Рассказ про ябеду для детей 4 5 лет

Сказки

Ябеда. Сказка для детей

Девочка жила на белом свете
И была такою(!) ябедой,
Что за это все другие дети
Звали девочку Карябедой.

Папа с мамой, на самом деле,
Дочь свою иначе называли.
Катя Спичкина же не хотела
Изменить поведенье с друзьями.

В целом, Катя была умницей;
И могла до двадцати считать.
Только вот, выйдя на улицу,
Забывала свой нос утирать.

Уж всегда с ней так случается:
Только ябедничать лишь начнёт –
Вмиг собой преображается
И из носа что-то вниз течёт.

Некрасиво так жалуется:
«А Юра Лямин не дал мне мяча-а…
А Павлик с Шурочкой балуются…»
У самой же блестят два ручья.

Катю очень трудно переделать;
Многие ей часто говорили:
«Так – нельзя! Некрасиво так делать!»
Но напрасны слова эти были.

В детском садике часто бывает,
Что, играя, и ссорятся дети;
Катя же своё не упускает –
Ну, не может без ябед и сплетен.

Как-то летом детсад был на даче.
Там резвились все, дружно играли.
Детям весело, лишь Катя плачет:
«Я всё-о расскажу… Я хочу к ма-аме. »

Раз ей всё – не так и всё – не этак,
То никто не захотел с ней спать.
Отодвинулись от Кати дети…
И стоит в углу её кровать.

А в углу, на потолке спальни,
Проживает очень мудрый паук;
Волшебством тот паук обладает.
Всем известен Доктор Всехнаук.

И, прознав о характере Кати,
Пожелал вмешаться Всехнаук.
После слов: «Тынц, сани! Тынц, полати!»
Катя стала маленькой как жук.

Это всё случилось утром ранним;
Все детишки в кроватках сопели,
Воспитатели ещё спали,
Да и пташки песни не запели.

Всехнаук лицо страшное сделал
И повёл Катюшу за собой.
Ябеда от страха онемела,
Лишь – круть-верть своею головой.

Щель в углу ей пещерой казалась,
Паутина ж – липкою лианой.
Но вот скоро оба оказались
В мире, где народ такой весь странный:

Тараканы, муравьи, жуки,
И клопы, букашки, червяки,
Да двухвостки, блохи, слизняки,
Мухи, осы, слепни, пауки…

А ещё в большой мусорной куче
Крыса Расфуфыса спит – обжора.
Близко к ней не подходить бы лучше –
Любит есть она всех без разбора.

Но пока она там спит-храпит,
Весь народ на площади собрался
И дивится Кате. Та ж – молчит,
Будто у неё язык отнялся.

Взял тут слово рыжий таракан.
Шевеля длиннющими усами,
Девочке сказал: «Пойдём! Я дам
Спрятанную крошку… две… в чулане».

Катя покачала головой,
Про себя подумав: «Вот так да-а!
Мне совсем не нужен муж такой.
С жадиной таким – не жизнь – беда».

К ней подполз слизняк и прогнусавил:
«О-о, фея с ручьями длинными,
Будь моею. Тебе разрешаю
Нос не утирать; ведь так – краси-ивее!»

Катя вытерла нос хорошенько
И, чуть осмелев, сказала: «Нет!
Ростом Вы всего – мне до коленок…
И не суйте скользких мне конфет».

Всехнаук же с хитрецой смеётся
И загадочно как-то молчит.
«Если умная, то разберётся…»
Вид его об этом говорит.

В круг шагнул жучище, жуть вонючий,
Прошипев: «Ты лучш-ше буд-ть моей-й.
Будем-м ж-жить в моей навоз-зной куч-че.
Хорош-шо там-м! Ты реш-шай скор-рей!»

Но она, зажав рукой свой нос,
Отказала: «Вы уж извидите,
Но Вы, не стдяхнув с себя давоз,
В жёды взять ещё бедя хотите».

Стал народ насекомых галдеть:
«Вот так Катя! Ах, ведь молодец-то!
Ну и чистюля! Любо глядеть!
Повезёт кому-то наконец-то!»

