Детский час
для детей и родителей
Рассказ о Большом театре детям
Большой театр — гордость России, один из старейших и самых прославленных театров страны. Каждый день он наполняется сотнями зрителей, которые приходят в великолепный храм искусства, чтобы окунуться в атмосферу праздника, получить новые впечатления, насладиться актерской игрой, удивиться роскошным декорациям, интерьерам.
Когда-то этот театр не был известным и знаменитым, это был частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата – важнейшая историческая дата, дата рождения Большого театра. Первые спектакли зрители увидели в 1779 году, среди них была комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват» М.М.Соколовского.
На начальном этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы были единым целым. Состав очень разнился: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы знаменитостей. Сейчас в коллективе ГАБТ (Государственного академического Большого театра России) более трех тысяч человек. Это артисты оперы и балета, хореографы, режиссеры, дирижеры, художники и те люди, которые помогают сделать так, чтобы посещение театра стало праздником.
Театр – это, конечно, блеск огней, изящество декораций, роскошь костюмов, эффектные мизансцены, но главное, как говорил Н.В.Гоголь: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Театральные подмостки всегда служили всенародной школой.
У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое. Большому театру более двух веков. За столь солидный срок он не раз менял облик и место пребывания; когда-то это были частные подмостки, теперь это целая театральная вселенная.
Здание Большого театра, построенное по классическим канонам, является такой же достопримечательностью Москвы, как и, например, Третьяковская галерея. В ходе последней крупной реставрации интерьеры Большого театра были воспроизведены по образцам разных эпох. Зрительный зал и часть его анфилады воссоздали по чертежам 1856 года. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, после реконструкции театра к коронации императора Николая II.
С Большим театром неразрывно связаны великие имена России — певцы Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова, С.Я.Лемешев, дирижер С.В.Рахманинов. В оформлении ряда спектаклей Большого участвовали знаменитые художники — А.М.Васнецов, А.Я.Головин, К.А.Коровин. На сцене не раз блистали Майя Плисецкая и Марис Лиепа, Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Дебютировал в Большом театре великий композитор Петр Ильич Чайковский. Первой оперой Чайковского стал спектакль «Воевода» в 1869 году, а первым балетом — «Лебединое озеро» в 1877-м. Именно на сцене Большого театра Чайковский впервые попробовал себя в качестве дирижера. Он дирижировал премьерной постановкой оперы «Черевички» в 1887 году.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в театральную жизнь страны. В годы Великой Отечественной войны часть труппы Большого театра была эвакуирована в город Куйбышев, где в 1942 году состоялась премьера оперы Россини «Вильгельм Телль». Несмотря на то, что часть труппы театра находилась в эвакуации, на сцене филиала (основное здание театра было повреждено бомбой) в 1943 была поставлена опера «В огне» Д.Б.Кабалевского.
В ведущем театре оперы и балета России, в Большом театре, не раз звучали произведения П.И.Чайковского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, М.И.Глинки, Д.Д.Шостаковича. Балеты Большого театра — «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», оперы — «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина» и многие другие вошли в сокровищницу мирового искусства.
В Большом театре особая аура. Как только попадаешь внутрь, сразу понимаешь, что окунаешься в мир, где действуют другие законы. Законы красоты, изящества, движения, голоса, роскоши. Следишь за игрой актеров, вживаешься в обстоятельства — и сопереживаешь, и плачешь, и смеешься. И когда пребываешь в мире всего этого великолепия, чувствуешь себя счастливым.
Спасибо тебе, Большой театр, за умение создать праздник, за самобытность, яркость, силу, за сохранение наследия, за умение шагать в ногу со временем!
Большой театр внес огромный вклад в формирование русской музыкальной исполнительской школы, в утверждение национальных традиций оперного и балетного искусства. На протяжении всей деятельности оперная и балетная школы Большого театра являются эталоном музыкально-сценического искусства.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Проектная работа по музыке»Знакомьтесь, балет!» (2 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Знакомьтесь, балет!» Проект по музыке выполнила ученица 2«Б» класса Рогалис Ирина Руководитель: Кудасов С. Н.
