Сказки, рассказы, притчи для больших и маленьких. книга вторая
Крайон
Эта книга, продиктованная Ангелом по имени Крайон, учит своих читателей состраданию, любви, доброте. Учит понимать души животных и любить их. Кроме того, в этой книге есть рассказы об истории Земли, об Атлантиде, о Великом потопе и Ное – та информация, которая была забыта, и только сейчас стала вновь доступна людям.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки, рассказы, притчи для больших и маленьких. книга вторая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сказка о дальневосточном тюлене
Жил-был на свете тюлень Тишка. Жил он в морях Дальнего Востока и назывался «дальневосточной нерпой». У Тишки была очень красивая блестящая шкура с серебристо-серыми пятнами и подпалинами. Плавал он вместе с тюленями из своей стаи на большие расстояния. Бывал и на острове Сахалин, и в Чукотском море, проплывая по Берингову проливу. Любили тюлени отдыхать на восточном мысу Чукотского полуострова или в районе города Анадырь. Там собирались на отдых большие колонии разных видов тюленей и моржей.
Больше всего Тишка любил плавать и ловить рыбу. Однажды в погоне за добычей в районе Курильских островов он развил такую большую скорость, что не заметил, как вместе с косяком рыбы попался в рыбачью сеть. Тишка заметался, пытаясь вырваться. Он не мог всплыть на поверхность воды, чтобы сделать вдох, и стал задыхаться. От недостатка воздуха тюлень потерял сознание и не видел, как оказался на борту тральщика — рыболовного судна, вышедшего на промысел недалеко от острова Сахалин.
Увидев в сети неподвижного тюленя, рыбаки хотели выбросить его в море — они решили, что тюлень уже мёртвый. Но Тишка пошевелил ластами и издал хриплый звук — на воздухе он стал приходить в себя. Рыбаки позвали капитана корабля.
— Ну, и что нам с ним делать? — спросил капитан. — Какой-то он полудохлый. Боюсь, в море не выживет. Давайте, отвезём его в океанариум. Может, там его выходят…
Так Тишка оказался в одном из дальневосточных океанариумов. Над ним взяла шефство очень милая девушка Лена. После того, как тюленя осмотрел ветеринарный врач и выяснил, что Тишка абсолютно здоров, Лена стала его приручать. Огромные умные Тишкины глаза тронули её сердце. Между тюленем и его тренером завязалась настоящая тёплая дружба.
Чему только ни научила Лена своего тюленьего друга! Каких только трюков он ни выполнял! В океанариум приходили целые семьи с детьми. Дети от Тишки были в полном восторге, особенно, когда он приносил мячик и отдавал его прямо в руки маленькому зрителю, глядя на него своими огромными грустными глазами.
Прошло три года. Как-то так получилось, что из-за роста цен океанариум перестал приносить доход. Его было решено расформировать. Часть животных отправили в другие океанариумы, часть — выпустили в море. Среди отпущенных на свободу животных был и Тишка. Прощаясь с ним, Лена плакала, а Тишка всё не хотел уплывать в открытое море, всё ждал, что его друг и тренер поплывёт вместе с ним…
Прошло пять лет. Жарким летним днём Лена пошла на пляж и решила искупаться в море. Погода была прекрасная, а Лена была великолепной пловчихой, ведь она работала тренером морских животных. Девушка заплыла очень далеко и вдруг, к своему изумлению, увидела на поверхности воды спинной плавник большой акулы. Никогда раньше в дальневосточных морях большие белые акулы не встречались, поэтому люди не боялись купаться в море.
Лена понимала всю опасность ситуации — акула явно направлялась к ней! Чтобы лучше видеть и достойно встретить хищника, девушка нырнула. Акула была огромной, и нельзя было сомневаться в её намерении пообедать человеком. Лена хотела позвать на помощь, но все купальщики и спасатели были около берега, а Лена заплыла далеко в море.
Девушка снова нырнула. Акула была уже совсем близко и даже раскрыла огромную пасть, как вдруг, откуда ни возьмись, наперерез хищнику бросился тюлень. Обычно тюлени стараются избегать встреч с акулами и даже умеют виртуозно уворачиваться от них. Этот же тюлень плыл прямо наперерез акуле! И вдруг Лена узнала: Тишка. Она даже крикнула: «Тишка, стой!», но чуть сама не захлебнулась. Тишка вильнул хвостом перед самым носом гигантской акулы и, видимо, хотел увернуться, но не успел. Акула сделала рывок, и вода вокруг окрасилась в красный цвет…
Сытая акула не стала преследовать девушку и скрылась в морской глубине. А Лена плыла к берегу и с трудом двигала руками — рыдания душили её. Она поняла, что тюлень Тишка сознательно пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти её жизнь — жизнь своего человеческого друга…
Конспект занятия «В гостях у тюленей»
Попова Оксана
Конспект занятия «В гостях у тюленей»
Возрастная группа: для детей от 5 до 6 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Расширять знания детей о животном мире Арктики, продолжить формировать интерес детей к искусству оригами.
