Доклад на тему: «Труд и творчество» — взаимосвязь понятий, особенности и примеры
Жизнедеятельность человека связана с постоянным обучением, самосовершенствованием. Доклад на тему «Труд и творчество» поможет понять, как связаны эти два понятия, почему вместе они меняют жизнь не только конкретного человека, но и общества в целом. Труд и творчество можно рассматривать по отдельности, но только их симбиоз помогает создавать уникальные вещи, совершать научные открытия, самореализоваться на любом поприще.
Определения и объединение понятий
Труд можно определить как физическую деятельность человека, направленную на создание каких-либо благ, получение прибыли, личной выгоды, пользы для общества. Часто труд ассоциируют с фактической работой, карьерой индивидуума. Но все же это понятие намного шире, так как охватывает и процесс обучения, и работу по дому, и садоводство. Даже хобби людей можно назвать не только творческим процессом. Например, любители рисования тратят много сил и времени на создание одной картины. Для многих художников это становится настоящей работой, приносящей как моральное удовлетворение, так и материальную прибыль, признание общества.
С такой же точки зрения можно рассматривать творческие процессы. Творческий труд все же остается именно трудом. Музыка, живопись, кинематография — яркие тому примеры. Конечно, они сильно отличаются по производственной части, функциям. Но даже полноценный физический труд может быть связан с абсолютно творческим процессом. Например, работая в поле, человек объединяет этот процесс с песнями. И это помогает улучшить показатели, меньше уставать, поднимает настроение, а значит, напрямую влияет на производительность.
Программа ФГОС в школах с ранних классов обязательно включает в себя как технические навыки, конкретные и точные науки, так и приобщение детей на уроках к творчеству, обществознанию: рисунки, сочинения, создание презентаций и научных проектов, написание рассказов.
Отдельное внимание уделяется домашнему воспитанию, культуре общения в семье и обществе. Проводятся тесты для определения уровня умственной деятельности.
Критерии профессий и взаимосвязь
Творчество и труд требуют от человека определенных усилий. Например, для создания нематериальных благ (живопись, музыка) требуется столько же сил, сколько и для производства материальных — мольберты, инструменты. При этом изготовление уникальной скрипки зависит не только от технических навыков, но и от понимания принципов музыки, а также творческой жилки мастера. Ремесленник может создать сотню одинаковых предметов, мастер же будет кропотливо работать над одним, но он будет единственным в своем роде. Таким образом, можно выделить 3 основные категории профессий:
Но творчество может быть крайне необходимо даже для последней категории. Наблюдая за происходящим, человек постоянно мыслит, продумывает возможность облегчить собственный труд, автоматизировать процессы, улучшить производительность, качество или технические характеристики продукта.
Именно так появляются новаторы, изобретатели. Основные принципы творческого процесса при внедрении в фактический труд человека основаны на необходимости искать новое решение какой-либо проблемы, научные изыскания, ответы на поставленные вопросы и т. д. Можно выделить 3 основные фазы:
Творческое мышление дано человеку именно с целью улучшить свою жизнь и состояние общества. Ни одно изобретение, научное открытие не появилось без умственной деятельности. И также оно не могло быть воплощено в жизнь без механических усилий, физического труда.
Нельзя нарисовать картину силой мысли, но и без задумки создать шедевр не получится. Так и любой школьный реферат включает в себя мыслительный (творческий процесс) и труд по поиску информации, грамотному написанию.
Для чего это человеку
Для решения различных задач на протяжении жизни человеку необходимо заниматься и трудом, и творчеством, понимать их ценность. Только так можно самореализоваться, добиться успехов. Чтобы заниматься любым видом художественного творчества, предстоит трудиться и учиться этому. Ведь даже если у человека идеальный слух, необходимо уметь пользоваться музыкальными инструментами, читать ноты. А чтобы в дальнейшем улучшать результаты и показатели в творчестве, приходится трудиться вновь на этом поприще.
Творчество также помогает развиваться, ведь исключительно ручной, механический труд убивает фантазию, разум теряет остроту, притупляется внимание. Все это может привести к деградации человека как личности. Именно поэтому со школьных лет детям прививают любовь к труду и желание творить, созидать, мыслить.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 10. Труд и творчество
Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление
Давайте вспомним
Кого называют ремесленником? Какое значение имел труд ремесленника для развития общества и жизни людей?
Обсудим вместе
Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески?
Трудовая деятельность человека
Давай представим такую сценку. Ты лежишь на лесной полянке и наблюдаешь, что происходит вокруг. Вот птица полетела к гнезду кормить птенцов. Вот белка прыгает с ветки на ветку — наверное, ищет грибок, делает запасы на зиму. А вот муравей тащит домой соломинку.