Катя же в ответ: «Я сожалею!
Как мы вместе с Вами сможем жить?
Я так прыгать, как Вы, не умею…»
Но блохи успел уж след простыть.

Тут вперёд несмело вышел клоп.
Долго уж вздыхал и волновался;
Почесав свой нос, затылок, лоб,
С силами он всё ж таки собрался:

«Как его… э-э… Спичка Катина…
Будь… ну, это… э-э моей э-ной…»
Катя перебила: «С памятью
Такой, клопик, э-дите домой».

Из толпы вдруг кто-то заканючил:
«А-а, всё расскажу-у мамуле своей…» –
То жених – мокрица был ползучий;
С пузырьком в носу; ртом, полным слюней:

«Пусть она сейчас пойдёт со мной,
А то всё скажу – и вам попадёт…»
Поняла тут Катя, как порой
При друзьях она себя ведёт.

И смущённо всем она сказала:
«Не хочу обидеть здесь кого-то,
Только замуж мне пока что рано.
И домой к себе уже охота.

У меня друзья там есть хорошие –
Павлик Мыкин и Юра Лямин,
И подружка – Шурочка Горошкина.
Рядом … спим мы… вчетвером играем».

Вся толпа, возмутившись, орёт:
«Променять нас (!)на своих друзей?!
Здесь теперь твой дом! Так – не пойдёт!
Надо жениха ей найти скорей!

Не захочет – то её замучить. »
И никто от шума не расслышал,
Как, проснувшись, из большущей кучи
Крыса Расфуфыса тихо вышла.

Тень её на стенке отразилась…
Ну и паника тут началась!
С площади толпа по щелям скрылась…
Крыса ни за кем не угналась.

…Всехнаук и Катя в угол – шасть –
Там их не достанет Расфуфыса.
И к друзьям чтоб девочке попасть,
Лестницу паук сплёл очень быстро.

Катенька спустилась на кровать.
Всехнаук шепнул: «Полати! Сани!»
Стала Катя рост свой набирать…
Тут и няня заглянула в спальню.

Может, это Кате всё приснилось?
Или всё – на самом деле было?
Только девочка вдруг изменилась
И о вредных привычках забыла.

Перестала ябедничать Катя;
И под носом у неё – опрятно.
К ней друзья придвинули кровати;
Оказалось – с ней дружить приятно.

Навестившие родители
Сразу дочь свою и не узнали.
«Воздух здесь – чудо! – целителен», –
В восхищенье оба лишь сказали.

…Через год детсад вновь был на даче.
Катя сразу подошла к углу
(Для неё тот угол много значит)
И ей, вроде бы, паук мигнул.

1991 год
(фото из книги «Сказки дедушки Вадима»,
художник Дунько В.В.)

Источник

Братец Кролик и Братец Воробушек — Харрис Д.Ч.

Сказка про то, как не хорошо ябедничать на других. Однажды Братец Воробушек хотел наябедничать на Братца Кролика Братцу Лису. Но Кролик перехитрил его и Братец Воробышек был жестоко наказан.

Братец Кролик и Братец Воробушек читать

Дядюшка Римус сидел насупившись. Раз-другой он даже вздохнул тяжело и закряхтел. Джоэль понял, что чем-то огорчил дядюшку Римуса. Он никак не мог вспомнить, что он сделал плохого, но все-таки ему было не по себе. Вдруг дядюшка Римус взглянул на него так грустно, уныло и спросил:

— Чего это ты наболтал сегодня маме про своего братишку?

— Что такое, дядюшка Римус? — спросил мальчик, покраснев.

— Я слыхал, что твоя мама собирается наказать его после твоей болтовни.

— Ну, дядюшка Римус, я ведь только сказал ей, что он дергал чеснок у тебя на полоске и бросил в меня камень.

— Послушай, что я тебе скажу, дружок, — пробормотал старик, откладывая в сторону хомут, который он плел. — Послушай, что я скажу: скверное это дело — ябедничать.

— Это был такой вот попрыгунчик-воробушек, — сказал старик. — Воробьи всегда вмешивались в чужие дела. И сейчас у них такая же привычка. Тут клюнет, там чирикнет и все сплетничает.