Обучающие: формировать умение работать по схемам; продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях;закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы верхние и нижние, уметь ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к жизни животных Севера, характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; развивать у детей мыслительную деятельность, продолжить развивать конструктивное, логическое и пространственное мышление, внимание, аккуратность.
Воспитывающие: продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; продолжить положительно влиять на эмоциональную сферу детей.
Материалы и оборудование:
листы картона синего, фиолетового цветов;
квадраты бумаги коричневого цвета, с размером 15*15, 10*10 – для изоб-
ражения тюленей;
квадраты белой бумаги разного размера, для изображения льдин;
клей ПВА, кисточка и подставка для кисточки;
иллюстрации животных Севера.
рассматривание иллюстраций Вохринцевой Светланы «Животные Се-
чтение рассказов Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинё-
дидактические игры «Разрезные картинки – Животные севера», «Кто, где
живет», «Животные и их детеныши»;
просматривание презентаций про жизнь людей и животных на Севере;
рассматривание фотографий о Северном крае, беседы о его суровом кли-
подвижные игры: «Важенка и оленята», «Белые медведи».
Ход НОД:
— Ребята, у меня сегодня замечательное настроение, а у вас?
— Я хочу поделиться со всеми своим хорошим настроением. Давайте, я вам всем его передам, подставляйте ладошки и передавайте хорошее настроение друг другу, только при этом не забудьте улыбнуться друг другу.
— Всем стало хорошо и тепло от улыбок.
— Ребята, а знаете, почему у меня радостное настроение? А потому что я сегодня утром обнаружила в нашем почтовом ящике интересное письмо и принесла его вам.
— Вот это письмо. А вот от кого оно вам придется отгадать,послушайте мою загадку:
Воспитатель загадывает загадку:
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он –. (тюлень).
(воспитатель зачитывает детям письмо от тюлененка Тина)
«Дорогие Ребята, обращаюсь к вам за помощью. Меня зовут Тин, я давно отправился в путешествие, и теперь хотел бы вернуться домой! Но забыл обратную дорогу! Помогите мне, пожалуйста!»
— Дети, давайте поможем Тину. Где живут тюлени?
— А для того, чтобы найти Родину Тина, нам поможет наш друг.Отгадайте мою загадку:
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.) (показывает глобус)
— Есть на нашей планете необычная земля. Назвали её Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе.
— Что же означает белый цвет?
— Сегодня мы отправляемся с вами в гости к этим удивительным животным Севера – тюленям. А чем они удивительны, я вам сейчас покажу и расскажу. (Показ видео «Животное Арктики – тюлень».)
— Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь, потеплей и в путь.
Дети импровизированно надевают перчатки, шарфы, шапки.
— Как же мы доберёмся до Антарктиды?
— Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол)
— Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.
— Отправляемся. Изображаем моторы.
День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода.
Вот уже поплыли льдины,
— А что мы знаем о свойствах льда?
-Плавают или тонут айсберги?
— Давайте проверим. Возьмем большой кусок льда и опустим в емкость с водой.
-Что происходит? Почему лед не тонет?
— Почему не тонут айсберги? Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают по морю по 6-12лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. (Опускаем в емкость с водой более мелкие куски льда)
— Меняет ли форму лед?
— Лед не меняет своей формы, куда бы вы его не положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
— А когда лед может поменять форму?
— Давайте проверим. В емкость с теплой водой опустим кусочек льда. Что вы замечаете? (лед тает в теплой воде и превращается в воду)
— Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
— Вы слышали о таком корабле как «Титаник»?
— Что вы о нём знаете?
— Сейчас за движением айсбергов наблюдает международный ледниковый патруль. Наш корабль осторожно прошёл среди льдов.
— Вот мы и приплыли в Антарктиду.
— Молодцы, а для того, чтобы жители океана не попадались в сети,давайте поставим здесь экологический знак: «Ловля рыбы сетями запрещена!» А теперь,послушайте:
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
— Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
— Почему айсберги плывут?
— У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим. Поэтому они очень опасны для кораблей. А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?
Вот видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
Малый ход! Машина, стоп!
Дети выходят с корабля. Звучит музыкальный фрагмент ветра.
— Как же холодно в Антарктиде!
С вами мы идем вперед,
Даже перед нами лед.
Где же он кончается?
— Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения.
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
-Какие вы все молодцы! Помогли нашему тюлененку найти родителей и вернуться в семью.
— Ну, вот наше с вами путешествие подходит к концу. А чтобы
нам с вами не было грустно расставаться с новыми друзьями, предлагаю вам на память сделать их фотографии. Но только они у нас будут необычные, а выполненные в техники «оригами», с которой вы все уже знакомы.
Далее, под спокойную музыку дети выполняют свои поделки.
(Схема прилагается, рис. 1.)