ЗАДАЧИ Познакомиться с историей происхождения балета; Формировать устойчивый интерес к балету, классической музыке; Вырабатывать навыки осознанного, вдумчивого прослушивания музыкальных фрагментов балета.
Что такое балет? Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. Балетный спектакль основан на каком-либо сюжете, который называется либретто. Большую роль в балете играет пантомима. С ее помощью танцовщики передают свои чувства и суть происходящего.
Бессмертный спектакль «Лебединое озеро» Петр Ильич Чайковский произвел настоящий фурор в балетном мире. Он написал музыку к нескольким балетным спектаклям, включая известный всему миру балет «Лебединое озеро». Это произведение искусства на слуху у каждого человека, даже у того, кто совершенно далек от хореографии. Самый популярный балет в мире был создан в 1876 г. Трудно поверить, что две первые постановки не имели никакой популярности и не произвели впечатления на зрителей. Великий композитор при жизни не застал грандиозного успеха своего творения. Лишь в 1895 г. возрожденный балет в постановке хореографов Льва Иванова и Мариуса Петипа был показан на сцене Мариинского театра. Именно Лев Иванов возродил спектакль, поставив сначала второй акт, в который вошел легендарный танец маленьких лебедей. Мариусу Петипа понравилось его видение сюжета, и они стали вместе работать над постановкой. Новая версия балета «Лебединое озеро» имела оглушительный успех. Хореография двух великих балетмейстеров является классической, любой театр оперы и балета в мире обязательно отводит этому спектаклю важнейшую роль в своем репертуаре.
Современный балет Говоря о том, что такое балет, нельзя не упомянуть современные театральные постановки, которые отличаются от классического балета более смелыми костюмами и раскованными движениями. Если классика предполагает строгие и четкие движения, то модерн представляет более свободную танцевальную интерпретацию. В современном балете появились новые движения, которые стали пластичнее и акробатичнее. Ценители балета по-разному реагируют на новаторство в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает только классику и считает, что настоящий балетный спектакль должен идти только в таких местах, как театр оперы и балета, а кто-то считает, что балет, как и современный мир, должен развиваться и не стоять на одном месте. Это естественно и закономерно, можно принимать этот факт или нет, но этого не избежать. Современный балет многогранный и многоуровневый, и многие известные танцовщики с удовольствием участвуют в новых постановках, в которых оттачивают свое мастерство.
ВЫВОД Через свой проект я попыталась расширить музыкальный кругозор ребят, привить любознательность через рассказ об истории происхождения балета, повысить интерес к классической музыке.
«Театр оперы и балета» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Урок.doc
План – конспект урока
«Театр оперы и балета. Волшебная палочка».
«Музыка» 2 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,
Первый год обучения, 3 четверть, тема: «В музыкальном театре».
— формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные движения, игра), развитие эмоционального восприятия, обогащение духовного мира детей.
1. Образовательная – продолжение знакомства с жанрами опера и балет; с историей Большого театра, работой дирижёра. Закрепить понятия: опера, балет, либретто, дирижёр, хор, солист.
2. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма , развитие навыков музыкального восприятия и творческих способностей детей, формирование у школьников умения и навыков выразительного исполнения.
3. Воспитательная – воспитание любви к классической музыке.
Тип урока : Углубление и закрепление знаний.
Вид урока : Урок-путешествие в сказку.
Информационно-методическое обеспечение: Компьютер, экран, слайды, видеофрагменты, плакат, оформление на доске.
Содержание : «Театр оперы и балета. Волшебная палочка».
Урок «Театр оперы и балета. Волшебная палочка». (Начало).
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. Фрагмент из балета «Спящая красавица».
— Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.
— Куда пригласила нас сегодня музыка?
— В поход? На зарядку? В сказку? (В сказку).
— Где мы можем встретить сказку? Ответы детей. ( В ТЕАТРЕ.)
