Рассказ про сверчка за печкой метапредметная диагностика

Сказки

Библиотека для детей

Рассказ Александра Сергеевича Баркова

Разные сны видел я в детстве. Проснешься, бывало, среди ночи и лежишь с закрытыми глазами, боишься шевельнуться. Хочется досмотреть сон.

Однажды поздней осенью мне приснился страшный-престрашный леший. Хожу-брожу я по лесу, малину собираю. Вдруг из кустов на меня глянули большие зеленые глазищи. Не успел я отскочить, а леший как захохочет — громко, раскатисто, на всю округу! Толстый, пузатый. Седая борода ниже колен. Огромная корявая палка в руках. Бросил я туесок с ягодами на землю и бежать. Лечу что есть сил, хоронюсь за елками. А лесное чудище не отстает: топает за спиной, стучит палкой… Вот-вот настигнет. Я вскрикнул от страха и… проснулся. Комната озарена желто-розовым лунным светом. На белой стене отпечатался темный переплет рамы. Внезапно тишину нарушила трель сверчка. Прислушался. Было похоже, что невидимый музыкант настраивает за печкой крохотную скрипку. А потом зазвучала песенка, то веселая, то задумчивая, полная светлой печали… Она заворожила, околдовала меня, и невольно вспомнились слова деда: «Испокон веков сверчки жили по всей нашей необъятной Руси. Во всех деревнях, постоялых дворах, банях. Дом без сверчка считался несчастным. Да и песни у запечных музыкантов были разные. У каждого своя. Скажем, а бане сверчок мурлыкал вполголоса, будто сквозь сон. На постоялом дворе — удало, с азартом, в избе за печкой — загадочно, с томительно-грустной нежностью».

И вот диво! Незаметно страх прошел, я успокоился и задремал снова. А утром мне не терпелось узнать: где за печкой живет сверчок? Ведь там жарко, душно. Да и какой он из себя?

Дед глянул на меня с опаской:

— Погодь! Не то ненароком спугнешь музыканта. Скуку в доме посеешь!

А вечером мать собралась стирать белье. Невзначай громыхнула пустым корытом. Да как затопает ногами, как завизжит! На дне корыта сидел сверчок. Маленький, черный, усатый. Он все подпрыгивал вверх — старался выбраться на свободу. Однако дело это мудреное, и сверчку никак не удавалось!

Пытливо рассматривал я таинственного запечного музыканта. Из сказки я знал, что у него должна быть при себе крохотная скрипка. Но как я ни старался увидеть ее — все было напрасно. Хитрец, видно, спрятал инструмент за печку. Попробуй-ка найди его!

С тех пор прошло много лет, но я не могу забыть того крохотного запечного скрипача. Наверное, без его песен мир моего детства не был бы столь музыкален и светел.

Источник

Познавательные метапредметные умения, 5 класс (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Следует отметить, что низкий уровень овладения этими учебными действиями фиксировался и в прошлом году, на основании чего были сформулированы рекомендации по формированию данной группы познавательных учебных действий. Актуальным остается это и в текущем учебном году.

3. Познавательные действия по решению задач (проблем)

Данная группа заданий формулировалась на контексте предметов «Математика» (овладение рядом общих приёмов решения задач (проблем)) и «Окружающий мир» (проводить исследование).

В настоящее время задача формирования пусть элементарного, но целостного представления о процессе научного познания очень актуальна для начальной школы. Ученик, оканчивающий начальную школу, должен иметь элементарное представление обо всех эмпирических методах познания (наблюдение, опыт, измерение) и частично использовать их в своей деятельности.

В каждый вариант стартовой диагностики были включены два задания с кратким ответом на проверку действий по решению задач (проблем) и два задания с выбором ответа на проверку исследовательских умений.

Задания с выбором ответа проверяли умение формулировать цели опыта по его описанию и вывод по предложенным результатам опыта. При выполнении заданий с кратким ответом необходимо было проанализировать информацию, заданную в виде таблицы, соотнести её с информацией текста инструкции и на основании проведённого анализа сформулировать условия расчетной задачи и решить её. Во втором задании с кратким ответом требовалось помимо формулирования условия и решения расчетной задачи оценить полученный результат с точки зрения реальной жизненной ситуации (определить число купюр соответствующего достоинства, которые потребуются для совершения покупки).

Результаты выполнения данных групп заданий по каждому из проверяемых умений показаны в таблице 7.