— И вот такие забавные поделки у нас получились. (рис. 2)
— Ну, что ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Пора нам возвращаться в детский сад.
-Ну, вот мы с вами и в детском саду.
— Ребята, вам понравилось наше путешествие?
— К каким животным мы с вами ездили?
— А что вам больше всего понравилось?
— Ребята, вы молодцы, спасибо вам за помощь, и у вас получились очень красивые поделки. Я думаю, что пройдет немного времени, и кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой.
Конспект занятия «У мишки в гостях» Конспект занятия: «У мишки в гостях» Цель: Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть.
Конспект занятия «В гостях у книг» Цель: Приобщение детей к чтению. Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей, расширить их представления о книгах. Расширять.
Конспект занятия «В гостях у витаминки». Цель: Закреплять знание детей о фруктах и овощах, их пользе для организма. Развивать умение проявлять активность, самостоятельность. Формировать.
Конспект занятия «В гостях у бумаги» Как делать бумагу с детьми Программное содержание: • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; • совершенствовать.
Конспект занятия «Жук в гостях у ребят» Конспект занятия на тему: «Жук в гостях у ребят» Технологии: 1. Развивающая 2. Игровая 3. Здоровьесберегающие 4. Информационная 5. Коммуникативная.
Конспект занятия «В гостях у книг» Конспект занятия «В гостях у книг» Цель: Приобщение детей к чтению. Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей, расширить.
Конспект музыкального занятия «В гостях у Зайки» В гостях у зайки. Цель. Развивать музыкальные способности детей, используя подпевание и пение во всех видах музыкальной деятельности. Задачи.
Доклад на тему «Тюлень»
Сообщение про тюленя расскажет о жизни этого животного. Рассказ про тюленей для детей довольно познавательный. Общая информация о тюленях может быть дополнена интересными фактами.
Доклад про тюленя 4 класс
Тюлени — семейство хищных млекопитающих из подотряда псообразных, ранее относимое к ластоногим.
Тюлени живут в Антарктиде, можно сказать, что это их родной дом. Существует больше 20 видов тюленей.
Описание тюленя
Тело животного довольно стройное и достигают в длину 160–180 см. Средний вес тюленя составляет 80–100 кг. Морда животного вытянута, а шея в меру длинная. Волосяной покров у взрослых особей жесткий и короткий. Благодаря ему они хорошо приспособлены к жизни в холодной воде, ведь волосы защищают животное ото льда, снега, воды и ветра. А под кожей тюленя толстая прослойка жира.
У тюленей отсутствует ушные раковины. Вместо них маленькие отверстия. Но это не значить, что животные глухие. Наоборот, некоторые виды под водой слышат даже лучше, чем на суше. Задние ласты вытянуты назад, а передние служат в качестве руля и на них можно различить 5 пальцев с перепонками. Окрас тюленей разнообразен, от желтого и коричневого цветов до серого. К тому же самки и самцы не отличаются по окраске.
Почему тюлени выходят на сушу?
Тюлени прекрасно чувствуют себя в воде, а вот на суше они становятся неуклюжими. По льду и поверхности суши они передвигаются, используя передние ласты. Задние ласты не принимают участия в движении, они просто волочатся. К тому же тюлени покидают воду для того чтобы поспать и отдохнуть, для линьки и размножения. Именно поэтому они время от времени перебираются на сушу, чаще всего на береговой припай или дрейфующие льдины, образуя тем самым лежбища.
Чем питаются тюлени?
Тюлени являются многочисленным семейством с большим количеством видов и подвидов. Основу питания животных составляют морепродукты. Их меню отличается в зависимости от времени года и региона обитания. Но лососевые, сельдь, хек, корюшка, кальмары, осьминоги, креветки, навага, минтай в обязательном порядке входят в рацион питания животных.
Новорожденные малыши с рождения умеют плавать и питаются материнским молоком. Оно очень жирное и детеныши растут буквально по часам.
Стоит отметить, что сегодня процветает промышленный вылов и истребление тюленей человеком. Он охотится на животного из-за его жира, мяса и клыков. Кроме человека, угрозу для тюленей составляют акулы, которые поедают их детенышей.
Надеемся, что доклад о тюленях 4 класс помог Вам узнать много интересного об этих удивительных животных. И прочитанная информация помогла подготовиться к занятию. Свой рассказ про тюленя, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Необычный внешний вид, способ охоты, нюансы размножения — все эти вопросы интересуют специалистов, который стараются раздобыть больше сведений об особях.
Описание животного
Все виды тюленей относятся к хищным млекопитающим из подотряда Псовые. Они представляют собой своеобразных животных, внешнее строение которых несколько отличается от других представителей класса.
Выглядит тюлень необычно. Его тело веретенообразное, голова имеет небольшой размер, ближе к хвосту туловище зауживается. Заканчивается оно хвостом. Передние конечности преобразованы в ласты, с их помощью животное хорошо плавает, но довольно медленно и неуклюже передвигается на суше. У настоящих тюленей передние ласты расположены гораздо ближе к голове.
