Рассказ про вулкан для детей 5 лет

Сказки

Занятие «Таинственный мир вулканов». Для детей 5–6 лет

Наталья Крайнова
Занятие «Таинственный мир вулканов». Для детей 5–6 лет

Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний

Вид НОД: комплексное занятие

Возраст детей: страшая группа (5-6 лет)

обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека;

развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;

воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа: жерло, кратер, вулкан, лава, магма, вулканолог.

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Почемучка. какие бывают вулканы?».

Развивающая предметно-пространственная среда: макет вулкана, уксус, красная краска, жидкость для мытья посуды, сода, блокнот для фиксации наблюдений, компьютерная презентация «Мир вулканов«, стаканы с водой, камни, лупа.

Испольуемые технологии и методы: икт-технологии, игровые технологии, экспериментирование

Воспитатель: сегодня мы с вами снова пришли в нашу «Лабораторию ученых». Скажите, а для чего мы с вами приходим сюда?

Дети: чтобы изучить что-то новое и интересное

Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, и узнать то, что сегодня мы будем изучать и исследовать?

Ото сна гора проснулась,

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети: вулкан

Воспитатель: правильно! а что такое вулкан и как происходит его извержение, нам предстоит сегодня узнать! Вы поможете мне в этом?

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на экран (Слайд 1 «Вулканы«). Что вы видите на картинке?

Дети: вулканы

Дети: рассматривают изображение

Воспитатель: в нашей лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим.

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана,организуется обсуждение:

1. Какой формы вулкан?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

(Слайд 3 «Извержение вулкана«)

Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?

Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт «Извержение вулкана«

Дети по очереди подходят в макету вулкана и добавляют в него соду, жидкость для мытья посуды, краску красную (гуашь, усус добавляет воспитатель.

Воспитатель: что вы наблюдаете?

Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность

Воспитатель: а теперь возьмите блокноты и зарисуйте опыт

Дети: схематично выполняют зарисовку опыта

Давайте посмотрим на приготовленные на ваших столах камни и найдем среди них пемзу.

Дети: находят пемзу, среди остальных камней

Воспитатель: а теперь давайте сравним пемзу с другими камнями (на примере гальки) и проведем опыт «Тонет-не-тонет»

Дети: бросают в стаканы с водой гальку и пемзу. Сравнивают,делают вывод: галька тонет в воду, так она тяжелые, а пемза нет

Зарисовка опыта в блокнот

Воспитатель: а теперь давайте с вами посмотрим на поверхность этих двух камней и сравним ее.

Дети: галька гладкая, а пемза имеет пористую поверхность

Воспитатель: а теперь давайте возьмем лупы и посмотрим на поверхность камней в увеличенном виде

Дети: рассматривают камни, убеждаются в том, что пемза состоит из множества пузырьков воздуха и именно поэтому она не тонет в воде. Зарисовывают опыт.

Воспитатель: Все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, а бывает лава вытекает «спокойно». И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке

Слайд 5 «Вулканы Камчатки«

А как вы думаете опасно ли жить вблизи вулканов?

Дети: размышляют, высказывают предположения

Воспитатель: проводит беседу «Есть ли польза от вулканов и какой вред они приносят?».

Воспитатель: ребята, а как выдумает можно ли заранее предсказать извержение вулкана?

Дети: высказывают предположения

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы узнали много нового о вулканах. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди вулкан» и проверим на сколько вы были внимательны

Слайд 7 «Где спрятался вулкан«

Дети: Находят на изображении на экране вулканы

Воспитатель: теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы сегодня были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы сможете изучать и беречь нашу планету.

Прикреплённые файлы:

«Таинственный мешочек». Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Конспект занятия с детьми средней группы «Таинственный мешочек» Программные задачи: Закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие.

«Таинственный остров» (занятие (ФЭМП), подготовительная логогруппа) Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей выделять геометрические фигурыв формах окружающих предметов. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с природой «Таинственный мир насекомых», возраст 5–6 лет. Цель: расширить представления детей о насекомых, развить интерес к жизни насекомых, умению наблюдать за ними, делать выводы, воспитывать.

Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну вулканов» Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов» с детьми подготовительной к школе.