Как-то раз, после того как Братец Черепаха перехитрил Братца Кролика, сидел Кролик в лесу и раздумывал, как бы ему отыграться. Очень скверно было у него на душе, злился он очень, Братец Кролик. И бранился, и ругался — прямо беда, лучше и не говорить об этом в сказке. Думал он, думал, потом вдруг вскочил да как крикнет:

— Ладно, черт побери, оседлаю опять Братца Лиса! Покажу Матушке Мидоус с дочками, что я хозяин Старому Лису, — как хочу, так верчу им!

Читайте также:  Рассказ про доктора пилюлькина 3 класс литературное чтение

Братец Воробушек с дерева услыхал Кролика и запел:

— А я скажу Братцу Лису! А я скажу Братцу Лису! Чик-чирик, расскажу, чик-чирик, расскажу!

Братец Кролик смутился немножко и не знал, как быть. А потом смекнул: кто первым придет, тому и поверит Братец Лис. Поскакал домой — скок-поскок, скок-поскок! — глядь, а вот и Лис, легок на помине.

— Что это значит, Братец Лис? — начал Кролик. — Говорят, ты хочешь сжить меня со свету, деток передушить и дом разрушить.

Лис прямо взбесился от злости:

— Откуда ты взял это? Кто сказал тебе это, Братец Кролик?

Кролик сперва упирался для виду, а потом признался, что Братец Воробей ему это сказал.

— Ну, я, конечно, в сердцах все на свете изругал, как услышал такую штуку, — сказал Братец Кролик. — И тебе досталось тоже, Братец Лис.

— А ты в другой раз не верь пустому слову, — отвечал Лис. — Ну, будь здоров, я пойду, Братец Кролик!

Побежал Братец Лис прочь, глядь — Воробушек спорхнул с куста на дорогу.

— Братец Лис, — кричит, — а Братец Лис!

А Лис знай трусит полегоньку, будто не слышит. Воробушек за ним вдогонку:

— Братец Лис! Да постой, Братец Лис! Я что знаю… Послушай только!

А Лис все бежит да бежит, будто и слышать не слышит и видеть не видит Братца Воробушка. Потом растянулся у края дороги, будто собрался вздремнуть. Воробушек все кличет его да кличет, а Старый Лис ни звука в ответ. Подскочил к нему Воробушек совсем близко:

— Братец Лис, что я скажу тебе!

Повернул голову Лис, говорит:

— Сядь на хвост мне, братец Воробушек. На одно ухо я глуховат, а другое не слышит. Сядь на хвост.

Сел Воробушек ему на хвост.

— Все не слышу, Братец Воробушек! На одно ухо я глуховат, другое не слышит. Сядь-ка на спину.

Сел Воробушек ему на спину.

— Прыгни мне на голову, Братец Воробушек. Я на оба уха глух.

Прыгнул на голову Воробушек.

— Прыгни мне на зубок, Братец. На одно ухо я глуховат, другое не слышит.

Прыгнул Воробушек Лису на зубок, а Лис… Тут дядюшка Римус умолк, широко раскрыл рот и закрыл его снова, так что сразу стало понятно, чем кончилось дело.

— Братец Лис проглотил его, дядюшка Римус? — спросил все-таки мальчик.

— На другое утро, — сказал дядюшка Римус, — шел по дороге Братец Медведь и набрел на перышки. И слух прошел по лесу, что Матушка Сова опять кого-то съела на завтрак.

Источник

Сказка про Колю-ябеду

Жил да был на свете мальчик Коля. Очень любил этот мальчик ябедничать на всех. В детском садике его так и звали: Коля-ябеда.

Однажды теплым весенним днем гуляла Колина группа на своей площадке. Все дети играли, а Коля постоянно бегал к воспитательнице, Анне Николаевне, и жаловался на всех.

— Анна Николаевна! – закричал Коля, подбегая к ней. – А Света упала в лужу!

— Ах, — испугалась Анна Николаевна. – Но ты помог ей подняться?

— Нет, — удивленно пожал плечами Коля. – Зачем? Она сама встанет. Я пришел Вам рассказать.

— Я бы сама все рассказала, — обиженно сказала Света, подходя к воспитательнице. – А ты Коля – ябеда!