Интересная анатомическая особенность тюленей — отсутствие наружных ушных раковин. Шея особей толстая, короткая и почти неподвижная. Глаза имеют большой размер, крупный зрачок окрашен в черный цвет. Помимо передних, тюлени имеют задние ласты, которые постоянно выпрямлены и не могут служить опорой во время движения.
Представители семейства имеют на верхней губе вибриссы (от 6 до 10 рядов). Они менее жесткие, чем у моржей, но выполняют обонятельную функцию, как и у других млекопитающих. На ластах имеются довольно острые когти, только у некоторых представителей семейства они редуцированы. Тюлени имеют толстую кожу, а также подкожную жировую клетчатку. Животные способны накапливать жир в большом количестве, после чего избавляться от него, быстро уменьшаясь в размере.
Потовые железы у тюленей развиты слабо. На коже молодых особей имеется выраженный шерстяной покров, взрослые тюлени его постепенно теряют. Мягкая шерсть у них заменяется жесткими, густыми и короткими волосками.
Длина и масса тела животных сильно отличается. Встречаются млекопитающие маленького размера, весят они не больше 100 кг, а тело имеет длину 120 см. Крупные тюлени в длину достигают 6 метров и имеют массу 3,5 тонны.
Внутреннее строение
Тюлени являются хордовыми животными, имеют хорошо развитый позвоночник. Весь скелет развит, имеются ключицы и лопатки, несколько пар ребер.
Внутреннее строение отличается некоторыми особенностями:
Половая система тюленей представлена парными половыми железами, которые располагаются в нижней части брюшной полости.
Самцы не имеют мошонки, у самок от 1 до 2 пар сосков. Как и другие млекопитающие, тюлени относятся к живородящим, детеныши при рождении маленькие, но могут иметь и большой размер, что зависит от вида.
Среда обитания
Не каждый знает, где живут тюлени. Большинство представителей семейства обитает в холодных водах Арктики и Антарктики. Они предпочитают моря и океаны, держатся вблизи берега, часто выходят на сушу, особенно в солнечные дни.
Засчет большой жировой прослойки особи спокойно переносят низкие температуры атлантических вод. Некоторые тюлени живут в теплых водах Средиземноморья, комфортно там себя чувствуют, охотятся и размножаются, не заплывают в места с более суровым климатом. Отдельные представители подотряда Псовые обитают в озере (байкальская нерпа). Каспийская нерпа, например, проживает у берегов Каспийского моря.
В сезон размножения можно увидеть, как множество тюленей выходит на сушу для спаривания. Обычно это происходит при благоприятных погодных условиях. Естественная среда обитания заставляет животных приспосабливаться к суровым условиям.
Питание и размножение
Питается тюлень рыбой небольшого и среднего размера, головоногими, некоторыми ракообразными. Отдельные виды часто нападают на пингвинов. Животные не охотятся на определенный вид рыб, чаще всего они употребляют все, что попадается на их пути. Особи очень прожорливы, за сутки могут съесть довольно много пищи. Большинство из них держатся недалеко от берега и охотятся, другие (например, гренландский тюлень) отходят довольно далеко в море для поиска пропитания.
Это позволяет им делать запас в виде толстой жировой прослойки. При отсутствии пищи или малом ее количестве млекопитающее спокойно переносит лишения. Половозрелости самцы достигают в возрасте 6 лет, самки — в 3 года. Период размножения приходится на январь. После спаривания самка на протяжении 10−11 месяцев вынашивает детеныша. Вес новорожденного колеблется от 20 до 30 кг, длина тела у крупных особей достигает 100 см.
Тюлени являются моногамными животными, то есть имеют одного партнера. Единственным представителем семейства, который отличается полигамией, является морской слон. Эти особи устраивают настоящие побоища, когда пытаются добиться расположения самки. Часто столкновения двух крупных самцов заканчивается летальным исходом одного из них.
После рождения самка около 4 недель кормит детенышей молоком. Они очень быстро растут, ежедневно могут прибавлять в весе до 4 кг. Через месяц малыши покидают мать, начинают заботиться о пропитании самостоятельно. Многие из них первые несколько недель только обучаются охоте, поэтому часто голодают и живут засчет подкожно-жировой клетчатки.
Продолжительность жизни во многом зависит от вида животного. В среднем самка может прожить около 35 лет, самец — до 25 лет. В неволе некоторые особи живут гораздо дольше.
Распространенные виды
На сегодняшний день к семейству настоящих тюленей относят более 20 разновидностей.
Наиболее распространенными считаются следующие:
В список видов входят и другие представители семейства, но эти считаются наиболее распространенными.