Конспект образовательной деятельности «Таинственный космос» в старшей группе Конспект образовательной деятельности «Таинственный космос» в старшей группе. Задачи: Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Рассказ троица романовского краткое содержание

Мастер-класс по изготовлению макета, для ознакомления с солнечной системой «Таинственный космос» 2 апреля вся наша страна отмечается День космонавтики. В 1961 году именно в этот день нашу планету потрясла неожиданная новость: «Человек.

НОД по экспериментальной деятельности с детьми в подготовительной группе «Путешествие в Страну вулканов» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с природным явлением «извержение вулкана». Формировать представление о типах вулканов. Программные задачи: 1. Обогащать.

Фотоотчет «Таинственный космос» 12 апреля наша страна отметит 55 летний юбилей освоения космоса. В день весенний, в день апрельский, Много лет тому назад, Мчалась в космосе.

Источник

Беседа о вулканах для детей

Беседа на тему «Вулкан» для детей 6-9 лет

Ребята! Давайте рассмотрим одно из самых грозных и завораживающих явлений природы, связанное с горами.

Послушайте о нем стихотворение.

Огнедышащий вулкан

Что сжигает горный склон,

Изрыгает камни, газы, —

Небеса темнеют сразу.

Пепел, ядовитый дым

Поднимаются над ним.

Слышится подземный гул,

Словно великан уснул,

И храпит и видит сон,

Как велик и страшен он!

К счастью, мало на Земле найдется людей, которые видели вулкан, особенно не потухший, а действующий. Но те, кто хоть раз в жизни наблюдал воочию извержение вулкана, несомненно, не забудет это необыкновенное зрелище!

Недаром вулканы называют «огнедышащими горами». Они опасны для жизни людей.

♦ Как вы думаете, почему?

Название этих гор происходит от древнеримского бога Вулкана — грозного и опасного.

♦ Что же такое вулкан?

Он представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество.

♦ Откуда же оно берется в глубине Земли?

Ученые полагают, что много миллионов лет тому назад Земля была расплавленным, очень горячим огненным шаром. Постепенно поверхность ее остыла, но в самой глубине сохранилось расплавленное раскаленное жидкое ядро. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.

Излившуюся на поверхность магму называют лавой вулкана.

При извержении на поверхность выбрасываются газы, пары воды, иногда вылетают огромные каменные глыбы, вулканическая пыль, тучи пепла. Ветер разносит пыль и пепел на огромные расстояния, застилая синеву неба.

Густая и вязкая лава, быстро остывая, образует гору с крутыми склонами. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее и успевает преодолеть большие расстояния. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, пожарами.

Вулканы, извергающиеся регулярно, называются действующими. Если действия вулкана прекратились, его называют потухшим.

Сейчас на суше насчитывается несколько сотен действующих вулканов. Ежегодно происходит 20—30 извержений.

В нашей стране много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах.

На дне океана тоже есть вулканы. Их называют подводными. Там происходят подводные извержения, из-за которых образуются гигантские волны. Они смывают города, деревни, села, расположенные на берегах океана.

Самые мощные вулканы находятся в Италии (Везувий), Индонезии (Кракатау), Вест-Индии (Мон-Пеле), Колумбии (Невадо дель Руис).

Извержение вулкана приносит людям гибель и неисчислимые беды.

♦ Какие бедствия приносит извержение вулкана?

При извержении Везувия еще в глубокой древности полностью погибли два красивых и многолюдных (по тем временам) города — Помпея и Геркуланум. Извержение Везувия началось ночью. Потоки огненной лавы ринулись с вершины горы вниз. Они сжигали все на своем пути: деревья, траву, пастухов и их стада, здания, храмы, дома горожан. Люди погибали мгновенно, задыхаясь от ядовитых газов, сгорая прямо в своих постелях. Даже тех, кто пытался спастись бегством, настигала раскаленная лава.

Такие явления природы, как извержение вулкана, землетрясения, тайфуны и смерчи, ясно показывают нам, людям, что человек вовсе не покоритель и хозяин природы, а лишь скромный обитатель планеты Земля.