Выходит, можно сделать вывод, что животные тоже трудятся?
Нет, такой вывод был бы неверным. Почему?
Животное выполняет всегда одни и те же действия, необходимые ему для жизни: разыскивает пищу, преследует добычу, заготавливает корм. Это условные и безусловные рефлексы, с которыми ты познакомишься на уроках биологии.
Ни одно животное не создаёт чего-то нового, до него никем не виданного, не деланного, не испробованного.
Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать: какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, сколько времени на это понадобится. То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование — это черта деятельности человека.
Человек учится трудиться. Он может делать только то, чему научился, и настолько хорошо, насколько овладел своим делом.
Человек, используя природные материалы, умеет создавать для своей деятельности различные машины и инструменты. Создавать средства труда, облегчающие его, может только человек.
Есть ещё одно отличие «труда» животных от трудовой деятельности человека. Люди постоянно изменяют (совершенствуют) то, что создали. Посмотри фото, какими были первые счётные машины и как выглядят современные суперкомпьютеры.
ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК
В небольшом городе Калуге в маленьком домике неподалёку от реки Оки жил скромный учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). После перенесённой в детстве скарлатины Костя почти полностью потерял слух, поэтому ходить в обычную школу не мог и учился самостоятельно. Став взрослым, он сдал экзамен на звание учителя и всю свою жизнь преподавал в школе. Но, будучи творческой личностью, Циолковский мечтал о том времени, когда люди смогут летать в космос. Для этого он создавал свои научные работы по ракетостроению и космонавтике. На крыше своего дома он устроил обсерваторию и наблюдал за небесными светилами: Солнцем, Луной, звёздами и планетами.
К. Э. Циолковский впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашёл важные инженерные решения конструкций ракет, именно он предложил создавать в космосе орбитальные станции, и эта идея сейчас, как тебе известно, реализована. До сих пор К. Э. Циолковский считается одним из самых известных учёных в области космонавтики.
Мастер и ремесленник
Ремесленником называют человека, владеющего ремеслом. А ремесло — это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. Быть ремесленником — значит заниматься каким-то ремеслом. Чем отличается труд ремесленника от труда на заводах и фабриках? Главное отличие в том, что ремесленный труд обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов. Важен ли труд ремесленника? Конечно, ведь скольких бы предметов лишился человек, если бы не было гончара и столяра, плотника и стекольщика, игрушечника и печника!
Среди ремесленников встречаются такие, которые вызывают восхищение у людей любовью к своему делу, погружая их в приятное созерцание созданных ими предметов.
Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Однако есть и другое значение слова «ремесленник». Если у человека нет таланта, работает он без выдумки, без фантазии, по шаблону и трафарету, которые кто-то уже до него придумал, такого человека называют «ремесленник».
Что такое творчество
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творчество отличает деятельность очень многих людей — учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих-многих других.
Вопрос
Рассмотри иллюстрации. Как ты думаешь, какие предметы сделал ремесленник, а какие — мастер?
Творчество в науке, например, помогло людям создать новые машины, открыть тайны природы, использовать полезные ископаемые, получить электричество, создать радио, телевидение, Интернет, полететь в космос и т.д.
Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества. «Люди творческих профессий» — так говорят о писателях, поэтах, режиссёрах, артистах, художниках, композиторах. Каждая их работа рождена фантазией и воображением, отличается новизной, непохожа на предыдущую.
Наверняка большинство из вас могут привести примеры своего творческого опыта (пусть и не очень значительного) в самом разном деле: одни сочиняют стихи, другие рисуют, третьи занимаются вышивкой или любят мастерить, используя выдумку и воображение.
Пете 13 лет. У него есть младшие сёстры и братья. Петя решил построить на дачном участке маленький домик, в котором дети могли бы играть. Он посоветовался с папой, наметил план, определил порядок действий и принялся за дело.
Вопрос
Рассмотри фотографию. Сравни цель, которую поставил Петя, и результат его усилий. Что уже ему удалось? Что ещё предстоит осуществить? Какими способами он может действовать?
Творчество в искусстве
Умеешь ли ты не только смотреть, но и видеть, замечать среди ярких, броских объектов удивительно красивый, но скромный? Умеешь ли ты не только слушать, но и слышать неповторимый, захватывающим полет звуков, понимать красоту музыки, природы?
О людях, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение почувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чувства красоты». А те, у которых нет какого-то чувства, беднее других людей, не так ли?