Значение в природе
Каждое животное в окружающем мире играет свою роль. Тюлени также важны для экологии и человека. Млекопитающие являются звеном пищевой цепочки, поедают большое количество рыбы, ракообразных и других обитателей водоемов. Благодаря этому регулируется численность тех или иных видов, сохраняется достаточно растительной пищи для тех, кто не употребляет животную.
Человек издавна охотится на тюленей ради меха, шкуры и жира. Особенно ценится мех молодых особей, поскольку он очень мягкий, из него изготавливают дорогую, качественную одежду. Шкура морских котиков считается наиболее ценной, поэтому во многих местах животные почти исчезли.
Несколько видов уже вымерли, другие находятся на грани исчезновения.
Для контроля за численностью вымирающих тюленей многие из них занесены в Красную книгу.
Интересные факты
Некоторые разновидности семейства считаются настоящей загадкой, поскольку специалисты не смогли изучить их образ жизни. Наиболее интересными фактами о тюленях будут следующие:
Представители семейства настоящих тюленей являются интересными и миролюбивыми млекопитающими. Они играют важную роль в экосистеме. Именно поэтому многие защитники животных выступают против охоты на этих загадочных обитателей морей, озер и океанов.
Вера Чаплина — Тюлешка: Рассказ
Небольшой рыболовецкий колхоз раскинулся у самого берега Белого моря. Так близко, что во время прилива вода подбегала почти к самым домам, а когда уходила, то за нею по камням тянулись тёмно-зелёные скользкие водоросли.
Много разного зверья и птиц водится в этих местах. Тут нередко можно увидеть огромного лося, встретить на лесной тропинке медведя или выпугнуть из чащи красавца глухаря. Вот в этих-то местах и произошёл тот случай с тюленем, про который я хочу рассказать.
Поймали его рыбаки ещё маленьким. Закинули сеть, а когда вытащили, то там, среди попавшей рыбы, лежал тюлень. Он смотрел большими испуганными глазами на стоявших вокруг него людей, а если кто-нибудь подвигался чуть ближе, открывал рот и хрипло кричал.
Рыбаки завернули его в старую сеть, положили в одну из моторок и поехали домой.
Когда в посёлке стало известно, что рыбаки привезли живого тюленя, на берег сбежались все ребята. Они окружили пойманного зверя, и каждый старался дотронуться до его гладкой блестящей шкурки.
Но больше всех заинтересовался тюленем Коля. Он очень любил животных и мечтал, что, когда вырастет, будет обязательно разводить в новых морях и лесах птиц, разных зверей и рыбу и… и… быть может, даже тюленей.
— Что, понравился? — вдруг услышал он над собой голос бригадира. — Хочешь, бери себе.
Коля даже не поверил своим ушам.
— Ну да… — недоверчиво протянул он, глядя на Степана Ивановича.
— Чего «ну да», бери, да и всё. Ишь сколько у тебя помощников! — оглядел он остальных ребят. — Коллективно и выкормите.
— Выкормим, выкормим… — загалдели ребята, а Коля, не помня себя от радости, так и кинулся к тюленю.
— Да что ты, укусит! — остановил его один из рыбаков. — Сперва завернуть надо, а так не донести.
Кто-то из ребят тут же притащил кусок мешковины, на неё положили тюленя и, как на носилках, понесли к Колиному дому.
Там тюленя посадили в сарай, а сами принялись обсуждать, куда бы его поместить в дальнейшем. Придумать это оказалось делом нелёгким. Наконец после многих предложений и споров было решено устроить его в маленькой бухточке около Колиного дома. Это было самое подходящее место: с одной стороны — кусочек суши, как бы отрезанный каменной глыбой, по которой не взобраться тюленю, с другой — узкая полоса воды, — её легко огородить.
Ребята тут же принялись за работу. Притащили колья, вбили их поперёк бухточки, затянули старой рыбацкой сетью, и получилось что-то вроде небольшого и удобного загончика.
Когда тюленя пустили в загончик, то Тюлешка, как назвали его ребята, быстро сполз по камням в воду и нырнул. Вода в бухточке была чистая, прозрачная, и ребята хорошо видели, что делает тюлень. Задние ласты он вытянул, и они стали похожи на рыбий хвост, а передние — на плавники, и тюлень своим видом и движениями напоминал огромную рыбу. Он подплыл к самым кольям, около них плавал и всё лез мордой в натянутую сеть, стараясь выбраться на свободу.
Несколько раз тюлень высовывал из воды голову, но, увидев ребят, опять нырял. Тогда, чтобы дать ему успокоиться, ребята ушли. А Коля скорее побежал домой, принёс мелкой рыбы и стал её бросать тюленю. Рыба падала около самой его морды, но он даже не обращал на неё внимания и продолжал плавать около перегородки.
Не ел тюлень и на другой, и на третий день. Ребята наловили целый ворох рыбы. Коля бросал ему живую, мёртвую, но тюлень упорно отказывался от пищи.
Вообще тюлень был очень боязливый. Как только ребята подходили к заливчику, он тут же нырял и не показывался на поверхности до тех пор, пока они не уходили.