Иногда вулкан замирает на сотни лет, и люди, забыв, что когда-то он с грозным гулом извергал лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

♦ Почему такое строительство опасно и неразумно?

Вокруг вулкана, изображенного на картинке, нет ни поселков, ни городов.

Великан и Голубое озеро

Жили-были два брата-великана. Как-то заспорили они, кто из них сильнее. Старший и говорит:

— Я сильнее! Вот пойду и перенесу на другое место высокую гору!

Младший не соглашается:

— Нет, я сильнее! Я смогу выпить целое озеро!

Поспешил старший брат к высокой-превысокой горе, обхватил ее своими огромными ручищами, приподнял гору и только хотел перенести ее, как внутри горы что-то глухо заворчало и загрохотало.

А надо вам сказать, что в этой горе спал вулкан. Великан разбудил его, и вулкан очень рассердился.

— Я сплю уже тысячу лет! Того, кто посмел потревожить мой сон, я опалю огнем и оболью кипящей лавой! — грозно зарычал вулкан. — Все живое кругом погибнет!

Великан не испугался, но ему стало жаль деревья, кусты, травы, растущие на склоне горы. Он поставил гору на место и ушел восвояси, проиграв спор.

Читайте также:  Рассказ моя семья в истории россии 4 класс окружающий мир

Тем временем младший брат отправился на поиски большого озера. Шел он шел и повстречал рыбаков, возвращающихся с богатым уловом.

— Не знаете ли вы, уважаемые рыбаки, — обратился великан к ним, — где находится озеро?

— Как не знать! — отвечали рыбаки. — За сосновым бором раскинулся большой луг, за ним зеленая дубрава, а возле дубравы, в низине лежит Голубое озеро. Рыбы в нем — видимо- невидимо. Это озеро всех нас кормит!

Великан поблагодарил рыбаков и пошел дальше.

Вскоре он встретил деревенских ребятишек с лукошками, полными ягод. Великан спросил у них, как найти Голубое озеро. Те показали дорогу и рассказали, что по берегам озера созрело много ягод: клюква, брусника и морошка. И людям хватает, и лесным зверям, и птицам есть чем полакомиться.

Пошел великан дальше, а навстречу ему летит стая уток. Попросил он птиц показать ему дорогу к озеру. Одна серая утка опустилась на землю и говорит:

— Я могу проводить тебя до озера.

Пока уточка вела великана по тропинке к озеру, она рассказала, что на берегах, в зарослях камыша и осоки, гнездятся утки, гуси, цапли, журавли и лебеди. Здесь птицы насиживают яйца и выводят птенцов. Голубое озеро щедро угощает их вкусной рыбой, сочными травами и всякой водяной живностью.

Наконец, серая уточка привела великана к озеру. Оно лежало среди осенних желтеющих трав и золотых кустов и казалось таким голубым, словно частица неба опустилась на землю.

Белые лебеди плыли по озеру, отражаясь в его зеркальной глади. Возле берега покачивались, как маленькие кораблики, лиловые и желтые листья.

Великан сел на берегу озера и задумался.

♦ Можете ли вы догадаться, о чем думал великан?

Великан думал, что если он выпьет всю воду, погибнет рыба, негде будет строить гнезда птицам, исчезнут вкусные ягоды, растущие на болотце возле озера, и не будет на земле прекрасного Голубого озера.

От этих мыслей великану стало грустно. Пить воду из озера ему расхотелось.

— Ну и пусть я проиграю спор! — сказал великан. — Лучше построю-ка я себе дом на берегу этого озера. Буду здесь жить, ловить рыбу и оберегать Голубое озеро!

С тех пор братья-великаны больше не спорили о том, кто из них сильнее, а наоборот, жили дружно и оберегали от бед и напастей высокую гору, Голубое озеро, живность и природу вокруг своих жилищ.

♦ О чем спорили великаны?

♦ Как они решили показать свою силу?

♦ Почему старший брат не стал переносить гору?

♦ Куда пошел младший брат?

♦ Кого он встретил по дороге к озеру?

♦ Что рассказали великану рыбаки, дети и серая уточка?

♦ Почему великан не стал пить воду из озера?

♦ Правильно ли поступили братья-великаны?

