Рассказ про театр оперы и балета 2 класс

Сказки

Детский час

для детей и родителей

Рассказ о Большом театре детям

Большой театр — гордость России, один из старейших и самых прославленных театров страны. Каждый день он наполняется сотнями зрителей, которые приходят в великолепный храм искусства, чтобы окунуться в атмосферу праздника, получить новые впечатления, насладиться актерской игрой, удивиться роскошным декорациям, интерьерам.

Когда-то этот театр не был известным и знаменитым, это был частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата – важнейшая историческая дата, дата рождения Большого театра. Первые спектакли зрители увидели в 1779 году, среди них была комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М.Соколовского.

На начальном этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы были единым целым. Состав очень разнился: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы знаменитостей. Сейчас в коллективе ГАБТ (Государственного академического Большого театра России) более трех тысяч человек. Это артисты оперы и балета, хореографы, режиссеры, дирижеры, художники и те люди, которые помогают сделать так, чтобы посещение театра стало праздником.

Театр – это, конечно, блеск огней, изящество декораций, роскошь костюмов, эффектные мизансцены, но главное, как говорил Н.В.Гоголь: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Театральные подмостки всегда служили всенародной школой.

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое. Большому театру более двух веков. За столь солидный срок он не раз менял облик и место пребывания; когда-то это были частные подмостки, теперь это целая театральная вселенная.

Здание Большого театра, построенное по классическим канонам, является такой же достопримечательностью Москвы, как и, например, Третьяковская галерея. В ходе последней крупной реставрации интерьеры Большого театра были воспроизведены по образцам разных эпох. Зрительный зал и часть его анфилады воссоздали по чертежам 1856 года. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, после реконструкции театра к коронации императора Николая II.

С Большим театром неразрывно связаны великие имена России — певцы Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова, С.Я.Лемешев, дирижер С.В.Рахманинов. В оформлении ряда спектаклей Большого участвовали знаменитые художники — А.М.Васнецов, А.Я.Головин, К.А.Коровин. На сцене не раз блистали Майя Плисецкая и Марис Лиепа, Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Дебютировал в Большом театре великий композитор Петр Ильич Чайковский. Первой оперой Чайковского стал спектакль «Воевода» в 1869 году, а первым балетом — «Лебединое озеро» в 1877-м. Именно на сцене Большого театра Чайковский впервые попробовал себя в качестве дирижера. Он дирижировал премьерной постановкой оперы «Черевички» в 1887 году.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в театральную жизнь страны. В годы Великой Отечественной войны часть труппы Большого театра была эвакуирована в город Куйбышев, где в 1942 году состоялась премьера оперы Россини «Вильгельм Телль». Несмотря на то, что часть труппы театра находилась в эвакуации, на сцене филиала (основное здание театра было повреждено бомбой) в 1943 была поставлена опера «В огне» Д.Б.Кабалевского.

В ведущем театре оперы и балета России, в Большом театре, не раз звучали произведения П.И.Чайковского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, М.И.Глинки, Д.Д.Шостаковича. Балеты Большого театра — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», оперы — «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина» и многие другие вошли в сокровищницу мирового искусства.

В Большом театре особая аура. Как только попадаешь внутрь, сразу понимаешь, что окунаешься в мир, где действуют другие законы. Законы красоты, изящества, движения, голоса, роскоши. Следишь за игрой актеров, вживаешься в обстоятельства — и сопереживаешь, и плачешь, и смеешься. И когда пребываешь в мире всего этого великолепия, чувствуешь себя счастливым.

Спасибо тебе, Большой театр, за умение создать праздник, за самобытность, яркость, силу, за сохранение наследия, за умение шагать в ногу со временем!

Большой театр внес огромный вклад в формирование русской музыкальной исполнительской школы, в утверждение национальных традиций оперного и балетного искусства. На протяжении всей деятельности оперная и балетная школы Большого театра являются эталоном музыкально-сценического искусства.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Проектная работа по музыке»Знакомьтесь, балет!» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Знакомьтесь, балет!» Проект по музыке выполнила ученица 2«Б» класса Рогалис Ирина Руководитель: Кудасов С. Н.

ЗАДАЧИ Познакомиться с историей происхождения балета; Формировать устойчивый интерес к балету, классической музыке; Вырабатывать навыки осознанного, вдумчивого прослушивания музыкальных фрагментов балета.