— Тема урока: «ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» (на доске).
— Мы сегодня отправимся в Большой театр. ( Просмотр слайдов Большой театр).
Театр был построен в 1780 году, но с тех пор он трижды горел, перенёс несколько реконструкций. 28 октября Большой театр вновь гостеприимно распахнул свои двери после шестилетней реставрации. Он всегда был и остаётся гордостью нашей страны, самым главным, красивым, самым сказочным театром для детей и взрослых.
— ЭТО театр, где можно посмотреть балет и послушать оперу.
— Почему так говорят? Что такое опера и балет?
(Все слова написаны на одной части доски в помощь детям).
( Музыкальный спектакль, где все герои поют (опера). Музыкальный спектакль, где все герои танцуют ( балет).
— Ребята, а как называется специальный текст, краткое содержание оперы и балета?
— Кто сочиняет музыку? (композитор). А кто её исполняет? (симфонический оркестр).
— А руководит оркестром. дирижёр. У дирижёра в руках палочка. Сначала руководил оркестром один из музыкантов. Он помогал музыкантам как своей игрой, так и движениями рук. Составы оркестров росли, дирижёров требовалось много (по группам оркестра и хора). Наконец, выделился один, главный музыкант – 1-я скрипка. А палочка – смычок и стала прообразом волшебной палочки дирижёра. И в1812 году дирижёр уже только руководил оркестром, а не играл в нём. Оркестр очень большой, давайте познакомимся с его группами.
Давайте прочитаем их названия. (Дети читают названия групп симфонического оркестра на плакате).
(На экране видеофрагмент «Дирижер»).
— Встали все. Приготовили руки. Этот жест обозначает: внимание! И раз-два, раз-два. (Дети повторяют движения учителя). Молодцы!
-Теперь представьте, что концерт длится 2- 3 часа. Тяжёлый труд у дирижёра? Конечно, но и очень интересный. Я попрошу вас занять свои места.
— Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из оперы-сказки «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, которая написана на стихи А.С. Пушкина.
Князь Владимир выдаёт замуж свою дочь, прекрасную Людмилу за отважного витязя Руслана. На свадьбе происходит таинственное похищение Людмилы.
Руслан, вместе с незадачливыми соперниками, отправляется на поиски невесты. Преодолев все препятствия, он побеждает злого карлика Черномора и освобождает Людмилу.
Мы с вами переносимся на свадебный пир в начале оперы. Открывает её, по старинному обычаю, певец – сказитель Баян. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА « Руслан и Людмила».
— Все герои пели одновременно? Как называется такое исполнение? (хор). А когда поёт один исполнитель? (соло, солист).
— Давайте ещё раз прочитаем эти слова на доске хором.
На доске слова: (ОПЕРА, БАЛЕТ, ДИРИЖЁР, ЛИБРЕТТО, ХОР, СОЛИСТ).
— А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент балета, который тоже написан на сказочный сюжет. Это балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». (Фрагмент «Снежные хлопья»).
— Согласны вы, что в балете все герои прекрасно танцуют? А, может быть, что-то особенное есть у балерин и у танцовщиков балета? (пуанты, пачка). (Слова написаны на доске).
— Каким красивым французским словом называется в балете танец вдвоём? (па-де-де), а группа балерин и танцовщиков (кордебалет), а сольное выступление в балете как называется? (Вариации).
— Давайте ещё раз повторим эти слова. Внимание на экран! (Слайды « Балет»). Дети повторяют слова, соответствующие картинкам на экране.
— А теперь я предлагаю вам небольшой тест. На доске написаны слова, которые прозвучали сегодня на уроке. Из всех предложенных слов, нужно выбрать пару и объяснить, почему вы выбрали эти слова. Обосновать свой выбор. Соединять слова нужно стрелками. Например.
Симфонический оркестр музыкальный спектакль
Дети по желанию выходят к доске и, соединяя слова стрелками, объясняют почему. Например, либретто – это текст для оперы.