Коля подошел к ребятам, стоявшим у качелей.

— Пустите меня покачаться, — начал толкаться он.

— Сейчас не твоя очередь, — возмутился Вася.

— Анна Николаевна! – закричал Коля. – А они мне покачаться не дают!

Анна Николаевна тяжело вздохнула, посмотрела на часы и сказала:

— Все, собираем игрушки! Пора обедать.

Когда ребята поели и начался тихий час, Коля внимательно оглядел группу и побежал к воспитательнице:

— Анна Николаевна! – зашептал он. – А Нина, Витя и Олег не спят. Они лежат и шепчутся.

— Коля! – печально покачала головой Анна Николаевна. – Сколько раз я тебе говорила: ябедничать очень-очень плохо! Если ты видишь, что кто-то сделал что-то не так, помоги, объясни, но только не ябедничай!

Коля надулся и лег в свою кроватку. Он долго ворочался с боку на бок, но заснуть никак не мог. Вдруг прямо перед ним появился крохотный желтый шарик. Он начал надуваться, надуваться, надуваться…

— Сейчас лопнет, — подумал Коля.

Но шар не лопнул. Он покрутился перед Колиным носом, а потом внутри шара заклубился красный дым. Коле стало страшно. Он попытался забраться под подушку, но подушку сдуло словно ветром. Дым в шаре развеялся, и на мальчика глянули выпученные лягушачьи глаза. Над ними топорщились зеленые волосы, стоявшие дыбом, словно иголки у ежа. Между глаз торчал толстый длинный нос, похожий на огурец, только он был лилового цвета, а на самом его конце торчали три здоровенные бородавки. Рот был похож на зубастую щель.

— Ты кто? – в ужасе спросил Коля.

— Я – Ябеда! – гордо ответила жуткая голова, показав ему длинный синий язык.

— А что тебе тут надо? – дрожащим голосом поинтересовался Коля.

— Я за тобой! – голова подпрыгнула, и шар качнулся в Колину сторону. Он едва не свалился с кровати.

– Помогите! – прошептал Коля. Но все спали. Анна Николаевна пила у окошка чай и ничего не замечала.

— Помогите! – закричал Коля во весь голос.

Но никто его не услышал. Он почему-то и сам себя не услышал.

Голова в шаре хихикнула и забормотала:

Надувайся новый шар!

Не видать больше воли!

— Приветствую тебя в стране Ябед! – каркнул кто-то сзади. – Поздравляю, теперь ты – один из нас!

Коля оглянулся. Прямо перед ним в воздухе висела лупоглазая голова.

— Я что, тоже теперь такой же страшный? – в ужасе спросил Коля.

— Пока нет, но скоро станешь! – важно ответила голова.

— Я не хочу! – закричал Коля.

— Как это не хочешь? – удивилась голова. – Ты же ябеда, а мы все должны быть такими.

— Я хочу к маме! Верните меня обратно! – заплакал Коля.

— Твое место здесь! – сурово ответила голова и, возмущенно ворча, улетела.

Коля огляделся. Вокруг раздавался странный гомон, словно много-много детей разговаривали одновременно.

— Пчела съела мой нектар! – хлопала крыльями бабочка.

— Медведь взял без спроса мой мед! – жужжала пчела.

— Волк не вытер ноги, когда пришел ко мне в гости, — ворчал медведь.

— Лиса обманула меня, — жаловался волк.

— Заяц опять ел мою морковь, — ныла лиса.

— Белка не хочет угощать меня орешками, — хныкал заяц.

— Перестаньте, у меня голова болит!- закричал он. – Сколько можно жаловаться?

— Мы не жалуемся, — удивились все. – Мы ябедничаем. А ты почему молчишь?

— Я не хочу больше ябедничать. Вас противно слушать! – возмутился Коля.

— А раньше тебе очень даже нравилось! – ответили ему все хором и опять начали ябедничать.

К Коле подлетела целая стайка страшных пучеглазых и носатых голов:

— Привет! – закричали они. – Главный Ябеда сказал, что к вечеру ты станешь таким же, как и мы! Потерпи немного.

Весело хохоча, они улетели.

— Подождать! – испугался Коля. – Ни за что! Я не хочу быть ябедой, я домой хочу!

Жалобные и обиженные голоса со всех сторон становились все громче. Коля не выдержал. Сначала он поймал бабочку.

Читайте также:  Проект карусель сказок 2 класс родной литературе

— Пчела съела мой нектар, — обиженно сказала бабочка.

— Найди другой цветок с нектаром. Посмотри, как их тут много! – ответил Коля.

— И правда, — удивилась бабочка. – Как это я сама не догадалась!

Она села на душистый розовый клевер и, довольно причмокивая, начала пить нектар.

Пчела, с обиженным жужжанием кружила рядом с Колей:

— Медведь взял без спроса мой мед!

Коля строго посмотрел на нее и сказал:

— А ты не поделилась с бабочкой нектаром. Ей тоже было неприятно. Собери новый мед, а медведю надо было просто объяснить, что брать чужое нельзя!

— И правда, — удивилась пчела. – Как это я сама не догадалась!

Она улетела собирать новый мед, а Коля пошел к медведю.

— У меня пол в берлоге грязный, — обиженно сопел медведь. – Волк пришел в гости, а ноги не вытер!

— Надо было ему объяснить, а не жаловаться! Ты сам съел у пчелы мед, она обиделась, так делать тоже нельзя!- ответил Коля. – Если бы ты сразу сказал волку, что ноги надо вытирать, то он бы не успел напачкать! Теперь надо просто убрать, а не ябедничать

— И правда, — удивился медведь. – Как это я сам не догадался!

Он взял метлу и принялся за уборку.

Волк подбежал к Коле и завыл:

— Меня Лиса обманула!

— Так объясни ей, что обманывать нехорошо, — удивился Коля. – А когда в следующий раз пойдешь к медведю в гости вытирай ноги, чтобы с ним не ссориться.

— И правда, — сел на задние лапы волк. – Почему я сам не догадался?

И он побежал к лисе.

Коля сел на траву и задумался:

— Получается, и я не должен был ябедничать. Я ведь сам мог разобраться. Когда Света упала, надо было помочь ей подняться. Когда меня не пустили на качели, я должен был просто занять очередь, кататься-то все хотят!

— Безобразие! – закричала неизвестно откуда взявшаяся летающая голова. – Кто его пустил в нашу страну, это же не ябеда! Вернуть его немедленно домой!

— Да, да! – обрадовался Коля. – Верните меня домой! Я никогда больше не стану ябедничать!

— Закрой глаза! – сердито сказала голова.

Коля послушно зажмурился. Он ждал, ждал, но вокруг была тишина. Наконец, ему надоело ждать, и он осторожно приоткрыл правый глаз. Вокруг стояли кроватки, он снова был в своей группе, в своем детском саду.

— Ура! – шепотом сам себе сказал Коля.

Наступило время полдника. Драчун Вася схватил Колину булочку и, хитро прищурившись, сказал:

Все думали, что Коля как всегда побежит к Анне Николаевне жаловаться, но он только улыбнулся и сказал:

— А я съем твою, и никому не будет обидно! Я больше не ябеда, вот так вот!

Все ребята с облегчением вздохнули. Вася пожал Коле руку, и они сели полдничать, весело болтая ногами.

Источник

Рассказ `Ябеда`

Ябеда

Большая перемена наполняла школу топотом, смехом, криком и суетой. Миша уже успел сбегать в столовую и теперь прогуливался по коридору в ожидании звонка. Другие ребята толкались тут же. Миша подошёл к стене, на которой висел новый стенд на военную тематику. В рамке под стеклом были фотографии недавних учеников школы, которые сейчас служили в Армии. Здесь же были тексты о них, о тех частях, где проходила служба бывших выпускников. Конечно, многих из ребят Миша не помнил, ведь тогда он был ещё в третьем классе. Но всё равно было интересно читать о мальчишках, которые недавно учились в его школе. Он даже подумал, что и о нём вот так же напишут когда-то под его фотографией в военной форме. Чтоб легче было читать текст, Миша подошёл ближе к стенду.

Тут прибежал в коридор запыхавшийся и разгорячённый Серёжка из параллельного класса. Он принялся толкать и задирать стоявших ребят. Возбуждённый мальчишка подскочил к Мише и стал тащить его к толпе ребят. Миша вывернулся, тогда Серёжка с силой толкнул его. И тут раздался звон стекла. На полу лежал стенд и куча осколков. Все мгновенно замолчали. Звонок звенел в полной тишине. Дети разошлись по классам.

В классе стали выяснять, кто разбил стенд. Все видели, что Миша стоял у стенда, но как всё было, никто не хотел рассказывать. Владимир Павлович, учитель, поднял Мишу:

— Мальчик из другого класса.

В соседнем классе уже начался урок. Владимир Павлович извинился и, поставив Мишу у доски, спросил:

Миша молчал, опустив голову. Внутри всё похолодело от взглядов ребят.

Миша весь внутренне сжался и посмотрел на Серёжку. В глазах Серёжки была злоба.

На перемене Миша вышел в коридор, и сразу же его окружили ребята. Со всех сторон кричали:

— Ябеда! Ябеда! Предатель! Шестёрка!

У Миши снова всё внутри похолодело. Он зажмурил глаза, закрыл ладонями уши в надежде, что когда откроет их, всё мигом исчезнет.

Но ничего не исчезло. Мальчик бросился в класс, схватил портфель и опрометью выскочил на улицу. Там, за школой, он стал горько плакать.

— Почему, почему так? Как надо было?

Мама всегда учила говорить правду. Он верил ей, всегда старался следовать её советам. Почему же его все называли предателем, ябедой?

Он не находил ответов на эти трудные вопросы.

Расстроенный, с покрасневшими глазами, Миша пошёл домой.

Мама заметила, что с сыном что-то произошло, но не торопилась спрашивать. Она усадила его, обняла и спросила:

— Мама, правду говорить хорошо?

— Ты ведь знаешь это давно. А что, ты усомнился в этом?

И Миша рассказал всё, что с ним случилось в школе.

Мама молчала. Её охватил страх. То, чему она учила сына многие дни и месяцы, может вдруг рухнуть из-за неправильного поступка одного взрослого и весьма авторитетного человека, учителя. Может быть сам, не зная того, он посеял сомнения в силе и важности Правды. Помочь сыну или спасать авторитет учителя? Перед нею не менее важные вопросы, чем перед её сыном. Она мысленно просила мудрости у Того, Который есть Начало всякой мудрости.

Мама и сын продолжали сидеть молча обнявшись. Каждый думал о своём.

Миша радовался, что нашёл ответы на свои трудные вопросы. А мама размышляла о том, что ждёт её сына завтра в школе, какие сложности принесёт новый день? Сколько разных людей встретится, сколько проблем встанет перед её сыном? Как сохранить тот чистый свет в глазах и величие души?

Татьяна Жуганова.


Прекрасный рассказ для чтения и обсуждения в младших и средних классах
Автор: Т.Жуганова
Источник: интернет

Тэги: рассказ ябеда литература


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Детские конфликты. Ябеда

Многие помнят и любят замечательные истории о двух проказниках-мышатах и добряке – коте Леопольде. Самая запоминающаяся фраза, которую произносил этот милый герой: «Давайте жить дружно!» Если бы все решалось так же просто!

Почему дети иногда не могут играть мирно, начинают кричать и обижать друг друга? Существует множество причин, которые провоцируют детские конфликты. Ябеда, жадина, забияка могут запросто рассорить ребят в детском саду или в школе.

В стычках между ребятами взрослому трудно сохранять нейтралитет. Появляется желание посочувствовать одному, попенять другому. Возникает резонный вопрос: стоит ли вмешиваться или дать малышам возможность самим разобраться в проблеме? Конечно, опыт общения ребенок обретает, наблюдая за окружающими, сам попадая в различные ситуации.

Если нет риска для жизни и здоровья ребенка, то стоит предоставить ему самостоятельно выбрать тактику поведения. Благодаря нескольким психологическим приемам взрослый способен оказать помощь в сохранении дружеских отношений и профилактике серьезных ссор и конфликтов.