Что такое балет? Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. Балетный спектакль основан на каком-либо сюжете, который называется либретто. Большую роль в балете играет пантомима. С ее помощью танцовщики передают свои чувства и суть происходящего.

Бессмертный спектакль «Лебединое озеро» Петр Ильич Чайковский произвел настоящий фурор в балетном мире. Он написал музыку к нескольким балетным спектаклям, включая известный всему миру балет «Лебединое озеро». Это произведение искусства на слуху у каждого человека, даже у того, кто совершенно далек от хореографии. Самый популярный балет в мире был создан в 1876 г. Трудно поверить, что две первые постановки не имели никакой популярности и не произвели впечатления на зрителей. Великий композитор при жизни не застал грандиозного успеха своего творения. Лишь в 1895 г. возрожденный балет в постановке хореографов Льва Иванова и Мариуса Петипа был показан на сцене Мариинского театра. Именно Лев Иванов возродил спектакль, поставив сначала второй акт, в который вошел легендарный танец маленьких лебедей. Мариусу Петипа понравилось его видение сюжета, и они стали вместе работать над постановкой. Новая версия балета «Лебединое озеро» имела оглушительный успех. Хореография двух великих балетмейстеров является классической, любой театр оперы и балета в мире обязательно отводит этому спектаклю важнейшую роль в своем репертуаре.

Современный балет Говоря о том, что такое балет, нельзя не упомянуть современные театральные постановки, которые отличаются от классического балета более смелыми костюмами и раскованными движениями. Если классика предполагает строгие и четкие движения, то модерн представляет более свободную танцевальную интерпретацию. В современном балете появились новые движения, которые стали пластичнее и акробатичнее. Ценители балета по-разному реагируют на новаторство в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает только классику и считает, что настоящий балетный спектакль должен идти только в таких местах, как театр оперы и балета, а кто-то считает, что балет, как и современный мир, должен развиваться и не стоять на одном месте. Это естественно и закономерно, можно принимать этот факт или нет, но этого не избежать. Современный балет многогранный и многоуровневый, и многие известные танцовщики с удовольствием участвуют в новых постановках, в которых оттачивают свое мастерство.

ВЫВОД Через свой проект я попыталась расширить музыкальный кругозор ребят, привить любознательность через рассказ об истории происхождения балета, повысить интерес к классической музыке.

Источник

«Театр оперы и балета» 2 класс

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Урок.doc

План – конспект урока

«Театр оперы и балета. Волшебная палочка».

«Музыка» 2 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,

Первый год обучения, 3 четверть, тема: «В музыкальном театре».

— формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные движения, игра), развитие эмоционального восприятия, обогащение духовного мира детей.

1. Образовательная – продолжение знакомства с жанрами опера и балет; с историей Большого театра, работой дирижёра. Закрепить понятия: опера, балет, либретто, дирижёр, хор, солист.

Читайте также:  Рассказ чехова о любви можно ли было предположить как будут развиваться события

2. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма , развитие навыков музыкального восприятия и творческих способностей детей, формирование у школьников умения и навыков выразительного исполнения.

3. Воспитательная – воспитание любви к классической музыке.

Тип урока : Углубление и закрепление знаний.

Вид урока : Урок-путешествие в сказку.

Информационно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, слайды, видеофрагменты, плакат, оформление на доске.

Содержание : «Театр оперы и балета. Волшебная палочка».

Урок «Театр оперы и балета. Волшебная палочка». (Начало).

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Фрагмент из балета «Спящая красавица».

— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

— Куда пригласила нас сегодня музыка?

— В поход? На зарядку? В сказку? (В сказку).

— Где мы можем встретить сказку? Ответы детей. ( В ТЕАТРЕ.)

Тема урока: «ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» (на доске).

Мы сегодня отправимся в Большой театр. ( Просмотр слайдов Большой театр).

Театр был построен в 1780 году, но с тех пор он трижды горел, перенёс несколько реконструкций. 28 октября Большой театр вновь гостеприимно распахнул свои двери после шестилетней реставрации. Он всегда был и остаётся гордостью нашей страны, самым главным, красивым, самым сказочным театром для детей и взрослых.

ЭТО театр, где можно посмотреть балет и послушать оперу.

Почему так говорят? Что такое опера и балет?

