Окружающий мир (4 класс): придумать рассказ о путешествии в Средневековье.
|
Задание в учебнике:
Придумай рассказ о своем воображаемом путешествии в Средневековье.
Рассказ о путешествии в Средневековье.
Если бы я путешествовал в средневековье, то наверное присоединился к купцам, везущим специи из Восточных стран. Чтобы продать свой дорогой товар торговцы много путешествовали по всей Европе и конечно видели больше, чем остальные люди.
С удовольствием походил бы я по тесным улочкам европейских городов, где балкончики противоположных домов почти соприкасаются друг с другом. Походил по площадям и посмотрел на величественные храмы и ратуши. Тогда это были самые большие здания в городах и их не закрывали высотки. Конечно, наш торговый караван посетил бы европейских правителей, живущих в укрепленных замках. А если бы мы попали на рыцарский турнир и на пир в его честь я был бы счастлив.
Еще я обязательно познакомился бы со средневековыми мальчишками и узнал во что они играют и какие у них игрушки. Еще мне очень интересно было бы попасть в средневековую школу и сравнить ее с сегодняшней. Что осталось неизменным, а что поменялось.
А потом вместе с караваном мы вернулись на Восток за новой партией пряностей, и тогда бы я от них незаметно отстал и вернулся домой.
Жалко, что у меня нет машины времени.
Задание в учебнике:
Представь себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей?
Если бы я был владельцем средневекового замка.
Средневековые замки были не слишком уютны. Поэтому если бы я был владельцем замка, то приглашал к себе гостей только летом, чтобы они не мерзли.
На всякий случай я разжег бы в камине огонь, чтобы было не сыро и накрыл большой стол.
Я знаю, что в средние века одним из развлечений господ была охота. А значит, после завтрака я вместе с гостями отправился бы на охоту, добывать ужин. Потом мы пожарили бы мясо и устроили большой пир. Позвали танцоров и музыкантов и сами тоже потанцевали и спели.
На следующий день можно было бы устроить рыцарский турнир. Я не очень хорошо знаю, как они устраивались, поэтому пришлось бы нанять ведущего, который бы все устроил.
Потом, если бы позволила погода, можно было бы устроить пикник прямо на улице.
Надеюсь, гостям бы у меня в замке понравилось.
Средние века: время рыцарей и замков
Тысячу лет — с конца V до конца XV века— продолжались Средние века, или Средневековье.
Многие современные государства возникли в Средневековье — Россия, Франция, Англия, Германия и другие. Были основаны Москва, Амстердам, Берлин, Копенгаген, бело и ещё много других городов. Оживлённые дороги пролегли из города в город, из страны в страну.
Иудаизм. Христианство. Буддизм. Ислам
Многочисленные боги древних народов были наделены достоинствами и недостатками людей. Одни были жестоки и завистливы, другие добры и щедры.
Но ещё в древности появилась вера в единого Бога — всемогущего и справедливого. Древние евреи из поколения в поколение передавали сказания о сотворении мира Богом и истории своего народа. От имени одного из родоначальников евреев Иуды их вера называется иудаизмом.
В Древней Палестине (страна в составе Древнего Рима) появилось христианство. Его основателем был Иисус Христос. Христиане верят, что Иисус — Сын Божий, который воскрес после смерти и вознёсся на небо. Иисус учил милосердию, добрым делам. Христиане считают, что те, кто следует заповедям Иисуса Христа, после земной жизни попадут в иной, Божественный мир.
В Древней Индии возник буддизм, названный в честь Будды (что означает «Просветлённый»). Мудрость Будда обрёл после долгих лет странствий и лишений. Он призывал не стремиться к почестям, богатству. Только так можно избавиться от всех земных страданий.
В Средневековье появился ислам. Его основателем был пророк Мухаммад, который призывал уверовать в единого Бога. Верующих в исламе называют мусульманами.
Удивительно красивы здания для молитв — христианский храм (1), синагога (2) (молитвенный дом в иудаизме), буддистский храм (3), мусульманская мечеть (4).
Иудаизм, христианство, буддизм, ислам и сегодня исповедуют многие люди во всём мире, в том числе и в России.
Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Кто из мальчишек не восхищается средневековым рыцарем — благородным воином на коне, в латах и шлеме, с мечом и щитом?!
Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев, служили им надёжной защитой. И сегодня эти каменные крепости поражают наше воображение.
Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца крепостных стен с башнями и бойницами.
Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения мост поднимали. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие постройки.
Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу (1). К этому времени в Европе стала известна бумага, изобретённая ещё в Древнем Китае.
Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы — лйтеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст — строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок (2) работал вручную. Когда книга была напечатана, набранный текст можно было рассыпать на отдельные буквы и из них составить новый текст. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.