Проверяемые учебные действия

1. Создавать модель задачной ситуации, отделяя главные элементы условия от второстепенных

2. Оценивать достоверность полученных решений

3. Формулировать цели исследований

4. Анализировать результаты проведенного исследования и делать выводы

Познавательные действия по решению задач (проблем)

Одной из пропедевтических задач предмета «Окружающий мир» является формирование приемов исследовательской деятельности, которые напрямую связаны с пониманием обучающимися отдельных этапов проведения опытов и наблюдений. Вот почему в стартовой диагностике 5 классов в каждый вариант были включены задания на определение уровня сформированности указанных учебных действий у учащихся на момент окончания начальной школы. Ниже приведен пример группы заданий по проверке данных учебных действий на основании описания опыта. Следует отметить, что данные задания предлагались учащимся на стартовой диагностике в 2011 и в 2013г. г.

Правильно выполнили задание 66% (71% в 2011 г., 75% в 2013 г.)

Правильно выполнили задание 38% (43% в 2013 г.)

Как видно из приведённых данных, наиболее успешно выполнялось задание на определение цели исследования. В целом более половины пятиклассников успешно смогли сформулировать вывод на основе информации, сообщавшейся в тексте и в описании проведенного опыта. Здесь затруднения вызвали задания на определение условий проведения опыта.

Читайте также:  Рассказ детям о динозаврах в детском саду

Умения создавать модель задачной ситуации и оценивать достоверность полученных решений проверялись заданиями, сформулированными на основе информации (текста и таблиц), тематически связанной с информацией текста-инструкции и на предметной области «Математика».

Данная группа заданий оказалась самой трудной для пятиклассников. На наш взгляд, это связано, во-первых, с отсутствием опыта решения подобных задач и, во-вторых, с несформированными умениями просмотрового чтения информационного текста и поиском информации по ключевым словам.

4. Познавательные действия по работе с информацией и чтению

К началу обучения в основной школе учащиеся освоили два вида чтения – чтение для приобретения читательского литературного опыта и чтение для получения, освоения и использования информации. Поэтому диагностика сформированности читательских умений проводилась на текстах различных жанров: инструкция, описание научного эксперимента, научно-популярная статья, рассказ (в двух вариантах в качестве литературного текста использовался рассказ А. Баркова «Запечный скрипач», в двух других вариантах – отрывок из повести Л. Куклина «Операция «Снег» (глава «Как я научился читать»).

Тексты были представлены в следующих формах: сплошные, несплошные (таблица), комбинированные.

12 заданий теста, проверяющие уровень овладения читательскими действиями, были различны по форме ответов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания со свободно конструируемым ответом.

В диагностике оценивался уровень сформированности следующих групп действий:

· осуществлять поиск информации,

· ориентироваться в содержании текста,

· интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию,

· оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста

· создавать собственные тексты, применять информацию для решения учебно-практических задач.

Освоение большинства читательских действий (6) проверялось заданиями базового уровня сложности. Два умения проверялись заданиями повышенного уровня, три умения – заданиями высокого уровня сложности. Последние группы умений требовали большей степени абстракции, большей самостоятельности мышления и воображения.

В таблице 8 и на диаграмме (рис. 3) приведены средние проценты овладения читательскими действиями.

Источник

«Тайна запечного сверчка», 3 кл

специалист в области арт-терапии

МДК01.03 Детская литература с практиком умом по выразительному чтению

Предмет: Литературное чтение

Учитель: Батракова Дарья Евгеньевна

Тип урока: Изучение нового материала

Учиться работать с текстом Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка».

Личностные: развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции.

Предметные: овладеть техникой чтения вслух и про себя.

РегулятивныеУУД: ф.у. высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, учиться работать по плану.

Познавательные УУД: ф. у. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД: ф. у. оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сверчок, бутафорское, стрельчатые.

Ребята, послушайте музыкальное произведение.

Что вы представили во время прослушивания мелодии?

Композитором данного муз. произведения является Вольфган Амадей Моцарт.

Формулирование темы и цели

Как вы думаете, кто помог маленькому Моцарту стать знаменитым композитором?

А что нам может помочь узнать это?

Откройте учебник на ст. 146. Прочитайте заглавие текста. Какая тема нашего урока?

Тайны запечного сверчка.

Работа с текстом до чтения.

Кто-нибудь видел сверчка?

Кто слышал его песню?

Чем занимается сверчок?

