Рассказ про справедливость 4 класс по окружающему миру

Сказки

В поисках справедливости. Окружающий мир 4 класс.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

В поисках справедливости

Справедливость соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём

Крепостное право это форма крестьянской зависимости, состоящая в прикреплении крестьян к земле и подчинении их судейской и административной власти помещика-феодала. Образовывалась она достаточно долго

Александр II Император Александр II родился в 1881 году, он был сыном Николая I. Его воспитателем был русский поэт Жуковский. В 1861 году царь отменил крепостное право в России. Он также провел много реформ в России, участвовал в в Русско-Турецкой войне 1877-1878 годов. В 1881 году Александр II был убит народовольцами, в Санкт-Петербурге на месте убийства императора воздвигнут храм Спаса на крови.

Какое важное событие произошла в 1861 году?

С продовольствием стало совсем плохо, города голодали, в деревнях сидели без сапог и при этом все чувствовали, что в России всего вдоволь, но что нельзя ничего достать из-за полного развала тыла. Москва и Петроград сидели без мяса, а в то же время в газетах писали, что в Сибири на станциях лежат битые туши и что весь этот запас в полмиллиона пудов сгниет при первой же оттепели. Все попытки земских организаций и отдельных лиц разбивались о преступное равнодушие или полное неумение что-нибудь сделать со стороны властей. Каждый министр и каждый начальник сваливал на кого-нибудь другого, и виноватых никогда нельзя было найти. Ничего, кроме временной остановки пассажирского движения для улучшения продовольствия, правительство не могло придумать. Но и тут получился скандал. Во время одной из таких остановок паровозы оказались испорченными: из них забыли выпустить воду, ударили морозы, трубы полопались, и вместо улучшения только ухудшили движение. На попытки земских и торговых организаций устроить съезды для обсуждения продовольственных вопросов правительство отвечало отказом, и съезды не разрешались. Приезжавшие с мест заведовавшие продовольствием, толкавшиеся без результата из министерства в министерство, несли своё горе председателю Государственной думы, который в отсутствие Думы изображал своей персоной народное представительство

Николай II последний император Российской империи. Родился в 1868 году. В период его правления произошло много событий в мире и в России: Русско-японская война 1904—1905 гг.; Кровавое воскресенье; Революция 1905—1907 гг. в России; Первая мировая война; Февральская революция 1917 г. Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и был расстрелян вместе со своей семьёй.

Революция это коренной переворот в жизни общества, совершаемый насильственным путем.

Источник

Презентация на тему Справедливость (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ»
Основы светской этики

Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.
формировать моральные правила справедливого человека.
Задачи урока:
познакомить с понятием справедливости;
развивать умения анализировать поступки;
формировать умение совместно работать в группе.
Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
Воспитание в детях чувства справедливости.
Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Притча от Леонардо да Винчи.
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

— Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

— Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

— Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
— Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

В чем может проявляться справедливость?
(в работе, к окружающим, к самому себе).
А что значит быть справедливым?

Корзина идей
Толковые словари:

Корзина идей
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду-

Не ищи правды в других,

в том и правды мало.

да не всяк её творит.

коли в тебе её нет.

Корзина идей
Афоризмы:
Справедливость есть высшая
из всех добродетелей.
Справедливость заключается
в том, чтобы
воздать каждому своё.
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.
(У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости.
Неизвестный автор
Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Справедливость есть исполнение долга,
несправедливость – неделание того,
что должно, уклонение
[от выполнения своих обязанностей].
Д/З?

Проверка
работы групп:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия.
Справедливый – правильный,
сделанный законно, по правде,
по совести, по правоте.
Толковый словарь Даля В.И.

Корзина идей
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду-

Не ищи правды в других,

в том и правды мало.

да не всяк её творит.

коли в тебе её нет.

Справедливость есть исполнение долга,
несправедливость – неделание того,
что должно, уклонение
[от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский
(ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ

Обсуждение ситуации в рассказе.
• Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
• Справедливо ли мама наказала Иринку?
• Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
• Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

Корзина идей
Пословицы и поговорки:
Говоришь правду-

Не ищи правды в других,

в том и правды мало.

да не всяк её творит.

коли в тебе её нет.