Но даже если ты сам не научился пока удивляться красоте и наслаждаться ею, то очень важно не мешать другим слушать музыку, общаться с произведениями искусства…
Ты уже знаешь, что научный труд немыслим без творчества. А может ли человек стать хорошим художником, поэтом, композитором, музыкантом, если он не способен чувствовать и создавать красоту? Ты, наверное, согласишься с таким выводом: искусство обязательно требует от человека умения творить, создавать прекрасные произведения, которые поражали бы других своей новизной и необычностью.
Картинная галерея
Вопрос
Рассмотри репродукции картин. Какие образы привлекли внимание художников?
Путешествие в прошлое
Легенда рассказывает, что жил когда-то мастер Нестор, который построил без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвёл праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцати двух главую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» Но имя своё запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своём творении.
Вспоминай эту легенду каждый раз, когда где-нибудь увидишь вырезанные, нацарапанные слова невежественных людей: «Здесь был Толя» или «Здесь был Саша из 5Б». Расписаться на памятнике истории или культуры, как и на окрашенной стене или живом дереве, — значит расписаться в том, что ты некультурный, дикий человек и ничего не понимаешь в красоте. Испортить памятник культуры — значит оскорбить мастера, который его создавал, вкладывая не только свой труд, но и здоровье, ум, чувства.
Вопрос
Какие исторические памятники, архитектурные сооружения есть в твоём крае? Как относятся к ним жители? Кто из известных художников, скульпторов, архитекторов жил или живёт в твоём крае?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Может ли человек научиться работать творчески? Выскажи своё мнение.
2. Подготовь рассказ о том, что в твоём городе (селе) связано с творческим трудом людей.
3. Совместно с одноклассниками оформите выставку на тему «Труд и красота».
4*. Подготовь сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).
5. Чему посвящены следующие строки? Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид… Как ты понимаешь смысл этих строк? Что ты можешь рассказать о творениях великих мастеров, живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки?
6. Как ты думаешь, можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни, когда тебе это удавалось. Какие чувства ты при этом испытывал?
Творческий труд.
Особенности творческой деятельности.
Творческий труд:
Творческий труд требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, представляет собой одну из сложнейших форм человеческой деятельности.
Творческий труд характерен для инженеров-конструкторов, архитекторов, изобретателей, научных работников, писателей, композиторов, художников и артистов. Их работа невозможна без использования значительного объема знаний, напряженного внимания, повышенного нервно-эмоционального статуса, обязательного создания новых алгоритмов деятельности, нерегламентированной интенсивности труда.
Огромное число людей сегодня занято творческим трудом. Элементы творчества имеются в работе большинства специалистов сегодняшнего дня. Необходимость исследования творческого процесса диктуется целесообразностью повышения его продуктивности. Сегодня этим занимаются физиологи, психологи, философы, математики.
Творчество — это сложный процесс создания нового.
Творческая деятельность может существовать лишь как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания, как высший уровень познания человека. Творчество не может совершаться без предварительного накопления знаний, иначе приходится ломиться в открытую дверь и изобретать велосипед. Особое место в творческой работе занимает воображение, оно как бы центр (фокус), вокруг которого концентрируются остальные качества творческого человека. Полет фантазии обеспечивается знаниями, мышлением, подкрепляется целеустремленностью, эмоциями.
В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.
Основные этапы творческого процесса:
а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;
б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;
в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;
г) проверка и доработка.
Особенности творческой деятельности:
1. Усталость, будь то умственная или физическая, не позволит родиться идее, как гениальной, так и простой.
2. Существуют различные барьеры для творческой деятельности, препятствующие и мешающие творчеству; одни из них — активное противодействие привычной обстановки, ассоциирующейся с тяжелой умственной работой, а самый высокий барьер — инерция собственного мышления.
3. Доскональное изучение предмета исследования загружает подсознательную деятельность мозга, именно это дает основу для «озарения» и вдохновения — когда легко и свободно могут всплыть в памяти решения и ответы.
4. Утром или перед засыпанием, когда человек лежит в расслабленном состоянии в постели с закрытыми глазами, но еще не спит, в пограничных состояниях между сном и бодрствованием особенно легко и просто происходят переходы образов и символов из подкорковых образований (бессознательный уровень) в кору больших полушарий головного мозга (четко осознанные мыслительные процессы), то есть от неосознанного к активной работе сознания.
5. Физическая нагрузка крайне необходима для творческой работы, так как мышечная деятельность активирует ЦНС. Отчасти ритмическую мышечную активность малой интенсивности (ходьбу) можно заменить активацией температурным воздействием: обтиранием мокрым полотенцем с холодной водой, понижением температуры воздуха в рабочей комнате ниже комфортной на 4—6 градусов.