Ребята даже удивлялись, как это тюлень может столько времени не дышать, потом проследили и увидели, что на самом деле тюлень дышит. Через каждые пять-шесть минут он делал несколько еле заметных движений ластами и, не показываясь на поверхности, высовывал одни ноздри. Набирал воздух и снова погружался под воду. Ноздри у тюленя были очень подвижные. Если он выдыхал или набирал воздух, то они широко открывались, а когда уходил под воду, то плотно сжимались, и получалось так, что вода ему в нос не могла попасть. Наблюдать всё это было очень интересно, и ребята с удовольствием проводили свободное время около своего ластоногого питомца.
Одно огорчало их: Тюлешка по-прежнему отказывался от пищи. Ведь прошло почти две недели, а он ещё ни разу ничего не ел. Ребята волновались, как бы он не погиб с голоду.
Они даже пробовали собирать для него моллюсков, потому что Степан Иванович сказал, что на воле молодые тюлени их едят. Собирать такой корм было очень трудно. Ребята провозились почти целый день, а Тюлешка опять не стал есть.
Тогда решили дать ему рыбу очищенную и нарезанную кусочками.
В этот день ребята едва дождались, когда вернулись с рыбной ловли рыбаки. Помогли им подтаскивать лодки, выгружать рыбу и так старались, что рыбаки сразу заметили их усердие.
— Ну как, помощники, трудодень, что ли, вам записать? — шутя, спросил мальчиков Степан Иванович, когда вся рыба была уже выгружена на берег.
— Да нет, Степан Иванович, нам бы рыбину одну для Тюлешки, — попросил Коля и рассказал, что они хотят попробовать кормить тюленя нарезанной рыбой.
— Что ж, попробовать не мешает, — согласился Степан Иванович и тут же, выбрав из кучи, подал Коле большую рыбину. — Получай, — сказал он, — только потом изволь доложить, как твой Тюлешка её есть будет.
Коля схватил рыбу и помчался домой. Дома мать очистила её, потом отрезала кусок и, вытащив косточки, нарезала на маленькие, тонкие ломтики. Оставшуюся часть рыбы она убрала до следующего раза, а нарезанные кусочки положила в миску и отдала Коле.
Коля взял миску и отправился кормить своего ластоногого питомца. Был отлив. Вода из бухточки почти вся ушла, и тюлень лежал на камнях. Заметив подходившего мальчика, он заволновался, сполз в воду. Но воды в бухточке оставалось так мало, что тюлень даже не мог плавать. Он только шлёпал по воде ластами и всё старался уйти. Когда же Коля по торчащим камням подошёл к нему, тюлень перевернулся чуть ли не на спину, открыл рот и закричал. Тут уж Коля не растерялся, он осторожно протянул руку и положил ему кусочек рыбы прямо в открытую пасть. Тюлень тряхнул головой, но рыбу проглотил. На другой день повторилось то же самое. Однако на этот раз тюлень съел уже не один кусочек, а четыре. Теперь Коля был уверен, что его пленник будет жить.
Начав брать пищу, тюлень с каждым днём становился всё смелей и смелей.
Бывало, прежде увидит ребят и скорее спешит нырнуть, а теперь только приподнимал голову и с любопытством на них смотрел. Если же среди детей замечал Колю или слышал его голос, подплывал к берегу и смотрел в его сторону.
В том, что тюлень его узнаёт и отличает от других, Коля убедился позже. Как-то раз он заболел и несколько дней не ходил к своему любимцу. Это время его кормили остальные ребята.
В первый день тюлень не обратил внимания на отсутствие Коли. Зато к концу второго заметно волновался. Увидев детей, он подплывал к берегу, высовывался из воды и всё смотрел — нет ли среди них Коли. А убедившись, что нет, тут же отплывал в сторону.
Зато как он обрадовался, когда впервые после болезни Коля пришёл к нему. Услышав его голос, тюлень сразу вынырнул из воды. В одну минуту очутился он около берега, выбрался на камни и, тяжело переваливаясь на ластах, подполз к самым ногам мальчика.
С этого дня Тюлешка совсем перестал бояться Колю. Он даже не пробовал уклониться, если Коля его гладил, а вскоре сам начал ласкаться и, как собака, подсовывал ему под руку свою усатую морду.
Кормил теперь Коля своего питомца не только нарезанной рыбой. Ребята часто ловили и бросали ему в воду живых рыбёшек. И нужно сказать, что, хотя на суше Тюлешка был очень неповоротливый и еле двигался, в воде ни одна брошенная ему рыбёшка не могла от него уйти. Он ловил её прямо на лету, а если дети нарочно бросали рыбу в воду, моментально её нагонял и съедал. Даже удивительно, до чего он быстро мог плавать!
Глотал тюлень рыбу всегда с головы и, если даже она попадалась ему иначе, тут же перехватывал.
