Рассказ про учителя во время войны

Сказки

Отечественную войну выиграли советские учителя

Недавно я прослушал беседу историка Егора Яковлева о главных ошибках Гитлера во Второй мировой войне. Беседа была проведена давно, почти 5 лет назад, к 70-летнему юбилею нашей Победы. Но все, что было сказано, созвучно моим понятиям о той войне.

Начал он с истории царской России. Что представлял народ многонациональной империи перед революцией? Неграмотную, забитую массу крестьян и немногочисленный пролетариат, и небольшую прослойку дворян, промышленников, купечества и интеллигенции. За полученную в 1861 году землю крестьяне должны были расплачиваться долгие годы. Яковлев сравнил этот процесс с нынешней ипотекой. Полученные наделы земли были маленькие, и они еще больше уменьшались со временем, так как в многодетных семьях надо было наделять землей сыновей. Все трудились на земле и на немногочисленных заводах и фабриках за небольшие доходы, живя в скотских условиях. Это и порождало протестные настроения, которыми воспользовались большевики.

С удивлением узнал от Яковлева, что у Карла Маркса и известного русского социалиста Плеханова была публичная дискуссия на тему, возможно ли революция в России. Маркс стоял на своей точке зрения, что революция возможна в мировом масштабе во многих, промышленно-развитых странах, и Россия была в числе самых отстающих в этом вопросе с её неразвитой промышленностью и малым количеством пролетариата. А Плеханов не согласился с ним, заявляя, что в России с её общинным укладом возможно построение социализма, минуя стадию буржуазного строя. Далее Ленин воспользовался мыслями Плеханова, когда задумался о революции в России.

По завершению Гражданской войны большевики, которые сумели сохранить власть в стране, сразу стали заниматься борьбой с неграмотностью населения, и для этого привлекли молодежь, поставив перед ними такую задачу. Помните выступление Ленина на съезде комсомола? Хотя вряд ли, разве что девиз вождя – «Учиться, учиться и учиться!» Но борьба с неграмотностью населения была лишь первым шагом в проведении культурной революции в стране. Повсеместно строились школы, вначале начальные, когда всех детишек учил один учитель, все сидели в одном классе, но выполняли разные задания, для каждого класса свои. Об этом можно много прочитать в воспоминаниях различных исторических деятелей, выходцев из крестьянской среды. Например, об это написал мой дядя, Виктор Степанович Пастернак, ставший инженером, главным инженером, партийным работником вначале районного, потом городского и областного уровня, председателем Хабаровского крайисполкома, заведующим отделом ЦК КПСС. А начинал он свое образование в начальной школе небольшой деревни на берегах Амгуни в северном районе Хабаровского края. И таких учеников были миллионы.

Для примера приведу, как формировалась школьная сеть на моей малой родине, прииске Херпучи, рядом с которым были еще два села, работавшие в интересах золотодобывающего прииска. Старательская добыча в 1933 году стала государственной, были построены поселки, и в них сразу же появились школы. В самом большом – Херпучи – двухэтажного здание школы с интернатом, где с 1933 года по 1940 было семилетнее образование. А в двух других поселках – Оглонги и Удинск, были начальные школы, Желающие учиться из этих поселков жили в интернате в Херпучах. С ростом населения и образовательного уровня с 1940 года в Херпучах стала средняя школа, в Оглонгах – семилетка, и лишь в небольшом Удинске так и осталась начальная школа. Огромное количество выпускников этих школ получили высшее образование, сделали успешную карьеру в промышленности, на транспорте, армии, в медицине и образовании.

Но не только образование делает из неграмотного крестьянина или рабочего советского человека. Огромное влияние на них оказывала возможность получение высшего образования, культурно-просветительная работа – библиотеки, дома культуры, театры, кино. Сколько замечательных фильмов вышло на экраны в 30-е годы. И не только «Броненосец Потемкин», но и «Чапаев», «Суворов», «Трактористы», «Цирк», «Веселые ребята», другие замечательные фильмы.