А, как вы думаете, кто этот маленький мальчик?

Этот мальчик наш современник?

А может быть этим мальчиком Моцарт?

Какое произведение по жанру мы будем читать?

Прочтите заглавие еще раз.

Какой вопрос вы хотите задать автору?

Как вы думаете, не читая этого произведения, какую тайну может скрывать сверчок?

Давайте проверим наши предположения, прочитав текст.

Сверчка и маленького мальчика.

Нет, у него парик, значит это было давно.

Какие тайны скрывает сверчок.

Он, может быть помог маленькому Моцарту стать знаменитым композитором.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение про себя.

Что вам понравилось и запомнилось из текста?

Объяснение слов: бутафорский – ненастоящий.

Так какое произведение по жанру мы будем читать?

Какие слова в тексте подтверждают, что это рассказ?

После чтения вопросы:

Какая же тайна была у маленького Моцарта?

Сколько ему было лет?

О чем мечтал мальчик, слушая сверчка?

С какой трудностью встретился маленький Моцарт?

Какую тайну открыл для Моцарта сверчок?

Исполнилась ли мечта мальчика?

Проверим свои предположения после чтения следующей главы.

Это рассказ о детстве Моцарта. Моцарт – это известный композитор, а не вымышленный персонаж.

Увидел запечного сверчка, играющего на скрипке.

Хотел стать композитором

Сыграл волнующую мелодию. Моцарт запомнил ее и теперь и теперь любую мелодию.

Работа с текстом после чтения

Так что же мы читали, рассказ или сказку?

Почему автор использует такой прием?

Найдем ответы на ст.50 в учебнике.

А сейчас я предлагаю вам рассказать эту историю от лица запечного сверчка.

Составьте пересказ по плану.

Вечер в доме Моцартов.

Игра на волшебной скрипке.

Диалог маленького Моцарта и сверчка.

Сказка переплетается с реальностью. Мир музыки и звуков всегда тайна, загадка. Всегда присутствует волшебство.

С каким новым произведением мы познакомились?

Кто автор этого произведения?

Кто является главным героем?

Какую же тайну скрывал сверчок?

Тайна запечного сверчка.

Номер материала: ДБ-1502928

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Российские учителя смогут получить 6 млн рублей на инновационные проекты

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Читайте также:  Проект литература 3 класс сочиняем вместе волшебную сказку

Время чтения: 4 минуты

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 9-м классе «Трагедия и самоотверженность «маленького человека» (по рассказу И.А. Бунина «Сверчок»)

Разделы: Литература

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя.

Мир человеческой души как величайшая загадка природы всегда волновал писателей на протяжении всего их творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость находят свое отражение в образах, созданных великими мастерами слова.

Критик В.Г. Белинский считал, что ценность художественного произведения определяется «еще и тем, как и насколько совершенно в нем выражены человеческие характеры». Эта мысль, по-моему, глубоко и убедительно воплощена в творчестве И.А. Бунина, в частности в его рассказе «Сверчок», к которому мы обратимся сегодня на уроке.

III. Словарная работа.

1. Актуализация имеющихся знаний и сведений.

Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значения слов и понятий, которые нужны нам будут на уроке. (Слова даны без толкования лексического значения. учащиеся объясняют лексическое значение данных слов.)

2. Знакомство с новыми словами и понятиями.

А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их можзет быть вам непонятно. (Слова даются с толкованием лексического значения.)

IV. Изучение нового материала.

1. Обратимся к композиции произведения.

«4» Из каких смысловых частей состоит рассказ «Сверчок»?

(В первой фразе говорится, что рассказ этот об истории шорника Сверчка; описание природы; описание помещения, где работал шорник; описание рассказчика и его слушателей; история Сверчка, рассказанная им самим.)

«5» В чем смысл такой композиции?

2. Какими подробностями (зрительными, слуховыми) в описании природы во вступительной части произведения писатель как бы подготавливает рассказ Сверчка о трагедии с сыном?

(«Ноябрь стоял тёмный и грязный»; «зима всё не налаживалась»; «несло непроглядной мокрой вьюгой»; «на четырёх стёклах сверкал и резко белел мелкий мокрый снег»; «шум ветра, потрясавшего порой весь флигель». Создаётся впечатление настороженности, неуютности.)

3. Описание помещения.

«4» В каком помещении жили шорники?

«5» Какова роль этого описания?