Большую часть дня Тюлешка проводил в воде. А наевшись и вдоволь наигравшись, он вылезал отдохнуть на большой плоский камень посередине бухточки. Это было его самое любимое место. Он мог на нём лежать часами совсем неподвижно и только изредка поднимал голову, чтобы осмотреться или повернуться на другой бок.
Почти до осени прожил у ребят тюлень. Но вот однажды ночью разразился сильный шторм. Он бушевал почти всю ночь, а утром, когда Коля пошёл кормить тюленя, он увидел, что там, где вчера ещё стояла перегородка, торчали из воды лишь несколько кольев.
У Коли даже перехватило дыхание, и, не веря своим глазам, он подбежал к тому месту, у которого всегда кормил тюленя, и, всё ещё на что-то надеясь, закричал:
Но Тюлешки нигде не было.
Сиротливо и одиноко торчал из воды камень, на котором он обычно лежал, и только вырванный штормом кол, словно живой, всё ещё бился около него.
Коля сел тут же на прибрежные камни. Поставил около себя миску с рыбой и долго-долго смотрел то на торчащие из воды колья, то на опустевший камень. Потом встал, взял миску, выбросил из неё рыбу и медленно побрёл домой.
— Ты что это нос повесил? — встретил его по дороге Степан Иванович.
— Да так, тюлень ушёл, — нехотя ответил Коля.
— Тюлень! Ну это ещё не беда. Поймаем другого, вот и опять тюлень будет.
Но другой тюлень Коле был не нужен. Ему было жаль именно этого, который к нему так привык, уже хорошо ел рыбу, да ещё прямо из рук.
Узнав о пропаже тюленя, жалели о нём и ребята.
Прошло несколько дней.
И вот как-то рано утром, когда Коля собирался вставать, распахнулась дверь, и ворвался сын Степана Ивановича — Сашка.
— Тюлень! Тюлешка нашёлся! — завопил он ещё с порога. — Собирайся скорей, идём!
На ходу одеваясь и даже не расспрашивая товарища, Коля схватил шапку и следом за Сашкой выскочил из избы.
По дороге он узнал, что вчера рыбаки на дальней луде видели несколько тюленей, что все они лежали на камнях, но, как только лодка подъехала ближе, три тюленя нырнули, а один остался. Он даже не испугался, когда кто-то из сидящих в лодке громко свистнул. Степан Иванович подумал, что это Тюлешка, и послал за Колей. Рыбаки сегодня опять едут в ту сторону, и Коля может ехать с ними.
Когда Коля с Сашей подбежали к пристани, Степан Иванович был уже там.
— Ну, живо садитесь! — скомандовал он, и ребята полезли в одну из лодок.
Они сели около самого носа на свёрнутые сети. Здесь было выше и лучше видно.
Наконец всё было готово, рыбаки уселись по местам, и лодка отошла от причала. И тут Коля увидел, что все моторки, как только вышли из залива, свернули вправо, а их моторка пошла чуть-чуть прямее. Ребята сразу догадались, что Степан Иванович хочет сначала заехать на ту луду, где видели тюленей.
Коля выпрямился и стал смотреть вперёд. Вдали виднелись острова. Разрезая холодную гладь воды, моторка быстро шла к ним. Вот она обогнула один остров, за ним — другой. На этих дальних островах ребятам никогда не приходилось бывать, и они с интересом их разглядывали.
Вот на одном острове белеет новая бревенчатая изба, а около неё аккуратно сложенная поленница дров. Но Коля и Саша знают, что в этой избе никто не живёт. Она здесь построена для всех. Любой проезжий рыбак или охотник может найти в ней приют: переждать шторм, погреться, переночевать, а потом ехать дальше.
За островом с избой ребята увидели узкую полосу суши, которая чуть-чуть возвышалась над водой. На ней совсем не росли деревья, и ребята догадались, что это и есть та самая луда, где были тюлени.
Коля привстал и впился глазами в эту узкую полоску суши, но, кроме камней, ничего не увидел.
— Да ты левей, левей смотри, — показал ему Степан Иванович. — Вон там все четыре лежат.
Коля пригляделся и действительно увидел на камнях тюленей. Они лежали совсем неподвижно, и, если бы не Степан Иванович, мальчики ни за что не отличили бы их от торчащих камней. Теперь же ребята видели тюленей совсем ясно. Звери приподняли головы и насторожённо приглядывались к приближавшейся лодке.
Коля опасался, как бы они не испугались и не уплыли, но тут Степан Иванович повернул моторку, и она пошла дальше вдоль луды, минуя лежащих зверей.
— Степан Иванович, а как же Тюлешка-то! — переполошился Коля.
— Ничего, не волнуйся, всё будет в порядке. Вот высажу вас сейчас в сторонке, чтобы тюленей не вспугнуть, а на обратной дороге заеду.