Советскую власть не сразу, постепенно приняли известные деятели науки – Павлов, Мичурин, Циолковский, Крылов, писатели Алексей Толстой, даже Иван Куприн вернулся из эмиграции, чтобы умереть в России. Поэты «серебряного века» Блок, Есенин, Маяковский и другие продолжили творить на благо родной Отчизны. По количеству выпускаемых книг СССР давно переплюнул все страны мира. При этом печатались произведения классиков русской литературы – Тургенев, Островский, Чехов, даже Достоевский, не говоря о Пушкине и Лермонтове. Увлечение чтением было повсеместным, рос культурный уровень молодых людей в Советском Союзе. Так что вместо убитых или плененных в первые месяцы бойцов кадровой Красной Армии пришли воспитанные в советской школе, в советском обществе молодые люди, такие, как краснодонцы, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов.

Да, репрессии в СССР были, это глупо отрицать, как и были незаконные аресты и даже расстрелы ни в чем не повинных людей. Но об это я уже писал, не вижу смысла повторяться. Но все это касалось максимум 15% населения страны. Для остальных же в 30-е годы запомнились учеба в школе, в институте, участие в художественной самодеятельности, занятие спортом, в кружках ДОСААФ, посещение концертов, кинотеатров, дружба со своими сверстниками. Вот эти люди, для которых открылись широкие перспективы вместо нищеты и убожества их предков, и встали на защиту своей Родины, своей новой жизни. Одни воевали на фронте, другие самоотверженно трудились в тылу, а все вместе ковали Победу.

Я уже писал, что Гражданская война в СССР не закончилась в 1922 году, когда японских интервентов изгнали из Приморья, а вместе с ними ушли за кордон и остатки белых армий. Она продолжалась до конца 30-х годов, и во времена коллективизации, и ускоренной индустриализации, что вылилось в репрессии конца 30-х годов. Заговоры против советской власти существовали, это доказано. В том числе и так называемых «тухачевский» заговор среди высшего командного состава РККА. У либералов ходит мнение, что Сталин поверил Гитлеру, вернее, его спецслужбам, которые якобы передали в СССР компромментирующие Тухачевского и других начальников материалы о заговоре. Это не так, наше НКВД само разоблачило заговорщиков.

Читайте также:  Рассказ амирхана еники матурлык на русском

Но Гитлер поверил, что расстрел некоторых высших командиров, а затем и других командиров и политработников ослабил Красную Армию, что якобы и подтвердила война с Финляндией. Не учли, что боевые действия велись на ограниченном пространстве Карельского перешейка суровой и снежной зимой, к тому же силами всего одного военного округа.

Перегруппировавшись, наша армия быстро разгромила войска Финляндии, да и морозы ослабли. А что такое воевать зимой, немецкий вермахт понял через две года под Москвой, и потом – под Сталинградом.

Но финская война показала недостаточное ратное мастерства и рядовых бойцов, и командиров. Но переучить их до нападения немцев не удалось. Тем более, что в начальный период Великой Отечественной войны вступила выросшая численной в три раза, но недостаточно обученная армия, основные кадры которой состояли из родившихся еще при царском режиме мальчишек. К тому же часть новобранцев оказались из западных районов Украины, Белоруссии, прибалтийских стран, отравленных буржуазной пропагандой. Да и представители республик Кавказа, Средней Азии еще в большинстве умели только читать и писать, и их мировозрение формировали старейшины их тейпов или кланов. Они не прониклись перспективами построения справедливого общества с равными возможностями для каждого человека. Поэтому воинские части с большим количеством такого контингента рядовых бойцов не проявляли свойственного русским дивизиям упорства и героизма. Но даже этого хватило немцам почувствовать, что война на восток не будет легкой прогулкой.

В многочисленных воспоминаниях немцев, которые приводит Яковлев и о которых читал я, немцы высказывают удивление, что молодежь даже сельских населенных пунктов знает немецкий язык, умеет музицировать или знает балетные па… Увезенные к немцам в тыл русские проявляли завидную смекалку, могли отремонтировать сложную технику, которую не могли починить немцы. И хотя это не относится к теме, и не Яковлев сказал об этом, это почерпнуто мной из других источников, немцев удивило, что большинство русских девушек оставались девственницами, хотя их немецкие ровесницы уже давно жили с мужчинами.