— Я предлагаю немного отдохнуть! Как называется перерыв между уроками? (перемена),
А в театре перерыв между действиями? (антракт).
— Поскольку мы на уроке музыки, у нас будет музыкальная пауза. Пауза эта не простая. Усаживайтесь поудобнее, закройте глазки и представьте себе, что вы. Звук моря.
— Где же мы побывали? (ответы детей).
— А кто из вас верит в сказку? Кто не верит?
Вот так и герои песни « Спор» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити» не могут прийти к общему мнению. Маша обожает сказки и знает их великое множество, а Витя не верит в сказки и может всё объяснить с научной точки зрения.
— Но, чтобы начать петь, что нужно сделать? (распеться).
Распевание, правила пения, напомнить о правильном дыхании.
Повторение слов песни. (Девочки и мальчики).
— Ребята, кем мы с вами сейчас были? (певцами, исполнителями, хором)
— Я предлагаю вам выступить в роли оркестра, вы согласны?
(Дети топают ногами).
— Аккомпанемент (пульс) ( бум-бум).
РАЗУЧИВАНИЕ ПО ПАРТИЯМ, ЗАТЕМ ВМЕСТЕ исполняем.
— Давайте себе поаплодируем, вы молодцы!
Итак, мы сегодня на уроке … Что же мы делали?
-Понравилось вам на уроке? (да).
— А что больше всего запомнилось? (ответы детей).
— А что вызвало ваше затруднение?
(Отметить детей, которые очень хорошо работали).
— Певцами мы сегодня были, попробовали себя в роли дирижёра, музыкантами оркестра были.
Только танцорами мы ещё не были.
— Предлагаю вспомнить песню шадринского композитора Л.Орловой «Эй, послушай, косолапый». Согласны? Давайте вспомним движения, которые мы придумали для этой песни. Танцуют все!
— Вы сегодня молодцы. Я думаю, что все заслужили пятёрки за урок.
До свидания. Первыми по традиции выходят девочки, а потом мальчики .
Конспект урока музыки во 2 классе с презентацией. Театр оперы и балета
Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера»
Описание материала: предлагаю конспект урока для обучающихся 2 класса по теме «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера».
Урок разработан с учётом авторской программы «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина (2-е изд., издательство «Просвещение», 2012.)
Цель урока: создать условия для формирования целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Предметные: Познакомить детей с оперными театрами мира, закрепить понятия опера, балет, уметь узнавать изучен¬ные музыкальные про¬изведения и называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки, исполнять в хоре во-кальные произведения.
Метапредметные:
• регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;
• познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;
• коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия и термины: театр оперы и балета, симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, презентация «Театр оперы и балета».
Музыкальный материал:
• «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
• «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского;
• «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
• Итальянская песня в исполнении Энрико Карузо.
План урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Организационный момент. Активизация внимания.
-Здравствуйте, ребята. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!».
-Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности.
-Урок музыки мы начнем с прослушивания музыкального произведения.
-Ребята, мы уже сказали, что в музыкальном театре ставят оперы и балеты, там еще проходят различные концерты, представления.
-А как вы думаете, как называется театр, где ставят только одни оперы и балеты?
-Да, театр оперы и балета. И тема сегодняшнего урока «Театр оперы и балета. Волшебная палочка». Откройте тетради и запишите тему урока. А что такое волшебная палочка мы выясним чуть позже.
Слайд 1
-Урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие по оперным театрам мира. Вы познакомитесь со знаменитыми театрами Италии, Санкт-Петербурга и Москвы. И, конечно же, вы сами побываете в роли актеров.
3. Открытие новых знаний.
-А отправимся мы в путешествие на волшебном поезде.
Давайте попробуем его изобразить:
1 ряд – «чух-чух», 2 ряд – «пых-пых».
-Но чтобы поезд смог отправиться в путь, надо спеть песню «Голубой вагон»
1 куплет – поет 3 ряд.
Игра «Поезд».
