Рассказ «Грач»
Рассказ Г. Скребицкого «Грач», посвященный смелой и бесстрашной птице, показывает что все живые существа тоже чувствуют, умеют помогать друг другу, переживают за свое потомство и готовы всеми силами его защищать.
Возле дома автора росли старые березы. Это место облюбовали грачи и построили там свои гнезда. Однажды соседский услышал писк птенцов и решил забраться на дерево. Только грачи его заметили и дружно прогнали разбойника.
Ещё кругом лежит снег, а на потемневших, подтаявших дорогах уже разгуливают чёрные белоносые грачи. Весной они первыми возвращаются к нам с юга. Целые дни грачи копаются в навозе, отыскивая еду, а по вечерам с громкими криками: «Гра-гра-гра!» осматривают в роще свои старые гнёзда.
Грачам вовсе нетрудно раньше других птиц вернуться на родину. Ведь они не улетают далеко за море, а зимуют тут же рядом: в Крыму, на Украине. Возврата холодов грачи не боятся, им холод не страшен — была бы еда. Едят они всё, что попадётся, так же, как галки и вороны. С теми и с другими грачи находятся в родстве — все они принадлежат к одному семейству вороньих птиц.
Из этого семейства грачи самые общительные птицы. Чёрные вороны и серые вороны устраивают гнёзда вдалеке друг от друга; галки, хотя и не боятся соседства, но всё же гнездятся каждая пара сама по себе. А вот грачи селятся всегда целой компанией.
Выберут где-нибудь в деревне или на окраине города старый парк или рощу и займут её под свою колонию. Застроят гнёздами все вершины деревьев, а то ещё на одном дереве совьют сразу по пять-шесть гнёзд, совсем рядом одно возле другого.
Такое сожительство помогает грачам общими силами прогонять врагов от своих гнёзд. Стоит появиться поблизости ястребу, как грачи слетают с гнёзд и гонят врага прочь.
Однажды я был свидетелем того, как грачи свои гнёзда защищают.
Это случилось в деревне. В саду возле нашего дома росли старые высокие берёзы, и грачи свили на них гнёзда. Все вершины застроили.
Бывало, рано утром откроешь окно в сад, а грачи каркают возле своих гнёзд, хлопочут. Сразу почувствуешь, что весна на дворе.
Рядом с нашим садом в доме у соседей был кот. Такой разбойник — постоянно птиц ловил. Притаится, бывало, где-нибудь за углом и караулит. Как только воробушки слетятся крошки клевать, он выскочит, мигом схватит. И по деревьям он очень ловко лазил, прямо из гнёзд птенчиков доставал.
Вот как-то весною, должно быть, услышал он, что грачата в гнезде кричат, и полез на берёзу. Всё выше, выше лезет. Уже к самым гнёздам подбираться стал. Тут-то грачи кота и заметили, да как накинулись на него, как начали носами долбить и щипать его.
Заорал кот не своим голосом. Скорее соскочил вниз на землю, и помчался пулей прямо домой.
С тех пор кот сразу перестал по деревьям лазить. Даже к нам в сад с большой опаской заходить начал. Вот как его грачи проучили.
Весною, когда грачиное гнездо отремонтировано или выстроено заново, самка кладёт в него четыре-пять яиц и садится их насиживать. А как выведутся птенцы, родители целые дни носят им корм — разных червяков и личинок насекомых. Немало достаётся от грачей и вредителям леса — жирным белым личинкам майских жуков. Самих жуков грачи тоже поедают.
Грачи — полезные птицы. Правда, деревенские жители сердятся на них за то, что они ощипывают первые ростки огурцов и других огородных и полевых растений, но зато грачи уничтожают такую массу полевых вредителей, что этим птицам можно многое простить.
К осени грачи собираются в большие стаи и с наступлением холодов улетают от нас на юг до будущей весны.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Грач-первый весенний гость»
Галина Гамаюнова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Грач-первый весенний гость»
ТЕМА: Наш первый весенний гость – грач.
Составление рассказа с помощью мнемотаблиц.
(средняя группа)
Программные задачи: Познакомить с перелетной птицей – грачом. Осмыслить причинно – следственные связи между явлениями живой и неживой природы. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи прилагательные. Продолжать учить детей составлять рассказы с помощью мнемотаблиц. Вызвать интерес к явлениям природы.
Словарь: весенний, грач.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1.Загадка: «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (Весной).
Назовите признаки весны (называют по одному). А про солнышко как можно сказать, какое оно весной? (Яркое, золотое, весеннее, ласковое и т. д.). Сосульки какие? (Холодные, ледяные, длинные, гладкие и т. д.). А лужи, какие? (Глубокие, огромные, холодные и т. д.). Молодцы, хорошо! А сейчас составьте рассказ по мнемодорожке.
2. Дети одним из признаков весны вы назвали прилет птиц. Сегодня мы поговорим о птицах.
Вот и кончилась зима,
Воробьи сошли с ума –
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнезд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Сейчас мы пройдем к столу, каждый выберет по одной птице, которую знает, поместит на флонелеграфи назовет ее. Молодцы дети! Вы знаете много птиц. А теперь назовите их общие признаки (называют).
Вы правильно назвали части тела птицы.Но отличительные признаки птиц это: лапы, клюв, крылья и перья.
1. Ветер тихо клен качает
Влево – вправо наклоняет
Зашумел листвою клен
2. Мы ногами то – топ!
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг – миг!
Мы плечами чик – чик!
Раз – сюда, два – туда
Повернулись вокруг себя
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли
Заниматься нам пора!
4. Рассказ воспитателя о граче.
Убираю птиц с фланелеграфа, ставлю грача. Дети, вы знаете как называется эта птица?
Загадка: «Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг» (Грач).
Дети кто это? – Грач.
В поле снег синеватый
Грач – разведчик крылатый –
Со столбца донесение
Шлет он стае своей:
— Обстановка весенняя,
Рассказ о граче:
Когда наступают зимние холода грачи улетают в далекую страну Африку, там достаточно корма и тепло, но грачи тоскую по родине и как только у нас наступает весна птицы с радостью возвращаются назад. Грач – это большая черная птица, у него как у всех птиц две лапы, крылья и тело покрыто перьями. Клюв у грача сильный, ему иногда приходится расклевывать твердую пищу. В основном грач питается дождевыми червями, всевозможными жуками и их личинками, но может поедать и зерна с полей, портить дыни и арбузы, причинять вред с/х. Но польза от грачей гораздо больше,поэтому мы можем сказать: грач – полезная птица.
Как только грачи немного отдохнут от дальней дороги и подкормятся, они начинают строить гнезда. Гнезда строят из прутиков, веточек, травинок, мха, глины. Когда гнездо готово, самка, как курочка несет 3-5 зеленоватых коричневую крапинку яиц и будет высаживать 17-19 суток, а потом появятся птенцы. Грач выносливый и хороший летун.
Сопровождаю рассказ выставлением карточек.
А сейчас мы с вами попробуем составить рассказ о весне и первом госте – граче.
Как всегда поможет нам рассказать мнемодорожка.
Два – три ребенка составляют рассказ.
Молодцы! Дети, скажите вы запомнили о ком мы сегодня говорили?
Занятие наше окончено и вас приглашаю посмотреть фильм и птицах.
Воспитатель МБДОУ БМ ЦРР «Журавушка»:
Гамаюнова Галина Викторовна
Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Презентация. Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема «Животные Арктики и Антарктики». Как здорово все-таки, что есть Интернет и возможность.