Полученное школьное образование помогало нашим молодым солдатам быстрее овладевать военной техникой. Да и учились они приемам современного боя быстрее, чем пришедшее в конце войны пополнение в немецкой армии. По мнению другого историка Алексея Исаева, с 1944 года наш солдат и командир стал намного сильнее немецкого, а уж о союзниках Германии и говорить нечего.

Я знаю, что в числе первых, еще до окончательной победы над фашизмом, из армии стали демобилизовывать учителей. Им досталось учить молодежь до войны, им надо было догонять учебный процесс, который прервался во многих местах в годы войны и оккупации. Именно так и было с моим отцом, который без отпуска, сразу после демобилизации, пробыв лишь несколько дней у родственников, оказался в Херпучах, добираясь туда на попутных машинах, чтобы заполнить вакансию учителя начальных классов. Это потом он стал учить детей математике, был завучем, потом директором школы. И все эти годы он учил детей и молодежь вечному и доброму. Учил их жить достойно, с пользой для своей страны. Поэтому оставил о себе добрую память у моих земляков.

Между прочим, мой отец – сын раскулаченного в 1931 году и реабилитированного в 1940 году засольщика рыбы из села на берегах нижнего Амура, все детские и школьные годы провел на спецпоселении. После реабилитации отца смог начать учебу в педагогическом училище, и уже со второго курса стал учиться и работать учителем начальных классов в небольшом отдаленном прииске, пока не был призван в РККА. Проявил себя в боях с японцами, награжден медалью «За боевые заслуги».

Завершая свою беседу, Егор Яковлев (кстати, очень грамотный историк, излагающий материал так, что его хочется слушать и слушать) сказал, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя. Именно поэтому я этой фразой и назвал свой небольшой материал.

Источник

Учитель на войне

У нас больше принято говорить о героях… А разве не подвиг жизнь простого русского человека, который прошел через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудился. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. А просто в силу своей порядочности и любви к своей стране, в которой он родился. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они живут, не называют улиц их именами. Потому, что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держатся Россия. О них наш рассказ — об Учителях.

Сложно забыть о боевом и гражданском подвиге учительства в годы Великой Отечественной войне. И в нашей школе бережно хранится память о погибшем под Сталинградом Григории Ивановиче Брицко, бывшим директором всего несколько месяцев, о партизане «Сашке Великом» — Александре Алексеевиче Терновском, до войны — учителе, а потом и директоре Калаисской школы, о кавалере Ордена Красной Звезды Федоре Яковлевиче Юрове, о «военном» директоре Евдокии Федоровне Мачиной, которая внесла 10 тысяч рублей, фонд месячной зарплаты учителей, на строительство самолетов «Кирсановский учитель»,об учителях-ветеранах: Иване Федоровиче Ручко, Василии Акимовиче Дегтярева, Алексее Семеновиче Гридниве. Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне.








«Первый учитель»

Я помню сожжённые сёла
И после победного дня
Пустую, холодную школу,
Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню поношенный китель
И пятна — следы от наград.

Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно, левой рукою,
Слова выводил на доске.

Мелок под рукою крошился,
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с намит учился
Умению ровно писать.

Ему мы во всём подражали —
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.

Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.

В том же самом году в сорок пятом
Он как-то однажды сказал:
— Любите Отчизну, ребята,-
И вдаль за окно указал.

Читайте также:  Рассказ о уссурийском заповеднике 3 класс окружающий мир

Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли…
— Всё это, ребята, Отчизна,
Её мы в бою сберегли.

И слово заметное это
Я множество раз выводил,
И столько душевного света
В звучанье его находил!

А после поношенный китель
Я помню, как злую судьбу,
Лежал в нём
Мой первый учитель
В некрашеном сером гробу.

Ушёл, говорили, до срока.
Все беды теперь позади.
Рука его так одинока
Лежала на правой груди.