Вывод.
• Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
• Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

Заключение.
• Р. Киплинг, английский писатель
Владей собой среди толпы смятенной.
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив
Останься тих, когда твоё же слово

Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Читайте также:  Рассказ моисей 4 класс читать

Время чтения: 2 минуты

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии

Время чтения: 2 минуты

В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сборник притч на тему «Справедливость»

специалист в области арт-терапии

Притчи о главном

Составитель студент IV курса

“ Ангарского педагогического колледжа”

Сборнику притч «Притчи о главном: Справедливость”

Справедливость – это ответ на поступки, когда человек получает то, что заслужил. Если человек совершает доброе дело – оно возвращается добром и хорошим отношением. Но если человек совершает плохой поступок, даже если о нём никто не узнает, то позже это все равно станет известно.

В сборник вошли пословицы, поговорки, стихи, притчи, сказки и рассказы классических и современных авторов для детей младшего школьного возраста о справедливости.

Содержание

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ……………. 5

Я ЛИШНИЙ ( А. Барто )……………7

ДВА ПИРОЖНЫХ ( Ю. Ермолаев) ………8

МИТИНА ПАМЯТЬ ( Э. Мошковская )…………………11

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ( притча )…………………………13

РАЗДЕЛИТЕ ТАК, КАК РАБОТУ ДЕЛИЛИ ( В. Осеева )………14

ПРИТЧА О СПРАВЕДЛИВОСТИ……………………………. 19

НЕТ НА СВЕТЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ ( притча )……………….21

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Б ез мудрости нет справедливости.

Б ог даёт справедливому.

В правде Бог помогает, а в неправде карает.

В сяк про правду трубит, да не всяк правду любит.

Г де нет справедливости, там нет счастья.

Г орько терпеть не справедливость, а ещё горше – её творить.

Д ело справедливости – искать правду.

З а правого Бог и добрые дела.

З а правое дело стой смело.

К ак аукнется, так и откликнется.

П равда прямо идёт, а ни обойти её, ни объехать.

П оступай с людьми так, как хочешь чтобы они поступали с тобой.

С покойствие страны – в справедливости.

Т олько правда может быть справедливой.

Ч то посеешь, то и пожмёшь.

Н астоящий человек тот, у которого справедливость есть.

С праведливому нет наказания.

Г де справедливость, там и правда.

С праведливый победит.

С ила дружбы в справедливости.

В чужом деле каждый любит справедливость.

С праведливое слово камень раздробит.

С праведливость у человека нигде не пропадет.

У несправедливого человека нет настоящих друзей.

Ч еловек становится сильным и смелых, когда его дело справедливо.

Сергей сказал: — Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят —

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Сергей выходит в сад.

— Ну нет, теперь ты лишний!

М ама вошла в комнату и сказала:

— Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду.

В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Помогать маме им, конечно, не хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.

— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила:

— Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли.

А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.

Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала в буфет и принялась за лепку.

— Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.

– Чем это ты губы вымазала?

— Кремом, — похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.

— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.

— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.

О чем попросила мама дочек?

Что делали в это время девочки?

Что получила Оля от мамы после того, как она вымыла посуду?

Почему Наташа осталась без пирожного?

Как вы думаете, мама правильно поступила? Почему?

Н адумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Разделите так, как делили работу

С тарый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
— Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.

— Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.

Но ни один из мальчиков не протянул руки.

— Мы не можем разделить это, — смущенно сказали они.

— Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на переменке спросил:
– Зачем ты взял моё пёрышко?
– Подумаешь какая невидаль – пёрышко! – закричал Федя. – Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать при несу.
– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! – рассердился Миша.

Читайте также:  Сказки писахова список всех сказок

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
– Жалко пёрышка! Для своего же товарища! – кричал Федя. – Эх ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
– Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он размахивал руками и кричал на весь класс:
– Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
– Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! – сказал кто-то из мальчиков.
– Конечно, отдай, раз он такой… – поддержали другие.
– Отдай! Не связывайся! Из-за одного пера крик подымает!
Миша вспыхнул. На глазах у него показались слёзы.
Федя поспешно схватил свою ручку, вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту.
– На, получай! Заплакал! Из-за одного пёрышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Миша всё сидел и плакал.