(Описание обстановки «простой и низкой конторы» подчёркивает обыденность, даже приземлённость происходящего.)

4. Вы знакомы уже с таким средством характеристики героя, как имя. Каков смысл прозвища «Сверчок»?

6. Сверчок показан в сопоставлении с другим героем, шорником Василием.

«4» Как автор описывает внешность, манеру трудиться Василия, Сверчка?

Что же за человек Сверчок? Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать героя.

(Слабый, жалкий, некрасивый, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, смирный.)

«5» Почему писатель показывает Сверчка в сопоставлении с Василием?

Каково авторское отношение к герою?

(В первой части рассказа Сверчок предстаёт перед нами в сопоставлении с другим шорником, Василием. Рядом с сильным, уверенным в себе, ловко и талантливо работающим Василием показан маленький, лысый, разбитый, неказистый, шепелявящий Сверчок, с напряжением прокалывающий дырки в коже. Писатель добавляет, что у Сверчка было «старческо-детское дыхание», «по-детски темны были его чёрные глазки, похожие на маслинки», «по-детски всхлипывал, подтирал свой повисший носик, на конце которого всё держалась светлая капелька». Хотя здесь нет прямой авторской характеристики, мы можем сделать вывод, что автор сочувствует, сопереживает своему герою. Используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнения (сравнивает с ребёнком), писатель показывает беспомощность Сверчка, его незащищённость и в то же время открытость.)

7. Почему, по-вашему, И.А. Бунин избирает героем рассказа маленького, некрасивого, даже незаметного человека?

8. Выделите авторские ремарки, сопровождающие рассказ Сверчка.

Это задание выполняется в группах. Класс делится на 6 групп, в каждой группе по 4 человека. Каждой группе дается карточка, в которой содержится отрывок из текста. Учащиеся выписывают на отдельных листах бумаги (учитель заранее разрезает лист ватмана по вертикали на 6 равных частей) цветными маркерами авторские ремарки, сопровождающие рассказ Сверчка, а затем клейкой лентой прикрепляют их на доску. В результате работы групп создается следующая таблица:

1) «вздохнув», «неловко и с трудом воткнул шило», «сказал с грустным добродушием»
2) «кротко улыбнулся», «мельком, старчески-строго глянул»
3) «ласково сказал, всхлипнув», «грустно замолчал»
4) «продолжал увереннее», «острее почувствовав свое уже давно ставшее привычным горе»
5) «слегка вскрикнул на последних словах», «вдруг заморгав, исказив и брови, и губы, и задрожавшую челюсть, стал торопливо искать кисет», «вертя прыгающими руками цигарку и роняя слезы», «заговорил повышенным тоном»
6) «вдруг опять звонко сказал, искажая брови», «сказал упавшим голосом», «заплакал», «стал пристально смотреть красными глазами в одну точку»
Читайте также:  Рассказ вместе навсегда история любви

По этой таблице ведется дальнейшая работа с классом.

1) Какова роль авторских ремарок?

(Передать сложные душевные волнения, переживания человека, переносящего невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления: жест, мимику, короткое слово.)

2) Как нарастают чувства в душе героя?

9. Какую историю поведал Сверчок?

10. В каких строчках выражен протест Сверчка против гибели сына? В какой форме он передан?

11. Как сам Сверчок относится к своей трагедии?

(Сверчок просто и буднично относится к своей трагедии. Он даже не осознаёт её. Он вновь переживает гибель сына, а о себе, о том, что было после гибели сына, говорит мало и как бы неохотно (отвечает на вопросы кухарки).)

12. В чем видит автор внутреннюю красоту Сверчка?

(Внутренняя красота Сверчка проявляется не только в том, как он пытается самоотверженно спасти своего сына, но и в оценке своего поведения, прозвучавшей в последней реплике Сверчка («Не до того было, матушка:»), в его добром сердце, не ожесточившемся после трагедии.)

1. Обратимся к высказыванию критика Ю. Айхенвальда: «У Бунина трагедия одета в сермягу, оттого не сразу разглядишь её красоту, но эта красота несомненна: Рассказ Сверчка о том, как замерзал сын, обнаруживает в нём светлые глубины морального героизма:».

Как соотносится высказывание критика Ю. Айхенвальда с рассказом И.А. Бунина «Сверчок»?

2. Каково ваше отношение к Сверчку?

VII. Домашнее задание.

«4» Прочитать рассказ И.А. Бунина «Птицы небесные», ответить на вопрос: «Что общего между Сверчком и нищим странником?»