Слайд 2
-И вот мы с вами очутились в Италии, городе Милане.
Слайд 3
Это знаменитый оперный театр «Ла Скала», что в переводе с итальянского языка означает «Театр у лестницы».
-А где же появились первые оперные театры?
Первые театры появились на родине оперы в Италии. Около четырехсот лет назад поэты и музыканты стали устраивать музыкальные представления, называемые операми. Очень скоро оперы приобрели огромную популярность.
Слайд 4
-Давайте зайдем во внутрь… Зал быстро наполняется нарядной, радостной публикой. Все ждут начала спектакля. И вот зазвучала музыка, поднимается занавес. А сейчас вы послушаете известного итальянского оперного певца Энрико Карузо.
Звучит итальянская песня в исполнении Энрико Карузо
-Из Италии мы отправляемся в Россию, в Санкт-Петербург.
Игра «Поезд».
Слайд 5
— Расцвет русской оперы связан с творчеством М.И.Глинки. Именно в Мариинском театре Санкт-Петербурга впервые была поставлена сказочная опера. Я вам сейчас поставлю отрывок из этой оперы, а вы мне скажете, что это за произведение звучит и как называется опера?
Звучит «Марш Черномора»
-А кто автор этой поэмы? (Марш Черномора, «Руслан и Людмила», А.С.Пушкин). Расскажите, о чем эта опера?
-Следующая наша остановка в городе Москва.
Игра «Поезд».
Слайд 6
-Останавливаемся в центре Москвы. Вот он знаменитый Большой театр, с величественными коллонадами. Основан он в 1776 году. Площадь перед ним названа Театральной.
В этом театре выступали лучшие композиторы и артисты. Блистали лучшие оперные певцы Шаляпин, Нежданова. Состоялись премьеры многих опер и балетов М.Глинки, П.Чайковского.
Слайд 7
-Мы попадаем в пятиярусный, красный с золотом зал, залитый ослепительным сиянием хрустальной люстры. Начинается балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
«Танец маленьких лебедей» (видео).
-Назовите балеты П.Чайковского.
-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра).
Слайд 8
-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Симфонический оркестр).
-Что такое симфонический оркестр?(Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения).
-А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
(Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно).
-Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
(Палочку).
-Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
— А кто стоит во главе симфонического оркестра?(Дирижёр).
Слайд 9
-Кто такой дирижёр?(Это руководитель оркестра).
-А как он руководит оркестром? С помощью чего?(С помощью жестов и дирижёрской палочки).
-Правильно, язык дирижерских жестов понятен всем музыкантам. Ребята, посмотрите на фотографию, как вы думаете, по жестам дирижера можно определить как звучит музыка? Тихо или громко? (Громко).
-Почему вы думаете, что именно так звучит музыка? Что вам подсказало? (Движение рук, выражение лица).
-Какие у него движения? (Широкие, размашистые). –Значит музыка громкая, веселая. Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
-А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Если музыка громкая-движения широкие, тихая-маленькие, аккуратные.
Слушаем «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
4. Творческая деятельность учащихся.
-А сейчас мы сами покажем маленький спектакль. Вы все будете артистами. Выберем артистов на главные роли. Остальные будут петь хором, как в опере.
Инсценировка «Два веселых гуся».
-Давайте с вами попоем любимые песни. Разделимся на три группы. Для этого мы сядем ровненько, удобно. Любимая песня у первой группы, второй, третьей.
5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.
— Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, где мы с вами побывали.
Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает
Карточки: 1) Ла Скала
2) Мариинский театр
3) М.Глинка
4) Большой театр
5) П.Чайковский
6) Дирижер
Конспект урока по музыке во 2 классе «Театр оперы и балета.
специалист в области арт-терапии
Конспект урока по музыке во 2 классе «Театр оперы и балета.
Учитель музыки: Толкачева Е.Ю. 26.02.
