Рассказ про трудные времена на русской земле

Сказки

Урок № 44. «Трудные времена на Русской земле», 4 класс

Тип урока: комбинированный

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Знать понятия: дань, хан Батый,

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Ставить и формулировать проблемы.

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи­мость. По карте и иллюстрациям сравним во­оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле­довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем­ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

Трудные времена на Русской земле

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са­мостоятельными и никому не подчиняться. Кар­та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис­пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока­залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан­цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа­но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном

ути в южные степи Батыева рать семь недель

ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль­шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ­ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла­чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре­шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Русские воины Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле­дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа­лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го­ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

В XIII веке Русь надолго попала в зависи­мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби­ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Читайте также:  Рассказы про кошку для детей 6 7 лет

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: дань, хан, Золотая Орда.

2.По иллюстрациям учебника опиши вооруже­ние воинов: древнерусских, монгольских, рыца- рей-крестоносцев.

Нашествие Батыя глазами древнерусских летописцев

Монгольское нашествие на Древнюю Русь

Монгольские завоевания (рус.) История средних веков.





ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Источник

Презентация по окружающему миру на тему » Трудные времена на русской земле»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Трудные времена на русской земле Презентацию выполняла Веселова Виктория 4 «А» класс

Трудные времена на русской земле В разное время Русь регулярно испытывала на себе вражеское давление. Многие завоеватели пытались заполучить этот «лакомый кусочек. Но в 13 веке настали самые трудные времена на русской земле.

Нашествие Батыя После смерти непобедимого Чингисхана к власти в Золотой Орде пришёл его внук-Батый.Собрав огромное по тем временам войско – около 140 тысячи человек-он направил его в сторону Руси.Осень 1237 года ознаменовалась вторжением монголо-татарского ига на территорию древнерусского государства.

Нашествие Батыя Их наступление происходило в такой последовательности: 1.Первым русским городом,оказавшимся на пути войска хана Батыя,стала Рязань.Местные жители пять дней держали оборону,однако на шестой день город пал к ногам монголов,которые разорили его и сожгли дотла.Почти все рязанцы погибли в этой битве.

Нашествие Батыя 2.Следуйщей целью монголо-татарского войска стал славный город Владимир.Когда захватчики его разгромили,они очень быстро подчинили себе и многие другие русские города. 3.Путь к богатому Новгороду оказался свободным,однако хан Батый повернул назад и захватил Киев. Почти вся Русь находилась в руинах после нашествия Золотой Орды.Русское государство оказалось в полной зависимости от своих захватчиков и отныне должно было выплачивать денежную дань.

Нашествие Батыя В борьбе с Русью монголо-татары заметно ослабели,и уже не смогли подчинить себе всю Европу,как изначально планировали.Но с этого момента для русской земли настали трудные времена:в течении двух столетий она стонала под тяжелейшим игом своих захватчиков.Каждое завоёванное княжество обязано было выплачивать немалую дань татарским правителям.Освободилась Русь от этих оков лишь в 1480 году.

Русь в 13 веке В те далёкие времена Русь представляла собой раздробленную страну,поделенную на многочисленные княжесва.Не было между ними единства и дружеских отношений:каждый князь стремился к единоличной власти и был сам за себя.В некоторых княжествах и вовсе не было князя и управляли им бояре-местная богатая знать. На Руси не было единого сплочённого войска,не было мудрого и сильного правителя,который смог бы защитить отчизну от врагов. Неудивительно,что такая богатая,большая,но при этом ослабленная бесконечными раздорами страна была простой добычей для вражеских захватчиков.

Угроза с северо-запада Однако не только на юге Русь познала поражение.В западных регионах регулярно проходили сражения с немцами,литовцами,шведами.Рыцари стремились захватить Новгород-единственный русский город,не разорённый монголами.В 13 веке в истории Руси особенно ярко выделяются два сражения с западными захватчиками: Невская битва.В июле 1240 года шведский флот подошёл к берегам Невы.Навстречу вражеским кораблям вышел Новгородский князь Александр со своей дружиной.Ему удалось справиться с вооружённым до зубов шведским войском.На тот момент русскому герою было всего 20 лет и благодаря своей блестящей победе над врагом он вошёл в историю как Александр Невский.

