Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45’02.9″N 37°37’07.1″E
Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.
История создания Царь-колокола
Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.
И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер.
И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.
Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.
Легенда о Царь-колоколе
Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.
В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.
Царь-колокол
Отколовшийся кусок Царь колокола
Царь-колокол в Москве — одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами. Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными — Иваном и его сыном Михаилом. Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.
Из истории Царь-колокола в Москве
Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого, был весом 130 тонн. В 1654 году, когда отмечали рождество и били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола. 4 года шли подготовительные работы.
На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи. Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария и медь вытекла под печи. В результате начался пожар. Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн. Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль, Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.
Описание Царь-колокола
Царь-колокола в Москве — самый большой металлический колокол в мире. Его высота — 6,24 метра. Диаметр — 6,6 метра, масса — почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом. В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально. Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана. После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».
Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху — также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол — его предшественник.
Императрица Анна Ивановна изображена в коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.
Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей Московского Кремля.
Царь-колокол
В мире не существует колокола больше, чем Царь-колокол, отлитый руками человека. Правда, эту работу, можно отнести к достижению в сфере технологии литья, поскольку колокольного голоса услышать никому и не удалось. Но какие бы не были функции у Царь-колокола, однозначно – это уникальное произведение колокольного литья и символ российского государства.
История создания Царь-колокола начинается с приказа об его изготовлении, который был издан императрицей Анной Иоанновной. Им должны были заменить колокол Григорьева, висевший на колокольне Кремля (около Успенского собора), который был поврежден во время пожара. По приказу императрицы, изготовить новый нужно было из материала старого колокола, но при этом увеличить его вес на 20%, доведя до 10000 пудов!
Никто из мастеров колокольных дел не решался браться за такую работу. Колокол Григорьева был достаточно сложен, а изготовление нового, казалось, затеей неосуществимой. Было даже отправлено предложение во Францию к механику королевского дворца, на что тот ответил отказом, приняв все за шутку. Фельдмаршал Миних, на котором лежала ответственность за поиск мастера, уже совсем отчаялся, когда русский умелец Иван Моторин дал свое согласие.
Днем, когда был отлит Царь-колокол, принято считать 25 ноября 1735 года. Вес его составляет почти 200 тонн! Размеры (диаметр и высота) увеличились каждый на 6 метров. Сплав состоит из чистого серебра (525 кг), золота (75 кг), меди (85%) и олова (13%). Заготовке, полученной в результате отливки, была необходима доработка. Нужно было убрать лишний облой и при помощи чеканки осуществить украшение всех элементов. На проведение этих работ также ушло довольно много времени.
Все то время, пока над Царь-колоколом работали декораторы, он находился в яме. На нем появились барельефы Иоанна Предтечи, апостола Петра, Христа, Богоматери и Святой Анны. Четко вырисовывались фигуры Анны Ивановны и царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Но история создания Царь-колокола складывалась довольно не гладко. Во время крупного пожара в Москве (20 мая 1937 год) загорелась возведенная вокруг почти завершенного Царь-колокола деревянная постройка. Потушить огонь быстро не удалось, а из-за горящих падающих бревен колокол нагрелся. Боясь, что поверхностный слой может частично расплавиться, и при этом пострадает оригинальный декор, было принято решение охладить колокол. Фатальной ошибкой стало то, что его начали поливать водой. В связи с таким резким перепадом в температуре, на колоколе образовались значительные трещины, и отвалился кусок, вес которого составил 11,5 тонн.
Дважды пытаясь восстановить Царь-колокол, наконец, отказались от этой затеи, решив, что после спайки «голос» колокола не будет таким, который требовался. Царь-колокол в 1836 году становится своеобразным памятником, установленным на постаменте в Кремле в Москве. Эта известная достопримечательность находится там и сегодня.
Царь-колокол
В московском Кремле на Ивановской площади, между колокольней царя Иоанна Грозного и церковью Двенадцати апостолов, красуется памятник-исполин – царь-колокол.