Ответьте на вопросы

1. Почему вулкан называют «огнедышащей горой»?

2. Каков внешний вид вулканов?

3. Что такое кратер вулкана?

5. Когда начинается извержение вулкана? Что выбрасывается из кратера?

6. Почему вулканы опасны для людей?

7. Бывают ли подводные вулканы?

8. Перечислите названия известных вам вулканов.

9. Каково строение вулкана?

10. Очаг вулканической магмы находится в глубине вулкана или на его поверхности?

11. В каких районах России располагается много действующих вулканов?

Источник

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет

Шарапова Алена
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» для детей 4–5 лет

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана»

Для детей 4-5 лет

Подготовила: Шарапова А. С.

Цель: познакомиться с профессией вулканолог; познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи: познакомить детей с понятием «Вулкан», дать представление о происхождении вулкана, о строении вулкана, формировать представление о природном явлении извержение вулкан.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с профессией.

Здравствуйте ребята, скажите пожалуйста, с какими профессиями вы уже знакомы? (ответы)

(Воспитатель берет мяч и по очереди кидает каждому ребенку).

(П/и «Профессии» с мячом)

1. Введение в игровую ситуацию. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Сегодня я получила загадочное письмо. Давайте откроем и посмотрим, что в нем написано. Ребята, нам прислали загадку, чтобы мы отгадали с какой профессией мы будем знакомиться дальше.

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку.

Взметнулся в небо ураган

Горячего и злого нрава:

Откупорив из камня жбан,

Льёт вниз расплавленную лаву

И вьюжит в воздухе отраву

Разгневанный седой … (Вулкан)

Воспитатель: Как думаете, как называется профессия человека, который исследует и изучает вулканы?

Ответы детей.

Воспитатель: Вулканолог.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу об удивительной и увлекательной профессии, о которой вы еще не слышали.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, какой была наша Земля много миллионов лет назад? На что она была похожа? (слайд№1)

Правильно наша земля была похожа на раскалённый огненный шар. А почему? (слайд№2)

Читайте также:  Сказки которые живут в ярославле

Да солнце грело сильно, извергались вулканы (слайд№3)

Воспитатель: Ребята, а что такое вулкан? Кто знает?

Воспитатель: А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?

«Жил на свете бог по имени Вулкан» (слайд№4)

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. (слайд№5) Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Ну что интересная легенда? Так представляли вулкан люди в древности, а как же дело обстоит на самом деле?

Я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов. Посмотрите (слайд№6) это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора (слайд№7) только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите (слайд№8) какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть (слайд№9) на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Этих ученых называют вулканологами. (слайд№15) С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. У нас в стране (слайд№16) есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Хотите я покажу вам, где это находится?

Спящий- он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд№19)

Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам действующий вулкан (просмотр видео).

Ребята, как можно охарактеризовать профессию вулканолога, какая она? Каким нужно быть человеком, чтобы стать вулканологом? (ответы детей)

Хотите, я вас научу зарядке, которую делают все настоящие вулканологи?

Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

И на десятки лет уснул. Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Опыт «Извержение вулкана»

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю провести опыт, который называется «извержение вулкана».

Ребята, я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Хотите его разбудить?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того, чтобы разбудить вулкан нам потребуется: лимонная кислота, дрожжи, краситель красного цвета и питьевая сода.

(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает лимонную кислоту.) Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана).

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Вы теперь настоящие вулканологи и можете самостоятельно проделать такой же опыт в своих мини лабораториях.

Воспитатель: предлагаю вам слепить из пластилина свои вулканы.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Угадай вулкан».

Разделимся на 2 команды. Первая команда среди картинок должна найти изображение действующего вулкана, вторая – спящего.

Итог занятия.Рефлексия: Что нового вы сейчас узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Извержение вулкана» Цель: Расширять.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Извержение вулкана» Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №29 Конспект НОД по экспериментальной деятельности.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности «Как происходит извержение вулкана?» для старших дошкольников Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Задачи: Образовательные: Содействовать формированию.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержения вулкана» открытое занятие «извержение вулкана» 07 декабря 2017 Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана».

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста «Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке»Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Источник

Познавательное и интересное