Могилу землёй закидали,
И женщины тихо рыдали,
И кто-то негромко сказал:
— Медалей-то, бабы, медалей!

Ить он никогда не казал…
Мой первый учитель!
Не вправе забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе —

Ты с нами идёшь сквозь года.
Тебе я обязан
Всем чистым, всем светлым,
Что есть на земле.

И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе.

«Кирсановский учитель»

По предложению райкома союза учителей неполных средних школ и работников районо на состоявшемся 11 января 1943 года районном совещании учителей решено построить на учительские трудовые сбережения самолеты «Кирсановский учитель».

Директор Калаисской НСШ Евдокия Федоровна Мачина тут же на совещании внесла наличными 10 тысяч рублей – фонд месячной зарплаты учителей. Их примеру последовали учителя и других школ.За три дня учителями города и района собрано 120 тысяч рублей. К сожалению фотографию самолетов «Кирсановский учитель» найти не удалось.

Григорий Иванович Брицко

Григорий Иванович Брицко родился в семье эмигрантов из США (уроженцев Западной Белоруссии) Ивана Григорьевича и Степаниды Степановны, которые приехали в коммуну имени В.И. Ленина 17 декабря 1927 года. Весной 1941 года Григорий Иванович возвращается в наш район. Учителей, даже с незаконченным высшим образованием, было немного. Он назначается директором Калаисской школы Кирсановского района. Однако работать не пришлось… Грянула Великая Отечественная война. Григорий Иванович был мобилизован на фронт в числе первых. Он погиб 22 декабря 1942 года. Похоронен в д. Васильевка.

Александр Алексеевич Терновский

Александр Алексеевич Терновский родился в 1918 году на Украине. Окончил семилетнюю школу, рабфак, а затем курсы по подготовке учителей в Воронеже и был направлен в Калаисскую школу учителем математики.

До войны был призван в армию,служил в Белоруссии во время отступления Красной армии в лесах Смоленщины возглавил партизанский отряд.

20 июня 1943 года между деревнями Березовка и Белавка Александр Алексеевич был ранен осколком мины в лицо, в результате потерял зрение. В августе 1943 года он прибыл в Калаисскую школу и возглавлял ее до 1951 году.

Федор Яковлевич Юров

Федор Яковлевич Юров

Родился в 1913 году. Имеет награды: «Орден Красной Звезды», медали «За Боевые Заслуги», «За оборону Москвы»

Иван Федорович Ручко

Родился в 1915 году. Гвардии старший сержант, участник обороны Ленинграда, Карельский фронт, 119 отделение инженерно-танкового полка.

Награды: Медали «За отвагу», «За оборону Заполярья», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией».

Воевал и в Карелии и под Москвой, освобождал Львов и Киев, штурмом брал Берлин. День Победы Иван Федорович встретил в Праге. После войны закончил Тамбовский педагогический институт. С 1948 года работал учителем в Овсяновской школе, а с 1950 по 1975 год был заведующим учебной частью Калаисской средней школы. Уже на заслуженном отдыхе вел большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Умер в 1995 году.

Василий Акимович Дегтярев

Василий Акимович Дегтярев родился в 1916 году в селе Калаис Кирсановского уезда в семье крестьянина. Окончил Калансскую школу. Перед войной прошел подготовку в Мелитопольском летном училище. Начал воевать в 1941 году на земле Украины.

24 марта 1943 года штурман Дегтярев попал в плен. Его освободили советские войска при взятии Праги. После войны вернулся домой в родное село Калаис, где и проработал в Калаисской средней школе учителем начальной военной подготовки и физического воспитания. 30 августа 1989 года Василия Дегтярева не стало.

Алексей Семёнович Гриднев

Алексеей Семенович Гриднев родился 20 марта 1921 года. Образование получил семилетнее. Сначала учился в Сурковской гшколе, затем в Кобяковской.

1936 — 1939 годы стали для Алексея Семеновича годами учебы в Кирсановском педагогическом училище. После его окончания работал учителем начальных классов в Красиевской однокомплектной школе. В 1940 году его перевели в Осиновскую семилетнюю школу, где он проработал до 14 декабря 1940 года. В этот год он был призван на военную службу в Карелию.