(Все слова написаны на одной части доски в помощь детям).

( Музыкальный спектакль, где все герои поют (опера). Музыкальный спектакль, где все герои танцуют ( балет).

Ребята, а как называется специальный текст, краткое содержание оперы и балета?

Кто сочиняет музыку? (композитор). А кто её исполняет? (симфонический оркестр).

А руководит оркестром. дирижёр. У дирижёра в руках палочка. Сначала руководил оркестром один из музыкантов. Он помогал музыкантам как своей игрой, так и движениями рук. Составы оркестров росли, дирижёров требовалось много (по группам оркестра и хора). Наконец, выделился один, главный музыкант – 1-я скрипка. А палочка – смычок и стала прообразом волшебной палочки дирижёра. И в1812 году дирижёр уже только руководил оркестром, а не играл в нём. Оркестр очень большой, давайте познакомимся с его группами.

Давайте прочитаем их названия. (Дети читают названия групп симфонического оркестра на плакате).

(На экране видеофрагмент «Дирижер»).

Встали все. Приготовили руки. Этот жест обозначает: внимание! И раз-два, раз-два. (Дети повторяют движения учителя). Молодцы!

-Теперь представьте, что концерт длится 2- 3 часа. Тяжёлый труд у дирижёра? Конечно, но и очень интересный. Я попрошу вас занять свои места.

— Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из оперы-сказки «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, которая написана на стихи А.С. Пушкина.

Князь Владимир выдаёт замуж свою дочь, прекрасную Людмилу за отважного витязя Руслана. На свадьбе происходит таинственное похищение Людмилы.

Руслан, вместе с незадачливыми соперниками, отправляется на поиски невесты. Преодолев все препятствия, он побеждает злого карлика Черномора и освобождает Людмилу.

Мы с вами переносимся на свадебный пир в начале оперы. Открывает её, по старинному обычаю, певец – сказитель Баян. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА « Руслан и Людмила».

— Все герои пели одновременно? Как называется такое исполнение? (хор). А когда поёт один исполнитель? (соло, солист).

— Давайте ещё раз прочитаем эти слова на доске хором.

На доске слова: (ОПЕРА, БАЛЕТ, ДИРИЖЁР, ЛИБРЕТТО, ХОР, СОЛИСТ).

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент балета, который тоже написан на сказочный сюжет. Это балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». (Фрагмент «Снежные хлопья»).

— Согласны вы, что в балете все герои прекрасно танцуют? А, может быть, что-то особенное есть у балерин и у танцовщиков балета? (пуанты, пачка). (Слова написаны на доске).

— Каким красивым французским словом называется в балете танец вдвоём? (па-де-де), а группа балерин и танцовщиков (кордебалет), а сольное выступление в балете как называется? (Вариации).

— Давайте ещё раз повторим эти слова. Внимание на экран! (Слайды « Балет»). Дети повторяют слова, соответствующие картинкам на экране.

— А теперь я предлагаю вам небольшой тест. На доске написаны слова, которые прозвучали сегодня на уроке. Из всех предложенных слов, нужно выбрать пару и объяснить, почему вы выбрали эти слова. Обосновать свой выбор. Соединять слова нужно стрелками. Например.

Симфонический оркестр музыкальный спектакль

Дети по желанию выходят к доске и, соединяя слова стрелками, объясняют почему. Например, либретто – это текст для оперы.

— Я предлагаю немного отдохнуть! Как называется перерыв между уроками? (перемена),

А в театре перерыв между действиями? (антракт).

— Поскольку мы на уроке музыки, у нас будет музыкальная пауза. Пауза эта не простая. Усаживайтесь поудобнее, закройте глазки и представьте себе, что вы. Звук моря.

— Где же мы побывали? (ответы детей).

— А кто из вас верит в сказку? Кто не верит?

Вот так и герои песни « Спор» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» не могут прийти к общему мнению. Маша обожает сказки и знает их великое множество, а Витя не верит в сказки и может всё объяснить с научной точки зрения.

— Но, чтобы начать петь, что нужно сделать? (распеться).

Распевание, правила пения, напомнить о правильном дыхании.

Повторение слов песни. (Девочки и мальчики).

— Ребята, кем мы с вами сейчас были? (певцами, исполнителями, хором)

— Я предлагаю вам выступить в роли оркестра, вы согласны?

(Дети топают ногами).