Стоит царь-колокол на постаменте из камня с 1836 года, куда поднял его знаменитый французский архитектор Огюст Монферран.
Он же и водрузил на вершину царь-колокола символы державы – шар и крест. Этот колокол украшен барельефами с изображениями царя Алексея и императрицы Анны Иоановны.
К сожалению, чеканка не была завершена полностью. Этому воспрепятствовал сильный пожар. Имен мастеров, занимавшихся украшением колокола в надписях не сохранилось. Зато есть запись, увековечивающая имена мастеров, отливших его. Это Иван Федорович Моторин и его сын. Работа их над колоколом заняла полтора года.
Но история этого памятника российской культуры началась несколько раньше 1836 года, а именно – с 1600. Идея отлить царский колокол принадлежала боярину, а фактически правителю земли русской, Борису Годунову. Работа эта была поручена литейщику Андрею Чохову. Но это было так называемое «Смутное время», не щадившее никого и ничего. Не стал исключением и огромный колокол, который разбился при пожаре.
Следующим этапом в истории царь-колокола стало время правления царя Алексея Михайловича. По его указу заново отлили колокол мастера Даниловы – Данила и Емельян. Но, через два года, он вновь вышел из строя. Только в этот раз виновником происшествия стал рождественский звон колоколов, во время которого царский колокол и разбился.
Впоследствии он был восстановлен литейщиком Александром Григорьевым и прослужил стране более трехсот лет. Потом вновь разбился, упав с деревянного постамента в 1701 году.
Пришел 1730 год. Императрица Анна Иоановна приняла решение восстановить царь-колокол, отлив из его осколков новый, еще больших размеров. Поручить эту работу предполагалось французским литейщикам. Однако, те сразу же отказались лить такой огромный колокол. Русская императрица хотела увеличить его вес до десяти тысяч пудов, добавив металла к имеющимся осколкам. Механик при французском дворе, к которому обратились с таким поручением, и вовсе счел это за шутку. Так и досталось создание колокола выдающемуся русскому мастеру того времени – литейщику Моторину. На одну только подготовку к этой работе ушло четыре года. А во время его отлива, вышедшие из строя литейные печи стали виновниками очередного пожара в истории колокола. Расплавленный металл растекся из печей, послужив причиной сильнейшего возгорания. А в скором времени умер старший Моторин, так и не успев закончить работу. Довел ее до конца его сын. Не было завершено лишь украшение его чеканкой и барельефами, которое продолжалась больше года.
Пожар 1737 года вновь потряс Москву. На этот раз колокол уцелел. Он стоял на дубовых балках и в результате того, что они сгорели исполин рухнул в литейную яму. Тушившие пожар, залили раскаленный колокол водой, из-за чего на нем и образовалось большое количество трещин и откололся немалый кусок. Он так и остался лежать там. Яму с колоколом закрыли досками и соорудили лестницу для посетителей, желающих полюбоваться изображениями, украшающих царский колокол. И находился он там вплоть до 1836 года, пока не занялся им Огюст Монферран. Этот знаменитый архитектор поднял его на каменный постамент, созданный по его уникальной разработке. И под его же руководством появились наверху колокола шар и крест, обильно покрытые позолотой. С тех пор и красуется колокол на этом месте, после своего последнего отлива, во время правления Анны Иоановны, так и не издав ни единого звона.
Гигантский царь-колокол является не только памятником царской России, но и мастеров, работавших над ним на протяжении всей истории его создания и переплавок.
В наше время, многочисленные туристы, прибывающие в столицу Российской Федерации, из разных уголков нашей огромной планеты, считают его достопримечательностью нашей страны и его обзор входит во все экскурсионные маршруты не только по Кремлю, но и по Москве.
Царь-колокол
Царь-колокол — одна из знаковых российских достопримечательностей, она находится на территории Кремля в Москве. Характерной деталью внушительного колокола является отдельный его кусок, который откололся в результате действий по тушению разрушительного Троицкого пожара.