Колокольчики, деревянные ложки
Краткое описание. Урок проводится во 2 классе, III четверти. Раздел «В музыкальном театре». Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, знакомство с понятием «симфонический оркестр», «дирижер», « дирижерская палочка», «дирижерские жесты».
Цель урока: Формирование целостного представления о театре оперы и балета, деятельностное знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».
Обучающие: расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями симфонический оркестр, солист, дирижер.
Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.
Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, балет, афиша, солист, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.
1. Организационный момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Открытие новых знаний.
4 Вокально-хоровая работа.
6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
7. Подведение итогов урока.
1. Организационный момент.
Дети входят в класс. Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)
Дети: это спектакль, где действующие лица поют. Учитель: Назовите известные оперы (ответы детей)
А что такое балет? Дети: это спектакль, где действующие лица танцуют.
Учитель: Назовите известные балеты (ответы детей)
Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?
Дети: в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.
Учитель: Молодцы, с правилами мы определились. Слайд 2
А как мы узнаем о предстоящем спектакле?
Посмотрите, перед входом в театр висит что?
Дети: афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей)
Афиша – это красочное объявление о спектакле.
Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята, Волк).
В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)
Учитель: А давайте я буду вашей мамой-козой, а вы- моими козлятами (раздает ободки-рожки, приговаривая: «Это для Бодайки, это для Всезнайки, Дразнилки, Мазилка….
Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес?
Звучит общая песенка козлят: Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят: Весело Всезнайке, весело Бодайке,
Весело Топтушке, весело Болтушке, Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.
4.Вокально-хоровая работа. Дети поют хором песню «Семеро козлят» с танцевальными движениями.
Учитель: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.
О чем они говорят? (О характере козлят).
Игра «Музыкальная угадай-ка» с сольным исполнением каждого из козлят.
Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.
(Идет поочерёдное прослушивание и исполнение песен).
В сладком толк Всезнайка знает. (разучивают слова песни с сопровождением)
2. Песенка Топтушки. Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке: Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет? Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.
Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю.
Учитель: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Прослушивание-игра темы Малыша и Военного марша
Дети: Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша.
Учитель: Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Вот какие слова в его песенке:
Стойте, друзья, Командиром стал я. По команд сдвойте ряд. Начинаем наш парад.
После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.
Физминутка. Дети маршируют под звуки Военного марша. Учитель: Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру.
А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню (надевает ободок и поет мама Коза)
Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка Не мешай уснуть Мазилке, Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.
Прием релаксации. Прослушивание с закрытыми глазами Колыбельной мамы Козы
Учитель: Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной
Слайд 6. Подбираем слова к музыке
Дети: Она добрая, нежная, любит своих козлят..
Учитель: А для мамы Козы мы приготовили сюрприз-песню.
Дети исполняют песню «Мама».
Учитель: Ребята мы говорили с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.
Работа с учебником. Откроем учебник на стр.80. А кто стоит во главе симфонического оркестра? Загадка.
Он руками машет плавно Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный,
Учитель: Кто такой дирижёр? Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра. Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего? Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки. Слайд 8 Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра. Посмотрите на фотографию дирижёра. (На доске появляется фото дирижера крупным планом. Дети читают вопрос из учебника)
Дети: Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие. Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. Что за помощница в руке у него?
Дети: Помощница–волшебная дирижёрская палочка.
А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра.
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с маршем П.Чайковского, похожа ли музыка или она отличается. (Слушание «Марша Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка) Слайд 8 Дети: Этот «Марш Черномора» » из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка отличается от Марша из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Учитель: Чем отличается? Учитель: Какими жестами вы показали музыку? Дети отвечают. Учитель: Почему ваши жесты были разными? Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно. ИГРА «Оркестр» Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить. А сейчас мы будем музыкантами, исполнителями. (Учитель раздает колокольчики и ложки, одна группа играет на колокольчиках-пиано, другая группа на ложках-форте) 6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Учитель оценивает и благодарит детей.
Домашнее задание. Нарисовать козленка, что он любит делать. Дети выходят из класса под пес ню «Семеро козлят» В. Коваль.