— Аккомпанемент (пульс) ( бум-бум).

РАЗУЧИВАНИЕ ПО ПАРТИЯМ, ЗАТЕМ ВМЕСТЕ исполняем.

— Давайте себе поаплодируем, вы молодцы!

Итак, мы сегодня на уроке … Что же мы делали?

-Понравилось вам на уроке? (да).

— А что больше всего запомнилось? (ответы детей).

— А что вызвало ваше затруднение?

(Отметить детей, которые очень хорошо работали).

Певцами мы сегодня были, попробовали себя в роли дирижёра, музыкантами оркестра были.

Только танцорами мы ещё не были.

Предлагаю вспомнить песню шадринского композитора Л.Орловой «Эй, послушай, косолапый». Согласны? Давайте вспомним движения, которые мы придумали для этой песни. Танцуют все!

— Вы сегодня молодцы. Я думаю, что все заслужили пятёрки за урок.

До свидания. Первыми по традиции выходят девочки, а потом мальчики .

Источник

Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета

Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»
Описание материала: предлагаю конспект урока для обучающихся 2 класса по теме «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера».
Урок разработан с учётом авторской программы «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина (2-е изд., издательство «Просвещение», 2012.)
Цель урока: создать условия для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Предметные: Познакомить детей с оперными театрами мира, закрепить понятия опера, балет, уметь узнавать изучен¬ные музыкальные про¬изведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре во-кальные произведения.
Метапредметные:
регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;
познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;
коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия и термины: театр оперы и балета, симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация «Театр оперы и балета».
Музыкальный материал:
• «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
• «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского;
• «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
• Итальянская песня в исполнении Энрико Карузо.

Читайте также:  Рассказ один день ивана денисовича нобелевская премия

План урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент. Активизация внимания.

-Здравствуйте, ребята. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».
-Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.
-Урок музыки мы начнем с прослушивания музыкального произведения.

-Ребята, мы уже сказали, что в музыкальном театре ставят оперы и балеты, там еще проходят различные концерты, представления.
-А как вы думаете, как называется театр, где ставят только одни оперы и балеты?
-Да, театр оперы и балета. И тема сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка». Откройте тетради и запишите тему урока. А что такое волшебная палочка мы выясним чуть позже.

Слайд 1
-Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Санкт-Петербурга и Москвы. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.

3. Открытие новых знаний.
-А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.
Давайте попробуем его изобразить:
1 ряд – «чух-чух», 2 ряд – «пых-пых».
-Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон»
1 куплет – поет 3 ряд.
Игра «Поезд».

Слайд 2
-И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.

Слайд 3
Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы».
-А где же появились первые оперные театры?
Первые театры появились на родине оперы в Италии. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.

Слайд 4
-Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. А сейчас вы послушаете известного итальянского оперного певца Энрико Карузо.
Звучит итальянская песня в исполнении Энрико Карузо

-Из Италии мы отправляемся в Россию, в Санкт-Петербург.
Игра «Поезд».

Слайд 5
— Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?

Звучит «Марш Черномора»
-А кто автор этой поэмы? (Марш Черномора, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин). Расскажите, о чем эта опера?

-Следующая наша остановка в городе Москва.
Игра «Поезд».

Слайд 6
-Останавливаемся в центре Москвы. Вот он знаменитый Большой театр, с величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. Площадь перед ним названа Театральной.
В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского.

Слайд 7
-Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

«Танец маленьких лебедей» (видео).
-Назовите балеты П.Чайковского.

-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра).

Слайд 8
-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Симфонический оркестр).
-Что такое симфонический оркестр?(Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).
-А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
(Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно).
-Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
(Палочку).
-Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
— А кто стоит во главе симфонического оркестра?(Дирижёр).

Слайд 9
-Кто такой дирижёр?(Это руководитель оркестра).
-А как он руководит оркестром? С помощью чего?(С помощью жестов и дирижёрской палочки).
-Правильно, язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам. Ребята, посмотрите на фотографию, как вы думаете, по жестам дирижера можно определить как звучит музыка? Тихо или громко? (Громко).
-Почему вы думаете, что именно так звучит музыка? Что вам подсказало? (Движение рук, выражение лица).
-Какие у него движения? (Широкие, размашистые). –Значит музыка громкая, веселая. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Если музыка громкая-движения широкие, тихая-маленькие, аккуратные.