По скользким, покрытым густыми зелёными водорослями камням ребята добрались до берега. Берег тоже был каменистый, поросший серым жёстким мхом. Дальше он переходил в узкую и низкую полосу камней. Эта полоса торчавших из воды камней и называлась лудой.
Почти в самом её конце лежали тюлени. Осторожно ступая, чтобы не напугать отдыхающих зверей, ребята направились к ним. Они подошли так близко, что свободно могли разглядеть тюленей.
Один из них лежал немного в стороне и был меньше других. Коля хотел рассмотреть его получше, но в это время у Саши из-под ног посыпались камушки, и все тюлени, мгновенно соскользнув с камней, скрылись под водой.
Через некоторое время они вынырнули и с любопытством стали глядеть на ребят.
— А что, если позвать? — в нерешительности проговорил Коля.
— Да разве он придёт? — возразил Саша. — Ишь как нырнул, совсем как дикий. А может, это и есть дикий, вроде на нашего не похож…
Коле тоже казалось, что этот тюлень на его Тюлешку не очень похож, но он всё же решил попробовать его кликнуть.
— Тюлешка, Тюлешка! — закричал он и взмахнул рукой, будто бросая рыбу.
Три тюленя тут же скрылись под водой, а один остался и даже… или, быть может, Коле почудилось, что он чуть приподнялся из воды и стал приближаться.
— Наш, наш! — закричал не своим голосом Сашка.
— Молчи — напугаешь, — ткнул его в бок Коля.
Если бы это было не в такую минуту, то Сашка обязательно дал бы сдачи. Но сейчас, стерпев обиду, он замолчал, чтобы действительно не напугать тюленя.
Тюлень подплыл к самому берегу, но вылезать на камни не стал. И сколько его ребята ни звали, сколько ни манили, продолжал оставаться в воде.
— Ладно, пускай плавает, — решил наконец Саша. — Приедет отец, попросим, он сетями Тюлешку словит. А то хуже как бы не сделать.
Дети сели на берег и стали ждать Степана Ивановича. Время тянулось томительно долго, и Коля боялся, как бы тюлень не уплыл. Но тот по-прежнему держался неподалёку от берега и, по-видимому, никуда не собирался уплывать.
Наконец издали послышался долгожданный стук моторки. Саша вскочил и, перепрыгивая с камня на камень, побежал к тому месту, где их высадили, а Коля остался караулить тюленя.
Не прошло и получаса, как показался бегущий обратно Сашка.
— Отец говорит, ничего не выйдет, — еле переводя дух, сказал он, подбегая к товарищу. — Только сеть на камнях порвём, а тюленя всё равно не поймать.
Этого Коля совсем не ожидал. Но, посмотрев на торчавшие из воды острые камни, понял, что Степан Иванович прав, и молча побрёл за Сашей.
Увидев печальные лица мальчиков, Степан Иванович засмеялся:
Ребята послушно сели в лодку, и моторка быстро пошла вперёд.
Когда они проезжали мимо того места, где оставили тюленя, то увидели, что он ещё там.
— Тюлешка! Тюлешка! — громко, во весь голос крикнул Коля.
Тюлешка быстро повернул к нему голову, но, видно, испугался моторки и нырнул. У Коли даже навернулись на глаза слёзы — так ему было жаль оставлять здесь Тюлешку.
Он отвернулся и стал смотреть в другую сторону.
— Коля, Коля, Тюлешка-то за нами плывёт… — вдруг услышал он над самым ухом порывистый шёпот товарища.
Коля быстро повернулся. И действительно, в каких-нибудь ста шагах от лодки плыл за ними тюлень. Он беспрестанно высовывался из воды и будто старался заглянуть в лодку.
— Да ты встань, встань, ишь как тебя выглядывает! — крикнул Степан Иванович сидевшему Коле.
Коля вскочил и стал звать тюленя. Тюлень перестал высовываться из воды и уже уверенно поплыл за лодкой. Ребята беспокоились, как бы он не отстал, но Степан Иванович, едва только замечал, что тюлень плывёт тише, тут же замедлял ход моторки, и тюлень опять догонял их.
Так они доплыли до самого залива. Лодка вошла в залив и уже приближалась к пристани, когда тюлень вдруг начал волноваться. Он то отставал, то догонял лодку, потом вдруг стал отплывать в сторону.
Напрасно кричал и звал его Коля, тюлень всё дальше и дальше удалялся от них. Степан Иванович уже хотел догонять его на лодке, но тут тюлень повернул, и все увидели, что он плывёт к берегу.
— Степан Иванович! Степан Иванович! Это он в бухточку, к дому плывёт, посмотрите! — взволнованно закричал Коля, показывая на тюленя.
И верно, теперь было ясно видно, что он плывёт именно к тому месту, где жил.
Степан Иванович направил лодку к пристани. Не успела она стукнуться о причал, как Саша и Коля выскочили на берег и бросились к бухточке.
Они ещё издали увидели Тюлешку. Он уже лежал на своём любимом камне и отдыхал.