Притча о справедливости

Ч асто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

Нет на свете справедливости

— Н ет на свете справедливости! — жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
— Доколе же неправду терпеть! — возмущённо крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
— Житья нет от произвола! — промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
— Успокойтесь, друзья! — сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. — В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пёс присел на задние лапы.
— Справедливость, — продолжала сова, — это высший канон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому канону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живёт и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчёл основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчёлы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от неё ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчёлы бережно носят её на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, её ждёт неминуемая кара.
В природе всё мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Источник

Урок + Презентация по ОРКСЭ на тему «Справедливость» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Справедливость_.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Счастье – это когда… … исполняются все желания и мечты; … наступают праздники; … дарят подарки; … получаешь хорошие оценки; … дома ждут любящие люди; … мама приходит раньше с работы; … тебя понимают; … живы родители; … рядом с тобой близкие, друзья; … у родственников и друзей всё в порядке

А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека! Эдуард Асадов

С Ч А С Т Ь Е П Р А В И Л О 1 7 2 3 4 5 6 11 8 9 10 12 13 14 Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь М Е Ч Т А Д У Х О В Н О С Т Ь И Д Е А Л Д О Л Г З Л О Э Т И К А С О В Е С Т Ь Д О Б Р О С Т Ы Д Д О С Т О И Н С Т В О Ч Е С Т Ь

1 группа: составить кластер «Справедливость» 2 группа: работа со словарём 3 группа: 4 группа: ответить на вопрос «Какого человека называют справедливым?» Работа в группах

Справедливый человек добрый умный смелый честный терпеливый щедрый мудрый Как вы думаете, легко быть справедливым человеком?

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Конфуций. «Золотое правило нравственности»

«Ценные качества человеческой души» 1) Как объяснятся в тексте значение слова «справедливость»? 2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других? 3) Чем уравновешиваются права человека в обществе? 4) Чем вознаграждаются добрые поступки? 5) Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

Ценные качества человеческой души преданность честность открытость доброта надёжность искренность мудрость отзывчивость стыд рассудительноть дружелюбие справедливость? верность

Было интересно. Тема урока понятна. Это мне пригодится в жизни. Было интересно, но кое-что непонятно. Было неинтересно и непонятно. Это мне не пригодится в жизни.

Источники информации: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 20010. – 63 с.: ил. http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_equity.html http://letter.com.ua/aphorism/validity1.php http://www.aphorismos.ru/validity/ http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C http://www.aforism.su/83.html http://bigpodarok.ru/imgbd/2008/06/02/b1295.jpg http://pics.livejournal.com/melody_su/pic/000331zz/s320x240 http://endem.ru/uploads/posts/2009-12/1260478048_h35oy0iex6ozvce.jpeg http://mirknig.com/uploads/posts/2010-01/1263424934_marevna.jpg http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/okapyvali-vishni-sergej.html http://www.piplz.ru/photo/Demokritos1.jpg http://www.labirint.ru/books/187626/ http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean-Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load/shablony_i_fony_dlja_prezentacij/fony_dlja_prezentacij_nabor_7/4-1-0-67

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

4-й класс МБОУ СОШ № 5 (2012-13 учебный год)

Учитель: Сухова Ольга Николаевна

Тема: «Справедливость и милосердие» (первый урок).

Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;

воспитание в детях чувства справедливости;

способствовать становлению личности;

развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;

Читайте также:  Рассказ толстого два брата и золото читать

развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

М\медийная установка, экран, толковые словари, альбомные листы, фломастеры, листы для записи.

умение поступать по справедливости;

соблюдать моральные правила;

умение оценивать свои поступки.

I .Проверка домашнего задания.

— Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

— Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

— Кто желает поделиться «счастливыми минутками»?

Дети демонстрируют свои рисунки.

— Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».

— А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»

Для вас счастье – это когда…

… исполняются все желания и мечты;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… мама приходит раньше с работы;

… рядом с тобой близкие, друзья;

… у родственников и друзей всё в порядке

— Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

— Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II . Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 «Ценные качества человеческой души»

— На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.

— Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний;

— Какое слово у нас получилось? / Справедливость. /

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

1группа: составляют кластер к слову «справедливость»

2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»

4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»

4 группа СЛАЙД № 9 «Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.

— А легко ли быть справедливым человеком?

III . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема наших уроков? / Справедливость и милосердие. /

– Сегодня мы говорим о …?/ Справедливости. /

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? / В школе. /

– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? / Они возмутились его поведением. /

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? / Как поступить по справедливости? /

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? / Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /

– Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? / Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 « Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? / Взаимность /

– «Золотые правила» существуют и в наше время.

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. / Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

– Рассмотрим, что может произойти дальше.

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. / Преступление. Справедливое наказание. /

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?

3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4)Чем вознаграждаются добрые поступки?

5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?

Отметьте ответы на кальке.

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V . Выражение решения проблемы.

— Вернёмся к нашему вопросу:

Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

— Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.

VI . Рефлексия. Слайд № 15

— С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII . Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Источник

Познавательное и интересное