Угроза с северо-запада 13 век стал для Руси одним из самых тяжёлых и кровопролитных как для правящей верхушки,так и для простого народа.Многочисленные жестокие сражения и тяжелейшая дань татарскому хану очень сильно отразились на развитии Руси,которой потребовалось немало времени,чтобы окрепнуть и заявить о себе на весь мир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Номер материала: ДБ-1008194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Выплаты и льготы для студентов в 2021 году

Время чтения: 14 минут

16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

11 июня выпускники сдают ЕГЭ по истории и физике

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Рассказ солдата про войну в чечне

Источник

Презентация с конспектом «Трудные времена на русской земле»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Трудные времена на русской земле.docx

Урок окружающего мира

Тема: «Трудные времена на русской земле»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: Познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,

— личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

— метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

— предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

Понятия: Дань, хан, Золотая Орда

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, компьютерная презентация,

I . Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

— Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.

1 слайд. Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах давайте проверим как мы изучили страницы истории Древней Руси.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Л: самоопределение; смыслообразова-ние.

II . Актуализация знаний

-На прошлом уроке вы говорили о том, что очень важно изучать историю, не так ли?

-Так почему же важно изучать историю? Кто напомнит?

-Что дает нам история?

А сейчас нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)

Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)

Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)

На чём писали в Древней руси? (Береста)

Как прозвали князя Олега? (вещий)

Записи о важнейших событиях(Летопись)

Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)

Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие?

Посмотрим, как это слово объясняется в словаре.

-Нам важно знать прошлое, что происходило,понять как жизнь изменилась за эти годы.

-Знания о мире о нашей о жизни о прошлом.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации.

Р: учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

III .Подготовка к основному этапу занятия

Под большим шатром

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

-Это стихотворение «Русь» написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

— Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

-Никитин говорит о том что «недруги» нападали на родину, что хотел сказать автор этими словами?

— А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

— Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

-Какую проблему на уроке можем поставить?

-Давайте сформируем задачи урока. Необходимо дополнить предложения.

-По данной теме я хотел бы узнать…

-Для этого я должен на уроке…

-Эти знания пригодятся нам при изучении истории в старших классах.

-О том как необъятна и красива наша страна.

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле” (1 слайд презентации) Цель: Познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

.Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.

Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом

-Каким испытаниям подвергалась Русь в 13 веке? Почему люди воюют?

Почему времена трудные?

-Быть внимательным, анализировать текст.

5 слайд. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

(Карта Руси). Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить – кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы

Читайте также:  План к сказке кукушка ненецкая сказка

-Зная задачи урока, приступим к их реализации. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

Распределить задания между членами группы.

Найти ответы на вопросы.

Пересказать участникам группы.

Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам – выяснить значения слов.Каждая группа ищет в учебнике значения двух слов.)

Задание для первой группы

Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)

Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)

Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)

Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)

Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)

Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)

Кто такой Хан Батый?

Что такое Золотая Орда?

Что такое Золотая Орда?

7-8 слайд. Да, посмотрите как выглядели монгольские воины, как они были вооружены, в каких жилищах они жили. И как были одеты русские воины.

Первым русским городом на пути Батыя оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмощи. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

— В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

— Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

— В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

— От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

— Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.)

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков.

Слово даём 2 группе.

1.Кто напал с северо- запада? ( шведы )

2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

— Совершенно верно. Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский.

— А Какие цели преследовали шведы? (захват территории и обогащение)

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? (Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя)

10 слайд. Беда так же пришла и с запада от немецких рыцарей-крестоносцев. Отвечает 3 группа.

Кто и в каком году напал с запада?(рыцари-крестоносцы в 1242 году)

Где это произошло? (на льду Чудского озера)

Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)

Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)

Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)

Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).

Кто такие крестоносцы?

— А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года)

— Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них?

— Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

— К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

— Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

— Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? Зная, что часть льда на озере слегка подтаяла. (Доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

В историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

1. Как построили свои войска крестоносцы?

2. Как построил свои войска Александр?

3. Как проходила битва и чем закончилась?

Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.

Источник

Познавательное и интересное