В наши дни Царь-колокол является памятником, дающим представление об уровне мастеров русского литейного искусства XVIII века, его может увидеть каждый, кто приобретет билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Наряду с Царь-колоколом туристы могут увидеть и другой выдающийся памятник — Царь-пушку, изготовленную во второй половине XVI века, она считается самой большой пушкой в мире.
Царь-колокол на google-панораме:
История Царь-колокола
Во время правления нескольких русских царей создавались колокола, удивляющие своими размерами. Так, при Иване Грозном был отлит колокол, весивший примерно 16 тонн, при Алексее Михайловиче соорудили еще более внушительный экземпляр весом в 130 тонн. Мастером, создавшим этот шедевр, был Александр Григорьев. Звон колокола раздавался вплоть до 1701 года, когда вспыхнувший пожар нанес ему серьезный ущерб. Позднее его детали было решено использовать для отливки нового колокола, который распорядилась изготовить правившая в то время Анна Иоанновна.
По желанию императрицы Царь-колокол должен был весить больше своего предшественника, реализацию проекта хотели поручить французскому мастеру Жермену. Но тот, услышав о поставленной задаче, воспринял все как шутку — ему казалось, что это просто нереально осуществить. Тогда было решено обратиться к отечественным мастерам, за работу согласились взяться Иван Моторин с сыном Михаилом. К слову, к тому времени Иван Федорович уже зарекомендовал себя как мастер своего дела — он занимался изготовлением артиллерийских стволов по распоряжению Петра I, кроме того, он трудился над созданием некоторых колоколов Кремля, среди них, к примеру, Набатный.
Моторины изготовили модель Царь-колокола, предоставили чертежи и смету, после положительного ответа заказчика работы по его изготовлению были начаты. Работники вырыли на Ивановской площади кремля яму, специальным образом укрепленную изнутри, вокруг нее установили плавильные печи. Вполне естественно, что материала от предыдущего колокола не могло хватить на новый, значительно превосходивший его по весу, поэтому были заказаны дополнительные объемы меди и олова. Позднее во время исследований памятника в его составе также были обнаружены золото и серебро.
Подготовительные работы растянулись примерно на два года, непосредственно к изготовлению Царь-колокола приступили в 1734 году. Стоит отметить, в процессе мастеров ждали некоторые неприятности — вначале произошла утечка меди из печей, работы пришлось приостановить, так как возникший пожар разрушил подъемные деревянные конструкции, находящиеся под сооружением. Затем скончался возглавлявший проект Иван Моторин, в силу этого завершением работ занимался его сын.
После отливки колокол еще продолжал находиться в яме, его планировали поднять на поверхность, но этому не суждено было совершиться — в мае 1737 года возник разрушительный пожар. Во время его тушения на раскаленный металл попала вода и вследствие неравномерного охлаждения колокол треснул, позднее от него откололся большой кусок, вес которого составил более 11 тонн. Власти несколько раз предпринимали попытки поднятия колокола, однако все они были тщетны, в итоге Царь-колокол пролежал в яме почти сто лет.
Только во время правления Николая I удалось поднять гигантское сооружение, возглавить работы было доверено известному архитектору Огюсту Монферрану. Однако с первого раза этого сделать не удалось — в ходе проведения работ возникли сложности, и часть канатов не выдержала внезапной нагрузки. После дополнительной подготовки вторая попытка увенчалась успехом. В силу того, что восстановить целостность Царь-колокола не представлялось возможным, было решено использовать его в качестве памятника. Для него был создан постамент, разместившийся рядом с колокольней «Иван Великий».
Описание Царь-Колокола
Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.
Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы. Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе. После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
Как добраться
Рядом с достопримечательностью находятся станции метро «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая».
Доехать до нее можно и на наземном общественном транспорте, неподалеку есть остановка «Метро Библиотека имени Ленина».
Еще один вариант — поездка на такси, машину можно вызвать, воспользовавшись мобильными приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Максим и другими.
Царь-колокол и другие достопримечательности Кремля, видео: