная деятельность: конструирование с использованием шишек разных деревьев.
Как сосна « дружит» с животными.
Семена сосны едят дятлы, бурундуки, клесты. Хвоей питаются лоси, глухари, тетерев; корой – жуки короеды, древесиной – жуки-усачи, точильщики.
Лечебные свойства сосны
Как лекарственное средство хвоя сосны употреблялось очень давно.
Хвоя полезна при заболеваниях суставов, простудных заболеваниях.
Из хвои сосны вырабатывают пасту, которой лечат ожоги и язвы.
Рассмотрев внимательно хвоинки, мы увидели, что они растут парами. Оказывается, у хвойных растений есть удлиненные и укороченные побеги. И хвоинки расположены на укороченных побегах. У сосны обыкновенной по две хвоинки.
При внимательном рассмотрении хвоинок на длинных побегах, мы заметили, что у них разная длина. Так всегда бывает, что листья одного растения имеют разные размеры.
Смола сосны обыкновенной полезна для здоровья.
Смолу сосны собирают с живых растений и называют “живица”. Сосновую смолу издавна использовали вместо жевательной резинки. За счет того, что в ней содержится огромное количество витаминов, биологически активных веществ, эфирных масел ее использовали при борьбе с заболеваниями, связанными с недостатком витаминов, а еще при воспалительных процессах ротовой полости и горла.
Жевательная резинка на основе смолы продается в каждой аптеке, смола сосны служит в качестве укрепляющего средства для десен и зубов. Её можно изготовить самостоятельно. Для этого нам потребовалось собрать тягучую смолу с поверхности коры дерева, завернуть в фольгу, чтоб жвачка не высыхала.
Из смолы получают скипидар, который применяют для втирания при простудных заболеваниях.
В медицинских целях у сосны используют еще и пыльцу. Пыльца является в первую очередь общеукрепляющим средством. Кроме того, считается, что препараты пыльцы сосны обладают омолаживающим свойством и способствуют увеличению подвижности суставов.
Сосна популярна в косметологии, поскольку препараты на основе эфирных масел сосновых деревьев укрепляют волосы, помогают активному восстановлению кожи, ее омоложению, помогают избавляться от перхоти.
3 этап. Заключительный
Благодаря представленному ребёнком сообщению на тему:
2. А. И. Иванова «Мир животных» Москва. 2009 год.