«5» Написать письмо от имени кондуктора его товарищу о том, как он нашел Сверчка с мертвым сыном.

Закончить фразу: «Самое главное, что я понял сегодня на уроке, это. «.

Источник

Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе

Класс: 7

Ключевые слова: Петр I

Инструкция для учащихся. Комплексная контрольная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Для выполнения заданий нужно прочитать текст. Можно выполнять задания в любом порядке. Желаем удачи!

1. Прочитайте текст и выполните задания.

Из сочинения историка

А) Укажите имя царя, пропущенное в тексте.

Б) Укажите название войны, пропущенное в тексте.

В) Сколько лет длилась эта война?

Г) Укажите термин, пропущенный в тексте, который обозначает центральный правительственный орган.

Занесите ответы в таблицу:

2. Рассмотрите схему и в ответах запишите пропущенные слова.

Заштрихованные территории вошли в состав России в результате ________________________ мирного договора.

Цифрой 4 обозначен город __________________

3. Вставьте пропущенное слово

4. Используя данные таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Товары, вывезенные через морские порты России в 1724 г.

Порт Сало Железо Льняные ткани
Архангельск 24 051 пуд. 0 пуд. 718 986 аршин
Санкт-Петербург 25 094 пуд. 55 149 пуд. 9 600 307 аршин
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Почти в равном количестве через оба порта вывозили

Б) Исключительно через Санкт-Петербург вывозили

В) Главную роль в вывозе товаров за границу в 1724 г. играл

1) Санкт-Петербург

Запишите ответы в таблицу:

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено цифрой.

А) Нужда в деньгах, припасах, кораблях, оружии, обученных людях требовала изменений не только армии, но всей системы управления, финансов, промышленности.

Б ) Главным было – победить в войне во что бы то ни стало.

В) Поэтому первые преобразования оказались поспешными, непродуманными.

Ответ запишите в таблицу:

7. Среди предложений 4-7 найдите фразеологизм и выпишите его.

8. Проанализируйте глаголы в данном тексте. Что объединяет все глаголы в тексте? Подумайте, по каким основаниям их можно разделить на группы. Сделайте классификацию глаголов. Обратите внимание, что классификаций может быть две. Ответ оформите в виде таблицы.

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” и выполните задания 9- 11.

9. О каком творении Петра говорит А.С. Пушкин?

10. Дайте правильное определение поэмы:

а) поэма – это лиро-эпическое произведение, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя;

б) поэма – это лирическое произведение, основной чертой которого является наличие сюжета;

в) поэма – это эпическое произведение, основной чертой которого является наличие образа лирического героя.

11. Рассмотрите внимательно фото 1 и ответьте на вопросы:

А) Как называется этот памятник?

Б) В честь кого он установлен?

В) Кто отдал приказ о создании этого памятника?

Ответы запишите в таблицу:

12. Посмотрите на фото 1 и фото 2 и ответьте на вопрос:

Какие сферы деятельности Петра 1 иллюстрирует каждый памятник?

Ответы запишите в таблицу:

Критерии оценивания комплексной контрольной работы

Номер вопроса Ответ Количество баллов
Вопрос 1 Пётр 1
Северная
25 лет
Коллегии
1
1
1
1
Вопрос 2 Ништадтский
Петербург
1
1
Вопрос 3 Полтавская 1
Вопрос 4 5 2 1 1
Вопрос 5 112 1
Вопрос 6 2 1
Вопрос 7 во что бы то ни стало 1
Вопрос 8 *см. критерии оценки 5
Вопрос 9 О Петербурге 1
Вопрос 10 а 1
Вопрос 11 Медный всадник
Петр 1
Екатерина 2
1
1
1
Вопрос 12 Военное дело
кораблестроение
1
1

За каждый правильный ответ дается 1 балл (кроме задания № 8)

Критерии оценки вопроса № 8.

Ученик должен указать, что все глаголы стоят в прошедшем времени – 1 балл.

Можно сделать 2 классификации:

1) по родам и числам,

За каждую классификацию по 2 балла.

Максимум за это задание – 5 баллов.

Примерный правильный ответ:

М.р. Шел
Ж.р. Сыграла
Ср.р. Определялось
Мн.ч. Подчинялись
Сов.вид Приобрели
Сыграла
Несов.вид Шел
требовала

Источник

Познавательное и интересное