После окончания полковой школы стал командиром вычислительного отделения дальности стрельбы в тяжелой артелерии. До 1943 года его полк стоял на охране дороги ведущей из Мурманска в центральные районы страны.

К концу 1943 года Алексея Семеновича перевели на Орловско-Курскую дугу. За плечами Алексея Семеновича остались дороги Польши, Венгрии, Румынии, Австрии, Германии. В 1945 году учителей демобилизовали, и Алексей Семенович вернулся в родной район, где долгое время работал учителем Калаисской средней школы. В 2010 году Алексея Семеновича не стало.

Источник

Учителя – герои Великой Отечественной войны

Василий Шиманский

Среди тех, кто в первые месяцы войны ушёл на фронт, был и завуч московской школы 555 Василий Андреевич Шиманский. Активный пропагандист, общественник, он был человеком, влюблённым в жизнь. Его обожали коллеги за спокойный и мягкий характер, за чуткое отношение к людям.

Василий Шиманский устроился кузнецом-молотобойцем на сахарный завод в селе Корделевка. Он сблизился с бывшими военнопленными, бежавшими из лагерей и жившими в селе: Андреем Евтуховым, Эдуардом Ляховецким и Виктором Тришиным. Вчетвером бойцы организовали подпольную группу для борьбы с фашистскими захватчиками. Василий Андреевич стал руководителем. В подполье его называли «Старик».

Группа Старика начала действовать. Вскоре ей удалось пустить под откос немецкий поезд с горючим. Число подпольщиков росло, и вот уже пятьдесят человек объединились в партизанский отряд «Старика». В 1942-43 гг. отряд 28 раз разбирал железнодорожное полотно, пустил под откос 12 эшелонов, уничтожив 12 паровозов, 385 вагонов, 1 800 фашистов.

Читайте также:  Презентация на тему платонов рассказ в прекрасном и яростном мире

Однажды Старик увидел кортеж вооруженных гитлеровцев. В одной из машин он разглядел Геринга, что помогло потом установить местонахождение главной штаб-квартиры вместе с расположенной поблизости крупной авиабазой
немцев, а также ставку Гитлера — объект «Вервольф».

«Дорогая Фирочка, работая в тылу у врага, я с отрядом достал исключительно ценные материалы по расположению и местонахождению главного фашистского аэродрома Юго-Восточного фронта, главную квартиру генерального штаба воздушных сил Юго-Восточного фронта и главную квартиру Геринга, куда очень часто приезжает Гитлер. Достав эти материалы, я решил обеспечить отряд руководством, а сам перехожу линию фронта. Задача очень тяжелая, но, на счастье, может быть, решимая».

Позже Василий Шиманский со своим партизанским отрядом был вынужден бежать. Израненные и больные бойцы добрались до села Козацкое на Одесщине,
в нескольких километрах от Балты и остановились в доме племянницы Шиманского — партизанки Марии Олейник. Там Старик написал свое последнее письмо жене.

К сожалению, о дальнейшей судьбе Старика и его отряда ничего не известно. После освобождения от фашистской оккупации Мария Олейник обнародовала его письма. О подвигах этих бесстрашных людей рассказывают повесть Василия Земляка «Подполковник Шиманский», повесть Ивана Безуглого «Тайны Вервольфа», по которой была снята серия одноименных телепередач (1964 г.), и художественный фильм «Дерзость» (1971 г., реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, в гл. роли — Н. Олялин).

Вера Артамонова

Вершить историю на глазах у целого мира — вот высшее призвание учителя-историка! Вера Васильевна Артамонова преподавала в школе № 6 на хуторе Красная Нива. Когда фашисты подошли к станице, из Крайисполкома поступило распоряжение: «Всем руководителям колхозов и организаций немедленно отступить в горы, сохранить документы организаций и архивы». В августе 1942 года молодая учительница истории из гимназии вместе с группой партийных работников помогала вывозить ценные документы.