Слушаем «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
4. Творческая деятельность учащихся.
-А сейчас мы сами покажем маленький спектакль. Вы все будете артистами. Выберем артистов на главные роли. Остальные будут петь хором, как в опере.

Инсценировка «Два веселых гуся».
-Давайте с вами попоем любимые песни. Разделимся на три группы. Для этого мы сядем ровненько, удобно. Любимая песня у первой группы, второй, третьей.

5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.

— Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, где мы с вами побывали.
Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает
Карточки: 1) Ла Скала
2) Мариинский театр
3) М.Глинка
4) Большой театр
5) П.Чайковский
6) Дирижер

Источник

Конспект урока по музыке во 2 классе «Театр оперы и балета.

специалист в области арт-терапии

Конспект урока по музыке во 2 классе «Театр оперы и балета.

Учитель музыки: Толкачева Е.Ю. 26.02.

Колокольчики, деревянные ложки

Краткое описание. Урок проводится во 2 классе, III четверти. Раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, знакомство с понятием «симфонический оркестр», «дирижер», « дирижерская палочка», «дирижерские жесты».

Цель урока: Формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.

Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, балет, афиша, солист, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.

1. Организационный момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Открытие новых знаний.

4 Вокально-хоровая работа.

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Дети входят в класс. Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)

Читайте также:  Рассказ о татарстане на татарском языке с переводом

Дети: это спектакль, где действующие лица поют. Учитель: Назовите известные оперы (ответы детей)

А что такое балет? Дети: это спектакль, где действующие лица танцуют.

Учитель: Назовите известные балеты (ответы детей)

Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?

Дети: в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.

Учитель: Молодцы, с правилами мы определились. Слайд 2

А как мы узнаем о предстоящем спектакле?

Посмотрите, перед входом в театр висит что?

Дети: афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей)

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята, Волк).

В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)

Учитель: А давайте я буду вашей мамой-козой, а вы- моими козлятами (раздает ободки-рожки, приговаривая: «Это для Бодайки, это для Всезнайки, Дразнилки, Мазилка….

Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес?

Звучит общая песенка козлят: Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят: Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.

4.Вокально-хоровая работа. Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями.

Учитель: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.

О чем они говорят? (О характере козлят).

Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.

Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.

(Идет поочерёдное прослушивание и исполнение песен).

В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топтушки. Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке: Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет? Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю.

Учитель: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание-игра темы Малыша и Военного марша

Дети: Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша.

Учитель: Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья, Командиром стал я. По команд сдвойте ряд. Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

Физминутка. Дети маршируют под звуки Военного марша. Учитель: Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру.

А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню (надевает ободок и поет мама Коза)

Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка Не мешай уснуть Мазилке, Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.

Прием релаксации. Прослушивание с закрытыми глазами Колыбельной мамы Козы

Учитель: Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

Слайд 6. Подбираем слова к музыке

Дети: Она добрая, нежная, любит своих козлят..

Учитель: А для мамы Козы мы приготовили сюрприз-песню.

Дети исполняют песню «Мама».

Учитель: Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Учитель: А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.

Работа с учебником. Откроем учебник на стр.80. А кто стоит во главе симфонического оркестра? Загадка.

Он руками машет плавно Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный,

Учитель: Кто такой дирижёр? Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра. Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего? Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки. Слайд 8 Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. Посмотрите на фотографию дирижёра. (На доске появляется фото дирижера крупным планом. Дети читают вопрос из учебника)

Дети: Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие. Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. Что за помощница в руке у него?

Дети: Помощница–волшебная дирижёрская палочка.

А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра.

Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.

А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка) Слайд 8 Дети: Этот «Марш Черномора» » из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка отличается от Марша из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Учитель: Чем отличается? Учитель: Какими жестами вы показали музыку? Дети отвечают. Учитель: Почему ваши жесты были разными? Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно. ИГРА «Оркестр» Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить. А сейчас мы будем музыкантами, исполнителями. (Учитель раздает колокольчики и ложки, одна группа играет на колокольчиках-пиано, другая группа на ложках-форте) 6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Учитель оценивает и благодарит детей.

Домашнее задание. Нарисовать козленка, что он любит делать. Дети выходят из класса под пес ню «Семеро козлят» В. Коваль.

Источник

Познавательное и интересное