6. Алкоголь вызывает разлитое торможение коры больших полушарий, активирует некоторые вегетативные подкорковые центры, но делает невозможным и процессы тонкого анализа и синтеза информации, а в больших дозах оказывает опасное токсическое действие на корковые нейроны.
На сегодняшний день установлено, что вдохновение в творческой деятельности приходит к человеку после тяжелейшего умственного усилия, когда человеческий ум устал, как будто бы специально для того, чтобы ослабить собственное сознательное «Я» и дать возможность выступить бессознательным идеям.
Творчество — не сплошной и непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои и спады.
Высшее кульминационное творческое состояние — это вдохновение, то есть состояние, при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты в едином порыве и направлены на решение творческой задачи, при этом достигается максимальный результат. По словам известного русского художника И. Е. Репина, вдохновение не приходит в безделии — это награда за каторжный труд.
Определения и объединение понятий
Труд можно определить как физическую деятельность человека, направленную на создание каких-либо благ, получение прибыли, личной выгоды, пользы для общества. Часто труд ассоциируют с фактической работой, карьерой индивидуума. Но все же это понятие намного шире, так как охватывает и процесс обучения, и работу по дому, и садоводство. Даже хобби людей можно назвать не только творческим процессом. Например, любители рисования тратят много сил и времени на создание одной картины. Для многих художников это становится настоящей работой, приносящей как моральное удовлетворение, так и материальную прибыль, признание общества.
С такой же точки зрения можно рассматривать творческие процессы. Творческий труд все же остается именно трудом. Музыка, живопись, кинематография — яркие тому примеры. Конечно, они сильно отличаются по производственной части, функциям. Но даже полноценный физический труд может быть связан с абсолютно творческим процессом. Например, работая в поле, человек объединяет этот процесс с песнями. И это помогает улучшить показатели, меньше уставать, поднимает настроение, а значит, напрямую влияет на производительность.
Программа ФГОС в школах с ранних классов обязательно включает в себя как технические навыки, конкретные и точные науки, так и приобщение детей на уроках к творчеству, обществознанию: рисунки, сочинения, создание презентаций и научных проектов, написание рассказов.
Отдельное внимание уделяется домашнему воспитанию, культуре общения в семье и обществе. Проводятся тесты для определения уровня умственной деятельности.
Критерии профессий и взаимосвязь
Творчество и труд требуют от человека определенных усилий. Например, для создания нематериальных благ (живопись, музыка) требуется столько же сил, сколько и для производства материальных — мольберты, инструменты. При этом изготовление уникальной скрипки зависит не только от технических навыков, но и от понимания принципов музыки, а также творческой жилки мастера. Ремесленник может создать сотню одинаковых предметов, мастер же будет кропотливо работать над одним, но он будет единственным в своем роде. Таким образом, можно выделить 3 основные категории профессий:
Но творчество может быть крайне необходимо даже для последней категории. Наблюдая за происходящим, человек постоянно мыслит, продумывает возможность облегчить собственный труд, автоматизировать процессы, улучшить производительность, качество или технические характеристики продукта.
Именно так появляются новаторы, изобретатели. Основные принципы творческого процесса при внедрении в фактический труд человека основаны на необходимости искать новое решение какой-либо проблемы, научные изыскания, ответы на поставленные вопросы и т. д. Можно выделить 3 основные фазы:
Творческое мышление дано человеку именно с целью улучшить свою жизнь и состояние общества. Ни одно изобретение, научное открытие не появилось без умственной деятельности. И также оно не могло быть воплощено в жизнь без механических усилий, физического труда.
Нельзя нарисовать картину силой мысли, но и без задумки создать шедевр не получится. Так и любой школьный реферат включает в себя мыслительный (творческий процесс) и труд по поиску информации, грамотному написанию.
Для чего это человеку
Для решения различных задач на протяжении жизни человеку необходимо заниматься и трудом, и творчеством, понимать их ценность. Только так можно самореализоваться, добиться успехов. Чтобы заниматься любым видом художественного творчества, предстоит трудиться и учиться этому. Ведь даже если у человека идеальный слух, необходимо уметь пользоваться музыкальными инструментами, читать ноты. А чтобы в дальнейшем улучшать результаты и показатели в творчестве, приходится трудиться вновь на этом поприще.
Творчество также помогает развиваться, ведь исключительно ручной, механический труд убивает фантазию, разум теряет остроту, притупляется внимание. Все это может привести к деградации человека как личности. Именно поэтому со школьных лет детям прививают любовь к труду и желание творить, созидать, мыслить.