B Средневековье возникли многие современные государства и города. С тех пор сохранились замечательные памятники архитектуры. Было изобретено книгопечатание. |
На следующем уроке
Узнаем о географических открытиях, изобретениях, городах Нового времени. Сравним источники по истории Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Найдём на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками.
Вспомни, что ты знаешь об открытии Америки.
Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Средние века: время рыцарей и замков.».
Средние века: время рыцарей и замков.
План
1. Средние века
2. Музыка
3. Литература
4. Наука и техника
5. Образование
6. Книгопечатание
7. Религия
8. Рыцари и замки
1. Средние века
Тысячу лет — с конца 5 до конца 15 века — продолжались Средние века, или Средневековье. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был, свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.
Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.
Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух — трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.
— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.
2. Музыка
Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.
3. Литература
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен трубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.
4. Наука и техника
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)
5. Образование
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
6. Книгопечатание
Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. К этому времени в Европе стала известна бумага, изобретенная еще в Древнем Китае.
7. Религия
С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.
В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.
Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.
В христианстве здания для молитв у людей — церкви, соборы.
Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.
В исламе – мусульманские мечети
Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.
В буддизме – буддистские храмы.
Христианство распространяется по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии
8. Рыцари и замки
Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».
Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
В Средние века сразу можно было отличить знатного человека — рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.
В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.
Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.
Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. А также свой флаг и герб.
Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.
Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.
Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк — героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.
Презентация к уроку
Класс: 4.
Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.
Цели урока:
Ход урока
— Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.
— Сколько веков длился этот период?
— Правильно. А теперь переведите эти века в года?
— Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.
— Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.
— А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.
Уточнение понятий хроники и капитулярии.
— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.
Основные стили архитектуры того времени:
— А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.
— Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.
— А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи
— Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
— Для чего существовали рыцарские доспехи?
— Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.
— Как называются современные доспехи наших военнослужащих?
Физкультминутка. Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
— Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)
— Каким был замок рыцаря? Крепость с…
— Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.
— Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.
— Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.
— Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,
«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»
«Исполнить или умереть!»,
А также свой флаг и герб.
Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.
В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.
Прочитайте о значениях цветов.
Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?
Перечислите мне, пожалуйста, их.
— А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
Защита проектов. Проектом своего герба поделится…
— Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!
— Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?
— Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
— В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
— А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.
Книгопечатанье
— Музыка в Средневековье.
Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.
Литература в Средневековье.
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.
Наука и техника в Средневековье.
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)
Образование в Средневековье.
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
Старейшие университеты 12 века:
Нищий студент.
(из рукописи 13 века)
Использованная литература:
Окружающий мир 4 класс 2 часть Средние века: время рыцарей и замков стр. 15 – 21
1) И сейчас сохранились средневековые кварталы! Рассмотри главную площадь города Сиены в Италии (1). В Средние века (в XIII веке) были изобретены механические башенные часы, многие из которых действуют и сегодня, например в столице Чехии — Праге (2). Опиши по фотографиям эти достопримечательности.
Описание главной площади города Сиены в Италии для 4 класса
Удивительно, но многоэтажные дома стали строить ещё в Средние века. Вот, например, в итальянской Сиене сохранилась центральная площадь средневекового города.
Это довольно большое открытое пространство, которое раньше использовалось как рынок.
И сейчас на этой площади много людей, но это уже не торговцы, а туристы.
Вокруг площади стоят пяти-шестиэтажные здания из жёлтого кирпича.
Они совсем не кажутся старыми, но между тем им несколько веков.
Но в них и сейчас живут люди, а в нижних этажах устроены магазины.
Старинные дома стоят тесно прижавшись, они не выстроены в ровный ряд, но в этом и красота древней площади.
Описание механических башенных часов города Праги для 4 класса
В столице Чехии городе Прага, на Староместской площади находится башня с уникальными старинными часами.
Эти часы состоят из двух циферблатов и показывают не только точное время, но и разные астрономические события.
Например, на них можно увидеть, когда взойдёт солнце и какая сейчас фаза луны.
А ещё эти часы известны тем, что рядом с циферблатами крутятся настоящие фигурки людей и мистических существ.
Каждый час из прорези в стене выскакивает новая фигурка. Есть среди них рыцари и монахи, а есть даже фигурка Смерти с косой.
И эти часы до сих пор действуют!
Опиши по фотографиям средневековый замок и историческую реконструкцию рыцарского турнира.
Описание средневекового замка для 4 класса
Средневековый замок был не только жилищем рыцаря и феодала. Это было его убежищем, его крепостью.
В те времена часто случались войны и поэтому замки строились каменными, с высокими неприступными стенами, башнями, и бойницами.
Издалека такие замки казались мрачными, но в них жили и сам рыцарь, и все его семейство, многочисленная прислуга и личная дружина.
Чем важнее был рыцарь, тем более огромный замок он себе строил.
Вокруг замка всегда находился ров, который заполнялся водой.
Через ров к воротам замка вёл подъёмный мост. Сами ворота делались из толстых брёвен, чтобы их нельзя было выбить врагам.
За крепостными стенами высился сам замок, с несколькими башенками и развивающимися флагами.
В его залах всегда горел огонь, но всё равно в замках было холодно.
И рыцарь, ложась спать обязательно клал в кровать грелку.
Описание рыцарского турнира для 4 класса
На ежегодный турнир в замок съезжались все окрестные рыцари.
Как правило, для турнира требовался повод.
Например, начало или окончание воны, свадьба, другое торжество.
Рыцари состязались в силе и своих воинских умениях.
Начинался турнир с конных схваток.
Рыцари расходились в разные стороны поля и стремительно сближались с копьями наперевес.
Кто оставался в седле после удара, тот и считался победителем.
А с трибун за схватками наблюдали господа и дамы.
Они хлопали и бросали цветы победителям.
После конных схваток наступала пора единоборств.
Пешие рыцари выходили на поле и сражались мечами, булавами, показывая своё мастерство.
Часто такие единоборства заканчивались командной схваткой, когда все рыцари и их оруженосцы делились на два лагеря и бились между собой.
А в конце турнира победителей ожидало награждение и иногда рука прекрасной девушки.
Обсудим!
1) Сравните источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков.
Источников по истории Средних веков сохранилось больше, чем свидетельств о жизни Древнего мира.
Это не только замки, старинные города, но и произведения искусства, летописи, предметы быта.
Поэтому о том, как жили люди в Средние века, мы знаем больше, чем о жизни в Античности.
2) В чём важность изобретения книгопечатания?
Книгопечатание сделал книги более доступными.
Их стало больше, ведь печатать книги было быстрее, чем переписывать их от руки.
Таким образом, книгопечатание несло знания большему числу людей.
Проверь себя
1) Какая эпоха в истории называется Средними веками?
Средними веками называется время с 5 по 15 век нашей эры.
2) Когда появились иудаизм, христианство, буддизм и ислам?
Иудаизм появился до нашей эры на Ближнем Востоке.
Христианство появилось в начале нашей эры на Ближнем Востоке.
Буддизм появился в первом тысячелетии до нашей эры в Индии.
Ислам появился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове.
3) Почему Средние века в Европе часто называют временем рыцарей и замков?
В Средние века каждый феодал для защиты своих земель строил замок, а сам считался рыцарем.
Замки стояли повсюду, и везде были рыцари.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик:
Средние века — период истории, длившийся почти тысячелетие.
Иудаизм — одна из мировых религий.
Христианство — мировая религия.
Ислам — ещё одна мировая религия.
Буддизм — религия, также относимая к мировым.
Рыцарь — вооружённый воин в доспехах и латах.
2) Придумай рассказ о своём воображаемом путешествии в Средневековье.
Рассказ о моём воображаемом путешествии в Средневековье для 4 класса.
Однажды я отправилась в Средневековье на машине времени и оказалась на лужайке возле огромного замка.
Я была одета как знатная леди, в платье с длинным шлейфом и меня сразу пригласили пройти в замок.
Окружающий мир был довольно мрачен и повсюду горели факелы.
Меня провели в большую залу, где сидел хозяин замка, рыцарь, и его друзья.
На огне перед ними жарилась туша целого быка, на столе стояли корзины с фруктами.
Рыцарь очень обрадовался, увидев меня и сказал, что в мою честь устроит великий рыцарский турнир.
И он велел Герольдам раструбить со стен замка о начале турнира.
И вскоре в замок стали собираться знатные рыцари.
Они приезжали с оруженосцами, закованные в латы, с длинными копьями.
Хозяин замка объявил турнир открытым и на арене появились первые противники.
Они весело махали копьями и мечами, а потом стали сближаться.
Удар! Звон металла и один из рыцарей лежит на траве.
Второй подъехал к трибуне и поклонился. Я бросила ему розу.
На арену вышла вторая пара рыцарей, но вдруг всё подёрнулось маревом.
Кончился завод машины времени и меня выбросило обратно в наши дни.
Пришлось собираться и идти в школу.
На следующем уроке
Вспомни, что ты знаешь об открытии Америки.
Америку открыла экспедиция Христофора Колумба в конце 15 века.
При этом Колумб искал путь в Индию и не сразу поверил, что открыл Новый свет.
В Америке жили индейцы, которые хорошо приняли Колумба.