После переправы через реку Кубань молодые люди, еще совсем дети (большинству не было и 18 лет), ушли в армию. Отряд, в котором служила Вера Васильевна, располагался в предгорье, недалеко от Новороссийска. Вера, как и большинство молодых бойцов, прошла курс ГТО и ГСО, умела пользоваться винтовкой.

С запада на восток, вдоль предгорья, расположились отряды кубанских районов. Ночами партизаны охраняли важные стратегические объекты. В канун нового 1943 года на рассвете постовые Вера и ее товарищ сумели разглядеть в темноте невероятных размеров стадо скота, которое враги отгоняли на запад. Фашисты отступали к морю. Во время одной из перестрелок пуля пронеслась у головы Веры Васильевны. А потом, во время бомбежки, осколок гранаты ранил руку и повредил позвоночник. После тяжелых ранений Вера больше не возвращалась в отряд.

В 50-е годы она вернулась в родную школу № 6 и продолжила преподавать. Вера Васильевна награждена медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Вячеслав Никонов: Беспамятство. Кто начал Вторую мировую войну

Мария Шарый

Педагоги-герои служили не только на фронте — многие из тех, кто оставались верны своему делу в тылу, достойны не меньшей награды, чем бойцы на передовой. Мария Михайловна Шарый — директор детского дома в Ленинграде. В 1941 году, зимой, Мария и еще несколько учителей спасали сирот. Детей, которые нуждались в помощи, искали по всему городу. Их истории были разными: у кого-то родители сражались на фронте, у кого-то родственники погибли от артобстрелов, а чьи-то мамы и бабушки умерли от голода. Но в конечном итоге все сироты попадали в детский дом № 51 на Гражданском проспекте — Мария Михайловна вместе со своей верной командой педагогов старались уберечь каждого ребенка от ужаса, голода и смерти.

Весной 1972 года, когда Мария Шарый уже вышла на пенсию, со своей спасительницей встретились ее подопечные. И уже не дети, а взрослые мужчины и женщины благодарили своего первого педагога и главного в их жизни героя за спасенное детство.

Глава под названием «Костры не гаснут» из книги «Учителя — герои Великой Отечественной войны» (1974 г.) посвящена Марии Шарый.

Ксения Ползикова-Рубец

В блокадном Ленинграде многие школы не прекращали работать. Примером для многих служила Первая Образцовая школа Октябрьского района Ленинграда, которая сейчас носит название Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Завучем и преподавателем истории в Образцовой школе работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец. Интеллигентная, образованная и благородная, Ксения Владимировна была настоящим примером для многих учеников. По данным нескольких источников, помимо Высших женских бестужевских курсов, она даже окончила Сорбонну.

Один из выпускников 1941 года М. Х. Лазарев посвятил свою книгу «Исповедь нерадивого школяра» Ксении Владимировне. В память о любимом преподавателе он опубликовал ее блокадный дневник. Издания можно найти в музее Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Сама же учительница после войны написала книгу «Они учились в Ленинграде» — о судьбах детей войны, о своих учениках, коллегах-учителях и блокадной жизни.

Николай Лапшин

Николай Павлович Лапшин — один из тех бойцов, которые с первых дней и до последних минут войны сражались за Родину. Он воевал на Ленинградском и Белорусском фронтах в составе 1-го Белорусского фронта, участвовал во взятии Берлина. Орден «Великой Отечественной войны» I степени, медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» — лишь некоторые награды, которые получил Николай Лапшин.

И в послевоенные годы Николай Павлович продолжил быть настоящим борцом, но уже в мирной обстановке: работал в Тамбовской области директором школы, инспектором районо, заместителем председателя райисполкома.

В 50-х после защиты кандидатской в Московском областном педагогическом институте имени Н. К. Крупской он уехал в Елабугу, стал деканом факультетм педагогики и методики начального образования.

Позже с ребятами они изучали 330-й полк, стоявший когда-то в Елабуге, а во время войны сражавшийся в Белоруссии и на Ленинградском фронте.

Источник

Познавательное и интересное