Ябеда

Ваш ребенок начинает активно делиться своими впечатлениями (примерно с 3-5 лет )? Он сообщает обо всем, что происходит с ним и в его окружении. Замечательно, если его рассказы носят описательный характер. Речь малыша развивается день ото дня.

Важно уточнить, какую именно информацию он пытается донести до Вас. История о ссоре с приятелем часто совсем не является жалобой. Для малыша важнее Ваша готовность его выслушать и помочь разобраться в ситуации. Иногда безоценочное слушание служит показателем Вашей надежности и дарит ощущение безопасности ребенку. Согласитесь, что иногда просто нужно выговориться. Малышу хочется найти слушателя, который не осудит, а просто кивнет и обнимет.

После 5 лет дети уже способны ябедничать. Вот несколько примеров, с помощью которых Вы легко поймете, что есть ябедничество. Ребенок:

• Рассказывает, что мальчик во время прогулки выбегал за пределы двора, а это ему не позволялось. Стоит расценивать это сообщение, как сигнал об опасности.

• Сетует, что на детской площадке соседская девочка отнимала у других игрушки или толкалась. Помогите крохе разобраться в ситуации и найти вариант действий.

• «Сдает» того, кто разбил окно, порвал куртку, стащил сладости до обеда и т.д. Ребенок говорит о таких ситуациях, когда есть провинившийся, которого, скорее всего, ждет наказание. Настоящие ябеды получают удовольствие от участия в цепи: сообщение – возмущение – наказание. Получается, что он ждет того момента, когда кому-то достанется по первое число (например, за разбитую вазу).

Негативный оттенок высказываний в любом случае должен Вас насторожить. Даже если это не «донос», стоит задуматься над тем, все ли благополучно в отношениях с окружающими у Вашего малыша.

Важно, чтобы ребенок тоже умел разделять понятия. В Ваших силах развести понятия “ябедничество” и “рассказ из личного опыта”.

Основная проблема

Ребенок, который ябедничает, рискует остаться не только без друзей, но даже нажить себе недоброжелателей. Такого малыша рано или поздно начинают игнорировать, что ведет к озлобленности и недоверию к людям.

Дошкольнику порой сложно разобраться, почему его отвергают, когда он рассказывает обо всем окружающим. Каждому хочется быть любимым и нужным. Ребенок делает ошибочный вывод: говорить правду не стоит, потому что от этого одни сердятся, а другие обижаются. Как только не называют этих ребятишек: жалоба, стукач, крыса, сплетница… Остальные дети с презрением и ненавистью относятся к таким «доносчикам».

Иногда ябеда идет не к взрослым, а разносит сплетни и наветы среди товарищей. Дружный коллектив после активной деятельности такого ребенка может расколоться на группы, перессориться. Очень легко испортить отношения между ребятами, рассказывая гадости друг о друге. Детям сложнее сориентироваться и понять, кто обманывает или перевирает факты, а кто говорит правду. Иногда сверстники просто перестают общаться, благодаря стараниям ябеды.

В чем причины?

Такому малышу надо дать понять, что он выбрал неправильный способ. Похвальные поступки, внимание к окружающим, собственные таланты и способности – залог благожелательного отношения сверстников и взрослых.

Если ребенку сложно самому понять, чем он может заинтересовать и приятно удивить друзей и знакомых, то самое время подсказать ему. Например, напомнить, что он замечательно рисует, придумывает разнообразные игры, показывает фокусы и т.д. На детской площадке или празднике можно подготовить конкурсы или концертную программу, чтобы Ваша кроха блеснула талантами. Иначе говоря, найдите способ проявиться всему позитивному и радостному, что есть в каждом ребенке. Тогда необходимость завоевывать признание через жалобы и наветы отпадет. Чаще давайте ребенку поручения, с которыми он точно справится. Подчеркните, что Вам очень нужна его помощь и поблагодарите ему за проделанную работу.

Недостаток внимания. Ребенок жалуется воспитателю на товарищей по группе в детском саду, ищет одобрения среди сверстников, когда «сдает» новичка, рассказывает неприятные вещи о родителях бабушке и т.д. Если малыша часто ругают, но редко хвалят и одобряют, то он пробует таким способом получить внимание.

Огромное количество запретов вредно для психики и самооценки ребенка. Стоит выработать четкий список «табу» (касаются безопасности и некоторых правил поведения), которые соблюдаются обязательно. И другой список, отступления от которого возможны в некоторых случаях. И помните: в похвале и поощрении нуждается каждый человек (особенно маленький).

Несправедливые наказания. Если в конфликтах взрослые просто наказывают всех участников, не считая нужным выяснять причину и устанавливать истинного виновника, то проще «заложить» приятеля, чем терпеть наказание. Это своеобразный способ обезопасить себя. Тем более, что есть взрослые, которые прямо говорят: «Скажи, кто это сделал, и я не буду тебя наказывать». Постарайтесь избегать подобных действий.

Месть и ревность. Если малышу кажется, что к другим детям относятся лучше, чем к нему, то он всеми силами пытается изменить такое положение вещей. Ябедничать и врать – самое простое. За счет того, что он очерняет других, ребенок считает, что автоматически становиться лучше в глазах значимых для него людей. Но обман и наветы раскрываются, ведь к ним малыш прибегает все чаще и чаще (отличный метод манипуляции!).

Основное, что важно в данном случае – дать понять, что такой способ неприемлем, И, конечно, распределять внимание и ласку между детьми таким образом, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Проводить досуг вместе, подключать детей к помощи по хозяйству, хвалить примерно в равной степени и т.д.

Советы психолога:

• Если Вашему ребенку кто-то наябедничал на его друзей или приятелей, то постарайтесь вместе выяснить, правда ли была сказана, и чем объясняется неприятный поступок или высказывание. Бывают случаи, когда малыш расстроен тем, что кто-то вдруг перестал с ним общаться и играть. Ребенок не знает причины, а она может заключаться в том, что о нем сказали его другу нечто нелицеприятное. Естественный выход из подобной ситуации – беседа с обиженным приятелем. Даже если Ваш ребенок на самом деле виноват перед товарищем, признать это и объяснить причину гораздо лучше, чем сердиться и молчать.

• Учите подмечать положительное в других детях, рассказывать именно об этом, не заостряя внимание на недостатках.

• Отличная профилактика ябедничества – сказкотерапия. Далее приведены несколько произведений о ябедах. Предлагаю найти эти книжки в детской библиотеке или в Интернете. Прочитайте их детям, обыграйте в домашнем театре и обсудите героев.

Батый Ирина
Буква Я. Ябеда, ябедник (по русским пословицам из словаря Даля)

Нашалили в доме дети,
Кто ж их привлечёт к ответу?
Ох, беда, беда, беда!
Это Даша-ябеда.
Подойдёт она к мамуле
И расскажет всё про Юлю.
Про Андрюшку – дедушке.
А про Соню – бабушке.
Всем на уши шепчет тихо
Про детей, шаливших лихо.
Многое присочинит
И во всём их обвинит.
И сама собой довольна.
Пусть отшлёпают их больно.
Но сказал тут строгий дед
Не садиться за обед.
– «Пусть ты маленькая кроха,
Ябедой быть, внучка, плохо.
Постоишь в углу одна.
Думай, в чём твоя вина».

Катя Сим. Сказка про Таню-ябеду.
Мария Кутовая. Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:
Рассказы и сказки Новой цивилизации. Александр Бородай. Ябеда.
Семенов А.И. Ябеда-Корябеда, ее проделки и каверзы: Сказочные истории с загадочными картинками.
Лев Давыдычев Ябеда-беда-беда и Беда-беда-ябеда.

В возникновении детских конфликтов ябеды играют не последнюю роль. Надеюсь, что приведенные здесь рекомендации помогут Вам решить эту проблему. В дальнейшем речь пойдет о завистниках, жадинах и т.п.

P.S. Вспомните истории с ябедами из Вашего детства. Их тоже можно рассказать для примера Вашему ребенку.
Какие еще сказки, мультики и фильмы о ябедах Вы знаете?

Детский психолог

Анна Зубарева

Источник

Читайте также:  Рассказ о низших божествах сатиры и нимфы
Познавательное и интересное